Приобщение младших школьников к самостоятельной читательской деятельности
Весна,
весна на улице,
Весенние
деньки!
Выполняя это задание,
ученики придумали следующие варианты продолжения стихотворных строк:
Весна,
весна на улице,
Весенние
деньки!
Бегу
скорей на улицу
Послушать
пенье птиц.
Весна,
весна на улице,
Весенние
деньки!
Журчат
и улыбаются,
проснувшись
ручейки.
Весна,
весна на улице,
Весенние
деньки!
В
лесу цветут подснежники,
Бегут,
звенят ручьи.
Весна,
весна на улице,
Весенние
деньки!
Все
зеленью покроется,
Распустятся
цветы.
Такие
задания помогают развивать у детей способность к стихосложению. В моем классе
есть ребята, которые пробуют сочинять стихи.
-
Что ж ты, еж, такой колючий?
-Это
я на всякий случай.
Знаешь,
кто мои соседи?
-Волки,
лисы да медведи!
Колючий
ежик, зверь лесной
Сел
под зеленою сосной
Боятся
даже волки
Наткнуться
на иголки.
Он
на иголках гриб несет
Никто
его не отберет
Казался
ежик грозный
И
вид такой серьезный…
Его
принес я как – то в дом
Поставил
блюдце с молоком
Но
спрятался в нем ежик –
Ни
головы, ни ножек.
За
холодильником сидит
И
что – то сам себе шипит,
Свернулся
он в клубочек
Сидел
до самой ночи,
Но
только весь наш дом уснул –
Раздался
очень страшный шум:
Он
топал, фыркал и чихал
По
дому смело он сновал.
Нет!
Все же дом его в лесу.
Его
назад я отнесу.
О
защите природы.
Защити
же ты природу!
Защити!
И
от вырубки лесов,
От
накуренных бычков,
От
напада браконьеров, Защити природу ты!
Не
топчи ты старый гриб,
У
тропинки, у моста,
Он
зверьку помочь бы мог,
Вылечить
болезнь слегка.
Посмотри
ты на березку,
Что
качается в дали
Сока
нет уже внутри
У
нее слеза упала
Вот
цветочек расцветает
Для
себя его не рви!
Защити
же ты природу!
Защити!
Также
есть учащиеся, которые придумывают сказки, рассказы на заданные темы. Например,
сочиняли рассказы к пословице «У страха глаза велики»
Пример:
У страха глаза велики.
Однажды
вечером была сильная гроза. Вова был один дома. Ему стало страшно. Он спрятался
в шкаф. Там на него упала вешалка, а ему показалось, что на него кто – то
свалился. Он с криком вылетел из шкафа и забрался под кровать. При свете молнии
он увидел огромную тень паука. Он подумал, что это какое – то чудовище и
выскочил из – под кровати. Тут закончилась гроза. Выглянуло солнышко. Вова
решил проверить кто же в шкафу. Он открыл шкаф и увидел упавшую вешалку. Заем
заглянул под кровать, увидел маленького паука и рассмеялся над своими страхами.
Вот уж и правду говорят, что у страха глаза велики, чего не видят и то
придумывают.
Длинные
задания способствуют развитию детского литературного творчества, приобщению к
литературе, а это, на мой взгляд, и есть любовь к чтению, к книге, т.к. ученик,
который может сочинить, то у него и проявляется необходимость записать
придуманное, а затем и прочитать произведения других авторов.
Программой
начальной школы определены требования к изучению стихов наизусть и
выразительному прочтению их.
Во
II классе – не менее 8 стихотворений;
В
III классе не менее 9 стихотворений;
В
IV классе – не менее 10. [12; 60; 62]
Чтобы
данный вид работы не вызвал у учащихся трудностей, а наоборот, способствовал
приобщению младших школьников к литературе, я каждому учащемуся (папка по
литературному чтению) своего класса предложила следующие виды памяток?
1.
Памятка, если стихотворение надо выучить к завтрашнему дню.
2. Памятка, если
стихотворение надо выучить не на следующий день, а через 2 – 3 дня.
