Подготовка к обучению грамоте умственно отсталых детей
где:
3
балла – выполнил без ошибок;
2
балла – выполнил с небольшим количеством ошибок;
1
балл – выполнил с большим количеством ошибок.
Можно
проследить, что у обследованных детей отмечается улучшение развития
фонематического слуха после проведения формирующего эксперимента.
Значительные
улучшения отмечены у детей при выполнении заданий на различение фонем, близких
по способу и месту образования, выделение исследуемого звука среди других,
определение наличия звука в названии картинок, определение места звука в
словах.
В
таблице 8 представлены результаты обследования звукового анализа слов.
Таблица
8
Динамика
состояния звукового анализа слова
|
Содержание задания
|
|
Определить количество
звуков в словах
|
Выделить
последовательно каждый звук в слове
|
Определить последний
согласный звук в слове
|
Выделить согласный
звук из начала слова
|
Сравнить слова по
звуковому составу (мак, бак)
|
Закончить слова
|
До
|
После
|
До
|
После
|
До
|
После
|
До
|
После
|
До
|
После
|
До
|
После
|
Владимир М.
|
2
|
2
|
1
|
2
|
2
|
2
|
2
|
3
|
2
|
3
|
2
|
3
|
Вера К.
|
2
|
2
|
2
|
2
|
3
|
3
|
3
|
3
|
2
|
2
|
2
|
2
|
Сергей Б.
|
1
|
2
|
1
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
2
|
Павел М.
|
1
|
2
|
1
|
1
|
2
|
2
|
2
|
2
|
1
|
1
|
2
|
2
|
Оксана К.
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
3
|
2
|
3
|
2
|
2
|
2
|
2
|
Саша Л.
|
2
|
3
|
2
|
3
|
2
|
2
|
2
|
2
|
1
|
2
|
2
|
2
|
Кирилл С.
|
2
|
3
|
2
|
2
|
2
|
3
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
3
|
3
балла – выполнил без ошибок;
2
балла – выполнил с небольшим количеством ошибок;
1
балл – выполнил с большим количеством ошибок.
Повысилась
результативность выполнения заданий на звуковой анализ и синтез. Так, некоторые
дети справились без ошибок с заданиями на определение последнего согласного
звука в слове, выделение согласного звука из начала слова, сравнение слов по
звуковому составу (мак, бак), дети почти без ошибок могли закончить слова.
Результаты
повторного исследования мышления и речи детей показали, что 3 (43%) ребенка набрали
по 2 балла, они сделал 5 ошибок, что свидетельствует о среднем уровне развития
мышления и речи; 4 (57%) детей набрали 1 балл, т.е. уровень развития мышления и
речи у данных детей низкий.
Представим
динамику развития мышления и речи на рис. 3.
Рис.
3. Динамика уровня развития мышления и речи у умственно отсталых детей
В
обследованной группе стало больше детей со средним уровнем развития мышления и
речи, уменьшилось число детей с низким уровнем развития мышления и речи.
Результаты
повторного обследования способностей умственно отсталых детей делать
умозаключения показали следующую динамику (рис. 4).
Рис.
4. Динамика уровня развития способности делать умозаключения у умственно
отсталых детей
Низкий
уровень выявлен только у 3 детей, остальные имеют средний уровень способности
делать умозаключения.
Сопоставление
результатов констатирующего и контрольного эксперимента представлены на
диаграммах (рис. 5-7).
Рис.
5. Сопоставление результатов обследования фонематического слуха на этапе
констатирующего и контрольного эксперимента
Рис.
6. Сопоставление результатов обследования звукового анализа слов на этапе
констатирующего и контрольного эксперимента
Рис.
7. Сопоставление результатов обследования активного словаря и понимания речи на
этапе констатирующего и контрольного эксперимента
Рис.
