Методика изучения раздела "Технология обработки металлов" в 5 классе
д)
Принцип
сознательности и активности в обучении – изучаемые темы достаточно интересны
для изучения, здесь можно использовать различные наглядные пособия и творческие
работы, что значительно увеличивает активность учащихся.
е)
Принцип
наглядности реализуется на каждом уроке при демонстрации трудовых приемов,
инструментов и приспособлений и др.
ж)
6.
С методической точки зрения учебный материал построен грамотно, прослеживается
четкая структура материала, с последующим закреплением при выполнении
практических работ. Возможно применение активных форм и методов обучения.
Программа хорошо обеспечена учебниками и учебными пособиями, дополнительные
учебные пособия могут использоваться для углубленного знакомства с технологией
обработки металла.
7.
При
изучении данного раздела прослеживаются межпредметные связи с математикой
(проведение расчетов, построение таблиц), физикой (структура металла, его
свойства), рисованием (эскизы проектов, тех. рисунки), черчением (построение
графиков, составление схем и чертежей).
8. В процессе изучения,
выполнения практических и самостоятельных работ данного раздела, реализуются
следующие воспитательные компоненты технологической подготовки учащихся: любовь
к труду, аккуратность, предприимчивость, коллективизм, обязательность,
честность; деловитость, точность, ответственность и порядочность; культура
поведения, бережное отношение к оборудования и предметам труда.
9. Данный раздел
наглядно реализует развивающий компонент на каждом уроке, так как здесь речь
идет о развитии мастерства при обработке металла, что требует от учащихся не
только знаний, но и умений, навыков.
10. Практические работы:
Организация рабочего
места и создание безопасных условий труда.
Составление
технического рисунка или эскиза детали. Чтение чертежей и
инструкционно-технологич Трудовое обучениееских карт.
Выбор заготовок и
планирование работы.
Изготовление изделий, включающих
операции: правку, разметку, резание, гибка, пиление, сверление отверстий,
зачистку поверхностей, соединение деталей, покрытие поверхности изделия
масляными красками..
Контроль качества
изделия.
Примерный перечень
объектов деятельности учащихся:
Дидактический материал
для мастерских, подставка-решетка, ящички для мела, лоток для инструментов,
флюгеры.
11. Для изучения
данного учебного материала рекомендуются такие формы и методы, как проблемное
изложение (проблема графического изображения деталей, сложных узлов (понятия
чертежа и тех. рисунка)), эвристическая беседа (на тему способов гибки
тонколистовой стали и проволоки), объяснение, мозговой штурм (поиск вариантов
резки, раскройки заготовок), самостоятельные и практические работы
(изготовление коробочек и совков из тонколистовой стали и проволоки),
демонстрация (приемов работы на сверлильном станке, резки, гибки, клепки).
Желательно применение в этом разделе активных форм и методов т.к. они позволяют
установить прочные умственно-логические связи и сформировать необходимые ЗУНы
(знания о способах обработки, умения и навыки резки, сверления, гибки и клепки
тонколистовой стали и проволоки.
12. Контроль качества
знаний учащихся может осуществляться при проведении фронтального опроса
(вопросы к классу о свойствах материалов, способах обработки и т.д.),
самостоятельных (различные тесты, контрольные для проверки уровня знаний) и
практических работ (изготовление изделий, выполнение текущих заданий, проектная
деятельность учащихся).
13. При объяснении
материала можно использовать различные плакаты, макеты, готовые изделия или
заготовки, а также необходимые инструменты и приспособления.
Вывод:
Цели
изучения данного раздела тесно связаны с главной целью технологической
подготовки учащихся - подготовкой учащихся к самостоятельной трудовой жизни в
условиях рыночной экономики.
С методической точки
зрения учебный материал построен грамотно, прослеживается четкая структура
материала, с последующим закреплением при выполнении практических работ.
Анализ учебной литературы
Учебник «Технология 5
класс» под редакцией В.Д. Симоненко
1.Технология: учебник
для 5 классов общеобразовательных учреждений: вариант для мальчиков / В.Д.
Симоненко, А.Т Тищенко, П.С. Самородский: под редакцией В.Д. Симоненко.- М.: Просвещение,
2005 . – 191 с.
2.Учебник предназначен
для учащихся 5 классов в качестве учебного пособия по технологии.
3.Учебник подготовлен в
соответствии с программой образовательной области «Технология», ориентирован на
Федеральный стандарт и соответствует ему.
Рубрики учебной программы
|
Рубрики учебника
|
1. Изучение конструкции и технологии изготовления изделия,
разметка заготовки.
|
18. Рабочее место для ручной обработки металлов.
19.Тонколистовой металл и проволока.
20. Изображение деталей из металла.
21. Технологические процессы изготовления изделий из металла.
23. Разметка тонколистового металла и проволоки.
|
2. Резка, правка и гибка тонкой листовой стали.
|
22. Правка заготовок из тонколистового металла.
24. Основные приемы резания тонколистового металла и проволоки.
26. Гибка тонколистового металла и проволоки.
|
3. Сверление, клепка и окраска изделия.
|
27. Пробивание и сверление отверстий.
