бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Методы и приемы профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе бесплатно рефераты

       5. Практический опыт в избранной трудовой деятельности (занятия в кружке, факультативе, группе по предмету интереса).

       6. Сформированность профессиональных намерений (намерения устойчивы, основаны на достаточном знании содержания профессии, условий труда, путей получения образования по специальности, а также своих интересов, склонностей, способностей).

      7. Реальный уровень профессиональных притязаний (интересы, способности, самооценка, профессиональные намерения учащихся согласуются между собой, и степень их развития позволяет предположить успешность будущей деятельности).

       8. Состояние здоровья позволяет избрать данный вид деятельности (профессии).

       Исходя из того, что младший школьный возраст является подготовительным для становления профессионального самоопределения ребенка, остановимся на тех критериях и показателях развития уровня подготовленности к выбору профессии, которые являются   свидетельством того, что ребенок становится на первую ступень самоопределения в профессии (таблица 1.)








Таблица 1.

Критерии и диагностика уровня подготовленности к выбору профессии

 детей  младшего школьного возраста


Критерии

Показатели

Методы диагностики

1. Когнитивный

1. знания о труде людей;

2. знание основных профессий региона;

3. знание основных требований, которые предъявляет к человеку профессия

Тестирование


2. Мотивационно-потребностный

1. наличие мотива подготовки к трудовой деятельности;

2. положительного отношения к труду и результатам труда других;

3. стремление к совмест­ной творческой деятельности

Наблюдение


3. Деятельностный

1. стремление получать знания с целью применения их в дальнейшей трудовой деятельности,

2. активность и самостоятельность в освоении различных видов труда посредством занятий в кружках, чтения произведений научно-познавательной литературы и др.

Тестирование

Анкетирование


       Целенаправленное изучение учащихся начальной школы дает возможность получить данные об их интересах и склонностях к определенным видам трудовой деятельности. Чем раньше будут выявлены склонности и способности детей, тем больше возможностей имеют учителя и родители для их развития, тем более осознанным будет выбор ими профессии в будущем. С этой целью можно проводить беседы, анкетирование, наблюдения за трудовой деятельностью младших школьников, изучать продукты их творческой деятельности (поделки, сочинения и др.), создавать специальные педагогические ситуации с целью выяснения практической готовности к труду (трудовые десанты, ролевые игры и др.).

       Большие возможности имеет тестирование детей. Тестирование помогает выявить ценностные отношения ребенка к труду: оно ставят его в положение «свободного выбора». Например, детям предлагают дописать предложение: «Когда я вырасту я стану…». Дописываемый тезис выявит определенные представления о профессиональной ориентации ребенка, его представлении о собственном будущем. Вопросы теста могут диагностировать и уровень знаний ребенка о мире профессий.

       Представление детей о мире профессий  можно изучать с помощью прямых вопросов, типа: «Что ты знаешь о профессии…», «Кто работает на стройке?», «Что значит быть профессионалом?».                                       

       На констатирующем этапе эксперимента в школе №  г. Новокузнецка, для учеников 3 класса А были предложены анкета и тест незаконченных предложений (приложение 1,2).

       Анализ анкет проводился по следующим уровням.

       Высокий. Ученик указывает более 8 профессий металлургической и горнодобывающей промышленности. Называет точно профессии родителей. Достаточно точно описывает производственные функции родителей. Ученик строит предположения о будущей профессии, имеет представления о том, какие знания ему нужны в профессиональной деятельности, а также понимает основную суть данной деятельности.

       Средний. Ученик указывает 5-7 профессий металлургической и горнодобывающей промышленности. Называет точно профессии родителей. Однако не знает их производственных функций. Ученик строит предположения о будущей профессии, однако имеет очень приблизительные представления о том, какие знания ему нужны в профессиональной деятельности, а также не понимает основную суть данной деятельности.

       Низкий. Ученик указывает менее 5 профессий металлургической и горнодобывающей промышленности. Путается в названии  профессии родителей. Не знает их производственных функций. Ученик не строит предположения о будущей профессии, не видит роль знаний  в профессиональной деятельности, плохо  понимает специфику профессиональной деятельности.

       В анализе тестов определялись представления детей об интересе к профессии, престижности и роли в обществе.

