Применение алгоритмического метода при изучении неравенств
«Ядерным» материалом темы является:
1. Понятия «< » , « > »
неравенство, решение неравенства решение системы неравенств, равносильных
неравенств;
2. Свойства числовых
неравенств, равносильных неравенств;
3. Алгоритм решения
квадратных неравенств с одной переменной и решения системы неравенств.
4. Свойства графика
квадратичной функции.
Рассмотрим работу с
алгоритмом решения неравенств второй степени (графически) поэтапно. На первом
этапе полезно актуализировать знания: нахождение корней квадратного трёхчлена,
дискриминанта, изображение графиков квадратичных функций (схематично). После
этого формулируем сам алгоритм. На втором этапе отрабатываем отдельные
операции, входящие в алгоритм: изображение графиков функций, нахождение при
каких значениях х функция принимает положительные, а при каких отрицательные
значения. На третьем этапе применяем алгоритм при решении более сложных
задач.
I. Введение алгоритма.
Рассмотрим введение алгоритма
“решение неравенств второй степени с одним неизвестным” (графическим методом) с
использованием обучающих самостоятельных работ.
1.Актуализация знаний
Обучающую самостоятельную
работу проводим по новому материалу,
но перед этим повторим ранее
изученные понятия, которыми придётся воспользоваться.
1. у у у
а) Куда направлены ветви
параболы?
b) Пересекает ли парабола ось ох, если
да то сколько раз?
с) При каких х парабола
принимает положительные значения?
d) При каких х парабола принимает
отрицательные значения?
2. Изобразите схематично
график функции.
· у=х2+5х-6
· у=-х2+4х-4
· у=3х2+4х+8
· у=0,1х2+3х-6
3. Изобразите схематично
параболу, которая на
· промежутке (-∞;-3] убывает, а
на промежутке [-3;+ ∞) возрастает;
· промежутке (-∞;6] возрастает,
а на промежутке [6;+ ∞) убывает;
4. При каких значениях х ,
функция принимает положительные значения
· f(x)=-x2+4x-2;
· f(x)=3х2+2х-1;
5. При каких значениях х ,
функция принимает отрицательные значения
· f(x)=-х2+4х-1;
· f(x)=4x2+2x-1;
2. Открытие алгоритма
учащимися под руководством учителя.
После этого начинается
работа с объяснительным текстом. Каждый ученик самостоятельно изучает этот
текст. Это предполагает активную работу мысли ученика. Текст составлен таким
образом, чтобы учащиеся в меру возможностей самостоятельно выводили формулы,
находили нужные приёмы решения задачи.
Если в левой части
неравенства стоит квадратный трёхчлен, а в правой – нуль, то такое неравенство
называют квадратным. Например, неравенства
2х2-3х+1≥0,
-3х2+4х+5<0 являются квадратными.
Решением неравенства с одним
неизвестным называется то значение неизвестного, при котором это неравенство
обращается в верное числовое неравенство.
Решить неравенство – найти
все его решения или установить, что их нет.
Решение неравенства второй
степени с одной переменной можно рассматривать как нахождение промежутков, на
которых соответствующая квадратичная функция принимает положительные и
отрицательные значения.
Например, решим с помощью
свойств графика квадратичной функции неравенство 2х2-х-1≤0
График квадратичной функции
у=2х2-х-1 – парабола, ветви которой направлены вверх.
Найдём точки пересечения этой
параболы с осью ох, для этого решим квадратное уравнение 2х2-х-1=0.
Корни уравнения х1=1, х2=-0.5
Следовательно парабола
пересекает ось ох в точках х1=1, х2=-0.5
Покажем схематично как
расположена парабола в координатной плоскости.
х
Из рисунка видно, что
неравенству 2х2-х-1≤0 удовлетворяют те значения х, при которых
значения функций равны нулю или отрицательны то есть те значения х при которых
точки параболы лежат на оси ох или ниже этой оси. Из рисунка видно, что этими
значениями являются все числа из отрезка
[-0.5;1].
