Показательно-степенные уравнения и неравенства
Показательно-степенные уравнения и неравенства
белгородский
государственный университет
КАФЕДРА алгебры, теории чисел и
геометрии
Тема работы: Показательно-степенные
уравнения и неравенства.
Дипломная работа
студента физико-математического факультета
Научный руководитель:
______________________________
Рецензент : _______________________________
________________________
Белгород. 2006 г.
Содержание.
Введение
|
3
|
Тема
I.
|
Анализ
литературы по теме исследования.
|
|
Тема
II.
|
Функции
и их свойства, используемые при решении показательно-степенных уравнений и
неравенств.
|
|
I.1.
|
Степенная
функция и ее свойства.
|
|
I.2.
|
Показательная
функция и ее свойства.
|
|
Тема
III.
|
Решение
показательно-степенных уравнений, алгоритм и примеры.
|
|
Тема
IV.
|
Решение
показательно-степенных неравенств, план решения и примеры.
|
|
Тема
V.
|
Опыт
проведения занятий со школьниками по теме: «Решение показательно-степенных
уравнений и неравенств».
|
|
|
V.1.
|
Обучающий
материал.
|
|
|
V.2.
|
Задачи
для самостоятельного решения.
|
|
Заключение.
|
Выводы и предложения.
|
|
Список
используемой литературы.
|
|
Приложения
|
|
Введение.
«…радость видеть и понимать…»
А.Эйнштейн.
В этой работе я попыталась передать
свой опыт работы учителем математики, передать хоть в какой-то степени свое
отношение к ее преподаванию — человеческому делу, в котором удивительным
образом переплетаются и математическая наука, и педагогика, и дидактика, и
психология, и даже философия.
Мне довелось
работать с малышами и выпускниками, с детьми, стоящими на полюсах
интеллектуального развития: теми, кто состоял на учете у психиатра и кто
действительно интересовался математикой
Мне довелось
решать множество методических задач. Я попытаюсь рассказать о тех из них,
которые мне удалось решить. Но еще больше — не удалось, да и в тех, что вроде
бы решены, появляются новые вопросы.
Но еще важнее
самого опыта — учительские размышления и сомнения: а почему он именно такой,
этот опыт?
И лето нынче на дворе иное, и
разворот образования стал поинтереснее. «Под юпитерами» нынче не поиски мифической
оптимальной системы обучения «всех и всему», а сам ребенок. Но тогда — с
необходимостью — и учитель.
В
школьном курсе алгебры и начал анализа, 10 – 11 класс, при сдаче ЕГЭ за курс
средней школы и на вступительных экзаменах в ВУЗы встречаются уравнения и
неравенства, содержащее неизвестное в основании и показатели степени – это
показательно-степенные уравнения и неравенства.
В
школе им мало уделяется внимания, в учебниках практически нет заданий на эту
тему. Однако, овладение методикой их решения, мне кажется, очень полезным: оно
повышает умственные и творческие способности учащихся, перед нами открываются
совершенно новые горизонты. При решении задач ученики приобретают первые навыки
исследовательской работы, обогащается их математическая культура, развиваются
способности к логическому мышлению. У школьников формируются такие качества
личности как целеустремленность, целеполагание, самостоятельность, которые
будут полезны им в дальнейшей жизни. А также происходит повторение, расширение
и глубокое усвоение учебного материала.
Работать
над данной темой дипломного исследования я начала еще с написания курсовой. В
ходе, которой я глубже изучила и проанализировала математическую литературу по
этой теме, выявила наиболее подходящий метод решения показательно-степенных
уравнений и неравенств.
Он
заключается в том, что помимо общепринятого подхода при решении
показательно-степенных уравнений (основание берется больше 0) и при решении тех
же неравенств (основание берется больше 1 или больше 0, но меньше 1),
рассматриваются еще и случаи, когда основания отрицательны, равны 0 и 1.
