бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Применение алгоритмического метода при изучении неравенств бесплатно рефераты

«Ядерным» материалом темы является:

1. Понятия «< » , « > » неравенство, решение неравенства решение системы неравенств, равносильных неравенств;

2. Свойства числовых неравенств, равносильных неравенств;

3. Алгоритм решения  квадратных неравенств с одной переменной и решения системы неравенств.

4. Свойства графика квадратичной функции.

Рассмотрим  работу с алгоритмом решения неравенств второй степени (графически) поэтапно. На первом этапе полезно актуализировать знания: нахождение корней квадратного трёхчлена, дискриминанта, изображение графиков квадратичных функций (схематично). После этого формулируем  сам алгоритм. На втором этапе отрабатываем отдельные операции, входящие в алгоритм: изображение графиков функций, нахождение при каких значениях х функция принимает положительные, а при каких отрицательные значения. На третьем этапе применяем алгоритм при решении более сложных задач.  

I.  Введение алгоритма.

Рассмотрим введение алгоритма “решение неравенств второй степени с одним неизвестным” (графическим методом) с использованием обучающих самостоятельных работ.

 1.Актуализация знаний

Обучающую самостоятельную работу проводим по новому материалу,


 

 
но перед этим повторим ранее изученные понятия,  которыми придётся воспользоваться.

1.           у                                     у                                 у


 
                                                  

                                   

                         

а) Куда направлены ветви параболы?

b) Пересекает ли парабола ось ох, если да то сколько раз?

с) При каких х парабола принимает положительные значения?

d)  При каких х парабола принимает отрицательные значения?             

2.  Изобразите схематично график функции.

· у=х2+5х-6

· у=-х2+4х-4

· у=3х2+4х+8

· у=0,1х2+3х-6

3. Изобразите  схематично параболу, которая на

·  промежутке (-∞;-3]  убывает, а на промежутке [-3;+ ∞) возрастает;

·  промежутке (-∞;6]  возрастает, а на промежутке [6;+ ∞)  убывает;

4. При каких значениях х , функция принимает положительные значения

· f(x)=-x2+4x-2;

· f(x)=3х2+2х-1;

5. При каких значениях х , функция принимает отрицательные значения

· f(x)=-х2+4х-1;

· f(x)=4x2+2x-1;

2. Открытие алгоритма учащимися под руководством учителя.

 После этого начинается работа с объяснительным текстом. Каждый ученик самостоятельно изучает этот текст. Это предполагает активную работу мысли ученика. Текст составлен таким образом, чтобы учащиеся в меру возможностей самостоятельно выводили формулы, находили нужные приёмы решения задачи.

Если в левой части неравенства стоит квадратный трёхчлен, а в правой – нуль, то такое неравенство называют квадратным. Например, неравенства

 2х2-3х+1≥0, -3х2+4х+5<0 являются квадратными.

Решением неравенства  с одним неизвестным называется то значение неизвестного, при котором это неравенство обращается в верное числовое неравенство.

Решить неравенство – найти все его решения или установить, что их нет.

Решение неравенства второй степени с одной переменной можно рассматривать как нахождение промежутков, на которых соответствующая квадратичная функция принимает положительные и отрицательные значения.

Например, решим с помощью свойств графика квадратичной функции неравенство 2х2-х-1≤0

График квадратичной функции у=2х2-х-1 – парабола, ветви которой направлены вверх.

Найдём точки пересечения этой параболы с осью ох, для этого решим квадратное уравнение 2х2-х-1=0. Корни уравнения х1=1, х2=-0.5

Следовательно парабола пересекает ось ох в точках х1=1, х2=-0.5

Покажем схематично как расположена парабола в координатной плоскости.

 


                            

                            

-0.5

 
                                                         х

                                                     

Из рисунка видно, что неравенству 2х2-х-1≤0 удовлетворяют те значения х, при которых значения функций равны нулю или отрицательны то есть те значения х при которых точки параболы лежат на оси ох или ниже этой оси. Из рисунка видно, что этими значениями являются все числа из отрезка

 [-0.5;1].

