Подготовка младших школьников к жизни и труду
Подготовка младших школьников к жизни и труду
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы проблемы подготовки младшего школьника
к жизни и труду в процессе обучения…………………………..6
1.1. Сущность и особенности подготовки младшего
школьника
к жизни и труду в процессе обучения……………………………….6
1.2 Анализ практического опыта подготовки младшего школьника
к жизни и труду в процессе обучения……………………………...13
1.3. Критерии,
показатели и средства диагностики готовности младшего
школьника к жизни и труду…………………………………………..19
Выводы по первой главе………………………………………………………...25
Глава II. Пути и средства подготовки младшего школьника к жизни
и труду в процессе обучения…………………………………………………..26
2.1. Ознакомление младшего школьника с миром
труда и профессий..26
2.2. Методы и средства подготовки младшего школьника к
жизни и
труду в процессе обучения…………………………………………...31
2.3. Включение младшего
школьника в трудовую деятельность как
средство
подготовки к жизни и труду………………………………36
Вывод по второй главе…………………………………………………………..42
Заключение……………………………………………………………………..44
Список литературы……………………………………………………………46
Приложения……………………………………………………………………..49
Введение
Проблема
подготовки школьников к жизни и труду всегда была актуальной, но сегодня она
приобретает особую значимость. Развитие новых экономических механизмов предъявляет к
человеку более жесткие требования в отношении уровня образованности, умения
адаптироваться в обществе, способности к трудовой деятельности. Современному
обществу необходимы люди с активной жизненной позицией, личности всесторонне
развитые, знающие свое дело.
Сегодня социальный заказ общества к образованию требует
создания необходимых условий, которые максимально способствуют подготовке
учащихся к труду и жизни.
Слабая осведомленность учащихся о трудовой и
профессиональной деятельности, понимание своих возможностей, осознание своих
интересов приводит к случайному выбору профессии, направления трудовой
деятельности, что в дальнейшем приводит к разочарованию. Во избежание этого
необходима серьезная работа, направленная на подготовку учащихся к жизни и
труду.
Чем раньше осуществляется этот процесс, тем успешнее
проходит социализация личности. Поэтому необходимо уже в начальной школе готовить
учащихся к современной жизни, к тем требованиям, которым должна соответствовать
личность, чтобы суметь успешно реализовать свои способности, возможности. Уже
в начальных классах необходимо воспитание у учащихся понимания, что именно в
труде человек реализует себя как личность, создает благополучие себе и своей
семье. От того, насколько у учащихся будут сформированы интерес к труду,
стремление к трудовой деятельности, понимание ее значимости, необходимости,
зависит то, как в дальнейшем будет складываться их жизнь.
Подготовка младших школьников к жизни и труду имеет
свои особенности, связанные с такими возрастными особенностями учащихся, как
любознательность, эмоциональность, восприимчивость к воздействиям взрослых,
особенно педагогов.
Решению проблемы подготовки младшего школьника к жизни
и труду способствует содержание образовательного процесса начальной школы. Все
предметы, изучаемые в начальных классах, содержат богатый потенциал для
подготовки учащихся к жизни и труду, который необходимо использовать
максимально.
Проблема подготовки
школьников к жизни и труду нашла свое отражение в трудах педагогов, как прошлого, так и
настоящего.
Теоретические
основы подготовки учащихся к жизни и труду начали разрабатываться в
отечественной педагогике в 20-е годы. П.П. Блонский, Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий
особое внимания уделяли проблеме коллективной деятельности, труда,
направленного на удовлетворение общей потребности данного коллектива. Весомый
вклад в развитие теории данной проблемы внес А.С. Макаренко, писавший о
необходимости каждой личности развивать свои способности, о влиянии трудового
воспитания в коллективе на подготовку молодого поколения к жизни и труду.
Позже проблема подготовки
учащихся к жизни и труду нашла свое отражение в работах педагогов: А.М.
Арсеньева, Н.И. Болдырева, Н.К. Гончарова, А.И. Каирова, И.С. Марьенко, Л.И.
Новиковой, И.Ф. Свадковского, М.Н. Скаткина, В. А. Сухомлинского, и других.
