бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Подготовка младших школьников к жизни и труду бесплатно рефераты

Таким образом, процесс подготовки учащихся к жизни и труду направлен на приобретение школьниками трудового и социального опыта, который необходим им в будущем, в трудовой деятельности,  в подготовке к выбору профессии. В процессе подготовки учащихся к жизни и труду осуществляется развитие самостоятельности, активности, трудолюбия.


1.2 Анализ практического опыта подготовки младшего школьника

к жизни и труду в процессе обучения

         В работе педагогов начальной школы существует определенный практической опыт подготовки младшего школьника к жизни и труду в процессе обучения. В ходе исследования были проанализированы публикации по данной теме, представленные в журнале «Начальная школа» за последние годы, на основе которых был выявлен следующий опыт.

         Подготовке младших школьников к жизни и труду способствует введение новых учебных предметов, разделов, содержание которых тесно связаны с современной экономической ситуацией страны. Сегодня младшие школьники знакомятся с такими понятиями, как экономика, бюджет, деньги. Н.М. Белянкова (г. Арзамас) [1] предлагает          опыт проведения интегрированных занятий с учащимися 3 класса в рамках курса «Мир вокруг нас» (А.А. Плешаков) по теме «Деньги». Учащиеся знакомятся с историей появления денег, с их функцией, осваивают понятия бартера, цены, валюты  и др. С целью развития интереса учащихся к данной теме им предлагаются игровые ситуации, дети решают задачи, связанные с организацией семейного бюджета.

В то же время учитель обращает внимание детей на то, что, несмотря на то, что деньги важны в жизни государства, каждого человека, но не все можно купить за деньги.  С помощью учителя школьники отмечают, что за деньги нельзя купить здоровье, дружбу, любовь. Поэтому необходимо разумное отношение к деньгам, а  накопительство, погоня за богатством делает человека несчастным. На примере  трагедии А.С. Пушкина «Скупой рыцарь» учащиеся обсуждают такие черты характера, как скупость, жадность, крохоборство.

Учитель обращает внимание детей на то, что нужно отличать эти неприятные черты от бережливости, к которой во все времена народ относился положительно. Учащиеся записывают пословицы о бережливости, необходимой в современной жизни черты:

- Бережливость лучше богатства.

- Копейка рубль бережет.

         В ходе урока учитель создает ряд проблемных ситуаций, которые учащиеся должны решить. Например, можно ли подарить другу то, что подарили тебе? Или – можно ли назвать жадным ученика, который не отдал своему товарищу купленную родителями красивую авторучку? Обсуждая эти и другие ситуации, учащиеся приобретают знания о том, как следует вести себя в столь щекотливых ситуациях, с которыми они сами нередко сталкиваются. [1]

         Анализ данного опыта позволяет сделать вывод о том, что подобные уроки показывают учащимся, что деньги – основа благосостояния семьи, каждого человека, дающая возможность реализовать свои планы. Но тем не менее в нашей жизни деньги решают не все. В дальнейшем эти представления учащихся, развиваясь и обогащаясь, закладывают основу формирования экономически грамотного гражданина. 

         Немаловажное значение в подготовке учащихся к жизни имеет формирование у них таких важных качеств, как культура поведения, общения, коммуникативные навыки.

А.В. Хайдукова (г. Владимир) [22] делится опытом формирования у учащихся культуры общения и коммуникативных навыков на уроках русского языка. Учитель использует упражнения, формирующие навыки общения: пословицы о языке и речи, отрывки из литературных произведений с использованием диалога. Так, в словарной работе учитель предлагает детям определить значение слова «здравствуйте», читает стихотворение В. Солоухина «Здравствуйте!».  Учащиеся определяют главную мысль стихотворения и обсуждают, какой ответ можно дать на вопросы этого стихотворения. Дети отмечают, что вежливые слова помогают поднять настроение, делают другого человека добрее. Особое значение учитель уделяет воспитанию у учащихся доброжелательности по отношению к окружающим. Дети составляют словарь «волшебных слов», которые необходимо использовать в разговорной речи. В ходе беседы учащиеся отвечают на вопросы:

·        Почему эти слова называют «волшебными словами русской речи»?

