Причины и этапы вступления России в Болонский процесс
Как
полноценный член Болонского процесса Россия сможет в свою очередь активнее
влиять и на высшее образование в Европе: голос более чем тысячи российских
вузов не может не быть услышанным при принятии образовательных решений.
Несомненной
выгодой от Болонского процесса станет пропаганда российской культуры —
значительно большее число европейцев получат возможность изучить русский язык,
познакомиться с российской культурой, с педагогическими традициями нашего
высшего образования.
Экономические
выгоды России от вступления в Болонский процесс менее заметны, однако
необходимо перечислить основные из них.
В
соответствии с задачей, поставленной в Берлинском коммюнике, Россия вместе с "Болонскими"
партнерами будет стремиться сделать европейскую экономику "наиболее
конкурентоспособной и динамичной, основанной на знаниях, экономикой в мире"[11].
В результате в европейских странах, в том числе и в России, можно ожидать
создания большего числа рабочих мест, причем лучшего качества.
Такая система
в силу своей гибкости окажется более эффективной и в экономическом отношении.
Существующая сегодня невостребованность большого числа узких специалистов
массовых профессий означает неэффективность затрат на их подготовку. С
переходом на новую образовательную систему изменится в результате и сам
характер финансирования вузов, более разнообразными будут его источники.
Обучаясь в
европейских вузах по экономическим специальностям, российские студенты
приобретут самые современные экономические знания, равно как и научные представления
об особенностях современного бизнеса. Особенно важно, что в контексте
вступления России в ВТО в стране появится заметное количество европейски
образованных экономистов.
Студенты из
Европы и других стран мира, приезжающие в Россию, даже если само обучение
непосредственно по программам мобильности в строгом соответствии с Болонскими
рекомендациями будет бесплатным, привезут в Россию финансовые средства (по
аналогии с туризмом), которые используют на оплату проживания, на питание,
досуг.
Ниже хотелось
бы сказать о том, что выигрывает от Болонского процесса российский вуз.
Нет сомнений,
что престиж вуза, гарантированно направляющего своих студентов учиться в
европейский вуз-партнёр на семестр или учебный год вырастет; увеличится его
привлекательность для абитуриентов. Направляя своих преподавателей в зарубежные
вузы для преподавания модулей на семестр или учебный год, вуз получит
возможность осуществлять реальное повышение квалификации
профессорско-преподавательского состава[12]. Заметно
увеличатся масштабы, и поднимется качество владения российскими студентами и
преподавателями иностранными языками. Знание же иностранных языков откроет для
студентов и преподавателей широкий доступ к оригинальным, не переводным
зарубежным публикациям — не только профессиональным, что, разумеется, крайне
важно, но и к публицистике и художественной литературе.
Повысится
конкуренция преподавателей за право читать лекции за рубежом по программам
мобильности; это вызовет подъём научной активности на кафедрах. По примеру
европейских вузов можно ожидать повышения статуса российского вузовского
преподавателя, профессора, общей привлекательности преподавательского труда.
Поскольку вуз
в силу ограниченности материальных ресурсов вуз сможет поддерживать программы
мобильности не всех, а только части своих студентов, в руках деканатов окажется
дополнительное средство стимулирования учёбы студентов — только лучшие получат
возможность поехать за рубеж бесплатно или со значительными скидками.
Академические рейтинги студентов в тех вузах, где они используются, станут
играть ещё более существенную роль.
Российский
вуз сможет более осмысленно применять перспективные информационные и коммуникационные
технологии, профессионально использовать дистанционное обучение и Интернет.
Несомненно,
еще одной причиной для повышения качества образовательного процесса в вузе
будет рост межвузовской конкуренции, поскольку конкурировать между собой как за
российских, так и за иностранных абитуриентов будут не только отечественные, но
и зарубежные вузы.
Далее кратко
рассмотрим выгоды, которые получат учащиеся при реализации основных принципов Болонской
Декларации.
