Методы и приемы профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе
Методы и приемы профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе
Содержание
Ведение. 3
Глава
I. Теоретические основы профессиональной ориентации
младших школьников в учебном процессе. 5
1.1.
Проблемы профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе 5
1.2.
Критерии и диагностика подготовленности младших школьников к выбору профессии. 11
Выводы
по первой главе. 17
Глава
II. Методы и приемы профессиональной ориентации младших
школьников в учебном процессе. 18
2.1.
Анализ практического опыта по профессиональной ориентации младших школьников в
учебном процессе. 18
2.2.
Приемы профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе 23
2.3.
Методы профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе 31
Выводы
по второй главе. 35
Заключение. 36
Литература. 38
Приложения. 42
ХХI век поставил перед человеком и
цивилизованным обществом множество сложнейших и ответственных вопросов. Речь
идет о проблеме профессиональной ориентации младших школьников в учебном
процессе. В настоящее время в школе накоплен достаточно большой опыт форм и
методов работы по профессиональной ориентации старших школьников. Однако в наш
стремительный век, когда бурно развиваются новые отрасли хозяйства, приходят новые
технологии труда, бурно изменяется экономика, социальная ситуация в обществе и
т.д., актуальной становится целенаправленная, систематическая работа по
профессиональной ориентации уже с учениками младшей школы. К сожалению, в
практике работы учителей начальных классов, данная работа имеет, как правило,
эпизодический характер, отсутствует системность данной работы.
Профессиональная ориентация не
может быть какой-то отдельной отраслью работы школы. Она тесно связана со всей
учебно-воспитательной работой. Сознательный выбор профессии возможен только
тогда, когда младшие школьники имеют достаточную общую подготовку. Вся школьная
работа должна быть поставлена так, чтобы помочь ребенку выбрать профессию.
Профессиональная ориентация в
школе – это система педагогического воздействия на учащихся на уроках и во
внеклассной работе для подготовки их к сознательному выбору профессии с учетом
личных и общественных интересов. Решить эту задачу – значит помочь младшим
школьникам правильно определить свое место в жизни и тем самым способствовать
наиболее рациональному использованию трудовых ресурсов. Однако, если для
старшеклассников существует множество методов и приемов работы по
профессиональной ориентации, то для младшего звена, таких наработок явно недостаточно.
Таким образом, можно
сформулировать противоречие между объективной необходимостью
профессиональной ориентации младших школьников и недостаточной разработкой
методов и приемов, профессиональной ориентации младших школьников в учебном
процессе.
Исходя из вышесказанного, тема
нашего исследования: «Методы и приемы профессиональной ориентации младших
школьников в учебном процессе».
Объект исследования:
процесс профессиональной ориентации.
Предмет исследования:
методы и приемы профессиональной ориентации младших школьников в учебном
процессе.
Цель исследования:
выявить и научно обосновать методы и приемы профессиональной ориентации младших
школьников в учебном процессе.
Задачи исследования:
1. Проанализировать проблему
профессиональной ориентации младших школьников в научной литературе.
2. Изучить и обобщить
существующий практический опыт по профессиональной ориентации младших
школьников в учебном процессе.
3. Определить критерии
подготовленности младших школьников к выбору профессии.
4. Разработать методы и приемы
профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе.
Методы исследования:
- анализ педагогической, научной и
периодической литературы;
- анализ продуктов деятельности
учащихся;
- изучение и обобщение педагогического
опыта;
- анкетирование.
Глава I. Теоретические основы профессиональной
ориентации младших школьников в учебном процессе
По определению Л.Д.
Столяренко, профориентация – это система мероприятий, направленных на выявление
личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для
оказания ему помощи в разумном выборе профессий, наиболее соответствующих его
индивидуальным возможностям [7; с.429].
С.Н.Чистякова определяет
профориентацию как научно-практическую систему деятельности, осуществляемой
школой, семьей, производственными коллективами, учреждениями
профтехобразования, высшего, среднего и специального образования, культуры. Их
работа направлена на достижение соответствия особенностей личности школьника,
требованиям избираемой профессии и потребностям народного хозяйства в стране.
Профориентационная работа в
школе, непосредственное участие школьников в общественно полезной деятельности,
производительном труде помогают им изучить свои интересы, склонности и выбрать
самостоятельно профессию [40; с.3].
Успешному проведению
профессиональной ориентации в процессе учебной деятельности, по мнению
С.Н.Чистяковой, способствуют профессиональное просвещение, которое заключается
в том, чтобы сформировать у учащихся конкретные знания о выборе профессии. В
ходе профпросвещения у них развиваются интересы к профессиям, способности к различным
видам трудовой деятельности, мотивы выбора, положительное отношение к
избираемому труду. Профессиональное просвещение, в свою очередь, включает
профессиональную информацию, с помощью которой школьники получают сведения о
наиболее массовых профессиях народного хозяйства, о способах и условиях
овладения ими [40; с.4]
Таким образом, профессиональная
ориентация составляет систему совместных мероприятий школы, родителей,
внешкольных учреждений, производственных коллективов и общественности по оказанию
помощи учащимся в выборе сферы труда и профессии в соответствии с призванием
личности и потребностями общества в квалифицированных кадрах.
