бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Причины и этапы вступления России в Болонский процесс бесплатно рефераты

В следующем разделе будет показано, насколько успешно реализуются принципы Болонской Декларации в нашей стране.


Глава 2. Этапы вступления России в Болонский процесс

 

2.1 Законодательные меры по реализации Болонского процесса в России


19 сентября 2003 г. в Берлине на совещании министров образования стран-участниц Болонского процесса Россия официально присоединилась к формированию единого европейского пространства высшего образования и подтвердила свое намерение следовать основным принципам Болонской Декларации. После того, как министр образования В. М. Филиппов подписал от имени России Болонскую Декларацию, началась официальная история Болонского процесса в России. Подписание Российской Федерацией документов Болонского процесса автоматически возлагало на страну обязательства воплотить в жизнь его принципы до 2010 года.

Еще до официального присоединения России к Болонской Декларации в высшей школе страны началось движение в сторону международных стандартов профессионального образования. Уже в Законе Российской Федерации "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", принятом в 1996 г. была предусмотрена многоуровневая система высшего образования.

Например, в МГИМО уже примерно за десять лет до начала Болонских преобразований (1994 год) были введены уровни образования "бакалавр" "магистр". Важным было и то, что все студенты МГИМО основательно изучают английский язык в качестве первого или второго иностранного, а многие преподаватели университета свободно владеют этим языком[29].

В качестве причин интереса МГИМО к "Болонским" преобразованиям послужило всегда существовавшее стремление давать студентам университета современное, отвечающее уровню самых высоких европейских и мировых стандартов и безоговорочно признающееся международным сообществом высшее образование.

Воронежский государственный университет в числе первых российских университетов в 1993 г. ввел ряд учебных программ подготовки бакалавров и магистров. С 2004 г. университет выдает выпускникам приложение к диплому магистра и бакалавра по форме, установленной комиссией Европейского союза, на английском языке. Ряд выпускников университета — бакалавров успешно продолжают обучение в магистратуре зарубежных высших учебных заведений[30].

С точки зрения внедрения принципов Болонской Декларации, Россия в ряде отношении находится даже на более продвинутом этапе, чем большинство западноевропейских стран. Это объясняется теми мерами, которые в рамках программы модернизации российского образования проводились и проводятся в стране уже более 10 лет и которые по своей общей направленности совпадают с основным вектором развертывания Болонского процесса[31]. В приложении 1 приведены результаты оценки национальных докладов стран-участниц Болонского процесса, которые позволяют сравнить этап реализации отельных положений Болонской Декларации в странах Европы и в России.

В октябре 2004 года Министерство образования и науки РФ Приказом № 100 от 25 октября 2004 года создает группу по осуществлению Болонских принципов в России. В соответствии с этим приказом, группа должна работать над решением следующих задач:

§ анализ хода реализации Болонских принципов развития высшего профессионального образования в Российской Федерации;

§ выработка рекомендаций по осуществлению Болонских принципов в Российской Федерации и в Европе;

§ координация деятельности федеральных органов управления высшим профессиональным образованием Российской Федерации по развитию Болонского процесса в России.

Руководство группой было возложено на Заместителя Министра образования и науки Российской Федерации А.Г. Свинаренко. Создание этой группы стало первым шагом в процессе реализации положений Болонской системы в России[32].

К 2004 году сформировалась правовая база системы оценки качества образования в Российской Федерации, которая включала Закон Российской Федерации "Об образовании" (от 10 июля 1992 года № 3266-1) и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (от 29 августа 1996 года № 125-ФЗ), а также постановления Правительства Российской Федерации "О государственной аккредитации высшего учебного заведения" (от 2 декабря 1999г. № 1323) и "О лицензировании образовательной деятельности" (от 18 октября 2000г. № 796).

В Национальном отчете Российской Федерации о мероприятиях за 2004 — 2005 годы, подготовленном к совещанию министров образования стран-участниц Болонского процесса 2005 года были названы следующие изменения в российском законодательстве, инициированные присоединением России к Болонскому процессу[33]:

§ преобразование органов федерального управления образования и научных исследований в Министерство образования и науки;

§ придание Минобрнауки РФ функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Документом, уточняющим и конкретизирующим направления деятельности в рамках Болонского процесса, стал приказ Минобрнауки РФ от 15 февраля 2005 года "О реализации положений Болонской Декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации" и "План мероприятий по реализации положений Болонской Декларации на 2005 – 2010 гг.". В этих документах сформулированы следующие задачи.

1.     Развитие системы высшего профессионального образования (ВПО) на двух основных уровнях — бакалавриат и магистратура.

2.     Изучение и введение системы зачётных единиц (ECTS).

3.     Введение приложения к диплому о ВПО, совместимого с общеевропейским приложением к диплому о высшем образовании.

