бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Преемственность и перспективность в работе по русскому языку между I-III (IV) (на материале внеурочной предметной деятельности) (и V-VI классами (Диплом) MS Word'2000) бесплатно рефераты

p> В этом параграфе мною представлены лишь те формы внеурочной работы, которые я апробировала на практике, и, проанализировав литературу по теме исследования, постаралась выявить оптимальные условия организации этих форм внеклассной работы. Способы организации других видов и форм внеурочной деятельности описаны в педагогической и методической литературе, посвященной данной проблеме (см. Библиографию).

Необходимо помнить, что внеурочная работа способствует повышению грамотности по русскому языку. Для этого необходимо использование эффективных методик обучения и соблюдение некоторых общих условий успешной работы на внеурочных занятиях. К этим условиям относятся: во-первых, достаточная квалификация учителя; во-вторых, развитие речи учащихся на уроках русского языка и чтения; в-третьих, умелое использование наглядности и тщательное изучение индивидуальных особенностей детей.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
1. Анализ и оценка результатов состояния вопроса в практике учителей школы

№11 г. Абакана.

На данном этапе исследования были поставлены следующие задачи:

- провести контрольное анкетирование учителей и учащихся;

- проанализировать состояние внеклассной работы по русскому языку в I-

III(IV) и V-VI классах на основе анкетных данных и наблюдения;

- изучить состояние профессиональной деятельности учителей (на основе наблюдения за внеурочной работой), с точки зрения реализации положений, заложенных в методической науке;

- определить состояние внутришкольной методической работы по теме исследования.

Принимая во внимание все ранее сказанное, попробуем проанализировать и оценить состояние нашего предмета изучения в практике учителей школы №11 г.
Абакана.

Для того, чтобы выяснить уровень организации внеклассной работы по русскому языку в I-III(IV) и V-VI классах педагогам была предложена анкета, позволяющая решить следующие задачи:

- выяснить владеют ли учителя теоретическими знаниями по данному вопросу;

- определить осознание педагогами необходимости улучшения организации внеурочной работы по русскому языку;

- выяснить знание учителями эффективных условий организации внеклассной деятельности по русскому языку.

В констатирующем эксперименте принимало участие 4 учителя начальных классов и 3 учителя 5-6 классов. Анкета содержала следующий перечень вопросов.

1. Что такое внеклассная работа?

2. Имеет ли она значение при обучении русскому языку? Какое?

3. Проводите ли Вы внеурочную работу по русскому языку в своем классе? В какой форме?

4. Носит ли она систематический характер?

5. Соблюдение каких принципов организации внеклассной деятельности по русскому языку считаете необходимым?

6. Есть ли что-то, что мешает Вам в проведении внеурочной работы?

Исследование показало, что педагоги осознают значимость организации внеклассной работы по русскому языку (особенно учителя-предметники), но не все четко определяют ее назначение на определенном этапе обучения. Ответ не первый вопрос дали все учителя в той или иной степени точности.
Большинством педагогов были названы следующие принципы организации внеурочной деятельности: занимательность, систематичность, научная углубленность, добровольность, избирательность и др. Принцип преемственности и перспективности как одно из условий эффективной организации внеклассной работы назван не был.

Изучение состояния проблема в школе показало, что на сегодняшний день никто из педагогов не ведет кружок русского языка. Вся внеурочная работа по русскому языку сводится к эпизодическим мероприятиям как на уровне отдельного класса, так и в масштабах всей школы (День русского языка,
Неделя русского языка).

Среди причин, мешающих в проведении внеклассной работы, назывались прямые и косвенные: недостаточное внимание этому вопросу методических объединений, загруженность как самих педагогов, так и школьников, и невыплата зарплаты.

Наряду с анкетированием был проведен анализ просмотренных внеклассных занятий, что в совокупности позволяет сделать следующий вывод: полученные сведения дают возможность говорить как о недостаточном уровне теоретической подготовки учителей по данному вопросу, так и о нежелании или неумении большинства из них заниматься организацией систематической внеклассной работой по предмету.

После проведения Недели русского языка в школе ученикам вторых классов была предложена следующая анкета:

1. Понравилась ли тебе Неделя русского языка? Почему?

2. Заинтересовало ли тебя внеклассное мероприятие, проведенное в классе («Счастливый случай» (6В), «Путешествие на Остров сокровищ»

(2Б и 2В))? Чем?