В современных условиях
развития общества, как отмечает, коллектив авторов института профессионального
самоуправления молодежи РАО, главным становится удовлетворение потребностей и
интересов конкретного человека в профессиональном становлении и
самореализации в труде. При этом важно предвидеть возможную смену деятельности,
позаботиться о сохранении стрессоустойчивости в условиях конкуренции и
безработицы на рынке труда.
Как указывается в статье, в
современном мире у многих повысились притязания на определенное положение в
обществе, неадекватное способностям и профессиональным качествам. Все
это вызывает настоятельную необходимость в организации
профориентационной деятельности с учетом новых социально-экономических реалий
уже в начальной школе.
Исходя из
социально-экономических условий и жизненной необходимости подготовки
школьников к труду и выбору профессии, а также потенциальных возможностей детей,
можно сформулировать задачи профориентационной работы школы следующим образом:
1.
Расширение
представлений учащихся об отраслях и профессиях, о требованиях к кадрам в условиях
научно-технического прогресса и рыночных отношений, о потребностях в работниках
местных предприятий, бизнесе, учреждений и учебных заведений.
2.
Убеждение
в необходимости развития способностей, необходимых для получения избираемой
профессии, с учетом потребностей общества в кадрах.
3.
Практическая
подготовка учащихся к выбору сферы труда и профессии, развитие творческих
способностей каждой личности.
4.
Дифференцированная
помощь учащимся в профессиональном самоопределении в зависимости от интересов,
склонностей и способностей, состояния здоровья, пола и возраста и других
индивидуальных особенностей школьников [30; с.34].
Для решения данных задач школа
располагает огромными возможностями. Прежде всего, это возможности учебного
процесса (развитие интересов, способностей детей в процессе образования),
расширение знаний о профессиях на уроках технологии, организация спецкурсов по
профориентации, специально организованные внеклассные мероприятия
профориентационной направленности, совместная работа с психологом по выявлению
интересов, способностей детей и т.д.
Управление профориентацией, по
мнению С.Н.Чистяковой, может осуществляться только через процесс развития
профессионального самоопределения личности, которая выступает в качестве
объекта управления и субъекта своего профессионального самоопределения.
Профессиональное
самоопределение – процесс формирования личностью своего отношения к
профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование
личностных и социально-профессиональных потребностей. С.Н. Чистякова отмечает,
что изменения, происходящие в профессиональном самоопределении, необходимо
рассматривать как объективный показатель развития личности. Профессиональное
самоопределение включает профессиональную направленность и профессиональное
самосознание [40; с.47].
Профессиональное самосознание
– это соотнесение личностью возникающих целей со своими идеалами, представлений
о ценностях – со своими возможностями. Благодаря профессиональному самосознанию
у человека углубляется личностный смысл предстоящей деятельности, складывается
убежденность в целесообразности выбора профессии [37; с.48].
Теоретические основы
профессионального самоопределения личности рассматриваются в трудах
отечественных ученых Е.М.Борисовой, В.А.Бородина, С.И.Вершинина,
А.Е.Голомштока, А.Я.Журкиной, Л.А.Йовайша, Н.Н.Захарова, Н.Э.Касаткиной,
Е.А.Климова, Е.М.Павлютенкова, М.Н.Скаткина, В.Д.Симоненко, А.Д.Сазонова,
Н.Н.Чистякова, С.Н.Чистяковой и др. Младший школьный возраст определяется
авторами как важный этап пропедевтической подготовки учащихся к выбору
профессии, поскольку начало школьного обучения значительно расширяет
возможности познания мира профессиональной деятельности.
С.Н.Чистякова в частности
указывала на тот факт, что у детей младших классов актуализируется
предметно-практическая познавательная деятельность, которая является ведущей на
этом возрастном этапе жизнедеятельности. Поэтому, по мнению автора, детям
данного возраста следует давать систематизированные знания о народном
хозяйстве, мире профессий, формировать у них мотивы трудовой деятельности [39;
с.48-49].