4.     Создание и обеспечение деятельности сопоставимой системы признания иностранных документов об образовании в РФ и российских документов в государствах-участниках Болонской Декларации.

5.     Решение проблемы качества образования и разработки сопоставимых методологий и критериев оценки качества образования.

6.     Содействие развитию академической мобильности студентов и преподавателей вузов[34].

После конференции в Бергене была проделана следующая работа:

§ приказом Минобрнауки России от 25 апреля 2005 г. № 126 утвержден Перечень головных вузов и вузов-координаторов по Болонскому процессу;

§ продолжается работа по переходу на систему зачётных единиц, повышению автономии вуза в совершенствовании планирования и организации образовательного процесса;

§ совершенствуется система обеспечения качества, в системе высшего образования введены новые показатели государственной аккредитации[35].

В конце октября 2007 г. Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)". Закон устанавливает два уровня высшего профессионального образования бакалавриат и магистратуру.

В 2005 — 2007 гг. в Российской Федерации проведен ряд международных и российских научных конференций:

§ "Болонский процесс: европейский и российский опыт управления университетами";

§ "Болонья глазами студентов";

§ "Болонский процесс: качество образовательных программ в современном вузе";

§ "Формирование инновационного потенциала вузов в условиях Болонского процесса".

Проведены обучающие семинары в семи федеральных округах на базе региональных вузов-координаторов.

Таким образом, законодательно Болонский процесс в России продвигается достаточно активно: на всех уровнях принимаются меры для реализации положений Болонской Декларации. На государственном уровне это законы и приказы, на уровне университетов — положения об организации учебного процесса и т.д. Проводятся многочисленные конференции и семинары. Некоторые мероприятия в направлении Болонского процесса в нашей стране начали реализовываться еще до официального подписания Болонской Декларации, в частности двухуровневая система образования существовала в России с 1996 года.

Развитие Болонского процесса в России не определяется только законодательными мерами — некоторые вузы, стремящиеся давать своим студентам самые современные знания, внедряют принципы Болонской Декларации без принуждения со стороны закона.

Однако необходимо констатировать, что не все декларируемые меры реализуются в полном объеме, например, несмотря на закон о введении двухуровневой системы образования, абсолютное большинство студентов обучаются по программе специалиста; многие мероприятия, запланированные правительством по реализации принципов Болонского процесса, до сих пор не осуществлены.

 

2.2 Уровень реализации отдельных положений Болонского процесса в российских вузах


Согласно информации, полученной в ходе мониторинга участия российских вузов в Болонском процессе, какие-либо направления этого процесса в настоящее время реализуются в 80% вузов – участников исследования[36]. Можно констатировать, что с момента подписания Болонской Декларации в сентябре 2003 г. процесс вхождения российских вузов в европейское пространство высшего образования принял массовый характер.

Исследование зафиксировало высокий уровень дифференцированности вузов по степени вовлеченности в Болонский процесс. Примерно в четверти вузов на сегодняшний день реализуются только 1-2 направления Болонского процесса; вовлеченность еще трети вузов можно признать "средней" в них реализуются 3-4 направления; 5 или 6 направлений реализуются в 17% исследованных вузов.

Наиболее часто реализуемыми направлениями Болонского процесса являются обеспечение качества и развитие двухуровневой системы образования: они реализуются в более чем половине вузов-участников исследования.

Вместе с тем важнейшим показателем развития двухуровневой системы является не только сам факт ее наличия в вузе, но и доля студентов, подготавливаемых в вузе по этой системе. Введя бакалавриат и магистратуру, закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации " оставил возможность получить привычную для России, но совершенно непонятную за границей квалификацию "специалист". В итоге даже в тех вузах, где введен бакалавриат, его выпускники, не попавшие в магистратуру, продолжают обучение по программе подготовки специалистов. При этом в качестве ответа на вопрос о трудоустройстве бакалавров приводится информация о том, что на рынок труда выходит очень небольшой процент окончивших бакалавриат: примерно 85-88% получивших диплом бакалавра продолжают обучение в специалитете, доучиваясь еще 1 год[37].

В приложении 2 приведена таблица, наглядно иллюстрирующая абсолютное преобладание специалистов над бакалаврами и магистрами, которое сохранится и в будущем.

Примерно в четверти вузов, принявших участие в исследовании и внедряющих систему менеджмента качества, этот процесс находится только в подготовительной стадии. Анализ предоставленных вузами данных показал, что в подавляющем большинстве вузов (более 90%) существует система непрерывного контроля успеваемости студентов в течение семестра. Результаты исследования продемонстрировали наличие достаточно широко используемой практики привлечения работодателей к управлению вузами[38].

