бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Приобщение младших школьников к самостоятельной читательской деятельности бесплатно рефераты

Приобщение младших школьников к самостоятельной читательской деятельности

Министерство народного образования

Удмуртская Республика

Воткинского района

МОУ Первомайская СОШ










Реферат

Приобщение младших школьников к самостоятельной читательской деятельности



Выполнила:

учитель начальных классов

Башкирова Ольга Павловна


Содержание


ВВЕДЕНИЕ

1. Развитие самостоятельной читательской деятельности младших школьников

1.1            Приобщение младших школьников к литературе для развития самостоятельной читательской деятельности.

1.2            Роль техники чтения в подготовке младших школьников к самостоятельной читательской деятельности.

2. Система работы по развитию самостоятельной читательской деятельности младших школьников

2.1 Приемы и методы развития интереса к чтению на уроках литературного чтения.

2.2 Уроки самостоятельной читательской деятельности как одна из форм приобщения младших школьников к миру книг.

2.3 Эффективность литературного образования в развитии читательской самостоятельности младших школьников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ


ВВЕДЕНИЕ


Книга, как птица,

Может весь мир облететь.

Книга — царица:

Может сердцам повелеть.

Книга — богиня:

Чудо свершает порой.

Книга — рабыня:

Часто проходит сквозь строй.

Е. Баратынский


Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: 2003–2013 годы объявлены ООН десятилетием грамотности. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется. Недавние исследования социологов "Левада-центра" свидетельствуют о том, что в России развиваются процессы "кризиса чтения". Результаты международного педагогического исследования PISA -2000 и PISA -2003 (ПИЗА-2000, ПИЗА-2003) говорят о сравнительно низком уровне читательской грамотности школьников, а также о постепенном понижении этого уровня в стране. Сегодняшний мир — иной. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению? Наблюдения за работой педагогов школ, района, города, анализ их деятельности показали, что работа в данном направлении ведется, но фрагментарно, эпизодически, не в системе. Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Важно отметить и то, что в наши дни, когда школа переориентируется с развития памяти ребенка на развитие его мышления, роль книги неизмеримо возрастает.

Главная цель современной школы – формирование образованной, культурной личности. Путь к достижению этой цели – введение учащихся в культуру, освоение ими культурных и нравственных образцов, выработанных человечеством в целом и народом своей страны.

Задача образования, поставленная сегодня перед школой, качественно иная, чем задача обучения. Ее суть определяется словами «образование» и «развитие» и состоит в том, что ученик сам в своей личностно – мотивированной деятельности создает, сотворяет свой образ по неким нравственным, общечеловеческим культурным образцам. Образцы эти находятся в жизни и искусстве, познавая которые ребенок осваивает нравственные образцы, делает их своими, усваивает нравственные ценности. Поэтому трудно переоценить значение литературного чтения в решении задач образования, развития и воспитания учащихся, особенно в наше время, когда современная жизнь с СМИ скорее разрушает вековечные нравственные ценности, чем утверждают их в сознании подрастающего поколения.

Но как же заинтересовать ребенка книгой? Как научить ребенка любить книгу? Ведь современные дети не любят читать, они читают мало и с неохотой. А ведь от их умения читать в дальнейшем зависит качество всего процесса обучения. Не научившись хорошо читать, ребенок не сможет прочитать задачу по математике, овладеть материалом по курсу «Человек и мир» на должном уровне или без посторонней помощи.

А подготовить реферат или сообщение по какой либо теме для слабочитающего ребенка будет и вовсе непосильной задачей.

Как показывает практика, если ребенок недостаточно хорошо читает, его грамотность оставляет желать лучшего, устная речь недостаточно развита. Поэтому научить ребенка читать, пользоваться книгой как источником знаний и информации, приобщить учащихся к миру книг и тем самым способствовать развитию самостоятельности читательской деятельности - главная задача учителя начальных классов. Дать понять учащимся, что чтение – это духовная пища каждого воспитанного человека.

А со стремительным вторжением в нашу жизнь достижений научно – технического процесса эта задача стала актуальна как никогда раньше.

Формирование читательской самостоятельности проходит под влиянием внутренних причин – возрастных особенностей школьников, так и внешних, к которым в первую очередь относится обучение.

Оптимальные результаты в самостоятельной читательской деятельности, как и во всякой творческой деятельности, не достигаются только путем прямого обучения, и в то же время формирование читательской самостоятельности не происходит автоматически, а направляется всей учебной деятельностью.

Проблема исследования: Каковы методические приемы, направленные на развитие самостоятельного чтения младшего школьника?

Объект исследования: Процесс формирования самостоятельного чтения текста у младших школьников.

