бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Показательно-степенные уравнения и неравенства бесплатно рефераты

Показательно-степенные уравнения и неравенства

белгородский государственный университет



КАФЕДРА алгебры, теории чисел и геометрии






Тема работы: Показательно-степенные уравнения и неравенства.




Дипломная работа студента физико-математического факультета

 



Научный руководитель:


______________________________

Рецензент : _______________________________

________________________






Белгород. 2006 г.

Содержание.


Введение

3

Тема I.

Анализ литературы по теме исследования.


Тема II.

Функции и их свойства, используемые при решении показательно-степенных уравнений и неравенств.


I.1.

Степенная функция и ее свойства.


I.2.

Показательная функция и ее свойства.


Тема III.

Решение показательно-степенных уравнений, алгоритм и примеры.


Тема IV.

Решение показательно-степенных неравенств, план решения и примеры.


Тема V.

Опыт проведения занятий со школьниками по теме: «Решение показательно-степенных уравнений и неравенств».


 

V.1.

Обучающий материал.


 

V.2.

Задачи для самостоятельного решения.


Заключение.

Выводы и предложения.


Список используемой литературы.


Приложения


Введение.

«…радость видеть и понимать…»

А.Эйнштейн.


В этой работе я попыталась передать свой опыт работы учителем математики, передать хоть в какой-то степени свое отношение к ее преподаванию — человеческому делу, в котором удивительным образом переплетаются и математическая наука, и педагогика, и дидактика, и психология, и даже философия.

Мне довелось работать с малышами и выпускниками, с детьми, стоящими на полюсах интеллектуального развития: теми, кто со­стоял на учете у психиатра и кто действительно интересовался математикой

Мне довелось решать множество методических задач. Я попы­таюсь рассказать о тех из них, которые мне удалось решить. Но еще больше — не удалось, да и в тех, что вроде бы решены, появ­ляются новые вопросы.

Но еще важнее самого опыта — учительские размышления и сомнения: а почему он именно такой, этот опыт?

И лето нынче на дворе иное, и разворот образования стал поинтереснее. «Под юпи­терами» нынче не поиски мифической оптимальной системы обучения «всех и всему», а сам ребенок. Но тогда — с необходи­мостью — и учитель.

В школьном курсе алгебры и начал анализа, 10 – 11 класс, при сдаче ЕГЭ за курс средней школы и на вступительных экзаменах в ВУЗы встречаются уравнения и неравенства, содержащее неизвестное в основании и показатели степени – это показательно-степенные уравнения и неравенства.

В школе им мало уделяется внимания, в учебниках практически нет заданий на эту тему. Однако, овладение методикой их решения, мне кажется, очень полезным: оно повышает умственные и творческие способности учащихся, перед нами открываются совершенно новые горизонты. При решении задач ученики приобретают первые навыки исследовательской работы, обогащается их математическая культура, развиваются способности к логическому мышлению. У школьников формируются такие качества личности как целеустремленность, целеполагание, самостоятельность, которые будут полезны им в дальнейшей жизни. А также происходит повторение, расширение и глубокое усвоение учебного материала.

Работать над данной темой дипломного исследования я начала еще с написания курсовой. В ходе, которой я глубже изучила и проанализировала математическую литературу по этой теме, выявила наиболее подходящий метод решения показательно-степенных уравнений и неравенств.

Он заключается в том, что помимо общепринятого подхода при решении показательно-степенных уравнений (основание берется больше 0) и при решении тех же неравенств (основание берется больше 1 или больше 0, но меньше 1), рассматриваются еще и случаи, когда основания отрицательны, равны 0 и 1.

Анализ письменных экзаменационных работ учащихся показывает, что неосвещенность вопроса об отрицательном значении аргумента показательно-степенной функции в школьных учебниках, вызывает у них ряд трудностей и ведет к появлению ошибок. А также у них возникают проблемы на этапе систематизации полученных результатов, где могут в силу перехода к уравнению – следствию или неравенству – следствию, появиться посторонние корни. С целью устранения ошибок мы используем проверку по исходному уравнению или неравенству и алгоритм решения показательно-степенных уравнений, либо план решения показательно-степенных неравенств.