·        В чем их волшебная сила?

·        Почему они так необходимы?

Чтобы подобные слова вошли в повседневную жизнь учащихся,

разыгрываются диалоги между детьми, способствующие развитию доброжелательности в отношениях, умения слышать и понимать другого, что немаловажно в подготовке учащихся к жизни. [22]

         Особое место в педагогическом опыте занимает работа по формированию у учащихся готовности к труду.

Т. Х. Хузина (Республика Татарстан) [24] делится опытом подготовки младших школьников к трудовой деятельности. Как отмечает учитель, началом такой подготовки является формирование у учащихся интереса к труду и потребности овладеть определенными трудовыми умениями. Для осуществления этой задачи учитель опирается на национально-региональный компонент. В селе, где учатся ученики педагога, основное занятие населения – скотоводство. Особенно славится село своими изделиями из шерсти овец. Поэтому на уроках трудового обучения учитель обучает школьников прядильному мастерству, вязанию.  При этом используется авторская технология педагога. Учащиеся самостоятельно составляют технологическую схему изготовления каждого изделия, делятся на группы, каждая группа осуществляет какую-либо операцию, согласно разработанной схеме. Все операции по изготовлению пряжи выполняются детьми в течение 15 минут. Затем учащиеся приступают к вязанию, которое сопровождается пением народных песен, что создает особую эмоциональную атмосферу. После окончания работы лучшие образцы помещаются на выставку. [24]

         Ценность данного опыта состоит в том, что учитель нашла естественный и гармоничный способ включения учащихся в трудовую деятельность, традиционную для данного региона, обучила школьников технологическим операциям, необходимым для качественного изготовления изделий. Выполняя работу, характерную для взрослых данного села, учащиеся имеют возможность почувствовать свою значимость, осознать свои возможности. Подобный подход способствует эффективности работы учащихся, воспитывает в них трудолюбие, помогает осознать значение культуры труда. В данном опыте положительным нам представляется то, что учитель, используя инновационные методы в процессе трудового обучения,  развивает в учащихся умении работать коллективно, творчески, воспитывает в детях потребность   в том, чтобы результаты их труда радовали не только их самих, но и других людей.

         Ж.В. Вологина (г. Великий Устюг) [5]делится опытом работы в рамках проекта «Великий Устюг – родина Деда Мороза». Учителем создана авторская программа по освоению ремесел Русского Севера. Учитель предлагает свой опыт проведения урока трудового обучения «Уроки Деда Мороза». Учащиеся изготовляют на уроках упаковки для новогодних подарков. Учитель обращает их внимание на то, что подарки не только приятно получать, но и дарить, особенно когда они сделаны с любовью, своими руками. Учащиеся изготовляют свои изделия по образцу учителя, но при этом вносят в них свои элементы. Кто-то по-иному завяжет ленточку, по-своему вырежет картон, иначе раскрасит упаковку. Особую радость доставляет учащимся момент, когда они преподносят свои изделия детям из детского сада, первоклассникам. Таким образом, учащиеся ощущают значимость, пользу своего труда для других, что особенно важно в подготовке учащихся к труду. [5]  

