бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Преемственность и перспективность в работе по русскому языку между I-III (IV) (на материале внеурочной предметной деятельности) (и V-VI классами (Диплом) MS Word'2000) бесплатно рефераты

p> В реальной школьной практике внеклассная работа не редко сводится к эпизодическим массовым «мероприятиям» (Неделя русского языка, олимпиада…), то есть наблюдается разнонаправленность элементов познавательной активности, неоправданная диспропорциональность отдельных видов и форм внеурочной работы, понятие же «система» употребляется в его обыденном смысле – для обозначения периодичности в работе.

Не нужно долго доказывать какое значение имеет сегодня методическое обеспечение и квалифицированная помощь педагогу. Учитель, как никогда, нуждается в научно-методической поддержке в наши дни, когда рождаются новые типы школ, быстро растут уровень обучения и развития детей, однако проблемы, наиболее часто обучающиеся на заседаниях методических объединений, носят организационно-методический характер и не связаны напрямую с новыми педагогическими технологиями обучения, не настраивают учителя на осмысление общенаучных проблем.

Недостаточно освещены вопросы методики внеклассной работы по русскому языку и в печати. Если практические материалы для такой работы в последнее время широко издаются отдельными книгами, то вопросам методики посвящены главным образом журнальные статьи.

При организации внеклассной работы зачастую не принимаются во внимание принципы обучения, в частности, важнейший в данной ситуации принципы преемственности и перспективности (тот факт, что средняя школа не учитывает современных тенденций в развитии содержания обучения русскому языку в I-
III(IV) классах, отражается прежде всего в действующих программах средней школы), соблюдение которого способствует эффективному усвоению знаний, приобщению прочных умений и навыков.

На основе вышеизложенного можно предположить следующие пути оптимизации внеклассной работы в школьной практике:

1. проводить внеурочную работу по русскому языку, начиная с 1 класса с учетом принципа преемственности и перспективности;

2. повысить подготовку студентов в данной области в педагогических средних и высших учебных заведениях;

3. обеспечить оперативную послевузовскую подготовку педагогов по данной теме;

4. усилить работу школьных методических объединений;

5. проводить работу в системе, используя различные формы, методы, приемы работы.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Александрович Н.Ф. Заключительная грамматика. – Минск: Народная асвета,

1964. – 252 С.
2. Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. –

М.: Просвещение, 1967. – 288 С.
3. Архипова Е.В. О реализации принципа преемственности в программах по русскому языку начальной и средней школы//РЯШ. - 1998. - №3. – С.3-7.
4. Банчуков Р.В. Из опыта внеклассной работы по литературе: развитие навыков анализа поэтических произведений у старшеклассников. – М.:

Просвещение, 1985.
5. Баранов М.Т. Программа курса «Жизнь слов и фразеологизмов в языке и речи» для VIII-IX классов//РЯШ. – 1991. - №4. – С.101.
6. Блинов Г.И. О некоторых вопросах перспективности в обучении (на материале синтаксиса и пунктуации)//РЯШ. – 1973. - №1. – С.9-15.
7. Богданова Г.А. Общественный смотр знаний по русскому языку в VII классах//РЯШ. – 1991. - №3. – С.45.
8. Бушина Е.И. Воспитание интереса к литературе на внеклассных занятиях//Поиск новых путей: Из опыта работы/Сост. С.Н. Громцева. – М.:

Просвещение, 1990.
9. Виды внеклассной работы по русскому языку (Сб. статей из опыта работы)/Сост. М.М. Морозова. – М.: Просвещение, 1968. – 268 С.
10. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. – 448 С.
11. Волкова Т.Н. Путешествие в страну Глаголию//РЯШ. – 1991. - №1. – С.50.
12. Вопросы и задания I Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку//РЯШ. – 1996. - №4. – С.52.
13. Вопросы и задания II Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку//РЯШ. – 1997. - №4. – С.46.
14. Воробьева О.И., Головенкина Л.Н. Олимпиада по русскому языку: задания, результаты, выводы//РЯШ. – 1996. - №2. – С.48.
15. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.