3. Памятка, для запоминания
большого по объему стихотворения.
Так же я предлагаю им
памятки – пиктограммы.
Данный прием приобщает
детей к красоте поэтических произведений, к поэтическому творчеству.
С целью повышения
интереса у младших школьников к чтению мне помогают групповые формы работы на
уроках литературного чтения. Дети на этапе проверки домашнего задания работают
в парах постоянного состава. При этом, если задано выразительное чтение текста,
то первую часть читает один ученик, а другую – второй, аналогично и с заданием
отвечать на вопросы к тексту. Дети задают их друг другу по очереди и отвечают
по очереди. Тем самым мы избегаем лишних повторов и детям не становится скучно.
Эту работу я
регламентирую с помощью песочных часов от двух до пяти минут, что приучает
детей не отвлекаться, работать над техникой чтения. По окончании задаю вопрос:
«Кто хочет сказать доброе слово об ответе товарища?» учащиеся с помощью
памятки»Слова – помощники для рецензии ответа» характеризуют ответ учащегося
(папка по литературному чтению).
Используют групповую
форму работы при изучении произведений, которые можно прочитать по ролям.
Предварительно выяснив, у учащихся, сколько в рассказе действующих героев, я
выписываю их на доске. Затем дети образуют группы, часть учащихся встают,
разворачивают стульчики и образуют группы по 4 – 6 человек.
На данном этапе
учащиеся пользуются памяткой для работы в группе (правила работы в группе).
Дети сами осуществляют
дифференцированный подход: роль автора берет на себя более сильный учащийся, а
остальные роли распределяют по степени трудности.
Я же в это время
перехожу из группы к группе, прислушиваюсь к их работе. Если кто – то не вошел
в состав группы, я работаю с такими учащимися индивидуально.
Так же на уроках
литературного чтения использую методику «Мозаика» - обучение детей в группе,
где каждый учащийся что – то усваивает сам, а затем передает свои знания
другим. [12;115;116].
Также на уроках
литературного чтения и при выполнении домашних заданий по чтению, учащиеся
моего класса пользуются папками – помощниками по литературному чтению, в
которой собраны памятки, рекомендации, упражнения. Они помогают учащимся
правильно организовать и облегчить работу на уроках литературного чтения и
дома, а это в свою очередь способствует развитию интереса у младших школьников к
чтению.
2.2 Уроки
самостоятельной читательской деятельности, как одна из форм приобщения младших
школьников к миру книг
Основной формой работы
с детской книгой являются уроки внеклассного чтения, на которых младшие
школьники учатся читать детские книги, овладевают приемами их самостоятельного
выбора. [12;59].
С первого класса я
стараюсь не просто познакомить своих детей с книгой, научить читать, а стараюсь
делать, чтобы чтение стало их неотъемлемой частью жизни, а книга источником
познания мира. Так, например, при проведении уроков внеклассного чтения в
первом классе, я
1. Использую яркие
книги с яркими иллюстрациями, которые точно соответствуют содержанию книги.
2. На каждое занятие новая
книга – формирование читательского кругозора.
3. Провожу простейшие
литературные игры, например «Назови героя по описанию», «Найти ошибки в
последовательности сказки», «Догадайся по иллюстрации, о чем пойдет речь в
книге», и т.д.
4. Для уроков
внеклассного чтения старалась, чтобы на каждой парте была книга, с которой дети
знакомились на уроке (в этом оказывали помощь родители), для того, чтобы каждый
ребенок имел возможность лично «пообщаться» с книгой.
5.Со второго полугодия
в первом классе с целью привития любви к чтению, я предложила своим маленьким
ученикам помочь «распуститься дереву познания». В классе появился плакат, на
котором было нарисовано сказочное дерево, а вот цветы – это лепестки, на
которых написаны названия книг (сказки), которые дети прочитали дома. В
оформлении лепестков участвовали родители.