В это же время
нельзя не отметить недостаточную разработанность данной темы в современных
исследованиях. В профессиональных журналах тема подготовки учащихся к жизни и
труду, и прежде всего младших школьников, почти не находит своего отражения.
Актуальность
проблемы подготовки младших школьников к жизни и
труду определила выбор данной темы
исследования.
Цель
исследования:
выявить и научно обосновать пути и средства подготовки младших школьников к жизни
и труду в процессе обучения.
Объект
исследования: процесс
подготовки младших школьников к жизни и труду.
Предмет
исследования:
пути и средства подготовки младших школьников к жизни и труду в процессе
обучения.
Гипотеза
исследования состоит
в том, что процесс подготовки младших школьников к жизни и труду в процессе
обучения будет эффективным, если:
- осуществляется ознакомление младшего
школьника с миром труда и профессий;
- используются разнообразные методы и средства
подготовки младшего школьника к жизни и труду в процессе обучения;
- осуществляется включение
младшего школьника в трудовую деятельность как средство подготовки к жизни и
труду.
Задачи исследования:
1. Определить психолого-педагогическую
сущность и особенности подготовки младших школьников к жизни и труду.
2. Проанализировать педагогический
опыт подготовки младших школьников к жизни и труду.
3. Определить критерии,
показатели и средства диагностики готовности младших школьников к жизни и
труду.
4. Выявить и научно обосновать пути
и средства подготовки младших
школьников к
жизни и труду в процессе обучения.
Методы исследования:
·
анализ психолого-педагогической
литературы;
·
анализ
педагогического опыта;
·
педагогическое
наблюдение;
·
тестирование.
Глава 1. Теоретические основы
проблемы подготовки
младшего школьника к жизни и труду в процессе обучения
1.1. Сущность и особенности подготовки
младшего школьника
к жизни и труду в процессе
обучения
Процесс подготовки учащихся к жизни и труду сложный и
многогранный; в результате его осуществления учащиеся перенимают от старших поколений
трудовой и социальный опыт, который необходим им в будущем, в трудовой
деятельности, в подготовке их к выбору профессии.
Проблема подготовки учащихся
к жизни и труду может рассматриваться в двух аспектах: подготовка к жизни как
помощь в процессе социализации личности и подготовка к труду в рамках трудового
воспитания.
Е.Н. Шиянов
определяет социализацию как процесс и результат усвоения и активного
воспроизводства личностью социального опыта, осуществляемый в общении и
деятельности [16].
С.А. Смирнов считает, что задачи подготовки учащихся
к жизни как составной части процесса социализации включает в себя формирование
у них положительной «Я-концепции», потребности в продуктивной, одобряемой
обществом деятельности, формирования интереса к ней, развитие навыков
сотрудничества, взаимодействия [17].
Трудовое воспитание имеет своей целью подготовку
учащихся к труду.
Н.Ф. Харламов определяет трудовое воспитание как
процесс организации и стимулирования разнообразной трудовой деятельности
учащихся и формирования у них добросовестного отношения к выполняемой работе,
проявлению в ней инициативы, творчества, стремления к достижению более высоких
результатов [23].
В то же время
подготовка учащихся к жизни и труду представляет собой целостный процесс, что
нашло свое отражение в работах таких ученых, как С.И. Гессен, С.Т. Шацкий,
А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие.
Так, С.И. Гессен,
рассматривая особенность трудового воспитания, отмечает, что оно должно
способствовать подготовке учащихся к жизни. Трудовая школа, по его мнению, даже
если она исходит из труда, имеющего производительное значение, имеет своей
целью не интересы самой профессиональной деятельности, а интересы личности, ее
успешного вхождения во взрослую жизнь. Сущность трудовой школы состоит в том,
что вместо пассивного повторения учащимися образца, заданного учителем, весь
класс в совместной работе создает некий продукт, который имеет определенную
ценность. Это может быть возделанное поле, предметы быта, художественный образ,
имеющий эстетическую ценность, созданный учащимися журнал и т.д. В ходе такой
деятельности учащиеся усваивают определенный продуктивный опыт, помогающий
становлению их личности во всех ее аспектах[4].
