Музыка в система художественного образования и воспитания младших школьников
Музыка в система художественного образования и воспитания младших школьников
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. 3
1. Музыка в системе искусств 6
1.1. Специфика музыкального
искусства 6
1.2. Музыка и живопись 18
1.3. Музыка и литература 26
2. Особенности преподавания музыки детям
младшего школьного возраста ________________________________________________________34
2.1. Общая характеристика системы
дополнительного образования школьников 34
2.2. Восприятие музыки детьми
младшего школьного возраста 36
2.3. Методические рекомендации к
преподаванию музыки в младших классах 46
Заключение. 54
Список
используемой литературы. 58
Приложение
1. 59
Приложение
2. 60
Введение.
Много таланта, ума и энергии вложили в
разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в
первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х
годов: А.В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев,
Н.Я.Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об
обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со старейшинами -
В.Н.Шацкой, Н.Л.Гродзенской, М.А.Румер, Г.Л.Рошалем, Н.И.Сац продолжали и
продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития
детей и юношества.
Творческое начало рождает в ребенке живую
фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании
сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя
существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое
начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к
совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого
понятия.
Вот такое творческое начало искусство и
воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть
заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую
фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных
элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой
фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.
Ребенок, может быть, не музыкантом, не
художеником (хотя в раннем возрасте это очень трудно предвидеть), но, возможно,
станет отличным математиком, врачом, учителем или рабочим, и вот тогда самым
благотворным образом дадут о себе знать его детские творческие увлечения,
добрым следом которых останется его творческая фантазия, его стремление
создавать что-то новое, свое, лучшее, двигающее вперед дело, которому он решил
посвятить свою жизнь.
Об огромной роли искусства, творческой фантазии
в развитии научного мышления свидетельствует хотя бы тот поразительный факт,
что значительная часть научно-технических проблем выдвигалась сперва
искусством, а уже потом, часто через столетия и даже тысячелетия, решалась
наукой и техникой.
В последние годы становится особенно ясной
необходимость создания педагогической концепции, которая бы давала определенное
направление формированию музыкальной культуры школьников, соответствующей
основным принципам ее развития в условиях социалистического общества.
Такая музыкально педагогическая концепция была
создана Д. Б. Кабалевским и получила свое воплощение прежде всего в «Основных
принципах и методах программы по музыке для общеобразовательной школы» —
статье, предваряющей разработанную под его руководством новую программу по
музыке, где она наиболее полно реализована, а также в ряде книг, в других
статьях и многочисленных выступлениях
Концепция Д. Б. Кабалевского исходит из музыки
и на музыку опирается, естественно и органично связывает музыку как искусство с
музыкой как школьным предметом, а школьные занятия музыкой также естественно
связывает с жизнью. Выполняя эстетическую, воспитательную и познавательную
функции, музыкальное искусство вместе с тем составляет неотъемлемую часть самой
жизни. Д. Б. Кабалевский пишет: «Искусство неразрывно связано с жизнью,
искусство всегда часть жизни». Он подчеркивает что «искусство, созданное
человеком, создается им о человеке и для человека — в этом принципиальный смысл
связи музыки и жизни... Именно поэтому искусство всегда обогащало и
одухотворяло идейный мир людей, укрепляло их мировоззрение, умножало силы.»[1]
Предмет исследования: особенности преподавания
музыки в системе дополнительного художественного образования и воспитания
младших школьников.
Объект: выразительные и изобразительные
возможности музыки в художественном образовании и воспитании младших
школьников.
Цель работы: определить роль и значение музыки
в художественном образовании и воспитании младших школьников.
Задачи исследования:
1. Исследовать основные выразительные
средства музыки
2. Изучить особенности взаимодействия с
литературой и живописью.
3. Дать общую характеристику системы
дополнительного художественного образования школьников.
4. Описать особенность восприятия музыки
детьми младшего школьного возраста.
5. Показать специфику проведения уроков
музыки для детей младшего школьного возраста.
