Моторная алалия. Система коррекционного воздействия при работе над слоговой структурой слова
Таким образом: у Артема П. анатомическое
строение артикуляционного аппарата без патологии. К выполнению заданий проявлял
интерес, пробные упражнения выполняет неточно и в неполном объеме. При
затруднении перестает их выполнять. В процессе выполнения заданий наблюдалась
синкинезии языка и губ. Переключаемость движений снижена.
У Артема П. нет достаточных
артикуляторных возможностей для правильного использования звуков речи.
Задание: Отраженное произношение
звука: изолированно, в словах фразах; название предметов, изображенных на
картинках.
Инструкция: а) повтори за мной
б) назови предмет, который здесь
нарисован.
Лена Ел.
Звуки
|
Характер
|
Произношения
|
звуков
|
|
изолированно
|
В словах
|
Во фразах
|
[б] - [п] - [м]
|
+
|
+Может пропускать
|
+Может пропускать
|
[в] - [ф]
|
+
|
+Может пропускать
|
+Может пропускать
|
[д] - [г] - [н]
|
+
|
+Может пропускать
|
+Может пропускать
|
[г] - [к] - [н]
|
+
|
+Может пропускать
|
+Может пропускать
|
[й]
|
+
|
+
|
Иены новая юбка
|
[с]
|
+
|
Ш [с] - [ш] (веши - весы)
|
Саня катит Соню саней
|
[с’]
|
+
|
+
|
Сима гусей писет
|
[з]
|
+
|
М [з] - [ж] (жубы - зубы)
|
Зоя вазу тавит
|
[з’]
|
+
|
+
|
Зина читает газету
|
[ц]
|
+
|
М б [ц] - [ч] [т]
|
Сосня жовет чиплят цып, цып, цып
|
[ш]
|
+
|
+
|
Кошка бежать мышка
|
[ж]
|
+
|
+
|
Ежак кушать малина
|
[щ]
|
С’; щ
|
Сетка, овоши
|
Шенки шоплют шотку
|
[ч]
|
+
|
+
|
Зачиха качата чай пют
|
[л]
|
+
|
+ лук, белка, м. Пропускать
|
Укоина абабайка
|
[л’]
|
+
|
+ Лена, липа
|
Олень с оленком
|
[р]
|
+
|
+ [р] [л], м. пропускать (туба, шал)
|
У бутино адардаш
|
[р’]
|
[р]
|
Искажает
|
Берозы гибы
|
Артем П.
Звуки
|
Характер
|
Произношения
|
звуков
|
|
изолированно
|
В словах
|
Во фразах
|
[б] - [п] - [м]
|
+
|
+
|
+
|
[в] - [ф]
|
+
|
+
|
+
|
[д] - [г] - [н]
|
+
|
+
|
+
|
[г] - [к] - [н]
|
+
|
+
|
+
|
[й]
|
+
|
+
|
+
|
[с]
|
м/з
|
+ искажает
|
Сани катются
|
[с’]
|
м/з
|
+ искажает
|
+
|
[з]
|
м/з
|
+ искажает
|
+
|
[з’]
|
м/з
|
+ искажает
|
+
|
[ц]
|
м/з
|
+ искажает
|
+
|
[ш]
|
+
|
+
|
Кошка бежит за мышка
|
[ж]
|
+
|
+
|
Ижи жужут живику
|
[щ]
|
+
|
+ м б [щ] - [с’]
|
Сенки щипют сетку
|
[ч]
|
+
|
+
|
Чиха пют чай
|
[л]
|
[в]
|
Вампа
|
Вампа соява на стое
|
[л’]
|
-
|
Ипа, имон
|
Поена из ипы
|
[р]
|
-
|
- каова, ыба
|
У буатины кадаши
|
[р’]
|
-
|
Бееза
|
У беесы выиси гибы
|
Таким образом: Лена Ел. изолированно
произносит практически все звуки. Искажает [р’] - [р] ; заменяет [щ] - [с] [ш].
Но в словах и фразах отмечаются множественные взаимозамены и пропуски имеющихся
звуков. Для Лены характерны разнотипные нарушения звуков (замены и пропуски).
У Артема П. звукопроизношение
нарушено в значительной степени. Наблюдается межзубное произношение звуков [с-с’],
[з-з’], [ц] ; замена [щ] - [c], [л] - [в] ; отсутствуют
звуки [л’], [р-р’].
В словах и фразах преобладают
однотипные нарушения (искажения, замена, или пропуски звуков).
Задание№1. Повторение слоговых
рядов.
Инструкция: Повтори за попугаем
то что он говорит.
Ребенку показывают изображение
попугая и произносят слоги.
Слоги
|
Лена Ел.
|
Артем П.
|
Ауио
|
Аоио
|
Аои
|
Оуиа
|
Ои
|
Уиа
|
Па-ба
|
+
|
+
|
Та-да
|
Да-та
|
+
|
Та-да-та
|
Да-та-да
|
+
|
Га-ка-га
|
Га-ка-га
|
Га-га-га
|
Ма-мя
|
Ва-мя
|
Мя-ня
|
Ны-ни-ны
|
Ни-ни-ни
|
Ни-ни
|
Ви-вы-ви
|
Вы-вы-боф
|
Вы-ви-вы
|
Пух-мех-мох
|
Бих-мох
|
Пех-мох-мех
|
Кот-кит-ток
|
Кот-бик-кат
|
Кот-тик-ток
|
Бак-бык-бок
|
Бах-бых-бох
|
+
|
СА-ша-са
|
СА-са-ша
|
+
|
Ца-са
|
Га-ца
|
+
|
Та, фта, мна
|
+
|
+
|
Мну, ска
|
|
|
Патакама
|
Капатама
|
Пакама
|
Бутакаво
|
Букатаво
|
Бутаво
|
Кыбабока
|
Бабота
|
кыбабо
|
Задание№2. Определить количество
слогов в словах.