28. Устройство сверлильного станка. Приемы работы на сверлильном
станке.
29. Соединение деталей из тонколистового металла.
30. Отделка изделий.
|
4. Изготовление изделий из проволоки.
|
19.Тонколистовой металл и проволока.
21. Технологические процессы изготовления изделий из металла.
29. Соединение деталей из тонколистового металла.
30. Отделка изделий.
|
5. Гибка тонколистовой стали и проволоки.
|
26. Гибка тонколистового металла и проволоки.
|
6. Изготовление изделий из тонколистового металла и проволоки.
|
19.Тонколистовой металл и проволока.
21. Технологические процессы изготовления изделий из металла.
29. Соединение деталей из тонколистового металла.
30. Отделка изделий.
|
7. Сборка и отделка изделий.
|
25. Зачистка деталей из тонколистового металла и проволоки.
29. Соединение деталей из тонколистового металла.
30. Отделка изделий.
|
4.Качество внешнего
оформления учебника высокое, формат учебника небольшой, у него прочная, твердая
обложка.
5. В учебнике
реализуются различные общедидактические принципы. Например, принцип учета
возрастных особенностей: даются базовые понятия, которые полностью объясняются,
язык изложения прост и доступен, сможет понять даже пятиклассник. Изложение
идет от простого к сложному – реализуется принцип систематичности и
последовательности. Принцип научности характеризуется наличием научных понятий
и терминов, например в параграфе «Тонколистовой металл и проволока» даны понятия
самых распространенных сплавов: сталь, чугун, дюралюминий, бронза, латунь;
листового металла (проката), профессий связанных с прокатом стали: вальцовщики,
жестянщики; проволоки и изделий из нее.
6. Иллюстрации в
учебнике выполнены четко, в нескольких цветах. Даны хорошо читаемые таблицы,
чертежи, выполненные с учетом требований ЕСКД. С помощью простых и понятных
иллюстраций материал учебника хорошо воспринимается учеником.
7. Вывод: данный
учебник имеет очень большое количество теоретического и практического материала,
в связи с этим не хватает времени на уроке охватить предлагаемый автором объем.
Поэтому следует давать ученикам многие темы на самостоятельное изучение.
Муравьев Е.М.
Технология обработки металлов.
1. Муравьев Е.М.
Технология обработки металлов: учебник для учащихся 5-9 классов
общеобразовательных учреждений / Е.М. Муравьев. - 6-е изд.– М. Просвещение,
2004.-240с.: ил.
2. Назначение учебника:
предназначен для учащихся 5-9 классов в качестве учебного пособия по технологии
обработки металлов.
3. Соответствие
содержания ученика учебной программе.
Рубрики учебной программы
|
Рубрики учебника
|
1. Изучение конструкции и технологии изготовления изделия,
разметка заготовки.
|
1.1 Проволока и способы ее получения.
1.2 Графическое изображение и разметка изделий из проволоки.
3.1 Тонколистовой металл и способы его получения.
3.3 Разметка тонколистового металла с помощью шаблона.
3.4 Разметка тонколистового металла по чертежу.
|
2. Резка, правка и гибка тонкой листовой стали.
|
3.2 Правка заготовок из тонколистового металла.
4.1 Разрезание тонколистового металла ножницами.
4.2 Сгибание тонколистового металла.
|
3. Сверление, клепка и окраска изделия.
|
|
4. Изготовление изделий из проволоки.
|
2.2 Правка проволоки.
2.3 Разрезание и зачистка кромок заготовок из проволоки.
|
5. Гибка тонколистовой стали и проволоки.
|
1.3 Сгибание проволоки.
|
6. Изготовление изделий из тонколистового металла и проволоки.
|
3.4 Разметка тонколистового металла по чертежу.
3.2 Правка заготовок из тонколистового металла.
4.1 Разрезание тонколистового металла ножницами.
1.3 Сгибание проволоки.
4.2 Сгибание тонколистового металла.
|
7. Сборка и отделка изделий.
|
5.1 Соединение деталей фальцевым швом.
5.2 Отделка изделий из тонколистового металла.
|
В целом учебник
соответствует учебной программе, однако рубрика «Сверление, клепка и окраска»
не вошла в содержание 5-го класса и автор поместил ее в содержание 6-го класса.
4. Качество внешнего
оформления высокое, выполнен учебник в небольшом формате, имеет твердый
переплет и прочную обложку, имеющую рисунки, иллюстрирующие теоретический
материал .
5. В учебнике
реализуются различные общедидактические принципы. Например, принцип учета
возрастных особенностей: даются базовые понятия, которые полностью объясняются,
язык изложения прост и доступен, сможет понять даже пятиклассник. Изложение
идет от простого к сложному – реализуется принцип систематичности и
последовательности. Принцип научности характеризуется наличием научных понятий
и терминов, например в параграфе «Тонколистовой металл и проволока» даны понятия
самых распространенных сплавов: сталь, чугун, дюралюминий, бронза, латунь;
листового металла (проката), профессий связанных с прокатом стали: вальцовщики,
жестянщики; проволоки и изделий из нее.