Предмет исследования: Методические приемы, развивающие самостоятельное чтение.

Гипотеза исследования: Если систематически и целенаправленно использовать методические приемы в работе над развитием чтения, то это будет способствовать формированию читательской самостоятельности младших школьников.

Из всего сказанного и вытекает цель моей исследовательской работы:

Создание условий для формирования самостоятельной читательской деятельности младших школьников, приобщение младших школьников к современной детской литературе.

Для реализации данной цели я поставила следующие задачи:

1.                 Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.

2.                 Приобщить младших школьников к современной детской литературе, формировать интерес к книге, развивать читательский кругозор учащихся.

3.                 Развивать у учащихся умения и навыки работать с книгой, периодической печатью, воспитывать положительное отношение к чтению.

4.                 Исследовать уровень читательской самостоятельности младших школьников.

5.                 Изучить степень сформированности техники чтения, как одного из условий развития самостоятельной читательской деятельности младших школьников.

Исследования проводились в с. Первомайский Воткинского района, в 4 классе. Начиная с первого класса.

Методы исследования: теоретические (анализ, сравнение, обобщение); эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование, анализ продуктов деятельности, изменение, подсчет).


1. Развитие самостоятельной читательской деятельности младших школьников


1.1 Приобщение младших школьников к литературе для развития самостоятельной читательской деятельности


Долгие годы в педагогике и психологии ведутся поиски эффективных путей приобщения младших школьников к литературе, к искусству слова. Этим непосредственно занимается методика образования в начальной школе. Методика – это не застывшие правила и каноны. Это живой процесс, в котором нельзя создать модели деятельности и мышления ребенка на уроке, а может только их предположить. Поэтому работа с художественным произведением не может быть подчинена единой схеме. В то же время задача учителя состоит в том, чтобы изобретать новейшие методы и приемы работы на уроке литературного чтения, а в том, чтобы выработать общий методический подход, направленный на формирование и воспитание личности ребенка, приобщение его к искусству слова и азам читательской самостоятельности. В современной начальной школе выделяются два типа урока чтения: урок литературного чтения и урок читательской самостоятельности (так называемого внеклассного чтения).

В центре урока литературного чтения находятся в единстве личность ребенка и художественное произведение. Первоначальная задача учителя предварительно разобраться в художественном произведении и подготовиться к уроку. Для этого можно использовать эффективно – функциональный анализ текста (Т.Д. Полозова), который выполняется с опорой на возрастные и индивидуальные интересы и личный опыт каждого ученика. Жизненные проблемы, составляющие суть конфликта произведения, их причины, нравственные мотивы героев, внутренние и внешние мотивы их поступков, отношение автора к героям, его позиция в конфликте, средства проявления авторской позиции (язык, подтекст, деталь, публицистичность или лиризм повествования и т.д.) – во всем этом и заключается специфика и сила возможного воздействия произведения на читателя.

Эстетико- функциональный анализ подготовлен, потому что направлен на усилие сугубо личностной очистительной функции искусства (катарсис). В психологии понимание катарсиса обосновал с позиций научной эстетики Я.С. Выготский. Он рассматривал катарсис, как завершающую стадию психологического процесса, лежащего в основе эстетического воспитания. Воздействую на психику человека, произведение искусства вызывает такое эмоциональное состояние, которое приводит к разрядке, снятию эмоций, отягощающих душевное состояние человека. Поэтому, подчеркивает Т.Д. Полозова, определяя направленность анализа художественного произведения, необходимо ориентироваться на личность каждого ученика и видеть все особенности произведения, способные вызывать определенные чувства эмоции, переживания, реакции. Активная творческая деятельность ученика, развивающая, углубляющая его впечатление о произведении, побуждающая сформулировать и выразить свое отношение к героям, дать свою интерпретацию – один из самых актуальных и значимых методических и организационных принципов.

Эстетико-функциональный анализ позволяет учителю увидеть художественное произведение как диалектическую структуру в единстве с воспринимающим его читателем, прогнозировать интерес ученика к произведению и возможное воздействие произведения на ученика. Речь идет о понимании и чувствовании нравственно-эстетического пафоса, авторского мировоззрения и о возможном его принятии и непринятии читателем.

Большое значение для учителя в подготовке к уроку имеет литературно-методический анализ, который включает следующие этапы.

1.                 Определение жанровой разновидности произведения. Основные признаки жанра произведения влияют на выбор методики работы над ним. Например, в рассказе главное – наличие событий, система образов, определенный нравственный потенциал; в басне – сатира, юмор, ирония, аллегория, мораль; в сказке – фантастика, вымысел, борьба добра и зла; в стихотворении – лиризм героя, его чувства, переживания, выраженные в эмоционально-образном содержании.