Психологический очерк. – М.: Просвещение, 1967.
16. Галагузова М.А. Развитие внеклассной работы с младшими школьниками по технике//Начальная школа. - 1985. - №7. – С.42-49.
17. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. – М.:

Просвещение, 1991.
18. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. – М.: Просвещение,

1987.
19. Грехнева Г., Корепова К. Родной язык, фольклор и литература в начальной школе//Начальная школа. – 1994. - №16. – С.1-2.
20. Григорян Л.Т. Язык мой. – М.: Просвещение, 1988. – 207 С.
21. Грызлова М.Л. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: Учпедгиз,

1960. – 72 С.
22. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики/Под ред. М.Н. Скаткина – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1982.

– 319 С.
23. Загороднова Н.И. Память добра (о школьном музее И.И.

Срезневского)//РЯШ. – 1993. – С.61.
24. Збарский И.С., Полухина В.П. Внеклассная работа по литературе (IV-VIII классы). – М.: Просвещение, 1975.
25. Зелинская С.Г., Гализина Т.А. Праздник фразиологизмов, пословиц, поговорок и крылатых слов//РЯШ. – 1993. – №2. – С.61.
26. Игонина Г.С. Размышления о работе со школьниками по русской народной тематике//Начальная школа. – 1996. – №2. – С.51.
27. Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. институтов. – М.: Просвещение, 1984. – 496 С.
28. Ипполитов А. Программа курса «Практическая стилистика» для VIII-IX классов//РЯШ. – 1992. - №3-4. – С.71.
29. Канакина В.П., Русакова Г.А. Взаимосвязь классной и внеклассной работы над трудными словами//Начальная школа. – 1985. - №4. – С.24-29.
30. Ковалев В.И. Книга Н. М. Шанского на уроках и внеурочных мероприятиях по русскому языку//РЯШ. – 1993. - №3. – С.29.
31. Козак О.Н. Литературные викторины. СПб.: Союз, 1998. – 272 С.
32. Кулешова С.Ф. Когда кончаются уроки… - Минск, 1976.
33. Лагузова Е.Н. Фразеологическая работа в начальной школе//Начальная школа. – 1994. - №3. – С.30-34.
34. Леднев В.С. Содержание образования: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1989. – 360 С.
35. Лидман-Орлова Г.К. Преемственность и перспективность в изучении морфологии//РЯШ. – 1980. - №1. – С.8-13.
36. Лихачев Б. Педагогика: Курс лекций. – М.: Прометей, 1992. – 528 С.
37. Лихтай Л.К., Скляр И.В. Преемственность в работе учителя и воспитателя группы продленного дня//Начальная школа. – 1986. - №5. – С.13-15.
38. Лыжкова Л.К. Праздник славянской письменности и культуры (Материалы к устному журналу)//РЯШ. – 1995. – №2. – С.65.
39. Львов М.Р. Родной язык – «величайший наставник»//Начальная школа. –

1994. - №6. – С.75.
40. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка:

Учебное пособие для студентов пед. институтов. – М.: Просвещение, 1988.

– 240 С.
41. Максимов Л.Ю., Николина Н.А. Программа курса «Язык художественной литературы»//РЯШ. – 1991. – С.98.
42. Малышева И.И. Материалы к олимпиаде по русскому языку//РЯШ. - 1995. -

№6. – С.49.
43. Маранцман В.Г. Школьные факультативы как процесс общения учеников с искусством//Поиск новых путей. – М.: Просвещение, 1989. – 246 С.
44. Мирецкая Н.В. Сопряжение: Комплексная работа по эстетическому воспитанию в школе. – М.: Просвещение, 1989.
45. Михайлова С.Ю. Сценарий вечера-игры «По морям, по волнам…»//РЯШ. –

1995. - №6. – С.51.
46. Михайлова С.Ю. Устный ученический журнал «Язык мой, давай с тобой дружить!»//РЯШ. – 1996. - №1. – С.48.
47. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учебное пособие для студентов/М.Р. Львов, Т.Г. Ралцаева, Н.Н. Светловская – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1987. – 415 С.
48. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов/Под ред.

Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. – в 2ч. Ч.2. – М.: Просвещение,

Владос, 1994. – 228 С.
49. Методика преподавания русского языка: Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности №2101 «Русский язык и литература»/М.Т.

Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др.; Под ред. М.Т. Баранова. –

М.: Просвещение, 1990. – 368 С.
50. Методические проблемы развития педагогической науки/Под ред. П.Р.

Атутова, М.Н. Скаткина, Я.С. Турбовского. – М.: Педагогика, 1985. – 240

С.
51. Неделя русского языка//РЯШ. – 1998. - №3. – С.50-56.
52. Орг А.О. Материалы для проведения олимпиад по русскому языку//РЯШ. –

1993. - №6. – С.59.
53. Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: Просвещение,

1980. – 208 С.
54. Панов М.В. Занимательная орфография. – М.: Просвещение, 1984.
55. Пастушенкова Л.И. Организация внеклассной работы в школе с учащимися 4-

8 классов. – Калинин, 1973. – 78 С.
56. Пахомова Е.М. Классный час в начальной школе//Начальная школа. – 1985.

- №5. – С.62-63.
57. Педагогика/Под ред. С.П. Баранова, В.А. Сластенина. – М.: Просвещение,

1986. – 336 С.
58. Педагогика/Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1988. – 479 С.
59. Педагогика высшей школы: Учебное пособие/Под ред. Н.М. Пейсакова.

-–Издательство Казанского университета, 1985. – 192 С.
60. Педагогика школы/Под ред. чл.-кор. АПН СССР Г.Н. Щукиной. – М.:

Просвещение, 1977. – 384 С.
61. Педагогика школы: Учебное пособие для студентов педагогических институтов/Под ред. проф. И.Т. Огородникова. – М.: Просвещение, 1978. –

320 С.
62. Петрова Н.А., Коростенко Е.Н. Олимпиада в аспекте ее контрольных функций//РЯШ. – 1997. - №6. – С.46.
63. Преемственность и перспективность в обучении русскому языку: (сб. статей из опыта работы). Пособие для учителей/Сост. А.Н. Матвеева. –

М.: Просвещение, 1982. – 128 С.
64. Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе. – М.: Просвещение,

1966. – 207 С.
65. Программа «Русский язык» для общеобразовательных учреждений. – М.:

Просвещение, 1996.
66. Программы средних общеобразовательных школ. Начальные классы. 1-3 классы. – М.: Просвещение, 1988.
67. Программа факультативного курса «Наши имена» для учащихся VI класса//РЯШ. – 1991. - №1. – С.111.
68. Пузанкова Е.Н. Развитие языковых способностей учащихся на внеклассных занятиях по русскому языку в V классе//РЯШ. – 1995. - №1. – С.41.
69. Пушкарева М.Д., Снежневская М.А. Связь классных и внеклассных занятий по литературе V-VI классы. – М.: Просвещение, 1963.
70. Ратникова М.М. Турниры смекалистых//РЯШ. – 1992. - №1. – С.49.
71. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х тт./Гл. ред. В.В.

Давыдов. – М.: Большая российская энциклопедия, 1993. – 608 С.
72. Савин Н.В. Педагогика: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ по специальности №2001. – М.: Просвещение, 1972. – 303 С.
73. Сластникова А.Б. Задания для проведения олимпиады по русскому языку//Начальная школа. – 1996. - №6. – С.19.
74. Скаткин М.Н. К вопросу о законах, принципах и правилах в педагогике//Советская педагогика. – 1947. - №5. – С.17.
75. Соловьева М.Л. Занимательность на уроках русского языка в V классе//РЯШ. – 1991. - №6. – С.31.
76. Сорокин Н.А. Дидактика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1974. – 222 С.
77. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. – М.:

Просвещение, 1980. – 415 С.
78. Успенский М.Б., Голованова М.В., Кеворкова З.Т. Когда закончились уроки. – СПб.: Просвещение, 1992.
79. Ушаков Н.Н. Кружковая работа по русскому языку. – М.: Просвещение,

1979. – 224 С.
80. Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах.

