Показательно-степенные уравнения и неравенства
Решение.
По
определению логарифма имеем:
Основание
логарифма может быть:
1)
(дробное)
(-1, 0) – не удовлетворяет ОДЗ.
2)
Выполним
преобразования:
Прологарифмируем
первое уравнение системы по основанию х:
,
, ,
или
Пусть
, тогда
Д = (-)2 -4*1*(-2) = 9
или
: (х+1)
, где
;
1)
или
Решаем
биквадратное уравнение
Примем
, тогда получим
D
= 32 – 4*1*(-4) = 25
; или
а)
б)
; (не удовлетворяет ОДЗ)
-
решение системы уравнений.
2)
или
- (не удовлетворяет ОДЗ)
D
= (-1)2 -4*4*3 = -47 – корней нет.
Ответ:
. [ ]
Пример № 36
Решение
Для
любого х и
ОДЗ
этого уравнения состоит из всех х удовлетворяющих условию , т.е. ОДЗ есть
множество всех х из промежутка на этом множестве. Исходное уравнение
равносильно совокупности уравнений.
и
Решаем
ее.
принадлежат . Они и являются решениями
исходного уравнения.
Ответ:
.
Глава IV.
Решение показательно-степенных неравенств, план решения и примеры.
Неравенства вида (или меньше) при а(х)>0
и решаются на
основании свойств показательной функции: для 0 < а(х) < 1 при
сравнении f(x) и g(x) знак неравенства меняется, а
при а(х) > 1 – сохраняется.
Самый сложный
случай при а(х) < 0. Здесь можно дать только общее указание:
определить, при каких значениях х показатели f(x) и g(x) будут целыми числами, и
выбрать из них те, которые удовлетворяют условию
Наконец, если
исходное неравенство будет выполняться при а(х) = 0 или а(х) =
1 (например, когда неравенства нестрогие), то нужно рассмотреть и эти
случаи.
Пример 1.
Решить неравенство:
23x:+7 < 22x-1.
Решение.
Здесь основание
степени больше 1, поэтому, сравнивая показатели, запишем неравенство того же
смысла: Зх + 7 < 2х - 1. Решив это неравенство, получим х < - 8.
Ответ: -8.
Пример 2.
Решить неравенство:
Решение.
Так как 625 = 252=
, то заданное
неравенство можно записать в виде
Так как 0
< 0,04 < 1, то, сравнивая показатели, запишем неравенство
противоположного смысла 5х - х2 - 8 = -2. Имеем последовательно
,
,
,
.
Решив последнее неравенство, получим
2 х 3.
Таким образом множество решений
заданного неравенства есть отрезок [2; 3].
Ответ: [2; 3].
Пример 3.
Решим неравенство
0,57-Зх < 4.
Решение
Пользуясь тем, что
0,5 -2 = 4, перепишем заданное неравенство в виде
0,57-Зх < 0,5-2. Показательная функция y= 0,5x убывает (основание 0,5 меньше 1). Поэтому данное неравенство
равносильно неравенству 7 – Зх > - 2, откуда х < 3.
Ответ: ( — оо ; 3).
Пример 4.
Решим неравенство
Показательная
функция y = 6x возрастает. Поэтому данное неравенство равносильно неравенству х2
+ 2x > 3, решая которое,
получим: (-оо; -3)
и (1; оо).
Ответ: (-оо; -3) и (1; оо).
Пример 5.
Решим неравенство:
Сделаем замену , тогда и неравенство перепишется в виде , откуда . Следовательно,
решением данного неравенства являются числа х, удовлетворяющие
неравенствам , и
только такие числа. Но , , а функция убывает,
поскольку < 1. Поэтому решением
неравенств будут числа х, удовлетворяющие
неравенствам - 2 < х < 1.
Ответ: ( - 2; 1).
Пример 6.
Решение
1)
2 3 10
Изобразим на
числовом луче
Должны выполняться все три
неравенства, т.к. это система. Но при взятое не выполняется. Решений нет.
2)
Изобразим
на числовом луче
10
Если , то
-решение системы неравенств.
Остальные случаи не дают
решений, т.к. или 1 не
удовлетворяют условию, а при т.е. получаем отрицательные
числа с дробными показателями степени.
Ответ:
Пример 7
Решение
При , х = 2,5 или х
= -1
При или можно записать .
При второе неравенство не
выполняется. Система решений не имеет.
Изобразим на числовом луче решение системы
неравенств
-1
2,5 3
Система не имеет решений.
2)
Изобразим на числовом луче решение системы
неравенств
решение системы неравенств.
3) , - выражение имеет смысл тогда, когда х – 3
– целое число, чтобы показатель х – 3 был целым числом. Таким образом х
– целое число в промежутке (-1; 2,5) т.е. х может принимать значения
0,1,2.
Проверка:
При - верно.
При - верно.
При - верно.
4) , х2 = 2,5 и х1
= -1
При х = -1 – не имеет смысла
выражение 0-4.