1. Утром, придя в
класс, ребенок вешал лепесток, а были такие ребята ,что и два, затем перед
началом занятий мы подходили к дереву и учащиеся называли сказки или рассказы, которые
они прочитали.
2. На уроке чтения пять
минут я отводила тому, чтобы дети обменялись мнением о прочитанном, поделились
своими переживаниями, тем самым ребята, не подозревая о том, сами рекламировали
книги. А это способствовало развитию интереса к чтению. Ребята обменивались не
только мнениями, впечатлениями, но и книгами.
3. Благодаря родителям,
в классе появилась своя классная библиотека, в которой были созданы книги,
представляющие на мой взгляд, наибольшую ценность для нравственного,
умственного, эстетического воспитания: русские народные сказки, авторские
книги.
4. Однако этого оказалось
недостаточно и к концу 1 класса все учащиеся моего класса были записаны в
школьную библиотеку, а также 15 человек из 21 уч-ся в библиотеку нашего
поселка. Они становились активными читателями.
В свою очередь я
поддерживаю тесную связь с библиотекарями, т.к. они помогают мне выяснить
читательские интересы моих учащихся и тем самым спланировать уроки внеклассного
чтения, индивидуальную работу и внеклассное мероприятие.
Так же раз в месяц к
нам приходит школьный библиотекарь и отмечает ребят, которые много читают, но
при этом она отмечает, что ребята читают вдумчиво, т. к, когда дети сдают
книги, она всегда интересуется, что особенно запомнилось, понравилось, а это в
свою очередь способствует внимательному чтению. Фотографии активных читателей
находятся в классном уголке, это же дает толчок для остальных учащихся к
приобщению к самостоятельной читательской деятельности. Фотографии с каждым
месяцем становится все больше и больше.
Уроки внеклассного
чтения создают условия для творчества, поэтому на своих уроках я стараюсь,
чтобы каждый мой ребенок проявил себя, т.к. для подготовки к данным урокам
отводится целый месяц (во II
и IV классах).
На уроках внеклассного
чтения я предлагаю учащимся следующие виды творческих занятий:
1. Передача
прочитанного в ролях
2. Инсценировка
отдельных сцен из прочитанной книги
3. Иллюстрирование
прочитанного
4. Составление
диафильмов
5. Составление
кроссвордов, ребусов к понравившимся историям
6. Сочинительство
стихов о полюбившихся героях
Благодаря творчеству
ребенок приобщается к литературе, к желанию читать, познавать мир, а это
приводит к расширению читательского кругозора.
Уроки внеклассного
чтения я стараюсь проводить в групповой форме, учащиеся объединяются по
интересам, готовятся совместные творческие задания, а у же непосредственно на
уроке ребятам представляется возможность обмениваться заданиями (кроссворды,
ребусы, рисунки с заданиями и т.д.). Такая работа позволяет увидеть, насколько
ребенок был внимателен при выборе книги и прочтении ее. Данная форма урока
способствует активности всех учащихся. Стараюсь, чтобы на уроках внеклассного
чтения читали все, даже плохо читающие. С этими ребятами мы готовимся к чтению
или краткому изложению определенного отрывка, который они сами выбирают, т.е.
идет индивидуальная работа. Такая работа позволяет данных учащихся, а у меня их
два человека, не стать перед товарищами в неловкое положение, а наоборот,
чувствовать себя уверенными т. к. их слушают с удовольствием. Это помогает их
приобщить к чтению т.к. они чувствуют себя комфортно. Также одной из активных
форм приобщения к чтению, книге является литературные игры (различного рода
викторины, литературные лотереи, инсценировки).
Традиционные игры, в
основе которых лежит узнавание художественных произведений по отдельным
открыткам, воссоздания строк и строф по заданным словам, «Хитрые» вопросы по
прочитанным книгам (викторины, кроссворды), отгадывание имен литературных
героев, фамилий писателей, названий книг и произведений по серии вопросов,
отгадывание героев и книг по описанию.
Среди многообразных
литературных игр, удобных для использования на уроках внеклассного чтения,
наиболее распространены всевозможные загадки и викторины.
