бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Методы и приемы формирования навыков самоконтроля у младших школьников бесплатно рефераты

Нередко учащиеся затрудняются объяснить, почему 3+1 - это 4 или 9-6=3. К сожалению, учитель иногда не знает, какими конкретными вычислительными приемами пользуются его ученики на определенных этапах обучения.

В настоящее время, когда в учебном процессе весьма редко применяются технические системы контроля и самоконтроля, необходимо шире и активнее использовать традиционные индивидуальные раздаточные материалы и наглядные пособия в качестве средств обратной связи. Все эти простейшие средства обучения позволяют добиваться значительных положительных результатов.

Покажем с помощью фрагментов одного из уроков опытного учителя липецкой средней школы № 14 В.К. Вальчук, как это делается. Фрагменты связаны с повторением состава числа 6 и с решением задачи на разностное сравнение.

При повторении состава числа учитель использовал игру "Молчанка". Он начал так: "Число 6 состоит из пяти и еще из какого числа?" (В это время на классной доске появляется из-за ширмы запись: 6=5+…, 6=2+…, 6=3+…, 6=…+2, 6=1 +.) Учащиеся молча показывают каждый раз карточки с цифрами (соответственно 1, 4, 3, 4,5), а по одному ученику выходят к классной доске и записывают ответы вместо точек. После этого следует громкое проговаривание: "Число 6 состоит из 5 и 1, из 2 и 4, из 3 и 3".

В дальнейшем на уроке при решении примеров на классной доске, а также при проверке выполнения самостоятельных заданий, когда обнаруживались неправильные ответы, учащиеся сразу же поднимали красные сигнальные карточки, как бы зажигая красный сигнал "Стоп!".

Интересную предварительную методическую работу проводит В.К. Вальчук и перед самостоятельным решением задачи.

Прежде чем предложить решить задачу, учитель в процессе первичного чтения задачи ставит на верхнюю планку, расположенную вдоль доски, 4 желтых кубика, а на нижнюю под верхними кубиками - 3 зеленых. Ученик, вызванный к доске, при вторичном прочтении задачи набирает на наборном полотне такое же количество геометрических фигур на партах. Учитель, проверив, как выполнена эта работа, предлагает учащимся составить решение данной задачи из цифр и знаков действий. На партах появляется запись: 4-3=1. Только после этого учащиеся записывают решение этой задачи в своих тетрадях.

Такое осуществление обратной связи с учениками представляется оправданным и необходимым при объяснении и первичном закреплении решения задач на разностное сравнение чисел.

На этом уроке абсолютно все учащиеся активно участвовали в учебном процессе, были предельно сосредоточены, внимательны. Учитель видел результаты своей работы, получая с помощью простейших средство обучения обратную связь от каждого ученика. Отметим, что В.К. Вальчук работает так постоянно, достигая целей, поставленных при планировании каждого урока. Всегда спрашивает у ребенка, каким вычислительным приемом он пользуется: "Как у тебя получился такой ответ? Как проверить, что у тебя ответ верный? Давай разберемся, почему ты допустил ошибку". Этим и определяется высокое мастерство учителя.

Таким образом, при формировании вычислительных навыков важно, чтобы учитель постоянно включал в уроки такие формы работы, которые позволяют выявлять, какими вычислительными приемами пользуются каждый раз его ученики. В этой связи целесообразно на этапах объяснения и закрепления нового учебного материала чаще практиковать развернутое комментирование учителем вычислительных операций, а ученикам проговаривать вслух (про себя) только основные вычислительные приемы, постепенно сворачивая их, записывая только необходимые промежуточные вычисления и конечный результат. Выполнение развернутой записи самими детьми требовать не следует.

Обучение учащихся контролированию выполняемой работы должно происходить не только при формировании вычислительных навыков, но и в процессе практической реализации полученных знаний. В частности, это относится и к решению математических задач. На всех этапах решения задачи учитель добивается понимания выполняемых действий, контролирует понимание записанных математических выражений.

После прочтения задачи с помощью вопросов выясняется, как учащиеся поняли условие задачи, после этого учитель предлагает одному из них записать условие задачи в таблице, которая заранее подготовлена на классной доске.

После того как составлен план решения, организуется самостоятельное решение данной задачи по действиям.

Далее учитель предлагает решить эту задачу, составив математическое выражение. Учащиеся записывают выражение. Следуют контрольные вопросы учителя: в чем смысл ваших записей? Что означают в математическом выражении записи?

В качестве эффективного средства самоконтроля могут выступать обратные задачи. На уроках математики это делается следующим образом.

Убедившись в правильности решения задачи, учитель обращается к классу с таким предложением: "Будем считать данную задачу прямой. Давайте теперь составим обратную задачу к ней". Снова составляется план решения задачи, далее следует ее решение, ищется ответ задачи и т.д.

Вся проделанная работа в классе подготовила учащихся, кроме того, и к качественному выполнению домашнего задания. Оно было таким: составить обратную задачу, в которой неизвестная величина - количество коробок печенья, привезенных в магазин, и решить ее.

Учащиеся оказались подготовленными к самостоятельному решению обратной задачи дома.

