Причины и этапы вступления России в Болонский процесс
§ проблема формирования
эффективной системы аккредитации;
§ неготовность
значительного числа вузов в России к переходу на двухуровневую систему подготовки
специалистов, и т. д.[44].
Наряду с
перечисленными проблемами по содержанию и качеству образования существуют и
трудности, связанные с ресурсным и социальным обеспечением интеграции:
§ недостаточность
научно-методического, кадрового, материально-технического обеспечения для
реализации положений Болонской Декларации;
§ недостаточность уровня
применения информационных технологий в образовательном процессе и менеджменте;
§ отток
высококвалифицированных специалистов[45].
Т. Екимова,
Ю. Краснова и Д. Харитонов выделяют следующие проблемы, с которыми столкнулась
система высшего профессионального образования России на пути реализации
Болонской Декларации:
1. Инерционность восприятия
рынком труда степени бакалавра.
2. Неготовность части
российской высшей школы выступать равноправным партнером в программах
мобильности (недостаточное финансирование, слабое знание иностранных языков).
3. Излишняя регламентация
недостаточная гибкость, адаптивность учебных программ.
4. Неготовность многих вузов
к формированию новых компетенций выпускников, направленных на мобильность в
рынке труда[46].
Целый ряд
проблем связан с тем, что образовательные стратегии Болонского процесса в
России до сих пор четко не определены. Не разработана национальная стратегия в
связи с присоединением к Болонскому процессу, не определена национальная идея
интеграции России в единое европейское образовательное пространство. Не созданы
условия для развития академической мобильности.
Не менее
остра и проблема глубокого изучения иностранных языков. Европейцы почти не замечают
эту проблему, потому что в западной, да и в центральной части континента
большинство образованного населения свободно говорит на двух-трёх языках
близлежащих стран. У нас нет традиции поголовного владения иностранными
языками, и обычная школа не способна решить эту задачу[47].
В европейских
академических кругах не скрывают, что мобильность будет приводить к "утечке
мозгов" как студентов, так и преподавателей. Студенты со знанием
иностранных языков, к тому же улучшившие их в иноязычной языковой среде,
познакомившиеся с условиями труда и заведшие связи с местными сверстниками,
получат гораздо больше шансов найти за рубежом работу.
Еще одной
проблемой является неправильное понимание Болонского процесса, которое также
тормозит его развитие. В то время как речь идет о гармонизации образовательных
траекторий, создании понятной и сопоставимой системе степеней, часто процесс
понимается как униформизация содержания образования, субординация какому-то
единому европейскому стандарту[48].
Опасения
специалистов также связаны со следующими соображениями:
§ Будет разрушена
сложившаяся годами система высшего профессионального образования, которая
признавалась одной из лучших в мире.
§ Вынужденное сокращение
фундаментальной составляющей отрицательно скажется на качестве подготовки
будущих специалистов.
§ Сокращение часов по
гуманитарным дисциплинам также нежелательно, т.к. в этом случае получить на
выходе из вуза всесторонне и гармонично развитую, нравственную личность будет
весьма проблематично.
§ Сокращение срока обучения
отразится в первую очередь на выпускающих кафедрах, где работают
высококвалифицированные преподавательские кадры – специалисты в конкретных
отраслях профессиональных знаний.
§ В магистратуре смогут
обучаться, причем по узким направлениям, менее 10% лучших выпускников
бакалавриата, что существенно повышает стоимость их индивидуальной подготовки[49].
Частично, в
силу этих причин, а также технических трудностей реализации, спустя 6 лет после
начала, процесс все еще не получил полномасштабного развития и остается делом в
первую очередь крупных столичных и региональных государственных вузов, в
которых к тому же разные компоненты Болонского процесса развиваются на разных
скоростях.
В заключение
резюмируем результаты исследования включенности российских вузов в Болонский
процесс.
1. Магистерские программы
введены в большинстве университетов. Тем не менее, есть основания утверждать,
что переход к двухуровневой системе образования затормозился на середине пути.
Вузы занимают позицию их минимального развития. Число этих программ, их размер
и доля магистров в общем числе студентов относительно малы.
2. Система кредитов
(зачетных единиц) в целом не получила распространения в вузах. И даже в тех
случаях, когда она введена, зачетные единицы используются преимущественно в
формально-расчетных целях, т.е. не выполняют всех предназначенных им функций.
3. Вузы демонстрируют
относительную гибкость в построении учебных планов, предлагая курсы по выбору.
