бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Подготовка младших школьников к жизни и труду бесплатно рефераты

Например, в ситуации «Продавец и покупатель» учащиеся могут смоделировать общение с покупателем, который никак не может выбрать покупку, в ситуации «В больнице» - объяснить упрямому больному, что ему необходимо лечение, посоветовать, как организовать закаливание, соблюдение режима дня, выразить надежду на выздоровление и т.д. [10]

Подготовка младших школьников к жизни и труду эффективно осуществляется на уроках нетрадиционного типа. Это может быть интегрированный урок на тему «Профессии родного края», включающий в себя материал естественнонаучного и  гуманитарно-художественного содержания.       Взаимосвязь различных отраслей знаний, осуществляемая в процессе интегрированных уроков, помогает не только развивать представления учащихся о тех или иных профессиях родного края, но и воспитывать у школьников интерес к трудовой жизни своего региона, к его основным профессиям.  Представляют интерес такие уроки нетрадиционного типа, как уроки КВН, уроки-путешествия, уроки-праздники.

Важное образовательное, воспитательное, развивающее значение имеют профориентационные экскурсии, которые не только конкретизируют представления учащихся о труде взрослых, о различных профессиях, но и углубляют их знания, расширяют  кругозор,  оказывают влияние на  эмоциональную сферу учащихся, воспитывают нравственное отношение к труду.

Под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов  и непосредственного ознакомления с ними.  [23]

Особая роль экскурсий в подготовке младших школьников к жизни и труду состоит в том, что они наиболее доступны учащимся, в процессе их осуществления реализуется принцип наглядности, имеющий особое значение в обучении детей данного возраста.  У младших школьников преобладает наглядное мышление и память, а в процессе экскурсии они могут  наглядно познакомиться с различными производствами, техникой, увидеть воочию, как трудятся люди.

Экскурсии выполняют следующие функции:

·        реализация принципа наглядности обучения.

·        повышение уровня научности обучения и укрепления его связи с жизнью, практикой.

·        знакомство учащихся с производством, с применением научных знаний в промышленности и в сельском хозяйстве.

·        профессиональная ориентация учащихся. [ 25]

Для того, чтобы экскурсия стала действенным средством в подготовке учащихся к жизни и труду, необходимо учитывать ряд условий. Многие педагоги, организуя экскурсию, используют в ее содержании занимательный материал, стихи, загадки, пословицы, что делает экскурсию более увлекательной, эмоционально насыщенной. В процессе экскурсии необходимо организовывать встречи с людьми различных профессий, дать возможность учащимся, задать им вопросы. Учитель может дополнить информацию, данную людьми, работающими на данном предприятии, рассказать об тех качествах, которыми должны обладать представители данных профессий.

За годы обучения в начальной школе учащиеся должны побывать на расположенных недалеко от школы предприятиях района- на почте, в автобусном парке, на стройке, в библиотеке и т.д.[ 13]

         Таким образом, в процессе обучения младших школьников могут быть использованы самые разнообразные методы и средства, способствующие расширению    представлений о трудовой деятельности взрослых.           Успех использования тех или методов, средств подготовки младших школьников к жизни и труду во многом зависит от творчества учителя, от его умения доступно и содержательно представить перед детьми необходимую информацию.

2.3. Включение младшего школьника в трудовую деятельность как

средство подготовки к жизни и труду

Особое значение в подготовке учащихся к жизни и труду имеют уроки трудового обучения, на которых учащиеся включаются непосредственно в трудовую деятельность. Каждый урок трудового обучения должен способствовать формированию любви к труду, интереса к различным видам труда, осуществлять знакомство с простыми профессиями с постепенным  переходом к более сложным, знакомство с местным производством. Урок трудового обучения включает в себя формы организации производства. При этом ребенок получает представления о том, как работает человек на производстве. 

Очень важно показать учащимся их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, трудовых умениях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.

Предлагая учащимся ту или иную трудовую деятельность, важно прояснить, насколько понимают они ее значение для них самих. Можно предложить детям вопросы:

·        Какие умения вам необходимы, чтобы выполнить задание?

·        Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере?

·        Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения?

·        Где еще впоследствии вы сможете применять такие умения?

Когда учащиеся начинают выполнять свои задания, педагогу следует обратить внимание прежде всего на то, насколько удобно и рационально они организовали свою деятельность: как расположили все необходимое оборудование, предусмотрели ли последовательность работы, обращают ли внимание на качество труда и т.д. [2]

Формируя трудовые умения и навыки младших школьников, необходимо создавать условия для удовлетворения интересов и склонностей у детей к избранным занятиям, стимулировать у них развитие задатков к определенным видам труда. Практика показывает, что развитие склонностей у детей младшего школьного возраста оказывает влияние на формирование устойчивых трудовых и профессиональных интересов, а в дальнейшем и на выбор рода занятий в жизни.

