Преемственность и перспективность в работе по русскому языку между I-III (IV) (на материале внеурочной предметной деятельности) (и V-VI классами (Диплом) MS Word'2000)
p> В реальной школьной практике внеклассная работа не редко сводится к
эпизодическим массовым «мероприятиям» (Неделя русского языка, олимпиада…),
то есть наблюдается разнонаправленность элементов познавательной
активности, неоправданная диспропорциональность отдельных видов и форм
внеурочной работы, понятие же «система» употребляется в его обыденном
смысле – для обозначения периодичности в работе. Не нужно долго доказывать какое значение имеет сегодня методическое
обеспечение и квалифицированная помощь педагогу. Учитель, как никогда,
нуждается в научно-методической поддержке в наши дни, когда рождаются новые
типы школ, быстро растут уровень обучения и развития детей, однако
проблемы, наиболее часто обучающиеся на заседаниях методических
объединений, носят организационно-методический характер и не связаны
напрямую с новыми педагогическими технологиями обучения, не настраивают
учителя на осмысление общенаучных проблем. Недостаточно освещены вопросы методики внеклассной работы по русскому
языку и в печати. Если практические материалы для такой работы в последнее
время широко издаются отдельными книгами, то вопросам методики посвящены
главным образом журнальные статьи. При организации внеклассной работы зачастую не принимаются во внимание
принципы обучения, в частности, важнейший в данной ситуации принципы
преемственности и перспективности (тот факт, что средняя школа не учитывает
современных тенденций в развитии содержания обучения русскому языку в I-
III(IV) классах, отражается прежде всего в действующих программах средней
школы), соблюдение которого способствует эффективному усвоению знаний,
приобщению прочных умений и навыков. На основе вышеизложенного можно предположить следующие пути
оптимизации внеклассной работы в школьной практике: 1. проводить внеурочную работу по русскому языку, начиная с 1 класса с учетом принципа преемственности и перспективности; 2. повысить подготовку студентов в данной области в педагогических средних и высших учебных заведениях; 3. обеспечить оперативную послевузовскую подготовку педагогов по данной теме; 4. усилить работу школьных методических объединений; 5. проводить работу в системе, используя различные формы, методы, приемы работы. БИБЛИОГРАФИЯ 1. Александрович Н.Ф. Заключительная грамматика. – Минск: Народная асвета, 1964. – 252 С. 2. Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.: Просвещение, 1967. – 288 С. 3. Архипова Е.В. О реализации принципа преемственности в программах по русскому языку начальной и средней школы//РЯШ. - 1998. - №3. – С.3-7. 4. Банчуков Р.В. Из опыта внеклассной работы по литературе: развитие навыков анализа поэтических произведений у старшеклассников. – М.: Просвещение, 1985. 5. Баранов М.Т. Программа курса «Жизнь слов и фразеологизмов в языке и речи» для VIII-IX классов//РЯШ. – 1991. - №4. – С.101. 6. Блинов Г.И. О некоторых вопросах перспективности в обучении (на материале синтаксиса и пунктуации)//РЯШ. – 1973. - №1. – С.9-15. 7. Богданова Г.А. Общественный смотр знаний по русскому языку в VII классах//РЯШ. – 1991. - №3. – С.45. 8. Бушина Е.И. Воспитание интереса к литературе на внеклассных занятиях//Поиск новых путей: Из опыта работы/Сост. С.Н. Громцева. – М.: Просвещение, 1990. 9. Виды внеклассной работы по русскому языку (Сб. статей из опыта работы)/Сост. М.М. Морозова. – М.: Просвещение, 1968. – 268 С.
10. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. – 448 С.
11. Волкова Т.Н. Путешествие в страну Глаголию//РЯШ. – 1991. - №1. – С.50.
12. Вопросы и задания I Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку//РЯШ. – 1996. - №4. – С.52.
13. Вопросы и задания II Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку//РЯШ. – 1997. - №4. – С.46.
