бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Причины и этапы вступления России в Болонский процесс бесплатно рефераты

§ проблема формирования эффективной системы аккредитации;

§ неготовность значительного числа вузов в России к переходу на двухуровневую систему подготовки специалистов, и т. д.[44].

Наряду с перечисленными проблемами по содержанию и качеству образования существуют и трудности, связанные с ресурсным и социальным обеспечением интеграции:

§ недостаточность научно-методического, кадрового, материально-технического обеспечения для реализации положений Болонской Декларации;

§ недостаточность уровня применения информационных технологий в образовательном процессе и менеджменте;

§ отток высококвалифицированных специалистов[45].

Т. Екимова, Ю. Краснова и Д. Харитонов выделяют следующие проблемы, с которыми столкнулась система высшего профессионального образования России на пути реализации Болонской Декларации:

1.     Инерционность восприятия рынком труда степени бакалавра.

2.     Неготовность части российской высшей школы выступать равноправным партнером в программах мобильности (недостаточное финансирование, слабое знание иностранных языков).

3.     Излишняя регламентация недостаточная гибкость, адаптивность учебных программ.

4.     Неготовность многих вузов к формированию новых компетенций выпускников, направленных на мобильность в рынке труда[46].

Целый ряд проблем связан с тем, что образовательные стратегии Болонского процесса в России до сих пор четко не определены. Не разработана национальная стратегия в связи с присоединением к Болонскому процессу, не определена национальная идея интеграции России в единое европейское образовательное пространство. Не созданы условия для развития академической мобильности.

Не менее остра и проблема глубокого изучения иностранных языков. Европейцы почти не замечают эту проблему, потому что в западной, да и в центральной части континента большинство образованного населения свободно говорит на двух-трёх языках близлежащих стран. У нас нет традиции поголовного владения иностранными языками, и обычная школа не способна решить эту задачу[47].

В европейских академических кругах не скрывают, что мобильность будет приводить к "утечке мозгов" как студентов, так и преподавателей. Студенты со знанием иностранных языков, к тому же улучшившие их в иноязычной языковой среде, познакомившиеся с условиями труда и заведшие связи с местными сверстниками, получат гораздо больше шансов найти за рубежом работу.

Еще одной проблемой является неправильное понимание Болонского процесса, которое также тормозит его развитие. В то время как речь идет о гармонизации образовательных траекторий, создании понятной и сопоставимой системе степеней, часто процесс понимается как униформизация содержания образования, субординация какому-то единому европейскому стандарту[48].

Опасения специалистов также связаны со следующими соображениями:

§ Будет разрушена сложившаяся годами система высшего профессионального образования, которая признавалась одной из лучших в мире.

§ Вынужденное сокращение фундаментальной составляющей отрицательно скажется на качестве подготовки будущих специалистов.

§ Сокращение часов по гуманитарным дисциплинам также нежелательно, т.к. в этом случае получить на выходе из вуза всесторонне и гармонично развитую, нравственную личность будет весьма проблематично.

§ Сокращение срока обучения отразится в первую очередь на выпускающих кафедрах, где работают высококвалифицированные преподавательские кадры – специалисты в конкретных отраслях профессиональных знаний.

§ В магистратуре смогут обучаться, причем по узким направлениям, менее 10% лучших выпускников бакалавриата, что существенно повышает стоимость их индивидуальной подготовки[49].

Частично, в силу этих причин, а также технических трудностей реализации, спустя 6 лет после начала, процесс все еще не получил полномасштабного развития и остается делом в первую очередь крупных столичных и региональных государственных вузов, в которых к тому же разные компоненты Болонского процесса развиваются на разных скоростях.

В заключение резюмируем результаты исследования включенности российских вузов в Болонский процесс.

1.     Магистерские программы введены в большинстве университетов. Тем не менее, есть основания утверждать, что переход к двухуровневой системе образования затормозился на середине пути. Вузы занимают позицию их минимального развития. Число этих программ, их размер и доля магистров в общем числе студентов относительно малы.