В процессе литературных
игр подобного рода развиваются интеллектуальные, моральные, волевые качества
личности играющих, появляется и совершенствуется их кругозор.
Литературные игры – это
игры – состязания, помогающие выяснить, кто лучше и внимательнее читает книги.
Являясь по форме знаменательными, оживленными и даже веселыми, литературные
игры в то же время очень содержательны. Они приучают ребят к внимательному
чтению книг, помогают им глубже понять содержание произведения, обращают их
внимание на художественные достоинства книги. Участие в игре, радость узнавание
знакомых книг и их героев доставляют ребятам настоящее удовольствие.
В конце учебного года
мы проводим уроки литературных игр, которые помогают подытожить прочитанное.
Дети с начала учебного года знают о таком традиционном итоговом уроке и
поэтому, читая книги, они делают пометки в карточки – учеты, в которых
записывают автора, название книг, главных героев. На эти уроки ребята
приглашают своих родителей, которые решают, кто был активным читателем в
течение учебного года и лучших ребят награждают книгами. Обычно все ребята
уходят с подарками, т.к взрослые (родители) придумывают разнообразные
номинации, например, «Активный читатель», «Юный читатель», «Лучший сочинитель»,
«Лучший сценарист», «Лучший актер», «Лучший кроссворд»…
Приведу примеры игр из
заданий, которыми я пользуюсь при проведении таких уроков.
Чтобы ребенок
приобщился к книге, я с первых дней стараюсь, чтобы в детские руки не попала ни
одна плохая книжка, чтобы ребенок жил в мире интересных произведений, которые
вошли в золотой фонд национальной и образовательной культуры. Как писал В.А. Сухомлинский:
«Человек за свою жизнь может прочитать не более 2000 книг – следовательно, в
годы детства и ранней юности надо вдумчиво отбирать материал для чтения. Пусть
ребенок прочитает не много, но каждая книга пусть оставит свой след в его
сердце и сознании, чтобы человек обращался с ней несколько раз, открывая все
новые и новые духовные богатства».
С этой целью уже в
первом классе у нас была создана своя библиотека. Состояла она из двух отделов.
Первый – это русские народные сказки, народные песни, загадки.
Второй отдел – это
авторские сказки. С.Маршак, В.Бианки, С.Михалков, К.Чуковский и стихи А.Барто и
другие. (Все книги подобраны с учетом возрастных особенностей).
Третий отдел –
рассказы, представляющие, на мой взгляд наибольшую ценность для нравственного,
умственного и эстетического воспитания. ( Е.Чарушин, Л.Толстой…)
Во втором и последующих
классах, первый и третьи отделы объединились в один отдел, второй отдел стал –
это детские периодические издания «Мурзилка», «Вяселка», «Юный спасатель»,
«Зорька», и другие; Третий отдел - это справочная литература, энциклопедия,
словари. Со второго класса, чтобы ребенок не растерялся в выборе необходимой
книги в читательском уголке висят рекомендации по выбору книги, для подготовки
к внеклассному чтению.
На данном этапе помощь
в приобщении учащихся моего класса к самостоятельному чтению оказывают
родители.
На одном из первых
родительских собраний в первом классе, я провела анкету для родителей «Книга в
вашей семье» с целью выяснить, как родители заботятся о развитии у детей
развитию к книге.
Школьный библиотекарь
рассказала родителям о книгах, которые необходимо иметь в детской домашней
библиотеке.
В конце 1 класса я
вновь провела анкету для родителей с целью выяснить, какие изменения произошли
в их семьях по развитию интереса к книге у детей. Результаты оказались, на мой
взгляд, радостными, это же можно было проследить и по успехам моих учеников в
чтении, улучшились результаты техники чтения и «Дерево распустилось» и стало
давать плоды.
Из 22 родителей – 22
читали детям вслух систематически, все старались обсуждать прочитанное а самое
главное, что большинство моих учащихся (18 человек) были созданы собственные
домашние библиотеки из полюбившихся им книг. Ребята без особых усилий называли
свои любимые книги и авторов.