Такой методический подход представляется весьма важным для приучения детей к самостоятельному составлению и решению обратных задач, что впоследствии перейдет в потребность и необходимость контролировать решение прямых задач при выполнении самостоятельных, домашних и контрольных работ.

При организации самоподготовки следует выполнить таким образом. Учитель (воспитатель), убедившись, что учащимся понятен заданный учебный материал, разрешает им самостоятельно выполнять домашнее задание. Проверив его, он делает пометки красным карандашом. Это позволяет учителю конкретно видеть и на следующем уроке, при проверке тетрадей, насколько успешно выполняется домашняя работа его учениками, сделать необходимые выводы для себя в плане дальнейшего совершенствования методов обучения.

Виды и формы контроля на уроке могут быть весьма разнообразны. Одна из интересных и необходимых форм - фиксирование учителем для себя результатов самостоятельной работы своих учеников. В основу подобной статистики можно положить фиксирование типичных ошибок, допущенных учениками в классе при выполнении самостоятельной работы. Учитель, проверяя тетради учащихся, заполняет свой дневник, выполненный по схеме:


Фамилия, имя

Задания для самостоятельной работы

Петров К.

5+3

7-2

8-2

10-3

Задача

+

6

+

8

6+3

Иванов А.

2

+

+

8

6-3=4


Предложенные выше таблицы помогают учителю видеть, насколько успешно овладевают необходимыми умениями и навыками ученики его класса. Если по всем показателям получаются хорошие данные, то можно уверенно сказать, что достигнут нужный уровень изучения данной темы. В классе такая качественная обучаемость позволяет переходить к изучению нового учебного материала, к изучению новой темы.

Успешность формирования вычислительных навыков у младших школьников в значительной степени зависит от их умения контролировать свои вычислительные действия на уроке. Опытные учителя начинают обучать детей элементам самоконтроля с I класса. Они нацеливают их на то, что контролировать себя нужно сразу же, как только решил самостоятельно хотя бы один пример. Этим самым они реализуют принцип немедленной проверки решения (решил пример - проверь себя; убедился, что твое решение верное, - приступай к решению следующего примера) и поддерживают активный интерес детей к учебе. Такое положение в классе создается при определенных условиях.

В качестве внешних условий вначале выступают материализованные индивидуальные средства обучения (счетные палочки, счеты, геометрические фигуры, ученическая линейка, наборное полотно и т.д.) и использование их при самоконтроле на этапах объяснения и первичного закрепления нового учебного материала. Обучая элементам самоконтроля на этом этапе, главное выработать у детей потребность контролировать правильность полученных результатов. Правда, не следует разрешать учащимся бесконечно долго пользоваться конкретными предметами для самоконтроля, в противном случае в классе появятся ученики, которые не смогут самостоятельно решить ни одного примера без материализованных подсказок. Каждый раз они будут призывать на помощь линейку, счеты, палочки и т.п., что явно нежелательно.

Этап самоконтроля с конкретными предметами должен перейти в этап самоконтроля с заместителями предметов в виде рисунков, схем, чертежей и т.д. Здесь методические усилия учителю целесообразно направить главным образом на понимание детьми соответствия между математическими записями, образцами математических выражений и их иллюстрациями в учебниках, тетрадях на печатной основе, дидактических материалах. На этом уровне ученик контролирует себя уже не линейкой, а, например, с помощью изображения числовой оси; не геометрическими фигурами, а посредством рисунков, где изображены треугольники, квадраты, круги. Достигается это следующим образом: разбором иллюстраций с образцам математических записей, раскрашиванием рисунков в соответствии с выполненными вычислительными действиями, самостоятельным составлением рисунков, схем, таблиц, чертежей к определенным математическим выражениям и др. Эти виды работы целесообразно применять на начальной стадии формирования вычислительных приемов с постепенным уменьшением вспомогательных наглядных элементов в обучении, переходя к обучению самоконтролю, в основе которого теперь лежат закономерности. Такой вид самоконтроля принадлежит больше к этапу сформированности вычислительных приемов, способствуя доведению их до высокой степени автоматизации.

Итак, главное в обучении учащихся элементам самоконтроля - научить их контролировать себя в процессе выполнения самостоятельной работы, мысленно несколько опережая практические вычислительные действия и каждый раз обращаясь к ним при малейших затруднениях в вычислениях.

Таким образом, в настоящее время, когда в педагогической практике реализуется "новое содержание" образовательной программы, достичь более осознанного и прочного формирования вычислительных навыков счета можно при более эффективном и полном функционировании в учебном процессе всех условий успешного формирования навыков, особенно важнейших из них - условий контроля и самоконтроля.

Данные методики могут быть использованы и на других предметах. Для этого учителю необходимо составить технологические карты формирования понятий.

Упражнения на развития самоконтроля, творческие задания, упражнения на развитие психических процессов и другие формы и методы работы могут применяться на любых уроках, органично вплетаясь в их контекст.

Многочисленные факты наблюдения педагогов и психологов свидетельствуют о том, что в педагогической практике выработке у каждого ученика необходимых навыков самоконтроля уделяется крайне недостаточно внимания, а нередко оно просто отсутствует.