Ответ: -0.5≤х≤1

График этой функции можно использовать и при решении других неравенств, которые отличаются от данного только знакомом неравенства, из рисунка видно, что:

1) решениями неравенства 2х2-х-1 < 0 являются числа интервала -0.5<х<1

2) решениями неравенства 2х2-х-1 > 0 являются все числа промежутков

 х<-0.5 и х>1.

3) решениями неравенства 2х2-х-1 ≥ 0 являются все числа промежутков

х ≤-0.5 и х ≥ 1.

После работы с объяснительным текстом учащиеся получают «нулевые» задания. Они предназначены для самоконтроля и к ним предлагаются правильные ответы. Если ответы учеников не совпали с данными ответами, то придётся повторно прочитать объяснительный текст и снова выполнить «нулевые» задания, устранив ошибки.

 10  Решите неравенства:

а) 4х2-5х+6х<0,2(10х2+15)

1. Приведите неравенство к квадратному  виду .

 2  Выясните имеет ли выражение, стоящее в левой части корни.

(Решите уравнение, приравняв выражение в левой части к нулю.)

Заполните таблицу

 

   Д>0

   Д<0

  Д=0

Количество корней




Найдите и отметьте корни на числовой оси

(корни разбивают числовую ось на промежутки)

 



Изобразите схематично параболу




Выберите промежутки, в которых выражение имеет требуемый знак, и  запишите ответ.






Аналогично решите неравенства

b) х2+2х+1≥0 (Заполните таблицу)

c) -х2+х-1≥0 (Заполните таблицу)

3. Формулировка алгоритма.

20. Сформулируйте этапы решения квадратных неравенств (графическим методом).

Ответы:

1.   а)1<х<1.5

      b) х – любое число;

      c) нет решения.

2. Алгоритм решения квадратных неравенств с одной переменной (графическим методом)

1.Перенесите все слагаемые в левую часть и решите уравнения, приравняв выражение в левой части к нулю (найдите дискриминант квадратного трёхчлена, и выясните, имеет ли трёхчлен корни).

2. Если трёхчлен имеет корни, то отметьте их на оси абсцисс и через отмеченные точки проведите схематично параболу ветви которой направлены вверх при а>0 или вниз при а<0, если трёхчлен не имеет корней, то схематично изобразите параболу, которая расположена в верхней полуплоскости при а>0 или в нижней полуплоскости при а<0.

3. Найдите на оси ОХ промежутки, для которых точки параболы расположены выше оси ох (если ах2+вх+с>0) или ниже оси ох (если ах2+вх+с<0).

4.Запишите ответ, взяв эти промежутки в объединение.

II Усвоение.

Составной частью работы с алгоритмом является система упражнений, предназначенных для осознания учащимися изучаемого материала, более глубокого его усвоения, формирования необходимых понятий. По ходу выполнения упражнений в задачах даются дополнительные разъяснения, а к наиболее трудным – ответы.

1. Приведите неравенства к квадратному виду

1) у2+5у2-3у>5(у+1)

2) 0.2(z+4)-0.8≥1.2z+2

3) 6+m2+m<m(2m2-6)

2.(устно) Используя график функции у=ах2+вх+с (см рис). указать, при каких значениях х эта функция принимает положительные значения; отрицательные значения; значения равные нулю.

 


              у                                      у                                         у

 








                                                                                                    -3




3. Построить график функции f(x) (схематично). Определить по графику значения х при которых функция принимает положительные значения, отрицательные значения.

1)

2)

3)

4.Решите графически неравенства

  1)

  2)

  3)

  4)

4. Найдите, при каких значениях х  трёхчлен

·  принимает положительные значения;

·  принимает отрицательные значения;

5. Решите неравенства.

a)          х2<16;

b)         х2≥3;

c)          0,2х2 >1,8;

d)         -5х2≤х.

6.Найдите множество решений неравенств:

a)    3х2+40х+10<-х2+11х+3;

b)   9х2-х+9≥3х2+18х-6;

c)    2х2+8х-111<(3х-5)(2х+6).

7. Докажите, что при любом значении переменной верно неравенство:

a)    4х2+12х+9≥0;

b)   -5х2+8х-5<0.