       В исследовании приняло участие 18 человек. По результатам анкетирования получили следующие результаты:

       Высокий уровень подготовленности к выбору профессий диагностирован у двух детей. Они написали 9 и 10 названий профессий (сталевар, проходчик, слесарь, электрик, инженер, механик, машинист, крановщик и др.). Точно назвали профессии своих родителей (мама продавец, она продает продукты, папа электросварщик, он аппаратом сваривает трубы). Дети определились с выбором профессии (хочу быть ветеринаром,  нужно знать про животных, про лекарства, буду лечить животных)

       Средний уровень подготовленности к выбору профессий диагностирован у 12 детей. Они указали от 5 до 7 профессий. Точно указали профессию родителей, но затруднились определить профессиональные функции родителей (мама продавец, работает в магазине, папа электрик, работает на заводе). Определились с выбором профессии, но не смогли точно определить круг необходимых знаний и профессиональной деятельности. (Хочу стать экономистом, нужно много учиться, буду руководить производством).

       Низкий уровень подготовленности к выбору профессий диагностирован у 4 детей. Они указали 3-4 профессии. Профессию родителей определили неточно, не смогли определить ее суть. (Папа работает с компьютером. На работе сидит за компьютером).  С собственной профессией не определились, не знают роль знаний в дальнейшей жизни.

      Среди интересных профессий дети назвали такие профессии как компьютерщик (интересно работать с компьютером), артиста (интересно везде ездить), летчика (много путешествует) и т.д. Таким образом, дети среди интересов к профессии выделяют только ее внешнюю сторону.  Среди нужных профессий выделили профессию врача, учителя, строителя, объясняя их необходимость профессиональной деятельностью, и собственным опытом употребления результатов труда. (Без врача, мы не смогли бы вылечиться, строитель нужен, чтобы у всех был свой дом   и т.д.)

       Таким образом, в результате диагностики был сделан вывод о среднем уровне готовности детей к выбору профессии, знание детей основных профессий, но слабая ориентация в профессиональной деятельности.  Был также сделан вывод о достаточно низком уровне  представлений детей о сущности подготовки к профессиональной деятельности и ее значимости в жизни общества.















Выводы по первой главе

       Профессиональная ориентация младших школьников представляет собой формирование в сознании ребенка разнообразных представлений о мире труда и профессий, воспитание у детей уважительного отношения к труду, бережного отношения к результатам труда, понимания значимости труда для жизни общества.

       В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, т.е. определять развитие школьника, важно, чтобы именно в ней формировались знания детей о профессиях и профессиональной деятельности. Для этого педагогу необходимо владеть разнообразными методами и приемами профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе.

        Немаловажную роль в процессе подготовки школьников к выбору профессии играет ее диагностика. Проведение диагностики необходимо для планирования профориентационных мероприятий педагогом.

       В результате проведенной диагностики среди учеников  3 класса А школы №  , был сделан вывод о том, что учащиеся, имея представления о профессиях города, слабо разбираются в сущности профессиональной деятельности тех или иных людей, слабо ориентируются в функции профессиональной деятельности в жизни личности и общества.












Глава II. Методы и приемы профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе

2.1. Анализ практического опыта по профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе

       Исследуя проблему профессиональной ориентации в современной школе, И.А.Белова, Л.Я.Французова, и М.М.Французов [4] рассмотрели, что конкретно делается в школах области по профориентации учащихся? Ниже перечислены типичные профориентационные мероприятия, которые, по результатам опроса педагогов, проведенного авторами социологического исследования, более-менее систематиче­ски проводятся в школах:

·        формирование положительного отношения учащихся к труду;
проведение спецкурса «Основы выбора профессии»;

·        осуществление    профессионального  информирования  школьников  (о профессиях»
о рынке труда, об учреждениях, где можно получить специальность);

·        изучение профессиональных планов школьников выпускных классов;

·        выявление структуры интересов и склонностей учащихся;

·        проведение профконсультаций школьников;

·        осуществление психофизиологической диагностики способностей;

·        выявление отклонений в состоянии здоровья учащихся и определение профпригодности по медицинским показаниям;

·        проведение работы с родителями о выборе профессии их детьми;
организация начального производственного обучения в школе;

·        прохождение школьниками производственного обучения в УПК;

·        организация выставок технического и художественного творчества;

·        работа кружков технического и художественного творчества;
проведение экскурсий на предприятия, в организации, учреждения.

       Однако как показывает исследование, данная работа проводится в основном с детьми средней и старшей ступени обучения, для младшей ступени характерны лишь разовые мероприятия, которые не способствуют развитию профессиональной ориентации младших школьников.

       Тем важнее для нас обобщение опыта данной работы с детьми начальной школы. 

       В средней школе №44 г. Мурманска, реализуется программа «Профессиональное самоопределение учащихся» [42].

       Концептуальные идеи модернизации российского образования помогли педагогам сформулировать стратегическую цель: создавать оптимальные условия для самоопределения и социализации учащихся, предоставив широкий спектр образовательных и психолого-педагогических услуг.

