Методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы
Давайте попытаемся определить коэффициент своей общительности. Для
этого предлагается ответить на 16 вопросов теста В. Ф. Ряховского.
Отвечать надо однозначно: «да», «нет», «иногда».
1. Вам
предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает
ли вас ее ожидание из колеи?
2. Не откладываете ли вы визит к врачу до тех пор, пока станет уже
невмоготу?
3. Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение
выступать с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании
или тому подобном мероприятии?
4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не бывали.
Приложите ли вы максимум усилий, чтобы
избежать этой командировки?
5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни
было?
6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам
с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то еще
вопрос)?
7. Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений
трудно понимать друг друга?
8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть 10 рублей,
которые занял несколько месяцев назад?
9. В ресторане либо в столовой вам подали явно недоброкачественное блюдо.
Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув
тарелку?
10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с
ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни
была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочтете ли
вы отказаться от своего намерения, нежели стать в хвост и томиться в ожидании?
12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по
рассмотрению конфликтных ситуаций?
13. У вас есть собственные сугубо индивидуальные оценки
произведений литературы, искусства, культуры и никаких чужих мнений
на этот счет вы не приемлете. Это так?
14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки
зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочтете ли вы промолчать и не
вступать в спор?
15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться
в том или ином служебном вопросе или учебной теме?
16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение,
оценку) в письменной форме, чем в устной?
Теперь
рекомендуется самому оценить ответы: за каждое
«да» — 2 очка, «иногда» — 1 очко, «нет» — 0. Затем общее число очков суммируется и по классификатору определяется, к какой категории людей вы
относитесь.
30—32 очка. Вы явно некоммуникабельны, и это ваша беда, так
как страдаете от этого больше всего вы сами. Но и близким вам людям нелегко! На вас
трудно положиться в деле, которое требует
групповых усилий. Старайтесь стать общительнее, контролируйте себя.
25—29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете
одиночество, и поэтому у вас, наверное, мало Друзей. Новая работа
и необходимость новых контактов если и не ввергает вас в панику, то надолго выводит из равновесия. Вы знаете эту особенность своего
характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством — в вашей власти переломить
эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой либо сильной увлеченности вы приобретаете «вдруг»
полную коммуникабельность? Стоит
только встряхнуться.
19—24 очка. Вы в известной степени общительны и
в1 незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые
проблемы вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой,
в спорах и диспутах участвуете неохотно. В ваших высказываниях порой слишком много сарказма без всякого на то основания. Эти недостатки
исправимы.
14—18
очков. У вас
нормальная коммуникабельность. Вы
любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости.
Без неприятных переживаний идете на
встречу с новыми людьми. В то же
время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у вас раздражение.
9—13 очков. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже
сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по
разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно
знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не
отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает,
вспылите, но быстро отходите. Чего вам недостает — так это усидчивости,
терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако,
вы сможете себя заставить не отступать.
4—8 очков. Вы, должно быть, «рубаха-парень».
Общительность бьет из вас ключом, вы всегда в курсе всех дел. Любите
принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут
вызвать у вас мигрень и даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу,
даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в
своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя далеко не всегда
можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и
коллеги относятся к вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над
этими фактами!
3 очка и менее. Ваша
коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы,
многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения.
Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны.
Вольно или невольно вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете
необъективны. Серьезная работа не для
вас. Людям — и на работе, и дома, и вообще повсюду — трудно с вами. Да, вам бы
поработать над собой и своим характером! Прежде всего: воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность,
уважительнее относитесь к людям, наконец, подумайте и о своем здоровье — такой стиль жизни не проходит бесследно.
2. Давайте, опираясь на собственный
опыт общения и на те теоретические и
экспериментальные разработки, которые сегодня имеются, попытаемся
определить, что же включает в себя этот
чрезвычайно важный процесс, каковы
его функции в нашей жизни.
1-я функция общения – информационно-коммуникативная.
Информацией
мы обмениваемся постоянно: на службе, дома, с близкими, просто с незнакомыми людьми на
улице, в транспорте. Но важно и то, как мы делаем это, как
проявляется в этом наша личность, испытывает ли что-либо наш партнер от такого
обмена информацией. Следовательно, передача информации в процессе общения должна
быть особенной.
Общие требования к осуществлению информационно-коммуникативной
функции общения:
- точное ориентирование высказывания на собеседника;
- отражение в сообщаемом вашего личного отношения;
- отбор формы передачи информации;
- выбор речевых средств и ситуации информирования;
- предвидение реакции партнера;
- способность конкретизировать информацию по ходу
высказывания;
- приспособить ее к партнеру;
- учет индивидуальных особенностей собеседника.
Информационно-коммуникативная функция общения чрезвычайно
важна, но на ней не замыкается целостный процесс общения. Большую ошибку
делают те люди, которые ограничивают сложный процесс общения только информационными
задачами.