Как результат такой
заинтересованности моих детей и их родителей в чтении книг во 2 классе был
создан «Клуб любителей книги». Заседание клуба проводилось 1 раз в два месяца,
подготовка проходила дома, в кругу семьи. Так, например, к заседанию клуба на тему
«Любимые животные» дети готовились два месяца, (сентябрь и октябрь).По вечерам
в семьях проводилось коллективное чтение рассказах о животных, велись
оживленные беседы по содержанию прочитанных книг. Большой популярностью книга
В.Бианки и М.Пришвина, откуда дети узнали много нового о жизни обитателей леса,
нашли ответы на многие вопросы: «Где зимуют ежи?», «Что ест белка зимой?», а
так же прочитали книги, рассказывающие о повадках животных. Ребята вместе с
родителями были в постоянных поисках.
Заседание прошло очень
интересно: ребята читали свои рассказы, рассказывали самое интересное из
прочитанного ими, показывали инсценировки из книг. В заседании участвовали и
родители, они помогали и поддерживали своих детей, а в конце для детей родители
приготовили сладкое угощение.
Такие заседания у нас
проходили на протяжении всего 2 класса, каждые два месяца.
В третьем классе «Клуб
любознательных» продолжают свою работу, только сейчас ребята задают
интересующие их вопросы по очереди друг другу, опуская их в ящик для вопросов.
Одна часть класса задает, другая – отвечает. А помогают моим ученикам в этом
книги художественные и справочные, а также периодическая печать.
Много интересного и
полезного мои ученики узнают из газет и журналов, которые выписали им родители «в
складчину» («Юный спасатель», «Зорька», «Мурзилка», «Вяселка»). Подписанные
изделия хранятся в классе в читательском уголке. Дети с удовольствием читают их
на перемене, обсуждают между собой прочитанное, разгадывают кроссворды, ребусы,
выполняют различные задания, особенно моим ученикам нравится читать статьи о
своих сверстниках, а по пятницам мы все вместе их обсуждаем.
Так же при подготовке к
занятиям по здоровому образу жизни ребята часто прибегают за помощью к газете
«Народный доктор». На мой взгляд, работа с газетой играет огромную роль в
установлении ребенка – будущего активного читателя.
Однако чтобы узнать
читательские возможности своих детей и готовность к самостоятельному выбору и
чтению книг в начале учебного года я провожу следующую анкету:
1. Где ты провел лето?
2. Читал ли ты книги?
3. Читал ли газеты,
журналы?
4. Сколько книг за лето
ты прочитал?
5. Какие помнишь?
Назови.
6. О чем читаешь
сейчас?
7. О чем хочешь читать
в ближайшее время?
Такая анкета помогает
мне спланировать уроки внеклассного чтения.
2.3 Эффективность
литературного образования в развитии читательской самостоятельности
Овладение учащимися
ценным навыком чтения является важнейшим условием обучения в школе по всем
предметам; вместе с тем чтение – один из основных способов приобретения
информации и во внеурочное время, один из каналов всестороннего воздействия на
школьника. Все вышесказанное подчеркивает необходимость систематической и
целенаправленной работы над развитием и совершенствованием навыка чтения от
класса к классу. Учителю необходимо верить в то, что плохих учеников не бывает
– всех ребят можно научить учиться и получать удовольствие от учения. Данное
утверждения является для меня девизом в работе с моими учениками и помогает не
только мне, но и ученикам чувствовать себя уверенней.
В связи тс этим я
проанализировала уровень навыка чтения в своем классе с прихода моих учеников в
школу (с 2003 уч. года по 2006 уч.год)
Заключение
С приходом ребенка в
школу перед учителем стоит задача не только научить его читать, но и приобщить
к миру литературы для подготовки к самостоятельной читательской деятельности.
Ребенок, который хорошо
и много читает, успешно усваивает и другие школьные предметы.
