бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Подготовка младших школьников к жизни и труду бесплатно рефераты

Подготовка младших школьников к жизни и труду

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы проблемы подготовки младшего школьника к жизни и труду в процессе обучения…………………………..6

        1.1. Сущность и особенности подготовки младшего школьника

                  к жизни и труду в процессе обучения……………………………….6  

        1.2 Анализ практического опыта подготовки младшего школьника

                  к жизни и труду в процессе обучения……………………………...13

        1.3. Критерии, показатели  и средства диагностики готовности младшего

                школьника к жизни и труду…………………………………………..19

Выводы по первой главе………………………………………………………...25

Глава II.  Пути и средства подготовки младшего школьника  к жизни

и труду в процессе обучения…………………………………………………..26

         2.1. Ознакомление младшего школьника с миром труда и профессий..26

             2.2. Методы  и средства подготовки младшего школьника к жизни и

                труду в процессе обучения…………………………………………...31

          2.3. Включение младшего школьника в трудовую деятельность как

                 средство подготовки к жизни и труду………………………………36

Вывод по второй главе…………………………………………………………..42

Заключение……………………………………………………………………..44

Список литературы……………………………………………………………46

Приложения……………………………………………………………………..49

Введение


Проблема подготовки школьников к жизни и труду всегда была актуальной, но сегодня она приобретает особую значимость. Развитие новых экономических механизмов предъявляет к  человеку более жесткие требования  в отношении уровня образованности,   умения адаптироваться в обществе,  способности к трудовой деятельности. Современному обществу необходимы люди с активной жизненной позицией, личности всесторонне развитые, знающие свое дело.

Сегодня социальный заказ общества к образованию требует создания необходимых условий, которые максимально способствуют подготовке учащихся к труду и жизни.

Слабая осведомленность учащихся о трудовой и профессиональной деятельности, понимание своих возможностей, осознание своих интересов  приводит к случайному выбору профессии, направления трудовой деятельности, что в дальнейшем приводит к разочарованию.  Во избежание этого необходима серьезная работа, направленная на подготовку учащихся к жизни и труду.

Чем раньше осуществляется этот процесс, тем  успешнее проходит социализация личности. Поэтому необходимо уже в начальной школе   готовить учащихся к современной жизни, к тем требованиям, которым должна соответствовать личность, чтобы суметь успешно реализовать свои способности,  возможности. Уже в начальных классах необходимо воспитание у учащихся понимания, что именно в труде человек реализует себя как личность, создает благополучие себе и своей семье. От того, насколько у учащихся будут сформированы интерес к труду, стремление к трудовой деятельности, понимание ее значимости, необходимости, зависит то, как в дальнейшем будет складываться их жизнь.

Подготовка младших школьников к жизни и труду имеет свои особенности, связанные с такими возрастными особенностями учащихся, как любознательность, эмоциональность, восприимчивость к воздействиям взрослых, особенно педагогов.

Решению проблемы подготовки младшего школьника к жизни и труду способствует содержание образовательного процесса начальной школы. Все предметы, изучаемые в начальных классах,  содержат богатый потенциал для подготовки учащихся к жизни и труду, который необходимо использовать максимально.

Проблема подготовки школьников к жизни и труду нашла свое отражение в трудах педагогов, как прошлого, так и настоящего.

Теоретические основы подготовки учащихся к жизни и труду начали разрабатываться в отечественной педагогике в 20-е годы. П.П. Блонский, Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий особое внимания уделяли проблеме коллективной деятельности,  труда, направленного на удовлетворение общей потребности данного коллектива. Весомый вклад в развитие теории данной проблемы внес А.С. Макаренко, писавший о необходимости каждой личности развивать свои способности,  о влиянии трудового воспитания в коллективе на подготовку молодого поколения к жизни и труду.

Позже проблема подготовки учащихся к жизни и труду нашла свое отражение в работах педагогов: А.М. Арсеньева, Н.И. Болдырева, Н.К. Гончарова, А.И. Каирова, И.С. Марьенко, Л.И. Новиковой, И.Ф. Свадковского, М.Н. Скаткина, В. А. Сухомлинского, и других.  

