бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Методы и приемы профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе бесплатно рефераты

- воспитание ценностного отношения к труду;

- подготовка к профориентационной деятельности на следующей ступени школьного обучения.










2.2. Приемы профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе

      Развитие представлений младших школьников о мире профессий осуществляется в процессе обучения при помощи разнообразных приемов работы: разноуровневые задания на уроках, сочине­ния о будущей профессии, коллективные творческие дела профориентационной направленности, профориентационные игры, профессио­нальные мини-пробы.

        Рассмотрим наиболее интересные из них.

       В младшем школьном возрасте развивается эмоциональный компонент психологической готовности ребенка к профессиональному самоопределению как предвестник познавательного и мотивационного его компонентов. Игровые технологии в значительной мере способны реализовать эту задачу. Профориентационные игровые процедуры, как правило, легко интегрируются в структуру урока по предметам в начальной школе и позволяют разнообразить его, делая более эмоционально насыщенным.

       Приемы проведения профориентации на уроке различны. Однако они подчинены общешкольному плану профессиональной  ориентации.  Исходя  из  содержания логики урока, учитель может в форме отдельных замечаний и вставок, коротких рассказов и бесед, устных и письменных упражнений, предупредительных и контрольных диктантов, при выполнении лабораторных работ, решении задач, просмотра учебных кинофильмов пробудить или усилить интерес учащихся к предмету, к определенной профессии, познакомить их с отраслями народного хозяйства, предприятиями,  учреждениями,  с условиями труда и другими вопросами, необходимыми для сознательного выбора профессии.

       Значительным профориентационным потенциалом обладают ролевые игры, такие, как «Магазин» (на уроке математики), «Библиотека» (урок чтения), «Экскурсовод» (уроки краеведения), в которых имитируется конкретная профессиональная деятельность. В таких играх, как правило, дидактическая задача урока интегрирована с профориентационной. Например, в игре «Магазин» ученикам предлагается исполнить роли кассира, продавцов различных отделов, администратора, но при этом в процессе игры решается и дидактическая задача (закрепление навыков устного счета), и воспитательная (культура общения).

       В ходе работы по развитию у младших школьников представлений о профессиях и рынке труда в процессе обучения можно  использовать дидактические игры и сюжетно-ролевые игры. Они способствуют расширению знаний младших школьников о разнообразии профессий, обогащали представления младших школьников о действиях представителей той или иной профессии, о материалах и инструментах швеи, слесаря, архитектора, поэта, писателя.

       Например, игры «По признаку подбери название инструмента», «Определи профессию».

       Целью игры «По признаку подбери название инструмента» являлось закрепление знаний об инструментах, применяемых при обработке древесины. В этой игре принимает участие весь класс. У каждого ребёнка есть перфокарта с двумя столбиками окошек.

       На одном табло перечислены все признаки инструментов по назначению.         На втором - названия инструментов под номерами.

         Признаки инструментов:

Для пиления древесины;

Для выпиливания по кривой из фанеры;

Для сверления отверстий диаметров разного размера;

Для сверления отверстий диаметров одного размера;

Для обработки срезов.

Названия инструментов:

Напильник;

Пила;

Коловорот или дрель;

Лобзик;

Буравчик.

        Ведущий проверяет, какой ряд дал больше правильных ответов.

       Для закрепления материала используют упражнения «Угадай профессию».

       К профориентационным играм, которые предлагаются школьникам как во время уроков, так и во внеурочное время, можно отнести целый класс игр, объединенных названием «Угадай профессию». Это: «Профессия на букву...», «Кто использует в работе?» (назвать профессии, которые используют заданный инструмент или материал, например, зеркало или иглу), «Ассоциация» (угадать задуманную профессию с помощью ассоциативных вопросов типа «Какой запах (цвет) у профессии?», «Связана ли работа с общением с людьми?»).

