бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Показательно-степенные уравнения и неравенства бесплатно рефераты

На рисунке II.5. изображен график функции Он заключен между графиками функций у = х2 и  у = х3, заданных на промежутке [0; + оо).

Подобный вид имеет график любой функции вида у = хr, где .

На том же рисунке изображен график функции . Подоб­ный вид имеет график любой степенной функции у = хr, где .

Степенная функция с отрицательным дробным пока­зателем. Рассмотрим функцию у = х-r, где r — положительная несократимая   дробь.    Перечислим   свойства   этой   функции.

1)   Область определения — промежуток (0; + оо).

2)   Функция ни четная, ни нечетная.

3)   Функция  у = х-r убывает на (0; +оо).

Построим для  примера  график  функции  у — х таблицу значений функции:

Нанесем полученные точки на координатную плоскость и соединим их плавной кривой (см. рис. II.6.).

 Подобный вид имеет график любой функции

у = хr, где r — отрицательная дробь.


        Рис. II.6.

II. 2. Показательная функция и ее свойства.


Функция, заданная формулой вида у = ах, где а — некоторое положительное число, не равное единице, называется показатель­ной.

1. Функция у = ах при а>1  обладает следующими свойст­вами (см. рис. II.7.):

а)       область  определения — множество всех  действительных чисел;

б)      множество   значений — множество   всех   положительных чисел;



Рис. II.7.

в)      функция возрастает;

г)       при х = 0 значение функции равно 1;

д)      если x > 0, то аx > 1;

е)       если х < 0, то 0 < ах < 1.

3.       Функция у = ах при 0<а< 1 обладает следующими свойст­вами (см. рис. II.8.):

а)       область определения D(f)=R;

б)      множество значений E(f)=R+;

в)      функция убывает;

г)       при х = 0 значение функции равно 1;

д)      если х > 0, то 0 < ах < 1;

е)       если х < 0, то ах > 1.

Рис. II.8.



Глава III. Решение показательно-степенных уравнений, алгоритмы и примеры.


Так  называются уравнения  вида ,  где неизвестное находится и в показателе и в основании степени.

Можно указать совершенно четкий алгоритм решения уравнении вида . Для этого надо обратить внимание на то, что при а(х) не равном нулю, единице и минус единице равенство степеней с одинаковыми основаниями (будь-то положительными или отрицательными) возможно лишь при условии равенства показателей То - есть все корни уравнения  будут корнями уравнения f(x) = g(x) Обратное же утверждение неверно, при а(х) < 0 и дробных значениях f(x) и g(x) выражения а(х) f(x)  и

а(х)g(x) теряют смысл. То - есть при переходе от к f(x) = g(x) (при и  могут появиться посторонние корни, которые нужно исключить проверкой по исходному уравнению. А случаи а = 0, а = 1, а =-1 надо рассмотреть отдельно.

Итак, для полного решения уравнения  рассматриваем случаи:

1.   а(х) = О . Если при значении х, удовлетворяющем этому уравнению,  f(x) и g{x) будут положительными числами, то это решение. В противном случае, нет

2.   а(х) = 1. Корни этого уравнения являются корнями и исходного уравнения.

3.   а(х) = -1. Если при значении х, удовлетворяющем этому уравнению, f(x) и g(x) являются целыми числами одинаковой четности (либо оба четные, либо оба нечетные) , то это решение. В противном случае, нет

4.   При  и  решаем уравнение f(x)= g(x) и подстановкой полученных результатов в исходное уравнение отсекаем посторонние корни.

Примеры решения показательно-степенных уравнений.


Пример №1.

Решение

1) x – 3 = 0, x = 3. т.к. 3 > 0, и  32 > 0, то x1 = 3  - это решение.

2) x – 3 = 1, x2 = 4.

3) x – 3 = -1, x = 2. Оба показателя четные. Это решение x3 = 1.

4) x – 3 ≠ 0 и x ≠ ± 1. x = x2, x = 0 или x = 1. При x = 0, (-3)0 = (-3)0 –верно это решение x4 = 0. При x = 1, (-2)1 = (-2)1 – верно это решение x5 = 1.

Ответ: 0, 1, 2, 3, 4.


Пример №2.

Решение

По определению арифметического квадратного корня: x – 1 ≥ 0, x ≥ 1.

1) x – 1 = 0 или  x = 1,  = 0, 00  это не решение.

2) x – 1 = 1         x 1 = 2.

3) x – 1 = -1         x 2 = 0 не подходит в ОДЗ.

4)  =

               

      

      

      

       Д = (-2) – 4*1*5 = 4 – 20 = -16 – корней нет.

Ответ: 2.


Пример №3.