3. Хотел бы ты, чтобы такие занятия проходили чаще?

4. Если бы в школе был кружок русского языка, записался бы ты в него?

Почему?

Анализ ответов показал, что многие школьники заинтересовались внеурочной деятельностью по русскому языку, организованной в школе. Те, кто был не удовлетворен проведенным праздником, указывали на недостаточную степень своего участия в нем и на незначительное число прошедших мероприятий.

Результаты ответов на последний вопрос оформлены в виде таблицы.


| |2Б и 2В |6В |
| |52 человека – 100% |29 человек – 100% |
|ДА |69% |41% |
|НЕТ |12% |34% |
|ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ |19% |25% |

На основе полученных данных можно говорить о снижении интереса к русскому языку с увеличением возраста учащихся. Одной из причин угасания интереса к русскому языку является неумелая организация внеклассной работы.

Также в ходе констатирующего эксперимента в 6 классе В в начале изучения темы «Имя прилагательное» была проведена контрольная работа. Ее результаты таковы.
| |Оценка |
| |«5» |«4» |«3» |«2» |
|6В |20% |27% |34% |19% |
|29 человек – 100% | | | | |

2. В процессе констатирующего эксперимента был проведен анализ и оценка результатов состояния вопроса в практике на уровне г. Абакана.

В Абакане 23 марта 1999 г. проходила вторая городская олимпиада учащихся третьих классов. В первых и вторых классах проводить городскую олимпиаду не рекомендуется, а использовать это время для целенаправленной подготовки учеников к данной форме внеклассной работы, выявляя их возможности и способности. В состав такой олимпиады были включены победители общешкольных олимпиад.

В средней школе №11 г. Абакана совместно с учителем 3 класса «Б»
Трубиновой О.М. мною была подготовлена и проведена сначала классная, а затем школьная олимпиада (см. Приложение №4).

От каждой школы в городской олимпиаде принимало участие по 2 представителя. Общее число участников по русскому языку – 42 ребенка.

Организаторы олимпиады ставили перед собой следующие цели:

- создание условий для положительного отношения к учению, интеллектуальному труду в целом;

- предоставление учащимся третьих классов возможности пробовать свои силы, сравниться с учениками других школ;

- диагностирование сформированности общественных умений и навыков и знания программного материала;

- выявление одаренных детей и положительного опыта работы с ними, а также системы подготовки учащихся младших классов к олимпиаде и распространение этого опыта среди учителей города.

Если в прошлом году задания составляла группа учителей (представители от каждой школы), то в этом году – преподаватели ХГУ (по русскому языку-
Потехин Д.А.) и педагогического колледжа.

Задания представляли собой тексты, которые требовали от учащихся не только знаний фактического материала, воспроизведения его на репродуктивном уровне, но и умение их (эти знания) анализировать и т.п. (см. Приложение
№5).

Задания по русскому языку включали в себя все разделы русского языка, изучаемые в школьной программе: орфографию, фонетику, морфологию, пунктуацию…

Предлагались задания и достаточно простые на знание правил, чтобы ребенок почувствовал силу, выполнив его (например, №4, 12, 14), и творческие, когда нужно было не просто вставить нужную букву, а придумать слова по данному условию, таким образом проверялась осознанность, глубина знаний (например, №3, 9, 10).

Лучше всего дети справились с заданиями на знание фактического материала (например, на правописание удвоенной согласной, ъ и ь разделительных знаков и так далее (№5, 6, 13)) и труднее давались те, в которых необходимо было проявить нестандартность мышления, умение анализировать, классифицировать, наблюдать (№3, 10, 15). Насколько школьники справились с предложенными заданиями, можно судить по графику.

Итоги олимпиады по русскому языку.
1 место шк. №1 Багаева Лена (59б.) Крылицина Е.В.
2 место шк. 21 века Колесникова Настя (52,5б.) Клементьева Г.А.
2 место шк. №14 Карымова Алена (52б.) Мальцева Р.П.
3 место гимназия Кулешова Карина (51б.) Браим Л.В.

Кроме победителей, более 45 баллов набрали ученики школ №24, 1, гимназии, 18, 7, 14, 22, 9, 3, 10.