       В игре «Отдел кадров» детям необходимо пояснить, что наилучших результатов в работе добиваются люди (существа), чьи индивидуальные качества наилучшим образом соответствуют требованиям профессии. В этой игре школьникам предлагается подобрать профессию для инопланетян, посетивших нашу планету, а также придумать и рассказать об образе жизни этих существ. (Вариант задания: он выглядит как человек, но может изменять свою форму, почти как пластилин. Он способен читать мысли и любит, когда его хвалят. Варианты ответа: манекен; полицейский; дрессировщик; воспитатель; проходчик в узких туннелях; разведчик, актер в мультфильмах или ужастиках.)

       Профориентационная игра «О, счастливчик!» содержит вопросы относительно содержания профессий, условий и предметов труда, а также о труде и качествах профессионалов. Пример:

       Какой современный профессионал соответствует старинному названию «ростовщик»?

а) овощевод, б) банкир, в) воспитатель.

Дерево ценят по плодам, а человека по ...

а) деньгам, б) делам, в) глазам.

       Какое профессионально важное качество необходимо бухгалтеру?

а) музыкальный слух, б) ловкость рук, в) аккуратность.

       В процессе профориентационной игры «Путешествие по городу Мастеров» знакомство с миром труда и профессий проводится в виде путешествия по районам вымышленного города. Коллективная форма занятий с элементами соревновательности усиливает обучающий эффект. Игровые упражнения не только способствуют усвоению знаний, но и помогают развивать самостоятельность, произвольность поведения, самоконтроль, элементы самоанализа, познавательные процессы (память, внимание, мышление). Игра носит пролонгированный характер, поэтому возможны различные варианты ее организации: в форме факультативного курса (например, для группы продленного дня); в качестве сквозной процедуры в процессе изучения некоторых учебных предметов (технологии, окружающего мира, экономики); возможно также использование фрагментов описанной ниже игры для проведения утренников и КВН.

         Для систематизации знаний о мире труда и профессий в данной игре используется единый игровой сюжет - путешествие по городу, состоящему из шести районов. Каждый район соответствует одной из профессиональных сфер, выделенных на основе классификации Дж. Голланда. Возможен вариант с выделением пяти районов, соответствующих классификации профессий по предмету труда, предложенной Е. А. Климовым: «человек -человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек -художественный образ», «человек – природа».

      В процессе изучения каждого района города детям предлагается задание исследовать жизнь его обитателей:

- составить план района;

- придумать названия улиц и переулков;

- продумать, какие предприятия и учреждения должны находиться в этом районе, разместить их на плане;

- «заселить» дома известными персонажами;

- рассказать об их образе жизни;

- описать типичный день жителя района и т.п.

        Помимо этого школьники вовлекаются в диагностические и развивающие упражнения, соответствующие логике данного района.

      1. Район «Умелые руки» (практическая профессиональная среда в терминологии Дж. Голланда).

       Характеристика. Представители имеют дело с конкретными объектами (вещами, инструментами, механизмами, машинами). Им необходимы моторная ловкость, невербальные способности, настойчивость, рациональность мышления, реалистичность.

        Примеры профессий: инженер, водитель, агроном, столяр.

       Сказочные жители: Самоделкин, Данила-мастер, Никита-Кожемяка, Железный Дровосек, Марья-Искусница.

       Развивающие и диагностические упражнения.

·        «Технологические цепочки» (вставить пропущенные   звенья:   зерно- хлеб).

·        «Профессиональная эстафета» (ученики по очереди рассказывают о производстве определенного предмета).

·        “Угадай профессию” (угадать профессию по материалу и инструменту),

·        Изготовление различных поделок, предусмотренных программой по технологии (вышивка, аппликация, лепка и др.)

       2. Район “Знайки” (исследовательская профессиональная среда).

       Характеристика. От его представителей требуются абстрактное мышление, аналитические способности, развитые интеллектуальные способности.

       Примеры профессий: математик, астроном, химик, биолог, геолог.

Сказочные жители: Шерлок Холмс, Знайка, астроном Стекляшкин, доктор Гаспар из сказки «Три Толстяка», Паганель из романа «Дети капитана Гранта».

       Развивающие и диагностические упражнения.

·        Упражнения на установление аналогий, обобщения, логические задачи, задачи со спичками.

       3. Район «Помогай» (социальная профессиональная среда).