       Для реализации этой цели была разработана специальная программа «Профессиональное самоопределение учащихся».

       Цель программы: создание системы работы по профессиональному самоопределению учащихся с 1-го по 11-й класс.

       Программа рассчитана на то, чтобы обеспечить успешное вхождение выпускника в новый для него мир профессий и продвижение к желаемой цели – определению сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям и запросам рынка труда.

       Задачи на каждом возрастном этапе определены в соответствии с возрастными   психолого-педагогическими особенностями самоопределения школьников в мире профессий, на каждой ступени обучения.

       В связи с этим в начальной школа (1-4-е классы), определены следующие методы работы в учебной деятельности с целью профессиональной ориентации учащихся.

       С помощью профориентационной деятельности (ролевые и дидактические игры, общественно полезный труд, экскурсии на предприятия, где работают родители, семейные праздники и др.) формируются добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, дается установка на выбор профессии, развивается интерес к будущей профессии.

       При этом ставятся следующие задачи профессионального самоопределения для младших школьников:

·        дать общие сведения о трудовой деятельности людей, о содержании труда самых распространенных профессий, о правилах поведения в процессе трудовой деятельности.

·        формировать мотивацию и интерес к трудовой и учебной деятельности, стремление к коллективному общественно-полезному труду.

·        воспитывать трудолюбие, старательность, аккуратность, настойчивость в доведении дела до конца, бережное отношение к результатам своего труда.

       Основное внимание уделяется диалогизации обучения, проблемному обучению и практической ценности образовательного материала.

       Таким образом, данная Программа начиная с начальных классах расширяет представления детей о мире профессии, о рынке профессий региона, о собственных склонностях и возможностях в овладении профессией, кроме того решаются задачи обучения детей стратегии выбора и дальнейшего поведения в профессиональной деятельности.

       Для начальной школы есть несколько, интересных на наш взгляд, методических разработок уроков и игр по профориентации младших школьников.

       Уроки воспитания интереса к профессии: «Все счастье земли – за трудом», разработанные Т.Тамбовкиной  [39], решают следующие задачи:

       1. Систематически вооружать учащихся в доступной  для них форме профориентационными знаниями.

       Стимулировать к самопознанию, воспитывать потребность в постоянной самооценке своих реальных возможностей и самовоспитание профессионально важных качеств.

       Тематика данных уроков такова:

       Урок 1. Что такое профессия, какие бывают профессии.

       Урок 2. Профессии родителей.

       Урок 3. Кем я хочу быть.

       Урок 4. Новые профессии.

       Игровые методики для младших школьников включают в себя: загадки, пословицы,  ребусы, стихотворный материал о труде, который очень нравится детям и в увлекательной для них форме вводит в мир труда и профессий взрослых. Кроме того, данный материал может быть использован для проведения внеклассных мероприятий.

       Интересен опыт педагогов В.В.Демичевой, Т.В.Яковлевой [;51-54], которые используют в работе над семантикой существительных – наименований лиц по профессии и роду занятий. В работе используются литературные тексты по теме труда, рекомендованные школьными Программами. В ходе работы решаются как  образовательные задачи – знакомство с семантикой слов, так и воспитательные – расширение знаний о мире профессий.

       Подобная работа помогает не только повысить грамотность учеников, но и систематическое обращение к миру профессий, позволяет углублять знания детей о нем, развивают любознательность детей к тому или иному виду профессий.

       Педагог Г.Семенова [35] работает над развитием учебно-познавательных мотивов младших школьников, через знакомство их со сферой применения получаемых на уроках знаний в профессиональной деятельности. Таким образом на уроке педагог решает сразу несколько задач:

1. Знакомство детей с новым материалом.

2. Развитие познавательного интереса.

3. Развитие понимания практической значимости  усваиваемого материала для дальнейшей деятельности.

4. Развитие представлений о мире профессий и значимости для их овладения школьных знаний.

       Особое значение придается развитию профессиональной ориентации младших школьников на уроках труда, когда освоенное трудовое действие ребенка: составление рабочего чертежа, разработка дизайна и т.п. сопоставляется с особенностью той или иной профессиональной деятельности. Например, правильность составление  рабочего чертежа важно для работы  конструктора, закройщика, архитектора и т.д. Искусство видеть пропорции размера и сочетания цвета, важно для дизайнера, художника-оформителя, строителя.

       Таким образом, анализ опыта работы педагогов, дает нам возможность выделить основные направления работы в начальной школе по профориентации детей:

- расширение знаний о профессиях;

- знакомство с рынком труда и профессий города;

- развитие самосознания и собственной готовности к выполнению различных видов деятельности;

Страницы: 1, 2, 3