Специальное внимание в начальной школе необходимо отводиться организации коллективного труда, когда трудовое задание воспринимается как данное всему классу или группе учащихся. Школьники должны почувствовать, что труд в коллективе, сообща гораздо продуктивнее.

Очень важно обучать детей навыкам коллективного труда, в ходе которого учащиеся вступают во взаимодействие друг с другом, учатся планировать коллективную работу, при необходимости корректировать ее, осваивают навыки сотрудничества, что особенно необходимо в современной трудовой деятельности, где коллективный труд группы, бригады является основой и успех труда зависит от усилий и согласованности действий каждого. 

В организации коллективного труда детей выделяют три последовательных этапа: распределение предстоящей работы между участниками, выполнение ими разных трудовых задач, обсуждение результатов трудовой деятельности.

         Коллективный труд осуществляется в подгруппах учащихся, каждая из которых получает свое задание. Младшие школьники могут самостоятельно распределять работу между собой внутри своей группы. Педагог напоминает им   о необходимости договориться перед началом работы и предоставляет возможность самостоятельно осуществить это.  Упражнения детей в самостоятельном распределении работы помогает им на конкретных поступках в собственной практике понять, что такое справедливое распределение дел, как следует согласовывать свои желания с желаниями других. Они учатся в зависимости от ситуации уступать, сдерживаться, убеждать товарищей в своей правоте, использовать в качестве средств воздействия на товарищей правила поведения в коллективе.

       В процессе совместного труда особое влияние на учащихся оказывают отношения ответственной зависимости и требовательности. Вступая в подобные отношения, учащиеся испытывают на себе их влияние, следствием которого является стремления, мотивы, желания, формируются определенные поступки, которые постепенно становятся устойчивыми и привычными [25].

         Организуя коллективный труд учащихся,  очень важно наладить работу внутри каждого звена, в то же время опираясь на элементы самоорганизации, самостоятельного решения возникающих вопросов. Задача педагога здесь - не сразу указывать, как следует поступить в том или ином случае, а помогать детям понять причины произошедшей ситуации, возникающих вопросов.

        Эффективность  воздействия труда на формирование положительного отношения к нему во многом зависит от содержания самого труда учащихся.

Одни и те же виды труда могут быть разными по содержанию. К примеру, можно просто объявить детям о том, что надо собрать семена растений для подкормки зимующих птиц. А можно этой работе придать определенное целевое направление, увлечь их интересным содержанием труда. Например, объявить операцию «Мы – друзья птиц», которая включает в себя ознакомление учащихся с растениями, семена которых можно собирать в своем районе, просмотр видеофильма о зимующих птицах, провести конкурс на самую лучшую кормушку для птиц, на самый богатый  «урожай», собранный детьми и т.п. Определяя содержание труда детей, необходимо исходить из целевой установки – что дети должны приобрести, чему научиться, в какие  отношения вступить, чтобы все это способствовало формированию не только необходимых навыков, но и положительного отношения к труду [13].

     Чем разнообразнее и содержательнее труд, тем больший интерес к нему, тем полнее и ярче могут развиваться способности к тому или иному виду труда. Поэтому можно предложить учащимся не просто изготовить на уроке то или иное изделие, а приготовить подарок ветеранам, детям из детского дома и т.п. Это усиливает воспитательное воздействие трудовой деятельности и формирует положительное отношение к труду, понимание его значимости для окружающих. Воспитательное воздействие трудовой деятельности возрастает, если в его организации используются элементы игры, символики, трудовых ритуалов. Например, на уроке объявляется конкурс на самое лучшее изделие, которое затем украшает класс. [12]

В последние годы широкое распространение получило использование на уроках труда метода проектного обучения. При этом решаются такие учебно-воспитательные задачи:

·        развитие интеллектуально-творческих способностей детей, инициативы, самостоятельности;

·        знакомство с технологическими свойствами различных материалов, способами их обработки, с возможностями использования вторичного материала;

·        развитие познавательной активности учащихся;

·        формирование активной гражданской позиции;

·        умения работать коллективно;

·        воспитание положительного отношения к труду.

         После предварительной подготовительной работы учащиеся приступают к работе над творческим проектом. Учитель подробно расписывает технологическую карту к проекту, которая содержит в себе последовательность и содержание операций, перечень необходимых инструментов и материалов, эскизов на каждом этапе работы. Ознакомившись с технологической картой, учащиеся сами предлагают варианты идеи.

