Методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы
Принцип психологической поддержки клиента, обязательного
предоставления ему обратной связи мы используем и в письмах с запросами на
юридическую, врачебную и другую помощь для снятия негативного эмоционального
фона, обязательно присутствующего в такого типа посланиях. После этого
часто следует дача конкретной рекомендации обратиться к
соответствующему специалисту (юристу, терапевту и т.п.) с указанием
нескольких конкретных адресов и телефонов.
Если же мы приходим к мысли о необходимости более глубокой психотерапевтической
работы с данным клиентом, то следующим моментом является
выбор и применение конкретной психотерапевтической тактики, берущей начало от
одного из традиционных психотерапевтических направлений: психоаналитического,
бихевиористского или экзистенциально-гуманистического. Впрочем, в
последнее время мы все больше склоняемся к терапевтическому эклектизму,
к синтетическому подходу в консультировании и психотерапии. Спектр конкретных
техник достаточно широк: от косвенной суггестии до парадоксальной
интенции. Все они известны и поэтому не являются предметом нашего
обсуждения.
Стоит обратить внимание и на некоторые специфические
особенности, отличающие консультативно-психотерапевтическое письмо от письма
обычного или делового. Мы считаем, что письмо в обязательном порядке
должно писаться от руки, а не печататься, например, на компьютере — это делает
контакт между клиентом и консультантом более доверительным и
близким. Важным является черновой вариант письма, который консультант
(психотерапевт) может прочитать и внести в него необходимые
коррективы. Черновик также дает возможность вспомнить уже написанное,
при получении повторного письма.
Использование скриботерапии
(консультативно-психотерапевтической переписки) в работе социально-психологических
центров чрезвычайно перспективно расширяет круг оказываемой помощи,
дает ряд новых диагностических и консультативных возможностей. Тем не менее
скриботерапия как консультативно-психотерапевтическая методика имеет и
ряд ограничений:
1. Дистантность помощи во многих случаях затрудняет
диагностику, не позволяет опереться на невербальные проявления
клиента, увидеть неконгруэнтность поведения и вербальных сообщений.
2. При осуществлении переписки затрудняется рефлексия
консультантом (психотерапевтом) своих собственных действий: часто он остается
вообще без какой-либо обратной связи со стороны клиента.
3. Известно, что многие невротические проявления требуют
прямого психотерапевтического действия врача или психолога.
Переписка в этом случае служит лишь начальным,
передаточным звеном к помощи непосредственной — к работе лицом к
лицу.
ЛЕКЦИЯ: Психологическое консультирование в социальной
работе
1.
Теоретические основы консультирования.
2.
Организация и формы психологического консультирования.
3. Этапы процесса психологического
консультирования.
4.
Методы работы консультанта
в процессе консультирования.
В профессиональной деятельности специалистов по
социальной работе большое значение имеет непосредственное целенаправленное
психологическое воздействие на клиента. Среди различных способов подобного
воздействия ключевая роль принадлежит психологическому консультированию.
Оно является важным неотъемлемым элементом в любой из сфер
социальной работы с различными категориями клиентов
Психологическое консультирование — один из эффективных методов психологического воздействия
на человека с целью оказания
профессиональной помощи в решении конкретных
проблем.
Психологическое
консультирование связано с другими формами
активного
воздействия на личность (психологической коррекцией,
психотерапией
и др.). Специфика психологического консультирования
состоит
в непосредственном двустороннем целенаправленном общении
консультанта
с клиентом, как правило, протекающем в форме доверительной
индивидуальной беседы.
Консультирование предназначено для оказания психологической
помощи практически здоровым людям, испытывающим различные затруднения при
решении жизненных задач. Психокоррекционное же или психотерапевтическое
воздействие ориентировано на решение глубинных личностных проблем
человека,
лежащих в основе большинства жизненных трудностей и
конфликтов.
Умение консультировать является показателем профессионального мастерства
специалиста по социальной работе. В системе мероприятий по социальной защите населения
психологическое консультирование в перспективе может стать одним из наиболее
частых видов оказания профессиональной помощи. К его преимуществам относятся: сравнительная
простота, экономичность, возможность оказания непосредственной экстренной помощи.
Объективная необходимость рассматриваемого метода
психологического воздействия связана с тем, что значительная часть клиентов
службы социальной защиты находится в острых или хронических стрессовых
состояниях, испытывают трудности социальной адаптации, имеют неустойчивую
социальную мотивацию, признаки отклоняющегося поведения, сталкиваются со
сложностями межличностных отношений; преодолевают трудности критических
возрастных этапов и поэтому нуждаются в психологической поддержке и коррекции,
направленной на решение конкретных внутренних проблем.