? Можно ли разговаривать с человеком,
обмениваться с ним информацией и все-таки не общаться с ним?
Вы скажете нельзя? А такое бывает. Вот реальная
картинка: сижу в аэропорту, рейс откладывается, все нервничают. Подхожу к
окошку справочного бюро и спрашиваю: «Девушка, как с рейсом на Саратов?» Девушка смотрит поверх
меня и сообщает: «Рейс на Саратов
откладывается на два часа». Обратите внимание,
она меня информирует, но не общается.
Следовательно, целостный процесс общения невозможен без 2-ой
функции общения – познания людьми друг друга..
Психолог
А. А. Бодалев называет это явление социальной перцепцией (лат.:
псих, восприятие, непосредственное
отражение объективной действительности органами чувств). Это сложный, во
многом уникальный процесс, в котором участвует вся личность человека, все
психические процессы — восприятие, ощущение, память, мышление, воображение,
воля, внимание. Проанализируем эту
категорию, исходя из собственного опыта житейского общения.
Например, вы встречаете приятеля и по лицу видите, что он чем-то озабочен. Вы
спрашиваете: «Что-нибудь случилось? » Почему
вы задаете такой вопрос, ведь он вам еще ничего не сказал о своих проблемах?
Значит, сработала
социально-перцептивная функция, и процесс познания другого человека начался.
Или вы видите очередь в магазине, у вас нет
времени, а приобрести товар крайне необходимо, и вы обращаетесь к кому-либо из очередных с просьбой купить для вас нужный предмет. Но прежде
вы тщательно, лишь по внешним
признакам пытаетесь определить к кому же обратиться. ЭТО И ЕСТЬ ФУНКЦИЯ
ПОЗНАНИЯ. Чем точнее и надежнее мы познаем
человека в процессе взаимодействия, тем плодотворнее и сам процесс общения.
Или другая ситуация. Каждое утро вы едете в университет.
И
в транспорте часто в одно и то же время встречаете одних и тех же
людей, вам совершенно незнакомых. И через некоторое время, в результате
социально-перцептивных процессов, вы уже начинаете к этим людям как-то относиться.
Искусству «читать» и расшифровывать человеческое поведение можно и
нужно учиться. Для этого:
- будьте внимательны к партнеру по общению;
- развивайте
коммуникативную память (необходимо помнить прошлую
тональность общения с этим человеком;
- развивайте наблюдательность в процессе общения;
- стремитесь предвосхитить реакцию собеседника;
- умейте анализировать внешнее поведение людей — позу, жесты,
мимику, микромимику, экспрессию;
- учитесь осознавать «психологические сигналы» по внешнему рисунку
поведения человека
- в процессе общения постоянно думайте о партнере.
Эти общие рекомендации помогут вам лучше познавать личность другого
человека в процессе взаимодействия. И ваше общение станет более целенаправленным, ориентированным, приятным для собеседника и
одновременно эффективным. Единство
собственной личности и личности
партнера — вот что чрезвычайно важно в общении, и именно этого мы иногда не хотим понимать.
Вспомните, бывали ли у вас в жизни такие ситуации, когда ваш
собеседник совершенно не ориентировался в вашем психическом
состоянии, то есть не познавал вас как личность в процессе общения.
Например: вы куда-нибудь торопитесь, а он вас удерживает только
потому, что у него есть время и хочется поговорить. Или человек начинает разговор на
ту тему, которая для вас, очевидно, неприятна и др. Если собеседник чуть-чуть
внимательнее посмотрел бы на вас, то он
понял бы, что эта беседа несвоевременна.
Но, увы!..
Каждому из нас
необходимо обладать специфическим
воображением, помогающим в процессе взаимодействия с людьми постоянно воссоздавать их внутреннюю психологическую ситуацию по внешним признакам. А это, конечно же, требует высокой культуры познания человека человеком. Помните, что общение
с людьми — это еще не обязательно взаимопонимание,
и если оно будет проходить
успешно, то повысится общая эмоциональная
удовлетворенность им.
Надо
уметь смотреть как в зеркало в другого человека – это сложное, но вполне
реальное искусство, владеть которым необходимо
и в личных и в деловых взаимоотношениях.
Своеобразно владеют им
японцы, общение у которых представляет
собой
сложную процедуру. Комментируя этот своеобразный стиль общения,
журналист Всеволод Овчинников в книге «Ветка сакуры» пишет: «В разговорах
люди всячески избегают слов «нет», «не могу», «не знаю», словно это какие-то
ругательства, нечто такое, что никак нельзя вы
сказать
прямо, а только иносказательно, обиняком. Даже
отказываясь
от второй чашки чаю, вместо «нет, спасибо»
употребляют
выражение, дословно означающее: «мне
уже и так прекрасно...»
Правда ведь, весьма своеобразная система общения? Но
согласитесь, она создает обстановку максимального эмоционального комфорта для
общающихся.