В микрогруппах учащиеся выбирают лучшие эскизы будущего изделия и инструменты для работы, анализируют технику безопасности при выполнении своего проекта, восстанавливают последовательность технологических операций, самостоятельно распределяют обязанности. Защита проектов проводится в форме конкурса. Докладчики выступают со своими проектами, производят самооценку по критериям: красота, практичность, аккуратность.

         Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация проекта. Необходимо помочь детям произвести самооценку проекта. Для этого можно предложить им ответить на следующие вопросы:

·        Почему вы начали разрабатывать именно этот проект?

·        Какова идея проекта? Какие еще идеи были? Почему вы их отвергли?

·        Соответствует ли выбранная вами идея первоначально  выдвинутым требованиям?

·        Какие использовались материалы? Достаточными ли знаниями и умениями вы обладали или пришлось чему-то учиться?

·        Сколько времени вам потребовалось?

·        Какое оборудование вы использовали? Кто вам помогал?

·        Каковы комментарии посторонних людей и тех, кто будет использовать ваш проект?

·        Как улучшить проект?

После защиты проекта изготовленные изделия можно подарить людям,

членам семей, детскому дому и т.д. Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили, почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям. [9]

     Такая работа обычно привлекает учащихся, вызывает у них положительные эмоции. А если работа, выполнение трудовых обязанностей вызывают радость, приносят удовлетворение, закрепляются в успехе, то у ребенка появляется интерес к труду, желание активно в нем участвовать, чтобы вновь и вновь испытать чувство радости. Перед учителем стоит задача – добиться, чтобы каждая работа и каждое занятие учащихся были увлекательными, полезными и успешными.




Выводы по второй главе

Существуют различные пути и средства подготовки младшего

школьника  к жизни и труду в процессе обучения.

1. Ознакомление младшего школьника с миром труда и профессий. В

процессе обучения учащиеся получают разнообразные знания о мире труда, о разнообразных профессиях, о значении труда в жизни каждого человека и общества в целом.  Необходимо усиливать данный аспект в процессе обучения на уроках чтения, русского языка, естествознания, трудового обучения, математики, используя для этого специфические особенности данных предметов.

2.Методы  и средства подготовки младшего школьника к жизни и

труду в процессе обучения. С целью подготовки учащихся к жизни и труду могут быть использованы рассказ, беседа, дискуссия, в ходе которых учащиеся усваивают некоторые понятия, явления, связанные с трудовой, профориентационной темой. Эффективно использование иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, демонстрация опытов, кинофильмов и т.п. позволит учащимся не только более прочно усвоить необходимые понятия, но и создаст более яркий образ того будущего, которое ожидает учащихся. Особое значение в процессе подготовки учащихся к жизни и труду имеет использование игровых методов, нетрадиционных уроков, проблемных ситуаций. Важное образовательное, воспитательное, развивающее значение имеют профориентационные экскурсии, которые не только конкретизируют представления учащихся о труде взрослых, о различных профессиях, но и углубляют их знания, расширяют  кругозор,  оказывают влияние на  эмоциональную сферу учащихся, воспитывают нравственное отношение к труду.

3. Включение младшего школьника в трудовую деятельность как средство подготовки к жизни и труду. Данная работа обычно осуществляется на уроках трудового обучения. Формируя трудовые умения и навыки младших школьников, необходимо создавать условия для удовлетворения интересов и склонностей у детей к избранным занятиям, стимулировать у них развитие задатков к определенным видам труда. Особое внимание в начальной школе необходимо отводиться организации коллективного труда, когда трудовое задание воспринимается как данное всему классу или группе учащихся. Важно обучать детей навыкам коллективного труда, в ходе которого учащиеся вступают во взаимодействие друг с другом, учатся планировать коллективную работу, при необходимости корректировать ее, осваивают навыки сотрудничества, что особенно необходимо в современной трудовой деятельности, где коллективный труд группы, бригады является основой и успех труда зависит от усилий и согласованности действий каждого. 

Заключение

В современных условиях особую актуальность приобретает проблема подготовки школьников к жизни и труду, так как развитие новых экономических механизмов предъявляет к  человеку высокие требования  в отношении уровня образованности,   умения адаптироваться в обществе,  способности к трудовой деятельности. Сегодня социальный заказ общества к образованию требует создания необходимых условий, которые максимально способствуют подготовке учащихся к труду и жизни.

В ходе исследования была определена психолого-педагогическая

сущность и особенности подготовки младших школьников к  жизни и труду.