Теоретические основы психологического консультирования
связаны с современными представлениями о структуре и функционировании личности,
механизмах взаимодействия людей в процессе непосредственного общения. Теоретические
знания существенно помогают психологу-консультанту работать целенаправленно,
правильно выбирать способы и оценивать результаты собственных воздействий на
клиента.
Проведем первоначальный анализ основных закономерностей, которые могут
быть положены в основу теории консультирования.
Наиболее важным принципом является представление о непрерывном
процессе формирования и. развития личности на протяжении жизненного пути.
Оно было выдвинуто и обосновано в гуманистическом направлении современной психологии
и психотерапии крупнейшими его представителями Карлом Роджерсом и Эриком
Эриксоном. Такой подход предполагает, что процесс личностного роста может быть
продолжен и возобновлен в любых сложных ситуациях, даже таких, которые кажутся
неразрешимыми. Каждая нормальная личность обладает достаточными внутренними
ресурсами для преодоления возникших задержек психологического роста и
отставания в развитии. Другими словами, у каждого человека имеется внутренний
потенциал непрерывного развития, независимый от внешних условий жизни.
Дополняет
вышеизложенный принцип концепция сензитивных и кризисных периодов
развития личности. В наиболее развернутом виде эта концепция
представлена в трудах Э.Эриксона. Он описал восемь психосоциальных кризисов,
которые неизбежно наиболее должен преодолеть человек в течение жизни. От
исхода кризиса (благоприятного или неблагоприятного) зависит возможность
дальнейшего гармоничного развития личности, или же существенной ее деформации.
Именно в эти периоды может оказаться особенно полезной профессиональная помощь
психолога-консультанта.
С изложенным выше принципом сензитивных и кризисных периодов развития
личности тесно взаимосвязаны представления о стрессовых и экстремальных
состояниях человека, а также способах их преодоления. В современном
понимании стресс — это процесс приспособления к обстоятельствам,
которые представляют угрозу или нарушают психологическое равновесие
человека.
В проблематике стресса важное самостоятельное место занимают так называемые
кризисные (экстремальные) состояния. Это, по существу, экстраординарные
случаи (единичные чрезвычайные происшествия) в жизни человека. К ним
относятся: смерть близких, внезапная тяжелая болезнь или травма, столкновение
со стихийным бедствием, физическим насилием, участие в боевых действиях и др.).
Согласно Ролло Мэю для успешной работы психологу-консультанту
необходимо:
1. Провести
диагностику личности клиента (в соответствии с представлениями о
структуре личности).
2. Вместе с
клиентом определить основные направления развития его личности и создать
для этого необходимые условия.
3. Выявить источник личностных
проблем и реальные пути их решения.
4. Создать
оптимальную психологическую среду в ситуации консультирования, обеспечивающую
успешное решение клиентом заявленных им психологических проблем.
Важнейшим из принципов консультирования Р.Мэй называет
необходимость для консультанта иметь представление о структуре и компонентах
личности клиента, то есть уметь дать ее ясное определение. В частности,
автор утверждает: «Сознательно уклонившись от такого определения,
консультант сформулирует его для себя бессознательно, невольно исходя в своей
работе с клиентом из предположения, что тот должен развить в
себе личностные качества хотя бы своего консультанта, или любого героя,
или черты характера, считающиеся идеальными для данной
национальной культуры. Мудрый терапевт сознательно и разумно нарисует портрет
личности, не доверяя такое серьезное дело причудам
подсознания». Р. Мэй считает основными компонентами личности
свободу (то есть понимание себя открытое самовыражение и принятие
ответственности за свои поступки), индивидуальность, социальную
интегрированность и глубину религиозности (нравственности).
2.
Организация и формы психологического консультирования
а) Цели и
задачи психологического консультирования
Основной целью психологического консультирования в сфере социальной
работы является оказание непосредственной психологической помощи клиенту.
В процессе консультирования решаются следующие задачи:
— оценка уровня психического здоровья и определение показаний к другим
способам психологической помощи;
—
оказание профессиональной помощи в решении заявленной клиентом проблемы;
— информирование клиента о его психологических
особенностях с целью более адекватного их использования;
— повышение
общей психологической грамотности;
— мобилизация скрытых психологических ресурсов клиента, обеспечивающих
самостоятельное решение проблем;
—
коррекция нарушений адаптации и личностных дисгармоний;
— выявление основных направлений дальнейшего развития личности.
б) Показания
к психологическому консультированию
Существуют три типичных повода для проведения
психологической консультации:
—
самостоятельное обращение клиента к психологу за помощью;
—
приглашение клиента на консультацию психологом;
—
направление клиента на консультацию администрацией.
Первый вариант является наиболее благоприятным для эффективной
работы с клиентом. Это связано с высокой мотивацией и наличием осознанной
проблемы, с которой человек обращается к психологу. Для увеличения
доли самостоятельных обращений должна быть налажена система
информирования населения о возможности получения психологической
консультации.