III.Применение алгоритма

На этом этапе работы с алгоритмом задания предлагаются аналогичные рассмотренным, но с постепенным усложнением. В ходе решения учитель проверяет правильность понимания учащимися изученного вопроса, уточняет формулировки, разъясняет допущенные ошибки.

1.Решите неравенство.

  1)

  2)

  3) 2x (3x-1)>4x2+5x+9

  4) (5x+7)(x-2)<21x2 -11x-13

2. Найдите общее решение  неравенств х2+6х-7 ≤ 0  и  х2-2х-15 ≤ 0

3.Докажите, что:

·       х2+7х+1>-x2+10x-1 при любом х;

·       -2х2+10х<18-2x при х≠3.

4. Одна сторона прямоугольника на 7 см больше другой. Какой может быть сторона, если площадь прямоугольника меньше 60 см2.

5. Найдите область определения функции.

·      у =    12х-3х2

·      у =  1/     2х 2 -12х+18

После того как учащиеся познакомились с графическим методом,  предлагается  метод интервалов – как ещё один из способов решения квадратных неравенств.

 Формирование алгоритма решения квадратных неравенств с одним неизвестным (методом интервалов) можно осуществить аналогичным образом.

Алгоритм решения неравенства второй степени  c  одним неизвестным (методом интервалов).

1. Раскройте скобки в обеих частях неравенства (если есть дробные коэффициенты, то неравенство освободить от дробей).

2. Перенесите все слагаемые в левую часть, приведите подобные члены (если нужно).

3. Решите уравнения, приравняв выражение в левой части к 0 (найдите дискриминант и выясните, имеет ли трёхчлен корни).

4.Найденные корни уравнения нанесите на числовую ось. Эти корни разбивают числовую ось на промежутки, на каждом, из которых выражение, стоящее в левой части, сохраняет знак.

5. Выберите на каждом из  промежутков какое – нибудь значение (пробную точку) и определите знак выражения в этой точке.

6. Выберите промежутки, в которых выражение имеет требуемый знак, и  запишите ответ,  взяв их в объединение.

1. Актуализация знаний

1.                                  ах2+вх+с=0

1) Решите квадратное уравнение.

2) Разложите левую часть уравнения  по формуле ах2+вх+с=а(х-х1)(х-х2), где х1,х2 – корни данного уравнения.

2.Найдите корни уравнения, разложите уравнение по корням, отметьте корни на числовой оси.

·

·

3.Разложите многочлен на множители

·  

·


 

II Усвоение

1. Сведите следующие неравенства к квадратному.

1)

 2)

 3)

2. Найдите при каких значениях х  трёхчлен

·  принимает положительные значения;

·  принимает отрицательное значения;

3. Решите неравенства

4. Длина прямоугольника на 5 см. больше ширины. Какую ширину должен иметь прямоугольник, чтобы его площадь была больше 36см2.

5. При каких значениях  х  функция у= - х2 + 8х + 2  принимает значения больше 9.

6. Разложите многочлен на множители.

·

·

·

7. Решите неравенство методом интервалов.

·

·

·

·

·

·

8. Найдите область определения выражения.

  1)

  2)

9. Решите неравенство

   1) 

   2) 

   3)

III.Применение алгоритма

1. Решите неравенство.

   1)

   2)

   3)

   4)

2. Найдите общее решение  х2+6х-7 ≤ 0  и  х2-2х-15 ≤ 0

3.Решите систему неравенств.

   1)

   2)

   3)

4.Катер должен не более чем за 4 часа пройти по течению реки 22,5км и вернуться обратно. С какой скоростью относительно воды должен идти катер, если скорость течения равна 3км/ч.

5.Решите неравенство методом интервалов.

 1)

 2)

 3)

6.Решите неравенство.

 1)

 2)

 3)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§4 Опытное преподавание.


Факультативное занятие в девятом классе (решение неравенств с параметром первой степени с одной неизвестной).

Цель:

применить алгоритмический метод при формировании умений и навыков в решении линейных неравенствах  с параметрами.

Задачи:

·                   расширить кругозор учащихся;

·                   воспитание внимания, аккуратности, самостоятельности;

·                   осуществление взаимосвязи теории и практики;

·                   развитие памяти, логического мышления.


