бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Методы и приемы формирования навыков самоконтроля у младших школьников бесплатно рефераты


Результаты исследования, приведенные в таблице № 3, отображены в диаграмме № 3.


Диаграмма № 3


Проанализировав все 3 диаграммы, можно сделать вывод, что у учащихся 3 класса "Б" навык самоконтроля развит. По уровню сформированности навыка класс можно разделить на 3 группы:

§     учащиеся, у которых контроль проявляется только в случае, если учитель ставит такую задачу - 5 человек (Александр С., Виктория Т., Маргарита Т., Давид Ч., Григорий Ш.);

§     учащиеся, у которых навык самоконтроля развит крайне незначительно - 14 человек (Александра Ч., Анжела З., Анна П., Армине Д., Артем У., Василий К., Виталий Д., Глеб К., Дарья Ж., Иван М., Илья С., Людмила К., Павел В., Юлия Г.);

§     учащиеся, у которых самоконтроль сформирован в достаточной степени - 2 человека (Александра Т. - Г., Алина Д.).

После проведения вышеуказанных методик была спланирована и организована опытно-практическая работа, направленная на развитие у детей 3 класса самоконтроля. При составлении конспектов уроков в различные этапы урока включались специальные методы и приемы развития навыка самоконтроля.

2.2 Описание системы работы, направленной на развитие навыка самоконтроля


Для развития навыка самоконтроля были подобраны методы и приемы, которые были включены в учебно-воспитательный процесс. Эти методы и приемы использовались как на различных уроках (уроки русского языка, математики, чтения, труда, окружающего мира, москвоведения), так и во внеклассной работе.

Методы и приемы включались в уроки ежедневно. Занятия после уроков, направленные на развитие самоконтроля, позволяли расширить время воздействия на учащихся.

Основными методами и приемами, которые использовались во время проведения опытно-практической работы были:

-                   сверка с написанным образцом;

-                   проверка по инструкции;

-                   взаимопроверка с товарищем;

-                   коллективное выполнение задания и коллективная проверка;

-                   сочетание коллективной и индивидуальной работы;

-                   выполнение задания по алгоритму;

-                   проверка с помощью сигнальных карточек;

-                   подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального.

Учащимся для осознания самой цели самоконтроля постоянно нужен внешний контроль, поэтому в начале работы с учащимся превалировали контроль учителя, а также взаимоконтроль по продукту и взаимоконтроль по процессу.

На уроках русского языка были использованы методы и приемы, направленные на развитие самоконтроля у учащихся, как на этапе чистописания, проверки домашнего задания, объяснения новой темы, так и при выполнении различных упражнений на этапе закрепления.

Фрагмент урока № 1.

Тема: "Распознавание частей речи".

Цель: закрепить умение распознавать различные части речи в тексте.

Этап урока: минутка чистописания.

Учитель: "Ребята, сейчас мы с вами отгадаем загадки, а слова, которые у нас получатся, вы должны будете записать через запятую, обращая внимание на соединения между буквами. Первая загадка:

Зацепилась за карниз,

Головой свисает вниз.

Акробатка-крохотулька,

Зимний леденец - . (Сосулька).

Следующая загадка:

Он из снега одного,

Из морковки нос его.

Чуть тепло, заплачет вмиг

И растает. (Снеговик).

И последняя загадка:

Кружит снег она вдоль улиц,

Словно перья белых куриц.

Зимушки-зимы подруга,

Северная гостья. (Вьюга). "

Затем учащимся был предложен образец правильного написания этих слов - один из приемов самоконтроля, по которому учащиеся оценивают свою работу самостоятельно.

Фрагмент урока № 2.

Тема: "Изменение имен существительных, имен прилагательных и глаголов по числам".

Цель: познакомить учащихся с изменением частей речи по числам.

Этап урока: изучение нового материала.

Учитель говорит учащимся: "Ребята, давайте составим предложения, в котором бы подлежащее стояло в единственном числе". Учащиеся приводят примеры, наиболее удачный вариант записывается на доске:

Рыжая белка прыгала с ветки на ветку.

"Определите число имени прилагательного и глагола. Теперь давайте переделаем предложение, изменив число имени существительного. Что у нас получилось?

Рыжие белки прыгали с ветки на ветку.

Хорошо, что вы можете сказать теперь о числе имени прилагательного и глагола. У них тоже изменилось число. Значит, изменив число одной части речи, необходимо изменить и число зависящей от нее другой части речи. Давайте теперь прочитаем сведения из учебника и проверим, правильно ли мы рассуждаем".