По всей видимости, степень этой гибкости будет повышаться и далее.
4. В вузах сформирован
широкий набор форм поощрения за исследовательскую работу.
5. Рейтинги студентов
распространены почти в половине вузов, однако не охватывают и половины
учащихся, а степень открытости рейтингов относительно невысокая. Составление
рейтингов преподавателей в вузах еще менее распространено.
6. Информационная открытость
вузов находится на невысоком уровне.
7. Практика зачета курсов,
прослушанных в зарубежных вузах, и обучение иностранных студентов в российских
вузах относительно распространены, но, как правило, они затрагивают минимальное
число студентов. Программы же двойных и совместных дипломов с зарубежными
вузами существуют в относительно небольшом числе университетов.
8. На ведущих факультетах
количество российских преподавателей, читающих курсы за рубежом, и иностранных
преподавателей, примерно равное. Но в обоих случаях эта практика не слишком
распространена[50].
По
результатам опроса экспертов, проведенного Татьяной Кастуевой-Жан[51],
перспективы Болонский процесс в России не слишком оптимистичны. Среди
опрошенных экспертов, можно выделить тех, кто разделяет пессимистическое
видение вещей. Они высказывают опасения, что процесс не будет доведен до конца
и окажется постепенно заброшен после вовлечения в него малой части передовых
вузов.
Можно сделать
вывод, что на пути реализации Болонского процесса в России стоит множество
проблем. Некоторые из них (например, трудность пересчета принятых в стране
оценок в кредиты) свойственны и европейским образовательным системам, но
большинство проблем специфичны для России. Однако эти проблемы являются не
непреодолимыми препятствиями, а лишь сдерживающими факторами, для устранения
которых требуются усилия со стороны как властей (финансирование), так и
общественности (принятие степени бакалавра как самодостаточной).
Мы
рассмотрели причины и этапы присоединения России к Болонскому процессу. В ходе
исследования была обоснована целесообразность вхождения нашей страны в
европейское образовательное пространство — цели Болонской декларации должны
стать целями российской образовательной системы. Выгоды, которые получит наша
страна, вузы, а также студенты и преподаватели неоспоримы. Также была показана
давно назревшая необходимость модернизации российской системы образования. Советское
образование считалось одним из лучших в мире, однако уже давно изменились требования,
которым должно удовлетворять образование сегодня, устарела материально-техническая
база подготовки профессионалов. Все вышеперечисленные факторы в совокупности
составляют тот комплекс причин, который не позволяет нашей стране оставаться в
стороне от происходящих изменений и заставляет интегрироваться в мировое
образовательное пространство.
Законодательные
меры по реализации Болонского процесса в России показали, что правительство
восприняло предстоящие изменения с энтузиазмом. Начиная с 2003 года, был
реализован ряд мероприятий, способствующих внедрению трехуровневой системы
образования, были назначены головные вузы и вузы-координаторы по Болонскому
процессу.
Анализ уровня
реализации отдельных положений Болонской Декларации позволяет заключить, что
принципы Болонского процесса в России реализованы ровно наполовину. Однако
сравнение с Европой показывает несущественное отставание России.
Важно
следующее — теперь, спустя 6 лет с момента подписания Россией Болонской
Декларации, будет ли процесс продолжаться теми же темпами, не остановится ли
после того, как российская образовательная система столкнулась с трудностями на
пути его реализации? Для преодоления этих трудностей, на наш взгляд,
потребуется немало сил и времени, ведь некоторые из проблем — неготовность
вузов к переходу на новые стандарты и инертность восприятия рынком труда
степени бакалавра — потребуют, возможно, несколько лет для их преодоления.
В будущем,
надеемся, что этот шаг — подписание Болонской Декларации — положит начало комплексным
реформам всей образовательной системы (а не только высшего образования),
которые также коснутся и других сфер жизни российского общества. Ведь именно
образование должно помочь нашей стране выйти на новый уровень в отношениях с
Европой и миром.
Список использованной литературы
1.
Актуальные
вопросы интернациональной гармонизации образовательных систем: монография / Д.
Бадарч, Б. Сазонов. — М.: Бюро ЮНЕСКО в Москве; ТЕИС, 2007. —190 с.
2.
Анализ
современного этапа реализации Болонского процесса в России
(portal.ntf.ru/portal/pls/portal/docs/1/52308.DOC).
3.
Анализ
социально-экономических и институциональных условий адаптации образовательных
программ высшего профессионального образования России к задачам Болонского
процесса (www.bologna.spbu.ru/application21.doc).