В это же время нельзя не отметить недостаточную разработанность данной темы в современных исследованиях. В профессиональных журналах тема подготовки учащихся к жизни и труду, и прежде всего младших школьников,  почти не находит своего отражения.

Актуальность проблемы подготовки младших школьников к жизни и

труду определила выбор данной темы исследования.

Цель исследования: выявить и научно обосновать пути и средства подготовки младших школьников к жизни и труду в процессе обучения.

Объект исследования: процесс подготовки младших школьников к   жизни и труду.

Предмет исследования: пути и средства подготовки младших школьников к  жизни и труду в процессе обучения.

Гипотеза исследования состоит в том, что процесс подготовки младших школьников к   жизни и труду в процессе обучения будет эффективным, если:

         - осуществляется ознакомление младшего школьника с миром труда и профессий;

             - используются разнообразные  методы  и средства подготовки младшего школьника к жизни и труду в процессе обучения;

          -  осуществляется включение младшего школьника в трудовую деятельность как   средство подготовки к жизни и труду.

Задачи исследования:

1.     Определить психолого-педагогическую сущность и особенности подготовки младших школьников к  жизни и труду.

2.     Проанализировать  педагогический опыт подготовки младших школьников к  жизни и труду.

3.     Определить критерии, показатели и средства диагностики  готовности младших школьников к  жизни и труду.

4.     Выявить и научно обосновать пути и средства подготовки младших  

     школьников к жизни и труду в процессе обучения.

          Методы исследования:

·        анализ психолого-педагогической литературы; 

·        анализ педагогического опыта; 

·        педагогическое наблюдение;  

·        тестирование.

Глава 1. Теоретические основы проблемы подготовки младшего школьника к жизни и труду в процессе обучения

1.1. Сущность и особенности подготовки младшего школьника

к жизни и труду в процессе обучения

          

Процесс подготовки учащихся к жизни и труду сложный и многогранный; в результате его осуществления учащиеся перенимают от старших поколений трудовой и социальный опыт, который необходим им в будущем, в трудовой деятельности,  в подготовке их к выбору профессии.

         Проблема подготовки учащихся к жизни и труду может рассматриваться в двух аспектах: подготовка к жизни как помощь в процессе социализации личности и подготовка к труду в рамках трудового воспитания.  

Е.Н. Шиянов определяет социализацию  как процесс и результат усвоения и активного воспроизводства личностью социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности [16].

         С.А. Смирнов считает, что  задачи подготовки учащихся к жизни как составной части процесса социализации включает в себя формирование у них положительной «Я-концепции», потребности в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, формирования интереса к ней, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия [17]. 

         Трудовое воспитание имеет своей целью подготовку учащихся к труду.

Н.Ф. Харламов определяет трудовое воспитание как процесс организации и стимулирования разнообразной трудовой деятельности учащихся и формирования у них добросовестного отношения к выполняемой работе, проявлению в ней инициативы, творчества, стремления к достижению более высоких результатов [23].

В то же время подготовка учащихся к жизни и труду представляет собой целостный процесс, что нашло свое отражение в работах таких ученых, как  С.И. Гессен, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие.

Так, С.И. Гессен, рассматривая особенность трудового воспитания, отмечает, что оно должно способствовать подготовке учащихся к жизни. Трудовая школа, по его мнению, даже если она исходит из труда, имеющего производительное значение, имеет своей целью не интересы самой профессиональной деятельности, а интересы личности, ее успешного вхождения во взрослую жизнь. Сущность трудовой школы состоит в том, что вместо пассивного повторения учащимися образца, заданного учителем, весь класс в совместной работе создает некий продукт, который имеет определенную ценность. Это может быть возделанное поле, предметы быта, художественный образ, имеющий эстетическую ценность, созданный учащимися журнал и т.д. В ходе такой деятельности учащиеся усваивают определенный продуктивный опыт, помогающий  становлению их личности во всех ее аспектах[4].

