бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Политехнические основы технологической подготовки школьников бесплатно рефераты

Основной принцип реализации программы общетехнологической подготовки – обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников и их будущую профессию. Основными методами обучения являются упражнения, решение прикладных задач, практические и лабораторно-практические работы, моделирование и конструирование, экскурсии.


1.2. Характеристика основ политехнического образования


Проблема политехнического образования не нова для отечественной педагогики. Она разрабатывалась Н.К. Крупской, П.П. Блонским, М.М. Пистраком, А.Г. Калашниковым, Н.К. Гончаровым, С.М. Шабаловым и др. В последние десятилетия проведены исследования, посвященные теоретико-методологическим аспектам политехнического образования, определению его организационных форм (К.А. Иванович, И.Д. Зверев, М.Н. Скаткин, С.Г. Шаповаленко, Д.А. Эпштейн), выявлению места и роли общеобразовательных дисциплин и труда в политехнической подготовке школьников (В.Г. Зубов, С.Я. Батышев), раскрытию функционального характера политехнических знаний (П.Р. Атутов). Большой вклад в разработку различных аспектов теории содержания, методов, форм организации политехнического образования внесен современными российскими учеными В.А. Поляковым, Н..И. Бабкиным, А.П. Беляевой, Ю.К. Васильевым, С.У. Калюгой, С.Н. Чистяковой, а также представителями зарубежных научных школ (A. Caroff, M. Guyot, G. Latreille, A. Watts). Создана также система политехнического образования учащихся, основными звеньями которой являются общеобразовательные школьные предметы, трудовое и профессиональное обучение, внеурочная творческая деятельность. Однако, несмотря на жизненно важное значение данной проблемы, она до настоящего времени окончательно не решена, отсутствует целостная, общепризнанная концепция политехнического образования. Сама сущность политехнизма понимается педагогами неоднозначно. Естественно, что без приемлемой педагогической теории нельзя ясно представить и процесс политехнической подготовки школьников, его движущие силы и противоречия.

В условиях перехода России к структурной перестройке экономики, освоению новых форм хозяйствования, управления, организации и стимулирования труда, преобразования производственных отношений эффективность трудовой деятельности людей, их готовность к повышению квалификации, изменению содержания и форм труда начинают все более зависеть от уровня общеобразовательной и, особенно, политехнической подготовки. Ценность уроков трудового и профессионального обучения обусловлена также и тем, что на них могут активно формироваться практические умения и навыки, необходимые для обращения с техническими объектами, для выполнения наиболее распространенных технологических операций. Кроме того, трудовое обучение обладает высоким профориентационным потенциалом, который раскрывается при изучении школьниками материаловедения, станков, инструментов, приборов, ознакомлении их с различными видами трудовой деятельности, массовыми профессиями.

Цели уроков технологии

Обучающие

1. Сформулировать новые понятия

2. Обеспечить усвоение закона, принципа трудового процесса, особенностей приемов труда (повторить)

3. Обучение новым приемам работы

4. Устранить пробелы в знаниях

5. Отработать навыки, закрепить известные способы действий

6. Обучать выполнение заданий по образцу и переносу знаний в новую ситуацию

7. Научить самостоятельно оценивать результаты работы

8. Научить делать выводы

9. Соблюдать правила техники безопасности

Воспитывающие

1. Интерес, активность, отношение к обучению, как к важному в обществе

2. Потребность в труде, желание обладать какой- либо профессией

3. Добиваться высоких результатов в работе, стремиться к красоте

4. Внимательность, отношение к окружающим, сочувствие

5. Требовательность к себе, ответственность, дисциплинированность

6. Формирование эстетических взглядов, культура речи, одежды, поведения

Развивающие

1. Развивать пространственное мышление, творческое воображение

2. Развивать моторные навыки, умение наблюдать, планировать, осуществлять самоконтроль

3. Вырабатывать инициативу, самостоятельность, уверенность в своих силах, настойчивость, умение владеть собой

4. Развитие общетрудовых политехнических умений (конструкторских, технологических, операционный контроль)


1.3. Использование политехнических знаний в технологии


Правомерность существовавших подходов к изучению технологии в школе как части политехнического образования подтверждалась имевшимися в техникознании взглядами на технологию, которые связывали ее с материальным производством, техникой, техническим прогрессом, а также представлениями о технологическом знании как прикладном естествознании.

Трудовое воспитание обогащает политехническое образование учащихся тем, что оно формирует определенное положительное отношение к политехническим знаниям и умениям, содействует ознакомлению учеников с социально-экономическими проблемами современного общественного производства, формирует коммунистическое отношение к производительному труду, коллективистские черты, мотивы труда, соцсоревнования.

Эффективность трудового воспитания в значительной степени зависит от того, как решаются задачи всестороннего развития личности в процессе подготовки учащихся к трудовой деятельности.

Трудовое воспитание осуществляется на основе принципа политехнизма, заложенного в основу всей общеобразовательной подготовки школьников.

В процессе обучения учащиеся знакомятся с основами современного производства, им разъясняют необходимость перемены труда в условиях научно-технического прогресса, значимость образования как фактора, обеспечивающего рост производительности труда.

