бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Моторная алалия. Система коррекционного воздействия при работе над слоговой структурой слова бесплатно рефераты

Работа над слухо-речевым ритмом.

Для реализации этих задач использовались следующие игровые упражнения:

Игра №1 " Фонетическая гимнастика".

Цель: Развивать фонематический слух, способность к звукоподражанию.

Ход игры: Спрашивать детей о том:

Как тикают часы? - Тик-так.

Как подзывают цыплят? - Цып-цып.

Как чикают ножницы? - Чик-чик.

Как жужжит жук? - Ж-ж-ж.

Как воет волк? - У-у-у.

Как поют комарики? - З-з-з.

Что просит сказать врач, когда осматривает горло? - А-а-а.

Как фыркает кот? - Ф-ф-ф и т.д.

Игра №2. "Ходьба".

Цель: развитие подражания телесным, словесным, дыхательным,

артикуляционным движениям.

Ход игры: дети выполняют движения и проговаривают отдельные слоги.

Логопед: читает текст: Мы проверили осанку.

Дети становятся прямо (ноги вместе, голова немного поднята).

И свели лопатки (дети отводят плечи назад).

Мы ходим на носках (идут на цыпочках и произносят: ах-ах).

Мы идем на пятках (идут на пятках, произносят: ах-ах).

Мы идем как все ребята (шагают маршеобразно и произносят: ух-ух).

И как мишка косолапый (идут размашисто, вразвалку, произносят: ох-

ох).

Слоги проговаривают в такт шагов.

Игра №3 " Труба".

Цель и ход игры: те же.

Логопед: Мы пришли и сели (сидят на стуле).

Играем на трубе (подносят кисти рук, сжатые в кулак к губам).

Подудим мы в свою трубу.

Ту-ту-ту, ту-ру-ру, бу-бу-бу, бу-ру-ру (при повторении игры меняется

слоговый ряд).

Игра №4. "Кто тебя позвал?" (проводится с группой детей)

Ход игры: Дети бегают по залу. На слова: "раз, два, три, в круг беги!" - все собираются в круг, а один выбранный заранее ребенок становится в центр круга. Дети, собравшись в круг, говорят:

Мы немного порезвились,

По местам все разместились.

Ты загадку отгадай:

Кто позвал тебя, узнай.

По окончании слов, кто-нибудь из детей называет ведущего по имени. Водящий должен угадать, кто его позвал. Затем дети меняются местами.

Игра №5. "Сделай как я".

Цель: развитие слухового внимания, умения воспроизводить различный ритмический рисунок.

Оборудование: бубны по количеству детей.

Ход игры: прослушать и воспроизвести заданный ритмический рисунок.

Логопед: отстукивает определенный ритм (за ширмой), затем предлагает ребенку его повторить. За правильный ответ ребенок получает фишку.

Игра №6. "Отгадай что звучит".

Цель: развивать слуховое внимание.

Оборудование: музыкальные инструменты.

Инструкция: назвать музыкальный инструмент, который звучал.

Ход игры: за ширмой расположены музыкальные инструменты: дудочка, бубен, барабан, погремушка металлофон, дет. рояль.

Ребенок должен назвать музыкальный инструмент, который сейчас звучал (если ребенок затрудняется воспроизвести название инструмента, то он может показать его на картинке). За правильный ответ ребенок получает фишку.

Игра №7. "Попугай".

Цель: развивать слуховое внимание, способность к звукоподражанию.

Оборудование: плоскостное изображение попугая.

Ход игры: ребенок внимательно слушает, что произносит говорящий попугай Петруша, и повторяет вслед за ним:

Па-па та-та са-за заз, тад, бац, бас,

Па-ба та-да зо-зу сок, цок, бос, сук,

Мы-ны-вы шаш шап ажа

Фы-гы-вы шош шоп ожа

Лы-зы-хы шум шуп ужа

Предлагаются слоги разной структуры, с учетом имеющихся у ребенка звуков.

За правильный ответ дети получают фишку.

Игра №8. "Изменяем слово".

Цель: Закреплять представления о разной протяженности слов.

