Методика изучения раздела "Технология обработки металлов" в 5 классе
Методика изучения раздела "Технология обработки металлов" в 5 классе
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
КАЛУЖСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО
КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ
МОСКОВСКОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. Н.Э. БАУМАНА
Межвузовский
инженерно-педагогический факультет
кафедра
психологии профессиональной деятельности и
управления
непрерывным педагогическим образованием
Курсовая работа
по методике
преподавания технологии
Методика
изучения раздела “Технология обработки металлов” в 5 классе
Студент Филиппов С.Н
Калуга
2010
Содержание
Введение
1. Сущность технологического образования школьников
1.1 Этапы становления технологического образования в
России
1.2 Проблемы технологического образования школьников
1.3 Содержание технологического образования школьников
2. Методика организации работы по разделу «Технология
обработки древесины» в 5 классе
2.1 Методы, формы и средства изучения раздела
2.2 Планирование работы по изучению раздела Технология
обработки металлов в 5 классе
2.3 Методическая разработка урока по Технологии
обработки металлов в 5 классе
Заключение
Список литературы
Приложение 1. Календарно-тематический план раздела
«Технология обработки древесины» в 5 класс
Приложение 2. Плакаты для методической
разработке урока по Технологии обработки металлов в 5 классе
Приложение 3. Пример
карточки-задания к теме «Устройство сверлильного станка. Приемы работы на
сверлильном станке»
Введение
Наше общество, войдя в
третье тысячелетие, столкнулось с ситуацией, когда образование должно
подготовить новые поколения людей к жизни в условиях, которые еще полностью не
сформированы, и к решению задач, которые однозначно еще не сформулированы.
[3, c 3].
Новый
— технологический — этап устанавливает приоритет способа над результатом
деятельности, учет ее социальных, экологических, экономических, психологических
и других факторов и последствий. Поэтому каждому человеку необходимо быть
способным комплексно подходить к оценке результатов, выбору способов своей
деятельности. Этому и призвана научить «Технология».
Важность формирования у
молодежи технологической культуры в настоящее время признается во всем мире.
ЮНЕСКО разработана программа «2000+» (Международный проект по научной и
технологической грамотности для всех). И в базисный учебный план
общеобразовательных учебных заведений России, утвержденный Министерством
образования, вошла новая образовательная область — «Технология» [3, c
4].
В современном мире
быстрыми темпами развивается промышленность и технологии. В связи с этим многие
отрасли испытывают недостаток в квалифицированных рабочих кадрах именно
технического и технологического профиля. В данной работе мы рассмотрим
методику
изучения раздела Технология обработки металлов, т.к.
металл всегда был и будет одним из самых распространенных конструкционных
материалов. А следовательно изучение данного раздела поможет школьникам обрести
необходимые и наиболее остро востребованные знания и навыки, которые позволят
им адаптироваться к условиям современной рыночной экономики и успешно
конкурировать на рынке труда.
Решение задач
технологического обучения напрямую зависит от компетентности преподавателя, от
его грамотности при подборе методов, форм и, конечно же, содержания
образования.
Цель работы:
изучить
сущность и содержание технологического образования школьников на примере
раздела «Технология обработки металлов, 5 класс».
Задачи работы:
·
Изучение
современных проблем технологического образования
·
Изучение
этапов становления технологического образования в России
·
Проанализировать
раздел «Технология обработки металлов » в 5 классе
·
Проанализировать
учебники и учебные пособия по Технологии
·
Обосновать
выбор методов, форм и средств изучения раздела
·
Разработать
календарно-тематический плана по разделу
·
Разработать
поурочное планирование по разделу
·
Выполнить
методическую разработку урока по теме
Курсовая работа состоит
из введения, двух глав: сущность технологического образования школьников,
методика организации работы по разделу «Технология обработки металлов в 5
классе», заключения и приложений. Пояснительная записка изложена на 79 листах.
1. Сущность
технологического образования школьников
1.1 Этапы становления технологического образования в России
Появление трудового
обучения в России.
Ручной труд изучается в
общеобразовательных школах начиная с 60-х годов XIX
века.
Впервые ручной труд как учебный предмет стал преподаваться в школах Финляндии в
1866 году .
Затем труд становится
обязательным учебным предметом общеобразовательных школ практически всех
развитых стран мира. Это было вызвано ростом промышленности, железнодорожным
строительством и увеличением торговли: ведь системы образования,
общеобразовательные школы в различных странах всегда находятся под влиянием
достигнутого уровня социально-экономического развития. Наряду с изучением
чтения, письма, счета и религии в общеобразовательных школах нужно было
включать детей в различные виды труда, призванные формировать качества,
необходимые для практической деятельности.
В России ручной труд
стал вводится с 1884 года. Преподавание труда должно было решать задачи
воспитания трудолюбия, развития руки, ее способности к тонким
дифференцированным движениям и таким же точным усилиям при этих движениях,
развития глазомера, трудовой смекалки и т.д. Другими
словами, ручной труд стал использоваться как средство развития детей, средство
воспитания, как универсальное образовательное средство.