Проблема    подготовки    учащихся   к    жизни   и    труду нашла свое

отражение в системе трудового воспитания С.Т. Шацкого. С.Т. Шацкий считал, что подготовить детей к жизни – значит организовать трудовую деятельность, имеющую общеобразовательное значение. Дети должны выбрать труд в соответствии с их интересами – труд в столярных, слесарных, ткацких, художественных  мастерских, в  естественнонаучных лабораториях. Организовать жизнь детей – значит организовать их деятельность, в процессе которой осуществляется трудовое, физическое, умственное воспитание. По мнению ученого, школа должна быть связана с жизнью, и методы обучения в ней должны опираться на опыт ребенка, который он получил в процессе деятельности. [29]

Особое место трудовое воспитание занимает в педагогической системе А.С. Макаренко. Особенно актуальным сегодня является утверждение А.С. Макаренко о том, что труд «вообще» не является воспитательным средством, готовящим учащихся к жизни.          А.С. Макаренко приходит к выводу о необходимости такой организации труда в детских коллективах, при которой превалировали бы не узкохозяйственные задачи, а задачи именно педагогические. И тогда воспитательным станет не столько трудовое усилие, сколько переживание этой заботы. Обязанность ученика трудиться на общую пользу дает ему право на большую самостоятельность, необходимую ему в дальнейшей жизни. В противном случае, говорил А.С. Макаренко,  можно воспитать лишь лошадиную покорность в труде, когда работа делается без удовольствия [12].

Особое значение трудовому воспитанию учащихся придавал В.А. Сухомлинский, называя труд могучим воспитателем. Труд становится основой гармонического развития личности, в труде человек способен не только добывать хлеб насущный, но и материализовывать свой ум, творчество.

            В.А.Сухомлинский рассматривал трудовое воспитание в широком смысле этого понятия. Он считал, что уже в школьные годы должна практически решаться задача сближения труда умственного и физического. Трудолюбие как важнейшая черта воспитывается как в процессе физического труда, так и в интеллектуальной, эмоциональной, волевой жизни школьников. Как нельзя воспитать трудолюбие одними словами, так нельзя воспитать его без серьезных умных слов. В этом деле значительная роль должна быть отведена не только предметам естественно-математического цикла, но и гуманитарным предметам, формирующим и направляющим духовную жизнь школьников, помогающим осмыслить свой труд.

         Сухомлинский считал трудовое воспитание и процесс обучения взаимосвязанными. Поскольку учение в жизни ребенка занимает главное место, с него, по мнению Сухомлинского, и надо начинать трудовое воспитание [19].

Б.Т. Лихачев связывает трудовое воспитание с нравственным и в качестве наиболее общих задачам трудового воспитания выделяет формирование трудолюбия, ответственности, воспитание уважения к людям труда, других нравственных качеств,  а также осуществление профориентации, интереса к различным профессиям.

Б.Т. Лихачев отмечает, что сегодня в основе подготовки младших школьников  к  жизни и труду лежит передача социального опыта, трудовых навыков, развитие личности ребенка как субъекта общественных межличностных отношений, развитие  умения ориентироваться в социальных ситуациях, правильно выбирать адекватные способы  обращения с людьми и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия, приобщение его  к  ценностям человечества и конкретного общества. Развиваясь, ребенок постепенно овладевает    принятыми в обществе нормами и правилами поведения и взаимоотношений. Результатом этого является проявление и утверждение в личности определенного набора качеств, позволяющих ему успешно адаптироваться в обществе [11].

Задачи, связанные с подготовкой учащихся к жизни и труду, решаются при условии включения их в различные виды и формы активной деятельности – учебной, трудовой, общественной и др. Здесь в процессе взаимодействия между детьми у них формируются навыки сотрудничества, коллективизма, доброжелательного отношения [14].

         Подготовка младших школьников к жизни и труду осуществляется в учебной деятельности. Необходимо воспитывать у учащихся понимание ценности знаний в современном обществе, активную позицию в учебной деятельности, готовность к постоянному самообразованию, понимание необходимости приложения определенных усилий, трудолюбия в приобретении знаний.

Сегодня в условиях жесткого рынка, экономической нестабильности  особое значение приобретает трудовое воспитание. Необходимо воспитывать у учащихся не только готовность к труду, трудолюбие,  но и стремление к совершенствованию в профессии, а также психологическую готовность к ее смене, экономическую активность, инициативу, предприимчивость.