Логопед: Слова бывают длинные и короткие. Сейчас мы будем измерять слова. А помогут нам в этом наши ладошки (отхлопывание хлопками). Затем логопед показывает разные предметные картинки, называет слово, предлагает детям измерить слово, предлагает детям измерить слово хлопками. Используются слова 1-3 типов слоговой структуры с учетом изменяющихся звуков.

Игра №9. "Эхо".

Цель: Стимулировать речевую активность.

Ход игры: Дети становятся друг против друга на определенном расстоянии. Один громко произносит разные звуки или слоги (А, М, ПО, УК, и т.д.), а другой тихо отзывается. Затем они меняются местами.

Игра № 10." Подскажи кукле звук".

Цель: формирование навыка выделения последнего звука.

Оборудование: кукла.

Ход игры: объяснить детям, что кукла очень торопится, когда произносит слова, поэтому не все звуки слышны. Затем попросить поправить куклу, где это необходимо.

Текст: На солнышке грелся черноухий котенок… (К)

На него смотрел белолапый щенок… (К)

Он хотел его догнать… (Т’)

А рядом по двору гулял важный петух… (Х)

За ним бегали куриц… (Ы) и цыплят… (А)

Хозяйка вынесла всем кор… (М)

Дети хором или по одному называют недостающий звук.

Игра №11. "Найди слово".

Цель: учить детей интонационно выделять звук в слове.

Оборудование: предметные картинки.

Ход игры: предложить детям найти предмет в названии, которого есть звук "С". Сад, сани, сумка, сыр, стол, стул, самовар, самолет, лиса, лес, сено, сетка, гусь, зайка, зубы, коза, ваза, шуба, и т.д.

Игра №12." Телеграф".

Цель: закреплять представления о разной протяженности слов.

Ход игры: ребенок выбирает любую картинку и "передает" ее другому (отстукивает количество слогов карандашом).

Игра №13. "Угадай слово".

Цель: закреплять представления о разной протяженности слов.

Ход игры: перед ребенком лежат 3-4 предметные картинки. Логопед отхлопывает количество слогов и предлагает ребенку определить это слово и назвать его.

Игра №14. "Угадай звук".

Цель: закреплять правильную артикуляцию звуков.

Ход игры: педагог беззвучно произносит звуки (гласные и некоторые согласные). Дети отгадывают произносимый звук и громко называют его.

Кроме этого проводились специальные дыхательные упражнения, артикуляционная гимнастика, упражнения способствующие активизации и обогащению словарного запаса детей.

Итог работы на подготовительном этапе.

На подготовительном этапе дети научились прислушиваться к собственной речи и речи окружающих. У них возросла подражательная речевая активность. Дети познакомились с приемами слогового анализа слов. Проведена подготовительная работа для постановки отсутствующих звуков. Дети стали активнее на занятиях и более уверены в собственных возможностях.

Дети с интересом выполняли предложенные задания, особенно когда они носили соревновательный характер.

Трудности вызывали задания, связанные с выполнением слогового анализа слова. Артем П. и Лена Ел. Затруднялись в делении слов на слоги, в определении места слога, особенно в узнавании по ритмическому рисунку определенного слова.

Поэтому на основном этапе следует продолжать совершенствовать навыки слогового анализа слов, развивать фонетико-фонематические возможности детей.

Основной этап.

На основном этапе работа над слоговой структурой слова усложняется. Для игровых упражнений используются слова со стечением согласных разных типов слоговой структуры. Для проговаривания слоговых рядов также используются более сложные комбинации. Увеличивается количество слогов, включаются обратные и закрытые слоги, стечение согласных.

Кроме этого, формирование слоговой структуры слова, проводилось параллельно с работой по постановке отсутствующих и искаженных звуков и в период автоматизации усваиваемых звуков (Артем П. постановка звуков [л-л’], [р-р’], автоматизация [с, з-ц], Лена Ел. Автоматизация звуков [ч], [щ], [р-р’]).

Лексический материал упражнений содержит все части речи, а не только имена существительные. Упражнения использовались на индивидуальных занятиях, как часть занятия по коррекции звукопроизношения и на подгрупповых - в период автоматизации усваиваемых звуков.