Для студента
Болонский процесс сделает учёбу в вузе более демократичной, более
индивидуализированной, предоставит студенту больше выборов, что создаст
благоприятные условия для развития его личности. В ходе учёбы он получит
возможность, переходя с уровня на уровень, корректировать выбор специальности
или профессии в соответствии со своими изменившимися под влиянием полученных в
вузе знаний представлениями, вновь возникшими личностно-профессиональными
интересами[13]. В случае
возникновения в ходе учёбы материальных затруднений студент, получив диплом
бакалавра, сможет пойти работать, а, улучшив своё материальное положение,
продолжит обучение в магистратуре. По западному опыту, студент может
последовательно получить несколько магистерских степеней, например, для того,
чтобы каждый раз изучить дополнительную понадобившуюся ему специальность.
Участвуя в
программах мобильности, студент получит эмпирические данные для того, чтобы сравнить,
какое образование лучше — российское или европейское. Студент получит доступ к
лучшим университетским библиотекам Европы. Болонский процесс даст студенту
возможность получать совместные и двойные дипломы, которые значительно увеличат
его шансы на трудоустройство по специальности.
Одной из
наиболее привлекательных идей Болонской Декларации стала идея "образования
в течение всей жизни"[14]. Знания,
полученные человеком в процессе обучения, не раз устаревают в течение его
профессиональной жизни. Это ставит систему образования перед необходимостью
обеспечивать непрерывное образование, чему будет способствовать вхождение нашей
страны в европейское пространство высшего образования.
Татьяна
Кастуева-Жан также выделяет следующие положительные эффекты от вступления
России в Болонский процесс. Во-первых, получен дополнительный внешний стимул
для внутренних реформ. Во-вторых, существует и внешний положительный эффект,
который касается отношений России и ЕС. Болонский процесс тесно связан и с
другими сферами отношений Россия – ЕС. Изменения в образовательной сфере
повлекут за собой изменения в остальных сферах взаимоотношений России с Европой[15].
Вышеизложенные
преимущества наглядно показывают привлекательность Болонского процесса не
только для страны в целом, но и для отдельных вузов, а также для учащихся и
профессорско-преподавательского состава.
Россия
перестанет восприниматься негативно, в перспективе она станет полноправным
членом европейского сообщества, сможет влиять на происходящие в Европе
процессы. Российские вузы станут более конкурентоспособными и привлекательными
для иностранных учащихся, они смогут привлекать лучших преподавателей и
студентов. Выгоды учащихся связаны с демократизацией образования. Студенты
смогу сами определять, где и чему они хотят учиться — смогут выбирать
дисциплины и проводить отдельные семестры в других вузах. Зачетные единицы
позволят продолжать обучение в течение всей жизни, а двойные и совместные
дипломы — работать за рубежом.
1.3 Необходимость
модернизации российской системы образования как причина вступления России в Болонский
процесс
Участие
России в Болонском процессе можно рассматривать сквозь призму глобализации,
которая предъявляет новые требования к образовательной системе[16].
В связи с
переходом к рыночной экономике и нарастанием процессов глобализации все более
явным становится несоответствие сложившейся в России системы подготовки специалистов
мировым тенденциям развития образовательных систем. Среди причин вступления
России в Болонский процесс можно рассмотреть необходимость модернизации российского
образования. На аспектах, обусловивших эту необходимость, нам хотелось бы
остановиться более подробно.
Высшее
профессиональное образование России, сложившееся в основных чертах в годы и под
задачи социалистической индустриализации нуждается в реформировании. Принято
считать, что даже в стационарном состоянии общества обновление высшего
образования должно происходить через 25—30 лет. Международная практика
подобного реформирования предполагает, что обновление должно быть
сконцентрировано на модернизации:
• содержания
образования;
• структуры
образования;
• технологии
обучения;
• ресурсного
обеспечения[17].
