Подготовка к обучению грамоте умственно отсталых детей
Затем
дети овладевают представлениями о ряде как совокупности ровно расположенных
однородных предметов. Они узнают, что ряд имеет начало, конец, середину.
Сначала дети строятся в колонну, и их расположение указывало на начало и конец
ряда. Детям задаются вопросы типа: “Где ты стоишь? Кто стоит впереди тебя? Кто
стоит сзади тебя?” и т.л. В играх “Найди место”, “Кто быстрее?”, “Угадай-ка” и
др. дети определяют местоположение предмета в ряду. Потом детям предлагается
построиться в шеренгу и для формирования представлений о начале, середине,
конце такого ряда используются аналогичные упражнения. Свои действия дети
оречевляют, что способствует введению в их активный словарный запас слов:
начало (в начале), середина (в середине), конец (в конце). Эти упражнения
предполагают тренировку детей в перемещении взора слева направо.
Далее
проводится работа с картинками, которые выставляются в ряд и перевернуты
обратной изображению стороной. Ребенок по собственному выбору переворачивает
любую картинку изображением вверх и говорит, что он сделал (“Я перевернул
картинку в начале /середине, конце/ ряда”). Подобные игры “Добавь картинку в
ряд”, “Где была картинка?” и т.д.
После
освоения детьми вышеперечисленных упражнений, можно формировать у детей представления
о том, что слово – это ряд звуков, как и любой ряд, имеет начало, середину и
конец, правило отсчета элементов слева направо.
В
приложении 5 представлены приемы развития мелкой моторики у умственно отсталых
детей. Включение упражнений на развитие мелкой мускулатуры пальцев рук на
занятиях логопеда играет положительную роль в коррекционной работе по подготовке
к обучению грамоте у детей с нарушениями речи. Такой подход позволяет:
1.
Регулярно стимулировать речевые зоны коры головного мозга, что положительно
сказывается на исправлении речи детей;
2.
Совершенствовать психологические процессы: внимание, память, мышление, которые
тесно связаны с речью.
Актуальной
на сегодняшний момент становится проблема зеркальных ошибок при написании цифр
и букв. В работе по преодолению зеркальности у умственно отсталых детей эффективными
являются такие приемы как раскладывание карточек с правильно и неправильно
написанными буквами и цифрами с последующей их маркировкой цветом; творческие
графические задания («нарисуй дерево, на котором вместо листьев растут
шестерки»); отыскивание правильных букв и цифр среди правильно и зеркально
изображенных графем. Систематическая работа с использованием выше предложенных
приемов позволяет в кротчайшие сроки сформировать прочную связь фонема-графема-кинема-артикулема.
В
процессе подготовки умственно отсталых детей к овладению грамотой значительную
роль играет форма, в которой преподносятся учебные знания.
В
ходе обучения применяются различные формы наглядности, игровые приемы, упражнения
в занимательной форме. Основными пособиями на всех этапах обучения грамоте
является разрезная азбука и специальные таблицы для чтения с записанными на них
слогами, словами, предложениями.
Эффективным
является применение, наряду с другими, игровых приемов. Однако необходимо,
чтобы и в игре использовались только строго научные сведения.
Детям
могут быть предложены следующие задания:
–
они определяют наличие или отсутствие изучаемого звука в словах, произносимых
логопедом: хлопают в ладоши, если слышат этот звук в слове, или разводят руки
("удивляются"), если он отсутствует.
–
подбирают слова по определенной лексической теме с фонетическим заданием:
перечислить учебные принадлежности, предметы посуды, фрукты, ягоды и т.п., в
названиях которых содержится заданный звук.