Было выявлено, что в основе подготовки младших школьников  к  жизни и труду лежит передача социального опыта, трудовых навыков, развитие личности ребенка как субъекта общественных межличностных отношений, развитие  умения ориентироваться в социальных ситуациях, правильно выбирать адекватные способы  обращения с людьми и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия, приобщение его  к  ценностям человечества и конкретного общества. Анализ практического опыта подготовки младшего школьника к жизни и труду в процессе обучения показал богатые возможности различных учебных предметов в данном направлении. В работе педагогов начальной школы находит отражение использование игровых форм обучения, проблемных ситуаций,  развивающих заданий, творческой деятельности. В ходе исследования были разработаны критерии, показатели и средства диагностики готовности младших школьников к жизни и труду, описаны три уровня готовности учащихся к жизни и труду. Проведение констатирующего эксперимента показало, что у учащихся уровень готовности к жизни и труду является недостаточным.

Анализ путей  и средств подготовки младшего школьника  к жизни и

труду в процессе обучения позволил выявить, что процесс подготовки младших школьников к   жизни и труду в процессе обучения будет эффективным, если осуществляется ознакомление младшего школьника с миром труда и профессий;  используются разнообразные  методы  и средства подготовки младшего школьника к жизни и труду в процессе обучения;  осуществляется включение младшего школьника в трудовую деятельность как   средство подготовки к жизни и труду.

         Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены, гипотеза исследования в ходе теоретического анализа  подтверждена.

Список литературы

1.Белянкова, Н.М. Интегрированный подход к изучению материала по экономике в учебно-методическом комплекте «Школа России» [Текст]  /Н.М. Белянкова //Начальная школа. – 2005.- №3.- С.48-56.

2.Бритвина, Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии[Текст]  /Л.Ю. Бритвина // Начальная школа.- 2005.- №6.- С.44-47.

3.Власов, И.М. Государство в государстве. [Текст] /И.М. Власов  // Начальная школа. – 2002. –        №1.- С.77 –80.

4.Гессен, С.И. Основы педагогики. [Текст] /С.И. Гессен // Школьные технологии. – 1999.- №4.- С.4-59.

5.Вологдина, Ж.В. Упаковки для подарков и сувениров[Текст] /Ж.В. Вологдина //Начальная школа. – 2003.- №1.- С.63-64.

6.Денисова, Т.Л. Элементы профориентации на уроках трудового обучения в начальных классах[Текст] /Т.Л. Денисова //Профессиональная ориентация в учебно-воспитательном процессе школы и педвуза/ Отв. ред. Т.И. Шалавина.- Новокузнецк: НГПИ, 221.- С.34-36

7.Елькина, О.Ю. Формирование продуктивного опыта младших школьников в подготовке к выбору профессии. [Текст] /О.Ю. Елькина– Кемерово, 1997. – 20 с.

8.Журкина, А.Я. Сущность трудового воспитания [Текст] /А.Я. Журкина./ Содержание трудового воспитания школьников/ Под ред. А.Я. Журкиной, И.И. Зарецкой. – М.: Педагогика, 1989.- 144с.

9.Землянская, Е.Н. Учебные проекты младших школьников[Текст] / Е.Н. Землянская // Начальная школа.- 2005.- №9.- С.55-59.  

10.Игумнова, Е.Л. Банкир, фермер или портной… Кто же я буду такой???: Кн. для учителя [Текст] / Е.Л. Игумнова. – Новосибирск: Призвание, 1994. – 174 с.

11.Лихачев Б.Т. Педагогика [Текст]/Б.Т. Лихачев– М: Академия, 1995- 463с.

12.Макаренко, А.С Избранные педагогические  труды[Текст] /А.С. Макаренко. – М.: Педагогика, 1985.- 374с.

13.Пантелеева, Т.А. Особенности трудового воспитания младших школьников. [Текст] /Т.А. Пантелеева.// Содержание трудового воспитания школьников /Под ред. А.Я. Журкиной, И.И. Зарецкой. – М.: Педагогика, 1989.- 144с.

14.Педагогика: педагогические теории системы, технологии [Текст] / Под ред. С.А. Смирнова – М.: Академия, 1998 – 544с.

15.Подласый, И.П. Педагогика [Текст] /И.П. Подласый. – М.: Владос, 2000 – 631с.

16.Развитие, социализация и воспитание личности [Текст] // Под ред. Е.Н. Шиянова. –   Ставрополь, 1993.- 238с.

17.Скударнова, И.Н. Профессиональная ориентация учащихся 4-5 классов на уроках русского языка и литературы[Текст] /И.Н. Скударнова //Профессиональная ориентация в учебно-воспитательном процессе школы и педвуза/ Отв. ред. Т.И. Шалавина.- Новокузнецк: НГПИ, 221.- С.31-33.