На начальных этапах использовались упражнения для отработки слогов 1-3 типа слоговой структуры, несмотря на то, что дети не допускают в этих словах ошибок. Это позволяет детям легче освоить разные виды по формированию слоговой структуры слова. А логопеду использовать эти виды работ на разном речевом материале с включением новизны по содержанию и форме. Лексический материал упражнений при необходимости делится на два занятия.

Упражнения для закрепления правильного проговаривания слоговой структуры слова.

Упражнение №1. "Конец слова за тобой".

Цель:

1. Закреплять умение четко произносить слова слоговой структуры 1 типа.

2. Упражнять в простейшем слоговом синтезе.

3. расширять и активизировать словарный запас

Оборудование: мяч.

Ход упражнения: бросая мяч ребенку, пропустить первый слог. Ребенок, возвращая мяч, говорит второй слог, затем называет слово полностью.

Но нота ба баня

Ва вата ня няня

Да та дата ды дыня

Мя мята то ня Тоня

Би бита ду Дуня

Фа фата А Аня

Ва Ваня

Та Таня

Ка Катя и иди

Пе тя Петя бу буди

Ви Витя ве ди веди

Ми Митя гу гуди

Хо ходи

Лена Ел. - достаточно хорошо ориентировалась в подобных заданиях, но постоянно забывала слог, который нужно добавить. Слова называла сама.

Артем П. - подобные задания вызывали значительные затруднения. Долгое время не мог самостоятельно синтезировать слова.

Упражнение №2. "Найди, назови".

Цель:

1. закреплять умение четко произносить слова слоговой структуры 1 типа при образовании имен существительных множественного числа именительного падежа.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

3. Развивать слуховое и зрительное внимание.

Оборудование: картинки с изображением предметов во множественном числе.

Ход упражнения: разложить перед ребенком картинки и предложить ему поиграть: Я назову предмет, а ты найдешь картинку, где таких предметов несколько, и назовешь их:

а) с окончанием - и

мух - мухи

дыня - дыни

конь - кони

мак – маки


Слово

Лена Ел.

Артем П.

Ель

-

Ели

Ребенок

-

Ребенки

Человек

-

Человеки

Бык

быки

+


б) с окончанием - ы

дуб - дубы (Лена Ел. - дубы)

кот - коты (каты)

нота - ноты

кит - киты

ива - ивы

липа - липы

хата - хаты

Упражнение № 3. "Что ты делаешь?".

Цель:

1. Закреплять умение четко произносить слова 2-го типа слоговой структуры при употреблении первого лица единственного числа настоящего времени.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

3. Развивать слуховое и зрительное внимание.

Оборудование: сюжетные картинки.

Ход упражнения: показать сюжетные картинки, на которых изображены дети, выполняющие разные действия. Сказать: " представь, что на картинках нарисован ты. Скажи что ты делаешь?".

Предполагаемые ответы: я копаю

Я катаю

Я болею

Я гуляю

Я думаю

Я падаю

Я бегаю

Я кидаю

Лена Ел. - затруднялась самостоятельно отвечать на вопросы ("я болею" - коли-коли, "я катаю" - катать, на остальные вопросы не ответила).

Артем П. - в основном успешно отвечает на вопросы. Не назвал - "я думаю" и "я кидаю" заменил на "я бросаю".

Упражнение №4." Что сказал попугай Петруша".

Цель:

1. Упражнять в произношении слогов.

2. Развивать слуховое внимание.

Оборудование: плоскостное изображение попугая.

Ход упражнения: предложить детям повторить за попугаем Петрушой то, что он говорит.

Вариант слоговых рядов:

1) Са-са-са-сад

Са-са-са-сани

Со-со-со-сок

Су-су-су-сук

2) ста-ста-ста

сто-сто-сто

ста-сто-спу

сту-спы-ста

3) ска-аск

ско-оск

ску-уск

скы-ыск

4) ле-ле-ля-лепо

ле-ле-ле-Лена

ли-ли-ли-лиса

ли-ли-ли-липа

5) аль-аль-даль

аль-аль-педаль

ель-ель-капель

Оль-оль-моль

6) ца-ца-певица

це-це-цены

цо-цо-лицо

цы-цы-синицы

Артем П. - при воспроизведении слоговых цепочек сокращая их, искажая последовательность.