       Характеристика. Постоянное общение с людьми требует от представителей этого района умения разбираться в людях, обучать их, убеждать. Их отличает готовность помочь, дружелюбие, ответственность.

       Примеры профессий: врач, учитель, психолог, социальный работник.

       Сказочные жители: Крокодил Гена, Доктор Айболит, гимнаст Тибул, Карандаш, Чиполлино, Пеппи-Длинный Чулок.

       Развивающие и диагностические упражнения.

·        «Невидимый предмет» (дети передают друг другу воображаемый предмет, на пример, тяжелый чемодан).

·        «Лица» (определить настроение изображенных лиц).

·        Упражнения на развитие коммуникативных умений детей.

       4. Район «Канцелярский»    (конвенциональная профессиональная среда).

Характеристика. Способности к обработке конкретной рутинной информации, стремление к выполнению работы по строго определенным правилам. Представители этого района добросовестны, послушны, практичны, деловиты.

       Примеры профессий: бухгалтер, кассир, стенографист.

      Сказочные жители: почтальон Печкин, Полицейский из Страны дураков - Бульдог, милиционер Свистулькин из Солнечного города, Мальвина, Крот из сказки о Дюймовочке, Шляпник из сказки «Алиса в стане чудес».

      Развивающие и диагностические упражнения.

·        Задания по кодированию и расшифровке фраз.

·        Анаграммы.

·        Методика «Перепутанные линии».

       5. Район «Предприимчивый» (предпринимательская профессиональная среда).

       Характеристика. Навыки общения, умения разбираться в мотивах людей, энергичность, инициативность, склонность к риску и приключениям, оптимизм. Как правило, представители - экстравертированы, честолюбивы.

       Сказочные жители: Незнайка, Буратино, дядя Федор, Кот Матроскин, Гулливер, Мишка из рассказов Н. Носова, Карлсон.

       Развивающие и диагностические упражнения.

·        «Новая функция» (придумать как можно больше способов использования знакомого предмета: карандаша, пластиковой бутылки, газеты).

·        «Необитаемый остров» (придумать правила выживания на необитаемом острове, распределить обязанности, определить возможные проблемы и способы  их решения).

       6. Район «Артистический» (артистическая профессиональная среда).

       Характеристика. Художественный вкус, творческое воображение, фантазия, впечатлительность. Часто не придерживаются условностей, принятых в обществе.

       Примеры профессий: художник, балерина, музыкант, певец.

       Сказочные жители: поэт Цветик и художник Тюбик из Цветочного города.

       Развивающие и диагностические упражнения.

·        «Рассказ по кругу» (дети придумывают по одному предложению, чтобы получился связный рассказ).

·        «Несуществующее животное» (нарисовать животное, придумать ему имя, рассказать о его образе жизни).

·        «Конкурс архитекторов» (из одинакового числа геометрических фигур составить как можно больше фигур-аппликаций:  растений,  животных,  домиков, машин и т.п.).

       Таким образом, для начальной школы характерны игровые приемы и упражнения, которые помогают учителю в увлекательной для детей форме решать образовательные и воспитательные задачи в ходе профориентационной работы.







 















    


  

2.3. Методы  профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе

      Профориентация в учебном процессе – в совместной деятельности учителя и ученика – призвана играть решающую роль в профессиональном становлении учащихся. Не нарушая логики учебной дисциплины, учитель реализует образовательные, воспитательные и развивающие цели, одновременно решает и профориентационные. За счет обогащения учебных целей профориентационными школа получает более высокие результаты в достижении всестороннего развития личности школьника.

       В целях профессиональной ориентации в школе применяются такие методы работы, как беседа, лекция, диспут, конференция. На них приглашаются представители различных профессий, родители, организуются встречи с представителями трудовых коллективов, экскурсии на заводы, широко используются наглядные методы: фильмы, электронные презентации и т.д.