Ответ: -0.5≤х≤1
График этой функции можно
использовать и при решении других неравенств, которые отличаются от данного
только знакомом неравенства, из рисунка видно, что:
1) решениями неравенства 2х2-х-1
< 0 являются числа интервала -0.5<х<1
2) решениями неравенства 2х2-х-1
> 0 являются все числа промежутков
х<-0.5 и х>1.
3) решениями неравенства 2х2-х-1
≥ 0 являются все числа промежутков
х ≤-0.5 и х ≥ 1.
После работы с объяснительным
текстом учащиеся получают «нулевые» задания. Они предназначены для самоконтроля
и к ним предлагаются правильные ответы. Если ответы учеников не совпали с
данными ответами, то придётся повторно прочитать объяснительный текст и снова
выполнить «нулевые» задания, устранив ошибки.
10 Решите
неравенства:
а) 4х2-5х+6х<0,2(10х2+15)
1. Приведите неравенство к
квадратному виду .
2 Выясните имеет ли
выражение, стоящее в левой части корни.
(Решите уравнение, приравняв
выражение в левой части к нулю.)
Заполните таблицу
|
|
Д>0
|
Д<0
|
Д=0
|
Количество корней
|
|
|
|
Найдите и отметьте корни на
числовой оси
(корни разбивают числовую
ось на промежутки)
|
|
|
|
Изобразите схематично
параболу
|
|
|
|
Выберите промежутки, в
которых выражение имеет требуемый знак, и запишите ответ.
|
|
|
|
Аналогично решите неравенства
b) х2+2х+1≥0
(Заполните таблицу)
c) -х2+х-1≥0
(Заполните таблицу)
3. Формулировка алгоритма.
20. Сформулируйте
этапы решения квадратных неравенств (графическим методом).
Ответы:
1. а)1<х<1.5
b) х – любое число;
c) нет решения.
2. Алгоритм решения
квадратных неравенств с одной переменной (графическим методом)
1.Перенесите все слагаемые в
левую часть и решите уравнения, приравняв выражение в левой части к нулю
(найдите дискриминант квадратного трёхчлена, и выясните, имеет ли трёхчлен
корни).
2. Если трёхчлен
имеет корни, то отметьте их на оси абсцисс и через отмеченные точки проведите
схематично параболу ветви которой направлены вверх при а>0 или вниз при
а<0, если трёхчлен не имеет корней, то схематично изобразите параболу,
которая расположена в верхней полуплоскости при а>0 или в нижней
полуплоскости при а<0.
3. Найдите на оси ОХ
промежутки, для которых точки параболы расположены выше оси ох (если ах2+вх+с>0)
или ниже оси ох (если ах2+вх+с<0).
4.Запишите ответ, взяв эти
промежутки в объединение.
II Усвоение.
Составной частью работы с
алгоритмом является система упражнений, предназначенных для осознания учащимися
изучаемого материала, более глубокого его усвоения, формирования необходимых
понятий. По ходу выполнения упражнений в задачах даются дополнительные
разъяснения, а к наиболее трудным – ответы.
1. Приведите неравенства к
квадратному виду
1) у2+5у2-3у>5(у+1)
2) 0.2(z+4)-0.8≥1.2z+2
3) 6+m2+m<m(2m2-6)
2.(устно)
Используя график функции у=ах2+вх+с (см рис). указать, при каких
значениях х эта функция принимает положительные значения; отрицательные
значения; значения равные нулю.
у у у
-3
3. Построить график функции f(x) (схематично). Определить по графику значения х при которых функция
принимает положительные значения, отрицательные значения.
1)
2)
3)
4.Решите графически
неравенства
1)
2)
3)
4)
4. Найдите, при каких
значениях х трёхчлен
· принимает положительные значения;
· принимает отрицательные значения;
5. Решите неравенства.
a)
х2<16;
b)
х2≥3;
c)
0,2х2
>1,8;
d)
-5х2≤х.
6.Найдите множество решений
неравенств:
a)
3х2+40х+10<-х2+11х+3;
b)
9х2-х+9≥3х2+18х-6;
c)
2х2+8х-111<(3х-5)(2х+6).
7. Докажите, что при любом
значении переменной верно неравенство:
a)
4х2+12х+9≥0;
b)
-5х2+8х-5<0.