Лена Ел. - допускала те же ошибки, и теряла звук при стечении согласных.

Упражнение №5." Найди лишнее слово".

Цель:

1. Продолжать четко произносить слова 2-го типа слоговой структуры.

2. развивать слуховое внимание, память.

Ход упражнения: предложить детям послушать 4 слова и назвать слово, которое, отличается от основных. Слова произносить медленно и четко. За правильный ответ ребенок получает фишку.

Предположительные

ответы

Канава - канава - какао - канава какао

Минута - монета - минута - минута монета

Утенок - утенок - утенок - котенок котенок

Калина - малина - малина - малина калина

Колено - колено - колено - полено полено

Полина - Галина - Полина - Полина Галина

Панама - панама - помада - панама помада

Лена Ел. и Артем П. - просто повторяли услышанное слово. Правильные ответы назывались после многократного повторения цепочки слов взрослым.

Упражнение №6. "Назови ласково".

Цель:

1. учить, четко произносить слова 4-го типа слоговой структуры при употреблении имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: мяч.

Ход упражнения: бросить ребенку мяч, называя предмет. Ребенок, возвращая мяч, называет его ласково:

а) кот - котик

ноль - нолик

дом-домик

том-томик

год-годик

б) дым-дымок

мед-медок

лед-ледок

ком-комок

дуб-дубок

в) конь-конек

пень-пенек

день-денек

тень-тенек

Самостоятельно называли только некоторые варианты ответов. Для положительных результатов требовалось многократное повторение задания.

 

2.3 Особенности усвоения слоговой структуры слова у ребенка 6 лет (задержка речевого развития) и

7 лет (общее недоразвитие речи; моторная алалия).

(Контрольный эксперимент).

Для того, чтобы выяснить как специально подобранные упражнения способствовали формированию слоговой структуры необходимо провести повторное обследование.

Контрольный эксперимент.

Цель: оценка динамики речевого развития степени устойчивости, отсутствие рецидивов.

Методы: повторное обследование, сравнительный анализ результатов первичного и повторного обследований.

Контрольное обследование проводилось по следующим направлениям:

Изучение уровня речевой коммуникации.

Задание №1. Наблюдение за свободным общением ребенка.

Методические указания: см. стр.37

Результаты наблюдений:

Лена Ел.

Лена стала более уверенной в общении с окружающими. Активно принимает участие во всех видах деятельности. На занятиях связанных с речевой деятельностью также пытается отвечать на поставленные вопросы и предложенные задания. Особенно, если в заданиях встречается отработанный лексический материал или виды работы ей хорошо знакомы. Но если материал ей не доступен, то она отказывается от выполнения задания (говорит: не знаю, нет) даже с помощью взрослых.

Лена уже более охотно вступает в диалог. Сама пытается задавать вопросы. Но, диалог по прежнему носит вопросно - ответный характер. Если она не может подобрать слово, то помогает себе выразить мысли жестами.

У Лены появилось желание общаться. Она уже не боится того, что её не поймут окружающие.

Артём П. также более уверенно стал общаться с окружающими. У него, появился интерес к занятиям по развитию речи. Старается полными ответами отвечать на поставленный вопрос. Проявляет инициативу, если материал известен: предложенные задания хорошо знакомы. Стал более чётко выражать свои мысли.

У Лены возросла речевая активность. Изменился характер общения, преобладающим средством общения становится речь, но в сложных ситуациях выразить мысли ей помогает мимика и жесты.

Таким образом, у Артема П. и Лены Ел. В целом возросли коммуникативные умения. Но коммуникативная активность Лены по-прежнему находится не на должном уровне, а ограниченные средства общения не позволяют в полной мере общаться с детьми.

 

Вывод


Таким образом, определив приоритетные направления, работа по формированию слоговой структуры слова, необходимо решить какие задачи будут реализовываться на подготовительном этапе, а какие на основном.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8