8. Сопоставление результатов обследования грамматического строя речи на этапе
констатирующего и контрольного эксперимента
Из
диаграмм видно, что по уровню сформированности различных сторон речи на этапе
контрольного эксперимента уменьшилось число детей, которые получили за
выполнение заданий 1 балл, по всем заданиям стало больше детей, получивших по
2-3 балла, то есть повысился уровень сформированности фонематического слуха,
звукового анализа слова, увеличился активный словарь и улучшилось понимание
речи и ее грамматический строй.
Результаты
контрольного эксперимента показали, что примененный нами в ходе формирующего
эксперимента комплексный подход повышает эффективность логопедического
воздействия, служит совершенствованием мышления, речевых возможностей умственно
отсталых детей и повышает у них уровень готовности к обучению грамоте.
Заключение
По
результатам проведенного теоретического исследования можно сделать следующие
выводы.
Умственная
отсталость - стойкое нарушение познавательной деятельности, вследствие
органического поражения коры головного мозга. Данное понятие объединяет
многочисленные и разнообразные формы патологии, характеризующиеся недоразвитием
когнитивной сферы, высших психических процессов, различающиеся по этиологии,
локализации, патогенезу, клиническим проявлениям, времени возникновения и
особенностям течения.
Причинами
умственной отсталости могут выступать пренатальные, натальные и постнатальные
эндои экзогенные неблагоприятные факторы и воздействия (воспалительные
заболевания, интоксикации, ушибы головного мозга, унаследованные генетические
аномалии и т.п.). Поэтому, поражение коры головного мозга может иметь место в
рамках любого возрастного периода.
Специфика
нарушений речи и их коррекция у умственно отсталых детей определяются
особенностями высшей нервной деятельности и их психического развития.
У
умственно отсталых детей отмечается недоразвитие высших форм познавательной
деятельности, конкретность и поверхность мышления, замедленное развитие речи и
ее качественное своеобразие, нарушение словесной регуляции поведения,
незрелость эмоционально-волевой сферы.
Необходимость
подготовки к обучению грамоте заключается в том, чтобы ребенок: не пропускал
буквы, когда будет писать диктанты в школе; умел использовать свой слух,
зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и
согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался
запомнить соответствующие буквы; для развития познавательного отношения к речи,
уточнения и расширения словарного запаса.
Специфика
готовности к обучению грамоте у умственно отсталого ребенка определяется тем,
что у него снижена ориентировочная деятельность, активность, нарушена моторика,
отмечается низкий уровень мотивированности и потребностей. Наблюдаются
недостаточность внимания, слабость смысловых связей, бессистемность имеющихся
представлений, нарушение памяти.
Полученные
на этапе констатирующего эксперимента результаты показали, что у обследованных
детей наблюдается недоразвитие ручной моторики. Выявлена несформированность
фонематического восприятия, а также фонематического анализа и синтеза. Словарный
запас качественно неполноценный. Недостаточная сформированность семантических
полей. Грамматический строй речи нарушен (наблюдаются аграмматизмы). Детям
малодоступны операции словоизменения и формообразования слов.
Большинство
умственно отсталых детей имеют низкий уровень успешности, у них практически
отсутствуют навыки мыслительных операций, что предъявляет особые требования к
развитию у них навыков логического мышления в учебной познавательной
деятельности.
Уровень
развития мышления, состояние речевого развития умственно отсталых детей,
уровень сформированности их звукового анализа и синтеза обуславливают
направления и методы подготовки к обучению грамоте.
Подготовка
к овладению грамотой умственно отсталых детей осуществляется в следующих
направлениях:
I.
Развитие фонематических процессов и слухо-речевой памяти.
II.
Развитие лексико-грамматической стороны речи.
III.
Развитие связной речи.
IV.
Развитие зрительно-пространственных представлений.
Развитие
речи сопровождается применением заданий на развитие познавательной
деятельности, активности.
В
ходе обучения применяются различные формы наглядности, игровые приемы,
упражнения в занимательной форме. Эффективным является применение, наряду с
другими, игровых приемов.