Представляет интерес нетрадиционный подход к формированию у учащихся готовности к жизни и труду, который содержится в опыте учителя И.М. Власова (Мурманская область) [3]. Учитывая интерес младших школьников к игровым формам обучения, учитель разработал и проводил в течение нескольких месяцев игру «Государство в государстве». Класс был представлен как маленькое государство, в котором учащиеся выступали в роли народа, а учитель - в роли государственной системы управления. У государства были свои деньги – фертинги, а также иностранная валюта, у каждого ученика определенная сумма, заработанная двумя путями: за учебу, когда в конце рабочей недели подсчитывалась сумма отметок за уроки (при этом удерживалась часть денег за аренду, налоги и т.д.) и за продажу своих поделок, сделанных на уроках труда, за выигрыши в лотереях и т.д. Учащиеся выполняли роли банкиров, налоговых инспекторов, продавцов, предпринимателей и т.д. Одновременно с игрой, в процессе которой школьники пробовали свои силы в различных профессиях, происходило разъяснение экономических терминов, на уроках математики решались задачи экономического содержания. В процессе игры учащимся предоставлялась свобода выбора. В результате учитель выявил группу детей, имеющих способности к коммерческой деятельности, умеющих ориентироваться в различных экономических ситуациях. С другими учащимися проводилась разъяснительная работа, анализировались их ошибки в коммерческой деятельности.

Кроме профессий, связанных с коммерцией, предпринимательством, учащиеся пробовали себя в дизайнерском деле, в журналистике. Они создавали свои рекламные проспекты, журналы, газеты, лотерейные билеты. Как отмечает учитель, он не ставил перед собой цель профессионального самоопределения учащихся – об этом еще рано говорить в начальной школе. Но предоставленная учащимся возможность попробовать свои силы в различных видах деятельности, проявить свои способности помогает им в развитии умения оценивать себя, сопоставлять свои желания с возможностями, формирует у них готовность к жизни и труду [3]

Анализ педагогической литературы показывает, что в подготовке учащихся к жизни и труду в процессе обучения имеются богатые возможности, которые находят свое воплощение в работе педагогов начальной школы.

1.3. Критерии, показатели  и средства диагностики готовности младшего

школьника к жизни и труду

Для того, чтобы узнать, каков уровень готовности учащихся к жизни и труду, необходимо сопоставить реальные и запроектированные результаты воспитания, что позволит в дальнейшем планировать процесс подготовки учащихся к жизни и труду и управлять им. Выявление степени соответствия осуществляется при помощи диагностики – оценочной процедуры, направленной на прояснение ситуации, выявления истинного уровня воспитанности учащихся. [15]

         Как уже отмечалось, подготовка к жизни и труду включает в себя различные стороны. В данном исследовании мы будем рассматривать ее с точки зрения трудового воспитания. Учитывая то, что механизм трудового воспитания содержит в себе такие компоненты, как формирование знаний, отношения и поведения, в качестве эталонных показателей, с которыми сравниваются достигнутые результаты, могут быть использованы следующие критерии:

·        когнитивный – знания учащихся о труде, о мире профессий;

·        мотивационно-личностный – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;

·        поведенческий – навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.

Каждый из критериев включает в себя ряд показателей, конкретизирующих проявление критерия. Измерение уровня готовности младших школьников к труду и жизни осуществляется посредством использования методик диагностики.

В данном исследовании использовались критерии, показатели и методики диагностики, представленные в таблице 1.


Таблица 1

Критерии, показатели и средства измерения уровня готовности младших школьников к  жизни и труду.

Критерии

Показатели

Методики диагностики               

Когнитивный

1.Знания о труде.

2.Понимание значения труда  для жизни общества и  каждого человека.

2. Знания об основных профессиях, их особенностях.


Тестирование (Тесты «Зачем нужен труд?», «Какая это профессия?»)


Мотивационно-личностный

1.Отношение к труду и людям труда 

2. Интерес к трудовой и профессиональной деятельности.

3. Желание овладеть какой-либо профессией

Наблюдение

Методика «Продолжи предложение»

Беседа «Кем быть?»

Поведенческий

1.Навыки трудовой деятельности.

2.Проявление трудолюбия, старательности на уроках трудового обучения.

3.Добросовестность, активность, ответственность в учебном труде.

Наблюдение.

Анализ продуктов трудовой деятельности.


Характеристика средств измерения готовности  младших школьников к жизни и труду.