III.Применение алгоритма
На этом этапе работы с
алгоритмом задания предлагаются аналогичные рассмотренным, но с постепенным
усложнением. В ходе решения учитель проверяет правильность понимания учащимися
изученного вопроса, уточняет формулировки, разъясняет допущенные ошибки.
1.Решите неравенство.
1)
2)
3) 2x (3x-1)>4x2+5x+9
4) (5x+7)(x-2)<21x2 -11x-13
2. Найдите общее решение
неравенств х2+6х-7 ≤ 0 и х2-2х-15 ≤ 0
3.Докажите, что:
· х2+7х+1>-x2+10x-1 при любом х;
· -2х2+10х<18-2x при х≠3.
4. Одна сторона
прямоугольника на 7 см больше другой. Какой может быть сторона, если площадь
прямоугольника меньше 60 см2.
5. Найдите область определения функции.
· у = 12х-3х2
· у = 1/ 2х 2 -12х+18
После того как учащиеся
познакомились с графическим методом, предлагается метод интервалов – как ещё
один из способов решения квадратных неравенств.
Формирование алгоритма
решения квадратных неравенств с одним неизвестным (методом интервалов) можно
осуществить аналогичным образом.
Алгоритм
решения неравенства второй степени c одним неизвестным (методом интервалов).
1. Раскройте скобки в обеих
частях неравенства (если есть дробные коэффициенты, то неравенство освободить
от дробей).
2. Перенесите все слагаемые в
левую часть, приведите подобные члены (если нужно).
3. Решите уравнения,
приравняв выражение в левой части к 0 (найдите дискриминант и выясните, имеет
ли трёхчлен корни).
4.Найденные корни уравнения
нанесите на числовую ось. Эти корни разбивают числовую ось на промежутки, на
каждом, из которых выражение, стоящее в левой части, сохраняет знак.
5. Выберите на каждом из
промежутков какое – нибудь значение (пробную точку) и определите знак выражения
в этой точке.
6. Выберите промежутки, в
которых выражение имеет требуемый знак, и запишите ответ, взяв их в
объединение.
1. Актуализация знаний
1.
ах2+вх+с=0
1) Решите квадратное уравнение.
2) Разложите левую часть уравнения
по формуле ах2+вх+с=а(х-х1)(х-х2), где х1,х2
– корни данного уравнения.
2.Найдите корни уравнения,
разложите уравнение по корням, отметьте корни на числовой оси.
·
·
3.Разложите многочлен на
множители
·
·
II Усвоение
1. Сведите следующие
неравенства к квадратному.
1)
2)
3)
2. Найдите при каких
значениях х трёхчлен
· принимает положительные значения;
· принимает отрицательное значения;
3. Решите неравенства
4. Длина прямоугольника на 5
см. больше ширины. Какую ширину должен иметь прямоугольник, чтобы его площадь
была больше 36см2.
5. При каких значениях х
функция у= - х2 + 8х + 2 принимает значения больше 9.
6. Разложите многочлен на
множители.
·
·
·
7. Решите неравенство методом
интервалов.
·
·
·
·
·
·
8. Найдите область
определения выражения.
1)
2)
9. Решите неравенство
1)
2)
3)
III.Применение алгоритма
1. Решите неравенство.
1)
2)
3)
4)
2. Найдите общее решение х2+6х-7
≤ 0 и х2-2х-15 ≤ 0
3.Решите систему неравенств.
1)
2)
3)
4.Катер должен не более чем
за 4 часа пройти по течению реки 22,5км и вернуться обратно. С какой скоростью
относительно воды должен идти катер, если скорость течения равна 3км/ч.
5.Решите неравенство методом
интервалов.
1)
2)
3)
6.Решите неравенство.
1)
2)
3)
§4
Опытное преподавание.
Факультативное
занятие в девятом классе (решение неравенств с параметром первой степени с
одной неизвестной).
Цель:
применить
алгоритмический метод при формировании умений и навыков в решении линейных
неравенствах с параметрами.
