бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Подготовка к обучению грамоте умственно отсталых детей бесплатно рефераты

где:

3 балла – выполнил без ошибок;

2 балла – выполнил с небольшим количеством ошибок;

1 балл – выполнил с большим количеством ошибок.


Можно проследить, что у обследованных детей отмечается улучшение развития фонематического слуха после проведения формирующего эксперимента.

Значительные улучшения отмечены у детей при выполнении заданий на различение фонем, близких по способу и месту образования, выделение исследуемого звука среди других, определение наличия звука в названии картинок, определение места звука в словах.

В таблице 8 представлены результаты обследования звукового анализа слов.

Таблица 8

Динамика состояния звукового анализа слова


Содержание задания


Определить количество звуков в словах

Выделить последовательно каждый звук в слове

Определить последний согласный звук в слове

Выделить согласный звук из начала слова

Сравнить слова по звуковому составу (мак, бак)

Закончить слова

До

После

До

После

До

После

До

После

До

После

До

После

Владимир М.

2

2

1

2

2

2

2

3

2

3

2

3

Вера К.

2

2

2

2

3

3

3

3

2

2

2

2

Сергей Б.

1

2

1

2

2

2

2

2

1

1

1

2

Павел М.

1

2

1

1

2

2

2

2

1

1

2

2

Оксана К.

2

2

2

2

2

3

2

3

2

2

2

2

Саша Л.

2

3

2

3

2

2

2

2

1

2

2

2

Кирилл С.

2

3

2

2

2

3

2

2

2

2

2

3

3 балла – выполнил без ошибок;

2 балла – выполнил с небольшим количеством ошибок;

1 балл – выполнил с большим количеством ошибок.


Повысилась результативность выполнения заданий на звуковой анализ и синтез. Так, некоторые дети справились без ошибок с заданиями на определение последнего согласного звука в слове, выделение согласного звука из начала слова, сравнение слов по звуковому составу (мак, бак), дети почти без ошибок могли закончить слова.

Результаты повторного исследования мышления и речи детей показали, что 3 (43%) ребенка набрали по 2 балла, они сделал 5 ошибок, что свидетельствует о среднем уровне развития мышления и речи; 4 (57%) детей набрали 1 балл, т.е. уровень развития мышления и речи у данных детей низкий.

Представим динамику развития мышления и речи на рис. 3.

Рис. 3. Динамика уровня развития мышления и речи у умственно отсталых детей


В обследованной группе стало больше детей со средним уровнем развития мышления и речи, уменьшилось число детей с низким уровнем развития мышления и речи.

Результаты повторного обследования способностей умственно отсталых детей делать умозаключения показали следующую динамику (рис. 4).

 

Рис. 4. Динамика уровня развития способности делать умозаключения у умственно отсталых детей


Низкий уровень выявлен только у 3 детей, остальные имеют средний уровень способности делать умозаключения.

Сопоставление результатов констатирующего и контрольного эксперимента представлены на диаграммах (рис. 5-7).


Рис. 5. Сопоставление результатов обследования фонематического слуха на этапе констатирующего и контрольного эксперимента

Рис. 6. Сопоставление результатов обследования звукового анализа слов на этапе констатирующего и контрольного эксперимента


Рис. 7. Сопоставление результатов обследования активного словаря и понимания речи на этапе констатирующего и контрольного эксперимента

Рис. 8. Сопоставление результатов обследования грамматического строя речи на этапе констатирующего и контрольного эксперимента


Из диаграмм видно, что по уровню сформированности различных сторон речи на этапе контрольного эксперимента уменьшилось число детей, которые получили за выполнение заданий 1 балл, по всем заданиям стало больше детей, получивших по 2-3 балла, то есть повысился уровень сформированности фонематического слуха, звукового анализа слова, увеличился активный словарь и улучшилось понимание речи и ее грамматический строй.

Результаты контрольного эксперимента показали, что примененный нами в ходе формирующего эксперимента комплексный подход повышает эффективность логопедического воздействия, служит совершенствованием мышления, речевых возможностей умственно отсталых детей и повышает у них уровень готовности к обучению грамоте.

Заключение


По результатам проведенного теоретического исследования можно сделать следующие выводы.

Умственная отсталость - стойкое нарушение познавательной деятельности, вследствие органического поражения коры головного мозга. Данное понятие объединяет многочисленные и разнообразные формы патологии, характеризующиеся недоразвитием когнитивной сферы, высших психических процессов, различающиеся по этиологии, локализации, патогенезу, клиническим проявлениям, времени возникновения и особенностям течения.

Причинами умственной отсталости могут выступать пренатальные, натальные и постнатальные эндои экзогенные неблагоприятные факторы и воздействия (воспалительные заболевания, интоксикации, ушибы головного мозга, унаследованные генетические аномалии и т.п.). Поэтому, поражение коры головного мозга может иметь место в рамках любого возрастного периода.

Специфика нарушений речи и их коррекция у умственно отсталых детей определяются особенностями высшей нервной деятельности и их психического развития.

