бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Методы и приемы профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе бесплатно рефераты

Методы и приемы профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе

Содержание



Ведение. 3

Глава I. Теоретические основы профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе. 5

1.1. Проблемы профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе  5

1.2. Критерии и диагностика подготовленности младших школьников к выбору профессии. 11

Выводы по первой главе. 17

Глава II. Методы и приемы профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе. 18

2.1. Анализ практического опыта по профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе. 18

2.2. Приемы профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе  23

2.3. Методы  профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе  31

Выводы по второй главе. 35

Заключение. 36

Литература. 38

Приложения. 42













Ведение

       ХХI век поставил перед человеком и цивилизованным обществом множество сложнейших и ответственных вопросов. Речь идет о проблеме профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе. В настоящее время в школе накоплен достаточно большой опыт форм и методов работы по профессиональной ориентации старших школьников. Однако в наш стремительный век, когда бурно развиваются новые отрасли хозяйства, приходят новые технологии труда, бурно изменяется экономика, социальная ситуация в обществе и т.д., актуальной становится целенаправленная, систематическая работа по профессиональной ориентации уже с учениками младшей школы. К сожалению, в практике работы учителей начальных классов, данная работа имеет, как правило, эпизодический характер, отсутствует системность данной работы.

       Профессиональная ориентация не может  быть какой-то отдельной отраслью работы школы. Она тесно связана со всей учебно-воспитательной работой. Сознательный выбор профессии возможен только тогда, когда младшие школьники имеют достаточную общую подготовку. Вся школьная работа должна быть поставлена так, чтобы помочь ребенку выбрать профессию.

       Профессиональная ориентация в школе – это система педагогического воздействия на учащихся на уроках и во внеклассной работе  для подготовки их к сознательному выбору профессии с учетом личных и общественных интересов. Решить эту задачу – значит помочь младшим школьникам правильно определить свое место в жизни и тем самым способствовать наиболее рациональному использованию трудовых ресурсов. Однако, если для старшеклассников существует множество методов и приемов работы по профессиональной ориентации, то для младшего звена, таких наработок явно недостаточно.

       Таким образом, можно сформулировать противоречие между объективной необходимостью профессиональной ориентации младших школьников и недостаточной разработкой методов и приемов, профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе.

       Исходя из вышесказанного, тема нашего исследования: «Методы и приемы профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе».

       Объект исследования: процесс профессиональной ориентации.

       Предмет исследования: методы и приемы профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе.

       Цель исследования: выявить и научно обосновать методы и приемы профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе.

       Задачи исследования:

       1. Проанализировать проблему профессиональной ориентации младших школьников в научной литературе.

       2. Изучить и обобщить существующий практический опыт по профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе.

       3. Определить критерии подготовленности младших школьников к выбору профессии.

       4. Разработать методы и приемы профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе.

       Методы исследования:

- анализ педагогической, научной и периодической литературы;

- анализ продуктов деятельности учащихся;

- изучение и обобщение педагогического опыта;

- анкетирование.







Глава I. Теоретические основы профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе

1.1. Проблемы профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе

       По определению Л.Д. Столяренко, профориентация – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессий, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям [7; с.429].

       С.Н.Чистякова определяет профориентацию как научно-практическую систему деятельности, осуществляемой школой, семьей, производственными коллективами, учреждениями профтехобразования, высшего, среднего и специального образования, культуры. Их работа направлена на достижение соответствия особенностей личности школьника, требованиям избираемой профессии и потребностям народного хозяйства в стране.

       Профориентационная работа в школе, непосредственное участие школьников в общественно полезной деятельности, производительном труде помогают им изучить свои интересы, склонности и выбрать самостоятельно профессию [40; с.3].

       Успешному проведению профессиональной ориентации в процессе учебной деятельности, по мнению С.Н.Чистяковой, способствуют профессиональное просвещение, которое заключается в том, чтобы сформировать у учащихся конкретные знания о выборе профессии. В ходе профпросвещения у них развиваются интересы к профессиям, способности к различным видам трудовой деятельности, мотивы выбора, положительное отношение к избираемому труду. Профессиональное просвещение, в свою очередь, включает профессиональную информацию, с помощью которой школьники получают сведения о наиболее массовых профессиях народного хозяйства, о способах и условиях овладения ими [40; с.4]

 

       Таким образом, профессиональная ориентация составляет систему совместных мероприятий школы, родителей, внешкольных учреждений, производственных коллективов и общественности по оказанию помощи учащимся в выборе  сферы труда и профессии в  соответствии с призванием личности и потребностями общества  в квалифицированных кадрах.