При х = 2,5, 02,5 – не
имеет смысла.
5)
;
При ; - верно.
При ; - верно.
Ответ: или .
Глава V. Опыт
проведения занятий со школьниками
по данной теме.
Анализируя
опыт проведения занятий по решению показательно-степенных уравнений и
неравенств с учащимися в старших классах я пришла к выводу, что недостаточно
времени уделяется на решения заданий и упражнений по данной теме. Всего в
школьном курсе на изучение математики отводится 850 часов, из них на решение
всех уравнений и неравенств всего лишь 12% учебного времени, а на решение
показательно-степенных уравнений и неравенств вообще ничтожное количество
часов. Однако, используя факультативные занятия в старших классах, кружковую
работу, элективные курсы можно значительно увеличить возможность учащихся
реализовать себя, усилить их подготовку к выпускным и вступительным экзаменам.
Проводя
занятия с учащимися я стараюсь больше внимания уделять решению конкретных
заданий и упражнений, на основе чего строю алгоритм решения и создаю модель
решения заданий одного вида или похожих между собой
Задачи для самостоятельного решения.
Решить
уравнения.
1.
Ответ:
.
2.
Ответ:
2.
3.
Ответ:
7; 14.
4.
Ответ:
.
5.
Найдите произведение корней уравнения
Ответ:
.
6.
Ответ:
.
7.
Ответ:
.
8.
Ответ:
.
9.
Ответ:
10.
Ответ:
.
11.
Ответ:
2; 3; 4; 11.
12.
Ответ:
.
13.
Ответ:
.
14.
Ответ:
-2; 0; 2.
15.
Ответ:
1; 4; 5.
16.
Ответ:
нет решений.
17.
Ответ:
1; 10; 10-3.
18.
Ответ:
1; 8.
19.
Ответ:
-1; 1; 2.
20.
Ответ:
.
21.
Ответ:
2; 10-1; 10-3.
22.
Ответ:
0; 3.
23.
Ответ:
0.
24.
Ответ:
.
25.
Ответ:
.
26.
Ответ:
.
27.
Ответ:
.
28.
Ответ:
.
29.
Ответ:
.
30.
Ответ:
.
31.
Ответ: .
32.
Ответ: .
33.
Ответ:
.
34. Ответ: 0; 1.
35.
Ответ:
1; 3.
36.
Ответ:
0; 1; 5.
37.
Ответ:
0; 5; 4.
38.
Ответ:
.
39.
Ответ:
.
40.
Ответ:
.
41.
Ответ:
.
42.
Ответ:
.
43.
Ответ:
1; 0,1; 0,01.
44.
45.
Ответ:
-2; -1; 3.
46.
Ответ:
-2; 0,6.
47.
Ответ:
.
48.
Ответ:
-4; -3,5; -2; -1.
49.
Ответ:
-0,2; 0,5; 1; 3.
50.
Ответ:
-2; 0,6.
Решить
системы уравнений
1.
Ответ:
.
2.
Ответ:
(5;-1).
3.
Ответ:
.
4.
Ответ:
.
5.
Ответ:
.
6.
Ответ:
.
7.
Ответ:
.
8.
Ответ:
.
9.
Ответ:
.
10.
Ответ:
.
11.
Ответ:
.
12.
Ответ:
.
13.
Ответ:
.
14.
15.
16.
17.
Ответ:
.
18.
Ответ:
.
19.
Ответ:
.
20.
Ответ:
.
21.
Ответ:
.
22.
Ответ:
.
23.
Ответ: .
Решить
неравенства.
1.
Ответ:
если , то если то .
2.
Ответ: .
3.
Ответ:
.
4.
Ответ:
.
5.
Ответ:
.
6.
Ответ:
.
7.
Ответ:
.
8.
Ответ: .
9.
Ответ:
.
10.
Ответ:
.
11.
Ответ:
.
12.
Ответ: .
13.
Ответ: .
14.
Ответ: .
15.
Ответ: .
16.
Ответ: .
17.
Ответ: .
18.
Ответ:
.
19.
Ответ:
.
20.
Ответ:
.
21.
Ответ:
.
Заключение.
Подводя
итоги данного дипломного исследования, можно сделать следующие выводы:
1.
Показательно-степенные уравнения и неравенства
представляют интерес для их изучения и использования в курсах школьной
математики и элементарной математики в ВУЗе. Между тем, почти во всех пособиях
они, если и рассматриваются, то не полно или не точно.
2.
Для этого вида уравнений и неравенств может
быть предложен алгоритм решения. Наибольшие трудности могут встретиться при
решении показательно-степенных уравнений и неравенств в случае, когда основание
степени отрицательно.
3.
Проведенные по теме: «Показательно-степенные
уравнения и неравенства» на уроках и факультативных занятия в школе показали
доступность этой темы для учеников, интересующихся математикой. Для таких
занятий изготовлен задачник, содержащий более 70 показательно-степенных
уравнений и неравенств.
