Политехнические основы технологической подготовки школьников
Политехнические основы технологической подготовки школьников
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………….……..3
Глава 1. Психолого-педагогическая
проблема политехнического образования на уроках технологии..............................................................................................6
1.1. Сущность понятий
«политехнические основы» и «технологическая подготовка»…………………………………………..........................................6
1.2. Характеристика теоретических основ
политехнического образования.........................................................................................................12
1.3. Использование политехнических
знаний в технологии..........................14
1.4. Возрастные особенности учащихся
11 классов........................................16
1.5. Выводы по главе
1........................................................................................19
Глава 2. Применение политехнических
основ в разделе «Художественная обработка ткани».................................................................................................20
2.1. Роль и место политехнических основ в разделе «Художественная
обработка ткани»……………………...................................................................20
2.2. Учебно-тематический план раздела
«Художественная обработка ткани»………………............................................................................................22
2.3. План-конспект урока…................................................................................24
Заключение………………………………………………………………………31
Список литературы……………………………………………………………...33
Приложения……………………………………………………………………...35
ВВЕДЕНИЕ
Переход к
третьему тысячелетию связан с технологической революцией, которая охватывает
все виды человеческой деятельности. Сфера применения технологии расширяется,
технологический подход распространяется на все стороны общественной жизни, в
том числе, и на социальное управление, науку, образование. Технология
становится существенным фактором развития общества.
Меняющиеся
условиях требуют от человека готовности ориентироваться в современной
технологической действительности, выбирать оптимальные способы деятельности на
основе осознания своей ответственности за этот выбор, результаты и последствия
их применения для существования цивилизации, а также быстрой адаптации без
стрессов и потрясений к меняющейся социальной и технологической среде.
Технологическая подготовка становится необходимой для любого человека, его
общего и профессионального образования.
Сказанное ведет к
переосмыслению феномена технологической подготовки в школе, определению места
последней в общем образовании. Сама по себе постановка теоретических и
практических проблем, связанных с технологической подготовкой школьников, не
является для отечественной педагогики и практики школы чем-то новым.
Необходимость изучения технологии в рамках политехнического образования как
теоретическая, так и практическая задача отмечалась на разных этапах развития
школы и педагогической науки.
Традиционно в
педагогической теории и школьной практике овладение технологией рассматривалось
в качестве обязательного элемента политехнического образования школьников,
наряду с изучением техники, экономики и организации производства. Практически
все ученые-политехнисты (П.Р. Атутов, Ю.К. Васильев, А.Г. Калашников, М.Н. Скаткин,
С.М. Шабалов и др.) подчеркивали необходимость включения знаний о технологии в
содержание политехнического образования в школе. Технологическая подготовка при
таком подходе выступает важным средством адаптации выпускника школы в сфере
материального производства, сфере современной техники.
В целом изучение
технологии было ориентировано на подготовку школьников к непосредственному
систематическому участию в производительном труде. Как правило, технологическая
подготовка школьников своими целями и содержанием охватывала области
промышленного и сельскохозяйственного производства, перспективы их развития.
В ряде работ по
политехнизму (П.Р.Атутов, С.У.Калюга) область политехнического образования
расширяется за счет меняющегося представления о технике не только как
материально-орудийных средствах, но и включающей в себя определенные
научно-технические знания. Политехническая подготовка в этом случае выходит за
рамки изучения только производственной техники. Политехнизм рассматривается уже
как подготовка к труду в сфере современной техники вообще, не ограничиваясь
только материальным производством.
Задачи же
технологической подготовки школьников при таком понимании будут решаться в том
случае, когда показывается применение естественнонаучных закономерностей в
технологических процессах, раскрывается то общее, что характеризует все отрасли
производства, создаются возможности для переноса знаний и умений в новые
условия, где подчеркивается, тем самым, актуальность данной работы.
Цель исследования
– выявить значимость политехнических основ в технологической подготовке
школьников на уроках технологии в 11 классе.
Объект
исследования – учебный процесс в контексте технологической подготовки учащихся.
Предмет
исследования – применение политехнических основ в обучении технологии.
В соответствии с
целью были намечены следующие задачи:
-
проанализировать существующие в педагогике подходы к применению политехнических
основ в процессе технологической подготовки учащихся;
- определить роль
и место политехнических основ в структуре образовательного процесса обучения
технологии
- разработать
методические материалы, позволяющие показать значимость политехнических основ в
обучении учащихся 11 классов на уроках технологии;
-
экспериментально проверить возможность обучения учащихся на уроках технологии с
использованием разработанной структуры совместной учебно-творческой
деятельности учащихся и преподавателя и с применением политехнических основ.
Методы:
– анализ
теоретических источников по теме исследования;
– обобщение
передового опыта ученых-педагогов;
– наблюдение;
– беседа;
– поиск решения
педагогических ситуаций;
– анализ работы
учащихся;
– педагогический
эксперимент.