14. Воробьева О.И., Головенкина Л.Н. Олимпиада по русскому языку: задания, результаты, выводы//РЯШ. – 1996. - №2. – С.48.
15. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. – М.: Просвещение, 1967.
16. Галагузова М.А. Развитие внеклассной работы с младшими школьниками по технике//Начальная школа. - 1985. - №7. – С.42-49.
17. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 1991.
18. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. – М.: Просвещение, 1987.
19. Грехнева Г., Корепова К. Родной язык, фольклор и литература в начальной школе//Начальная школа. – 1994. - №16. – С.1-2.
20. Григорян Л.Т. Язык мой. – М.: Просвещение, 1988. – 207 С.
21. Грызлова М.Л. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: Учпедгиз, 1960. – 72 С.
22. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики/Под ред. М.Н. Скаткина – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1982. – 319 С.
23. Загороднова Н.И. Память добра (о школьном музее И.И. Срезневского)//РЯШ. – 1993. – С.61.
24. Збарский И.С., Полухина В.П. Внеклассная работа по литературе (IV-VIII классы). – М.: Просвещение, 1975.
25. Зелинская С.Г., Гализина Т.А. Праздник фразиологизмов, пословиц, поговорок и крылатых слов//РЯШ. – 1993. – №2. – С.61.
26. Игонина Г.С. Размышления о работе со школьниками по русской народной тематике//Начальная школа. – 1996. – №2. – С.51.
27. Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. институтов. – М.: Просвещение, 1984. – 496 С.
28. Ипполитов А. Программа курса «Практическая стилистика» для VIII-IX классов//РЯШ. – 1992. - №3-4. – С.71.
29. Канакина В.П., Русакова Г.А. Взаимосвязь классной и внеклассной работы над трудными словами//Начальная школа. – 1985. - №4. – С.24-29.
30. Ковалев В.И. Книга Н. М. Шанского на уроках и внеурочных мероприятиях по русскому языку//РЯШ. – 1993. - №3. – С.29.
31. Козак О.Н. Литературные викторины. СПб.: Союз, 1998. – 272 С.
32. Кулешова С.Ф. Когда кончаются уроки… - Минск, 1976.
33. Лагузова Е.Н. Фразеологическая работа в начальной школе//Начальная школа. – 1994. - №3. – С.30-34.
34. Леднев В.С. Содержание образования: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1989. – 360 С.
35. Лидман-Орлова Г.К. Преемственность и перспективность в изучении морфологии//РЯШ. – 1980. - №1. – С.8-13.
36. Лихачев Б. Педагогика: Курс лекций. – М.: Прометей, 1992. – 528 С.
37. Лихтай Л.К., Скляр И.В. Преемственность в работе учителя и воспитателя группы продленного дня//Начальная школа. – 1986. - №5. – С.13-15.
38. Лыжкова Л.К. Праздник славянской письменности и культуры (Материалы к устному журналу)//РЯШ. – 1995. – №2. – С.65.
39. Львов М.Р. Родной язык – «величайший наставник»//Начальная школа. – 1994. - №6. – С.75.
40. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: Учебное пособие для студентов пед. институтов. – М.: Просвещение, 1988. – 240 С.
41. Максимов Л.Ю., Николина Н.А. Программа курса «Язык художественной литературы»//РЯШ. – 1991. – С.98.
42. Малышева И.И. Материалы к олимпиаде по русскому языку//РЯШ. - 1995. - №6. – С.49.
43. Маранцман В.Г. Школьные факультативы как процесс общения учеников с искусством//Поиск новых путей. – М.: Просвещение, 1989. – 246 С.
44. Мирецкая Н.В. Сопряжение: Комплексная работа по эстетическому воспитанию в школе. – М.: Просвещение, 1989.
45. Михайлова С.Ю. Сценарий вечера-игры «По морям, по волнам…»//РЯШ. – 1995. - №6. – С.51.