Задачи:
·
расширить
кругозор учащихся;
·
воспитание
внимания, аккуратности, самостоятельности;
·
осуществление
взаимосвязи теории и практики;
·
развитие
памяти, логического мышления.
Решение
задач с параметрами всегда вызывает большие трудности у учащихся. Причём часто
учащиеся испытывают психологические трудности, «боятся» таких задач, так как не
видят связи в их решении с решениями линейных неравенств с одной переменной.
Изучение
линейных неравенств с параметром первой степени с одной неизвестной не возможно
без умения решать линейные неравенства с одной переменной. Так как факультатив
проводился в 9 классе, а линейные неравенства изучались в восьмом классе, то
возникла необходимость актуализировать знания по решению линейных неравенств,
вспомнить этапы их решения. Ученикам можно предложить следующее задание.
Решите
неравенство 2(х+5)-3≥4+3х
Все
решают у себя в тетрадях, а один ученик решает у доски. Запись ведёт в два
столбика. Решение в одном столбика, а в другом записывают пояснения к своим
действиям.
2х+7≥4+3х Раскрыли скобки в обеих частях
неравенства
2х-3х≥4-2 Перенесли
слагаемые, содержащие переменную в одну
часть,
а не содержащую в другую.
-х≥2
Привели подобные члены в каждой части.
х≤-2 Разделили
обе части неравенства на коэффициент при
переменной (учитывая его знак
!).
Отметили соответствующие промежутки на
координатной
прямой.
х(-∞;-2] Записали
числовой промежуток
После
того как повторили этапы решения линейных неравенств с одной переменной,
учитель предлагает на доске подробный разбор решения неравенства с параметром.
Затем ученики вместе с учителем формулируют алгоритм решения линейных
неравенств с параметром.
Пример
1. Рассмотрим решение неравенства (а-4)∙х<12
Чтобы найти
х, обе части неравенства хочется разделить на (а-4). Однако теперь важно
положительно, отрицательно или равно нулю выражение (а-4).
Определим
знак выражения
Рассмотрим
три случая:
a)
а-4=0
b) а-4>0
c) а-4<0
1)если
а-4=0а=4, то
неравенство примет вид 0х<12, которое справедливо для всех хR
2)
a-4>0 a>4, то разделим обе части неравенства на положительное выражение
(а-4), не меняя знак неравенства, получим х > (используем свойство числового неравенства).
3)
a-4<0a<4, то разделив обе части неравенства на отрицательное выражение и
поменяв знак неравенства, получим х<.
Ответ:
если
а=4, то х R;
если
а>4, то х >;
если
а<4, то х<.
Таким
образом, после разобранного примера учитель формулирует алгоритм, опираясь на
знания и умения, учащихся о решении линейных неравенств с одной переменной.
1.
Раскрыть
скобки в обеих частях неравенства (если есть дробные коэффициенты, то
неравенство освободить от дробей).
2.
Перенести
слагаемые, содержащие переменную в одну часть, а не содержащие в другую.
3.
Привести подобные члены в каждой части и получить один из 4 видов неравенств
А(а)х<B(a) (**) , А(а)х≤B(a), А(а)х>B(a), А(а)х≥B(a), где х- переменная, А(а) и В(а) – функции параметра а.
4. Рассмотреть три случая:
1)
Найти а, при которых А(а)=0, подставить в неравенство(**) вместо параметра а
найденные решения и решить соответствующие неравенства.
2)
Найти а, при которых А(а)>0, разделить неравенство(**) на А(а), не меняя его
знак.
3)
Найти а, при которых А(а)<0, разделить неравенство(**) на А(а), поменяв его
знак.
5.
Записать ответ.
Пример
2. решить неравенство
3-а∙х ≥ х х+а∙х≤3 х∙(1+а)≤3
1)
1+а=0а=-1
Подставляем
в неравенство 0∙х≤3, хR.
2)
1+а>0а>-1
х≤
3)
1+а<0а<-1
x≥
Ответ:
При а=-1, то хR;
а>-1,
то х ≤ ;
а<-1,
то x ≥ .
Пример
3.