– М.: Просвещение, 1971. – 176 С.
81. Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах.

– М.: Просвещение, 1978. – 192 С.
82. Ушаков Н.Н., Суворова Г.И. Внеурочная работа по русскому языку. – М.:

Просвещение, 1985. – 175 С.
83. Федоренко Л.П. Принцип обучения русскому языку: Пособие для учителя. –

М.: Просвещение, 1973.
84. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. – 3-е изд. перераб. и доп.

– М.: Юрист, 1997. – 512 С.
85. хрестоматия по методике преподавания русского языка: организация учебного процесса по русскому языку в школе: Пособие для учителя/Авт. сост. Б.Т. Яковлева. – М.: Просвещение, 1991. – 308 С.
86. цыплакова Е.Д. К вопросу о преемственности//Начальная школа. – 1991. -

№10. – С.85-87.
87. Шанский Н.М. В мире слов. – М.: Просвещение, 1981.
88. Шарапова О.Ю. Материалы для внеклассной работы по лексике, фразеологии и словообразованию//РЯШ. – 1995. - №4. – С.51.
89. Шарапова О.Ю. Фонетический КВН//РЯШ. – 1997. - №2. – С.50.
90. Шварц И.Е. Педагогика школы: Учебное пособие. Часть I. Общие основы.

Дидактика. – Пермь: Просвещение, 1968. – 282 С.
91. Ямбург Е.А. Школа для всех: Адаптативная модель (Теоретические основы и практическая реализация). – М.: Новая школа, 1996. – 352 С.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРЬ. II КЛАСС.

Слово Напоминайкину.

Многие слова языка имеют родственников. У одних слов их много, два- три (роща-рощица, тополь-тополек-тополиный), у иных – несколько десятков, например у слов сад, лес, свет, ход и др. Многим самым близким родственникам будет глагол напоминать, а у Знайки и Незнайки – знать. Найти однокоренные слова не всегда просто, но этому надо учиться, вдумываться в незнакомые вам слова, отыскивать их родственников. Попытайтесь это сделать.

1. Четыре пословицы.

Найдите в пословицах родственные слова. Как вы понимаете эти пословицы? Ученье – свет, а не ученье – тьма. Ум да разум надоумят сразу.
Думай, да чтобы не передумывать. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

2. О суффиксах.

Ветер, ветерок, ветрище,

Ты чего по свету рыщешь?

Лучше улицы мети

Или мельницы крути.

(Я. Аким)

?Чем отличаются друг от друга ветер, ветерок, ветрище? Подберите новые группы родственных слов с похожими суффиксами.

3. Родственники.

- Вы кто такие?

- Я – Гусь, это – Гусыня, это – Гусята. А ты кто?

- А я ваша тетя – Гусеница.

?Права ли Гусеница? Почему ее нельзя принять в эту «семью» родственных слов?

4. Знаете ли вы?

Слова копейка и копье были когда-то родственными, потому что на одной из первых русских монет изображался всадник с копьем. От этого слова и образовалась потом копейка.

В русском языке было слово ряха. Так называли аккуратного человека.
Ну, а как называют неаккуратного, вы знаете.

УЗЕЛКИ НА ПАМЯТЬ.
1. Родственные слова обязательно должны быть близкими по смыслу и иметь общую часть: гора, горка, горец, горный, но горе, горевать, горюшко, горемыка.
2. Новые слова образуются с помощью суффиксов (вода-водяной, водяной- водянистый), приставок (город-пригород, писать-написать), приставок и суффиксов сразу (гора-пригорок, снег-подснежник).
3. Умение быстро подбирать родственные слова очень важно: оно помогает понимать значение этих слов и правильно их писать.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

СТРАНИЧКА ИЗ «ВЕСЕЛОГО ЗАДАЧНИКА» II КЛАСС.