Решение

1)  =  0  решения нет, т.к. 0 в любой степени не равен 1.

2)  ≠  0  т.е. . Тогда можем записать:

   

3)  =  1.     =  0   

     и

4)  =  -1  х = 0 или х = 1. При х = 0    =  -1. (-1)-1 ≠ (-1)0. Это не решение.  При х = 1   (-1)0 = (-1)0. Это  решение х3 = 1. 

5)  ≠  0 и  ≠  ±1    имеем  =  0,    =  -1    или

     =  1. Эти корни уже учтены.

Ответ: -1, 1, 2.


Пример №4.

 

Решение

1)      При решений нет, т.к. 0 в любой степени не равен 1.

     при ,

2)      , .

3)      , .

     , (-1)0 = (-1)0 это решение.

     .

           4)  и

               

                    или

               При  (-4)0 = 1 – верно.

Ответ: -1, 2, 4.


Пример №5.

Решение

1) , ,  это не решение.

2) ,  и .

3) отрицательных значений основание не имеет. При  и , ,      ,

х = 5,    315 = 315 – верно. х3 = 5,

х = 2 – не является решением.

Ответ: 1,3,5.


Пример №6

Решение

1)  не дает решений, т.к. 0 ни в какой степени не равен 1.

2) .  или .

3) отрицательных значений  не имеет.

4) При ,

    , т.к. , то . Проверка 20 = 1 – верно.

Ответ: -1, 1, 2.


Пример №7

Решение

1) , , , . Это решение .

2) , .

3) , ,  - четное и -3х – четное. Это решение. х2 = -4.

4)  и , , , ,  4-3 = 4-3 – верно. .

Ответ: -4, -3, -2, 1

 

Пример №8

Решение

ОДЗ: ,

, ,

 и

Все решения принадлежат уравнению =2.

, ,   и . Оба значения принадлежат к ОДЗ.

Ответ: -4, -1.


Пример №9

Решение

ОДЗ: ,  , .

1)  решений не имеет, т.к. 0 в любой степени не равен 1.

При ,  или ,

                          ОДЗ, ОДЗ.

Значит все решения содержатся в уровнении = 0,  или .

Проверка: , 20 = 1 – верно.

                  ,  - верно.

Ответ: 0, 3/2.


Пример №10

Решение

1)  решений не дает, т.к. 0 в любой степени не равен 1.

2) При , , . Все решения принадлежат уравнению .  или .

3) ,  и .

Второе решение не подходит, т.к , . А  является решением

Ответ: , 2, 4.


Пример №11

Решение

1) ,   ,   и  это решение .

2) ,   .

3) ,  ,   - четное,  - нечетное. Это является решением.

4)  или , , , , .

Проверка: ,  - верно.

Но  не является корнем!

Выражение (-1,5)52,5, которое получается при проверке не имеет смысла, т.к. степень отрицательно числа имеет смысл только для целых показателей. Равенство =  только для . Значит, отрицательное число можно возводить только в степень с целым показателем.

Ответ: -4, -2, -1.


Пример №12

Решение

ОДЗ: . Значит 0,1 и -1 отпадают.

 и все решения содержатся в уравнении.

,    ,  

Ответ: 5.

 

Пример №13

Решение

1) ,  , . Это решение .

2) ,   , .

3) отрицательных значений  не имеет.

При  или  все решения в уравнении ,  и .

При ,  - верно. .

Ответ: -1, 2, 3, 4.


Пример №14

Решение

ОДЗ:

1)                При  решений нет, т.к. 0 в любой степени не равен 1.

При

2) , и . - решение, а .

3)  для всех . При  и  все решения содержатся в уравнении ,  или . При  , .

При ,  - верно. .

Ответ:  4, 5.


Пример №15.

,

Решение

 

используя свойства логарифма  и получили:

=

В первой части уравнения выполнили преобразования

. Получили уравнение . Все решения содержатся в уравнении.

 или .

Ответ: 2.


Пример №16

Решение

ОДЗ:

Преобразуем знаменатель дроби в правой части уравнения

;  .

, , где

1) ,  - верно.

2) ,

Пасть , тогда

,  или .

Следовательно;  или , , .

Ответ: 1, 0,1, 0, 0,01.


Пример №17

Решение

ОДЗ:  и

Выполним преобразования.

+=  2+2

+=  4

Пусть , а ,

Следовательно,  или

,                    

2*2t = 4                       

2t = 4/2                        

2t = 2

t = 1


Ответ: 2.


Пример №18

Решение

ОДЗ:

;

Прологарифмируем обе части равенства:

, где .

Умножим обе части уравнения на 2.

Пусть , тогда 

,  или

1) ,

 или

      

Ответ: 0.1, 10.