46. Михайлова С.Ю. Устный ученический журнал «Язык мой, давай с тобой дружить!»//РЯШ. – 1996. - №1. – С.48.
47. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учебное пособие для студентов/М.Р. Львов, Т.Г. Ралцаева, Н.Н. Светловская – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1987. – 415 С.
48. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов/Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. – в 2ч. Ч.2. – М.: Просвещение, Владос, 1994. – 228 С.
49. Методика преподавания русского языка: Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности №2101 «Русский язык и литература»/М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др.; Под ред. М.Т. Баранова. – М.: Просвещение, 1990. – 368 С.
50. Методические проблемы развития педагогической науки/Под ред. П.Р. Атутова, М.Н. Скаткина, Я.С. Турбовского. – М.: Педагогика, 1985. – 240 С.
51. Неделя русского языка//РЯШ. – 1998. - №3. – С.50-56.
52. Орг А.О. Материалы для проведения олимпиад по русскому языку//РЯШ. – 1993. - №6. – С.59.
53. Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: Просвещение, 1980. – 208 С.
54. Панов М.В. Занимательная орфография. – М.: Просвещение, 1984.
55. Пастушенкова Л.И. Организация внеклассной работы в школе с учащимися 4- 8 классов. – Калинин, 1973. – 78 С.
56. Пахомова Е.М. Классный час в начальной школе//Начальная школа. – 1985. - №5. – С.62-63.
57. Педагогика/Под ред. С.П. Баранова, В.А. Сластенина. – М.: Просвещение, 1986. – 336 С.
58. Педагогика/Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1988. – 479 С.
59. Педагогика высшей школы: Учебное пособие/Под ред. Н.М. Пейсакова. -–Издательство Казанского университета, 1985. – 192 С.
60. Педагогика школы/Под ред. чл.-кор. АПН СССР Г.Н. Щукиной. – М.: Просвещение, 1977. – 384 С.
61. Педагогика школы: Учебное пособие для студентов педагогических институтов/Под ред. проф. И.Т. Огородникова. – М.: Просвещение, 1978. – 320 С.
62. Петрова Н.А., Коростенко Е.Н. Олимпиада в аспекте ее контрольных функций//РЯШ. – 1997. - №6. – С.46.
63. Преемственность и перспективность в обучении русскому языку: (сб. статей из опыта работы). Пособие для учителей/Сост. А.Н. Матвеева. – М.: Просвещение, 1982. – 128 С.
64. Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе. – М.: Просвещение, 1966. – 207 С.
65. Программа «Русский язык» для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1996.
66. Программы средних общеобразовательных школ. Начальные классы. 1-3 классы. – М.: Просвещение, 1988.
67. Программа факультативного курса «Наши имена» для учащихся VI класса//РЯШ. – 1991. - №1. – С.111.
68. Пузанкова Е.Н. Развитие языковых способностей учащихся на внеклассных занятиях по русскому языку в V классе//РЯШ. – 1995. - №1. – С.41.
69. Пушкарева М.Д., Снежневская М.А. Связь классных и внеклассных занятий по литературе V-VI классы. – М.: Просвещение, 1963.
70. Ратникова М.М. Турниры смекалистых//РЯШ. – 1992. - №1. – С.49.
71. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х тт./Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая российская энциклопедия, 1993. – 608 С.
72. Савин Н.В. Педагогика: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ по специальности №2001. – М.: Просвещение, 1972. – 303 С.
73. Сластникова А.Б. Задания для проведения олимпиады по русскому языку//Начальная школа. – 1996. - №6. – С.19.
74. Скаткин М.Н. К вопросу о законах, принципах и правилах в педагогике//Советская педагогика. – 1947. - №5. – С.17.
75. Соловьева М.Л. Занимательность на уроках русского языка в V классе//РЯШ. – 1991. - №6. – С.31.
76. Сорокин Н.А. Дидактика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1974. – 222 С.
77. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. – М.: Просвещение, 1980. – 415 С.
78. Успенский М.Б., Голованова М.В., Кеворкова З.Т. Когда закончились уроки. – СПб.: Просвещение, 1992.
79. Ушаков Н.Н. Кружковая работа по русскому языку. – М.: Просвещение, 1979. – 224 С.
80. Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1971. – 176 С.
81. Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1978. – 192 С.
82. Ушаков Н.Н., Суворова Г.И. Внеурочная работа по русскому языку. – М.: Просвещение, 1985. – 175 С.
83. Федоренко Л.П. Принцип обучения русскому языку: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1973.
84. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Юрист, 1997. – 512 С.
85. хрестоматия по методике преподавания русского языка: организация учебного процесса по русскому языку в школе: Пособие для учителя/Авт. сост. Б.Т. Яковлева. – М.: Просвещение, 1991. – 308 С.
86. цыплакова Е.Д. К вопросу о преемственности//Начальная школа. – 1991. - №10. – С.85-87.
87. Шанский Н.М. В мире слов. – М.: Просвещение, 1981.
88. Шарапова О.Ю. Материалы для внеклассной работы по лексике, фразеологии и словообразованию//РЯШ. – 1995. - №4. – С.51.
89. Шарапова О.Ю. Фонетический КВН//РЯШ. – 1997. - №2. – С.50.
90. Шварц И.Е. Педагогика школы: Учебное пособие. Часть I. Общие основы. Дидактика. – Пермь: Просвещение, 1968. – 282 С.
91. Ямбург Е.А. Школа для всех: Адаптативная модель (Теоретические основы и практическая реализация). – М.: Новая школа, 1996. – 352 С. ПРИЛОЖЕНИЕ №1 ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРЬ. II КЛАСС. Слово Напоминайкину. Многие слова языка имеют родственников. У одних слов их много, два-
три (роща-рощица, тополь-тополек-тополиный), у иных – несколько десятков,
например у слов сад, лес, свет, ход и др. Многим самым близким
родственникам будет глагол напоминать, а у Знайки и Незнайки – знать. Найти
однокоренные слова не всегда просто, но этому надо учиться, вдумываться в
незнакомые вам слова, отыскивать их родственников. Попытайтесь это сделать. 1. Четыре пословицы. Найдите в пословицах родственные слова. Как вы понимаете эти
пословицы? Ученье – свет, а не ученье – тьма. Ум да разум надоумят сразу.
Думай, да чтобы не передумывать. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело
делается. 2. О суффиксах. Ветер, ветерок, ветрище, Ты чего по свету рыщешь? Лучше улицы мети Или мельницы крути. (Я. Аким) ?Чем отличаются друг от друга ветер, ветерок, ветрище? Подберите
новые группы родственных слов с похожими суффиксами. 3. Родственники. - Вы кто такие? - Я – Гусь, это – Гусыня, это – Гусята. А ты кто? - А я ваша тетя – Гусеница. ?Права ли Гусеница? Почему ее нельзя принять в эту «семью»
родственных слов? 4. Знаете ли вы? Слова копейка и копье были когда-то родственными, потому что на одной
из первых русских монет изображался всадник с копьем. От этого слова и
образовалась потом копейка. В русском языке было слово ряха. Так называли аккуратного человека.
Ну, а как называют неаккуратного, вы знаете. УЗЕЛКИ НА ПАМЯТЬ.
1. Родственные слова обязательно должны быть близкими по смыслу и иметь общую часть: гора, горка, горец, горный, но горе, горевать, горюшко, горемыка.
2. Новые слова образуются с помощью суффиксов (вода-водяной, водяной- водянистый), приставок (город-пригород, писать-написать), приставок и суффиксов сразу (гора-пригорок, снег-подснежник).