1. Барометр упал.

- Мама, сегодня дождь пойдет!

- Почему ты так думаешь?

- Барометр упал.

- А ты откуда знаешь?

- Да как же, я сам его уронил.

?Значение какого слова не понимал мальчик?

2. Не достал!

Выстирала мать рубашки и говорит Мише:

- Неси, сынок, повесь на солнце, пусть сохнет.

Унес Миша и тотчас вернулся с рубашкой в руках.

- Почему ты не повесил? – спросила мать.

- Не достал до солнца.

?Где должен был повесить Миша выстиранные рубашки?

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

УГАДАЙКА. II КЛАСС.

1. Пословицы и поговорки.

Какие синонимы встречаются в пословицах и поговорках: Спеши не спеши, а поторапливайся; приятелей много, а друга нет; переливает из пустого в порожнее?

2. Четырьмя буквами.

Какими синонимами (из четырех букв) можно заменить такие слова: приятель, противник, солдат, шагать, красный, доктор, работа?

3. Второе название животного.

Каких зверей называют так: косой, косолапый, серый, рыжая, сохатый?

4. Назовите по-другому.

Названия каких животных и птиц мы вспоминаем, чтобы назвать храбреца, задиру, хитреца, увальня, безбилетника?

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. III КЛАСС.

I тур.

1. Расставьте знак ударения в словах: статья, магазин, призывник, ненавидеть, инструмент, щавель, цемент, одобрить, положить (4 балла).

Для справки: свёкла, но не свекла(.

2. Подберите и запишите к каждой схеме по 2 слова:

, ,

(1 слово – 1 балл).

3. Запишите данные слова в родительном падеже множественного числа: носок, туфля, чулок, яблоня, весло, апельсин, капля, знамя, ботинок (5 баллов).

4. Распределите имена существительные по родам: мозоль, какао, фланель, толь, шоссе, полынь, туннель, повидло, ферзь, тюль (4 балла).

5. Запишите данные словосочетания одним словом-синонимом. Очень тихий разговор - …, плод дуба - …, водитель автомобиля - … (2 балла).

II тур.

1. Подберите антонимы к словам: мягкий - …, натуральный - …, снаружи - … (2 балла).

2. Составьте сочетания типа «прилагательное + существительное» со следующими словами: … кофе, … сирень, … шампунь, … простыня, … кенгуру, … Сочи, … эскимо, … такси (5 баллов).

3. Запишите данные словосочетания близким по значению глаголом: а) задирать нос - …; б) бить баклуши - …; в) высасывать из пальца - … (3 балла).

4. Разберите по составу слова: забежал, розочка, синеватый (3 балла).

5. Запишите 3 слова, в которых букв больше, чем звуков, и 3 слова, где звуков больше, чем букв (4 балла).

ПРИЛОЖЕНИЕ №5

ОЛИМПИАДНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

1. Запишите 3 слова, в которых букв больше, чем звуков (2,5 балла).
2. Допишите слоги так, чтобы первый слог был безударным (3,5 балла). Сос

___, гр ___, вр ___, кр ___, те ___.
3. За один раз в слове изменяют только одну букву и образуют цепочку слов

(5 баллов). Например: от слова сыр к слову ход. Сыр->сын->сон->сор->хор-

>ход. Придумайте свою цепочку слов. Ток-> … ->кот. Дом-> … ->сыр.
4. Впишите, где нужно, непроизносимую согласную (3 балла).

Трос…ник радос…ный праз…ник вкус…ный прекрас…ный чес…ный
5. Зачеркните буквы, которые нельзя писать в этих словах (4 балла).

Ге(н,нн)адий, гру(п,пп)а, оди(н,нн)адцать, ко(л,лл)ектив, две(н,нн)адцать, ю(н,нн)ый, хло(п,пп)ок, дро(ж,жж)и – название продукта.
6. Зачеркните знаки, которые нельзя писать в этих словах (3,5 балла).