Анализ
письменных экзаменационных работ учащихся показывает, что неосвещенность
вопроса об отрицательном значении аргумента показательно-степенной функции в
школьных учебниках, вызывает у них ряд трудностей и ведет к появлению ошибок. А
также у них возникают проблемы на этапе систематизации полученных результатов,
где могут в силу перехода к уравнению – следствию или неравенству – следствию,
появиться посторонние корни. С целью устранения ошибок мы используем проверку
по исходному уравнению или неравенству и алгоритм решения
показательно-степенных уравнений, либо план решения показательно-степенных
неравенств.
Чтобы
учащиеся смогли успешно сдать выпускные и вступительные экзамены, я считаю,
необходимо уделять больше внимания решению показательно-степенных уравнений и
неравенств на учебных занятиях, либо дополнительно на факультативах и кружках.
Таким
образом тема, моей дипломной работы определена следующим образом:
«Показательно-степенные уравнения и неравенства».
Целями настоящей работы являются:
1.
Проанализировать литературу по данной теме.
2.
Дать полный анализ решения
показательно-степенных уравнений и неравенств.
3.
Привести достаточное число примеров по данной
теме разнообразных типов.
4.
Проверить на урочных, факультативных и кружковых
занятиях как будет восприниматься предлагаемые приемы решения
показательно-степенных уравнений и неравенств. Дать соответствующие
рекомендации к изучению этой темы.
Предметом нашего исследования является
разработка методики решения показательно-степенных уравнений и неравенств.
Цель
и предмет исследования потребовали решения следующих задач:
1.
Изучить литературу по теме:
«Показательно-степенные уравнения и неравенства».
2.
Овладеть методиками решения
показательно-степенных уравнений и неравенств.
3.
Подобрать обучающий материал и разработать
систему упражнений разных уровней по теме: «Решение показательно-степенных
уравнений и неравенств».
В
ходе дипломного исследования было проанализировано более 20 работ, посвященных
применению различных методов решения показательно-степенных уравнений и
неравенств. Отсюда получаем.
План дипломной работы:
Введение.
Глава
I.
Анализ литературы по теме исследования.
Глава
II.
Функции и их свойства, используемые при решении показательно-степенных
уравнений и неравенств.
II.1.
Степенная функция и ее свойства.
II.2.
Показательная функция и ее свойства.
Глава
III.
Решение показательно-степенных уравнений, алгоритм и примеры.
Глава
IV.
Решение показательно-степенных неравенств, план решения и примеры.
Глава
V.
Опыт проведения занятий со школьниками по данной теме.
1.
Обучающий материал.
2.
Задачи для самостоятельного решения.
Заключение.
Выводы и предложения.
Список
использованной литературы.
В
I
главе проанализирована литература по теме: «Решения показательно-степенных
уравнений и неравенств».
В
II
главе теоретические сведения о степенной и показательной функциях и применение
их свойств при решении показательно-степенных уравнений и неравенств,
выявляются недостатки в понимании учащимися отрицательного аргумента
показательно-степенной функции.
В
III
главе «Решение показательно-степенных уравнений, алгоритм и примеры» приведен
полный анализ решения показательно-степенных уравнений, рассмотрен алгоритм
решения показательно-степенных уравнений и примеры, и примеры в которых он
применяется.
В
IV
главе «Решение показательно-степенных неравенств, план решения и примеры»
приведен полный анализ решения показательно-степенных неравенств и рассмотрен
план решения показательно-степенных неравенств и примеры, в которых он
применяется.
В
V
главе рассматривается методика обучения учащихся решению показательно-степенных
уравнений и неравенств, приведен обучающий материал, разработана система
заданий с учетом разного уровня сложности, которая содержит в себе задания
используемые на уроке, задания для самостоятельного решения.
Глава II. Функции и их свойства, используемые при решении
показательно-степенных уравнений и неравенств.
Для решения
показательно-степенных уравнений и неравенств необходимо знать свойства
показательной и степенной функции и уметь ими пользоваться. В этой главе мы
рассмотрим данный вопрос.
II.1. Степенная функция и ее свойства.
