Проблема детско-родительских отношений в неполных семьях
Каждая стадия развития ребенка отличается своими возрастными
задачами (которые решаются им, конечно же, не в умственном плане, а на
эмоциональном уровне), и каждая стадия служит фундаментом для последующих. Например,
до 1,5 лет ребенок решает задачу доверия - недоверия окружающему миру, и
решает он ее через общение с близкими взрослыми (прежде всего родителями).
Ключевая роль на этой стадии принадлежит матери ребенка, которая через свои
тепло, заботу и уход формирует у ребенка чувство доверия к миру. На
следующей стадии (1,5 - 4г.) постепенно прогрессирующая независимость
ребенка (он уже может передвигаться ползком, позже шагом, развивается речь,
способность совершать различные действия с разными предметами) позволят ему
перейти к решению второй жизненной задачи - обретению самостоятельности. Если
же близкие взрослые сверх требовательны к ребенку или, наоборот, стремятся
делать за ребенка даже то, что он может делать сам, развитие может принять
негативную форму - формирование чувства неуверенности в себе, стыдливость. За
этой стадией следует период (4-6 лет), когда ребенок овладевает различными
социальными ролями, сам ставит себе цели и прилагает усилия к их достижению,
активно фантазирует. В целом, данный возраст можно назвать возрастом игры -
ребенок охотно экспериментирует с разными ролями, примеривает их на себе и
других, либо отказывается от этого и утверждается в кокой-то одной роли,
например, “плохой”/ “хороший” мальчик/ девочка, демонстрируя это всем
окружающим и ожидая соответствующей их реакции похвалы/ порицания. Данный
возрастной период сменяется стадией (6-11 лет), возрастная задача которой
заключается в освоении ребенком различных умений, в том числе и умения учится,
так как в этот период постепенно формируются произвольность (способность
управлять своим поведением), готовность к усвоению знаний, стремление делать
все хорошо и стремление к соревновательности. Как итог формируется чувство
умелости, компетентности, а при негативном варианте развития - чувство
неполноценности. И как бы родителям и близким не хотелось ускорить процесс
развития ребенка, и какими бы благими намерениями это не обосновывалось -
невозможно ускорить процесс роста и развития ребенка. Это требует времени и не
возможно заставить ребенка расти быстрее. Ему необходимо забота, любовь и еще
больше - терпение родителей. И в силах родителей создать благоприятный климат
для полноценного развития своего ребенка [17].
1.4.1. Отношения
матери с детьми в
неполной семье
В неполной семье
одинокая мать имеет более выраженную установку на воспитание детей, чем мать в
полной семье. Особенно это заметно в семье разведенных
супругов. Процесс воспитания и вся система
отношений матери с детьми эмоционально более насыщены. При
этом в поведении матери, касающемся ее взаимоотношений с
ребенком, наблюдаются две крайности. Одна из них — применение жестких мер
воспитательного воздействия, в первую
очередь по отношению к мальчикам. Обусловливается
подобное отношение, по мнению специалистов,
тем, что мать ревниво относится к встречам сына с отцом, испытывает к сыну
постоянное чувство эмоциональной неудовлетворенности
и недовольства из-за имеющихся у мальчика
нежелательных черт характера бывшего мужа. Угрозы, порицания и физические
наказания матери чаще применяют к
мальчикам. Сыновья нередко становятся «козлами отпущения» для снятия нервного
напряжения и чувства эмоциональной
неудовлетворенности. Это свидетельствует о нетерпимости матерей к общим с отцами чертам у детей и о
предшествующих конфликтных отношениях
в семье.
Вторая крайность в
поведении матери после развода заключается в том, что она
стремится своим влиянием компенсировать то, что, по ее
мнению, дети недополучают из-за отсутствия отца.
Такая мать занимает опекающую, охранительную, контролирующую позицию,
сдерживающую инициативу ребенка, что способствует формированию
эмоционально ранимой, безынициативной, несамостоятельной, поддающейся внешним влияниям, управляемой извне, эгоистической
личности.
Б.И. Кочубей выделяет несколько соблазнов, подстерегающих мать, оставшуюся без мужа. Эти соблазны
приводят к ошибочному поведению
матери в отношениях с детьми, что в
конечном итоге вызывает разного рода деформации в их психическом и личностном развитии [16].