На этом этапе был использован такой метод развития самоконтроля, как коллективное выполнение задания и коллективная проверка.

Изучая периодическую литературы, нами была обнаружена интересная статья кандидата педагогических наук Галины Геннадьевны Мисаренко о технологии проведения орфографического диктанта. Она предлагает новый подход к организации и проведению такого диктанта.

Орфографический диктант предлагается проводить либо внутри темы, либо после завершения ее изучения и призван осуществлять текущий контроль. Поскольку написание диктанта является определенным видом деятельности, то оно предполагает наличие мотивационного, операционного и контрольного блоков.

Наиболее интересен контрольный блок, так как он является самым слабым во всем процессе написания диктанта. Г.Г. Мисаренко считает, что текст должен быть прочитан школьниками не менее трех раз. В ходе каждого прочитывания внимание сосредотачивается на отдельной языковой области - синтаксисе, грамматике и орфографии. Каждая из них требует своей особенной мозговой организации действий, и все операции, входящие в нее, нужно хорошо отработать. Автор статьи предлагает проводить написание диктанта в несколько этапов: на первом уроке учащиеся пишут диктант и сдают тетради учителя, а через 2-3 дня - тетради вновь раздаются учащимся и они производят проверку.

Нами был проведен диктант подобным образом. Учащимся был продиктован текст, в конце урока тетради были собраны, а через 3 дня были представлены детям для проверки. Предварительно им было объяснено, каким образом должна осуществляться проверка написанного.

Результат проверки грамотности школьников в этот раз отличался от предыдущего итога проведения такой же работы.

Нам кажется действенным использовать такой метод организации орфографического диктанта, так как он способствует развитию учебной деятельности, а также ее элемента - самоконтроля.

В уроки математики на различных этапах также включались методы и приемы развития самоконтроля. Например, при проведении устного счета эффективным методом формирования навыка является проверка с помощью сигнальных карточек.

Фрагмент № 3

Тема: Проверка умножения.

Цель: научить учащихся проверять деление с помощью умножения.

Этап урока: устный счет.

Учитель диктует утверждения, учащиеся с помощью сигнальных карточек должны обозначить его правильность:

1. Частное чисел 24 и 3 равно 7. (Красный сигнал).

2. Число 48 больше, чем 12, в 4 раза. (Зеленый сигнал).

3. Первый множитель 15, второй - 4, произведение - 70. (Красный сигнал).

4. Делимое равно 60, делитель - 5, частное - 12. (Зеленый сигнал).

5. Произведение 14 и 6 равно 20. (Красный сигнал).

А при закреплении нового материала выбирался метод, с помощью которого учащиеся учились отбирать из предложенных вариантов решения поставленной задачи самый оптимальный.

Для того чтобы научить учащихся проверять свою работу самостоятельно, а не надеяться на родителей, им были предложены алгоритмы проверки домашнего задания. На уроке было объяснено и показано, как работать с этим алгоритмом.

Пример алгоритма по математике:

1.                 Прочитай еще раз задание.

2.                 Проверь, правильно ли ты списал данные.

3.                 Если ты решаешь задачу, проверь, правильно ли ты записал ответ, на все вопросы ответил.

4.                 Если ты решаешь пример, содержащий несколько действий, проверь порядок действий.

5.                 Если ты решаешь примеры, выполни устную проверку своих вычислений.

6.                 Если ты решаешь уравнение, подставь значение Х в начальное уравнение.

7.                 Когда выполнил всю работу, проверь, все ли задания ты сделал и все ли ты проверил.

Проверка домашнего задания осуществлялась во время проведения устного счета, учащимся задавались вопросы по тому, как он осуществлял проверку своей работы.

Пример алгоритма по русскому языку:

1.                 Прочитай еще раз задание.

2.                 Проверь, правильно ли ты списал текст.

3.                 Начинай проверку написания слов с последнего слова текста, упражнения.

4.                 Проверяй отдельно каждое слово.

5.                 Вспомни правило, по которому можно проверить написание слова.

6.                 Проверь знаки препинания, используя текст учебника.

7.                 Если ты уверен, что вся работа выполнена правильно, можешь сдать работу учителю.

8.                 Если это домашняя работа - проверь дважды выполнение задания.

Проверка домашнего задания на уроках русского языка осуществлялась каждый день. При сборе тетрадей учащихся можно было наблюдать большое количество исправлений в ходе выполнения домашней работы, что свидетельствовало о том, что учащиеся используют предложенный им алгоритм действий.

На уроках чтения при изучении стихотворного материала или при проведении работы, направленной на развитие у учащихся навыка выразительного чтения (чтение по ролям) учащимся был предложен алгоритм оценивания деятельности своего одноклассника, требования к выразительности чтения.