Степенная функция с натуральным показателем. Функция у = хn, где n — натуральное число, называется степенной функцией с натуральным
показателем. При n = 1 получаем функцию у = х, ее
свойства:
Прямая
пропорциональность. Прямой пропорциональностью
называется функция, заданная формулой у = kxn, где число k называется коэффициентом
пропорциональности.
Перечислим свойства функции у
= kx.
1) Область определения функции — множество всех действительных чисел.
2) y = kx — нечетная функция (f( — х) = k ( — х)= — kx = -k(х)).
3) При k > 0 функция
возрастает, а при k < 0 убывает на всей числовой прямой.
График (прямая) изображен на
рисунке II.1.
Рис. II.1.
При n=2 получаем функцию y = х2, ее
свойства:
Функция у —х2.
Перечислим свойства функции у = х2.
1) Область определения функции — вся числовая прямая.
2) у = х2— четная
функция (f( — х) = ( — x)2 = x2 = f (х)).
3) На промежутке [0; + οο) функция возрастает.
В самом деле,
если , то , а это и означает
возрастание функции.
4) На промежутке (—оо; 0] функция убывает.
В самом доле,
если ,то —
х1 > — х2 > 0, а потому
(—х1)2> ( — х2)2, т. е. ,
а это и означает убывание функции.
Графиком
функции y=х2 является парабола.
Этот график изображен на рисунке II.2.
Рис. II.2.
При n = 3 получаем функцию у = х3, ее
свойства:
1) Область определения функции — вся числовая прямая.
2) y = х3 — нечетная
функция (f ( — х) = { — x)2 = — х3 = — f (x)).
3) Функция y = x3 возрастает на всей числовой прямой. График функции y = x3 изображен на рисунке. Он называется кубической параболой.
График (кубическая парабола)
изображен на рисунке II.3.
Рис. II.3.
Пусть n— произвольное четное
натуральное число, большее двух:
n = 4, 6, 8,... . В этом случае функция у = хn обладает теми же
свойствами, что и функция у = х2. График такой функции
напоминает параболу у = х2, только ветви графика при |n| >1 тем круче идут вверх, чем больше n, а при тем «теснее прижимаются» к оси х, чем больше n.
Пусть n — произвольное нечетное число, большее трех: n = = 5, 7, 9, ... . В этом случае функция у = хn обладает теми же свойствами, что и функция у = х3.
График такой функции напоминает кубическую параболу (только ветви графика тем
круче идут вверх, вниз, чем больше n. Отметим также, что на
промежутке (0; 1) график степенной функции у = хn тем медленнее отдаляется от оси х с ростом х,
чем больше n.
Степенная функция с целым отрицательным показателем. Рассмотрим функцию у = х-n, где n — натуральное число. При n = 1 получаем у = х-n или у = Свойства этой функции:
График
(гипербола) изображен на рисунке II.4.
Пусть n — нечетное число, большее
единицы,
n = 3, 5, 7, ... . В этом
случае функция у = х-n обладает в основном теми же свойствами, что и функция у = График функции у
= х-n (n = 3, 5, 7, ...) напоминает
Рис. II.4.
график функции у =. Пусть n — четное число, например п = 2. Перечислим некоторые
свойства функции у = х-2, т. е. функции y = .
1) Функция определена при всех х0.
2) y = четная функция.
3) y = убывает на (0; +оо)
и возрастает на (—оо;0).
Теми же свойствами обладают любые
функции вида y = х-n при четном n, большем двух.
График функции у = изображен на рисунке. Аналогичный
вид имеет график функции ,
если n = 4, 6, ... .
Функции вида , , обладают теми же свойствами, как и функция .
Степенная функция с положительным дробным показателем. Рассмотрим функцию у = хr, где r — положительная
несократимая дробь. Перечислим некоторые свойства этой
функции.
1) Область определения — луч [0; + оо).
2) Функция ни четная, ни нечетная.
3) Функция у = хr возрастает на [0; +оо).
Рис. II.5.
Страницы: 1, 2, 3
|