Соблазн первый — жизнь для ребенка. Потеряв мужа, женщина возлагает на ребенка
все свои надежды, видит в его воспитании единственный смысл
и цель своей жизни. Для такой женщины не существует ни
родных, ни друзей, ни личной жизни, ни досуга; все
посвящено ребенку, направлено на его благополучие и гармоничное развитие. Она
избегает любых изменений в своей личной жизни, опасаясь,
что это может не понравиться ребенку и отвлечет ее от
воспитательных задач. Формула, которой она руководствуется в своей жизни после
развода: «Я не могу себе позволить...».
Все отношения матери и
ребенка приобретают тревожный оттенок. Любая его неудача,
любой проступок превращаются в трагедию: это угроза краха ее родительской
карьеры. Ребенок не должен ничем рисковать, не должен проявлять самостоятельность, прежде всего в выборе друзей, так
как это может привести его в дурную компанию, он может наделать множество непоправимых ошибок. Мать постепенно
сужает не только свой круг общения,
но и круг общения ребенка. В результате пара «мать — ребенок» все больше
замыкается на себе, и привязанность их друг к другу с годами усиливается.
Такие отношения ребенку
сначала нравятся, но затем (чаще всего это происходит в
раннем подростковом возрасте) он начинает чувствовать себя
дискомфортно. Приходит понимание того, что мать не только
пожертвовала своей жизнью ради него, но и требует, часто
не осознавая этого, чтобы он отвечал ей тем же, поступаясь собственными
жизненными планами и установками: он должен
принести свою жизнь в жертву стареющей
матери. В ее любви преобладает мотив «не отпустить!».
Рано или поздно это
вызывает бунт ребенка, подростковый кризис которого
протекает в этой ситуации с симптомами бурного протеста против материнской
тирании, в каких бы мягких формах она ни проявлялось.
Подобная ситуация чревата
серьезными последствиями как для мальчиков, так и для
девочек. Молодой человек, выросший в чисто женском окружении, часто всю жизнь
ищет для себя подругу, созданную по образу и подобию
мамы — такую же нежную и заботливую, так же с полуслова
его понимающую, опекающую, любовно контролирующую каждый его
шаг. Он боится самостоятельности, к которой не
приучен в материнской семье.
Девочка в поисках пути
высвобождения, протестуя против материнских ограничений, против контролирующей
материнской любви, имея самые неопределенные
представления о мужчинах, может совершить непредсказуемые
поступки.
Второй соблазн — борьба с образом мужа. Развод для большинства женщин
драматичен. Чтобы оправдать себя, женщина
нередко утрирует отрицательные черты бывшего супруга. Так она старается снять свою долю вины за
неудавшуюся семейную жизнь.
Увлекшись такой тактикой, она начинает навязывать
ребенку отрицательное представление об отце. Негативное отношение матери к
бывшему мужу особенно сильно влияет
на детей шести-семи лет, и менее глубокое воздействие оно оказывает на подростков старше десяти лет.
Такая мать обычно крайне отрицательно
относится к встречам ребенка с «плохим» отцом, а иногда и вообще их запрещает. Возможны два варианта последствий подобного антиотцовского воспитания. Первый заключается в том, что старания матери создать у ребенка отрицательные представления об отце увенчались успехом. Сын, разочаровавшись в отце, может полностью переключить на мать все запасы своей любви и привязанности. Если при этом негативное отношение матери распространяется
не только на бывшего супруга, но и на мужчин вообще,
мальчику становится труднее вырасти мужчиной, и у
него формируется женский тип психологических качеств и
интересов. У дочери плохое отношение к отцу, оставившему семью, легко переходит
в недоверие ко всему мужскому роду, представители которого, в ее представлении,
— опасные существа, способные только обманывать женщин.
Девушке с такими взглядами создать семью, построенную на
любви и доверии, будет нелегко.
Вариант второй: проявление
негативных чувств матери к отцу не убеждает ребенка
в том, что отец действительно плохой. Ребенок продолжает
любить отца и мечется между равно любимыми им и ненавидящими друг друга
родителями. В последующем подобная семейная атмосфера может
стать причиной раздвоения психической жизни и личности
ребенка.