х∙а2
≤ а+хх∙
(а2-1) ≤ а
1) а2-1=0(а-1)(а+1)=0 а=1 или а=-1
а = 1; а = -1; х∙0 ≤ 1 неверно
2)
а2-1>0
а>1 или a<1, то x ≤
3)
а2-1>0
a, то x
Ответ:
а=1, то хR;
а= -1, то нет решения;
, то x ≤;
, то x .
Пример
4.
2а∙(а-2)
∙х а-2
1)
2а∙(а-2)=0
а=0 или а=2
а=0 х∙0-2 верно
а=2 х∙00 неверно
2)
2а∙(а-2)>0
а,
то
х
3)
2а∙(а-2)<0
, то х
Ответ:
а=0, то хR;
а=2, то нет решения;
а, то х;
, то х.
Пример
5.
(а2-9)
∙ха+3
1) а2-9=0
а=3
и а=-3
а=3
0х6 верно;
а=-3
0х0 верно;
2)
;
3)
;
Ответ:
а=3 , а=-3 то хR;
, то;
, то ;
Пример
6.
а2х-а
∙х > a-1x∙ (a2-a) > a-1x∙(a∙ [a-1]) > a-1
1)
a∙ [a-1]=0a=0 и а=1
а=0 0∙х>-1 верно
а=1
0∙х>0 неверно
2); х>
3)а; х<
Ответ:
а=0, то хR;
а=1, то нет решения;
a, то х>;
, то х<.
Пример
7.
а2∙х+4а∙х-а-4≤0
Ответ:
а=0 , а=-4 то хR;
, то;
, то .
Пример
8.
Ответ:
a<-2 а=2, то нет решения;
а, то х < ;
, то х>.
Примеры
для самостоятельного решения:
1)2∙а∙х+5>а+10∙x;
2)a∙x+x+1 <0;
3)x+1≤a∙x+a2;
4)a∙x+16≤a2-4∙x;
5)m∙x>1+3∙x;
6);
7);
8)
(x-1) ∙ (a2-1)>5-4∙a;
9)b-3∙b+4∙b∙x<4∙b+12∙x;
Выводы:
Факультатив
“Решение неравенств с параметром первой степени с одной неизвестной” был
проведён в 9 классе в школе №52 г. Кирова. Цель данного факультатива была
достигнута. Применение алгоритмического метода позволило сделать изложение
данной темы более доступным, учащиеся научились решать линейные неравенства с
параметром осознанно.
Заключение
В ходе
исследования были решены следующие задачи:
1) Изучена
учебно-методическая литература по применению алгоритмического метода в школе;
2) Рассмотрены
следующие вопросы, связанные с алгоритмическим методом: история возникновения
алгоритма; определение алгоритма, его свойства, основные этапы
алгоритмического процесса и классификация алгоритмов.
3) Разработана
методика формирования алгоритмов “Решение алгебраических неравенств 1 и 2
степени с одним неизвестным”.
4) Показано как
алгоритмический метод может применяться при решении линейных неравенств с
параметром на факультативном занятии.
Литература
1. Алгебра: Учеб. Для 7 кл. /
Алимов Ш.А., Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др – М: Просвещение, 1999.
2. Алгебра: Учеб. Для 7 кл.
общеобразовательных учреждений / Под редакцией С.А. Теляковского – М:
Просвещение, 2002.
3. Алгебра: Учеб. Для 8 кл. /
Алимов Ш.А. ., Ю.М. Колягин, Ю.В.Сидоров и др – М: Просвещение, 1991.
4. Алгебра: Учеб. Для 8 кл. общеобразовательных
учреждений / Под редакцией С.А. Теляковского – М: Просвещение, 1996.
5. Алгебра: Учеб. Для 9 кл. /
Алимов Ш.А. ., Ю.М. Колягин, Ю.В.Сидоров и др – М: Просвещение, 1992.
6. 4. Алгебра.8 класс./Под ред. Виленкина
Н.Я.- М: Просвещение, 1997.
7. 5.Алгебра.9 класс./Под ред.
Теляковского С.А.- М: Просвещение, 1994.
8. 6.Алгебра в 8 кл:
Методическое пособие для учителей – М: Просвещение, 1977.