Подготовка учащихся к жизни и труду имеет свою возрастную специфику, свои задачи, соответствующие возрастным особенностям школьников. Как отмечает Т.А. Пантелеева, подвижность, двигательная активность, готовность к действию, присущая младшему школьному возрасту, требует использования разнообразных видов деятельности, использования разных форм и методов. В подавляющем большинстве младшие школьники с охотой включаются в деятельность, легко увлекаются, но их желания ситуативны, поведение отличается неустойчивостью, быстрой сменой настроения. Они готовы браться за любое дело, участвовать во многих мероприятиях, но эта энергия часто бывает несоразмерной с их возможностями. Поэтому они легко могут охладеть к занятиям, не доводить начатое дело до конца, переключаться с одного на другое. Поэтому в работе с ними необходимо постоянно обновлять содержание, формы и методы воспитания. У детей младшего школьного возраста преобладает интерес к конкретному, они эмоционально активны, любознательны, впечатлительны, непосредственны и доверчивы. Это требует подбора яркого в художественном отношении материала, содержащего элементы занимательности. В целом возрастные особенности младших школьников являются благоприятными для осуществления подготовки учащихся к жизни и труду [13] .

Особое значение в подготовке младших школьников к жизни и труду имеет процесс обучения.

Анализ учебников для начальной школы позволяет отметить богатство материала, содержащегося в них, включающего знания о различных сторонах жизни,  взаимоотношений между людьми, о профессиях, о людях труда. Учебники содержат множество терминов и понятий профориентационного характера, названий профессий, производств, трудовых действий, предметов труда.

Программы трудового обучения младших школьников включают в себя разнообразные виды труда, в процессе которого учащиеся занимаются обработкой различных материалов, конструированием, моделированием, декоративно-прикладным творчеством. Учитель может дополнить знания учащихся рассказом о профессиях, связанных с данными материалами, показом рисунков, слайдов и т.д. Работа на пришкольном участке, изготовление наглядных пособий закладывают у детей основы трудолюбия, желание сделать что-то полезное своими руками, развивает трудовые умения и навыки,  интересы и увлечения младших школьников. 

            Задачи по подготовке младших школьников к жизни и  труду  могут успешно решаться на уроках гуманитарного, естественного, художественно-эстетического курсов, на уроках трудового обучения специфическими средствами данных курсов.

   Формируя у учащихся готовность к жизни и труду, необходимо учитывать, что важно, чтобы этот процесс проходил осознанно. Поэтому необходимы знания о том, что  принимается обществом, а что отвергается. На основе имеющихся знаний у ребенка складываются представления о сущности подготовки к жизни и труду, о  необходимости овладения необходимыми для этого знаниями, качествами личности. На этом этапе ведущая роль принадлежит педагогу. Так, предлагая учащимся сделать что-то полезное не только для себя, но и для других, например, принять участие в коллективном труде, педагог разъясняет смысл работы, ее значение для коллектива, стремясь таким образом выработать у детей своеобразную ориентацию на предстоящую деятельность и сформировать у них предварительное представление о ее социальной значимости.  На основе полученных знаний у ребенка складываются представления о необходимости участия в трудовой деятельности. Чтобы появилось осознанное стремление к участию в трудовой деятельности, необходимо возникновение отношения к предстоящей деятельности, которое, в свою очередь, влечет за собой развитие социальных чувств. Основные изменения, происходящие на этом этапе, заключаются в том, что осуществляется переориентировка младшего школьника на новые ценности. Происходит как бы обесценивание прежде интересных для детей игр, развлечений, и соответственно возрастает ценность ранее менее привлекательного для них серьезного и трудного задания. Безразличное отношение к социально значимому делу быстро сменяется большой чувствительностью ребенка по отношению  к оценке окружающих. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и поэтому влияют на прочность формируемого качества. Знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках и поведении. Ребенок будет активно стремиться к участию в трудовой, общественной  деятельности на благо других людей, будет побуждать своим примером и убеждением других.

Страницы: 1, 2, 3, 4