Методы и приемы психологического консультирования на "Телефоне доверия" и социально-психол...
По
мнению ряда авторов (2,41,42), при оказании психологической помощи консультанту
важно помнить, что истинное внимание к человеку может быть передано
интонациями, слушанием, вопросами, предложением подходящих альтернатив и
доверием на протяжении всей беседы. Однако окончательное решение и способность
контролировать это решение остаются за абонентом. Консультант может вмешаться и
его действия могут быть успешными только в том случае, если клиент восприимчив
к сотрудничеству.
Существуют стратегии,
направленные на преодоление беспокойства или негативных чувств консультантов,
связанных с суицидальными звонка- ми(41, 24). Помочь специалисту может групповая
поддержка (коллеги по работе) и совместное рассмотрение конкретных случаев, при
котором подчеркивается, что было сделано правильно, и рассматриваются
альтернативные стратегии, которые в следующий раз могут оказаться более
успешными. Такой обзор должен проходить в атмосфере поддержки и обучения.
Снизить стресс, переживаемый консультантом, принявшим суицидальный звонок,
позволяет непродолжительный перерыв, чашка кофе и освобождение от обязанностей
на короткое время (например пока он/она оформляет звонок).
Представленный перечень всего лишь каркас, на который
каждый консультант сможет нанизать свое умение управлять суицидальными
звонками.
Исходя
из опыта работы, основное число обратившихся на Владимирский «ТД» с
суицидальными идеями – подростки. Преобладание таких идей у молодежи не
случайно: мало жизненного опыта, отсутствие идеалов, сложная социальная
ситуация в современном обществе, юношеский максимализм.
Как
показал анализ звонков, суицидальные обращения у подростков связаны с темами
несчастной любви («Меня бросил парень», «Меня кинула девчонка, пойду удавлюсь»;
одиночества («У меня нет друзей», «Я как белая ворона», «Я не такой как все»,
«Устал от одиночества, жить не хочется»); жестокое обращение в семье, инцест
(«Отец постоянно бьет за двойки, иногда хочется вскрыть вены», «Устала от
приставаний отца, часто хочется умереть, броситься под машину»).
Суицидальные
обращения могут быть связаны с темами насилия («После изнасилования не хочу
жить, лучше умереть»), потери близкого человека («После смерти мужа жизнь
потеряла смысл, жить не хочется»), участия в венных действия в Чечне,
Афганистане («Если бы вы знали, как страшно убивать, постоянно видеть смерть,
не хочу жить»), а также суицидальные идеи возникают в состоянии алкогольного
или наркотического опьянения.
В более
зрелом возрасте люди заявляют о желании покончить жизнь самоубийством из-за
потери контакта с детьми («Сын отбился от рук, грубит, не учит уроки – прямо
жить не хочется»), из-за делинквентного поведения последних, из-за проблем в семейной
жизни (развод, измена, алкоголизм, насилие).
Приведем
пример работы с клиентом в состоянии горя, утраты, заявившем суицидальные идеи.
Позвонила
женщина 50 лет.
Кл.
– Не хочу больше
жить, незачем (очень тихо, плачет).
К. –
У вас есть возможность поговорить?
Кл.
– Да…
К. –
Расскажите, что случилось?
Кл. – (плач, состояние «дитя»).
К. –
Я понимаю, что вам очень трудно говорить о своей проблеме, на верное, это очень
больно (отражение, интерпретация). Давайте сделаем так: вы попьете водички,
немножко успокоитесь, а я подожду (позиция любящего родителя).
Кл. – Хорошо (пауза)… Я попробую
рассказать (голос дрожит, но плача нет).
Далее следует рассказ о том, что неделю назад умер муж от рака, о том, как он
мучался, как она за ним ухаживала. Пока были приготовления к похоронам,
похороны, поминки – как-то еще держалась, некогда было думать. А вчера все
закончилось, родственники разъехались, осталась одна – «и накатилось».
Кл. – Не знаю, как теперь жить без
него, скорее бы умереть, уйти к нему.
К. –
Это действительно тяжело – потерять близкого человека. Наверное, вы чувствуете,
что эта потеря невосполнима (отражение чувств и ?).
Кл. – Да, мой муж был очень хороший
человек, других таких нет.
К. –
Расскажите о вашем муже.
Кл.