2.     Система кредитов (зачетных единиц) в целом не получила распространения в вузах. И даже в тех случаях, когда она введена, зачетные единицы используются преимущественно в формально-расчетных целях, т.е. не выполняют всех предназначенных им функций.

3.     Вузы демонстрируют относительную гибкость в построении учебных планов, предлагая курсы по выбору. По всей видимости, степень этой гибкости будет повышаться и далее.

4.     В вузах сформирован широкий набор форм поощрения за исследовательскую работу.

5.     Рейтинги студентов распространены почти в половине вузов, однако не охватывают и половины учащихся, а степень открытости рейтингов относительно невысокая. Составление рейтингов преподавателей в вузах еще менее распространено.

6.     Информационная открытость вузов находится на невысоком уровне.

7.     Практика зачета курсов, прослушанных в зарубежных вузах, и обучение иностранных студентов в российских вузах относительно распространены, но, как правило, они затрагивают минимальное число студентов. Программы же двойных и совместных дипломов с зарубежными вузами существуют в относительно небольшом числе университетов.

8.     На ведущих факультетах количество российских преподавателей, читающих курсы за рубежом, и иностранных преподавателей, примерно равное. Но в обоих случаях эта практика не слишком распространена[50].

По результатам опроса экспертов, проведенного Татьяной Кастуевой-Жан[51], перспективы Болонский процесс в России не слишком оптимистичны. Среди опрошенных экспертов, можно выделить тех, кто разделяет пессимистическое видение вещей. Они высказывают опасения, что процесс не будет доведен до конца и окажется постепенно заброшен после вовлечения в него малой части передовых вузов.

Можно сделать вывод, что на пути реализации Болонского процесса в России стоит множество проблем. Некоторые из них (например, трудность пересчета принятых в стране оценок в кредиты) свойственны и европейским образовательным системам, но большинство проблем специфичны для России. Однако эти проблемы являются не непреодолимыми препятствиями, а лишь сдерживающими факторами, для устранения которых требуются усилия со стороны как властей (финансирование), так и общественности (принятие степени бакалавра как самодостаточной).


Заключение


Мы рассмотрели причины и этапы присоединения России к Болонскому процессу. В ходе исследования была обоснована целесообразность вхождения нашей страны в европейское образовательное пространство — цели Болонской декларации должны стать целями российской образовательной системы. Выгоды, которые получит наша страна, вузы, а также студенты и преподаватели неоспоримы. Также была показана давно назревшая необходимость модернизации российской системы образования. Советское образование считалось одним из лучших в мире, однако уже давно изменились требования, которым должно удовлетворять образование сегодня, устарела материально-техническая база подготовки профессионалов. Все вышеперечисленные факторы в совокупности составляют тот комплекс причин, который не позволяет нашей стране оставаться в стороне от происходящих изменений и заставляет интегрироваться в мировое образовательное пространство.

Законодательные меры по реализации Болонского процесса в России показали, что правительство восприняло предстоящие изменения с энтузиазмом. Начиная с 2003 года, был реализован ряд мероприятий, способствующих внедрению трехуровневой системы образования, были назначены головные вузы и вузы-координаторы по Болонскому процессу.

Анализ уровня реализации отдельных положений Болонской Декларации позволяет заключить, что принципы Болонского процесса в России реализованы ровно наполовину. Однако сравнение с Европой показывает несущественное отставание России.

Важно следующее — теперь, спустя 6 лет с момента подписания Россией Болонской Декларации, будет ли процесс продолжаться теми же темпами, не остановится ли после того, как российская образовательная система столкнулась с трудностями на пути его реализации? Для преодоления этих трудностей, на наш взгляд, потребуется немало сил и времени, ведь некоторые из проблем — неготовность вузов к переходу на новые стандарты и инертность восприятия рынком труда степени бакалавра — потребуют, возможно, несколько лет для их преодоления.

В будущем, надеемся, что этот шаг — подписание Болонской Декларации — положит начало комплексным реформам всей образовательной системы (а не только высшего образования), которые также коснутся и других сфер жизни российского общества. Ведь именно образование должно помочь нашей стране выйти на новый уровень в отношениях с Европой и миром.