Объективная
необходимость введения ручного труда ввобщеобразовательные школы - это ответ на
требования социально-экономического развития общества к качествам личности
членов этого общества.
Большую роль в
организации обучения ручному труду в общеобразовательных и педагогических
учебных заведениях России сыграл преподаватель Санкт-Петербургского учительского
института К.Ю. Цируль. По его предложению термином "Ручной труд"
стали обозначать практические занятия в учебной мастерской, состоящие в
обработке древесины, металла и других материалов.
Первой работой,
раскрывающей задачи, содержание и методы трудового обучения в
общеобразовательной школе, является брошюра К.Ю. Цируля "Ручной труд в
общеобразовательной школе" [8].
С самого начала
обучение ручному труду строилось на примере изготовления различных изделий из
древесины, металлов и других материалов. Изделия подбирались таким образом,
чтобы при их изготовлении выполнялись самые различные обработочные, сборочные и
отделочные операции, применялись разнообразные рабочие и
контрольно-измерительные инструменты. Вместе с тем, подбор изделий
осуществлялся с точки зрения экономической целесообразности. Ученики
изготовляли хозяйственный инвентарь, инструменты, учебные приборы, наглядные
пособия и т.д. для нужд учебной мастерской и школы .
В народных школах
России наряду с преподаванием ручного труда велось обучение различным ремеслам:
столярному, слесарному, сапожному, портняжному, ткацкому и другим. Это
было обусловлено требованиями местной кустарной и ремесленной промышленности.
Цель обучения ремеслам – подготовка учащихся к будущей трудовой деятельности,
формирование у них профессиональных умений и навыков.
Постепенно складывалась
и методика обучения ручному труду. Например, типовые программы по ручному труду
средней школы, опубликованные в 1915 году, содержали указания не только
организационного, но и методического характера. В них отмечалась необходимость
проведения так называемых "объяснительных" уроков отдельно от
практических. На объяснительных уроках учителю рекомендовалось выполнять на
доске чертежи изготовляемых изделий, демонстрировать ученикам приемы выполнения
операций и применяемый при этом инструмент, после чего предлагать ученикам
составить технологическую карту на изготовление изделия [4].
Введение ручного труда
в общеобразовательные учебные заведения России осложнялось двумя крайними
взглядами на его роль в общем образовании детей. Одни считали, что не нужно
вводить ручной труд в школу, так как он профессионализирует ее. Другие -
наоборот, считали, что занятия ручным трудом не дают достаточных знаний, умений
и навыков для будущей конкретной практической деятельности, и нужно вести
обучение по профессиям. Следует отметить, что эти крайние взгляды не преодолены
и до сих пор.
Трудовое обучение в
1918-1937 годах.
После 1917 года
начались коренные изменения общеобразовательной школы, всей системы образования
нашей страны.
С первых лет
строительства советской общеобразовательной школы трудовое обучение вводилось
исходя из задач трудового воспитания и политехнического обучения подрастающих
поколений. Под политехническим обучением понималось ознакомление учащихся в
теории и на практике с главными отраслями производства. Однако, возможность
решения новых задач ограничивалась состоянием народного хозяиства, недостатками
научно-матёриальной базы трудового обучения, нехваткой учителей труда.
В
эти годы велись активные поиски в определении целей, задач и содержания
трудового обучения. Шла борьба с ремесленничеством, монотехнизмом, с отрывом
обучения труду от изучения основ наук. Ремесленничество выражалось в подмене
обучения основам труда изучением многих ремесел, например, переплетного дела,
столярного дела и т.д. Монотехнизмом называли изучение учащимися какой-либо
одной конкретной профессии. По сути дела это была некоторая профессионализация
общеобразовательной школы. Что касается отрыва обучения труду от изучения основ
наук, то это проявлялось в том, что учащимся не раскрывалось естественнонаучное
содержание труда. Обучение строилось на формировании профессиональной выучки,
на привитии ремесленных умений и навыков.
Первой учебной
программой по трудовому обучению этого периода была "Примерная программа
ручного труда", разработанная в 1919 году. Она включала в себя картонаж,
обработку древесины, обработку металлов и др.
В объяснительной
записке к программе указывалось, что преподавание ручного труда следует четко
разграничивать с ремесленным обучением, что изготовление учащимися
различных изделий не самоцель, а только средство ознакомления с
технологией, развития моторики и трудового воспитания.
Некоторый опыт
трудового обучения в общеобразовательной школе получил свое развитие в новых
"Программах по труду", разработанных научно-педагогической секцией
Государственного Учебного Совета в 1925-1927 годах. В ней, указывалось, что
труд, общественно полезная работа - основа строительства новой школы. Цели
обучения труду формулировались как "изучение основного научного принципа
всякого труда и ознакомление с главными материалами и
инструментами наиболее важных и распространенных
производств, воспитание сознательного отношения к труду в обстановке
индустриализаций" [7].
В содержание обучения
включалось изучение различных видов труда: переплетное дело, обработка
древесины, обработка металлов, электромонтаж, домоводство, сельскохозяйственный
труд и др. Это содержание трудового обучения сохранялось вплоть до 1932-33
учебного года, до новых учебных программ
по труду, где была усилена технологическая сторона труда.