2.                 Выявление темы произведения. Сравнение произведения, объединение общей темой и определение их отличий.

3.                 Определение идеи (главной мысли) произведения, проблемы (важного вопроса, поднимаемого автором). Формулирование их познавательной, эстетической ценности.

4.                 Работа над художественными образами, способствующая раскрытию идеи произведения: выявление главных героев, их нравственно-эстетической нагрузки в произведении (портрет, поступки и их мотивы, отношения, речь,); описание пейзажа, интерьера, авторских ремарок и т.д.

5.                 Определение роли композиции в сюжете: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог. В произведении-описании выделяются изображенные картины, определяется их последовательность и особенности.

6.                 Анализ языковых средств, авторского стиля. В лексическом составе текста выделяются словарные слова и разные выражения. Проводится работа над образными выражениями.

7.                 Разметка текста для выразительного чтения: определение ударных слов, пауз (логических и психологических) темпа чтения, участников, где необходимо повышения и понижения тона.

Предлагаются варианты общих вопросов для проведения литературно-методического анализа текста, последовательность которых может варьироваться во время работы с текстом.

Тема и проблема. О чем это произведение? Какие важные вопросы в нем рассматриваются? Что вас особенно привлекло, тронуло при слушании (чтении)? Знаете ли вы другие произведения на эту тему? Чем они похожи , а чем отличаются?

Сюжет. Где и когда происходят события? Как начинаются действия? Как развиваются события? Чем заканчиваются? Какой эпизод наиболее запомнился, произвел впечатление? Почему? Как бы вы закончили это произведение?

Идея. Какая главная мысль произведения? Какое настроение вам передалось? Какое желание возникло? Что можно посоветовать героям произведения?

Образы. Кто главный герой (герои) произведения? Опишите, каким вы его представляете. Какие поступки он совершил? Нравятся вам его поступки, поведение, высказывания или нет? Почему? Как относятся к нему другие персонажи? Как относится к нему автор? Можно ли по речи героя определить, какой он ( добрый, злой, доверчивый, хитрый и т.д.)? Помогает ли описание места, где происходят события, почувствовать настроение произведения? Помогает ли описание места понять характер героя?

Композиция. На какие части можно разделить текст? Какая главная цена, эпизод, часть произведения? Что самое важное в главной части? Как можно озаглавить каждую часть? Определите, сколько картин, сменяющих одна другую, поставлено в произведении. Опишите каждую картину словами. Без каких картин нельзя было бы понять, что происходит? Какие картины вы могли бы добавить в произведение?

Языковые средства. Веселое или грустное произведение вы прочитали? Почему? Какие слова вас затронули, не оставили равнодушными? Какие выражения помогли лучше представить написанное? Можно ли заменить эти слова, выражения другими? С чем или кем можно сравнить героя, предмет, картину? Какими красками вы бы нарисовали героя, картину? Почему?

Жанр. Что вы прочитали: рассказ, сказку, басню, стихотворение? Как можно это доказать? Какие особенности произведения данного жанра вы знаете? Придумайте произведение этого жанра (загадку, сказку, песенку и т.д.)

Выразительное чтение. Когда и какие паузы нужно делать при чтении? Почему? Когда повышают, а когда понижают голос? С каким темпом, скоростью (быстро или медленно, средним темпом) нужно читать строчки, предложения? Почему?

Структура урока зависит от цели, типа урока и связана с учебным материалом. Так, при знакомстве с новым произведением урок литературного чтения чаще всего имеет такие основные этапы: вводная беседа, чтение, выявление первичного воспитания, беседа, повторное чтение (при необходимости), анализ – детальное рассмотрение текста (аналитическая беседа), собственное литературное творчество детей [3; 19-21]

Неборская Тамара Анатольевна (методист г. Минск) дает примерную структуру урока литературного чтения для начальных классов.

СТРУКТУРА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

1.                 Проверка домашнего задания

- В начале урока необходимо повторить материал по данной теме, либо данного автора. Это способствует актуализации читательского опыта учащихся. Привлекать знания и из уроков внеклассного чтения.

- Нужны специальные тренировочные упражнения, направленные на совершенствование чтения детей. Это разминка перед чтением (слоговички, таблицы, 5 – и минутное чтение и т.д.).

- Иногда на дом можно задавать знакомство с новым произведением, т.к. в классе разбиралось маленькое произведение.

- В 1-м классе во втором полугодии можно задавать чтение на дом.

2. Введение в тему или подготовка детей к восприятию произведения

Нужен один мостик от одного ко второму этапу

Приемы: объявлена тема урока

а) Рекомендуется писать ее на доске

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5