Присоединение
России осенью 2003 г. к Болонскому процессу дает возможность сделать реформу
отечественного образования последовательной и содержательной.
По мнению
нынешнего министра образования А. Фурсенко, "…У нас сегодня главная
проблема – это невостребованность в огромной степени того, что тех, кто учится,
и тех знаний, которые они получают, в значительной части у нас обучение в вузах
сводится к получению диплома, а не к получению знаний. И конечно, мы должны
систему образования построить таким образом, чтобы люди все-таки приходили за
знаниями, умениями, за компетенциями, как угодно это назвать. Но главное — за
тем, чтобы они после того, как научились, знали и умели то, что им потребуется
в будущей жизни"[18].
В своем
выступлении на радио " Эхо Москвы" 9 марта 2007 г. Фурсенко
подчеркнул, что сегодня потребности в специалистах меняются быстрее, чем
система образования их готовит, что обуславливает необходимость создания более
гибкой системы образования. Работодатели заявляют, что они не могут
сформулировать, какой им специалист потребуется через 5-6 лет, поэтому надо
разбить эту систему подготовки на две части. "Первая часть — это базовая
система, которая готовит человека, скажем, не на 100% к специальности, а на 90.
И не к одной зато, а к 10 или к 15, есть общее направление, что человек должен
знать, какие базовые знания ему необходимы".
Из
выступления бывшего министра образования РФ В.М. Филиппова на международной
конференции в Санкт-Петербурге следует, что модернизация отечественного
образования связана со вступлением России в ВТО. "Российские дипломы
должны быть понятны западному работодателю", - пояснял Филиппов.
Подписание Болонской Декларации, подчеркивал он, станет весомым аргументом за
вступление России в ВТО, поскольку система образования вступающей страны по
правилам должна соответствовать стандартам ЕС. Если нам нужны иностранные
инвестиции в образование и в целом в экономику, мы должны добиваться того,
чтобы западный менеджер понимал цену российского диплома[19].
Доля России
на мировом рынке образовательных услуг не превышает 0,5 %[20].
Такую ситуацию объясняет целый ряд различных факторов: относительная трудность
русского языка, слабая привлекательность политического и экономического имиджа
страны, условия жизни и т.д. Однако, не последней причиной является и
недостаточная конкурентоспособность российского образования, в целом ещё слабо
интегрированного в европейские и мировые схемы.
Нынешняя
российская модель трехуровневой подготовки 4 + 2 + 3 специфична. Степень
"специалист" не вписывается в Болонскую систему[21].
Рынок труда
нуждается в новом типе специалистов, способных работать на новых местах,
которые появляются в современной экономике, особенно в сфере услуг, где на
первый план выходит коммуникативная компетентность человека[22].
Традиционная фундаментальность российского образования позволяет развивать те
качества, которые так важны современному работодателю: кругозор, способность
мыслить творчески и аналитически и т.д. В то же время необходима подготовка
студентов к реалиям современного рынка труда: обучение их методам поиска
работы; правилам поведения в деловой среде; привитие навыков публичной презентации
себя и результатов своего труда; воспитание коммуникационных навыков;
формирование навыков командной и проектной работы. В настоящее время перед
Россией стоит задача формирования системы образования, которая воспроизводила
бы культурный и интеллектуальный потенциал, способный вывести общество из
кризиса и придать ему необходимый запас прочности для вхождения в общемировое
пространство, в том числе и образовательное.
Существует
категория специалистов, для которой важен объем и обширность полученных знаний.
Это ученые, инженеры, конструкторы мирового уровня, которые, конечно же,
необходимы любой стране. В то же время на экономику страны оказывает
первостепенное влияние масса специалистов среднего уровня. Здесь важны уже не
столько знания, сколько определенный набор навыков и умений. Для успешного
развития страны выпускники со средним уровнем подготовки к профессиональной
деятельности должны составлять 50–60%. К сожалению, сегодня эта цифра составляет
20–30%[23].