О.Ю. Елькина связывает
профессиональную ориентацию младшего школьника с формированием его
продуктивного опыта. В ходе исследования автор определила, что на повышение
уровня сформированности продуктивного опыта младших школьников в подготовке к
выбору профессии оказывали влияние:
·
использование
в процессе обучения методики разноуровневых
заданий, что способствовало формированию у учащихся ценности
учебной деятельности, нацеливало на преобразование их прошлого
опыта, развивало во взаимосвязи мотивационно-ценностное отношение школьников к
Образу «Я» и трудовой деятельности;
·
применение
на уроках чтения при изучении произведений о
труде приема сравнения Образа «Я» с образами героев литературных
произведений, что обеспечивало формирование ценностного отношения школьника к
самому себе;
·
применение
метода контент-анализа при анализе сочинений
учащихся «Моя будущая профессия», позволяющего выявить содержа
тельную характеристику мотивационной сферы личности как субъекта
будущей профессиональной деятельности;
·
обогащение
коллективной профориентационной деятельности
школьников созданием ими общественно ценного продукта, что обеспечивало
приобретение практического трудового опыта;
·
использование
игровых средств - занятий курса «В Океане
профессий», профориентационных игр, профессиональных мини-проб
- способствовало включению школьников в рефлексивную деятельность,
актуализировало проблему подготовки к выбору профессии на пропедевтическом
этапе профессионального самоопределения.
Современные подходы к
профессиональной ориентации школьников (А.Я.Журкина, Л.М.Митина, В.Д.Симоненко
и др.) рассматривают последнюю как комплекс средств, направленных на
формирование у личности отношения к себе как к субъекту будущей
профессиональной деятельности. Исходя из этого, ясно, что профессиональная
ориентация - это не выбор школьником профессии, одной на всю жизнь, а
формирование у него готовности к профессиональному самоопределению, активизация
внутренних ресурсов его личности с тем, чтобы, включаясь в профессиональную
деятельность, человек мог в полной мере реализовывать себя в ней.
Младший школьный возраст не
является малозначимым с точки зрения профессиональной ориентации. Дело в том,
что существует ряд показателей, нравственно-волевых и мотивационных
характеристик, для формирования которых именно этот этап возрастного развития
оказывается сензитивным. Если это обстоятельство не учитывается, нарушается
преемственность между этапами профориентационной работы, и у довольно
значительной части школьников так и не удается в учебно-воспитательном
процессе достичь необходимых результатов. Так коллектив авторов книги «Школа и
выбор профессии отмечает, что для младшего школьника характерен высокий уровень
любознательности, учитель, взрослые пользуются у него большим авторитетом.
Младший школьник эмоционально реагирует на все новое, легко подвергается
влиянию внешних обстоятельств. Он с желанием выполняет трудовые поручения,
стремится к активной деятельности. Следовательно, учитель начальной школы
должен отбирать те формы и методы профориентационной работы, которые в
наибольшей степени соответствуют психологическим особенностям учащихся младшего
возраста, вносить в них элементы игры, романтики, творчества. Вполне
закономерно, что чем шире и глубже осуществляется на этом этапе подготовка к
труду и выбору профессии, тем эффективнее процесс становления трудовой
активности и профессионального самоопределения в подростковом и старшем
школьном возрасте [41; с.8-9].
Рассмотрев проблемы
профессиональной ориентации младших школьников, мы можем говорить о том, что
согласно возрастным особенностям основная цель работы в данном направлении
формирование у детей представлений о различных сторонах профессий, понимания
роли труда в жизни человека и общества, развитие интереса к профессиям
родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения. Возрастные
особенности младших школьников требуют использования специальных методов и
приемов работы по профессиональной ориентации детей.
Углубленное изучение
закономерностей подготовленности школьников к выбору профессии, разработка
критериев и показателей ее сформированности является основным условием условием
сознательного и целенаправленного управления этим процессом.
В качестве эталонных
показателей, с которыми сравниваются достигнутые результаты, используются
критерии (от латинского «критериум», что значит «сравнение»).
Исходя из сущности выбора
профессии, можно говорить, что критерием оценки готовности к данному выбору
будет профессиональное самоопределение личности.
Е.А. Климов [22] выделяет следующие
показатели подготовленности к профессиональному самоопределению учащихся,
характеризующие данную подготовку как процесс становления профессионального
самоопределения учащихся:
1. Информированность
учащегося. Знание структуры народного хозяйства и видов профессионального
образования; потребностей народного хозяйства (страны, конкретного
экономического района) в кадрах; содержания и условий труда по избранной
профессии; учебных заведений, где можно получить избранную профессию
(специальность).
2. Сформированность
общественно значимых мотивов выбора профессии (сближение профессиональных
намерений с потребностями народного хозяйства страны, конкретного
экономического района в кадрах). Учащийся выбирает профессию, в которой
государство испытывает острую необходимость, в соответствии с устойчивыми
профессиональными интересами и выраженными специальными способностями.
3. Выраженность
профессиональных интересов. Устойчивые профессиональные интересы (проявляются в
течение ряда лет) к определенной области деятельности и конкретной профессии.
4. Наличие специальных
способностей к определенному виду профессиональной деятельности (математике,
физике, технике; естественным наукам, гуманитарным и т.д.)
Страницы: 1, 2, 3
|