Изучение и введение системы зачетных единиц (ECTS) как инструмента академической мобильности реализуется в настоящее время в 43% вузов, серьезной динамики по этому показателю не фиксируется. В вузах, внедривших в той или иной степени систему зачетных единиц, по этой системе реализуется около четверти всех образовательных программ и обучается около 18% студентов.

По сведениям, предоставленными вузами, совместные программы в настоящее время реализуются в половине вузов, принявших участие в опросе. Произведенные расчеты показали, что среднее число совместных программ, реализующихся в вузах, составляет 7 шт. Введение приложения к диплому о высшем профессиональном образовании, совместимом с общеевропейским приложением к диплому о высшем образовании.

Согласно плану мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005 — 2010 годы, на 2008 годы было запланировано введение приложения к диплому о высшем профессиональном образовании, совместимом с общеевропейским приложением к диплому о высшем образовании[39]. Однако до настоящего времени Приложения к диплому выдаются выпускникам по их требованию и с оплатой, хотя в соответствии с приказом Минобрнауки Росси от 15 февраля 2005 года № 40, к 2008 году Европейские приложения к диплому должны выдаваться выпускникам всех аккредитованных высших учебных заведений по аккредитованным образовательным программам автоматически (без заявки выпускника) и бесплатно.

Страны-участницы Болонского процесса в обязательном порядке должны представлять свой Национальный доклад о реализации принципов Болонской Декларации на встрече министров. В подготовке Национального доклада России 2007 года принимали участие специалисты федеральных органов управления образованием, Национального аккредитационного агентства, Национального фонда подготовки кадров, члены рабочей группы по осуществлению Болонских принципов в России. Международные эксперты так оценили уровень участия Российской Федерации в Болонском процесс:

§ Внедрение 2-х уровневой системы — менее 30% студентов поступает на уровневую подготовку; наличие принятого законодательства;

§ Доступ к следующему уровню — все квалификации первого уровня дают возможность продолжить обучение хотя бы по одной программе следующего уровня без существенных проблем перехода;

§ Внедрение национальной квалификационной рамки – предложения по национальным квалификационным рамкам разработаны в соответствии с европейскими квалификационными рамками;

§ Реализация европейских принципов стандартов качества – процесс реализации национальной системы квалификационных рамок, разработанных с учетом европейских принципов, уже начался;

§ Независимая система обеспечения качества – система обеспечения качества действует на национальном уровне для всех институтов, включает самооценку, внешнюю оценку и публикацию результатов;

§ Внедрение приложения к диплому – приложение выдается некоторым студентам или в рамках некоторых программ (по просьбе, платно);

§ Внедрение ECTS – кредитная система внедрена для обоих уровней как система зачета и накопления;

§ Признание совместных степеней – законодательство позволяет и поддерживает совместные программы и совместные степени[40].

По сведениям, приведенным в отчетах координаторов по Болонскому процессу, лишь в одном вузе — МГИМО существует вузовский координатор по проблемам Болонского процесса. А в других вузах поступающая информация, зачастую просто не доходит до преподавателей, студентов — т.е. до непосредственных участников процессов модернизации[41].

По мнению В. Байденко, есть основания утверждать, что переход к двухуровневой системе образования затормозился на середине пути[42]. Той же точки зрения придерживается и Ю. Муратова[43]. По результатам проведенного ей исследования, в случае максимального соответствия вузов всем выделенным требованиям суммарное значение интегрального индекса по 20 университетам составило бы 520 баллов. В итоге индекс оказался равен 260, что ровно в 2 раза меньше максимума.

Можно сделать общий вывод о том, что по совокупности анализируемых параметров наши вузы в целом находятся ровно на полпути к формату единого европейского образовательного пространства. Существует необходимость временного сохранения специалитета. Не меняется главное — сохраняются приверженность к поточно-групповой организации учебного процесса, серьезно ограничивающей возможности индивидуально-ориентированной организации учебного процесса. Очевидно, что желаемые результаты не будут достигнуты к 2010 году, как это планировалось ранее. Однако ситуация более оптимистична, чем кажется на первый взгляд: сопоставление результатов реализации основных положений Болонского процесса в России со странами Европы показывает несущественное отставание нашей страны от ведущих европейских стран.

 

2.3 Проблемы реализации Болонского процесса в России


Говоря об уровне реализации принципов Болонского процесса в России, нельзя не сказать, о том, чем обусловлено некоторое отставание нашей страны от Европы. Объем данной работы не позволяет подробно охарактеризовать все факторы, которые сдерживают развитие Болонского процесса, поэтому кратко остановимся на некоторых, наиболее основных из них.

В докладе, подготовленном группой экспертов по анализу условий реализации Болонских принципов в России в 2005 году, были отмечены проблемы, препятствующие полноценному вхождению России в Болонский процесс, среди которых можно выделить следующие:

Страницы: 1, 2, 3, 4