       Уже с детьми младшего школьного возраста можно провести мини-лекцию о содержании профессии. Лучше всего рассказывать о профессии самому специалисту, беседуя с ним, и задавая вопросы. В ходе лекции необходимо представить профессию максимально наглядно. Рассказ о профессии должен длиться не более 5-7 минут, с сопровождением наглядных материалов: фотографий, рисунков, орудий труда и др. Можно представлять рассказ о профессии в форме истории об одном дне специалиста, о его биографии. Но независимо от выбранной формы, лекция должна быть проведена на языке ребенка начальных классов и включать в себя такие моменты, как:

·        условия труда,

·        орудия труда,

·        история профессии (откуда произошло слово, как менялся облик профессии и т.д.),

·        интересные случаи.

      С учащимися младших классов можно провести и профориентационное занятие по теме, соответствующей той профессии, с которой будут знакомиться учащиеся: инженер, дизайнер, повар.

       Общая цель занятий по профориентации младших школьников – создание условий для формирования конкретно-наглядных представлений о существенных сторонах профессии. В некоторых методических рекомендациях учителям советуют формулировать не одну, а сразу три цели:

·        учебную,

·        развивающую,

·        воспитательную.

      Учебная цель формируется из темы занятия. Развивающая может включать в себя:

·        развитие осмысленного запоминания,

·        развитие дифференцированного восприятия,

·        развитие произвольного внимания и др.

       Т.е. профессионально значимых качеств.

       Что же касается воспитательной цели, то обычно в формулировках целей такого типа используются термины – «ценности», «нормы поведения».

       Примером воспитательной цели может быть:

·        осознание учащимися ценности и важности профессии в современном мире;

·        совместное обсуждение и осмысление важности таких качеств, как ответственность и аккуратность для успешного выполнения профессиональных обязанностей.

       На таком занятии можно познакомить учащихся с основными требованиями профессии к человеку, с основными условиями и орудиями труда, подвести итог занятия.

      В процессе обучения и во внеурочной деятельности с учащимися можно проводить разнообразные по целям и задачам беседы - вводные, по сообщению новых знаний и другие.

       Можно посмотреть с учащимися видеосюжет, а потом обсудить его. Пригласить для беседы представителя какой-либо профессии, провести работу в малых группах  и т.д.

       Эффективность бесед повышают игровые моменты, инсценировки. Например, для беседы «Что из чего делается?» вопросы записываются на лепестках большой ромашки. Беседа началается с загадки:

Стоят в поле сестрички -

Жёлтый глазок,

Белые реснички.

       На каждой ресничке - вопрос. Сколько учеников, столько и вопросов.     Ответил на вопрос - оторвал лепесток. Кто больше наберёт лепестков, тот и победит.

       Живой интерес вызывает беседа-рассказ вещей о себе («Меня зовут карандаш», «Меня зовут стеклянная банка»).

       В процессе обучения младших школьников все учебные предметы можно использовать для воспитания интереса к труду взрослых у младших школьников. Например, уроки чтения способствуют воспитанию устойчивого интереса к труду. Можно использовать книгу А.Маркуша «Кто ты?».

       В этой книге очень подробно автор останавливается на таких профессиях как лесничий, повар, строитель, сталевар, капитан дальнего плавания, летчик, радист, почтальон, слесарь-сборщик. Книга написана простым, доступным языком. Кратко описаны яркие характеры героев, представленных профессий. В ходе беседы дети выясняют и закрепляют свои знания о прочитанных профессиях, о людях занятых ими. После разбора содержания книги можно предложить выполнить задание «Профессиограмма».

       На уроках математики младшим школьникам также можно давать задания, связанные с той или иной профессией.

       Содержание учебного материала по этому предмету позволяет учителю знакомить учащихся с рядом, профессий различных отраслей народного хозяйства.  Профессиональная ориентация на уроках математики осуществляется путем проведения коротких бесед о профессии при решении задач, а также показа роли и значения предмета в жизни и деятельности людей.

      Изучение природоведения также вносит определенный вклад в решение задач  трудового воспитания и профориентации. Уроки природоведения помогают позволяют воспитывать уважение к труду человека. При изучении темы «Природа нашего края» учащиеся знакомятся с особенностями труда людей своей местности.