На основании полученных данных можно выявить следующую закономерность: творческие задания успешнее решают дети, обучающиеся по программе развивающего обучения. Поскольку изменить программу, по которой работают конкретные учителя мы не в силах, рекомендуется организовать систематическую внеклассную работу по русскому языку с учетом принципа преемственности и перспективности.

Предлагаем некоторые рекомендации для улучшения качества проведения городской олимпиады:

- результаты олимпиады учащимся начальных классов сообщать как можно быстрее;

- награждать всех детей;

- необходимо, чтобы каждый ребенок думал сколько баллов он набрал;

- продумать дальнейшее продвижение победителей.

ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Апробация и оценка эффективности экспериментальных материалов, обеспечивающих эффективность организации внеклассной работы по русскому языку.

Поле окончания констатирующего эксперимента, был проведен формирующий эксперимент на базе школы №11 г. Абакана, который заключался в организации внеурочной деятельности по русскому языку по экспериментальной технологии, учитывающей комплекс мер, обеспечивающих эффективность усвоения учащимся знаний, приобретения прочных умений и навыков.

Формирующий эксперимент заключался:

- во-первых, в использовании одних и тех же форм внеклассной работы во 2 и в 6 классах («Счастливый случай», классный уголок), наполненных разным содержанием;

- во-вторых, в проведении системы внеурочных занятий в 6В классе по изучаемой в это время на уроке теме «Имя прилагательное» (см.

Приложение №6).

Исследование показало, что форма внеклассной работы состязательного характера, как игра-викторина «Счастливый случай» с успехом проходит и во 2 и в 6 классах. В оформлении уголка учащиеся VI класса проявляют большую самостоятельность, заинтересованность же данной формой наблюдается и в той и в другой возрастной группах.

Внеклассные занятия сначала проводились с 12 ребятами из 6В класса, выразившими желание заниматься в кружке русского языка. Было организовано 3 занятия за 3 недели практики. На последней внеурочной встрече присутствовало уже 16 человек.

КОНТРОЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

По окончанию формирующего эксперимента был проведен диагностический срез в виде текста. Данная работа проходила в 6Д классе, где внеклассная работа по экспериментальной технологии организована не более, и в 6В классе, где проводился формирующий эксперимент, для того, чтобы определить насколько изменились показатели контрольной группы по сравнению с изученными в параллельном классе.

Тест по теме «Прилагательное».

1. Синтаксические признаки прилагательного (1 балл). а) определение, сказуемое; б) определение; в) подлежащее.

2. Полными и краткими бывают прилагательные (1 балл). а) притяжательные; б) качественные; в) относительные; г) все.

3. На что указывает –ейш-, -айш- (2 балла). а) превосходная степень; б) простая превосходная; в) сложная превосходная.

4. В прилагательных: соломенный, клюквенный пишется НН, потому что…

(3 балла). а) одно Н в , другое в ; б) слова исключения; в) –енн-.

5. Выделить прилагательные (3 балла). а) обруч; б) пригож; в) дач; г) схож; д) крыш; е) луч; ж) нищ.

6. Выделить прилагательные с –н- (4 балла). а) истинный; б) соловьиный; в) мгновенный.

7. В каком предложении сказуемое выражено прилагательным (3 балла). а) спорт – дело сильных и смелых; б) деревянные постройки пришли в негодность; в) Кавказские горы выше Крымских гор.

8. Каким членом предложения является прилагательное (4 балла). а) несчастный бился в судорогах; б) смелого пуля боится; в) кругом леса дремучие.

9. В каких прилагательных допущены ошибки (4 балла). а) лимонный; б) балконный; в) стариный; г) неразборчивый; д) не вредный; е) кожанный.

10. В каких словосочетаниях прилагательное является качественным (2 балла). а) собачий холод; б) собачья конура; в) собачья шерсть.

11. Выписать прилагательные с орфограммами, обозначив их (4 балла).

Струится рябью воздух в ясное утро после дождя. Неугомонные кузнечики трещат в разогретых травах. На багряных лилиях суетится пчелиный рой. Белогрудые галки важно прохаживаются по пашне.