·        Тестирование

Тесты «Зачем нужен труд?» и «Какая это профессия?» включают в себя вопросы и три варианта ответа, их которых учащиеся выбирают один, который более всего соответствует их представлениям. Каждый вариант ответа оценивается определенным количеством баллов. Полученный средний  балл позволяет отнести учащегося по данному критерию к одному  из трех уровней проявления когнитивного критерия (Приложение 1,2).

·        Беседа «Кем быть?»

 Проводится индивидуально. Учащемуся предлагается рассказать о том,

какую бы профессию он хотел выбрать, что он знает об этой профессии, каковы ее особенности.

·        Методика «Продолжи предложение»

         Учащимся предлагаются незаконченные предложения, которые они должны продолжить. Выявляется отношение учащегося к трудовой деятельности, интерес к той или иной профессии, наличие потребности участвовать в трудовой деятельности (Приложение 3).

·        Анализ продуктов деятельности

 Анализ продуктов деятельности осуществляется на уроках трудового

обучения, в общественно полезном труде и включает в себя оценку следующих трудовых навыков детей:

    -  аккуратность выполнения работы;

    -  соответствие продукта деятельности предложенному образцу;

    -  наличие элементов творчества в продукте деятельности;

    -  проявление трудолюбия в процессе работы.

·        Наблюдение

Наблюдение осуществляется на уроках трудового обучения, в процессе общественно полезного труда. Обращается внимание на активность участия младших школьников в общественно полезном труде, работе на уроках трудового обучения. Отмечается проявление добросовестности, трудолюбия, самостоятельности, инициативы, проявления творческого подхода к работе, ответственности, умения работать в коллективе.

В процессе исследования нами  были определены три уровня готовности  младших школьников к жизни и труду: высокий, средний, низкий.

Характеристика уровней готовности  младших школьников к жизни и труду

1.Высокий уровень.

У учащихся имеются осознанные знания о трудовой деятельности людей, о значении труда в жизни каждого человека и общества в целом. Учащиеся  знают основные профессии, предлагаемые тестом, их особенности, понимают значимость данной профессии для людей. Учащиеся положительно относятся к трудовой деятельности взрослых людей, у них выражены  интересы  к профессиональной деятельности, они мечтают получить в будущем какую-то профессию, могут объяснить свой выбор. Учащиеся активно участвуют в труде, проявляют трудолюбие на уроках трудового обучения. Активны, ответственны, помогают товарищам в процессе труда.

2.Средний уровень.

Учащиеся имеют знания о трудовой деятельности людей, могут оценить значение труда в жизни каждого человека и общества в целом. Учащиеся  называют профессии, предлагаемые тестом, но не всегда знают основные их особенности, понимают значимость данной профессии для людей. Учащиеся проявляют положительное отношение к трудовой деятельности взрослых людей, но их интересы неустойчивы, неглубоки. Учащиеся мечтают в будущем получить какую-то профессию, но не могут объяснить свой выбор. В будущей профессии их привлекает внешняя сторона. Учащиеся участвуют в труде, когда этого требует учитель. Добросовестно выполняют поручения, но не проявляют инициативы, активности,  творчества.

3.Низкий уровень.

Учащиеся имеют незначительные  представления о трудовой деятельности людей, не могут оценить значение труда в жизни каждого человека и общества в целом. Учащиеся  не могут охарактеризовать основные особенности профессий, предлагаемых тестом, не понимают значимости данной профессии для людей. Учащиеся не проявляют интереса к трудовой деятельности взрослых людей. В будущей профессии их привлекает внешняя сторона. Учащиеся участвуют в общественно полезном труде при контроле  учителя. Трудятся недостаточно добросовестно, не имеют простейших навыков трудовой деятельности.

Констатирующий эксперимент

         Цель: выявить уровень готовности младших школьников  к жизни и труду.

Страницы: 1, 2, 3, 4