ГЛАВА
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ
ТЕХНОЛОГИИ
1.1.
Сущность понятий «политехнические основы» и «технологическая подготовка»
Политехнизм - от
греч. poly - много и techne – искусство - система обучения, при которой
теоретически и практически знакомятся с главными отраслями производства[5].
Политехническое
образование в школе, одна из важнейших составных частей воспитания,
предусматривает ознакомление учащихся в теории и на практике с основными
научными принципами современного производства и особенностями общественных и
производственных отношений, эффективное трудовое воспитание, формирование
трудовых умений и навыков, профессиональную ориентацию учащихся, способствует
сознательному выбору трудового пути, создаёт основу, фундамент последующей
профессиональной подготовки.
Идея
политехнического образования впервые выдвинута К. Марксом и получила дальнейшее
развитие в трудах В. И. Ленина. Соединение политехнического образования с
производительным трудом К. Маркс и Ф. Энгельс считали основой системы
воспитания и единственным средством для формирования всесторонне развитых
людей. В. И. Ленин рассматривал школу, дающую политехническое образование, как
одно из важнейших средств создания базы бесклассового общества, орудие
воспитания в духе коммунизма, средство подготовки молодого поколения к
строительству новой жизни. В работах Ленина высказывается мысль о том, что
политехнизм образования является одним из руководящих принципов, определяющих
цели, содержание и формы школьного обучения. Ленинские идеи о политехническом
образовании получили развитие в работах Н. К. Крупской, А.В. Луначарского, М.И.
Калинина. Н.Н. Крупская особо подчёркивала, что политехнизм должен пронизывать
все учебные дисциплины, изучаемые в школе, что он требует взаимной увязки этих
дисциплин, увязки их с практической деятельностью и, особенно с обучением
труду.
Политехническое
образование в соединении с умственным и физическим воспитанием впервые начало
осуществляться в общеобразовательных школах. С научными основами современного
производства учащихся знакомятся главным образом в процессе изучения
естественнонаучных дисциплин (при широком показе возможностей и форм
использования человеком законов природы и свойств материалов для нужд практики,
производства; выборе методов обучения, максимально стимулирующих познавательную
активность учащихся и открывающих возможности для самостоятельного раскрытия
действия законов природы на практике; развитии начальных навыков обращения и
работы с простейшими приборами и инструментами; ознакомлении с реальным
производством).
Ведущая роль в
формировании и развитии умения ориентироваться в системе производственных
отношений и в воспитании готовности к труду принадлежит предметам гуманитарного
цикла: раскрытие объективных законов развития общественных отношений; изучение
истории общества; ознакомление с основами экономики, с организацией
современного производства и структурой народного хозяйства, с задачами
строительства; выбор таких методов учебной работы, которые обеспечивают
формирование моральной готовности учащихся к участию в производительном труде. Ознакомление
с научными основами производства и производственных отношений осуществляется
также на факультативных занятиях, в различных технических и опытнических
кружках в школе и внешкольных учреждениях.
Практическое развитие навыков и умений обращаться с простейшими орудиями
производства, взаимодействовать с машинами и механизмами составляет главное
назначение и содержание образовательной области «Технология». Формирование у
учащихся готовности к труду, воспитание трудолюбия, профессиональная ориентация
обеспечиваются всей системой учебной и внеучебной работы школы (содержание
учебных предметов, уровни трудовых учебных нагрузок, методы обучения,
обеспечивающие высокую активность деятельности ученика, и т.д.). Решающую
роль в трудовой подготовке играет участие школьников
в трудовой деятельности взрослых (это позволяет на практике знакомиться с
производственными отношениями и обязанностями, действенно проявлять духовные и
физические способности). С этой же целью организуется работа учащихся в учебных
цехах, учебно-производственных комбинатах, ученических производственных бригадах
и лесничествах, лагерях труда и отдыха и др.
Принцип
политехнизма в значительной мере определяет содержание образования, выбор
методов обучения и практической подготовки в профессиональных учебных
заведениях всех ступеней, включая высшую школу. Политехнизм позволяет
обеспечить широту кругозора будущих специалистов, высокий уровень их
профессионализма и общей культуры, развитие их способности быстро
ориентироваться в современной технике и технологии производства. Принцип
политехнизма является одним из основных принципов построения
учебно-воспитательной работы школы.
Основным
предназначением образовательной области «Технология» в старшей школе на
профильном уровне является: продолжение формирования культуры труда школьника;
развитие системы технологических знаний и трудовых умений; воспитание трудовых,
гражданских и патриотических качеств его личности; уточнение профессиональных и
жизненных планов в условиях рынка труда. Специальная технологическая подготовка
на профильном уровне позволяет учащимся приобрести профессиональные знания и
умения в выбранной сфере трудовой деятельности.
