Методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы
б) Основной
этап консультирования
Основной этап консультирования — это беседа психолога с клиентом. Она
представляет собой естественный непрерывный процесс, мягко и тактично
контролируемый и направляемый консультантом. В развернутом виде
основной этап включает несколько обязательных стадий (фаз),
переходящих друг в друга.
Первая
фаза — психологическая настройка консультанта.
Она начинается задолго до приглашения клиента в
кабинет и завершается с
первыми словами взаимных приветствий. В течение первой фазы
психолог освежает в памяти всю сумму
сведений об очередном, клиенте,
намеченный на предварительном этапе
план и оптимальный стиль консультирования.
Вторая фаза — взаимные приветствия будущих собеседников и
их представление друг другу.
Первое, что должен сделать консультант после приветствия —
предложить человеку сесть и чувствовать себя как дома. Необходимо дать клиенту
возможность освоиться и осмотреться в помещении в течение одной - трех
минут. Именно на этой стадии работы снимается чувство смущения,
напряжения и устанавливается психологический контакт, взаимопонимание между
участниками беседы. Этому способствуют мягкая шутка, к месту
рассказанный анекдот или история из жизни.
Третья фаза — заключение «договора-контракта» между
психологом и клиентом.
Психолог уясняет первичный запрос и требования клиента к
предстоящей консультации, принимает решение о ее проведении либо отказе от
консультации и направлении клиента к другому специалисту. После
этого консультант в деловом и конкретном стиле доводит до сведения
клиента цель, задачи и регламент консультирования, сообщает ему об этических
принципах работы, защищающих интересы клиента, его правах и обязанностях.
Именно в это время формируется либо усиливается позитивная мотивация клиента к
предстоящей работе. На этой стадии консультирования необходимо активное
участие обеих сторон. В результате правильно заключенного контракта
достигается взаимопонимание, намечается программа сотрудничества
психолога и клиента, распределяются роли, формируется чувство
психологической безопасности и доверия к консультанту.
Четвертая фаза — так называемая фаза «исповеди».
Психолог задает клиенту прямой вопрос примерно следующего содержания:
«Расскажите подробно, что Вас ко мне привело?» Этот вопрос дает начало стадии
«исповеди», во время которой человек имеет возможность «выговориться»,
откровенно и эмоционально рассказать о волнующих его проблемах. Опытные
консультанты отводят этой стадии не менее двух третей времени
основного этапа консультации, но не более часа. На стадии исповеди
консультант большую часть времени молчит, но активно слушая,
поддерживает клиента, выражает ему свой интерес и сочувствие средствами
невербальной коммуникации (мимикой, жестами, позами, междометиями и др.). При
необходимости возможны короткие уточняющие и наводящие вопросы в русле основной
линии повествования клиента. Параллельно на этой стадии происходит интенсивный
анализ получаемой информации, формулируется гипотеза о причинах
психологических проблем клиента и намечаются дополнительные
вопросы, которые будут заданы ему на следующей фазе.
Пятая фаза — фаза активного расспроса клиента и получения
дополнительной психологической информации.
Психолог задает ряд целенаправленных вопросов для
уточнения психологического диагноза и проверки собственной гипотезы об
источнике проблем клиента. При необходимости на этой стадии уместно
предложить консультируемому выполнить ряд психологических тестов.
Перечень методик можно варьировать, но целесообразно включить в него методы
оценки эмоционального состояния и психического здоровья, оценки индивидуально-типологических
и личностных особенностей, оценки мотивационно-ценностной структуры личности и
сферы межличностных отношений. Короткие методики выполняются
непосредственно в ходе консультирования, более трудоемкие предлагаются в
форме «домашнего задания».
Рекомендуемые
методики:
— шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина (для
выявления эмоциональной дискомфортности);
— методика «Ценностные ориентации»
Рокича (для выявления мотивационно-ценностной структуры личности и определения
направления, форм и способов психологического воздействия);
— типологический опросник темперамента Д. Кейрси (для выявления
типологических особенностей и выбора индивидуально-ориентированной
стратегии взаимодействия с клиентом);
— тест Люшера (для определения актуального состояния и индивидуальных
особенностей);
— методика «Неоконченные предложения» (для определения
зон психологического конфликта);
— стандартизированный метод изучения личности СМИЛ (для оценки
психологического здоровья и особенностей актуального состояния).
В
результате пятой фазы консультант формирует обоснованное мнение о причинах
психологических затруднений клиента и намечает конструктивные пути
их преодоления. На этой стадии консультант не сообщает свое мнение
клиенту.
Шестая фаза консультирования является решающей по своей значимости и
требует от консультанта максимальной мобилизации, собранности,
профессионального мастерства.