       На уроках русского языка младшие школьники также выполняют большое количество заданий, связанных с той или иной профессией. Например, при проведении словарной работы мы использовали следующие словарные слова: директор, агроном, токарь, учитель, воспитатель, милиционер, шофёр. Младшие школьники записывали словарные слова, ставили ударение и подчёркивали безударные гласные, которые необходимо запомнить. Это же задание можно представить младшим школьникам в игровой форме. Например:

помоги цапле правильно расставить буквы.

в.сп.татель

учит.ль

ш.фёр

д.рект.р

м.л.ц.онер


         Итак, для более эффективного воспитания интереса к труду взрослых детей необходимо включать информацию о профессиях взрослых в процесс обучения. Беседы, экскурсии, работа с иллюстрациями и языковым материалов могут успешно осуществляться на уроках чтения, русского языка, математики, а также  широко использоваться специальные профориентационные занятия.

Выводы по второй главе


       Анализ опыта работы педагогов, позволил нам выделить основные направления работы педагогов в начальной школе по профориентации детей, ими являются:

·        расширение знаний о профессиях;

·        знакомство с рынком труда и профессий города;

·        развитие самосознания и собственной готовности к выполнению различных видов деятельности;

·        воспитание ценностного отношения к труду;

·        подготовка к профориентационной деятельности на следующей ступени школьного обучения.

       Среди приемов  профессиональной ориентации младших школьников выделим игровые приемы и упражнения, которые помогают учителю в увлекательной для детей форме решать образовательные и воспитательные задачи. Среди методов: профориентационные занятия, беседы, экскурсии, работа с иллюстрациями и языковым материалов, которые  могут  успешно осуществляться  на уроках чтения, русского языка, математики.












Заключение

        Рассмотрев теоретические основы профессиональной ориентации в школе, мы пришли к выводу, что  – это система педагогического воздействия на учащихся на уроках и во внеклассной работе  для подготовки их к сознательному выбору профессии с учетом личных и общественных интересов. Решить эту задачу – значит помочь младшим школьникам правильно определить свое место в жизни и тем самым способствовать наиболее рациональному использованию трудовых ресурсов.

       Современные подходы к профессиональной ориентации школьников рассматривают ее как комплекс средств, направленных на формирование у личности отношения   к   себе   как   к   субъекту   будущей профессиональной деятельности.

Основные задачи профессиональной ориентации в начальной школе: формирование у детей любви и добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения.

Углубленное изучение закономерностей подготовленности школьников к выбору профессии, разработка критериев и показателей ее сформированности является основным условием условием сознательного и целенаправленного управления этим процессом.

     Существует разнообразие практических методов диагностики уровня подготовленности младших школьников к выбору профессии. Основными являются анкетирование и тестирование.

       Анализ опыта работы педагогов, позволил нам выделить основные направления работы педагогов в начальной школе по профориентации детей, ими являются:

·        расширение знаний о профессиях;

·         знакомство с рынком труда и профессий города;

·        развитие самосознания и собственной готовности к выполнению различных видов деятельности;

·        воспитание ценностного отношения к труду;

·         подготовка к профориентационной деятельности на следующей ступени школьного обучения.

       В методике профориентационной работы с младшими школьниками активно используются игровые приемы и упражнения, которые помогают учителю в увлекательной для детей форме решать образовательные и воспитательные задачи. Основными методами работы являются профориентационные занятия, беседы, экскурсии, работа с иллюстрациями и языковым материалов.




















Литература

1.     Арефьев, И.П. Профориентация: ученик, учитель, воз [Текст] / И.П.Арефьев // Педагогика. – 1995. - №3. – С.65-68.

2.     Асафулина, И.Г. Педагогические проблемы, перспективы: [Проблемы непрерывного пед. образования] [Текст] / И.Г.Асафулина, Л.М. Басова, Н.В. Волк // Педагогика. – 1994. - №6. – С.55-58.

3.     Афанасьева, Т.М. Ранняя ориентация или поздний самоанализ? [Текст] / Т.М. Афанасьева. – М.: Молодая гвардия, 1972. – 158с.

4.     Белова, И.А. О проблемах профориентационной работы в школе [Текст] / И.А.Белова // Социологические исследования. – 2000. - №5. – С.103-106.