6. Иллюстрации в
учебнике выполнены четко, в нескольких цветах. Даны хорошо читаемые таблицы,
чертежи, выполненные с учетом требований ЕСКД. С помощью простых и понятных
иллюстраций материал учебника хорошо воспринимается учеником.
7. Вывод:
поскольку учебник имеет большое количество материала то я бы рекомендовал
данный учебник для домашнего чтения учащимися.
Выводы по анализируемым
учебникам.
Сравнивая два учебника:
Симоненко и Муравьева можно сказать, что первый автор делал основной упор на
теоретический материал, а второй на практическую направленность. Следует
сказать что оба учебника по своему хороши и нельзя сказать какой из них лучше
применять в школе. Оба учебника соответствуют учебной школьной программе .
В данной главе мы
рассмотрели сущность и содержание технологического образования школьников на
примере раздела «Технология обработки металлов, 5 класс», изучили современные
проблемы технологического образования, этапы становления технологического
образования в России, проанализировали раздел «Технология обработки металлов »
в 5 классе, а так же учебники и учебные пособия по Технологии, дали необходимые
рекомендации для их использования в обучении.
2. Методика организации
работы по разделу «Технология обработки древесины» в 5 классе
Метод - «путь», «способ
поведения». Под методом обучения понимается систематически применяемый способ
работы учителя с учащимися, позволяющий ученикам развивать свои умственные
способности и интересы, овладевать знаниями и умениями, и исполъзовать их на
практике.
Большинство
отечественных ученых считают продуктивной классификацию, предложенную Л.Я. Лернером
и М.Н. Скаткиным. В ней выделяют следующие методы:
·
Объяснительно-наглядный
(репродуктивный) метод. Он включает демонстрацию, лекцию, изучение литературы,
радио- и телевизионные передачи, использование дидактических машин и т.п. Он
тренирует память и дает знания, но не обеспечивает радость исследовательской
работы и не развивает творческое мышление.
·
Проблемный
метод используется главным образом на лекции, в ходе наблюдений, при работе с
книгой, при экспериментировании, на экскурсиях. Благодаря ему учащиеся
приобретают навыки логического, критического мышления.
·
Частично-поисковый
метод при самостоятельной работе учащихся, беседе, популярной лекции,
проектировании предоставляет школьникам возможность принять участие в отдельных
этапах поиска. При этом они знакомятся с определенными моментами научно-исследовательской
работы, проверяют гипотезы и оценивают результаты.
·
Исследовательский
метод: учащиеся постепенно познают принципы и этапы научного исследования.
В трудовом обучении все
эти методы могут быть конкретизированы по трем группам — в соответствии со
способом передачи и усвоения информации: словесные, наглядные и практические .
Словесные методы широко используются, им присущи богатство и выразительность,
многообразие образов и понятий, которые можно передать живой речью. Учитель
технологии, рассказывая подросткам о сравнительно сложных технических понятиях,
может использовать удачно подобранные образы, аналогии. Рассмотрим особенности
каждого из словесных методов.
В ходе рассказа ученики
знакомятся с определенными предметами, явлениями или процессами по их
словесному описанию. Эффективность применения рассказа зависит главным образом
от того, насколько слова, используемые учителем, понятны для учащихся.
В трудовом обучении
гораздо чаще используют разновидность рассказа — объяснение, когда рассуждения
и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией. Объяснять приходится
конструкцию машин, инструментов, приспособлений или правила построения
технологического процесса. Этот метод используется во время вводного и текущего
инструктажей, при раскрытии вопросов подготовки работы, приемов ее выполнения.
В работе со школьниками
старших классов нередко используют лекционный метод. От рассказа лекция
отличается тем, что она не только воздействует на воображение и чувства и
стимулирует конкретно-образное мышление, но и активизирует способность отбора и
систематизации излагаемого материала. Структура лекции более строгая, чем
структура рассказа, а ее ход в большей степени подчинен требованиям логики.
Рассказ, объяснение и
лекция относятся к числу монологических методов обучения, при которых
доминирует пассивная репродуктивная деятельность обучаемых (наблюдение,
слушание, запоминание, выполнение действий по отбору). При этом, отсутствует
«обратная связь» - необходимая педагогу информация об усвоении знаний,
формировании умений и навыков. Поэтому более совершенным методом является
беседа — метод обучения, при котором учитель использует имеющиеся у учащихся
знания и опыт, и с помощью вопросов и полученных ответов подводит их к
пониманию и усвоению нового материала, а также осуществляет повторение и
проверку пройденного.
Беседа не только
требует от учащихся следования за мыслью учителя, но и провоцирует
самостоятельные рассуждения, развивает внимание и речь.
Наиболее применяемые
типы вопросов в беседе :
o
вопросы,
оживляющие в памяти обучаемых прежние знания и практический опыт.
o
вопросы
для формирования понятий, установления связей между фактами, явлениями и
процессами.
o
вопросы,
направленные на практическое применение знаний.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|