 Решение задач с параметрами всегда вызывает большие трудности у учащихся. Причём часто учащиеся испытывают психологические трудности, «боятся» таких задач, так как не видят связи в их решении с решениями линейных неравенств с одной переменной.

 Изучение линейных неравенств с параметром первой степени с одной неизвестной не возможно без умения решать линейные неравенства с  одной переменной. Так как факультатив проводился в 9 классе, а линейные неравенства изучались в восьмом классе, то возникла необходимость актуализировать знания по решению линейных неравенств, вспомнить этапы их решения. Ученикам можно предложить следующее задание.

Решите неравенство  2(х+5)-3≥4+3х

 Все решают у себя в тетрадях, а один ученик решает у доски. Запись ведёт в два столбика. Решение в одном столбика, а в другом записывают пояснения к своим действиям.

 




2х+7≥4+3х        Раскрыли скобки в обеих частях неравенства

2х-3х≥4-2          Перенесли слагаемые, содержащие переменную в одну

                         часть, а не содержащую в другую.

-х≥2                                Привели подобные члены в каждой части.


х≤-2                  Разделили обе части неравенства  на коэффициент при

                         переменной (учитывая его знак !).

                         Отметили соответствующие промежутки на

                         координатной прямой.


х(-∞;-2]          Записали числовой промежуток


После того как повторили этапы решения линейных неравенств с одной переменной, учитель предлагает на доске подробный разбор решения неравенства с параметром. Затем ученики вместе с учителем формулируют алгоритм решения линейных неравенств с параметром.

Пример 1. Рассмотрим решение неравенства (а-4)∙х<12

    Чтобы найти х, обе части неравенства хочется разделить на (а-4). Однако теперь важно положительно, отрицательно или равно нулю  выражение (а-4).

Определим знак выражения

(а-4)

 

а

 

4

 
              




      Рассмотрим три случая:

a)        а-4=0

b)       а-4>0

c)       а-4<0

1)если а-4=0а=4, то неравенство примет вид 0х<12, которое справедливо для всех хR

2) a-4>0 a>4, то разделим обе части неравенства на положительное выражение (а-4), не меняя знак неравенства, получим х > (используем свойство числового неравенства).

3) a-4<0a<4, то разделив обе части неравенства на отрицательное выражение и поменяв знак неравенства, получим х<.

Ответ:

если а=4, то х R;

если а>4, то х >;

если а<4, то х<.


Таким образом, после разобранного примера учитель формулирует алгоритм, опираясь на знания и умения,  учащихся о решении линейных неравенств с одной переменной.

1.                   Раскрыть скобки в обеих частях неравенства (если есть дробные коэффициенты, то неравенство освободить от дробей).

2.            Перенести слагаемые, содержащие переменную в одну часть, а не содержащие в другую.

3. Привести подобные члены в каждой части и получить один из 4 видов неравенств А(а)х<B(a) (**) , А(а)х≤B(a), А(а)х>B(a), А(а)х≥B(a), где х- переменная, А(а) и В(а) – функции параметра а.

4. Рассмотреть три случая:

1) Найти а, при которых А(а)=0, подставить в неравенство(**) вместо параметра а найденные решения и решить соответствующие неравенства.

2) Найти а, при которых А(а)>0, разделить неравенство(**) на А(а), не меняя его знак.

3) Найти а, при которых А(а)<0, разделить неравенство(**) на А(а), поменяв его знак.

5. Записать ответ.

Пример 2. решить неравенство

-1

 
3-а∙х ≥ х х+а∙х≤3 х∙(1+а)≤3

1)                    1+а=0а=-1

Подставляем в неравенство 0∙х≤3, хR.

2)                    1+а>0а>-1

                 х≤

3)                    1+а<0а<-1

x≥

Ответ: При          а=-1, то хR;

 а>-1, то х ≤ ;

 а<-1, то x ≥ .

Пример 3.