Туманной серой сеткой висит над пашней мошкара.

|РЕЗУЛЬТАТЫ КОНТРОЛЬНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА |
|Оценка |Эксперимент |
| |Контрольный |Констатирующий |
| | |6В (16 человек) |
| |6Д (27 человек) |6В (16 человек) | |
|5 |22% |37,5% |25% |
|4 |30% |44% |43% |
|3 |26% |12,5% |20% |
|2 |22% |6% |12% |

Полученные данные дают возможность говорить о повышении интереса к русскому языку и утверждать, что внеклассные занятия, организованные по принципу преемственности классной и внеурочной деятельности, позволяют повысить уровень знаний по предмету, формировать прочные умения и навыки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования и изучение состояния проблемы на практике показали, что вопрос о существовании и проведении внеклассной работы по русскому языку в современной школе не утратил своей актуальности и значимости на сегодняшний день. Массовые публикации в журналах по организации внеклассной работы, проведения предметных праздников в школах, Всероссийской олимпиады по русскому языку в течение последнего ряда лет – свидетельство интереса к этой форме углубленного изучения русского языка и масштабности внеурочной работы. В педагогической литературе внеклассная работа рассматривается как мощное дополнительное средство формирования у школьников интереса к предмету, как средство активизации творческих возможностей и самостоятельности мысли каждого ученика и, конечно же, как средство расширения и углубления знаний, приобретаемых детьми на уроках.

Применение на практике традиционных (кружок, стенная печать, викторина, праздник, олимпиада и так далее)и новых («Поле чудес», «Звездный час», «Счастливый случай», «Умники и умницы», «Кроссворд») форм внеурочной деятельности, экспериментальные данные убеждают, что не подлежит сомнению та огромная польза, которую приносят учащимся занятия по языку. Знания, полученные на уроках, пополняются во внеурочное время и становятся более устойчивыми. Связанная со школьной программой, внеклассная работа помогает детям успешнее учиться, прививает любовь к предмету, дает ученикам большие возможности для развития умения свободно высказывать собственные мысли, воспитания у них чувства языка, этических норм речевого поведения.

Из опыта организации внеклассной работы можно сделать вывод, что уже после первого занятия дети с нетерпением ждут второго, а если второе удалось – продолжения. На занятия начинают ходить и те школьники, кто и слышать ничего не хотел о русском языке, а теперь перед ними открылся этот волшебный и заманчивый мир русского слова.

Элементарные данные подтверждают выдвинутую гипотезу и проводят к выводу, что использование принципа преемственности и перспективности во внеурочной работе по русскому языку I-II(IV) и V-VI классами приводит к эффективному усвоению знаний, приобретению прочных умений и навыков.

В процессе экспериментальной работы было доказано, что эффективность усвоения знаний, формирования прочных умений и навыков во внеклассной деятельности зависит и от некоторых педагогических условий:

- понимания учителями огромной значимости внеклассной работы по русскому языку;

- знания педагогами потенциальных возможностей внеурочной работы по русскому языку;

- осуществления целенаправленной, систематической внеклассной работы по русскому языку, начиная с I класса, с учетом принципа преемственности и перспективности.

В ходе достижения цели исследования, решения поставленных задач были выявлены объективные проблемы организации внеурочной деятельности по русскому языку. назовем некоторые из них.

Руководство языковым развитием детей требует от учителя высокого мастерства, широчайшей филологической культуры. Личность учителя играет очень существенную роль в организации и проведении любых внеклассных мероприятий. Вспомним известные слова Л.Н. Толстого: «Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее, и ученики тебя полюбят и науку, и ты воспитаешь их; но если ты сам не любишь ее то, сколько бы ты ни заставлял учить ее, наука не проведет воспитательного влияния» [20, C.9].

Вместе с тем при организации внеклассной работы по русскому языку многие учителя испытывают большие трудности: одни из них не знают с чего начать и как проводить такие занятия, другие затрудняются в подборе материала, а третьи не учитывают специфики внеклассной работы, строят ее по образцу уроков или дополнительных занятий. Последнее, пожалуй, является главной причиной того, что у многих учителей внеклассная работа по языку не удается. Такие учителя подходят к внеклассным мероприятиям с чисто утилитарной точки зрения: они хотят через два-три занятия почувствовать, что повысилась орфографическая и пунктуационная грамотность учащихся, что они вдруг заговорили гладко и выразительно, стали интересоваться предметом и полюбили уроки русского языка. И чтобы достичь этого, учитель максимально приближает внеклассные занятия к уроку, что совершенно недопустимо.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7