– (чуть оживляясь) – Это был такой человек… золотые руки, половина мебели им
сделана, и сам он был спокойный, надежный, не пил почти… Мы с ним 28 лет
прожили душа в душу, он мне никогда слова грубого не говорил, все Людочка, да
Людушка…
К. – А дети у вас есть?
Кл. – Да, сын взрослый, у него уже
своя семья, дочка растет, жена хорошая… Он и в другом городе живут, нас не
забывали, невестка подарки шлет, внучку летом нам привозили, еще муж жив был…
Он тогда уже болел сильно, и очень радовался, что внучка у нас гостила… Она на
мужа очень похожа.
К. –
Наверно, вы счастливая женщина: у вас прекрасный любящий сын, заботливая сноха
и чудесная внучка, в которой вы всегда сможете узнавать родные любимые черты,
которые будет вам напоминать о счастливых годах, прожитых с мужем (скрытое
внушение).
Кл.
– (после паузы) –
Да, мне все соседи говорили, что тебя, Людмила, бог наградил… Вы знаете, мне
стало немножко полегче, отпустило (изменение состояния на более ресурсное)…
Только вот все думаю, что если бы я раньше заметила, что он болен, все могло бы
быть по-другому (чувство вины).
К. –
Что вы имеете в виду?
Кл. – Раньше бы начали лечить, все бы
может и обошлось.
К. –
Как вы могли раньше заметить его болезнь?
Кл. – (после паузы) – Наверное,
никак. Он ведь всегда бодрился, не любил жаловаться, берег меня.
К. –
Похоже, так он сократил время ваших страданий и продлил время спокойной
семейной жизни (переформулировка смысла).
Кл. – (несколько удивленно) –
Действительно, это так… Он всегда был заботливым и чутким, даже во время своей
болезни меня поддерживал.
К. –
Как вы думаете, если бы ваш муж мог видеть ваши страдания, как бы он себя
чувствовал?
Кл. – (задумчиво) – Ему было бы
больно видеть меня такой потерянной… Он всегда любил, когда я пела, веселилась,
он меня за это и полюбил, что я хохотушкой была…
К. –
Как вы думаете, чего больше всего мог бы пожелать вам муж?
Кл. – …он любил шутливо повторять
строчки из песенки: «Не унывай, ведь за окнами май…» (длинная пауза). Большое
вам спасибо, мне как-то легче стало… хорошо, что есть такая служба, которая
помогает людям в трудные минуты.
К. –
Всего вам доброго…
Практика
показала, что все вышеназванные способы и методы работы с суицидальными
клиентами на «ТД» не отличаются от способов и методов работы при очном
консультировании. Таким образом, можно утверждать, что особенности телефонного
консультирования, о которых упоминалось выше, не влияют на результат, а лишь
придают разговору большее напряжение.
5.
Анализ подростковых обращений.
Поскольку
55 % звонивших на «ТД» - подростки до 17 лет, то интересно было бы проследить
тематику обращений у этой возрастной группы и причины, побудившие молодых людей
позвонить на «ТД».
Так как
ведущей деятельностью в подростковом периоде является интимно - личностное
общение, то можно предположить, что это будет одна из основных тем обращений
молодежи. Действительно, тема взаимоотношений со сверстниками (в том числе, с
противоположным полом) в среднем составляет 27% от общего количества звонков, а
если рассматривать ее только в рамках данной возрастной группы - все 60%.
В настоящее время в
обществе существует множество проблем, приведших к серьезному дефициту
позитивного воздействия на детей всех институтов социализации - семьи,
учреждений культуры, средств массовой информации, образовательно - воспитательных
учреждений (52). Многие подростки не находят понимания и поддержки дома, в
школе, а потребность в признании, в приобщении ко взрослой жизни, стремление к
самоутверждению и самосовершенствованию остается неудовлетворенной. В этой
ситуации обращение на «ТД» для многих ребят оказывается едва ли не
единственной возможностью быть понятыми, принятыми; возможностью почувствовать
свою значимость и разговаривать со взрослыми без страха быть осмеянными и
отвергнутыми.
Кроме того, это и
возможность получить жизненно важную информацию в области сексуальных
отношений, узнать о противозачаточных средствах, о венерических заболеваниях,
СПИДЕ и путях предохранения от возможного заражения.