С(ь,ъ)емка, в(ь,ъ)ет, сем(ь,ъ)я, об(ь,ъ)яснение, солов(ь,ъ)и, об(ь,ъ)езд, весел(ь,ъ)е.
7. Найдите и подчеркните существительные, которые во множественном числе имеют оконцание –и(-ы) (5 быллов).

Учитель доктор колесо фонарь волна зверь век шофер гимназист
8. Соедините стрелкой –ТЬСЯ или –ТСЯ с нужными словами (1,5 балла).

Учит…ся всегда пригодится.

Мы любим занимат…ся спортом.

Смелый к победе стремит…ся.
9. Составьте из букв слова (4 балла). А, з, д, н, а ___, л, е, в, в, о

___, в, а, х, н, е, р ___. Укажите, какой частью речи они являются.
10. Найдите и запишите лишние слова. В скобках укажите причину (5 баллов).

Народ дочка отрок дар
11. Просклоняйте словосочетание (2,5 балла).

И.п. родная дочь


12. Впишите имена существительные 2 и 3 склонения, которые оканчиваются на шипящую (3 балла).
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |


13. Соедините стрелками части речи и члены предложения с их названиями (3,5 балла).

Имя существительное

Глагол

Подлежащее

ЧАСТИ РЕЧИ Имя прилагательное ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Предлог

Сказуемое

Местоимение

14. Поставьте необходимые запятые в данных предложениях (2 балла).

Она чрезвычайно быстро перепрыгивает с ветки на ветку прыгает с вершины дерева на землю.

Он оттолкнулся собрался с силами заколотил веслами по воде.

Когда Маугли исполнилось десять лет о нем узнал тигр Шер Хан.
15. Подумайте и решите задачу (7 баллов).

В словах кашне (шарф) и пенсне (очки без дужек) есть общая часть не. Эти слова пришли к нам из французского языка, где слово кашне означает «прячь нос», а пенсне – «держи за нос». В словах кашпо

(красивая ваза для цветочного горшка) и кашне – общая часть каш. Можешь ли ты сказать, что значит эта часть во французском языке, если по – означает «горшок», а не – «нос».
16. Соедините стрелкой выделенную часть слова с ее названием (1 балл).

С товарищами приставка корень суффикс окончание

Дополнительное задание.
17. Выделите дугами (сверху и снизу) слова, спрятавшиеся в слове (7 баллов). сороконожка

ПРИЛОЖЕНИЕ №6

ЗАНЯТИЕ КРУЖКА «ВСЕ О ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ» VI КЛАСС.

Цели.
1. Закрепить знания, полученные при изучении темы «Прилагательное»; сообщить сведения, облегчающие употребление отдельных правил.
2. Развивать логическое и творческое мышление, воображение, произвольное внимание, когнитивную память.
3. Воспитывать любовь к русскому языку, познавательный интерес, любознательность.

Средства обучения: грамматическое лото, светофорики.

ХОД ЗАНЯТИЯ

- Сегодня мы проведем последние занятия нашего кружка, которое называется «Все о прилагательном». Наша цель – повторить изученное и раскрыть еще неразгаданные тайны.

1. Прилагательное ли прилагательное? (инсценировка).

Госпожа Простакова из комедии «Недоросль» И.Д. Фонвизина хочет показать как учен у них сын Митрофанушка. Митрофан говорит, что он знает из грамматики, отвечает: «Много. Существительна да прилагательна».

- Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

- Дверь? Которая дверь?

- Вот эта.

- Эта? Прилагательна.

- Почему же?

- Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит не навешена: так та покамест существительна.

- Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что он прилагается у глупому человеку?

- И ведомо.

- А как вы ответите на вопрос, что такое прилагательное?

2. Разминка.

- Слова какой части речи записаны? глазки Китай близнецы Авий стена Анюта конюшни Сиам

- По какому признаку разделены на две группы?