Некоторые матери начинают борьбу не только с
образом ушедшего отца, но и с теми его
отрицательными (по их мнению)
чертами, которые они находят у своих детей. В таких случаях в их поведении отчетливо проявляется соблазн
третий — наследственность, который чаще всего наблюдается в
неполных семьях «мать — сын». Нередко мать не в силах справиться с сыном, ищет в нем наследственные черты ушедшего из семьи
отца. Зачастую те качества, которые такая мать приписывает «дурным
генам» отца, являются не чем иным, как
проявлением мужских черт в их традиционном понимании: избыточной активности,
агрессивности. Под отцовской наследственностью
мать обычно понимает наличие у ребенка самостоятельности,
его нежелание подчиняться ей во всем и
стремление иметь собственные взгляды на жизнь и свою дальнейшую судьбу. А отклонения от нормы в его
поведении она расценивает как
невозможность что-либо изменить по причине «дурных генов» и этим как бы пытается снять с себя ответственность за ошибки, допущенные в воспитании.
Соблазн четвертый — попытка купить любовь ребенка. После развода ребенок чаще всего
остается с матерью, и это ставит родителей в неравное
положение: мать бывает с ребенком
ежедневно, а отец встречается с ним обычно по
выходным. Отец свободен от ежедневных забот и может целиком
посвятить себя тому, что так нравится детям — преподнесению
подарков. С мамой — тяжелые будни, а с папой — веселый
праздник. Неудивительно, что в какой-нибудь мелкой
ссоре с матерью сын или дочь могут ввернуть что-то вроде: «А
папа меня не ругает... а папа мне подарил...» Такие
эпизоды больно ранят мать. В подобных
ситуациях у матери возникает естественное желание превзойти бывшего мужа в этом отношении и « перекупить» у него детскую любовь. Она обрушивает на
ребенка поток подарков: пусть не
думает, что только отец его любит. Родители
вступают в соревнование за любовь ребенка, стремясь доказать и ему, и самим себе, и окружающим: «Я
люблю его ничуть не меньше и не жалею
для него ничего!» В такой ситуации
ребенок начинает ориентироваться преимущественно на материальную сторону своих отношений с
родителями, пытаясь любым путем добиться для себя выгод. Преувеличенное внимание родителей к ребенку может к тому же вызвать в
нем нескромность и завышенную
самооценку, потому что, оказавшись в
центре всеобщего интереса, он не осознает того, что борьба родителей за его любовь не связана с какими-либо
его заслугами.
В основе всех перечисленных
соблазнов — неуверенность женщины в своей любви к
ребенку, в прочности своих связей с миром. После потери мужа
она больше всего боится, что и ребенок может ее
разлюбить. Именно поэтому она любыми средствами пытается
добиться детской благосклонности.
Таким образом, распад семьи
всегда болезненно переживается и взрослыми, и
детьми. Будучи не в состоянии контролировать собственные
переживания, взрослые меняют отношение к ребенку: кто-то
видит в нем причину развала семьи и не стесняясь
говорит об этом, кто-то (чаще всего мать) настраивает себя
на то, чтобы всецело посвятить свою жизнь воспитанию ребенка,
кто-то узнает в нем ненавистные черты бывшего супруга
или, напротив, радуется их отсутствию. В любом из этих случаев
внутренняя дисгармония взрослого в послеразводном кризисе
накладывает отпечаток на формирование личности ребенка,
потому что дети во многом воспринимают события, ориентируясь
на реакцию взрослых. Нередко взрослые используют детей
в качестве объекта разрядки своих отрицательных эмоций,
распространяя на них негативные аспекты переживаемой
ситуации. При этом родители упускают из виду,
что ребенок всегда глубоко страдает, если рушится
семейный очаг. Развод неизменно вызывает у детей психический
надлом и сильные переживания. Поэтому взрослым необходимо учитывать те обстоятельства, которые сказываются на психическом развитии ребенка в подобной ситуации.
Именно на это советует
родителям обратить внимание один из ведущих специалистов США
в области педиатрии, детской психологии и психиатрии,
Аллан Фромм. Основные положения его семейного «кодекса»,
адресованного разведенным родителям, сводятся к
следующему:
■ Разводу
супругов нередко предшествуют многие месяцы
разногласий и семейных ссор, которые трудно скрыть от ребенка
и которые волнуют его. Мало того: родители, занятые своими
ссорами, обращаются с ним плохо, даже если полны благих
намерений отстранить его от решения собственных проблем.
■ Ребенок
ощущает отсутствие отца, даже если не выражает
открыто своих чувств. Больше того: он воспринимает уход отца
отца как отказ от него, ребенка. Эти переживания продолжаются
многие годы.