Подростки также могут получить информацию о социальных
учреждениях: кабинетах анонимной диагностики и лечения; женских консультациях,
в которых можно пройти анонимное обследование и сделать аборт; клубах по
интересам; «ЦСППМ» и др.
Часто «ТД» для подростка – единственный собеседник,
которому можно выговориться, выплакаться, без страха рассказать о переживаниях,
связанных с мастурбацией, с первым половым актом, с нетрадиционной половой
ориентацией.
Нередки и такие обращения, когда подростки (группа
мальчиков, реже – девочек) подвергают консультанта целой атаке звонков, пробуя
его на «прочность»: это могут быть розыгрыши, вопросы типа: «Как надевать
презерватив?», «Как заниматься любовью?» и т.п. За этой показной бравадой часто
кроется и неуверенность, и страх быть непонятым, и желание поговорить по душам.
Опытный консультант легко выведет таких ребят на действительно волнующие их
темы. Заинтересованный, спокойный, без криков, одергивания и раздражения тон
способен многое дать подростку.
Приведем пример работы с подростками, обратившимися на
«ТД».
В трубке – голос 13-летнего мальчика: «Тетя, а что
такое секс?». Другой, перебивая, кричит в трубку: «Не слушайте его, он дебил!».
Громкий смех, еще один голос смачно ругается.
Консультант, спокойно выслушав все это, говорит:
«Ребята, я слышу, что вас там целая компания. Может, познакомимся, а то я
перепутаю, кому что отвечать». (Консультант называет свое имя).
Подростки поняли, что их
не отвергли, приняли, и разговор продолжается уже на другом уровне: ребята
называют свои имена, консультант предлагает договориться об очередности разговоров
и просит: «Мне неприятно слушать мат, пожалуйста, постарайтесь обойтись без
него» (говорит о своих чувствах).
К. – Мне кажется, что
вам скучно, заняться нечем.
П. – Да, скучища. Мы
тут во дворе тусуемся.
К. –
А чем любите заниматься, когда тусуетесь? (проявление интереса, продолжает
устанавливать раппорт).
П.
– Иногда в футбол играем, магнитофон слушаем (далее следует рассказ об их
любимой группе и о том, что они умеют делать сами: Миша играет на бас-гитаре,
Леха пишет тексты песен, а Вовик классно умеет забивать голы).
В ходе разговора консультант все время поддерживает
раппорт с говорящими, и устанавливается доверительная атмосфера. Теперь
мальчишки стараются понравиться и наперебой рассказывают, какие они «самые
лучшие в мире» (повышение их самооценки, осознавание своих позитивных качеств,
способностей и возможностей).
Во время данной беседы
консультант может доступно рассказать и о назначении презерватива, и о
взаимоотношениях с девочками, но на более высоком уровне, и будет понят.
Результат разговора – не
просто передача информации, не просто дружеская беседа – это получение
подростками позитивного опыта общения со взрослым, которого, скорее всего, эти
ребята ранее не имели. Теперь они знают, что можно общаться со взрослыми
безопасно, и в процессе беседы научаются этому.
Юношеский возраст характерен поиском смысла жизни,
поиском себя, своего места и предназначения. Естественно, что на «ТД» основной
процент таких тем приходится на абонентов 17-20 лет (около 80%). Проблема
принятия себя заявляется молодыми людьми очень часто, причем девушки говорят об
этом чаще, чем юноши (65% - девушки, 35% - юноши). Особенности телефонного
разговора помогают говорить об очень личных вещах: о своей неуверенности,
страхах, одиночестве, смысле жизни.
Работа консультанта на «ТД» с подростковой и молодежной
тематикой включает и обращения родителей по поводу проблем своих детей. Методы
и способы консультирования по телефону при этом ничем не отличаются от очных
консультаций психологов и проводятся в рамках гуманистической психологии.
Как
показывает анализ, обращения родителей по поводу своих детей в среднем
составляют 5-6%. Чаще всего звонят матери (90%). Родители чаще всего
обеспокоены учебными проблемами ребенка (плохая успеваемость, прогулы, «бросил
школу»; конфликтным поведением (грубит, «отвечает», «не слушается», поздно
приходит домой); курением, употреблением подростками алкоголя и наркотиков;
воровством.
По нашим наблюдениям,
родители таких проблемных подростков – как правило, разведенные женщины,
матери-одиночки. В семье нередки конфликты, скандалы. Ситуация может быть
осложнена алкоголизмом супруга.