9. 7.Алгебра в 9 кл:
Методическое пособие для учителей – М: Просвещение, 1978.
10. Бочарова О. Урок применения свойств линейных
неравенств с одной переменной. // Математика в школе – 2002 - №7 – с. 40 – 42.
11. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.И.
Математика: Учебник для 5 класса.- М: Мнемозина, 1999.
12. Галицкий М.Л., Гольдман А.Н., Завич Л.И. Курс
алгебры 8-го класса в задачах- Львов: Журнал «Квантор», 1991.
13. Горбачёв В.И. Общие методы решения уравнения и
неравенства с параметрами не выше 2 степени. // Математика в школе – 2000 - №2
– с. 61-68.
14. Башмаков М.И. Уравнения и неравенства – М: Наука,
1971.
15. Богушевский К.С., Сикорский К.Л. Сборник задач по
математике для повторения.: Пособие для учителей 5-8 классов средней школы –М:
Учпедгиз, 1955.
16. Варпаховский К.М. Элементы теории алгоритмов.- М.,
1997.
17. Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Задачи с
параметрами. – Киев
18. Ефремов Д.Н. Алгоритмы.- С.-Петербург, 1993.
19. Задачи по математике: Уравнения и неравенства:
Справочное пособие. /Вавилов В.В. –М: Наука, 1988.
20. Здоровенко М.Ю.
21. Косовский М.А. Основы теории элементарных
алгоритмов. - М.: 1987.
22. Королева Т. Математический тренажёр по алгебре для
7- 9 классов. // Математика в школе – 2001 - №8 – с.12-30.
23. Коровкин П.П. Неравенства М: Гос. изд-во
технтко-теоретич. лит., 1951.
24. Кузнецова Л. Методические указания к теме “Неравенства
” // Математика в школе – 2002 - №6 – с.22-32.
25. Кривоногов В. Квадратные неравенства и уравнения.
//Математика – 2002 - №3 (16-22 января) – с.15-19.
26. Лабораторные и практические работы по методике
преподавания математики. /Под ред. Лященко Е.И. - М: Просвещение,1988.
27. Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении.- М.:
Просвещение, 1966.
28. Математика. Арифметика. Алгебра. Анализ данных 8
кл: учебник для общеобразовательных учебных заведений. / Под редакцией Г.В.
Дорофеева – М: Дрофа, 1998.
29. Математика. Арифметика. Алгебра. Анализ данных 9
кл: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. / Под редакцией Г.В.
Дорофеева – М: Дрофа, 1998.
30. Математика: Учебник для 5 класса/ Под ред.
Дорофеева Г.В., Шарыгина И.Ф. - М.: Просвещение, 1994.
31. Методика преподавания математики в средней школе.
/Под ред. Мишина В.И. – М.: Просвещение 1987. Талочкин П.Б. Неравенства и
уравнения. – М.: Просвещение, 1970.
32. Мордкович А.Г. Алгебра 8 кл. : Задачник для
общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина , 2001.
33. Мордкович А.Г. и др. Алгебра 8 кл: Учебник для
общеобразовательных учреждений – М: Мнемозина, 2002.
34. Мордкович А.Г. и др. Алгебра 9 кл: Задачник для
общеобразовательных учреждений – М: Мнемозина, 2000.
35. Мордкович А.Г. и др. Алгебра 9 кл: Учебник для
общеобразовательных учреждений – М: Мнемозина, 2000.
36.Мордкович А.Г. Алгебра: Методическое пособие для
учителей.- М: Мнемозина, 1997.
37. Невяжский Г.Л. Неравенства. : Методическое
пособие для учителей. – М., 1997.
38. Психология. / Под ред. Ковалёва Л.И., Степанова
М.П., Шабалина Г.Т.,
Талочкин П.Б. Неравенства и уравнения. – М.:
Просвещение, 1970
39. Симонов А. Дидактические материалы для 8-9
классов с углублённым изучением математики. // Математика в школе – 2002 - №7 –
с.5-10.
40. Факультативный курс по математике: Учебное пособие
для 7-9 классов средней щколы /сост. Никольская И.Л. – М.: Просвещение, 1991.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|