Пример №19

Решение

ОДЗ:

Обратите внимание  ниоткуда не следует! Наоборот, из ОДЗ видно, что может быть отрицательным!

,

                             или

Оба значения в ОДЗ.

Так как возводили в квадрат, корни надо проверить.

,  - верно.

,  - верно.

Ответ: -3, 3.


Пример №20

ОДЗ:

Возведем обе части уравнения в квадрат (т.к. они положительны, то посторонние корни не появляются)

 или

Прологарифмируем по основанию 10.

 или

1)  или

    ,       

Ответ: 0.01,  100.


Пример №21

Решение

ОДЗ:

Прологарифмируем по основанию 10.

, где .

Пусть , тогда:

 умножим на 4

,

,  или

1)

2)

Ответ:  0,0001, 10.


Пример №22

Решение

ОДЗ:

Заменим: , получим:

, где .

Решаем уравнение:

;  или

1) ; ; . .

2) , , , , .

    ; ; ; .

Ответ: 0,1, 1, 10.


Пример №23

Решение

 и

      \ :

Подставим во второе уравнение вместо  число 5, получим:

 или

составляем систему уравнений:

                                       

                                          

                                        


Ответ: (13;8)


Пример №24

Решение

ОДЗ:

;

,

;            или

, .

Ответ: 5.


Пример №25

Решение

ОДЗ:

Прологарифмируем правую и левую части данного уравнения по основанию 10:

Получим:

 или

Обозначив , перепишем записанное уравнение в виде:

.

Решая его относительно , находим , .

Используя обозначения , из первого решения квадратного уравнения имеем . Отсюда . Используя решение , получаем . Преобразуем правую часть этого уравнения:

. Значит, , т.е. .

Ответ: 30, 100.


Пример №26

Решение

Так как , то при  и  имеем равносильное уравнение:

 или

.

,

Ответ: 5.


Пример № 27

Решение

ОДЗ:

Так как обе части уравнения положительны, то прологарифмируем по основанию 10:

,

;  или

1)                                     2)

                                    

Ответ: 0.1, 100.


Пример №28

Решение

ОДЗ:

Так как обе части уравнения положительны, то прологарифмируем по основанию 3:

 и , поэтому

Пусть , тогда

 или .

1)

    ;

2)

   

Ответ: , 3.

Пример №29

Решение

1) , т.к. 0 в любой степени не равен 1.

2) = 1, =1,  ,  или

                    =-1,  , .

Так как 1 в любой степени равна 1, то это решения.

3)  (т.к. )

При  все решения принадлежат уравнению .  или .

При   = 0, что не удовлетворяет уравнению

,

Ответ: , .

            , .

            , .


Пример №30

Решение

ОДЗ:

=

1) , , .

2) Так как , то остальные решения получаем из уравнения : Отсюда  или .   ,  и   , .

Ответ:  , -,  и , .


Пример №31

Решение

1)   или ,   и . Это решение. .

2) ,  и

3) Так как , то ;

    ;

   

   

   

    ;   . Это решение.

Ответ: ; 5; 3; 4.


Пример №32

Решение

 при всех

1) ,  - решений нет.

2). Потому при  левая часть равна единице, а правая нет. Это решение.

3) ;

    ;

    ;

     ;

    ;

    ;

    ;

     и ;

    ;            ;

    ;                     ;

    ;

    ;

     - решений нет.

Ответ: -3, 3.

Пример №33

Решить графически уравнение:

Решение

У функции                    Д(y):  x > 0 и log2 x > 0, т.е.,

                                                                     x > 1. обл. определения х > 1.

А теперь:  (формула перехода к новому основанию и определение логарифма).

Тогда   (определение логарифма: ).

Так, что нужно только учитывать, что Д(у): x > 0.

Построим график функции (рис III.1).

                      у


                                                                                            


                                                                                                             

                     2

                     1

                     0             1             4                                                               х

Рис. III.1.

Ответ: (4; 2).


Пример №34

Решить систему уравнений:

 

Решение:

По определению логарифма имеем:

         .

Прологарифмируем первое уравнение системы по основанию х.

     .

Из второго уравнения системы выразим у через х:

,

Тогда:

Пусть ,  , Д = (-5)2 -4*1*4 = 9, ,  или .

1)                                             2)

                                                          

                                                 

Д = (-3)2 – 4*1*(-4) = 25                               пусть , тогда

                                                            

  или                                           Д = (-1)2 – 4*3*4 = -47<0

 или                                  корней нет

(-1,-1) – удовлетворяет ОДЗ

(4,4) решение системы уравнений.

Ответ: (4, 4).


Пример №35

Решите систему уравнений:

Страницы: 1, 2, 3