Требования к выразительному чтению.

1.                 Знание текста.

2.                 Выбор интонации и умение варьировать ею. (Радость, беззаботность, веселье, торжественность, восхищение).

3.                 Выбор темпа.

4.                 Выбор тембра, силы голоса.

5.                 Логические ударения и паузы.

После прочтения стихотворения необходимо сделать вывод: произвело впечатление это произведение на слушателей.

Первоначально эта работа вызывала затруднения у учащихся, поэтому нами были проведены специальные упражнения для формирования этого навыка. Также возникали сложности в объективности оценки отвечающего, были споры, в ходе которых развивалось умение слушать и слышать собеседника, что очень важно для совершенствования общеучебных умений и навыков.

Фрагмент № 4.

Тема: Стихи С. Михалкова.

Цель: познакомить учащихся с творчеством писателя С. Михалкова.

Этап урока: изучение нового материала.

К этому уроку учащиеся должны были найти любое стихотворение Сергей Михалкова и подготовить выразительное чтение его наизусть. Одним из учащимся было прочитано стихотворение "Прививка":

На прививку! Первый класс! - Вы слыхали? Это нас!. - Я прививки не боюсь:

Если надо - уколюсь! Ну, подумаешь, укол! Укололи и - пошел.

Это только трус боится На укол идти к врачу.

Лично я при виде шприца Улыбаюсь и шучу.

Я вхожу одним из первых В медицинский кабинет.

У меня стальные нервы Или вовсе нервов нет! Если только кто бы знал бы, Что билеты на футбол Я охотно променял бы На добавочный укол!.

- На прививку! Первый класс! - Вы слыхали? Это нас!. - Почему я встал у стенки? У меня. дрожат коленки.

При проведении анализа учащиеся высоко оценили выбор интонации и тембр голоса. Ученик очень правдоподобно передал все чувства главного героя произведения. Он соблюдал все логические паузы и правильно расставлял логические ударения. Этот урок показал, насколько учащиеся повысили свой уровень подготовки к уроку и выполнения требований учителя.

На уроках окружающего мира использовались также различные методы и приемы формирования навыка самоконтроля такие, как индивидуальная работа по карточкам с последующей самопроверкой с использованием текста учебника.

Уроки труда и изобразительной деятельности не возможны без осуществления, поэтому после анализа образца изготовляемого изделия учащимся было предложено продолжить работу по инструкционным картам, висящим на доске. При проведении анализа готового продукта их деятельности выявлялись допущенные ошибки, из-за которых изделие не получилось или имеет не совсем хороший вид.

Сначала проводимая работа у учащихся вызывала недоумение. Но после того как им был объяснен смысл выполняемых заданий, они активно включились в деятельность.

Используемые методы и приемы были направлены на развитие навыка самоконтроля, умения фиксировать состояние выполненной работы и оценки своей деятельности, ее регулирования и исправления, умения следить за своими действиями и сопоставлять их с заранее поставленной целью, усвоенным образцом и намеченным планом действий.

Большое внимание уделялось формированию умения устанавливать, анализировать допущенные ошибки и выявлять их причины, исправлять работу на основе данных самооценки и уточнять план ее выполнения, совершенствовать этот план.

Во внеурочное время были проведены внеклассные занятия также направленные на развитие этих умений и навыков.

Вся проведенная работа была направлена на формирование навыка самоконтроля у учащихся 3 класса "Б" как одного из важнейших элементов учебной деятельности, которая является ведущей в младшем школьном возрасте.

2.3 Анализ результатов проведенной работы по развитию навыка самоконтроля


После проведения опытно-практической работы по развитию навыка самоконтроля были вновь проведены методики, описанные в пункте 2.1 выпускной квалификационной работы "Изучение навыков самоконтроля младших школьников в 3 классе "Б".

По результатам методики № 1 "Рисование бус" была построена таблица № 4.


Таблица № 4

                    Оценка

Дети

1-й уровень

2-й уровень

3-й уровень

4-й уровень

Александр С.



+


Александра Т. - Г.

+




Александра Ч.


+



Алина Д.

+




Анжела З.


+



Анна П.


+



Армине Д.


+



Артем У.



+


Василий К.


+



Виктория Т.



+


Виталий Д.


+



Глеб К.



+


Григорий Ш.




+

Давид Ч.



+


Дарья Ж.


+



Иван М.



+


Илья С.

+




Людмила К.


+



Маргарита Т.



+


Павел В.


+



Юлия Г.


+



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7