В то время как и при отличных знаниях теории и умении применять ее нельзя полностью гарантировать себя от ошибок, а младшие школьники, даже зная как следует контролировать себя, не всегда производят действие самоконтроля. Поэтому они нуждаются в специальном побуждении, чтобы самоконтроль имел место в их учебной работе, чтобы они обращались к способам действия, обращались к образцу действия. Следовательно, надо учить учащихся самоконтролю. Без него невозможна как учебная деятельность, так и даже творческая деятельность. Воспитание навыка самоконтроля у учащихся имеет большое значение.

Значение самоконтроля значительно возрастает еще и потому, что в настоящее время больше уделяется внимания созданию на уроках проблемных ситуаций и самостоятельному поиску их решений. Широко начинают использоваться системы развивающего обучения. Например, в рамках системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова формируется теоретическое мышление детей. Но, развивая мышление, нельзя оставить без внимания формирование компонентов учебной деятельности и в частности - самоконтроля. Ребенок не сможет строить логические цепочки и делать правильные выводы, если у него отсутствует контроль своих действий и действий товарищей.

Для начала перед младшими школьниками должны быть определены однозначные, предельно четкие критерии контроля, которые разрабатываются ими в процессе совместной деятельности с учителем. Только после этого можно приступать к формированию структурных звеньев самоконтроля у детей таких, как:

1. уяснение учащимися цепи деятельности и первоначальное ознакомление с конечным результатом и способами его получения, с которыми они будут сравнивать применяемые ими приемы работы и полученный результат;

2. сличение хода работы и достигнутого результата с образцами;

3. оценивание состояния выполняемой работы, установление и анализ допущенных ошибок и выявление их причин (констатация состояния);

4. коррекция работы на основе данных самооценки и уточнение плана ее выполнения, внесение усовершенствований.

Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу, можно сделать вывод, что эффективность формирования навыка самоконтроля у младших школьников достигается в результате использования таких методов и приемов (сверка с написанным образцом; взаимопроверка с товарищем; коллективное выполнение задания и коллективная проверка; сочетание коллективной и индивидуальной работы; проверка с помощью сигнальных карточек; подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального).

Поэтому обучение самоконтролю должно найти место при объяснении нового материала и его закреплении, что будет сообщать процессу формирования знаний, умений и навыков высокую эффективность, делать его осознанным, прочным и безошибочным. Кроме того, навык самоконтроля, приобретаемый учащимися в процессе учения в школе, впоследствии безусловно пригодится им в их трудовой деятельности, в научном творчестве и в самостоятельной взрослой жизни.


Глава 2. Использование системы методов и приемов, направленных на развитие самоконтроля младших школьников в процессе учебной деятельности

2.1 Изучение навыков самоконтроля младших школьников третьего класса


Преддипломная практика проходила в 3 классе "Б" средней образовательной школы № 1100 ЮЗАО г. Москвы.

В классе обучается 21 человек, из которых 10 мальчиков и 11 девочек. Класс многонационален.

Обучение в этом классе ведется по традиционной программе: учебник по русскому языку - "Русский язык" Рамзаевой Т.Г., по математике - "Математика" Моро М.И., Бантовой М.А., по чтению - "Родная речь" Головановой М.В., Горецкого В.Г., по окружающему миру - "Мир вокруг нас" Плешакова А. А.

Общая успеваемость в классе достаточно высокая, хотя есть дети, у которых наблюдаются трудности в учебной деятельности. Они имеют недостатки внимания, в течение урока им трудно сконцентрироваться на учебном материале долгое время. Присутствуют дети с проблемами в эмоционально-волевой сфере, саморегуляции.

При наблюдении и анализе работы учащихся данного класса можно сделать вывод о развитии их общеучебных умений и навыков. У третьеклассников присутствуют затруднения в интеллектуальных и организаторских умениях и навыках. При восприятии информации, а конкретно, письменной инструкции треть учащихся нуждается в пошаговом предъявлении и пошаговом контроле усвоения учебного материала, несколько человек самостоятельно справляются с восприятием инструкции, остальным же требуются первичные разъяснения задания. Среди организаторских умений и навыков выделяют умение проверить свою работу. Большинство учащихся 3 класса "Б", закончив выполнение задания, его результат не проверяют, так как довольствуются любым результатом. Треть учащихся результат проверяют, но ошибок чаще всего "не видят".

При работе с учащимися было выявлено, что учитель мало времени уделял анализу результатов работы детей. На уроках деятельность педагога была в основном направлена на овладение детьми учебным материалом, а не на всестороннее развитие личности, поэтому даже при наблюдении было видно, что такой компонент учебной деятельности как самоконтроль не сформирован.

Для определения уровня развития навыка самоконтроля были подобраны методики.

На первых уроках была проведена методика № 1 "Рисование бус" (методика И.И. Аргинской), которая позволяет выявить количество условий, которые ребенок может удержать в процессе деятельности при восприятии на слух.

Это задание учащиеся выполняли на подготовленных заранее листках с рисунком кривой, изображающей нитку:



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7