 х∙а2 ≤ а+хх∙ (а2-1) ≤ а

1) а2-1=0(а-1)(а+1)=0 а=1 или а=-1

1

 

-1

 
 а = 1; а = -1;   х∙0 ≤ 1 неверно

2) а2-1>0 а>1 или a<1, то x ≤

3) а2-1>0 a, то x


             

Ответ:       а=1, то хR;

                  а= -1, то нет решения;

                  , то  x ≤;


                , то x .

Пример 4.

2а∙(а-2) ∙х  а-2


1) 2а∙(а-2)=0 а=0 или  а=2

  а=0   х∙0-2 верно

  а=2   х∙00 неверно

2) 2а∙(а-2)>0 а,

 то  х

3) 2а∙(а-2)<0    , то х

Ответ:

                  а=0, то хR;

                  а=2, то нет решения;

                  а, то  х;


                  , то  х.

Пример 5.

(а2-9) ∙ха+3

1) а2-9=0

а=3 и а=-3 


а=3  0х6  верно;

а=-3 0х0  верно;

2)  ;

3)  ;

Ответ:

                        а=3 , а=-3 то  хR;

                       , то;

                       , то ;

Пример 6.

а2х-а ∙х > a-1x∙ (a2-a) > a-1x∙(a∙ [a-1]) > a-1


1)                   a∙ [a-1]=0a=0 и а=1

а=0 0∙х>-1 верно

а=1 0∙х>0   неверно

2); х>

3)а; х<

Ответ:

                   а=0, то хR;

                   а=1, то нет решения;

                  a, то  х>;

                  , то  х<.

Пример 7.

а2∙х+4а∙х-а-4≤0

Ответ:

                    а=0 , а=-4 то  хR;

                    , то;

                    , то .

Пример 8.

Ответ:

          a<-2 а=2, то нет решения;

          а, то  х < ;

          , то  х>.

Примеры для самостоятельного решения:

1)2∙а∙х+5>а+10∙x;

2)a∙x+x+1 <0;

3)x+1≤a∙x+a2;

4)a∙x+16≤a2-4∙x;

5)m∙x>1+3∙x;

6);

7);

8) (x-1) ∙ (a2-1)>5-4∙a;

9)b-3∙b+4∙b∙x<4∙b+12∙x;



Выводы:

Факультатив “Решение неравенств  с параметром первой степени с одной неизвестной” был проведён в 9 классе в школе №52 г. Кирова. Цель данного факультатива была достигнута. Применение алгоритмического метода позволило сделать изложение данной темы более доступным, учащиеся научились решать линейные неравенства с параметром осознанно.

Заключение

В ходе исследования были решены следующие задачи:

1) Изучена учебно-методическая литература по применению алгоритмического метода в школе;

2) Рассмотрены следующие вопросы, связанные с алгоритмическим методом: история возникновения алгоритма;  определение алгоритма, его свойства, основные этапы алгоритмического процесса и классификация алгоритмов.

3) Разработана методика формирования алгоритмов “Решение алгебраических неравенств 1 и 2 степени с одним неизвестным”.

4) Показано как алгоритмический метод может применяться при решении линейных неравенств с параметром на факультативном занятии.


                                    
























Литература

1.     Алгебра: Учеб. Для 7 кл. / Алимов Ш.А., Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров   и др – М: Просвещение, 1999.

2.     Алгебра: Учеб. Для 7 кл. общеобразовательных учреждений / Под редакцией С.А. Теляковского  – М: Просвещение, 2002.

3.     Алгебра: Учеб. Для 8 кл. / Алимов Ш.А. ., Ю.М. Колягин, Ю.В.Сидоров     и др – М: Просвещение, 1991.

4.     Алгебра: Учеб. Для 8 кл. общеобразовательных учреждений / Под редакцией С.А. Теляковского  – М: Просвещение, 1996.

5.     Алгебра: Учеб. Для 9 кл. / Алимов Ш.А. ., Ю.М. Колягин, Ю.В.Сидоров     и др – М: Просвещение, 1992.

6.     4. Алгебра.8 класс./Под ред. Виленкина Н.Я.- М: Просвещение, 1997.

7.     5.Алгебра.9 класс./Под ред. Теляковского С.А.- М: Просвещение, 1994.

8.     6.Алгебра в 8 кл: Методическое пособие для учителей – М: Просвещение, 1977.