Родители обычно испытывают «море» противоречивых
чувств: растерянность, злость, раздражение, обиду, вину, страх, ненависть. Их
главный вопрос: «Что мне с ним (ней) делать?»(35).
Задача консультанта в
этих случаях - помочь обратившемуся понять и принять свои чувства, получить
доступ к ресурсным состояниям, чтобы иметь возможность взглянуть на проблему с
разных точек зрения: cо стороны наблюдателя и глазами своего ребенка.
Консультант может задать
вопросы: «Каким вы хотите видеть своего ребенка? Что вы для этого делаете?
Каковы результаты?» и может оказаться, что все усилия со стороны родителей к
желаемому результату не приводят, или приводят к обратному. Осознавание этого
может подвигнуть родителей на поиск новых, результативных действий и отношений.
Такого же результата можно добиться, сыграв роль мамы
(консультант может сделать это, если достигнут прочный раппорт с клиентом, если
последний ему доверяет): «Опять ты разбросал свои вонючие носки по всей
квартире! Что ты за свинья! Лентяй противный! Ничего не хочешь делать, только
по подъездам отираешься! И за что только мне такое наказание!» (интонации,
тембр, громкость – соответствующие).
Одна мама, услышав себя со « стороны», долго молчала, а
потом сказала: «Если бы мне такое постоянно говорили, я бы просто из дома
сбежала… Теперь я понимаю, почему он на меня так озлобился…Но что же тогда
делать?» Далее вместе с консультантом она искала новые варианты своего поведения:
как по-другому можно сказать, сделать.
Использование
метафор в разговорах с родителями бывает также очень результативным, так как
позволяет безболезненно для личности обратившегося раскрыть суть проблемы и
экономит время. Две минуты ушло у консультанта на рассказ о колючем репейнике:
«Репейник, растущий у забора, такой колючий, неухоженный, цепляет прохожих.
Даже цветы у него странные - с колючками. Но однажды вдруг остановишься,
восхищенный и удивленный: ведь эти колючие фиолетовые шарики так похожи на
звезды! Яркие фиолетовые звездочки с приятным сладковато-пряным запахом,
привлекающие пчел. За колючками прячется сладкий сок, из которого пчелы делают
чудесный мед». За эти две минуты у мамы, позвонившей на «ТД», ожили нежность,
любовь, надежда и вера.
При
обращении родителей по поводу алкогольной или наркотической зависимости своих
детей может возникнуть необходимость рассказать о «предупреждающих знаках»
(41), которые могут указывать на злоупотребления нарковеществами:
–
неожиданное
появление новых друзей и разрыв с прежними;
–
подросток много
времени проводит в одиночестве;
–
на вопрос о своих
занятиях дает неясный, запутанный ответ;
–
неожиданно
импульсивное и сумасбродное поведение;
–
пропажа
медикаментов из домашней аптечки;
–
нарастание школьных
проблем;
–
наличие непонятно
откуда взявшихся денег;
–
угрюмость и
негативное ко всему отношение;
–
устойчивые
проблемы со здоровьем – усталость, красные опухшие глаза, изменение аппетита;
–
несоблюдение
правил личной гигиены и безразличное отношение к своему внешнему облику.
Родители
обращаются на «ТД» и по поводу депрессивного поведения своих детей. Мы
присоединяемся к мнению д-ра Микса (41), считающего, что любому подростку
необходимы любовь (без родительской любви подросток не сможет обрести чувство
доверия, собственного достоинства и уверенности) и пространство – подростку
необходима своя комната (или хотя бы свой уголок), где бы он рос, думал, учился
- и делал ошибки. Чрезмерная родительская опека и внимание не смогут воспитать
независимость и уверенность в себе, которую можно приобрести только в
самостоятельном полете. Друзья нужны ребенку, чтобы облегчить выход за пределы
родительского дома, предлагая комфорт, надежность и сочувствие; традиции дают
подростку корни и возможность обозначить настоящее. Каждому подростку
необходимы ограничения, чтобы научиться вести себя в реальном мире; правила
обеспечивают основу и безопасность. Кроме родителей и учителей подростку иногда
необходимо поговорить о неприятных вещах с кем-то, кто доступен, кто старше
его, способен понять и мудр.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|
|