4.
Афанасьев
Ю. Роль инновационных образовательных программ в реализации принципов
Болонского процесса / Ю. Афанасьев // Материалы семинара по Болонскому процессу
(#"#_ftn52" name="_ftnref52" title="">[52]
Позиционирование
России в Болонском процессе в 2007 году по сравнению с остальными странами –
участницами выглядит следующим образом.
Уровень
|
5
|
4
|
3
|
2
|
1
|
Внедрение 2-х уровневой
системы
|
23
|
11
|
10
|
4 R
|
0
|
Доступ к следующему уровню
|
37
|
5 R
|
2
|
1
|
3
|
Внедрение национальной
квалификационной рамки
|
7
|
6
|
11 R
|
23
|
1
|
Реализация европейских
принципов стандартов качества
|
17
|
26 R
|
4
|
1
|
0
|
Независимая система
обеспечения качества
|
18
|
23 R
|
5
|
2
|
0
|
Уровень участия
студентов
|
17
|
16 R
|
11
|
4
|
0
|
Уровень участия
иностранных экспертов
|
11
|
14
|
16 R
|
3
|
4
|
Внедрение приложения к
диплому
|
25
|
7
|
14
|
1 R
|
1
|
Реализация Лиссабонской
Конвенции
|
31
|
5 R
|
1
|
3
|
8
|
Внедрение ECTS
|
27 R
|
9
|
6
|
6
|
0
|
Признание предыдущих
периодов обучения
|
17
|
11 R
|
9
|
9
|
2
|
Признание совместных степеней
|
32 R
|
16
|
0
|
0
|
0
|
Выводы,
которые можно сделать, исходя из представленной информации, прежде всего,
связаны с тем, что большинство стран Европы переходит (или уже перешло) на
уровневую систему высшего образования, и все они используют систему обеспечения
качества, совместимую с европейскими принципами стандартов качества. Не менее
важным является и то, что всеми странами в той или иной степени внедрен принцип
ECTS.
Приложение 2
Прием —
выпуск бакалавров, специалистов и магистров в целом по Российской Федерации.[53]
Годы
|
Прием
|
Выпуск
|
|
бакалавр
|
специалист
|
магистр
|
бакалавр
|
специалист
|
магистр
|
1995
|
84902
|
533 969
|
2550
|
6096
|
380 801
|
773
|
1996
|
79325
|
585 678
|
3795
|
14946
|
387 903
|
1342
|
1997
|
77726
|
657512
|
5093
|
25508
|
397 193
|
2237
|
1998
|
84179
|
701 322
|
6485
|
38 115
|
415649
|
3736
|
1999
|
60940
|
831 313
|
7724
|
30361
|
453 338
|
5448
|
2000
|
51 886
|
1 048 296
|
9554
|
28053
|
514624
|
6782
|
2001
|
49218
|
1 173492
|
6723
|
26 109
|
584812
|
5753
|
2002
|
42310
|
1 165 803
|
5085
|
31097
|
660 232
|
5598
|
2003
|
36704
|
1 264 597
|
7002
|
27256
|
760 892
|
4089
|
2004
|
75902
|
1 226 875
|
13268
|
49318
|
825 280
|
9714
|
2005
|
78859
|
1 202 205
|
14987
|
50940
|
862 038
|
10250
|
2006
|
84316
|
1 195 782
|
17939
|
52434
|
927 652
|
11579
|
2007
|
76400
|
1 090 400
|
13840
|
52964
|
954918
|
11 797
|
2008
|
71 300
|
1 002 400
|
13090
|
31332
|
1 013 122
|
13684
|
2009
|
65 100
|
901 700
|
12 100
|
29700
|
990 899
|
11064
|
2010
|
59000
|
804 700
|
11 100
|
26689
|
976 364
|
10585
|
2011
|
57393
|
|
10920
|
31057
|
972 580
|
9952
|
2012
|
|
|
10790
|
33872
|
910494
|
9313
|
2013
|
|
|
10560
|
37293
|
858649
|
9198
|
2014
|
|
|
|
40660
|
799 322 |
|
9114
|
2015
|
|
|
|
41 546
|
742 174
|
8967
|
[1] Шадриков
В.Государственные образовательные стандарты высшего профессионального
образования и Болонский процесс / В. Шадриков // Вопросы образования. —
2004. — № 4. — С. 5.
[2] Текст совместного
заявления европейских Министров образования, подписанного в Болонье 19. 06.