С
целью формирования навыков языкового анализа и синтеза используются следующие
игры: “Сосчитай и назови звуки” – звуковой анализ (ау, уаи); “Живые звуки” –
преобразование слогов (ак – ка); “Эхо” – выделение и называние первого звука в
звукосочетаниях, в слогах, в словах; “Поезд” – отбор картинок на заданный звук
(напр: 1-й вагон со словами на звук А, 2-й – на звук У); “Кто больше?”, “Бегите
ко мне” – подбор слов с заданным звуком; “Поймай звук” – выделение заданного
звука в ряду других звуков, в ряду слогов, слов; “Вата – камень” – различение
твердых и мягких согласных; “Запомни, повтори” – на развитие слухового внимания
и памяти; “Закончи слово”; “В каком доме живет слово?”, “Предмет, схема” –
определение места звука в слове; “В каком доме живет слово?” – определение
количества слогов в слове; “Телеграф” – определение количества слогов в слове;
“4-й лишний” – по месту звука в слове (напр.: слон, сын, капитан, нос; рот,
радуга, карандаш, ручка), по количеству слогов в слове (напр.: машина,
лук, голуби, вагоны) и др.
Знания
детей о звуковом составе слов, полученные на первых двух этапах, объединяются с
умением членить слова на слоги. В схеме теперь обозначаются не только звуки, но
и слоги. Дети узнают, что в каждом слоге есть один гласный звук; учатся делить
на слоги слова различной слоговой структуры (односложные – мак, дом;
двусложные с открытым слогом – вата, каша; трехсложные с открытым слогом
– радуга, бумага; двусложные со стечением согласных – тыква);
определять последовательность слогов в слове и их количество.
Упражнения
в составлении схемы слов полезны и при закреплении правильного произношения, и
при обучении чтению. Большое количество упражнений в этот период направляется
на анализ и чтение слов. Все слова, намеченные для чтения, предварительно
анализируются и выкладываются их схемы. Во всех случаях после завершения работы
со схемой фишки полностью заменяются буквами и слова читаются. Упражнения на
развитие звукового анализа слов большую роль играют на начальных этапах
букварного периода обучения, когда первоочередными задачами являются:
воспитание у детей навыка различения согласных и гласных звуков; усвоение
слогообразующей роли гласных звуков, а также постепенное овладение детьми
особенностями обозначения буквами мягких звуков.
Целесообразно
использование игр на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков,
развивающих процессы мышления. Эти игры можно изготовить из цветного картона и
предметных картинок. На каждую деталь приклеивается картинка с автоматизируемым
звуком и несколько картинок с любым другим звуком.
1.
“Построй домик”.
Цель
игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать
фонематическое восприятие.
Материал:
предметные картинки на прямоугольниках (кирпичиках) - 7-14 штук, и на большом
треугольнике (крыша).
Ход
игры: построить домик для какого-нибудь героя (на звук, который
автоматизировался), например: “Л” - построить домик для куклы Ларисы, выбирая
только кирпичики, в названии картинок которых слышится звук “Л”.
2.
“Собери цветочек”.
Цель
игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать
фонематическое восприятие, зрительную память.
Материал:
предметные картинки на цветных лепестках и на круглой сердцевине цветка.
Ход
игры: собрать цветочек, выбирая лепестки на заданный звук. После того как
ребенок собрал цветок, педагог предлагает ребенку закрыть глаза и
переворачивает несколько лепестков лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребенок
должен вспомнить и назвать, какие картинки были на перевернутых лепестках.
3.
“Солнышко”.
Цель
игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать
фонематическое восприятие, звуковой анализ слова.
Материал:
предметные картинки на прямоугольниках желтого цвета (лучи) и на круге
(солнце).
Ход
игры: педагог предлагает ребенку собрать лучи для солнышка, выбирая только те,
в названии которых слышится заданный звук. Когда задание выполнено,
учитель-логопед просит ребенка определить позицию звука в понравившихся
картинках.
4.
“Собери яблочки”.
Цель
игры: закреплять умение дифференцировать оппозиционные звуки, развивать мелкую
моторику.
Материал:
предметные картинки на яблоках из зеленого картона, 2 корзины с прорезями.
Ход
игры: педагог рассказывает, что ветер раскачал яблоню и с неё упали яблоки.