Мое
предложение – больше уделять времени решению показательно-степенных уравнений и
неравенств, т.к. это поможет учащимся успешно сдать ЕГЭ и вступительные
экзамены в ВУЗы.
Материал,
приведенный в данной работе может служить методическим пособием в работе с
учащимися на уроках и факультативах.
Список используемой литературы.
1.
Авербух Б.Г., Рубинштейн А.И. Об определении
степени и решении уравнений и неравенств, содержащих показательно степенную
функцию.//Математика в школе. – 1996.-№2.-с.29-33.
2.
Алгебра и начала анализа: Учебник для 10-11
классов общеобразовательных учреждений: Колмагоров А.Н., Абрамов А.М., Дудинцын
Ю.П. и др.; Под редакцией Колмагорова А.Н. – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2002.
3.
Белоненко Т.В., Васильев А.Е., Васильева Н.И.,
Крымская .Д. Сборник конкурсных задач по математике. – СПб.: Спецлитература,
1997.
4.
Василенко Ю.К. Тождества, уравнения,
неравенства: Пособие для повышения квалификации учителей математики. –
Белаидит. Белгород, 2003.
5.
Василюк Л.И., Куваева Л.А. Математика для
абитуриентов: Справочник в экзаменационных вопросах и ответах. – Мн. Амалфея,
1999.
6.
Давыденко И.О. Пособие по математике. Для
поступающих в высшие учебные заведения (с анализом ошибок абитуриентов).- 2-е
изд. – Томск,из-во Томского университета, 1973.
7.
Дорофеев Г.В., Потапов М.К., Розов Н.Х.
Математика для поступающих в ВУЗы. – М.: Дрофа, 2000.
8.
Дудинцын Ю.П., Смирнова В.К. Содержание и
анализ письменных экзаменационных работ по алгебре и началам анализа: Пособие
для учителя. – М.: Просвещение, 1995.
9.
Единый государственный экзамен: Математика:
Контрольно-измерительные материалы./ Денищева Л.О., Бойченко Е.М., Глазков6 под
редакцией Ковалевой Г.С; М-во образования Российской Федерацию – М.:
Просвещение, 2003.
10.
Крамор В.С. Повторяем и систематизируем
школьный курс алгебры и начал анализа. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 1993.
11.
Кутасов А.Д., Пиголкина Т.С., Чехлов В.И.,
Яковлева Т.Х.; под редакцией Яковлева Г.Н.. Пособие по математике для
поступающих в ВУЗы.- 2-е изд.- М.: Наука, 1985.
12.
Математика. Методические указания по подготовке
к вступительным экзаменам./ СПбГИТМО. – СПб., 2000.
13.
Нараленков М.И. Вступительные экзамены по
математике. Алгебра: как решать задачи: Учебно-практическое пособие. – М.:
Экзамен, 2003.
14.
Норин А.В. Сборник задач по математике для
поступающих в ВУЗы: Учебное пособие. – Спб.: Питер, 2003.
15.
Потапов М.К., Олейник С.Н., Нестеренко Ю.В.
Конкурсные задачи по математике: Справочное пособие. – 2-е изд. – М.: Физмалит,
2001.
16.
Потапов М.К., Александров А.В., Пасиченко П.И.
Алгебра и начала анализа. Современный курс для поступающих в ВУЗы. – М.:
Экзамен, 1998.
17.
Сборник задач по математике для поступающих в
ВУЗы./ Под ред. Проф. Прилепко А.И. – М.: Высшая школа, 1983.
18.
Симонов А.Я., Бакаев Д.С., Элельман А.Г.
Система тренировочных задач и упражнений по математике. – М.: Просвещение,
1991.
19.
Сканави М.И. Сборник задач по математике для
поступающих в ВУЗы. - М.: Просвещение, 1988.
20.
Цыпкин А.Г., Пинский А.И. Справочник пособие по
методам решения задач по математике для средней школы. – М.: Наука. ГРФМЛ,
1984.
21.
Черкасов О.Ю., Якушев А.Г. Математика.
Интенсивный курс подготовки к экзаменам. – М.: Рольф, 1997.
22.
Шарыгин И.Ф. Математика. Для поступающих в
ВУЗы: Учебное пособие. – 4-е изд. –М.: Дрофа, 2002.
23.
Шарыгин И.Ф., Голубев В.И. Решение задач:
Учебное пособие для 11 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.:
Просвещение, 1995.
24.
Шахно К.У. Сборник задач по элементарной
математике повышенной трудности: Высшая школа, 1967.
25.
Якушева Е.В., Попов А.В., Черкасов О.Ю., Якушев
А.Г. Экзаменационные вопросы и ответы. Алгебра и начало анализа 9 и 11
выпускные классы: Учебное пособие.- М.: АСТ-Пресс, 2000.
Страницы: 1, 2, 3
|