Проблема подготовки учащихся
к жизни и труду нашла свое
отражение в системе трудового
воспитания С.Т. Шацкого. С.Т. Шацкий считал, что подготовить детей к жизни –
значит организовать трудовую деятельность, имеющую общеобразовательное
значение. Дети должны выбрать труд в соответствии с их интересами – труд в
столярных, слесарных, ткацких, художественных мастерских, в
естественнонаучных лабораториях. Организовать жизнь детей – значит организовать
их деятельность, в процессе которой осуществляется трудовое, физическое,
умственное воспитание. По мнению ученого, школа должна быть связана с жизнью, и
методы обучения в ней должны опираться на опыт ребенка, который он получил в
процессе деятельности. [29]
Особое место
трудовое воспитание занимает в педагогической системе А.С. Макаренко. Особенно
актуальным сегодня является утверждение А.С. Макаренко о том, что труд «вообще»
не является воспитательным средством, готовящим учащихся к жизни. А.С.
Макаренко приходит к выводу о необходимости такой организации труда в детских
коллективах, при которой превалировали бы не узкохозяйственные задачи, а задачи
именно педагогические. И тогда воспитательным станет не столько трудовое
усилие, сколько переживание этой заботы. Обязанность ученика трудиться на общую
пользу дает ему право на большую самостоятельность, необходимую ему в
дальнейшей жизни. В противном случае, говорил А.С. Макаренко, можно воспитать
лишь лошадиную покорность в труде, когда работа делается без удовольствия [12].
Особое значение
трудовому воспитанию учащихся придавал В.А. Сухомлинский, называя труд могучим
воспитателем. Труд становится основой гармонического развития личности, в труде
человек способен не только добывать хлеб насущный, но и материализовывать свой
ум, творчество.
В.А.Сухомлинский рассматривал
трудовое воспитание в широком смысле этого понятия. Он считал, что уже в
школьные годы должна практически решаться задача сближения труда умственного и
физического. Трудолюбие как важнейшая черта воспитывается как в процессе
физического труда, так и в интеллектуальной, эмоциональной, волевой жизни школьников.
Как нельзя воспитать трудолюбие одними словами, так нельзя воспитать его без
серьезных умных слов. В этом деле значительная роль должна быть отведена не
только предметам естественно-математического цикла, но и гуманитарным
предметам, формирующим и направляющим духовную жизнь школьников, помогающим
осмыслить свой труд.
Сухомлинский считал трудовое
воспитание и процесс обучения взаимосвязанными. Поскольку учение в жизни
ребенка занимает главное место, с него, по мнению Сухомлинского, и надо начинать
трудовое воспитание [19].
Б.Т. Лихачев связывает трудовое воспитание с
нравственным и в качестве наиболее общих задачам трудового воспитания выделяет
формирование трудолюбия, ответственности, воспитание уважения к людям труда,
других нравственных качеств, а также осуществление профориентации, интереса к
различным профессиям.
Б.Т. Лихачев отмечает, что сегодня в
основе подготовки младших школьников к жизни и труду лежит передача социального
опыта, трудовых навыков, развитие личности ребенка как субъекта общественных
межличностных отношений, развитие умения ориентироваться в социальных
ситуациях, правильно выбирать адекватные способы обращения с людьми и
реализовывать эти способы в процессе взаимодействия, приобщение его к
ценностям человечества и конкретного общества. Развиваясь, ребенок постепенно
овладевает принятыми в обществе нормами и правилами поведения и
взаимоотношений. Результатом этого является проявление и утверждение в личности
определенного набора качеств, позволяющих ему успешно адаптироваться в обществе
[11].
Задачи, связанные с подготовкой учащихся к жизни и
труду, решаются при условии включения их в различные виды и формы активной
деятельности – учебной, трудовой, общественной и др. Здесь в процессе
взаимодействия между детьми у них формируются навыки сотрудничества,
коллективизма, доброжелательного отношения [14].
Подготовка младших школьников к жизни и труду осуществляется в
учебной деятельности. Необходимо воспитывать у учащихся понимание ценности
знаний в современном обществе, активную позицию в учебной деятельности,
готовность к постоянному самообразованию, понимание необходимости приложения
определенных усилий, трудолюбия в приобретении знаний.
Сегодня в условиях жесткого рынка, экономической
нестабильности особое значение приобретает трудовое воспитание. Необходимо
воспитывать у учащихся не только готовность к труду, трудолюбие, но и
стремление к совершенствованию в профессии, а также психологическую готовность
к ее смене, экономическую активность, инициативу, предприимчивость.