Необходимо собрать яблочки в корзинки. В корзинку зайца надо собрать яблочки,
на которых нарисованы картинки со звуком “З”, а в корзину собачки яблочки с
картинками со звуком “С”. Подобно этой игре можно провести игры “Собери
морковь”, “Собери груши” и т.д. Педагог в ходе игры может закреплять лексику по
теме “Овощи-фрукты”.
5.
“Украсим елочку”.
Цель
игры: автоматизация поставленного звука в словах, фразах, развитие мелкой
моторики.
Материал:
силуэт елочки, на которой с помощью проволоки крепятся маленькие пуговички,
небольшие круги с петелькой из тесьмы – “елочные шары”, на которые приклеены
предметные картинки.
Ход
занятия: педагог предлагает ребенку украсить елочку шарами, на которых
нарисована картинка с заданным звуком, прикрепляя шары с помощью петельки к
елочке. Когда задание выполнено, логопед просит ребенка составить предложения
про самые красивые шары.
6.
“Напои куклу чаем”.
Цель
игры: автоматизация поставленного звука в словах, фразах; развитие
фонематического восприятия.
Материал:
предметные картинки, наклеенные на чашки из цветного картона, кукла.
Ход
игры: педагог знакомит ребенка с куклой Женей и рассказывает, что Женя очень
капризная – она любит пить чай только из таких чашек, на которых нарисованы
картинки с её любимым звуком “Ж”. Среди множества чашек учитель-логопед просит
найти те, на которых есть такие картинки.
7.
“Кукла наряжается”.
Цель
игры: автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие
фонематического восприятия.
Материал:
бумажная кукла, предметные картинки, наклеенные на силуэт платья.
Ход
игры: перед детьми раскладываются платья, педагог предлагает детям нарядить
куклу только в платья, на которых есть картинка с заданным звуком.
8.
“Украсим комнату флажками”.
Цель
игры: автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие
фонематического восприятия, развитие зрительной памяти.
Материал:
натянутая веревочка, предметные картинки, наклеенные на разноцветные флажки.
Ход
игры: педагог сообщает ребенку, что скоро праздник. В честь праздника логопед
предлагает украсить кабинет флажками с картинками, выбирая только флажки с
картинками на заданный звук. Когда задание выполнено, педагог просит ребенка
отвернуться и по памяти назвать картинки на флажках.
9.
“Собери бусы”.
Эту
игру лучше всего проводить с двумя детьми - один ребенок собирает бусы с одного
конца, другой - с другого.
Цель
игры: автоматизация поставленного звука в словах, развитие фонематического
восприятия, развитие мелкой моторики.
Материал:
длинный шнурок, предметные картинки, наклеенные на небольшие разноцветные
круги, по краям которых с помощью дырокола проделаны два отверстия.
Ход
игры: педагог предлагает детям собрать бусы, выбирая только такие, на которых
наклеена картинка с заданным звуком.
Поскольку
основная задача - автоматизация звуков и развитие фонематического восприятия, в
игры целесообразно вносить элемент развития познавательной сферы. За основу
приняты известные развивающие игры, где дети должны сравнивать, анализировать,
соотносить детали, цвет и форму.
10.
“Сложи пирамидку”.
Цель
игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия,
развитие зрительного восприятия, мышления.
Материал:
предметные картинки, наклеенные на разноцветные колечки (овалы, прямоугольники,
квадраты) разной величины.
Ход
игры: педагог предлагает ребенку сложить пирамидку из фигур, выбирая только
такие фигуры, на которых наклеена картинка с заданным звуком. Ребенок должен
сложить пирамидку по всем правилам, отбирая кольца в порядке их
уменьшения. Фигуры для пирамидки могут быть самой разнообразной формы: овалы,
прямоугольники, квадраты, трапеции и др.
11.
“Веселые матрешки”.
Цель
игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия,
развитие зрительного восприятия, мышления.
Материал:
предметные картинки, наклеенные на матрешек разной величины.