Второй вариант обусловлен необходимостью профилактической работы с
различными категориями населения, находящимися на учете органов социальной
защиты. Особенностью консультирования в таких случаях является
необходимость предварительного формирования мотивации к работе,
снятие возможного напряжения и беспокойства.
Третий вариант наиболее сложен для работы психолога. В
данной ситуации психолог выступает в роли посредника, возможно в конфликтной
ситуации. Администрация рассчитывает на помощь социального работника
в нормализации состояния и поведения клиента, предотвращении назревающих
отклонений и срывов. Для успешного решения задач консультирования в этом
случае необходима соответствующая предварительная подготовка, формирование
мотивации,
снятие негативных установок по отношению к работе с психологом.
При отсутствии мотивации клиента к работе с психологом
проведение эффективной консультации невозможно.
в) Условия
проведения психологической консультации
Консультация проводится в отдельном изолированном
помещении, гарантирующем конфиденциальность общения. Во время консультации помещение
должно быть недоступно для неожиданных вторжений посторонних лиц.
Предпочтителен специально оборудованный отдельный кабинет, защищенный
от шума, внешних помех, телефонных звонков, обеспечивающий комфортный
температурный режим и равномерную освещенность. Целесообразно иметь специальное
оборудование для создания
цветового и звукового фона (диапроектор со слайдами, магнитофон с записями функциональной музыки). Дизайн кабинета должен располагать к доверительному неформальному
общению. Желательно иметь удобную
мягкую мебель, а также стол и необходимые принадлежности для психологического тестирования, включая компьютер и соответствующее программное обеспечение.
При проведении беседы
психолог-консультант и клиент располагаются в креслах или на стульях лицом друг к другу на небольшом
расстоянии. Следует избегать ситуаций,
когда консультант и клиент разделены столом или чем-либо подобным. Консультанту желательно не принимать
закрытых, скованных поз (скрещенные
руки, положение «нога на ногу»), поскольку это передает напряжение клиенту. Во
время работы полезно возможно чаще
смотреть в лицо собеседнику обеспечивая «контакт глаз». При проведении консультации психологу следует избегать
курения, приема пищи, каких-либо
посторонних дел, отвлекающих внимание от
клиента.
Продолжительность одной консультации варьирует от одного до полутора
часов. Нецелесообразно делать перерывы во время консультации.
Результаты консультации регистрируются в специальных формах учетной
документации. Психолог может вести рабочие записи во время консультации,
если это не мешает основной работе и не вызывает возражений клиента.
В протоколе консультирования должны быть отражены:
·
паспортные данные,
·
информация о семье,
·
состояние здоровья,
·
кем направлен на консультацию,
·
заявленная клиентом психологическая проблема,
·
результаты тестирования,
·
предварительный и уточненный психологический диагноз, формы и
методы консультации,
·
проработанные проблемы,
·
результаты консультации,
·
поведение человека в процессе беседы и его отношение к работе,
·
личные впечатления психолога о клиенте,
·
ошибки и промахи консультанта,
·
направления дальнейшей работы с клиентом,
·
другие необходимые сведения.
г)
Классификация форм психологического консультирования
Психологическая консультация может проводиться в
индивидуальной и групповой формах. Групповые консультации
организуются после предварительных индивидуальных консультаций для клиентов со
сходными психологическими проблемами.
Индивидуальные
консультации делятся на:
·
однократные и многократные;
·
консультации по личному обращению;
·
в результате вызова, направления;
·
без дополнительного тестирования, с дополнительным тестированием;
·
без привлечения методов психологической коррекции и с привлечением этих
методов;
·
изолированные и комбинированные с другими методами психологической
помощи (например, социально-психологический тренинг в промежутках между
консультациями).
Консультации классифицируются по характеру решаемых задач (основных и
дополнительных), в частности, на информирующие, проблемно-ориентированные,
развивающие, коррегирующие и другие.
Кроме того, возможно выделение различных видов консультаций в зависимости
от теоретического подхода, в рамках которого работает психолог-консультант
(когнитивная психология, бихевиоризм, гуманистическая психология, психоанализ
и другие).
ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
а)
Подготовительный этап консультирования
На
данном этапе устанавливается график и очередность консультирования. Консультант по возможности осуществляет сбор информации о будущих клиентах, проводит
предварительные беседы с официальными
лицами (воспитателями, преподавателями) и людьми из ближайшего окружения
клиента. При необходимости психолог подбирает
и готовит методики для дополнительного психодиагностического тестирования клиента. В результате анализа
полученной информации консультант составляет предварительный план работы,
намечает наиболее эффективные методы
психологического воздействия и стиль
общения с клиентом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|