3. Умение быстро подбирать родственные слова очень важно: оно помогает понимать значение этих слов и правильно их писать. ПРИЛОЖЕНИЕ №2 СТРАНИЧКА ИЗ «ВЕСЕЛОГО ЗАДАЧНИКА» II КЛАСС. 1. Барометр упал. - Мама, сегодня дождь пойдет! - Почему ты так думаешь? - Барометр упал. - А ты откуда знаешь? - Да как же, я сам его уронил. ?Значение какого слова не понимал мальчик? 2. Не достал! Выстирала мать рубашки и говорит Мише: - Неси, сынок, повесь на солнце, пусть сохнет. Унес Миша и тотчас вернулся с рубашкой в руках. - Почему ты не повесил? – спросила мать. - Не достал до солнца. ?Где должен был повесить Миша выстиранные рубашки? ПРИЛОЖЕНИЕ №3 УГАДАЙКА. II КЛАСС. 1. Пословицы и поговорки. Какие синонимы встречаются в пословицах и поговорках: Спеши не спеши,
а поторапливайся; приятелей много, а друга нет; переливает из пустого в
порожнее? 2. Четырьмя буквами. Какими синонимами (из четырех букв) можно заменить такие слова:
приятель, противник, солдат, шагать, красный, доктор, работа? 3. Второе название животного. Каких зверей называют так: косой, косолапый, серый, рыжая, сохатый? 4. Назовите по-другому. Названия каких животных и птиц мы вспоминаем, чтобы назвать храбреца,
задиру, хитреца, увальня, безбилетника? ПРИЛОЖЕНИЕ №4 ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. III КЛАСС. I тур. 1. Расставьте знак ударения в словах: статья, магазин, призывник, ненавидеть, инструмент, щавель, цемент, одобрить, положить (4 балла). Для справки: свёкла, но не свекла(. 2. Подберите и запишите к каждой схеме по 2 слова: , , (1 слово – 1 балл). 3. Запишите данные слова в родительном падеже множественного числа: носок, туфля, чулок, яблоня, весло, апельсин, капля, знамя, ботинок (5 баллов). 4. Распределите имена существительные по родам: мозоль, какао, фланель, толь, шоссе, полынь, туннель, повидло, ферзь, тюль (4 балла). 5. Запишите данные словосочетания одним словом-синонимом. Очень тихий разговор - …, плод дуба - …, водитель автомобиля - … (2 балла). II тур. 1. Подберите антонимы к словам: мягкий - …, натуральный - …, снаружи - … (2 балла). 2. Составьте сочетания типа «прилагательное + существительное» со следующими словами: … кофе, … сирень, … шампунь, … простыня, … кенгуру, … Сочи, … эскимо, … такси (5 баллов). 3. Запишите данные словосочетания близким по значению глаголом: а) задирать нос - …; б) бить баклуши - …; в) высасывать из пальца - … (3 балла). 4. Разберите по составу слова: забежал, розочка, синеватый (3 балла). 5. Запишите 3 слова, в которых букв больше, чем звуков, и 3 слова, где звуков больше, чем букв (4 балла). ПРИЛОЖЕНИЕ №5 ОЛИМПИАДНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 1. Запишите 3 слова, в которых букв больше, чем звуков (2,5 балла). 2. Допишите слоги так, чтобы первый слог был безударным (3,5 балла). Сос ___, гр ___, вр ___, кр ___, те ___. 3. За один раз в слове изменяют только одну букву и образуют цепочку слов (5 баллов). Например: от слова сыр к слову ход. Сыр->сын->сон->сор->хор- >ход. Придумайте свою цепочку слов. Ток-> … ->кот. Дом-> … ->сыр. 4. Впишите, где нужно, непроизносимую согласную (3 балла). Трос…ник радос…ный праз…ник вкус…ный прекрас…ный чес…ный 5. Зачеркните буквы, которые нельзя писать в этих словах (4 балла). Ге(н,нн)адий, гру(п,пп)а, оди(н,нн)адцать, ко(л,лл)ектив, две(н,нн)адцать, ю(н,нн)ый, хло(п,пп)ок, дро(ж,жж)и – название продукта. 6. Зачеркните знаки, которые нельзя писать в этих словах (3,5 балла). С(ь,ъ)емка, в(ь,ъ)ет, сем(ь,ъ)я, об(ь,ъ)яснение, солов(ь,ъ)и, об(ь,ъ)езд, весел(ь,ъ)е. 7. Найдите и подчеркните существительные, которые во множественном числе имеют оконцание –и(-ы) (5 быллов). Учитель доктор колесо фонарь волна зверь век шофер гимназист 8. Соедините стрелкой –ТЬСЯ или –ТСЯ с нужными словами (1,5 балла). Учит…ся всегда пригодится. Мы любим занимат…ся спортом. Смелый к победе стремит…ся. 9. Составьте из букв слова (4 балла). А, з, д, н, а ___, л, е, в, в, о ___, в, а, х, н, е, р ___. Укажите, какой частью речи они являются.