Ход
игры: педагог предлагает ребенку построить матрешек по росту, выбирая только
тех, которые украшены картинками с заданным звуком.
12.
“Сложи снежинку”.
Цель
игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия,
развитие зрительного восприятия, мышления.
Материал:
нарисованный образец снежинки, предметные картинки, наклеенные на части
снежинки.
Ход
игры: педагог предлагает ребенку внимательно рассмотреть образец снежинки,
сделанной из разных геометрических фигур и сложить точно такую же по форме
снежинку, выбирая те фигуры, в названии картинок которых слышится заданный
звук.
13.
“Подбери фигуры”.
Цель
игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия,
развитие зрительного восприятия, мышления.
Материал:
на куске цветного картона любой формы (круг, квадрат, овал) вырезаются фигуры
самой разнообразной формы и величины. Это могут быть одни треугольники разной
величины или разнообразные геометрические фигуры, а также любые другие. К
каждой или нескольким вырезанным фигурам вырезается точно такая же, чтобы у
ребенка был выбор, и все фигуры украшаются картинками.
Ход
игры: строится по типу игры “Доска Сегена”. Ребенку предлагается подобрать к
каждому отверстию подходящую фигуру с заданным звуком, например “Л”, и закрыть
отверстие. Основой для вырезанных фигур может послужить силуэт платья или кофты
(они должны быть достаточно большими по размеру, чтобы детям было удобно). В
этом случае игра может называться “Украсим платье” или “Украсим
кофточку”.
Все
эти игры помогут ребенку сделать длительный этап автоматизации и дифференциации
звуков интересным и увлекательным. Дети с удовольствием играют, соревнуясь в
командах, что дополнительно повышает мотивацию к занятию.
В
приложении 6 представлены конспекты логопедических занятий по подготовке к обучению
грамоте на каждом из описанных этапов умственно отсталых детей.
Занятия
по формированию предпосылок к обучению грамоте помогают подготовить детей к
обучению грамоте, развивают мышление, повышают интерес детей к процессу
познания окружающего мира, помогают выработать более устойчивое внимание,
усидчивость, умение точно выполнять задание.
3.2
Результаты контрольного эксперимента
На
этом этапе исследования нами было повторно проведено исследование готовности к
обучению грамоте умственно отсталых детей по использованным на этапе
констатирующего эксперимента методикам.
В
целом можно сделать следующие выводы. У повторно обследованных умственно
отсталых детей отмечено улучшение развития ручной моторики. Повысился уровень
развития фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза.
Увеличился активный словарь. Аграмматизмы в речи наблюдались мене часто. В
таблице 7 представлена динамика состояния функций фонематического слуха умственно
отсталых детей до и после проведения формирующего эксперимента.
Таблица
7
Динамика
состояния функций фонематического слуха (в баллах)
Дети
|
Опознание
форм
|
Различение
фонем, близких по способу и месту образования
|
Повторение
за логопедом слогового ряда
|
Выделение
исследуемого звука среди других
|
Определение
наличия звука в названии картинок
|
Определение
места звука в словах (начало, середина, конец)
|
Раскладывание
картинок в 2 ряда
|
До
|
После
|
До
|
После
|
До
|
После
|
До
|
После
|
До
|
После
|
До
|
После
|
До
|
После
|
Владимир
М.
|
3
|
3
|
2
|
2
|
2
|
3
|
2
|
3
|
2
|
3
|
2
|
3
|
1
|
2
|
Вера
К.
|
3
|
3
|
3
|
3
|
2
|
3
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
Сергей
Б.
|
2
|
3
|
2
|
3
|
1
|
2
|
1
|
2
|
2
|
2
|
2
|
3
|
2
|
3
|
Павел
М.
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
3
|
2
|
2
|
2
|
2
|
Оксана
К.
|
2
|
2
|
2
|
3
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
Саша
Л.
|
2
|
3
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
Кирилл
С.
|
2
|
2
|
2
|
2
|
1
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
1
|
2
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|