       В современных условиях развития общества, как отмечает, коллектив авторов института профессионального самоуправления молодежи РАО, главным становится удовлетво­рение потребностей и интересов конкрет­ного человека в профессиональном станов­лении и самореализации в труде. При этом важно предвидеть возможную смену дея­тельности, позаботиться о сохранении стрессоустойчивости в условиях конкуренции и безработицы на рынке труда.

      Как указывается в статье, в современном мире у многих повысились притязания на определенное положение в обществе, неадекватное     способностям    и    профессиональным качествам. Все это вызывает настоятельную    необходимость    в    организации профориентационной деятельности с учетом новых социально-эконо­мических реалий уже в начальной школе.    

       Исходя из социально-экономических условий  и жизненной необходимости подготовки школьников  к труду и выбору профессии, а также потенциальных возможностей детей, можно сформулировать задачи профориентационной работы школы следующим образом:

1.      Расширение  представлений учащихся об отраслях  и профессиях, о требованиях к кадрам в условиях научно-технического прогресса и рыночных отношений, о потребностях в работниках местных предприятий, бизнесе, учреждений и учебных заведений.

2.      Убеждение в необходимости развития способностей, необходимых  для получения избираемой профессии, с учетом потребностей общества в кадрах.

3.      Практическая подготовка учащихся к выбору сферы труда и профессии, развитие творческих способностей каждой личности.

4.      Дифференцированная помощь учащимся в профессиональном самоопределении в зависимости от интересов, склонностей и способностей, состояния здоровья, пола и возраста и других индивидуальных особенностей школьников [30; с.34].

       Для решения данных задач школа располагает огромными возможностями. Прежде всего, это возможности учебного процесса (развитие интересов, способностей детей в процессе образования), расширение знаний о профессиях на уроках технологии, организация спецкурсов по профориентации, специально организованные внеклассные мероприятия профориентационной направленности, совместная работа с психологом по выявлению интересов, способностей детей и т.д.

       Управление профориентацией, по мнению С.Н.Чистяковой, может осуществляться только через процесс развития профессионального самоопределения личности, которая выступает в качестве объекта управления и субъекта своего профессионального самоопределения.

       Профессиональное самоопределение – процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей. С.Н. Чистякова отмечает, что изменения, происходящие в профессиональном самоопределении, необходимо рассматривать как объективный показатель развития личности. Профессиональное самоопределение включает профессиональную направленность и профессиональное самосознание [40; с.47].

       Профессиональное самосознание – это соотнесение личностью возникающих целей со своими идеалами, представлений о ценностях – со своими возможностями. Благодаря профессиональному самосознанию у человека углубляется личностный смысл предстоящей деятельности, складывается убежденность в целесообразности выбора профессии [37; с.48].

       Теоретические основы профессионального самоопределения личности рассматриваются в трудах отечественных ученых Е.М.Борисовой, В.А.Бородина, С.И.Вершинина, А.Е.Голомштока, А.Я.Журкиной, Л.А.Йовайша, Н.Н.Захарова, Н.Э.Касаткиной, Е.А.Климова, Е.М.Павлютенкова, М.Н.Скаткина, В.Д.Симоненко, А.Д.Сазонова, Н.Н.Чистякова, С.Н.Чистяковой и др. Младший школь­ный возраст определяется авторами как важный этап пропедевти­ческой подготовки учащихся к выбору профессии, поскольку начало школьного обучения значительно расширяет возможности познания мира профессиональной деятельности.

        С.Н.Чистякова в частности указывала на тот факт, что у детей младших классов актуализируется предметно-практическая познавательная деятельность, которая является ведущей на этом возрастном этапе жизнедеятельности. Поэтому, по мнению автора, детям данного возраста следует давать систематизированные знания о народном хозяйстве, мире профессий, формировать у них мотивы трудовой деятельности [39; с.48-49].

