Политехнические основы технологической подготовки школьников
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адаменко А.С. Творческая
техническая деятельность детей и подростков. - М, 2003.- с. 38-40.
2. Алексеев В.Е. Организация технического
творчества учащихся.- М, 2004. - с. 23-38.
3. Бабанский Ю.К.
Педагогика. - М, Просвещение, 2004. - с. 33-37.
4. Баранов С.П.
Принципы обучения. - М, 2005. - с. 44.
5. Вакуленко В.А. Опорный конспект по
предмету Организации и методика производственного обучения. – М . 2003. – с.
22.
6. Волков И.П. Приобщение к
творчеству. – М, Просвещение, 2002. - с. 59-64.
7. Губенков. С. Ю. Новая организация
внеурочной работы по техническому творчеству в средних профтехучилищах. - М,
2002. - с. 16-22.
8. Есипов Б.Г.
Основы дидактики. - М, 2003. - с. 12-15.
9. Занков Л.В.
Дидактика и жизнь. - М, 2002. - с. 38.
10. Измайлов А.О.
Профнаправленность как педагогическое понятие и принцип//Вопросы взаимосвязи
общеобразовательной и профессионально-технической подготовки молодых рабочих. -
М, 2003. - с. 113.
11. Ильина Т.А.
Педагогика школы. - М, 2002. - с. 18-22.
12. Казанский
Н.Г. Дидактика. - М, 2004. - с.33.
13. Каиров И.А.
Педагогическая энциклопедия. - М, 2004. - с. 122.
14. Коменский
Я.А. Великая дидактика. - М, 2004. - с. 24- 36.
15. Комский Д.М.
Основы теории творчества. - Екатеринбург, 2003- с. 28-45.
16. Крутецкий
В.А. Психология - М., 2004. - с. 11-28.
17. Лаврушина
А.А. Обучение технологии через творческое проектирование// Педагогические
инновации в образовательных учреждениях региона: Тезисы III региональной
научно-практической конференции. - Ульяновск: ИПК ПРО, 2004 - с.119-120.
18. Лернер И.Я.
Процесс обучения и его закономерности - М, 2004. - с. 66.
19. Махмутов М.И.
Современный урок. Вопросы теории - М, 2002. - с. 37-40.
20. Основы
педагогического мастерства. Подласый И.П. Педагогика. В 2 кн. – М, 2002. -с. 98-104.
21. Онищук В.А.
Урок в современной школе - М, 2002. - с. 58-60.
22. Полобинкин А.
И. Основы инженерного творчества. – М, 2004. - с.76.
23. Рыбакова Т.В.
Метод проектов как основа инновационного подхода к преподаванию технологии//
Педагогические инновации в образовательных учреждениях региона: Тезисы региональной
научно-практической конференции. - Ульяновск: ИПКПРО, 2004. - с. 69-70.
24. Скакун В.А.
Методика производственного обучения. Ч. 1-2 – М, 2002. -
с. 22-27.
25. Скаткин М.Н.
Дидактика средней школы - М, 2003. - с. 17-24.
26. Сухарев М.И.
Материаловедение. – М, 2003. – с. 14.
27. Тамарова З.Б.
От трудовой подготовки студентов к технологической// Преподавание технологии в
школе. Подготовка учителей технологии и предпринимательства: Тезисы докладов
VIII Международной конференции. – М.: МИОО, 2004. - с. 27-30.
28. Фаизов А.А., Интегрированные уроки и
спецкурсы при преподавании технологии// Педагогические инновации в
образовательных учреждениях региона: Тезисы III региональной
научно-практической конференции.- Ульяновск: ИПК ПРО, 2004. - с.118.
29. Шевченко С.Д.
Школьный урок: как научить каждого. – М, 2001. - с.122-127.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение
1.
Найди свой стиль (конспект урока в 11-м
классе)
Цели:
1.
Образовательная:
- закрепление
навыков полученных при изучении раздела “Моделирование одежды”;
- знакомство
учащихся с существующими стилями в одежде. Научиться определять свой стиль,
своих друзей, знакомых по внешнему облику (одежда, фигура, цвет волос и глаз,
прическа, темперамент).
2. Развивающие:
- развитие
творческих способностей учащихся, их фантазии, художественного вкуса.
3.
Воспитательные:
- воспитывать
аккуратность, усидчивость, интерес к уроку.
4.
Профессиональные:
- оказать помощь
учащимся в выборе профессии.
Тип урока:
Комбинированный
Методы обучения:
Интерактивный (рассказ, беседа, демонстрация схем, рисунков, анкет)
Словарная работа:
Аклетизм (смешение)
Оборудование:
- Шаблоны женской
фигуры;
- Шаблоны основы
женского платья;
- Подборка
моделей по стилям;
- Технологические
карты последовательности технического моделирования;
- Бумага,
ножницы, карандаши, журналы мод.
Ход урока
I.
Организационный момент: приветствие, дежурство, вводный инструктаж.
II. Закрепление
пройденного материала. Практическое задание
Я раздаю вам
шаблоны основы женского платья, бумагу и модели; прошу вас самостоятельно или,
разбившись на группы выбрать любую из предложенных моделей и промоделировать.
Время на эту
работу - 10 мин. Выполненные работы вы можете оценить, сравнив их с образцами.
Ваши работы я проверяю и выставляю оценки в журнал, а к вам у меня вопрос. Для
чего мы занимаемся техническим моделированием?
В процессе
моделирования вы меняли форму, объём, силуэт, пропорции изделия,
преобразовывали выточки в складки, рельефы, подрезы, драпировки. Сегодня на
уроке вы должны разобраться, как подбираются модели на конкретную фигуру, от
чего это зависит? Тема урока “Стиль в одежде”.