1999 года (Болонская Декларация)
(#"#_ftnref3" name="_ftn3" title="">[3] Студент и преподаватель
как субъекты Болонского процесса
(#"#_ftnref4" name="_ftn4" title="">[4]
"Мягкий путь" вхождения российских вузов в Болонский процесс /
под ред. А. Мельвиля. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — С. 76.
[5] Болонский процесс и
развитие российской системы высшего образования
(#"#_ftnref6" name="_ftn6" title="">[6] Текст совместного
заявления европейских Министров образования, подписанного в Болонье 19.06.1999
года (Болонская Декларация)
(#"#_ftnref7" name="_ftn7" title="">[7] Колесов В.
Двухступенчатое высшее образование: 15 аргументов «за» / В. Колесов // Высшее
образование в России. — 2006. — №2. — С. 27.
[8] Болонский
процесс в вопросах и ответах / В. Касевич, Р. Светлов, А. Петров, А. Цыб. —
Издательство С.-Пб. университета, 2004. — С. 13-14.
[9] "Мягкий путь"
вхождения российских вузов в Болонский процесс / под ред. А. Мельвиля. — М.:
ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — С. 89.
[10] Болонский процесс и
развитие российской системы высшего образования (#"#_ftnref11" name="_ftn11" title="">[11] Болонский процесс и
развитие российской системы высшего образования
(#"#_ftnref12" name="_ftn12" title="">[12] Российские вузы в
Болонском процессе
(#"#_ftnref13" name="_ftn13"
title="">[13] Студент и
преподаватель как субъекты Болонского процесса (#"#_ftnref14" name="_ftn14" title="">[14] Ищенко Е. Реализация
принципов Болонской декларации в Воронежском государственном университете /
Ищенко Е., Коровин В.// Вестник воронежского государственного университета.
Серия: проблемы высшего образования. — 2008. — №1. — С. 10.
[15] Кастуева-Жан Т. Россия в
Болонском процессе: неоднозначные оценки четырехлетнего опыта и перспективы — С.7.
(www.iori.hse.ru/es/materials/T.Kastueva-Jean.pdf).
[16] Медведев С. Болонский
процесс, Россия и глобализация / С. Медведев // Высшее образование в России. —
2006. — №3. — С. 31-32.
[17] "Мягкий путь"
вхождения российских вузов в Болонский процесс / под ред. А. Мельвиля. — М.:
ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — C. 73.
[18] Интервью А. Фурсенко на
радиостанции "Эхо Москвы" 9 марта 2007 г. (#"#_ftnref19" name="_ftn19" title="">[19] Анализ
социально-экономических и институциональных условий адаптации образовательных
программ высшего профессионального образования России к задачам Болонского
процесса (www.bologna.spbu.ru/application21.doc).
[20] Кастуева-Жан Т. «Блеск и
нищета» высшего образования в России
(www.ifri.org/files/Russie/ifri_jean_obrazovanie_sent2006_rus.pdf).
[21] Болонский
процесс (#"#_ftnref22" name="_ftn22" title="">[22] Перминова М. Интеграция
российской высшей школы в общеевропейскую образовательную систему / М.
Перминова // Известия Саратовского университета, Сер. Социология. Политология.
— 2009. — № 2. — С. 30.
[23] Афанасьев Ю. Роль
инновационных образовательных программ в реализации принципов Болонского
процесса / Ю. Афанасьев // Материалы семинара по Болонскому процессу
(#"#_ftnref24" name="_ftn24" title="">[24] Медведев С. Болонский
процесс, Россия и глобализация / С. Медведев // Высшее образование в России. —
2006. — №3. — С. 31
[25] Болонский
процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе /
под ред. К. Пурисайнена и С. Медведева. — М.: РЕЦЭП, 2005. — С. 22.
[26] Актуальные
вопросы интернациональной гармонизации образовательных систем: монография / Д.
Бадарч, Б. Сазонов. — М.: Бюро ЮНЕСКО в Москве; ТЕИС, 2007. —С. 12.
[27] Болонский процесс:
актуальные вопросы модернизации российского высшего образования: учебное пособие/Б.
Сазонов.— М.: ФИРО—2006.— С. 20.
[28] Афентьева Е. Болонский
процесс: плюсы и минусы / Российские вузы и Болонский процесс: материалы научно-практической
конференции . Тамбов, 16-19 октября 2006 г. — Тамбов, издательство тамбовского государственного технического университета, 2006. — С. 49.