На
этапе контрольного эксперимента повторно выявлялся уровень готовности к
обучению грамоте умственно отсталых детей после проведения коррекционной
работы. Повысилась результативность выполнения заданий на звуковой анализ и
синтез. У детей отмечено улучшение развития ручной моторики. Повысился уровень
развития фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза.
Увеличился активный словарь. Аграмматизмы в речи наблюдались мене часто. Таким
образом, гипотеза подтвердилась.
Список
литературы
1.
Аксенова А.К.
Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. Учеб. для
студ. дефектол. фак. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2002.
2.
Александрова Н.А.
Некоторые результаты клинического изучения детей с умеренной и тяжелой
умственной отсталостью // Дефектология. - 2002. - № 6.
3.
Баряева Л.Б.,
Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Подготовка к обучению грамоте детей с умеренной и
тяжелой умственной отсталостью. Пособие для учителя. - СПб.: Изд-во «Союз»,
2004.
4.
Безрукова Е. 3.,
Забрамная С. Д. Психологическое изучение умственно отсталых школьников. -
Свердловск, 1974.
5.
Вайзман Н.П.
Психомоторика умственно отсталых детей. - М., 1997.
6.
Венгер А.А.,
Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения.
- М.: Просвещение, 1972.
7.
Вопросы комплексной
диагностики умственной отсталости у детей / Под ред. Т.В. Егорова. - Иркутск,
1988.
8.
Воронкова В.В.
Подготовка к обучению грамоте умственно отсталых старших дошкольников //
Дефектология. - 1997 - № 5 - С.53-62.
9.
Выготский Л.С.
Проблема умственной отсталости // Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. - М.: Педагогика,
1983.
10.
Выготский Л.С.
Психология развития ребенка: сборник трудов. – М.: Эксмо-Пресс, 2006.
11.
Гаврилушкина
О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. -
М., 1985.
12.
Гвоздев А.Н. От
первых слов до первых классов. – Саратов, 1981.
13.
Горецкий В.Г.
Методическое пособие по обучению грамоте и письму. – М.: Просвещение, 2001.
14.
Граборов А.Н.
Основы олигофренопедагогики. – М.: Классикс Стиль, 1959.
15.
Дементьева Н.Ф. и
др. Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с выраженной умственной
отсталостью // Дефектология. - 1994. - № 6. - С.63-67.
16.
Ефименкова Л. Н.
Формирование речи у дошкольников. — М.: Просвещение, 1985.
17.
Забрамная С.Д.
Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. - М.: Просвещение,
1988.
18.
Забрамная С.Д.,
Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического
обследования детей. Пособие для психолого-пед. комис. М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС. 2003.
19.
Замский Х.С.
Умственно-отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с
древнейших времен до середины ХХ века. - М.: Образование, 1995.
20.
Зикеев А.Г.
Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
- М.: Издательский центр «Академия», 2000.
21.
Исаев Д.Н.
Умственная отсталость детей и подростков. – М.: Речь, 2007.
22.
Катаева А. А.,
Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с
отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
2001.
23.
Катаева А.Р.,
Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М.: Просвещение, 1988.
24.
Каше Г. А.
Логопедическая работа в I классе вспомогательной школы. — М., 1957.
25.
Каше Г.А.
Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – М.:
Просвещение, 1985.
26.
Коробейников И.А.
О концептуальных и практических аспектах диагностики и коррекции умственной
отсталости // Социальная и клиническая психиатрия. - 1993. - № 1.
27.
Кравцов Г.Г.,
Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. – М.:
Знание, 1987.
28.
Кравцова Е.Е.
Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М: Педагогика,
1991.
29.
Кузмина Е.С.
Развитие эмоционально-волевой сферы умственно отсталых младших школьников //
Коррекционно развивающая направленность обучения и воспитания умственно
отсталых детей. - М., 1987.
30.
Лалаева Р.И.
Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: Владос, 2004.
31.
Малинович В.И. К
вопросу об обучаемости детей с нарушенным умственным развитием // Дефектология.
- 1999. - № 3. - С.18-21.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|