10. Найдите и запишите лишние слова. В скобках укажите причину (5 баллов). Народ дочка отрок дар
11. Просклоняйте словосочетание (2,5 балла). И.п. родная дочь …
12. Впишите имена существительные 2 и 3 склонения, которые оканчиваются на шипящую (3 балла).
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
13. Соедините стрелками части речи и члены предложения с их названиями (3,5 балла).
Имя существительное Глагол Подлежащее ЧАСТИ РЕЧИ Имя прилагательное ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Предлог Сказуемое Местоимение 14. Поставьте необходимые запятые в данных предложениях (2 балла). Она чрезвычайно быстро перепрыгивает с ветки на ветку прыгает с вершины дерева на землю. Он оттолкнулся собрался с силами заколотил веслами по воде. Когда Маугли исполнилось десять лет о нем узнал тигр Шер Хан.
15. Подумайте и решите задачу (7 баллов). В словах кашне (шарф) и пенсне (очки без дужек) есть общая часть не. Эти слова пришли к нам из французского языка, где слово кашне означает «прячь нос», а пенсне – «держи за нос». В словах кашпо (красивая ваза для цветочного горшка) и кашне – общая часть каш. Можешь ли ты сказать, что значит эта часть во французском языке, если по – означает «горшок», а не – «нос».
16. Соедините стрелкой выделенную часть слова с ее названием (1 балл). С товарищами приставка корень суффикс окончание Дополнительное задание.
17. Выделите дугами (сверху и снизу) слова, спрятавшиеся в слове (7 баллов). сороконожка ПРИЛОЖЕНИЕ №6 ЗАНЯТИЕ КРУЖКА «ВСЕ О ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ» VI КЛАСС. Цели. 1. Закрепить знания, полученные при изучении темы «Прилагательное»; сообщить сведения, облегчающие употребление отдельных правил. 2. Развивать логическое и творческое мышление, воображение, произвольное внимание, когнитивную память. 3. Воспитывать любовь к русскому языку, познавательный интерес, любознательность. Средства обучения: грамматическое лото, светофорики. ХОД ЗАНЯТИЯ - Сегодня мы проведем последние занятия нашего кружка, которое называется «Все о прилагательном». Наша цель – повторить изученное и раскрыть еще неразгаданные тайны. 1. Прилагательное ли прилагательное? (инсценировка). Госпожа Простакова из комедии «Недоросль» И.Д. Фонвизина хочет показать
как учен у них сын Митрофанушка. Митрофан говорит, что он знает из
грамматики, отвечает: «Много. Существительна да прилагательна». - Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное? - Дверь? Которая дверь? - Вот эта. - Эта? Прилагательна. - Почему же? - Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит не навешена: так та покамест существительна. - Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что он прилагается у глупому человеку? - И ведомо. - А как вы ответите на вопрос, что такое прилагательное? 2. Разминка. - Слова какой части речи записаны? глазки Китай близнецы Авий стена Анюта конюшни Сиам - По какому признаку разделены на две группы? - К нарицательным существительным первого столбца найдите имя собственное из второго столбца, которое само или прилагательное, от него образованное, в сочетании с определяемым нарицательным существительным образует фразеологизм. - Что обозначают полученные фразеологизмы? - Хотите узнать как возникло выражение «Авгиевы конюшни»? Сообщение ученика: В древней Греции жил царь Авгий. Он был страстным любителем лошадей.