[29] Опыт университета МГИМО
по переходу на Болонскую систему
(#"#_ftnref30" name="_ftn30"
title="">[30] Ищенко Е.
Реализация принципов Болонской декларации в Воронежском государственном университете
/ Ищенко Е., Коровин В.// Вестник воронежского государственного университета.
Серия: проблемы высшего образования. — 2008. — №1. — С. 11.
[31] Болонский процесс:
интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство / А. И.
Гретченко, А. А. Гретченко. — М.: КНОРУС, 2009. — С. 138.
[32] Екимова Т. Этапы
большого пути. Болонский процесс в России / Т. Екимова, Ю. Краснова, Д. Харитонов
(#"#_ftnref33" name="_ftn33" title="">[33] Анализ современного
этапа реализации Болонского процесса в России (portal.ntf.ru/portal/pls/portal/docs/1/52308.DOC).
[34] План мероприятий по
реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального
образования Российской Федерации на 2005 – 2010 годы
(#"#_ftnref35" name="_ftn35" title="">[35] Анализ современного
этапа реализации Болонского процесса в России
(portal.ntf.ru/portal/pls/portal/docs/1/52308.DOC).
[36] Мониторинг участия
российских вузов в Болонском процессе. Аналитический отчет по результатам
исследования в вузах. — М, 2006
(#"#_ftnref37" name="_ftn37" title="">[37] Анализ современного
этапа реализации Болонского процесса в России
(portal.ntf.ru/portal/pls/portal/docs/1/52308.DOC).
[38] Мониторинг
участия российских вузов в Болонском процессе. Аналитический отчет по
результатам исследования в вузах. — М, 2006 (#"#_ftnref39" name="_ftn39" title="">[39] План мероприятий по
реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального
образования Российской Федерации на 2005 – 2010 годы
(#"#_ftnref40" name="_ftn40" title="">[40] Анализ современного
этапа реализации Болонского процесса в России (portal.ntf.ru/portal/pls/portal/docs/1/52308.DOC).
[41] Болонский процесс:
интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство / А. И.
Гретченко, А. А. Гретченко. — М.: КНОРУС, 2009. — С. 137.
[42] Болонский процесс:
середина пути / Под. ред. В. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем
качества подготовки специалистов. Российский Новый Университет, 2005. — С. 54.
[43] Муратова Ю. На полдороге
к будущему: оценка включенности российских вузов в Болонский процесс / Ю.
Муратова, В. Радаев // Вопросы образования. —2007. — № 3. — С. 109.
[44] Екимова Т. Этапы
большого пути. Болонский процесс в России / Т. Екимова, Ю. Краснова, Д. Харитонов
(#"#_ftnref45" name="_ftn45" title="">[45] Афанасьев Ю. Роль
инновационных образовательных программ в реализации принципов Болонского
процесса / Ю. Афанасьев // Материалы семинара по Болонскому процессу
(#"#_ftnref46" name="_ftn46" title="">[46] Екимова Т. Этапы
большого пути. Болонский процесс в России / Т. Екимова, Ю. Краснова, Д. Харитонов
(#"#_ftnref47" name="_ftn47" title="">[47] Россия в Болонском
процессе: "подводные камни"
(#"#_ftnref48" name="_ftn48" title="">[48] Кастуева-Жан Т. Россия в
Болонском процессе: неоднозначные оценки четырехлетнего опыта и перспективы. —
С. 3. (www.iori.hse.ru/es/materials/T.Kastueva-Jean.pdf).
[49] Игнатьев В. П. Болонский
процесс: опасения и надежды / В. П. Игнатьев, Л. Ф. Варламова // Высшее образование
в России. — 2009. — №4. — С. 138.
[50] Муратова Ю. На полдороге
к будущему: оценка включенности российских вузов в Болонский процесс / Ю.
Муратова, В. Радаев // Вопросы образования. —2007. — № 3. — С. 111.
[51] Кастуева-Жан Т. Россия в
Болонском процессе: неоднозначные оценки четырехлетнего опыта и перспективы — с
5. (www.iori.hse.ru/es/materials/T.Kastueva-Jean.pdf).
[52] Анализ современного этапа реализации Болонского процесса в
России (portal.ntf.ru/portal/pls/portal/docs/1/52308.DOC).
[53] Болонский процесс:
интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство / А. И.
Гретченко, А. А. Гретченко. — М.: КНОРУС, 2009. —С. 149.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|