1. Музыка
в системе искусств
Как и другие виды духовной деятельности
человека, музыка – это средство познания мира, данное человеку, чтобы он
научился понимать самого себя, видеть красоту Вселенной и постигать смысл
жизни. «Музыка – язык чувств», – сказал Роберт Шуман. Но выражению чувств
музыка начала учиться только на излете эпохи Возрождения, на рубеже XVI–XVII
веков. Это было время, когда человек осознал себя личностью, способной мыслить,
чувствовать и творить, когда расцвело светское искусство и родилась опера.
Выражение человеческих страстей-аффектов стало первостепенной задачей
музыкального искусства в XVIII веке, а в эпоху романтизма мир эмоций и ощущений
становится основной сферой, к которой обращаются композиторы в поисках тем, образов
и даже средств выражения.
Чувства, звуки, зарисовки окружающей жизни,
движение... Но разве не подвластен музыке мир идей? «У каждого подлинно
музыкального произведения есть идея», – утверждал Бетховен. Идею, выраженную в
его знаменитой Пятой симфонии, сам автор сформулировал так: «От мрака к свету,
через борьбу к победе». Совсем не обязательно, чтобы в воплощении идей музыке
помогало слово – будь то литературная программа, оперное либретто, поэтический
эпиграф или авторские пояснения. Мы не знаем программы 6-й симфонии
Чайковского, которая, по признанию самого композитора, существовала в его
воображении, весьма немногим известны отрывочные высказывания Чайковского,
конкретизирующие образное и идейное содержание сочинения. Однако вряд ли у
кого-то возникнет сомнение в том, что эта музыка – о жизни и смерти, о смятении
человеческого духа, постигающего трагическую неотвратимость ухода.[2]
Эмоции и ощущения, движение и изменение, идеи
и представления, быт и природа, реальное и фантастическое, тончайшие нюансы
колорита и грандиозные обобщения – все доступно музыке, хотя и не в равной
степени. Какими средствами располагает музыкальное искусство, какие
закономерности положены в ее основу, в каких формах выражает она столь
многообразное содержание?
Музыка существует в особой системе координат,
важнейшими измерениями которой являются звуковое пространство и время. Оба
измерения составляют первичные, родовые свойства музыки, хотя специфическим для
нее является только первое – звуковысотность. Из тысяч звуков окружающего мира
музыкой могут стать только музыкальные звуки (шумовые и ударные эффекты
используются весьма избирательно даже в произведениях современных
композиторов-авангардистов). Но музыкальный звук сам по себе не может быть
воспринят ни эмоционально, ни эстетически. Еще не музыка – и совокупность
музыкальных звуков, которую можно уподобить палитре художника или набору слов,
находящемуся в распоряжении у поэта.
Считается, что основными выразительными
средствами музыки являются мелодия, гармония и ритм.
Носителем смысла и мельчайшей структурной
единицей музыкального языка является интонация, существование которой вновь
подтверждает глубинную связь двух миров – словесного и звукового – и доказывает,
что в начале музыки тоже «было слово». Однако здесь понятие интонации
приобретает иное, гораздо более глубокое и всеобъемлющее значение. Об этом
очень точно сказал академик Б.Асафьев: «Музыка – это искусство интонируемого
смысла (курсив мой. – Л.А.)». Напомним, что одно из значений слова «тон» –
звук, характер звучания. Отсюда и некоторые музыкальные термины – тоника,
тональность, интонация, интонирование. Прародителями многих музыкальных
интонаций стали интонации человеческой речи, но только не обыденные, а те,
которые проявляются в моменты наиболее яркого выражения страстей или эмоций.