III. Объяснение
нового материала.
Стиль - это
устойчивый, конкретно определившийся язык эпохи, утверждающий её культуру,
понятие красоты, отношение к окружающему миру. Стиль - это манера одеваться
(мода приходит и уходит, а стиль остается).
Первое
впечатление:
- 55% -
Внешность.
- 38% - Манера
поведения.
- 7% - Личные
качества.
Исследования
известного американского профессора Мерамбяна показали, что внешность - рост,
вес, цвет кожи, одежда, прическа, а когда дело касается женщины, то и макияж -
на 55% определяет первое впечатление от человека. На 38% - производят манеры
поведения человека - язык тела, визуальный контакт, уверенность в себе. Поэтому,
если вы полностью уверены, что выглядите отлично, то и эти 38% наверняка
окажутся положительными. От того, что вы знаете или о чем говорите, первое
впечатление зависит всего лишь на 7%. Звучит странно, но это факт. Когда вы
хорошо выглядите и уверены в этом, то начинаете относиться к себе с большим
доверием, и оцениваете себя гораздо выше - ваше поведение меняется и,
следовательно, те, с кем вы общаетесь, - ваши друзья, родственники, коллеги, -
начинают относиться к вам по-другому. Мы касались понятия стиля, когда
подбирали модели, отшивали костюмы для музыкальной школы, смотрели передачи по
телевизору. Вашему вниманию на доске представлены модели определенных стилей. Рассмотрим
современные направления.
Самый модный
стиль - ультрамодный. Его чаще выбирают подростки и молодежь. Этой возрастной
группе важнее носить то, что диктует мода или носят их друзья, а не то, что им
идет. Это костюмы из дорогой качественной ткани, мастерски стилизованы под
тряпки с контейнеров (мятые, рваные, грязные, с заплатами, пятнами). “Богатая
бедность”.
Классический
стиль - самый безопасный из всех. Его выбирают женщины любого возраста, которые
боятся следовать моде или просто ею не интересуются. Классика не должна быть
скучной. Воспользуйтесь модными аксессуарами - вы добьётесь поистине
классического облика.
Основные черты:
строгость, деловитость, сдержанность, элегантность, стабильность форм,
безукоризненность линий, практичность, солидность. Этот стиль годится для всех
случаев жизни (с разными аксессуарами и украшениями). Классическое сочетание
цветов: черный - белый, зеленый - коричневый, красный - синий, синий - белый. Женский
костюм: платье с рукавами - жакет, юбка - блузка - жилет или жакет, брюки -
блузка - жилет или жакет. Частью классического стиля является деловой стиль
(для работы, учёбы).
Черты делового
стиля: удобный, не стесняющий движения, ткань высокого качества, гладко
крашенная или в мелкий рисунок, в полоску. Цвета сдержанные, спокойные.
Аксессуары, украшения, макияж - сдержанные. Деловой стиль - это визитная
карточка делового человека.
Романтический
стиль: наличие сборок, рюшек, кружев, бантов, оборок. Ткани мягкие, лёгкие,
нежных пастельных тонов. Романтический стиль содержит элементы исторического
национального костюма.
Спортивный стиль:
удобно для движения, занятий спортом, а также активного отдыха, прогулок. Ткани
в крупную полоску, клетку, горох. Для этого стиля характерно наличие пуговиц,
кнопок, молний, погон, карманов, отделочная строчка, чёткое расположение
деталей.
Микростили
Джинсовый стиль -
спортивный стиль с наличием отделочной строчки, двойного шва, накладных
карманов, металлических пуговиц, заклёпок, молний, джинсовой ткани.
Матросский стиль
- стиль костюма с элементами матросской формы (бескозырка, канты, эмблемы,
тельняшки, полоска, сине-белый цвет). Сюда относятся юбки в складку, просторная
блуза с просторным воротником или жакет, который носят с майкой и яркой блузкой
в полоску.
Диффузный стиль
(рассеивание) - это стиль, сочетающий в себе, казалось бы, не сочетаемые вещи
(но допускаются не все сочетания). Диффузный стиль требует различного вкуса.
Бельевой - это,
прежде всего, цельнокроеная одежда на бретельках, напоминающая изящное нижнее
бельё.
Диско - это
одежда для дискотек, танцев и музыкальных молодежных вечеров.
Ретро (взгляд в
прошлое) - это стиль с элементами одежды прошлых десятилетий.
Унисекс - это
одежда для обоих полов (джинсы, майки, куртки на молниях, кроссовки).
Фэнтези - это
стиль с неординарным решением деталей (воротники, манжеты, наличие драпировки,
буфов, воланов).
Этнографический
или народный - это одежда с элементами костюмов разных народов.
IV. Закрепление
нового материала:
Для закрепления
темы урока предлагается работа в группах. Пользуясь шаблонами женской фигуры,
зарисовать модель предлагаемого стиля, подчеркивая элементы, подтверждающие
выбранный стиль. Работая над зарисовкой модели, помните о том, что в настоящее
время актуально смешение стилей. Работа рассчитана на 10 минут.
V. Презентация
работ учащихся:
Варианты моделей
возможных стилей по окончанию работы группы представляют классу. Класс
угадывает стиль по представленным зарисовка, доказывая или опровергая их
предложения.
VI. Итог.
Оценивание работ.
VII. Домашнее
задание: Анкета.
Нужно ли Вам
изменить свой образ?
Ответьте на
вопросы предложенной анкеты, и Вы поймете, нужны ли Вам перемены. Хотя подобные
анкеты являются порой бессмысленной тратой времени и к ним редко относятся
серьёзно, но если Вы ответите на мои вопросы искренне, результаты могут
подтолкнуть Вас к самым решительным действием.
|