Инструкция: Назови сколько
частей в слове.
Слова
|
Лена Ел.
|
Артем П.
|
Котята
Малина
Победа
|
Котяты - 3
+ - 3
ба-бе-да - 3
|
Котята - 3
ма-ина - 2
побе-де - 2
|
Банты
Ира
Аня
Мак
Фен
Лев
|
Ба-ты - 2
И-ра-2
А-ня-2
Ма-к-2
Фе-н-2
Ле-ф-2
|
Ба-ты - 2
Иа-1
Аня-1
Ма-к-2
Фе-н-2
Еф-1
|
Задание№3. Анализ звукового
состава слова.
Инструкция: Назвать первый (последний)
звук в слове.
Слова
|
Лена Ел.
|
Артем П.
|
Алик
Оля
Утка
Волк
Банка
|
-А
О
у
во-бо-в
ба
|
-
|
Луна
Нос
Кит
|
-на
с
т
|
-
|
Таким образом у Лены Ел. и
Артема П. отмечается недостаточная слухо-произносительная дифференциация звуков
(допускают большое количество ошибок при отраженном воспроизведении серии
слоговых рядов).
Способность к фонематическому
анализу и синтезу снижена. Лена Ел. Допускает ошибки при определении первого и
последнего звука в словах. При определении количества слогов в слове. Но даже
при искаженной звуконаполняемости слова способна определить количество слогов.
Артем П. затрудняется при
определении количества слогов. Звуковой анализ слова ему недоступен.
При выполнении заданий Артем и
Лена быстро утомились интерес к подобным заданиям был недостаточный.
Задание №4. Отраженное
повторение слов разной слоговой сложности.
Инструкция: повтори слова,
которые я назвала.
Слова
|
Лена Ел.
|
Артем П.
|
1. двухсложные слова из 2-х открытых слогов: мама, ива, вата,
ноты, кино, кони, муха, коты, ухо и т.д.
|
+
|
+
|
2. трехсложные слова из открытых слогов: охота, малина, панама,
канава, минута, копыто, полено, монета, лимоны, колено, пионы, калина, тополи
|
Панана,
кавата-канава,
катыпо-пакито,
Молета-монета,
Моли-лимоны
|
Маина-малина
Поено-полено
Имоны-лимоны
Каин-колено
Памана-панама
|
3. Односложные слова: дом, мак, пух т.д.
|
+
|
+
|
4. Двухсложные слова с закрытым слогом: диван, мебель, каток,
веник, петух, венок, туман, лимон, моток, пакет, Алик
|
+
мелен-мебель
пехтух
катот-каток
Милон-лимон
Мокот-моток
|
Мебей
Имон
Аик
|
5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова: банка,
ветка, тыква, кофта, кепка, танки, папка, муфта, утка, лента, туфли, окно,
тапки, камни, нитка, вафли, копна
|
+
тывка-тыква
нуфта-муфта
фали-вафли
комна-копна
ками-камни
|
Туфи
Отно-окно
Кокна-копна
|
6. Двухсложные слова из закрытых слогов: компот, тюльпан, Павлик,
горшок, листик, мостик, зонтик, кустик, дождик, кувшин, фантик
|
Тюльпан-тупан
Горшок-каршок
Кустик-куртик
Кувшин-куфин
Мостик-мотик
|
Копот-компот
Тюпан-тюльпан
Гошок
Кушин-кувшин
|
7. Трехсложные слова с закрытым слогом: бегемот, телефон,
парашют, занавес, котенок, утенок, лесовоз, лесоруб
|
Бимот
Тивифон
Занавес-вавенес
|
Тефон
Занус
Висавод
Висауб
|
8. Трехсложные слова со стечением согласных: комната, калитка,
конфеты, котлеты, ботинки, посадки, тарелка, ландыши, дедушка, бабушка,
колбаса
|
+
кофета-конфета
какеты-котлеты
коматата-комната
колбаса-баса
|
Комата
Кофеты
Котеты
Ладуши
кабаса
|
9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом: ягненок,
половник, садовник, памятник, резинка, карандаш, приемник, овечка
|
Паник-памятник
Садовеник-садовник
Зинка-резинка
Каняняк
Повоник-половник
Ягненок
Поник-приемник
Даш-карандаш
|
Ниненек
Повоник
Памник
Изинка
Кадаш
Пиеник
|
10. Трехсложные слова с двумя стечением согласных: таблетка,
матрешка, винтовка, игрушки
|
Табетка
Матешка
Витонка
Маше
Палетка
гнушки
|
Табетка
Матешка
Митовка
Нигушки
|
11. Односложные слова со стечением согласных в конце или начале
слова: лифт, зонт, кнут, стол, стул, клей, хлеб, шкаф, слон
|
Хнут
Кейл
Хеб
Сон, тол, тул, леб, каф
|
Ифт
Жот
Стух
Сон
|
12. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных: кнопка,
клетка, плетка, гнездо, птички, внучка, тропка
|
Нопка-кнопка
Кетка-клетка
знездо-гнездо
Пички-птички
Петка-плетка, тапки-тряпка
|
Копка
Кетка
Петка
Пички
Нучка, тяпка
|
13. Четырехсложные слова из открытых слогов: черепаха, пианино,
паутина, самолеты, чемоданы, телефоны, писатели, гусеница
|
Патина-паутина
Чабананы-чемоданы
Чепаха
Пинано
Тефоны-телефоны
Гусина-гусеница
|
Чепаха
Пиванино
гусьница
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|
|