ИТАК,
ПОМНИТЕ, ЧТО ЖЕЛАТЕЛЬНО:
— перед сообщением информации сориентироваться во внешнем
облике партнера;
— в ходе общения наблюдать за партнером и улавливать
малейшие изменения в его поведении по движению глаз, мимике,
микромимике, экспрессии;
— изменять собственную систему общения в связи с изменениями в
выразительном поведении партнера.
Если это умение доведено до совершенства, оно способствует
становлению такого важного качества, как интциция в общении.
3-ей функцией общения является организация межличностных взаимоотношений.
Что же собой представляют наши с
вами взаимоотношения и как следует их
организовать?
Процесс
формирования плодотворных взаимоотношений
предполагает:
— подлинный интерес к другому человеку, стремление
познать и понять его;
— осознание себя как части целого — частички человеческого
взаимодействия;
—
стремление так организовать взаимоотношения, чтобы
общение в вами было приятным для другого;
—
взаимоотношения не должны складываться стихийно, необходимо направленно их
формировать, тогда быстрее и приятнее
придет взаимопонимание.
4-ой фенкцией
общения является
взаимовлияние людей друг на друга.
Вы
обратили внимание на то, что когда мы общаемся с кем-либо, то невольно хотим
как бы внедрить в собеседника свои чувства, мысли и переживания, то есть
стремимся сделать так, чтобы собеседник видел предмет, о котором идет речь как
бы нашими глазами, привлекаем его на свою сторону, «агитируем» за свой взгляд
на вещи и др. Причем эту задачу стремятся решить как эмоциональные люди, так и
люди внешне довольно спокойные, даже кажущиеся равнодушными. Эффект этот
понятен — мы хотим влиять на собеседника, но в этом процессе невольно
осуществляется взаимовлияние.
Общение, взаимодействие людей всегда есть борьба — борьба мотивов,
установок, позиций. Общаясь с человеком мы как бы хотим «спровоцировать» его
поведение в интересующем нас направлении, найти в системе его контраргументов «слабые точки» и
воздействовать на них, добиться, даже
преодолевая препятствия, взаимопонимания,
определить факторы, которые помогут управлять поведением партнера при самом доброжелательном отношении к нему, и, в известной мере, можно сказать
так, что общение — это своеобразная
борьба во имя единства, в которой
есть и наступление, и отступление, и пауза, и все то, что имеется в обычной борьбе.
Возьмем только один, казалось бы, достаточно внешний и незначительный
фактор — пространственное положение общающихся.
Ученые установили, например, что цели и задачи общения существенным образом влияют
на дистанцию между партнерами. Вы,
наверное, обратили внимание на то,
что по-разному общаются знакомые и незнакомые люди. Ведь правда же, когда мы хотим от партнера доверительности, то стремимся максимально приблизиться
к нему, и вызвано это именно стремлением организовать максимальное воздействие на
партнера.
15 см. – интимная зона.
40 см – личная зона.
120 см – социальная зона.
3 м – общественная зона.
5-я функция общения – приспособление в общении
под которой мы понимаем систему
приемов (психологических, мимических, пантомимических, речевых, двигательных
и др.), избираемую для организации адекватной ситуации системы общения.
Если проанализировать
свой опыт общения, то можно убедиться в том, что многие неудачи вызваны именно
неверным выбором приспособления в общении. Помните, психическое состояние партнера,
его настроение, возраст, пол, ситуация требуют определенных приспособлений в
общении, что в свою очередь предполагает постоянную направленность на человека, наблюдательность.
Неверно выбранные приспособления в общении нередко стимулируют конфликт. К примеру,
кто-либо из членов семьи усталый приходит с
работы, а вместо слов сочувствия
слышит грубое: «Где так долго был (была)?» Не забывайте в этот момент о приспособлениях в общении.
6-я функция общения - эстетическая.
Человеческое общение несет в себе огромный эстетический заряд, оно
вызывает эстетические переживания, или наоборот, негативное отношение к
объекту общения. Эстетическое переживание перевести на язык
понятий чрезвычайно сложно, но тем не менее оно существует в системе
человеческого взаимодействия. Вкусовые, поведенческие, этикетные
аспекты человеческого общения неизбежно связаны с эстетическими переживаниями. Мы
часто говорим «приятный человек», «прекрасный собеседник». Что мы, как правило, здесь имеем в виду? Конечно, в первую очередь,
определенные нравственные
характеристики человека, но одновременно
и приятность человека в процессе общения. Вы, наверное, обратили внимание, что процесс общения с
определенными людьми вызывает у вас
переживания, которые трудно объяснить только информационной и другими функциями общения, — это и есть переживания
эстетические, обеспечивающие
реализацию эстетической функции
общения.
Для того,
чтобы плодотворно общаться с другими людьми, необходимо осознать не только
внешние, но и
внутренние,
личностные механизмы человеческого общения, которые движут нашим
взаимодействием, надо познать самого себя в общении с людьми,
заглянуть самому в многоликое зеркало общения.
Психотерапевт
В. Леви предлагает следующие характеристики
общения, которые желательно учитывать в работе над собой:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|