5.     Бескоровайная, Л.С.  Добру и справедливости учить! : (Воспитательная работа в начальной школе) [Текст] // Бескоровайная Л.С.Настольная книга учителя начальных классов / Бескоровайная Л.С., Перекатьева О.В. - Ростов-на-Дону,2002. - С.117-150.

6.     Бородин, В.А. Руководство профессиональной ориентацией в школе [Текст] / В.А.Бородин, З.И.Прокопьева. – Минск: Нар. асвета, 1973. – 95с.

7.     Бухарина, Т.Л. Формы и методы развития профессионального интереса учащихся при выборе профессии [Текст] / Т.Л.Бухарина // М.: [б.и.], 1987. – 204с.

8.     Вайсбург, А.А. Школьники выбирают рабочие профессии [Текст] / А.А.Вайсбург. - М.: Знание, 1983. – 96с.

9.     Вершинин, С.И. Диагностика и коррекция самооценки учащихся в процессе профессионального выбора [Текст] / С.И.Вершинин, Е.Д. Сурудина // Школа и производство. – 1996. - №5. – С.87-89

10. Вершинин, С.И. Сравнение профессиональных интересов учащихся с требованиями профессий [Текст] / С.И. Вершинин // Школа и производство. – 1996. - №3. – С.90-93

11. Веселова, В.В. Билет в будущее [Текст] / В.В.Веселова. – М.: Знание, 1990. – 80с.

12.  Витиньш, В.Ф. Реформа школы и профессиональная ориентация школьников [Текст] / В.Ф.Витиньш. – М.: Педагогика, 1988. – 120с.

13. Волошин, С. Использование методов профессиональных проб в профконсультационной работе [Текст] / С.Волошин, Св. Чистякова // Школьные технологии. – 1999. - №4. – С. 306-309.

14.  Гнатюк, К. Выбирая профессию: В помощь профориентации школьников [Текст] / К. Гнатюк // Воспитание школьников. – 1994. - №6. – С.27-29.

15.  Демин, А.Н. Психологическое содержание профессиональной ориентации [Текст] / А.Н.Демин // Прикладная психология. – 1999. - №4. – С.12-29

16.  Демичева, В.В. Работа над семантикой существительных – наименований лиц по профессии и роду занятий [Текст] / В.В.Демичева, Т.В.Яковлева // Начальная школа. – 2004. - №6. – С.51- 54.

17.  Долинская, Л.В. Профессиональное самоопределение учащихся [Текст] / Л.В.Долинская // Психологические аспекты профессиональной ориентации учащихся. – Киев: [б.и.], 1988. – С.35-38.

18.  Елькина, О.Ю. Формирование продуктивного опыта младших школьников в подготовке к выбору профессии: Автореферат диссертации на сочетание ученой степени кандидата педагогических наук [Текст] / О.Ю. Елькина. – Кемерово, 1997. – 19с.

19. Землянская, Е. Н. Игровые технологии профессиональной ориентации младших школьников [Текст] / Е.Н. Землянская // Начальная школа.-2002.-№ 12.- С.40-43.

20. Йовайша, Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников [Текст] / Л.А.Йовайша. – М.: Педагогика, 1983. – 129с.

21.  Климов, Е.А. Как выбрать профессию [Текст] / Е.А. Климов. – М: [б.и.], 1990. – 158с.

22.  Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е.А.Климов. – Ростов-на-Дону,1996. – 509с.

23. Копылов, А.Д. Формирование профессиональных интересов учащихся школ и ПТУ – социальный императив рыночной экономики [Текст] / А.Д.Копылов. – Томск, 1993. – 80с.

24. Крупина, И.В.   Роль семьи в профориентации и подготовке детей к труду [Текст] / И.В.Крупина  // Школа. - 2001. - № 2.-С.7-9.

25. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение [Текст]: учебное пособие для вузов / К. А. Аветисян и др.; под ред. Л.М.Митиной. - М.: Академия, 2005. - 332с.

26. Методика профессиональной ориентации школьников: Методическое пособие [Текст] / Под ред. С.Н. Чистяковой, М.Л. Кондюриной. – Петрозаводск, 1991. – 131с.