- К нарицательным существительным первого столбца найдите имя собственное из второго столбца, которое само или прилагательное, от него образованное, в сочетании с определяемым нарицательным существительным образует фразеологизм.

- Что обозначают полученные фразеологизмы?

- Хотите узнать как возникло выражение «Авгиевы конюшни»?

Сообщение ученика:

В древней Греции жил царь Авгий. Он был страстным любителем лошадей.
Три тысячи коней стояли в его конюшнях. Однако стойла, в которых они стояли, не чистились целых тридцать лет и по крыши заросли навозом.

По счастью, на службу к царю Авгию поступил легендарный силач Геракл, которому царь и поручил очистить конюшни, ибо не под силу это было сделать никому другому.

Геракл был не только могуч, но и умен. Он отвел в ворота конюшни реку, и бурный поток вымыл оттуда всю грязь.

Выражение «авгиевы конюшни» мы употребляем, когда хотим сказать о крайней запущенности, загрязненности.

3. Какое прилагательное лишнее?

Красивый, старый, вечерний, умный.

- Почему?

- Какие прилагательные называются качественными?

- В чем выражается тот факт, что качественные прилагательные обозначают признак, который может быть в большей или меньшей степени?

- Образуйте от прилагательного «красивый» простую сравнительную и простую превосходную степень.

Краси(вее, краси(вейший (чтение хором).

- Запомните как правильно произносятся эти слова.

- Знаете ли вы легкий способ определения качественных прилагательных?

- Если к прилагательному можно подставить слово «очень», то это прилагательное качественное.

4. Задание для умников.

- Я утверждаю, что одно словосочетание лишнее. Какое? Почему?

Вишневый сад, вишневое варенье, вишневое платье.

- Граница между качественными и относительными прилагательными очень подвижна и условна. Когда прилагательное употреблено в дополнительном, художественном смысле, основанном на сравнении, оно переходит в качественное.

ИГРА

- Поднимайте сигнальную карточку, когда услышите качественное прилагательное.

Золотой перстень, золотые кудри, золотой человек, золотая цепочка; мраморный пол, мраморное море; железный человек, железный гвоздь, железное здоровье; стальные мускулы, стальная воля, стальная игла; деревянный дом, деревянный голос.

- Что интересно в последнем названном прилагательном?

- Вам очень просто будет вспомнить слова-исключения, если вы запомните загадку:

Поля стеклянные,

Межи деревянные,

Ручки оловянные. (оконная рама)

- Что это?

- Как пишутся слова-исключения?

5. Конкурс поэтов.

- Вставьте пропущенные прилагательные, не нарушив рифмы.

Сегодня на пустой поляне,

Среди широкого двора

Воздушной паутины ткани

Блестят как сеть из серебра.

(И. Бунин)

- Зачитайте свои варианты. Послушайте как написал поэт.

6. Послушайте шуточное стихотворение «Кто не может жить без НЕ».

Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица НЕ.

Посмотрел я вокруг с доуменьем:

Что за лепое положенье?

Но кругом было тихо-тихо,

И во всем была разбериха,

И на взрачной клумбе у будки

Голубые росли забудки.

И погода стояла настная.

И гуляла собака счастная,

И виляя хвостом уклюже,

Пробегала пролазные лужи.

Мне на встречу без всякого страха

Шел умытый, причесанный ряха,

А за ряхой по травке свежей

Шли суразный дотепа и вежа.

А из школы, взявшись за ручки,

Чинным шагом вышли доучки.

И навстречу всем утром рано

Улыбалась Царевна Смеяна.

Очень жаль, что только во сне

Есть страна без частицы НЕ.

- Почему стихотворение вызвало смех?

- Вспомните алгоритм «Правописание НЕ с прилагательными».

7. Грамматическое лото.

Играем в парах. Необходимо с прилагательному с «НЕ» подобрать синоним – прилагательное без «НЕ».

-----------------------
[pic]


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7