        О.Ю. Елькина связывает профессиональную ориентацию младшего школьника с формированием его продуктивного опыта. В ходе исследования автор определила, что на повышение уровня сформированности про­дуктивного опыта младших школьников в подготовке к выбору про­фессии оказывали влияние:

·        использование в процессе обучения методики разноуровневых
заданий, что способствовало формированию у учащихся ценности
учебной деятельности, нацеливало на преобразование их прошлого
опыта, развивало во взаимосвязи мотивационно-ценностное отноше­ние школьников к Образу «Я» и трудовой деятельности;

·        применение на уроках чтения при изучении произведений о
труде приема сравнения Образа «Я» с образами героев литературных
произведений, что обеспечивало формирование ценностного отношения школьника к самому себе;

·        применение метода контент-анализа при анализе сочинений
учащихся «Моя будущая профессия», позволяющего выявить содержа­
тельную характеристику мотивационной сферы личности как субъекта
будущей профессиональной деятельности;

·        обогащение коллективной профориентационной деятельности
школьников созданием ими общественно ценного продукта, что обеспечивало приобретение практического трудового опыта;

·        использование игровых средств - занятий курса «В Океане
профессий», профориентационных игр, профессиональных мини-проб
- способствовало включению школьников в рефлексивную деятельность, актуализировало проблему подготовки к выбору профессии на пропедевтическом этапе профессионального самоопределения.

       Современные подходы к профессиональной ориентации школьников (А.Я.Журкина, Л.М.Митина, В.Д.Симоненко и др.) рассматривают последнюю как комплекс средств, направленных на формирование у личности отношения   к   себе   как   к   субъекту   будущей профессиональной деятельности. Исходя из этого, ясно, что профессиональная ориентация - это не выбор школьником профессии, одной на всю жизнь, а формирование у него готовности к профессиональному самоопределению, активизация внутренних ресурсов его личности с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, человек мог в полной  мере реализовывать себя  в  ней.

       Младший школьный возраст не является малозначимым с точки зрения профессиональной ориентации. Дело в том, что существует ряд показателей, нравственно-волевых и мотивационных характеристик, для формирования которых именно этот этап возрастного развития оказывается сензитивным. Если это обстоятельство не учитывается, нарушается преемственность между этапами профориентационной работы, и у довольно значительной части школьников так и не удается в учебно-воспитательном  процессе достичь  необходимых результатов. Так коллектив авторов книги «Школа и выбор профессии отмечает, что для младшего школьника характерен высокий уровень любознательности, учитель, взрослые пользуются у него большим авторитетом. Младший школьник эмоционально реагирует на все новое, легко подвергается влиянию внешних обстоятельств. Он с желанием выполняет трудовые поручения, стремится к активной деятельности. Следовательно, учитель начальной школы должен отбирать те формы и методы профориентационной работы, которые в наибольшей степени соответствуют психологическим особенностям учащихся младшего возраста, вносить в них элементы игры, романтики, творчества. Вполне закономерно, что чем шире и глубже осуществляется на этом этапе подготовка к труду и выбору профессии, тем эффективнее процесс становления трудовой активности и профессионального самоопределения в подростковом и старшем школьном возрасте [41; с.8-9].

       Рассмотрев проблемы профессиональной ориентации  младших школьников, мы можем говорить  о том, что согласно возрастным особенностям основная цель работы в данном направлении формирование у детей представлений о различных сторонах профессий, понимания роли труда в жизни человека и общества, развитие интереса к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения. Возрастные особенности младших школьников требуют использования специальных методов и приемов работы по профессиональной ориентации детей.









1.2. Критерии и диагностика подготовленности младших школьников к выбору профессии

       Углубленное изучение закономерностей подготовленности школьников к выбору профессии, разработка критериев и показателей ее сформированности является основным условием условием сознательного и целенаправленного управления этим процессом.

       В качестве эталонных показателей, с которыми сравниваются достигнутые результаты, используются критерии (от латинского «критериум», что значит «сравнение»).

       Исходя из сущности выбора профессии, можно говорить, что критерием оценки готовности к данному выбору будет профессиональное самоопределение личности.

       Е.А. Климов [22] выделяет следующие показатели подготовленности к профессиональному самоопределению учащихся, характеризующие данную подготовку как процесс становления профессионального самоопределения учащихся:

       1. Информированность учащегося. Знание структуры народного хозяйства и видов профессионального образования; потребностей народного хозяйства (страны, конкретного экономического района) в кадрах; содержания и условий труда по избранной профессии; учебных заведений, где можно получить избранную профессию (специальность).

       2. Сформированность общественно значимых мотивов выбора профессии (сближение профессиональных намерений с потребностями народного хозяйства страны, конкретного экономического района в кадрах). Учащийся выбирает профессию, в которой государство испытывает острую необходимость, в соответствии с устойчивыми профессиональными интересами и выраженными специальными способностями.

       3. Выраженность профессиональных интересов. Устойчивые профессиональные интересы (проявляются в течение ряда лет) к определенной области деятельности и конкретной профессии.

       4. Наличие специальных способностей к определенному виду профессиональной деятельности (математике, физике, технике; естественным наукам, гуманитарным и т.д.)

Страницы: 1, 2, 3