Подготовка учащихся к жизни и труду имеет свою
возрастную специфику, свои задачи, соответствующие возрастным особенностям
школьников. Как отмечает Т.А. Пантелеева, подвижность, двигательная активность,
готовность к действию, присущая младшему школьному возрасту, требует
использования разнообразных видов деятельности, использования разных форм и
методов. В подавляющем большинстве младшие школьники с охотой включаются в деятельность,
легко увлекаются, но их желания ситуативны, поведение отличается неустойчивостью,
быстрой сменой настроения. Они готовы браться за любое дело, участвовать во
многих мероприятиях, но эта энергия часто бывает несоразмерной с их
возможностями. Поэтому они легко могут охладеть к занятиям, не доводить начатое
дело до конца, переключаться с одного на другое. Поэтому в работе с ними
необходимо постоянно обновлять содержание, формы и методы воспитания. У детей
младшего школьного возраста преобладает интерес к конкретному, они эмоционально
активны, любознательны, впечатлительны, непосредственны и доверчивы. Это
требует подбора яркого в художественном отношении материала, содержащего
элементы занимательности. В целом возрастные особенности младших школьников
являются благоприятными для осуществления подготовки учащихся к жизни и труду [13]
.
Особое значение в подготовке младших школьников к
жизни и труду имеет процесс обучения.
Анализ учебников для начальной школы позволяет
отметить богатство материала, содержащегося в них, включающего знания о
различных сторонах жизни, взаимоотношений между людьми, о профессиях, о людях
труда. Учебники содержат множество терминов и понятий профориентационного
характера, названий профессий, производств, трудовых действий, предметов труда.
Программы
трудового обучения младших школьников включают в себя разнообразные виды труда,
в процессе которого учащиеся занимаются обработкой различных материалов,
конструированием, моделированием, декоративно-прикладным творчеством. Учитель
может дополнить знания учащихся рассказом о профессиях, связанных с данными
материалами, показом рисунков, слайдов и т.д. Работа на пришкольном участке,
изготовление наглядных пособий закладывают у детей основы трудолюбия, желание
сделать что-то полезное своими руками, развивает трудовые умения и навыки, интересы
и увлечения младших школьников.
Задачи по подготовке младших школьников к жизни
и труду могут успешно решаться на уроках гуманитарного, естественного,
художественно-эстетического курсов, на уроках трудового обучения специфическими
средствами данных курсов.
Формируя у
учащихся готовность к жизни и труду, необходимо учитывать, что важно, чтобы
этот процесс проходил осознанно. Поэтому необходимы знания о том, что
принимается обществом, а что отвергается. На основе имеющихся знаний у ребенка
складываются представления о сущности подготовки к жизни и труду, о
необходимости овладения необходимыми для этого знаниями, качествами личности.
На этом этапе ведущая роль принадлежит педагогу. Так, предлагая учащимся
сделать что-то полезное не только для себя, но и для других, например, принять
участие в коллективном труде, педагог разъясняет смысл работы, ее значение для
коллектива, стремясь таким образом выработать у детей своеобразную ориентацию
на предстоящую деятельность и сформировать у них предварительное представление
о ее социальной значимости. На основе полученных знаний у ребенка складываются
представления о необходимости участия в трудовой деятельности. Чтобы появилось
осознанное стремление к участию в трудовой деятельности, необходимо
возникновение отношения к предстоящей деятельности, которое, в свою очередь,
влечет за собой развитие социальных чувств. Основные изменения, происходящие на
этом этапе, заключаются в том, что осуществляется переориентировка младшего
школьника на новые ценности. Происходит как бы обесценивание прежде интересных
для детей игр, развлечений, и соответственно возрастает ценность ранее менее
привлекательного для них серьезного и трудного задания. Безразличное отношение
к социально значимому делу быстро сменяется большой чувствительностью ребенка
по отношению к оценке окружающих. Чувства придают процессу формирования
личностно значимую окраску и поэтому влияют на прочность формируемого качества.
Знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в
поступках и поведении. Ребенок будет активно стремиться к участию в трудовой,
общественной деятельности на благо других людей, будет побуждать своим примером
и убеждением других.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|