Интонации плача, жалобы, восклицания или вопроса пришли в музыку из жизни и,
даже не будучи связанными со словом (например, в инструментальных жанрах),
сохраняют свой первичный эмоционально-психологический смысл. Плач Дидоны из
оперы Г.Перселла «Дидона и Эней», плач Юродивого из оперы М. Мусоргского «Борис
Годунов» столь же определенно выражают скорбную эмоцию, сколь и четвертая часть
6-й симфонии Чайковского или Траурный марш из 2-й сонаты Ф.Шопена. Восходящая
секста – так называемый мотив вопроса – и в самом деле прекрасно отражает
вопросительную интонацию человеческой речи. Не случайно она столь часто
использовалась композиторами-романтиками и нашла широкое применение в
произведениях эмоционально-лирического характера, таких как известная миниатюра
Шумана «Отчего?» из фортепианного цикла «Фантастические пьесы». Обязательным
атрибутом героического начала в музыке являются повелительные, призывные
интонации – в частности, восходящая кварта, на последний звук которой падает
метрическое ударение. Правда, своим происхождением она связана не только с
речью, но также с военной и сигнальной городской музыкой (которая писалась
главным образом для духовых инструментов). Войдя в профессиональное музыкальное
творчество и утратив прикладную функцию, эти интонационные элементы претерпели
значительные изменения, однако самая суть их выразительности осталась той же –
именно энергичные квартовые и трезвучные мотивы определяют характер главного
образа (аффекта) в героических ариях итальянской оперы-seria, в революционных
песнях и торжественных гимнах, в Героической симфонии Бетховена и симфонической
поэме Рихарда Штрауса «Дон Жуан».
Далеко не вся музыка обнаруживает
непосредственную связь с речевыми интонациями. Будь это так – спектр ее
выразительных возможностей не был бы столь широк. Например, в темах песенного
склада речевые элементы оказываются как бы растворенными, сглаженными, а часто
они не присутствуют вовсе – в подобных случаях внимание слушателя приковывает
прежде всего сама мелодическая линия, красота ее рисунка, гибкая, а порой
причудливая пластика звуковых форм. Такова итальянская оперная кантилена
(классический пример – каватина Нормы из одноименной оперы В.Беллини),
лирические темы Чайковского или Рахманинова (вспомним медленную часть его 2-го
фортепианного концерта).
Интонация в музыке обладает определенным
выразительным смыслом, однако не раскрывает всех граней художественного образа
и не может выполнять конструктивной, формообразующей роли. Эти функции берет на
себя музыкальная тема – основная смысловая и конструктивная единица любого
музыкального произведения, не отождествляемая с мелодией. Мелодия, сколь бы
важна она ни была, лишь одна сторона темы. Более того, существуют произведения
без мелодии в привычном понимании этого слова: прелюдии и токкаты эпохи
барокко, вступление к опере Вагнера «Золото Рейна», симфоническая картина
Лядова «Волшебное озеро», прелюдии Дебюсси или сочинения композиторов
современности – О.Мессиана, К.Штокхаузена, А.Шнитке и многих других. Однако
музыки без темы не бывает. Тема в наиболее глубоком и универсальном понимании
представляет собой некое музыкальное единство, в котором взаимодействуют все
средства музыкальной выразительности: мелодия, лад и гармония, метр и ритм,
фактура, тембровые, регистровые и формообразующие компоненты. Каждый из этих
элементов обладает специфическими, только одному ему присущими свойствами и
имеет свое поле деятельности, то есть выполняет определенные образные и композиционные
задачи.[3]
Мелодия. Не случайно она оказалась на первом
месте в нашем перечне. «Одноголосная последовательность звуков, одноголосно
выраженная музыкальная мысль» – таковы теоретические определения мелодии. Но
есть и другие трактовки. «Мелодия – это мысль, это движение, это душа
музыкального произведения», – сказал Шостакович. Его слова прекрасно дополнил
Асафьев: «Мелодия была и остается самым преимущественным проявлением музыки и
самым понятно-выразительным ее элементом». Действительно, во все времена ничто
не ценилось среди музыкантов так высоко, как талант сочинять мелодии; из всех
элементов музыкального языка ничто не запоминается так хорошо, как мелодия (так
мелодии Россини уже на следующий день после премьер его опер насвистывали на
улицах извозчики и мелкие торговцы); ничто не воздействует на эстетическое
чувство человека столь непосредственно и ничто не может более полно, нежели
мелодия, восстановить в нашем сознании целостный образ музыкального
произведения. Но мелодия не может существовать сама по себе. Звуки,
составляющие мелодию, должны быть организованы в определенную систему, которая
называется ладом (вспомним другие значения русского слова «лад» – порядок,
согласие, разумное, правильное устройство).