Чтобы учащиеся смогли успешно сдать выпускные и вступительные экзамены, я считаю, необходимо уделять больше внимания решению показательно-степенных уравнений и неравенств на учебных занятиях, либо дополнительно на факультативах и кружках.

Таким образом тема, моей дипломной работы определена следующим образом: «Показательно-степенные уравнения и неравенства».

Целями настоящей работы являются:

1.                      Проанализировать литературу по данной теме.

2.                      Дать полный анализ решения показательно-степенных уравнений и неравенств.

3.                      Привести достаточное число примеров по данной теме разнообразных типов.

4.                      Проверить на урочных, факультативных и кружковых занятиях как будет восприниматься предлагаемые приемы решения показательно-степенных уравнений и неравенств. Дать соответствующие рекомендации к изучению этой темы.

Предметом нашего исследования является разработка методики решения показательно-степенных уравнений и неравенств.

Цель и предмет исследования потребовали решения следующих задач:

1.                      Изучить литературу по теме: «Показательно-степенные уравнения и неравенства».

2.                      Овладеть методиками решения показательно-степенных уравнений и неравенств.

3.                      Подобрать обучающий материал и разработать систему упражнений разных уровней по теме: «Решение показательно-степенных уравнений и неравенств».

В ходе дипломного исследования было проанализировано более 20 работ, посвященных применению различных методов решения показательно-степенных уравнений и неравенств. Отсюда получаем.

План дипломной работы:

Введение.

Глава I. Анализ литературы по теме исследования.

Глава II. Функции и их свойства,  используемые при решении показательно-степенных уравнений и неравенств.

II.1. Степенная функция и ее свойства.

II.2. Показательная функция и ее свойства.

Глава III. Решение показательно-степенных уравнений, алгоритм и примеры.

Глава IV. Решение показательно-степенных неравенств, план решения и примеры.

Глава V. Опыт проведения занятий со школьниками по данной теме.

1.  Обучающий материал.

2.  Задачи для самостоятельного решения.

Заключение. Выводы и предложения.

Список использованной литературы.

В I главе проанализирована литература по теме: «Решения показательно-степенных уравнений и неравенств».

В II главе теоретические сведения о степенной и показательной функциях и применение их свойств при решении показательно-степенных уравнений и неравенств, выявляются недостатки в понимании учащимися  отрицательного аргумента показательно-степенной функции.

В III главе «Решение показательно-степенных уравнений, алгоритм и примеры» приведен полный анализ решения показательно-степенных уравнений, рассмотрен алгоритм решения показательно-степенных уравнений и примеры, и примеры в которых он применяется.

В IV главе «Решение показательно-степенных неравенств, план решения и примеры» приведен полный анализ решения показательно-степенных неравенств и рассмотрен  план решения показательно-степенных неравенств и примеры, в которых он применяется.

В V главе рассматривается методика обучения учащихся решению показательно-степенных уравнений и неравенств, приведен обучающий материал, разработана система заданий с учетом разного уровня сложности, которая содержит в себе задания используемые на уроке, задания для самостоятельного решения.

Глава II. Функции и их свойства, используемые при решении показательно-степенных уравнений и неравенств.


Для решения показательно-степенных уравнений и неравенств необходимо знать свойства показательной и степенной функции и уметь ими пользоваться. В этой главе мы рассмотрим данный вопрос.

II.1. Степенная функция и ее свойства.

 

Степенная функция с натуральным показателем. Функ­ция у = хn, где n натуральное число, называется степен­ной функцией с натуральным показателем. При  n = 1 получаем функцию у = х, ее свойства:

Прямая  пропорциональность. Прямой  пропорциональ­ностью называется функция, заданная формулой у = kxn, где число   k   называется   коэффициентом   пропорциональ­ности.