Список использованной литературы


1.                 Актуальные вопросы интернациональной гармонизации образовательных систем: монография / Д. Бадарч, Б. Сазонов. — М.: Бюро ЮНЕСКО в Москве; ТЕИС, 2007. —190 с.

2.                 Анализ современного этапа реализации Болонского процесса в России (portal.ntf.ru/portal/pls/portal/docs/1/52308.DOC).

3.                 Анализ социально-экономических и институциональных условий адаптации образовательных программ высшего профессионального образования России к задачам Болонского процесса (www.bologna.spbu.ru/application21.doc).

4.                 Афанасьев Ю. Роль инновационных образовательных программ в реализации принципов Болонского процесса / Ю. Афанасьев // Материалы семинара по Болонскому процессу (#"#_ftn52" name="_ftnref52" title="">[52]


Позиционирование России в Болонском процессе в 2007 году по сравнению с остальными странами – участницами выглядит следующим образом.


Уровень

5

4

3

2

1

Внедрение 2-х уровневой системы

23

11

10

4 R

0

Доступ к следующему уровню

37

5 R

2

1

3

Внедрение национальной квалификационной рамки

7

6

11 R

23

1

Реализация европейских принципов стандартов качества

17

26 R

4

1

0

Независимая система обеспечения качества

18

23 R

5

2

0

Уровень участия студентов

17

16 R

11

4

0

Уровень участия иностранных экспертов

11

14

16 R

3

4

Внедрение приложения к диплому

25

7

14

1 R

1

Реализация Лиссабонской Конвенции

31

5 R

1

3

8

Внедрение ECTS

27 R

9

6

6

0

Признание предыдущих периодов обучения

17

11 R

9

9

2

Признание совместных степеней

32 R

16

0

0

0


Выводы, которые можно сделать, исходя из представленной информации, прежде всего, связаны с тем, что большинство стран Европы переходит (или уже перешло) на уровневую систему высшего образования, и все они используют систему обеспечения качества, совместимую с европейскими принципами стандартов качества. Не менее важным является и то, что всеми странами в той или иной степени внедрен принцип ECTS.


Приложение 2

Прием — выпуск бакалавров, специалистов и магистров в целом по Российской Федерации.[53]


Годы

Прием

Выпуск


бакалавр

специалист

магистр

бакалавр

специалист

магистр

1995

84902

533 969

2550

6096

380 801

773

1996

79325

585 678

3795

14946

387 903

1342

1997

77726

657512

5093

25508

397 193

2237

1998

84179

701 322

6485

38 115

415649

3736

1999

60940

831 313

7724

30361

453 338

5448

2000

51 886

1 048 296

9554

28053

514624

6782

2001

49218

1 173492

6723

26 109

584812

5753

2002

42310

1 165 803

5085

31097

660 232

5598

2003

36704

1 264 597

7002

27256

760 892

4089

2004

75902

1 226 875

13268

49318

825 280

9714

2005

78859

1 202 205

14987

50940

862 038

10250

2006

84316

1 195 782

17939

52434

927 652

11579

2007

76400

1 090 400

13840

52964

954918

11 797

2008

71 300

1 002 400

13090

31332

1 013 122

13684

2009

65 100

901 700

12 100

29700

990 899

11064

2010

59000

804 700

11 100

26689

976 364

10585

2011

57393


10920

31057

972 580

9952

2012



10790

33872

910494

9313

2013



10560

37293

858649

9198

2014




40660

799 322 |

9114

2015




41 546

742 174

8967



[1] Шадриков В.Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и Болонский процесс / В. Шадриков // Вопросы образования. — 2004. — № 4. — С. 5.

[2] Текст совместного заявления европейских Министров образования, подписанного в Болонье 19. 06. 1999 года  (Болонская Декларация) (#"#_ftnref3" name="_ftn3" title="">[3] Студент и преподаватель как субъекты Болонского процесса (#"#_ftnref4" name="_ftn4" title="">[4] "Мягкий путь" вхождения российских вузов в Болонский процесс / под ред. А. Мельвиля. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — С. 76.