27.  Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах: Книга для учителя [Текст] / Под ред. А.Я.Журкиной, С.Н.Чистяковой. – Кемерово, 1996. – 149с.

28.   Митина, Л.М. Проблемы профессиональной социализации личности [Текст] / Л.М. Митина. – Кемерово: Обл. ИУУ, 1996. – 159с.

29.  Ориентация школьников на профессии сферы обслуживания [Текст] / Под ред. Л.П. Шило. – М.: Просвещение, 1981. – 125с.

30.  Профессиональное самоопределение молодежи: [Научное сообщение сотрудников института профессионального самоупраления молодежи РАО]// Педагогика. – 1993. - №5. – С.33-36

31.   Прощицкая, Е.Н. Выбирайте профессию [Текст] / Е.Н.Прощицкая. – М.: [б.и.],, 1991. – 143с.

32. Прощицкая, Е.Н. Джон Голланд о выборе профессии [Текст] / Е.Н.Прощицкая // Школа и производство . – 1993. - №4. – с. 22-24

33. Пряжников, Н.   Профессиональное самоопределение в стране обесцененного труда [Текст]  / Н.Пряжников // Народное образование. - 2001. - № 4.-С.161-166.

34.  Сазонов, А.Д. Профессиональная ориентация учащихся: Учебное пособие для пед. ин-тов [Текст] / А.Д.Сазонов. – М.: Просвещение, 1988. – 223с.

35.  Семенова, Г.   Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников: Введение в мир профессий [Текст] / Галина Семенова // Начальная школа. - 2007. - 16-31 января (№ 2). - С.23-41.

36.  Симоненко, В.Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения: Кн. для учителя [Текст] / В.Д.Симоненко. – М: Просвещение, 1985. – 223с.

37.  Степаненков, Н.К. Педагогика [Текст] / Н.К.Степаненков. – Минск, 1998. – 448с.

38. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология [Текст] / Л.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 544с.

39. Тамбовкина, Т. Все счастье земли - за трудом: Уроки воспитания интереса к профессии [Текст] / Т.Тамбовкина // Начальная школа. - 1999.-№ 21(июнь). - С.12-13; № 38(октябрь).- С.4-5.

40.  Школа и выбор профессии / под ред. В.А.Полякова, С.Н.Чистяковой, Г.Г.Агаповой. – М.: Педагогика, 1987. – 176с.

41. Яковлева, С.  Путешествие в Страну профессий [Текст] / С.Яковлева // Начальная школа. - 1998. - № 29(авг.). - С.12-13.

42. Ярута, Т. В.  Подпрограмма "Профессиональное самоопределение учащихся" [Текст] / Ярута Т. В., Антоненко А. А., Гайнутдинова Н. Г. // Завуч. Управление современной школой. - 2006. - № 6. - С. 53-63. - Прил.: с. 60-62.





Приложения


Приложение 1.

Анкета.

       Перед Вами анкета, содержащая ряд вопросов о профессиях, постарайтесь ответить на них как можно более подробно и точно.

1. Наш город богат металлургическими предприятиями и шахтами. Назови основные рабочие профессии  этих предприятий________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Кем работают твои родители ______________________________________

3. Чем занимаются на своих рабочих местах твои родители _______________

 _________________________________________________________________

4. Кем ты хочешь стать, когда вырастешь_______________________________

5. Какие знания нужны твоей будущей профессии_______________________


6. Какой деятельностью ты будешь заниматься, выполняя свои профессиональные обязанности ______________________________________













Приложения 2.

Тест неоконченных предложений.

       Дополни предложения своими взглядами и отношениями к профессии.

       Я считаю, что самые интересные профессии – это ___________________

_________________________________________________________________.

      Они интересны потому, что ______________________________________

_________________________________________________________________.

       Самая нужная профессия – это __________________________________

       Она нужна, потому, что _________________________________________.

       Самая престижная профессия – это _____________________ потому, что

_________________________________________________________________.

       Я бы хотел(а) стать ___________________________ потому, что ____________________________________________________________________________________________________________________________________





Страницы: 1, 2, 3