18.Сластенин, В.А. Педагогика[Текст] /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов – М.: Владос, 2000.- 436с.

19.Сухомлинский, В.А. О воспитании  [Текст] /В.А. Сухомлинский.– М.: Просвещение, 1986. – 198с.

20.Тихоненко, А.В. Нравственное воспитание учащихся в процессе решения задач [Текст] /А.В. Тихоненко// Начальная школа.- 2001.- №8.- С.76-83.

21.Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения [Текст] /К.Д. Ушинский.– М.: Педагогика, 1978.

22.Хайдукова, А.В. Воспитательная направленность уроков русского языка[Текст]/ А.В.Хайдукова // Начальная школа.- 2006.- №3.- С.27-32.

23. Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст]/И.Ф. Харламов – М.: Гардарики, 1999 – 519с.

24.Хузина, Т.Х. Национально-региональный компонент[Текст]/Т.Х. Хузина

//Начальная школа.- 2005.- №1.- С.99-101.

25.Чернышенко, И.Д. Трудовое воспитание школьников [Текст]/И.Д. Чернышенко. – М.: Педагогика, 1981. – 326 с.

26.Чистякова, С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников [Текст]/С.Н.Чистякова. – М.: Просвещение, 1983. – 112 с.

27.Чистякова, С.Н. Критерии показателей готовности школьников к профессиональному самоопределению: Методическое пособие [Текст]/С.Н. Чистякова, А.Я.Журкина. – М.: Филология, 1997. – 80 с.

28.Шалавина, Т.И. Мир труда и профессий: Учебно-методическое пособие [Текст]/Т.И. Шалавина/ Департ. образования и науки Администр., ОблИУУ. – Кемерово, 1995. – 196с.

29.Шацкий, С.Т. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. [Текст]/С.Т. Шацкий. – М.:  Педагогика, 1980.

Приложение 1

Тест «Зачем нужен труд»


1.Можно ли прожить всю жизнь не трудясь? Как ты к этому относишься?

а) не знаю, не задумывался  – 2 балла

б) можно, но это неинтересно – 3 балла

в) можно, и это интересно, можно делать все что хочешь – 1 балл

2. Зачем люди трудятся?

     а) чтобы получать деньги – 2 балла

      б) труд приносит радость, делает человека уважаемым в обществе – 3 балла

       в) не знаю – 1 балл        

3.Ты хотел бы, чтобы твоя работа была:

      а) интересной и полезной людям – 3 балла

      б) не обязательно интересной, но высокооплачиваемой – 2 балла

      в) я об этом еще не думал – 1 балл

4. Кого можно назвать трудолюбивым человеком?

      а) того, кто трудится честно, выполняет качественно свою работу – 2 балла

      б) того, кто трудится с любовью – 3 балла 

      в)  не знаю – 1 балл

Высокий уровень – 12 баллов

Средний уровень – 8- 11 баллов

Низкий уровень – 7 и менее баллов



Приложение 2

Тест «Какая это профессия?»

1.Как называется профессия, представитель которой занимается

покрасочными работами?

·        художник

·        оформитель

·        маляр – 1 балл

2.Чем занимается хлебороб?

·        печет хлеб

·        выращивает хлеб – 1 балл

·        сеет зерно

3. Как называется профессия, представитель которой проектирует здания?

·        строитель

·        чертежник

·        архитектор

4. Представитель какой профессии лечит животных?

·        врач

·        животновод

·        ветеринар – 1 балл

5.Назови профессии, которые ты знаешь. Чем занимаются люди – представители этих профессий?

    Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Высокий уровень – 20 и более баллов

Средний уровень – 15-19 баллов

Низкий уровень – 14 и менее баллов

Приложение 3

Методика незаконченных предложений


1.Каждый человек должен трудиться, потому что…

2. Труд должен приносить…

3. Я хотел (а) бы выбрать профессию …

4. Моя будущая работа  требует…

Высокий уровень. Учащийся понимает, что труд должен приносить пользу людям, чувство удовлетворения себе.  У учащегося имеются определенные профессиональные интересы, он знает, какие качества необходимо развивать в себе, чтобы овладеть выбранной профессией.

Средний уровень. Учащийся представляет  трудовую деятельность как средство достижения материального благополучия. У учащегося имеются определенные профессиональные интересы, но он не задумывается о том, какие качества необходимо развивать в себе, чтобы овладеть выбранной профессией.

Низкий уровень. У учащегося отсутствуют представления о значении труда для него самого, для окружающих. Отсутствуют осознанные профессиональные интересы.


Страницы: 1, 2, 3, 4