Для школ с
технологическим профилем обучения программа технологической подготовки включает
в себя две составляющие: общетехнологическую и специальную.
Общетехнологическая
подготовка осуществляется интегрировано со специальной технологической
подготовкой в выбранной школьником сфере профессиональной деятельности.
Содержание общетехнологической подготовки включает основные компоненты
содержания программы для базового уровня и носит инвариантный характер изучаемым
сферам и профилям трудовой деятельности. Практическая деятельность учащихся при
освоении общетехнологической составляющей должна быть связана с соответствующей
сферой или профилем осваиваемой трудовой деятельности.
Специальная
технологическая подготовка осуществляется по выбору учащихся в следующих
направлениях (сферах и профилях) трудовой деятельности:
- в сфере
промышленного и сельскохозяйственного производства: токарное дело; фрезерное
дело; слесарное дело; монтаж радиоэлектронной аппаратуры и приборов; управление
станками с ЧПУ; электромонтажные и наладочные работы; сборка
электроизмерительных приборов; изготовление хлебобулочных или кондитерских
изделий; швейное дело; вязание и плетение; вышивка; ковроделие; роспись тканей;
наладка швейного оборудования; моделирование одежды и головных уборов;
овощеводство; плодоводство; животноводство; птицеводство; пчеловодство;
механизация технологических процессов сельскохозяйственного производства;
слесарные работы по ремонту сельскохозяйственных машин, механизмов,
оборудования;
- в сфере
строительных и ремонтных работ: архитектурное проектирование; малярные
(строительные) работы; облицовочные работы; штукатурные работы; печное дело;
столярные и плотничные работы; паркетные работы; монтаж внутренних
санитарно-технических систем;
- в сфере
телекоммуникаций и информационных технологий: операторские работы на ЭВМ
(компьютерные сети, компьютерная графика); телеграфия; телефонная связь;
операторские работы в сфере телекоммуникаций;
- в сфере
управления: бухгалтерское дело; делопроизводство; машинопись; основы
менеджмента;
- в сфере
проектирования: художественно-оформительские работы; реставрационные работы;
черчение;
- в сфере
материально–технического обеспечения: снабжение; заготовка продуктов и сырья;
- в сфере
коммерции: продажа продовольственных или непродовольственных товаров;
обслуживание на предприятиях общественного питания; страховое дело; рекламное
дело; контрольно-кассовые операции;
- в сфере
сервиса: переплетные работы; ювелирные работы; ремонт обуви; ремонт часов;
обслуживание и ремонт радиотелевизионной аппаратуры (видеотехники);
слесарно-ремонтные работы; ремонт и обслуживание автомобилей; вождение
автомобиля; парикмахерское дело; фотография; индивидуальный пошив одежды; декоративное
оформление витрин; социальное обслуживание; озеленение; цветоводство;
- в сфере
декоративно-прикладного искусства: выжигание по дереву; резьба по дереву и
бересте; кружевные работы; вышивка; плетение; гончарные работы; изготовление
художественных изделий из дерева, бересты и лозы; чеканка художественных
изделий.
При организации
профессиональной подготовки в качестве ориентира используются нормативные
документы, действующие в системе подготовки рабочих кадров на производстве.
Наименование профессий (специальностей), время (сроки) обучения должны
соответствовать «Общероссийскому классификатору профессий рабочих должностей,
служащих и тарифных разрядов».
Тематическое
содержание специальной технологической или профессиональной подготовки задается
квалификационными характеристиками, представленными в «Едином
тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих и служащих
(ЕТКС)».
Структура
разрабатываемых примерных программ специальной технологической подготовки может
соответствовать структуре программ, принятых в системе начального
профессионального образования.
Обучение
школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов
преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов
природной и социальной среды. Независимо от направления обучения, содержанием
программы по технологии предусматривается изучение материала по следующим
сквозным образовательным линиям:
- культура и
эстетика труда;
- получение,
обработка, хранение и использование информации;
- основы черчения,
графики, дизайна;
- творческая,
проектная деятельность;
- знакомство с
миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов;
- влияние
технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
- перспективы и
социальные последствия развития технологии и техники.
Исходя из
необходимости учета образовательных потребностей личности школьника, его семьи
и общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для
включения в программу должен отбираться с учетом следующих положений:
•
распространенность изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и
домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических
достижений;
• возможность
освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической
деятельности, имеющих практическую направленность;
• выбор объектов
созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения
общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
• возможность
реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности
обучения, наглядного представления методов и средств осуществления
технологических процессов;
• возможность
познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного,
эстетического и физического развития учащихся.
Каждый раздел
программы общетехнологической подготовки включает в себя основные теоретические
сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном
виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с
практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических
сведений.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|