[5] Болонский процесс и развитие российской системы высшего образования (#"#_ftnref6" name="_ftn6" title="">[6] Текст совместного заявления европейских Министров образования, подписанного в Болонье 19.06.1999 года  (Болонская Декларация) (#"#_ftnref7" name="_ftn7" title="">[7] Колесов В. Двухступенчатое высшее образование: 15 аргументов «за» / В. Колесов // Высшее образование в России. — 2006. — №2. — С. 27.

[8] Болонский процесс в вопросах и ответах / В. Касевич, Р. Светлов, А. Петров, А. Цыб. — Издательство С.-Пб. университета, 2004. — С. 13-14.

[9] "Мягкий путь" вхождения российских вузов в Болонский процесс / под ред. А. Мельвиля. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — С. 89.

[10] Болонский процесс и развитие российской системы высшего образования (#"#_ftnref11" name="_ftn11" title="">[11] Болонский процесс и развитие российской системы высшего образования (#"#_ftnref12" name="_ftn12" title="">[12] Российские вузы в Болонском процессе (#"#_ftnref13" name="_ftn13" title="">[13] Студент и преподаватель как субъекты Болонского процесса (#"#_ftnref14" name="_ftn14" title="">[14] Ищенко Е. Реализация принципов Болонской декларации в Воронежском государственном университете / Ищенко Е., Коровин В.// Вестник воронежского государственного университета. Серия: проблемы высшего образования. — 2008. — №1. — С. 10.

[15] Кастуева-Жан Т. Россия в Болонском процессе: неоднозначные оценки четырехлетнего опыта и перспективы — С.7. (www.iori.hse.ru/es/materials/T.Kastueva-Jean.pdf).

[16] Медведев С. Болонский процесс, Россия и глобализация / С. Медведев // Высшее образование в России. — 2006. — №3. — С. 31-32.

[17] "Мягкий путь" вхождения российских вузов в Болонский процесс / под ред. А. Мельвиля. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — C. 73.

[18] Интервью А. Фурсенко на радиостанции "Эхо Москвы" 9 марта 2007 г. (#"#_ftnref19" name="_ftn19" title="">[19] Анализ социально-экономических и институциональных условий адаптации образовательных программ высшего профессионального образования России к задачам Болонского процесса (www.bologna.spbu.ru/application21.doc).

[20] Кастуева-Жан Т. «Блеск и нищета» высшего образования в России (www.ifri.org/files/Russie/ifri_jean_obrazovanie_sent2006_rus.pdf).

[21] Болонский процесс (#"#_ftnref22" name="_ftn22" title="">[22] Перминова М. Интеграция российской высшей школы в общеевропейскую образовательную систему / М. Перминова // Известия Саратовского университета, Сер. Социология. Политология. — 2009. — № 2. — С. 30.

[23] Афанасьев Ю. Роль инновационных образовательных программ в реализации принципов Болонского процесса / Ю. Афанасьев // Материалы семинара по Болонскому процессу (#"#_ftnref24" name="_ftn24" title="">[24] Медведев С. Болонский процесс, Россия и глобализация / С. Медведев // Высшее образование в России. — 2006. — №3. — С. 31

[25] Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе / под ред. К. Пурисайнена и С. Медведева. — М.: РЕЦЭП, 2005. — С. 22.

[26] Актуальные вопросы интернациональной гармонизации образовательных систем: монография / Д. Бадарч, Б. Сазонов. — М.: Бюро ЮНЕСКО в Москве; ТЕИС, 2007. —С. 12.

[27] Болонский процесс: актуальные вопросы модернизации российского высшего образования: учебное пособие/Б. Сазонов.— М.: ФИРО—2006.— С. 20.

[28] Афентьева Е. Болонский процесс: плюсы и минусы / Российские вузы и Болонский процесс: материалы научно-практической конференции . Тамбов, 16-19 октября 2006 г. — Тамбов, издательство тамбовского государственного технического университета, 2006. —  С. 49.