Чтение – очень
специфический процесс деятельности головного мозга. Способность к чтению
заложена в человеке генетически. Еще никто точно не дал ответ, как происходит
слияние гласных и согласных в человеческом мозге, но это происходит и человек
начинает читать. Именно на данном этапе учителю необходимо создать такие
условия, чтобы у ребенка не возникли проблемы с чтением, а развивался стойкий
интерес к процессу познания через книгу, чтобы чтение для детей стало личной
необходимостью. Это возможно при следующих условиях (из опыта работы):
1. Не заставлять
ребенка подолгу читать, лучше меньше, но чаще.
2. Чтение перед сном.
3. Режим «щадящего
чтения»
4. Упражнения для
преодоления трудностей в обучении чтению.
5. Использование
памяток – рекомендаций для родителей и памяток – помощниц для учащихся.
При этом учитель должен
помнить, что каждый ребенок – это вновь родившаяся планета. Сделать эту планету
обитаемой, дать ей свою жизнь, научить ценить добро, понимать окружающий мир –
это задача педагога, в решении которой помогает литературное образование.
Эффективность
литературного образования в начальных классах зависит от умения учителя
активизировать и развивать образное мышление детей, их интересы, склонности,
творческие возможности. В реализации этой задачи во многом способствует
содержание курса чтения для каждого класса, основой которого, являются
гуманистические традиции национальной и мировой культуры, а так же методика
работы с текстом.
В первом классе дети
узнают буквы, учатся читать сначала по слогам, затем словами, понимать
прочитанное. Это своеобразный подготовительный этап на пути к литературному
чтению.
Во 2 – 4 классах чтение
продолжает функционировать как учебная деятельность, но появляется и новый
ракурс – удовлетворение познавательных интересов и потребностей, осознанное
получение эстетического наслаждения от чтения.
С этой целью на уроках
литературного чтения, внеклассного чтения я применяю разнообразные примеры,
методы, которые предлагаю пробудить у учащихся интерес к книгам и чтению,
заложить основы читательской культуры:
1. Упражнение для
развития всех качеств чтения.
2. Смысловое
прогнозирование (антиципация) – условие развития мышления младших школьников.
3. Смена видов, приемов
чтения.
4. Творческие виды
работ.
5. Занимательность –
литературная игра, шарады, викторины…
6.Пропоганда книги
(читательский уголок, выставка книг)
7. Работа клуба
«Любознательных».
8. Помощь памяток
учащихся по литературному чтению.
9. Групповые формы
работы (группы постоянного и сменного состава).
Заботясь о качестве
обучения младших школьников – читателей, на уроке я не забываю о среде, которая
существенно влияет на процесс формирования личности учащегося, его активности в
самостоятельном чтении, в первую очередь, о семье, в которой ребенок растет и о
библиотеке, которой он пользуется.
1. Помощь родителей в
организации школьной библиотеки.
2. Совместно домашнее
чтение книг с детьми с последующим обсуждением.
3. Помощь родителей и
библиотекаря в подготовке заседаний клуба «Любознательных»
4. Приобретение и
организация домашней деятельности библиотеки.
Работа по приобщению
младших школьников к литературе для подготовки к самостоятельной читательской
деятельности мною ведется систематически, поэтому уже к середине второго года
обучение в классе не осталось ни одного ученика, которой не хотел бы, не умел
бы, не привык бы пользоваться своим умением читать на доступном уровне.
Таким образом, в
начальных классах складывается система организации самостоятельного чтения
школьников, система воспитания их как активных читателей, любителей литературы.
Литература
1. Боразнова Г.Д. Техника обучения
чтению / «Пачатковая школа» 2004, №10, с. 36 - 38 /
2. Богруменко Е.А., Цукерман Г.А.
«Чтение без принуждения», М, 1993
3.Вороплева В.С. Литературное чтение:
теоретико педагогический аспект / «Пачатковая школа» 2005, №4, с. 19 - 21 /
4. Воспитание второй класс /под ред.
Осипова М.П., Мн., 2003 /
5. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению.