Формируя у учащихся знания о видах современного труда, требованиях, которые к нему предъявляются, о научном содержании типичных трудовых процессов, учителя постепенно знакомят учащихся с основами общей теории трудовой деятельности.

Политехнические знания имеют функциональную природу. Это означает, что они не отличаются по своей природе от знаний основ наук, изучаемых в школе - физических, химических и т. д.; но отличаются от них своей направленностью, выполняемой функцией. Для политехнических знаний эта функция заключается в раскрытии общих, типичных основ современного производства. Иначе говоря, это те же знания основ наук, но они направлены на раскрытие закономерностей существования и функционирования современных производственных процессов.

С учетом сказанного, содержание политехнического образования должно включать:

- знания, раскрывающие научные основы производства, т.е. технологические;

- политехнические умения;

- опыт творческой деятельности;

- эмоционально-ценностное отношение к труду.

 Именно этим, по моему мнению, следует руководствоваться при отборе содержания курса технологии с целью его уплотнения и результативности.


1.4. Возрастные особенности учащихся 11 классов

 

В подростковом возрасте у ребенка происходит наиболее существенные процессы, связанные с выбором будущей профессии, с выработкой соответствующих умений и навыков, нужных деловых качеств личности. Возникают центральное новообразование этого возраста - представление о себе, как “не о ребенке”, подросток начинает чувствовать себя взрослым и имеет огромную потребность в признании его взрослости окружающими. В поведении и деятельности подростка проявляются такие виды взрослости, как: подражание внешним признакам взрослого, равнение подростков на качества "настоящего" мужчины, женщины, интеллектуальная взрослость, социальная зрелостью. И именно она имеет наибольшее значение для формирования готовности к трудовой деятельности и профессиональному самоопределению.

Социальная зрелость возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого. Мальчики стремятся овладеть различными взрослыми умениями: слесарничать, столярничать, а девочки - шить, готовить, вязать. То есть детей этого возраста отличает повышенный интерес к различным видам деятельности, стремление сделать что-то своими руками, повышенная сознательность и первые мечты о будущей профессии. Соответствующие интересы зарождаются в школе, дома, во внешкольных делах, их источниками могут стать учителя, родители, сверстники. Но чаще всего первичные профессиональные интересы возникают в собственном учении, в труде, в самооценке личности. И это создает благоприятные возможности для развития нужных деловых качеств в тех видах деятельности, в которые, в основном, включен подросток. Именно в школе подросток, наряду с программой обучения осваивает программу социализации, обусловленную характером межличностных взаимоотношений, складывающихся в процессе учебной и трудовой деятельности. Благодаря ней формируется эмоциональная и социальная жизнь подростка, его представления о себе и о том, что думают о нем другие.

Большое значение в формировании готовности войти во взрослую жизнь, в том числе и профессиональную, имеют:

• развитость потребностей, так как это главный источник активности человека, и они лежат в основе направленности личности;

• нравственные установки;

• ценностные ориентации;

• самосознание;

• становление и развитие интересов и способностей, то есть потребности в определенных знаниях, видах деятельности и индивидуальных психологических особенностей личности.

В связи с этим понятие “готовность к трудовой деятельности и профессиональному самоопределению” трактуется как интегративное (или обещающее) качество личности, включающее знания, умения, навыки на конкретные действия. Это понятие связано с возрастными и психофизиологическими особенностями учащихся, их индивидуальными качествами. Для характеристики готовности к трудовой деятельности приняты следующие единые критерии:

- критерий информированности;

- критерий мотивационно-потребностный;

- критерий деятельностно-практический.

Основная задача учителя и всего учебного процесса в целом, состоит в том, чтобы ученик соответствовал этим критериям.

1. Критерий информированности - предполагает знание учащимися содержания, условий работы, результатов труда по различным профессиям, о своих интересах, склонностях, качествах личности, о состоянии своего здоровья и физического развития, особенностях ощущений,
восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, темперамента, характера, а так же о требованиях различных профессий к вышеперечисленным качествам и особенностям человека.

2. Критерий мотивационно-потребностный - предполагает освоение учащимися труда как образа жизни, их мотивы, цели и ценности труда вообще, мотивы выбора профессии, наличие у учащихся интересов и сочетание труда с его материальным вознаграждением.

3. Критерий деятельностно-практический - предполагает овладение учащимися умениями и навыками работы, проявление умения работать сообща, наличие у учащихся коммуникативных и организационных способностей, индивидуального плана дальнейшей жизни, труда и
профессионального обучения.

Вышеперечисленные критерии служат ориентиром и учителям и ученикам. Зная эти критерии, учителя в своей педагогической деятельности формируют у учащихся те качества личности, которые помогут им выбрать профессию и определиться в жизни. Учащимся же любого возраста,
а учащимся 11-го класса особенно, знание этих критериев дает возможность иметь представление о самом себе, своих умениях, интересах, притязаниях и возможностях, ограничениях и их причинах.