[29] Опыт университета МГИМО по переходу на Болонскую систему  (#"#_ftnref30" name="_ftn30" title="">[30] Ищенко Е. Реализация принципов Болонской декларации в Воронежском государственном университете / Ищенко Е., Коровин В.// Вестник воронежского государственного университета. Серия: проблемы высшего образования. — 2008. — №1. — С. 11.

[31] Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство / А. И. Гретченко, А. А. Гретченко. — М.: КНОРУС, 2009. — С. 138.

[32] Екимова Т.  Этапы большого пути. Болонский процесс в России /  Т.  Екимова, Ю. Краснова, Д. Харитонов (#"#_ftnref33" name="_ftn33" title="">[33] Анализ современного этапа реализации Болонского процесса в России (portal.ntf.ru/portal/pls/portal/docs/1/52308.DOC).

[34] План мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005 – 2010 годы  (#"#_ftnref35" name="_ftn35" title="">[35] Анализ современного этапа реализации Болонского процесса в России (portal.ntf.ru/portal/pls/portal/docs/1/52308.DOC).

[36] Мониторинг участия российских вузов в Болонском процессе. Аналитический отчет по результатам исследования в вузах. — М, 2006 (#"#_ftnref37" name="_ftn37" title="">[37] Анализ современного этапа реализации Болонского процесса в России (portal.ntf.ru/portal/pls/portal/docs/1/52308.DOC).

[38] Мониторинг участия российских вузов в Болонском процессе. Аналитический отчет по результатам исследования в вузах. — М, 2006 (#"#_ftnref39" name="_ftn39" title="">[39] План мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005 – 2010 годы  (#"#_ftnref40" name="_ftn40" title="">[40] Анализ современного этапа реализации Болонского процесса в России (portal.ntf.ru/portal/pls/portal/docs/1/52308.DOC).

[41] Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство / А. И. Гретченко, А. А. Гретченко. — М.: КНОРУС, 2009. — С. 137.

[42] Болонский процесс: середина пути / Под. ред. В. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. Российский Новый Университет, 2005. — С. 54.

[43] Муратова Ю. На полдороге к будущему: оценка включенности российских вузов в Болонский процесс / Ю. Муратова, В. Радаев // Вопросы образования. —2007. — № 3. — С. 109.

[44] Екимова Т.  Этапы большого пути. Болонский процесс в России /  Т.  Екимова, Ю. Краснова, Д. Харитонов (#"#_ftnref45" name="_ftn45" title="">[45] Афанасьев Ю. Роль инновационных образовательных программ в реализации принципов Болонского процесса / Ю. Афанасьев // Материалы семинара по Болонскому процессу (#"#_ftnref46" name="_ftn46" title="">[46] Екимова Т.  Этапы большого пути. Болонский процесс в России /  Т.  Екимова, Ю. Краснова, Д. Харитонов (#"#_ftnref47" name="_ftn47" title="">[47] Россия в Болонском процессе: "подводные камни" (#"#_ftnref48" name="_ftn48" title="">[48] Кастуева-Жан Т. Россия в Болонском процессе: неоднозначные оценки четырехлетнего опыта и перспективы. — С. 3. (www.iori.hse.ru/es/materials/T.Kastueva-Jean.pdf).

[49] Игнатьев В. П. Болонский процесс: опасения и надежды / В. П. Игнатьев, Л. Ф. Варламова // Высшее образование в России. — 2009. — №4. — С. 138.

[50] Муратова Ю. На полдороге к будущему: оценка включенности российских вузов в Болонский процесс / Ю. Муратова, В. Радаев // Вопросы образования. —2007. — № 3. — С. 111.

[51] Кастуева-Жан Т. Россия в Болонском процессе: неоднозначные оценки четырехлетнего опыта и перспективы — с 5. (www.iori.hse.ru/es/materials/T.Kastueva-Jean.pdf).

[52] Анализ современного этапа реализации Болонского процесса в России (portal.ntf.ru/portal/pls/portal/docs/1/52308.DOC).

[53] Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство / А. И. Гретченко, А. А. Гретченко. — М.: КНОРУС, 2009. —С. 149.


Страницы: 1, 2, 3, 4