М., 1991 /с 12 - 13 /
6.Концепция учебного предмета
«Литературное чтение» / «Пачатковая школа», 2002, №10 /
7. Косаревская Т.Е. смысловое
прогнозирование при чтении – условия развития мышления младших школьников. / «Пачатковое
учение» , 2004, №6, с. 32 - 36 /
8. Костиневич С.А. «Интерактивные методы
работы на уроках литературного чтения в начальной школе», Мозырь, 2006.
9.Костомина С.Н. Как преодолеть
трудности в обучении к чтению /Костомина С.Н., Нагаева М. 1999 /
10. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г.,
Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М.,
1987.
11. Неборская Т.А. Учимся читать вслух и
молча. Мозырь, 2006.
12. Программа для учреждений,
обеспечивающих получение полного среднего образования с русским языком обучения
с 12 – летним сроком обучения. 1 – 1У классы, М., 2004.
13. работа с родителями /Под ред.
Осипова М.П., Бутрим Г.А., Мн., 2003 /
14. Сидорова Л.А. «Психологические и
методические особенности обучения учащихся заучиванию наизусть стихотворных
произведений / «Начальная школа», М., 1989, с. 21 - 25 /
15. Сухомлинский В.А. Моя прекрасная
вера / «Юность», 1968, №9 /
16. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю
детям, Мн., 1982, с 199
17. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым
директором школы, Мн, 1982, с.19.
18. Учебно – методическое пособие для
учителей по курсу «Человек и мир в подготовительном курсе» /Вдовиченко
В.М.,Дурейко Л.И., Кучинский В.И., Докши С.П., Мн., 1998, с. 113 - 114 /
Словарь терминов (голоссарий)
1. Литература – это
совокупность художественных произведений (поэзия, проза, драма).
2. Функции литературы:
- воспитательная
функция литературы основана, прежде всего, на том, что каждое истинно
художественное произведение дает ребенку нравственные представления о добре,
зле, предательстве, порядочности и т.д.;
- Образовательная
функция – формирует у читателя глубокое обобщенное представление о жизни и
деятельности человека, его гармоническом единстве с природой и одновременно
позволяет сформировать навыки чтения, расширить диапазон чтения за счет
включения в каждом классе новых тем, новых авторов, дать учащимся элементарные
представления о жанрах, видах литературы, о творчестве писателя и поэта;
- коммуникативная
функция – развитие речи, овладение детьми богатством русского языка, его
изобразительно – выразительными средствами, использование чтения, как
инструмента познания и межличностного общения.
- эстетическая функция
заложена в самом предмете искусства слова.
3. Навык чтения – это
умение понимать смысл читаемого текста (осознанность, понимание прочитанного);
способ чтения (по буквам, по слогам, словами и по слогам, словами); умение
правильно читать (без технических ошибок и искажений);выразительность чтения,
ориентированная на знаки препинания и содержание текста; темп, скорость чтения,
которые зависят от множества факторов.
4. Осознанность –
понимание того, что ребенок читает. Понимание прочитанного – это понимание
читающим:
- основного смысла
всего содержания текста, т.е. осознание читающим содержания и своего отношения
к прочитанному;
- содержание и смысла
отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) не только того, о чем
говорится в данной части, но и что этим сказано;
- содержания каждого
предложения, входящего в состав текста, а также смысловой связи между
предложениями;
- слов, употребленных
как в прямом, так и в переносном смысле.
5. Правильность чтения
– это умение читателя избегать замен окончаний слов, повторений слов или
слогов, искажений, пропусков, добавлений, ошибок ударения.
6. Выразительность
чтения – умения читателя использовать паузы, ставить логическое и
психологическое ударение, находить нужную интонацию, подсказываемую знаками
препинания, читать достаточно громко, внятно.
7. Кругозор – объем
интересов, знаний.
8. Творчество – деятельность
человека, направленная на создание новых по содержанию и по форме материальных
и культурных ценностей.
9. Самостоятельность –
личностное свойство человека.
Самостоятельность –
существование отдельно от других, независимость.
Решительность, обладание
собственной инициативой.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|