Содержание этой стадии — совместная
интерпретация психологических проблем клиента. Консультанту не следует в
категоричной форме предъявлять клиенту свое понимание ситуации, здесь лучше
подойдут фразы типа: «Мне кажется, что дело в том-то», или «Здесь
прослеживается связь с тем-то». При этом следует внимательно наблюдать за
реакцией человека и оценивать степень его согласия с предлагаемыми
интерпретациями. Если согласие достигается, данная версия принимается за основу
обоими участниками консультирования. Но если предположение не вызывает никакой
реакции и оставляет клиента равнодушным, консультанту приходится от него
отказаться и искать другое решение. Однако если клиент бурно протестует против
предложенного толкования, считая его абсолютно неверным, можно предположить,
что консультант близок к самой сути проблемы. В этом случае необходимо проявить
максимальную сдержанность и, игнорируя возможные агрессивные выпады со стороны
клиента, подробно обосновать правоту своей позиции, преодолеть сопротивление
собеседника.
Таким образом, шестую фазу можно считать успешно
завершенной, если достигнуто взаимоприемлемое понимание причин психологических
проблем и трудностей клиента.
Седьмая фаза вытекает из предыдущей и направлена
на оптимизацию личностных механизмов саморегуляции и формирование новой модели
поведения клиента.
В литературе эта стадия описана как фаза
«расширения целей». Это означает появление у человека новых аспектов
понимания себя и мира, формирование перспективных целей и гибких механизмов
поведения. В этот период работы полезна детальная проработка
наиболее сложных для клиента новых моделей поведения. При
необходимости возможно использование отдельных форм психологического тренинга
для закрепления вновь обретенных навыков. Возможно привлечение личного
жизненного опыта консультанта, примеров из его практики, литературных и
философских ассоциаций.
Завершает
общение с клиентом восьмая фаза, суть которой состоит в оценке
эффективности консультации методом совместного обсуждения.
Клиенту
предлагается высказать свое мнение о проведенной работе. Психолог дает
окончательную оценку успешности консультации. Если в повторной консультации
необходимости нет, целесообразно дать клиенту «домашнее задание» в форме
конкретной программы действий по улучшению своего состояния и
самостоятельному решению назревших проблем. В случае необходимости
рекомендуются различные формы социально-психологического тренинга,
овладение методиками саморегуляции и прочее. Если же проблему не удалось решить за
одну встречу, намечается дата повторной консультации и ее примерная программа.
Психологу необходимо убедиться, что клиент расстается с ним в
нормальном психическом состоянии.
После того, как закрылась дверь за клиентом, консультанту необходимо
заняться собой. Эту стадию можно назвать Фазой отдыха и освобождения от
впечатлений. Психологу на короткое время необходимо расслабиться
и переключиться на другие виды деятельности, восстанавливающие
его ресурсы.
в)
Заключительный этап психологического консультирования
Заключительный этап консультирования наступает после
завершения совместной работы с клиентом (разовой консультации либо серии
консультаций). На заключительном этапе психолог окончательно
осмысливает полученные результаты, оформляет протокол консультации и при
необходимости намечает меры воздействия на социально-психологическое
окружение в интересах клиента. На этом этапе возможно конкретное
взаимодействие с официальными лицами и социальным окружением
клиента с целью оптимизации условий для решения его личных проблем.
МЕТОДЫ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА В ПРОЦЕССЕ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
а) Метод
психодиагностического тестирования
Этот метод
позволяет получить объективную качественную и количественную
информацию о психических процессах, состояниях и свойствах человека. Метод применяется при недостатке информации об индивидуальных особенностях и психологических
проблемах консультируемого клиента.
Проективные тесты способствуют выявлению скрытых мотивов и установок.
б) Метод
динамического наблюдения
Наблюдение проводится в течение всего процесса консультирования и позволяет
получать непосредственную психологическую информацию о реакциях,
состояниях и личностных особенностях человека. Психолог при этом
выступает в качестве эксперта и может целенаправленно моделировать
проблемные ситуации в ходе беседы. Следует обращать внимание на тон
речи и невербальные реакции, вегетативные проявления, детали
внешности, одежды, манеру общения, особенности психомоторного
реагирования и прочее. Квалифицированное наблюдение должно
проходить незаметно для клиента.
в) Метод
эмоционального заражения
Метод предполагает прямую целенаправленную передачу эмоционального
состояния психологов консультируемому человеку. Необходим для
коррекции психического состояния человека, формирования
наилучшей для успешного взаимодействия психологической атмосферы,
повышения самооценки клиента. Для овладения этим методом психологу
необходимо совершенствовать умение концентрировать, выражать и контролировать
свои эмоции.
г) Метод
внушения
Этот метод состоит в малоаргументированном словесном воздействии на
человека с целью изменения его мнений, установок и отношений. Эффективность
воздействия основана на авторитете психолога-консультанта.
Внушение целесообразно применять для снятия психологических защит и
преодоления прямого сопротивления клиента в ходе беседы. Метод
является «резервным» и применяется, когда другие возможности
воздействия на человека исчерпаны. Наиболее уместно использование метода
в стадии совместной интерпретации (шестая стадия основного
этапа консультирования).