Таким
образом, переход на двухуровневую систему подготовки, новую систему оценки
качества образования для России гораздо более важен и нужен, чем для стран
Европы – участниц Болонского соглашения. России необходимо избежать изоляции в
образовательном плане. Большинство российских вузов давно нуждается в обновлении своей
материально-технической базы и образовательной инфраструктуры, и Болонский
процесс может дать толчок процессу модернизации.
Мнения
экспертов о причинах участия России в болонском процессе разделились следующим
образом.
С. Медведев
считает, что люди являются наиболее универсальными носителями информации.
Процессы академической мобильности, обмена и стандартизации являются важной
составляющей информационного века. Россия не может оставаться в изоляции от
этих поступательных процессов. Болонский процесс для России становится
средством повышения своей привлекательности и конкурентоспособности в мировом
масштабе и возможностью использовать самый ценный ресурс, человеческий потенциал[24];
По мнению К.
Пурисайнена и С. Медведева, в современном мире знания стали значимым фактором
производства, обеспечивающим наибольшую отдачу от инвестиций. Болонский процесс
является частью зарождающейся экономики знаний[25];
Д. Бадарч и
Б. Сазонов утверждают, что экономика любой страны требует открытости и
интернационализации своего потенциала знаний, рынков кадров и инноваций, а
также инвестиций в сферу образования, по темпам опережающих общие темпы роста
экономики. По всем этим позициям российская экономика отстает. Болонский
процесс может способствовать преодолению этого разрыва[26]. Б. Сазонов также считает, что "в рамках
Болонского процесса осуществляется большая работа по созданию среды общеевропейского
общения, для продвижения диалога и сотрудничества, по разработке методов
образовательного сотрудничества"[27].
Е.А.
Афентьева отмечает, что в сложившихся условиях "У России просто не другого
выхода, как включиться в любой "процесс", начатый в Европе, —
"болонский" или какой-либо другой"[28].
Таким
образом, давно назревшая необходимость модернизации российской системы
образования является еще одной причиной, по которой России следует включиться в
Болонский процесс. Так или иначе, образование придется реформировать, и лучше,
если изменения будут адекватны не только потребностям нашей страны, но и
требованиям европейского сообщества.
Как видим,
причины присоединения России к Болонскому процессу разнообразны, они не
исчерпываются какой-либо одной сферой жизни общества, а затрагивают
политические и экономические мотивы.
Среди причин вхождения
России в Болонский процесс в первую очередь необходимо назвать цели Болонской
Декларации — внедрение приложения к диплому, двухуровневое образование, система
зачетных кредитов, академическая мобильность, европейская система управления
качеством — это те цели, к которым стремится российское образование сегодня. Следование
этим целям поможет России интегрироваться в европейскую образовательную систему
и стать полноправным членом европейского сообщества.
Кроме того, среди
причин вхождения нашей России в Болонский процесс необходимо назвать очевидные
выгоды от этого шага для всей страны, отдельных вузов и учащихся. Возрастет
престиж нашей страны на международной арене; Россия сможет влиять на решения,
принимаемые Европой. Вузы станут готовить более конкурентоспособных выпускников,
повысится их авторитет. Выпускники вузов, имеющие признаваемый в Европе диплом,
будут более востребованы, они смогут продолжать образование или работать в
ведущих странах Европы. Вступление России в Болонский процесс позволит нейтрализовать
дисбаланс между количеством выпускаемых специалистов и количеством рабочих
мест, а также решить проблему устаревания знаний в процессе обучения.
Также среди
причин вхождения России в Болонский процесс необходимо назвать давно назревшую
необходимость модернизации российской системы образования. Устаревшее
оборудование, учебные программы требуют реформирования, и Болонский процесс —
это возможность сделать наше образование сопоставимым с европейским. Развитие
образования дошло до той точки, когда нашей или любой другой стране нельзя
оставаться в стороне от происходящих изменений.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|