Действия всех элементов лада согласованы,
каждый из них функционально связан с другими: есть центральный элемент – тоника
и элементы, подчиненные ей. Благодаря этому в музыке возникает тяготение –
некое поле притяжения и отталкивания, которое заставляет нас слышать одни звуки
как устойчивые, спокойные, уравновешенные, а другие – как неустойчивые,
динамично устремленные и требующие разрешения (аналогов этому свойству музыки
мы не найдем ни в одном другом искусстве, его можно уподобить лишь силе
всемирного тяготения). Есть у музыкальных звуков и другая особенность. Они
могут сочетаться друг с другом не только последовательно, но и одновременно и
образовывать разного рода сочетания – интервалы, аккорды. При этом не создается
ощущения разноголосицы или бессмысленности, которое неизбежно появится, если
два человека вдруг станут говорить вместе. Напротив – звуковые сочетания и
способность нашего слуха улавливать их как нечто целостное порождают
дополнительные выразительные свойства музыки, важнейшим из которых является
гармония. Сочетания звуков воспринимаются нами по-разному: то как благозвучные
– консонансы (с лат. – согласие, созвучие, гармония), то как неблагозвучные,
внутренне противоречивые – диссонансы. Яркий пример ладогармонической
организации – классический мажор или минор, ставшие основой для музыки многих
эпох и стилей. В этих семиступенных ладах центром притяжения и главным
устойчивым элементом, подчиняющим себе неустойчивые ступени, интервалы и
аккорды, является тоническое трезвучие (аккорд, стоящий на первой ступени
лада). С основами классической ладотональной системы знаком любой дилетант,
умеющий играть на гитаре три «фирменных» аккорда – тоническое (T),
субдоминантовое (S) и доминантовое (D) трезвучия. Помимо мажора и минора,
существует множество других ладов – мы находим их в музыкальных системах
древнего мира, в старинной музыке, в фольклоре, их спектр существенно расширило
творчество композиторов XX века.[4]
В условиях лада, то есть определенным образом
организованного звукового пространства, возникает гармония. Гармония в
привычном понимании этого термина родилась только в эпоху барокко, обрела ясные
формы в творчестве венских классиков и была доведена до предельной сложности,
изысканности и разнообразия в романтической музыке, что пошатнуло ведущие
позиции мелодии. В музыке XX века возникло множество новых систем
ладогармонической организации (например, у импрессионистов Дебюсси и Равеля, у
Мессиана или Стравинского). Некоторые композиторы – среди них Рахманинов и
Мясковский – остались верны классико-романтическим принципам, а такие
художники, как Прокофьев или Шостакович, в сфере гармонических средств сумели
органично сочетать традиции и новаторство. Функции гармонии весьма разнообразны
и ответственны. Во-первых, она обеспечивает «горизонтальную» связь созвучий в
музыкальном произведении, то есть является одним из главнейших проводников
музыкального времени. Благодаря смене устойчивых и неустойчивых, консонирующих
и диссонирующих созвучий мы ощущаем моменты накопления напряженности,
нарастаний и спадов – так проявляются экспрессивно-динамические свойства
гармонии. Во-вторых, гармония порождает чувство звукового колорита, так как
способна привнести в музыку тонкие световые и цветовые градации, создать эффект
сопоставления красочных пятен и плавной смены тонких колористических нюансов. В
разные эпохи у разных композиторов те или иные свойства гармонии проявлялись
неодинаково: классики ценили в ней прежде всего способность логически связывать
созвучия, активизировать процесс музыкального развития и выстраивать композицию
(что особенно ярко проявилось в сонатной форме); романтики значительно усилили
роль экспрессивно-эмоциональных качеств гармонии, хотя не были равнодушны и к
звуковой красочности; композиторы-импрессионисты всецело погрузились в
любование звуковым колоритом – не случайно и само название этого направления
непосредственно связано с аналогичным течением в европейской живописи.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|