Три тысячи коней стояли в его конюшнях. Однако стойла, в которых они
стояли, не чистились целых тридцать лет и по крыши заросли навозом. По счастью, на службу к царю Авгию поступил легендарный силач Геракл,
которому царь и поручил очистить конюшни, ибо не под силу это было сделать
никому другому. Геракл был не только могуч, но и умен. Он отвел в ворота конюшни
реку, и бурный поток вымыл оттуда всю грязь. Выражение «авгиевы конюшни» мы употребляем, когда хотим сказать о
крайней запущенности, загрязненности. 3. Какое прилагательное лишнее? Красивый, старый, вечерний, умный. - Почему? - Какие прилагательные называются качественными? - В чем выражается тот факт, что качественные прилагательные обозначают признак, который может быть в большей или меньшей степени? - Образуйте от прилагательного «красивый» простую сравнительную и простую превосходную степень. Краси(вее, краси(вейший (чтение хором). - Запомните как правильно произносятся эти слова. - Знаете ли вы легкий способ определения качественных прилагательных? - Если к прилагательному можно подставить слово «очень», то это прилагательное качественное. 4. Задание для умников. - Я утверждаю, что одно словосочетание лишнее. Какое? Почему? Вишневый сад, вишневое варенье, вишневое платье. - Граница между качественными и относительными прилагательными очень подвижна и условна. Когда прилагательное употреблено в дополнительном, художественном смысле, основанном на сравнении, оно переходит в качественное. ИГРА - Поднимайте сигнальную карточку, когда услышите качественное прилагательное. Золотой перстень, золотые кудри, золотой человек, золотая цепочка; мраморный пол, мраморное море; железный человек, железный гвоздь, железное здоровье; стальные мускулы, стальная воля, стальная игла; деревянный дом, деревянный голос. - Что интересно в последнем названном прилагательном? - Вам очень просто будет вспомнить слова-исключения, если вы запомните загадку: Поля стеклянные, Межи деревянные, Ручки оловянные. (оконная рама) - Что это? - Как пишутся слова-исключения? 5. Конкурс поэтов. - Вставьте пропущенные прилагательные, не нарушив рифмы. Сегодня на пустой поляне, Среди широкого двора Воздушной паутины ткани Блестят как сеть из серебра. (И. Бунин) - Зачитайте свои варианты. Послушайте как написал поэт. 6. Послушайте шуточное стихотворение «Кто не может жить без НЕ». Побывал я однажды в стране, Где исчезла частица НЕ. Посмотрел я вокруг с доуменьем: Что за лепое положенье? Но кругом было тихо-тихо, И во всем была разбериха, И на взрачной клумбе у будки Голубые росли забудки. И погода стояла настная. И гуляла собака счастная, И виляя хвостом уклюже, Пробегала пролазные лужи. Мне на встречу без всякого страха Шел умытый, причесанный ряха, А за ряхой по травке свежей Шли суразный дотепа и вежа. А из школы, взявшись за ручки, Чинным шагом вышли доучки. И навстречу всем утром рано Улыбалась Царевна Смеяна. Очень жаль, что только во сне Есть страна без частицы НЕ. - Почему стихотворение вызвало смех? - Вспомните алгоритм «Правописание НЕ с прилагательными». 7. Грамматическое лото. Играем в парах. Необходимо с прилагательному с «НЕ» подобрать синоним –
прилагательное без «НЕ». -----------------------
[pic]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|