д) Метод
убеждения
Суть метода убеждения состоит в развернутой логической аргументации
приводимых доводов и положений, передаваемых на фоне уравновешенного
эмоционального состояния человека. Метод можно считать базовым для
всех фаз и стадий консультирования. Успешное владение этим методом
предполагает хорошее развитие образного и абстрактного
мышления, долговременной памяти и внимания. Кроме того, необходимо
правильно понимать и интерпретировать высказывания клиента,
находить с ним «общий язык», то есть обладать коммуникативной
компетентностью.
е) Метод
психологического информирования
Этот метод, по сути, является мини-лекцией в процессе
консультации. Применяется с целью повышения психологической компетентности
(грамотности) клиента в области обсуждаемых проблем. Предлагаемые
разъяснения должны быть простыми по форме, а по содержанию приближены к
конкретным жизненным ситуациям. Метод может применяться на всех
остальных процессах консультирования, кроме фазы «исповеди».
ж) Метод
художественных аналогий
Метод предназначен для косвенного воздействия на
мировоззренческие установки, стереотипы, мнения человека. Суть этой
техники состоит в привлечении конкретных случаев из практики, жизни, анекдотов,
примеров из художественной литературы, притч, сказок, пословиц и поговорок.
Эти истории дают возможность клиенту взглянуть на похожую проблему как бы со
стороны, часто с неожиданной и даже юмористической. Благодаря этому снижается
субъективная значимость и ложное ощущение уникальности проблемы. Кроме того,
удается разрядить излишне напряженную атмосферу беседы. Метод может применяться на
всех стадиях консультирования.
з) Метод
мини-тренинга
Суть метода — в формировании необходимых конкретных навыков у клиента
путем кратковременных тренировок, органично включаемых в процесс
консультирования. Например, психолог предлагает «проиграть» ситуацию
конфликта с какой-либо значимой для клиента личностью, после
этого обсуждаются ошибки и ограничения в поведении. Метод
рекомендуется применять на стадии «расширения целей», когда человек
осознает дефицит определенных психологических умений и навыков и
желает немедленно его восполнить. Этому методу может предшествовать или
сопутствовать метод информирования.
и) Метод психотерапевтических воздействий
Современные методы психотерапии вполне применимы для
работы с практически здоровыми людьми, поэтому могут включаться в процедуру
консультирования. Их выбор зависит от квалификации и практического опыта
психолога-консультанта. Возможно использование отдельных техник рациональной и
когнитивной психотерапии, гипноза, клиент-центрированной терапии,
психоанализа, позитивной психотерапии, гештальт-терапии, поведенческой
психотерапии и других. Цель использования этих техник состоит в
коррекции отдельных невротических проявлений и профилактике психических
отклонений.
Предлагаемая методика консультирования пригодна для
практического использования в системе социальной работы с населением.
Таким образом, в результате проделанной работы обоснованы организация и
методика индивидуального психологического консультирования клиентов,
позволяющие повысить эффективность психологического компонента социальной
поддержки населения.
Тема: Средства коммуникации.
1.
Речь как средство
вербальной коммуникации.
2.
Паралингвистические
средства общения.
3.
Невербальные
средства общения.
Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом
взаимопонимания между людьми, осуществляется следующими основными
средствами:
·
речевыми (вербальными),
·
паралингвистическими (связанными с речью, но не являющиеся самой
речью),
·
неречевыми (невербальными) каналами общения.
1. Речь — это вербальная коммуникация, т.е.
процесс общения с помощью языка. Средством вербальной коммуникации являются
слова с закрепленными за ними в общественном опыте знаниями. Слова могут быть
произнесены вслух, про себя, написаны или же заменены у глухих людей особыми
жестами, выступающими носителями значений (так называемая дактилология, где
каждая буква обозначается движениями пальцев, и жестовая речь, где жест
заменяет целое слово или группу слов).
Различают следующие виды речи: письменная и устная речь,
последняя, в свою очередь, подразделяется на диалогическую и монологическую.
Наиболее простой разновидностью устной речи является
диалог, т.е. разговор, поддерживаемый собеседниками, совместно
обсуждающими и
разрешающими какие-либо вопросы.
Вторая разновидность устной речи - монолог, который
произносит один человек, обращаясь к другому или многим лицам,
слушающим его: это рассказ учителя, развернутый ответ ученика, доклад и
т.п. Монологическая речь сложна в композиционном отношении, требует
завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой
логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать
произносящий монолог.
Письменная речь появилась в истории
человечества много позднее устной речи. Она возникла как результат потребности
общения между людьми, разделенными пространством и временем, и развилась от
пиктограмм, когда мысль передавалась условными
схематическими рисунками, до современного письма, когда тысячи слов
записываются с помощью нескольких десятков букв.
Благодаря письму оказалось возможным наилучшим образом передавать от
поколения к поколению опыт, накопленный людьми, так как при передаче
его с помощью устной речи он мог подвергаться искажению,
видоизменению и даже бесследно исчезать.
2. Паралингвистический означает
связанный с речью, окружающий речь, но не являющийся самой речью. К
паралингвистическим средствам коммуникации относятся:
1) Речевые звуковые явления: темп речи
(быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая),
тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый),
тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в
общении является плавная, спокойная,
размеренная манера речи.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|