По результатам изучения психологической стороны готовности учащихся к трудовой деятельности и профессиональному самоопределению, их индивидуальных особенностей и качеств личности, можно сказать, что большинство учащихся проявляют личную направленность, то есть направленность на себя. Это говорит о том, что подростки изучают и сравнивают себя с другими людьми, сверстниками, взрослыми. Также многие учащиеся направлены на коллектив, что объясняется характерной для этого возраста потребностью в общении и самоутверждении в коллективе своих сверстников. Очевидна неуверенность большинства учащихся в своих силах и, в то же время, явно завышенный уровень притязаний в планируемой деятельности, в намерениях достигнуть чего-либо, так как подросток не знает меры своих сил, которые еще недостаточно крепки, чтобы быть взрослым, чтобы осуществлять свои далеко идущие планы. В этом и состоит внутренняя противоречивость подросткового возраста. Подросток, как формирующаяся личность испытывает двойственность: с одной стороны, он изучает себя, свой устанавливающийся внутренний мир, отмечает рост физических и духовных сил, а с другой - испытывает определенную неуверенность в себе и в своих силах, ему еще не хватает целеустремленности в реализации своих способностей.

1.5. Выводы по главе 1


В первой главе нашего исследования мы рассмотрели вопросы формирования психолого-педагогических проблем политехнического образования в курсе обучения технологии, выявили сущность понятий «политехнические основы» и «технологическая подготовка», разобрали и привели к общему знаменателю характеристику политехнических основ, а так же рассмотрели вопросы использования политехнических основ в технологии. Для полного рассмотрения проблемы, мы решили взять для примера применения политехнических основ в курсе обучения технологии учащихся 11 классов, и изучили их возрастные психолого-педагогические особенности.

ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИХ ОСНОВ В РАЗДЕЛЕ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ТКАНИ»

 

2.1. Роль и место политехнических основ в разделе


В процессе претворения в жизнь политехнического принципа в обучении школьников решается большой круг проблем. Политехническое образование в школе является одной из важнейших составных частей учебно-воспитательного процесса.

При изучении основ наук учащиеся должны ознакомиться в теории и на практике с основными научными принципами современного производства, особенностями общественных отношений.

Важнейшим элементам современной научно- технической революции является, как уже было указано, переход к кибернетическим системам управления, автоматизация производственных процессов. Автоматизация меняет функции человека, выполняемые им в производстве. Трудовая деятельность человека, постепенно освобождаясь от выполнения многих двигательных операций, переходит на более высокий уровень.

Все большее значение приобретают интеллектуальные, творческие способности личности. Школьное образование должно учитывать современные тенденции в развитии науки, техники, производства, показывая учащимся связь между преподаваемыми в школе основами знаний и их применением в народном хозяйстве.

В курсе технологии в средней школе на высоком научном уровне излагаются многие вопросы, необходимые для осуществления задач общего и политехнического образования. Функциональная природа политехнических знаний делает политехническое образование частью общего и профессионального: можно говорить об усилении политехнической направленности не только общего, но и профессионального образования. Из такого подхода вытекают два следствия. Первое – политехническое образование осуществляется в школе во всей системе учебно-воспитательного процесса. И второе – содержание его определяется содержанием общего образования.

Гармоничное развитие личности ученика предполагает воспитания молодого человека, способного успешно трудиться на самом современном производстве, умеющего видеть закономерности и перспективы общественного развития.

В условиях научно-технической революции меняются позиции человека в производственной деятельности. Рабочие новых специальностей сами определяют алгоритм действий, который связан с анализом сложных технических систем и требует развитого творческого мышления и самостоятельного пополнения своих знаний, что обусловлено постоянно меняющимися и все более совершенствующимися средствами труда. Указанные причины явились основанием для пересмотра требований к процессу обучения. На современном этапе в работе школы очень важно обеспечить развитие каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей; выработать умения глубоко анализировать явления; привить навыки самостоятельной работы и стремление получать новые знания. Развитие личности ученика, его мышления и творческих способностей рассматривается как предпосылка для творческого труда в период самостоятельной работы. Поэтому перед школой наряду с формированием системы знаний стоит задача развития творческой личности ученика.

Актуальной задачей для школы в настоящий момент является подготовка учащихся к жизни, труду, приобщение их к будущей профессии наряду с обеспечением высокого уровня общего и политехнического образования.

Залогом успешности и эффективности политехнического образования в процессе обучения технологии является системный подход к нему.

В соответствии с целями образовательной области "Технология" система обучения должна быть не дисциплинарно-ориентированной, а проектно-созидательной. Содержание обучения должно включать учащихся в процессы проектирования, конструирования, моделирования и исследования проектов деятельности. Необходимо обеспечить интегративную основу обучения и синтез знаний учащимися в процессе выполнения проектов. В основе учебного процесса должно лежать овладение способами приобретения знаний, а не просто их усвоение. Необходимо реализовать сочетание репродуктивного обучения (60-70% учебного времени) и развивающего обучения, в частности выполнения проектов (30-40% учебного времени).

Страницы: 1, 2, 3, 4