У умственно отсталых детей отмечается недоразвитие высших форм познавательной деятельности, конкретность и поверхность мышления, замедленное развитие речи и ее качественное своеобразие, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы.

Необходимость подготовки к обучению грамоте заключается в том, чтобы ребенок: не пропускал буквы, когда будет писать диктанты в школе; умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы; для развития познавательного отношения к речи, уточнения и расширения словарного запаса.

Специфика готовности к обучению грамоте у умственно отсталого ребенка определяется тем, что у него снижена ориентировочная деятельность, активность, нарушена моторика, отмечается низкий уровень мотивированности и потребностей. Наблюдаются недостаточность внимания, слабость смысловых связей, бессистемность имеющихся представлений, нарушение памяти.

Полученные на этапе констатирующего эксперимента результаты показали, что у обследованных детей наблюдается недоразвитие ручной моторики. Выявлена несформированность фонематического восприятия, а также фонематического анализа и синтеза. Словарный запас качественно неполноценный. Недостаточная сформированность семантических полей. Грамматический строй речи нарушен (наблюдаются аграмматизмы). Детям малодоступны операции словоизменения и формообразования слов.

Большинство умственно отсталых детей имеют низкий уровень успешности, у них практически отсутствуют навыки мыслительных операций, что предъявляет особые требования к развитию у них навыков логического мышления в учебной познавательной деятельности.

Уровень развития мышления, состояние речевого развития умственно отсталых детей, уровень сформированности их звукового анализа и синтеза обуславливают направления и методы подготовки к обучению грамоте.

Подготовка к овладению грамотой умственно отсталых детей осуществляется в следующих направлениях:

I. Развитие фонематических процессов и слухо-речевой памяти.

II. Развитие лексико-грамматической стороны речи.

III. Развитие связной речи.

IV. Развитие зрительно-пространственных представлений.

Развитие речи сопровождается применением заданий на развитие познавательной деятельности, активности.

В ходе обучения применяются различные формы наглядности, игровые приемы, упражнения в занимательной форме. Эффективным является применение, наряду с другими, игровых приемов.

На этапе контрольного эксперимента повторно выявлялся уровень готовности к обучению грамоте умственно отсталых детей после проведения коррекционной работы. Повысилась результативность выполнения заданий на звуковой анализ и синтез. У детей отмечено улучшение развития ручной моторики. Повысился уровень развития фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза. Увеличился активный словарь. Аграмматизмы в речи наблюдались мене часто. Таким образом, гипотеза подтвердилась.


Список литературы


1.                 Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2002.

2.                 Александрова Н.А. Некоторые результаты клинического изучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью // Дефектология. - 2002. - № 6.

3.                 Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Подготовка к обучению грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Пособие для учителя. - СПб.: Изд-во «Союз», 2004.

4.                 Безрукова Е. 3., Забрамная С. Д. Психологическое изучение умственно отсталых школьников. - Свердловск, 1974.

5.                 Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. - М., 1997.

6.                 Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. - М.: Просвещение, 1972.

7.                 Вопросы комплексной диагностики умственной отсталости у детей / Под ред. Т.В. Егорова. - Иркутск, 1988.

8.                 Воронкова В.В. Подготовка к обучению грамоте умственно отсталых старших дошкольников // Дефектология. - 1997 - № 5 - С.53-62.

9.                 Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости // Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. - М.: Педагогика, 1983.

10.            Выготский Л.С. Психология развития ребенка: сборник трудов. – М.: Эксмо-Пресс, 2006.

11.            Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. - М., 1985.

12.            Гвоздев А.Н. От первых слов до первых классов. – Саратов, 1981.

13.            Горецкий В.Г. Методическое пособие по обучению грамоте и письму. – М.: Просвещение, 2001.

14.            Граборов А.Н. Основы олигофренопедагогики. – М.: Классикс Стиль, 1959.

15.            Дементьева Н.Ф. и др. Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью // Дефектология. - 1994. - № 6. - С.63-67.

16.            Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. — М.: Просвещение, 1985.

17.            Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. - М.: Просвещение, 1988.

18.            Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. Пособие для психолого-пед. комис. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2003.

19.            Замский Х.С. Умственно-отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древнейших времен до середины ХХ века. - М.: Образование, 1995.

20.            Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

21.            Исаев Д.Н. Умственная отсталость детей и подростков. – М.: Речь, 2007.

22.            Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

23.            Катаева А.Р., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М.: Просвещение, 1988.

24.            Каше Г. А. Логопедическая работа в I классе вспомогательной школы. — М., 1957.

25.            Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1985.

26.            Коробейников И.А. О концептуальных и практических аспектах диагностики и коррекции умственной отсталости // Социальная и клиническая психиатрия. - 1993. - № 1.

27.            Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. – М.: Знание, 1987.

28.            Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М: Педагогика, 1991.

29.            Кузмина Е.С. Развитие эмоционально-волевой сферы умственно отсталых младших школьников // Коррекционно развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей. - М., 1987.

30.            Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: Владос, 2004.

31.            Малинович В.И. К вопросу об обучаемости детей с нарушенным умственным развитием // Дефектология. - 1999. - № 3. - С.18-21.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11