■ Очень
часто после развода мать вновь вынуждена пойти на
службу, поэтому уделяет ребенку меньше времени, чем прежде,
он чувствует себя отвергнутым и ею.
■ Какое-то время после развода отец регулярно
навещает ребенка. Это глубоко волнует
малыша. Если отец проявляет к нему
любовь и великодушие, развод кажется ребенку еще
мучительнее и необъяснимее, он с
недоверием и обидой смотрит на мать.
Если же отец держится сухо и отчужденно, ребенок начинает задумываться, почему,
собственно, нужно с ним видеться, и
в результате у малыша может возникнуть комплекс вины. Если родители вдобавок охвачены желанием мстить друг другу, они заполняют сознание ребенка вредным
вздором, ругая один другого, подрывая
тем самым психологическую опору,
которую обычно дает малышу нормальная семья.
■ Воспользовавшись расколом семьи, ребенок может
сталкивать родителей друг с другом и
извлекать из этого выгоду для себя.
Заставляя завоевывать свою любовь, ребенок вынуждает баловать себя. Его интриги и агрессивность со временем могут даже вызвать одобрение родителей.
■Отношения ребенка с товарищами нередко портятся из-за их нескромных
расспросов, сплетен и его нежелания отвечать на вопросы об
отце.
■С уходом отца дом лишается мужского начала: матери труднее
водить мальчика на стадион, развивать его чисто мужские
интересы. Ребенок уже не видит отчетливо, какую роль в
доме играет мужчина. Что касается девочки, то ее правильное отношение к мужскому полу может легко исказиться из-за не
скрываемой обиды на отца и несчастливого опыта матери.
Кроме того, ее представление о мужчине складывается не на
примере отца и потому может оказаться неверным.
§
На малыше, так или иначе, отражаются
страдания и переживания матери. В новом положении женщине,
конечно, гораздо труднее выполнять свои материнские
обязанности.
Вышеуказанные обстоятельства
в сочетании с ошибками, которые допускают матери в
воспитании детей в разведенной семье, могут привести не только к нарушениям
психического развития ребенка, но и к деформации его
личности в целом. Но этим психологические проблемы детей, воспитывающихся в
распавшейся семье, не исчерпываются [1].
1.4.2. Эмоциональное состояние детей
в неполных семьях после развода
Известно, что появление эмоциональных реакций связано с
рядом неблагоприятных событий в детстве. Семейные конфликты, недостаток любви,
смерть одного из родителей или развод могут стать сильными психотравмирующими
факторами. Как утверждают медики, каждый пятый больной неврозом ребенок пережил
в детстве разлуку с отцом.
Последствия разводов — это, прежде всего, рост числа неполных семей и
обострение проблемы одиноких людей. В.А. Сысенко, автор исследований по
проблемам устойчивости семьи и супружеских конфликтов, в результате анализа
последствий разводов делает следующие выводы [7]:
1. Большая часть разведенных
мужчин и женщин не имеют возможности (желания) вступить в повторный брак, а
значительная часть разведенных женщин, имеющих детей, совсем не вступает в
повторный брак.
2. Возможности деторождения
разведенных женщин остаются нереализованными, что крайне отрицательно влияет на
процессы расширения воспроизводства населения.
3. Вследствие разводов
увеличивается численность неполных семей, в которых ребенок воспитывается одним
из родителей.
4. Рост безотцовщины при живом
отце увеличивает вероятность отклоняющегося поведения среди подростков,
отрицательно влияет на их успеваемость.
5. Развод создает травмирующие
ситуации, способные вызвать нервно-психические расстройства, как у родителей,
так и у детей. Ежегодно в России официально расторгается примерно полтора
миллиона браков, то есть раскол семьи переживают сотни тысяч детей.
Развод, по мнению
В.А. Сысенко, — это стрессовая ситуация, угрожающая душевному равновесию одного
или обоих партнеров, и особенно детей. Ситуация развода в семье наносит большой
вред психическому здоровью ребенка, для которого нет и не может быть развода ни
с отцом, ни с матерью. Родители не могут стать для него чужими, если очень не
захотят этого. Особенно болезненно реагируют на развод 7-12-летние дети и,
прежде всего мальчики, девочки же особенно остро переживают разлуку с отцом в
возрасте от двух до пяти лет.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|