Перечислим свойства функции у = kx.

1)   Область определения функции — множество всех действительных чисел.

2)   y = kx — нечетная    функция    (f( — х) = k ( — х)= — kx = -k(х)).

3)      При   k > 0   функция  возрастает,  а   при   k < 0 убывает на всей числовой   прямой.

Гра­фик (прямая) изображен на рисунке II.1.




Рис. II.1.

При n=2 получаем функцию y = х2, ее свойства:

Функция у —х2. Перечислим свойства функции у = х2.

1)   Область определения функции — вся числовая прямая.

2)   у = х2— четная функция (f( — х) = ( — x)2 = x2 = f (х)).

3)   На промежутке [0;   +   οο) функция возрастает.

В самом  деле, если , то , а это и означает возрастание функции.

4)      На промежутке (—оо; 0] функция убывает.

В  самом   доле,   если  ,то   — х1 > — х2 > 0,   а  потому 

(—х1)2> ( — х2)2, т. е.  , а это и означает убывание функции.

Графиком  функции  y=х2  является  парабола. Этот график изображен на рисунке II.2.






Рис. II.2.

При n = 3 полу­чаем функцию у = х3, ее свойства:

1)   Область определения функции — вся числовая прямая.

2)   y = х3 — нечетная     функция     (f ( — х) = { — x)2 = — х3 = — f (x)).

3) Функция   y = x3   возрастает   на   всей   числовой   прямой. График функции y = x3   изображен на рисунке. Он на­зывается кубической параболой.

График (кубическая парабола) изображен на рисунке II.3.







Рис. II.3.

Пусть n— произвольное четное натуральное число, большее двух:

n = 4, 6, 8,... . В этом случае функция у = хn обладает теми же свойствами, что и функция  у = х2. График такой функ­ции напоминает параболу  у = х2, только ветви графика при |n| >1 тем круче идут вверх, чем больше n, а при тем «теснее прижимаются» к оси х, чем больше n.

Пусть n — произвольное нечетное число, большее трех: n = = 5, 7, 9, ... . В этом случае функция у = хn обладает теми же свойствами, что и функция у = х3. График такой функции на­поминает кубическую параболу (только ветви графика тем круче идут вверх, вниз, чем больше n. Отметим также, что на промежутке (0; 1) график степенной функции у = хn тем медленнее отдаляется от оси х с ростом х, чем больше n.

Степенная функция с целым отрицательным показа­телем. Рассмотрим функцию у = х-n, где n — натуральное чис­ло.  При  n = 1  получаем  у = х-n   или  у =  Свойства  этой функции:

График (гипербола) изоб­ражен на рисунке II.4.

Пусть n — нечетное число, большее единицы,

n = 3, 5, 7, ... . В этом случае функция у = х-n обладает в основном теми же свойствами, что и функция у = График функции у = х-n (n = 3, 5, 7, ...) напоминает

Рис. II.4.

график функции у =. Пусть n — четное число, например п = 2. Перечислим не­которые свойства функции  у = х-2, т. е. функции y = .

1)   Функция определена при всех  х0.

2)   y =  четная функция.

3)   y =  убывает  на  (0; +оо)  и  возрастает  на  (—оо;0).

Теми же свойствами обладают любые функции вида y = х-n при четном n, большем двух.

График функции у =  изображен на рисунке. Ана­логичный вид имеет график функции , если n = 4, 6, ... .

Функции вида , ,  обладают теми же свойствами, как и функция .

Степенная функция с положительным дробным показа­телем. Рассмотрим функцию у = хr, где r — положительная несократимая   дробь.   Перечислим   некоторые   свойства   этой функции.

1)   Область определения — луч [0; + оо).

2)   Функция ни четная, ни нечетная.

3)   Функция у = хr возрастает на [0; +оо).

Рис. II.5.

Страницы: 1, 2, 3