9.     7.Алгебра в 9 кл: Методическое пособие для учителей – М: Просвещение, 1978.

10. Бочарова О. Урок применения свойств линейных неравенств с одной переменной. // Математика в школе – 2002 - №7 – с. 40 – 42.

11. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.И. Математика: Учебник для 5 класса.- М: Мнемозина, 1999.

12. Галицкий М.Л., Гольдман А.Н., Завич Л.И. Курс алгебры 8-го класса в задачах- Львов: Журнал «Квантор», 1991.

13. Горбачёв В.И. Общие методы решения уравнения и неравенства с параметрами не выше 2 степени. // Математика в школе – 2000 - №2 – с. 61-68.

14. Башмаков М.И. Уравнения и неравенства – М: Наука, 1971.

15. Богушевский К.С., Сикорский К.Л. Сборник задач по математике для повторения.: Пособие для учителей 5-8 классов средней школы –М: Учпедгиз, 1955.

16. Варпаховский К.М. Элементы теории алгоритмов.- М., 1997.

17. Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Задачи с параметрами. – Киев

18. Ефремов Д.Н. Алгоритмы.- С.-Петербург, 1993.

19. Задачи по математике: Уравнения и неравенства: Справочное пособие. /Вавилов В.В. –М: Наука, 1988.

20. Здоровенко М.Ю.

21. Косовский М.А. Основы теории элементарных алгоритмов. - М.: 1987.

22. Королева Т. Математический тренажёр по алгебре для 7- 9 классов. // Математика в школе – 2001 - №8 – с.12-30.

23. Коровкин П.П. Неравенства М: Гос. изд-во технтко-теоретич. лит., 1951.

24. Кузнецова Л. Методические указания к теме “Неравенства ” // Математика в школе – 2002 - №6 – с.22-32.

25. Кривоногов В. Квадратные неравенства и уравнения. //Математика – 2002 - №3 (16-22 января) – с.15-19.

26. Лабораторные и практические работы по методике преподавания математики. /Под ред. Лященко Е.И. - М: Просвещение,1988.

27. Ланда Л.Н. Алгоритмизация  в обучении.- М.: Просвещение,  1966.

28. Математика. Арифметика. Алгебра. Анализ данных 8 кл: учебник для общеобразовательных учебных заведений. / Под редакцией Г.В. Дорофеева – М: Дрофа, 1998.

29. Математика. Арифметика. Алгебра. Анализ данных 9 кл: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. / Под редакцией Г.В. Дорофеева – М: Дрофа, 1998.

30. Математика: Учебник для 5 класса/ Под ред. Дорофеева Г.В., Шарыгина И.Ф. - М.: Просвещение,  1994.

31. Методика преподавания математики в средней школе. /Под ред. Мишина В.И. – М.: Просвещение 1987. Талочкин  П.Б. Неравенства и уравнения. – М.: Просвещение,  1970.

32. Мордкович А.Г. Алгебра 8 кл. : Задачник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина , 2001.

33. Мордкович А.Г. и др. Алгебра 8 кл: Учебник для общеобразовательных учреждений – М: Мнемозина, 2002.

34. Мордкович А.Г. и др. Алгебра 9 кл: Задачник для общеобразовательных учреждений – М: Мнемозина, 2000.

35. Мордкович А.Г. и др. Алгебра 9 кл: Учебник для общеобразовательных учреждений – М: Мнемозина, 2000.

36.Мордкович А.Г. Алгебра: Методическое пособие для учителей.- М: Мнемозина, 1997.

37. Невяжский Г.Л. Неравенства. :  Методическое пособие для учителей. – М., 1997.

38. Психология. / Под ред. Ковалёва Л.И., Степанова М.П., Шабалина Г.Т.,

 Талочкин  П.Б. Неравенства и уравнения. – М.: Просвещение, 1970

39. Симонов А.  Дидактические материалы для 8-9 классов с углублённым изучением математики. // Математика в школе – 2002 - №7 – с.5-10.

40. Факультативный курс по математике: Учебное пособие для 7-9 классов средней щколы /сост. Никольская И.Л. – М.: Просвещение, 1991.




Страницы: 1, 2, 3, 4