Большое
внимание в программе уделялось элементам электротехники. Системой
электротехнических сведений и работ учащиеся овладевали в 7-м и 10-м классах. В
ее содержание входили знания и умения по электрическому освещению, электронагревательным
приборам, знакомство с машинами постоянного и переменного тока,
электрооборудованием автомобилей, первоначальные сведения о радиотехнике.
Однако, несмотря на
некоторые успехи в совершенствовании трудового обучения, обогащение учебной
программы техническими и электротехническими сведениями, из-за недостатка
квалифицированных учителей и слабой учебно-материальной базы оно не смогло
решать поставленные перед ним задачи. В марте 1937 года приказом Наркомпроса
трудовое обучение в общеобразовательной школе было отменено [3].
Реформа общеобразовательной
школы 1958 года
Отсутствие трудового
обучения в общеобразовательной школе после 1937 года серьезно сказывалось на
практической подготовке школьников к труду, особенно труду в сфере
материального производства. Оно снова стало восстанавливаться в школе.
С 1954-1955 учебного
года трудовое обучение вводится в начальной школе, a
c 1956-1957
года - во всех классах средней школы. В 1-4 классах вводится преподавание
ручного труда, в содержание которого входит обработка бумаги, картона, тканей,
первоначальные работы с древесиной и другое.
В 5-7 классах
организуются занятия в учебных мастерских, связанные с обработкой древесины и
металлов, а также работа на пришкольном учебно-опытном
участке по выращиванию растений.
B
8-10
классах вводится курс основ производства и производственная практика. В этих же
классах преподаются так называемые общетехнические предметы - машиноведение и
электротехника.
В 1958 году начинает
осуществляться реформа школы. Вводится в действие закон "Об укреплении
связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования в СССР".
Этим законом была
предусмотрена новая система трудового обучения, включающая производственное
обучение, в которой порой центральное место занимает реализация принципа
соединения обучения с производительным трудом учащихся. Под производственным
обучением в общеобразовательной школе понимали вид трудового обучения квалифицированному
труду по одной из массовых профессий народного хозяйства или культуры. Оно
рассматривалось как одно из средств осуществления соединения обучения с
производительным трудом [4].
Вместо существовавшего
тогда всеобщего обязательного семилетнего образования вводится всеобщее обязательное
восьмилетнее
образование.
На базе восьмилетки
образуются средние общеобразовательные трудовые политехнические школы с
производственным обучением в составе 9-11 классов. Полное общее среднее
образование становится одиннадцатилетним.
Содержание трудового
обучения в 1-3 классах строилось на примере обработки бумаги, картона, тканей,
других легкообрабатываемых материалов.
В средней ступени (4-8
классы) трудовое обучение дифференцировалось на три варианта: технический труд,
сельско хозяйственный труд и обслуживающий труд. Те или иные варианты трудового
обучения применялись в зависимости от производственного окружения школы и с
учетом особенкостей мужского и женского труда. Девочки занимались обслуживающим
трудом, а мальчики-техническим. В содержание обучения в сельской школе, наряду
с техническим и обслуживающим трудом включался сельскохозяйственный труд.
Вместе с тем, элементы сельскохозяйственного труда вводились и в городских
школах, имеющих учебно-опытные сельскохозяйственные участки. В старшей ступени
(9-11 классы) значительное учебное время (до 12 часов в неделю) отводилось на
производственное обучение, в процессе которого ученики изучали профессиональные
учебные дисциплины и занимались производственной практикой.
Согласно закону,
оканчивающиё среднюю школу, получали общее среднее образование и
профессиональную подготовку. Наряду с аттестатом зрелости, как тогда называли
сертификат об общем полном среднем образовании, выпускники школ получали
свидетельства о присвоении им рабочего разряда по той или иной массовой
профессии.
Однако, и в
рассмотренный период развития общеобразовательной школы в трудовом обучении
школьников продолжалась борьба двух крайностей: замена трудового обучения
профессиональным или исключение трудового обучения вообще. Если в реформе школы
победила профессионализация общего образования, то позднее в 1964 и в 1966
годах постановлениями правительства сначала были изменены сроки обучения в
общеобразовательной школе до 10 лет, а затем производственное обучение признано
необязательным. А так как время на обучение в школе было сокращено, то
постепенно школа отказалась от производственного обучения совсем. Оно было
заменено трудовыми политехническими практикумами по различным видам труда и
отраслям техники. Среди этих практикумов были практикум по металлообработке, по
обработке тканей, по автомобилю, по электротехнике, машиностроительному
черчению и др.
Реформа
общеобразовательной школы 1984 года и трудовое обучение
В первой половине 80-х
годов снова взяла верх тенденция профессионализации общеобразовательной школы.
В 1984 году были приняты "Основные направления реформы общеобразовательной
и профессиональной школы".
В
области трудового воспитания молодежи реформа ставила задачу "коренным
образом улучшить постановку трудового воспитания, обучения и профессиональной
ориентации в общеобразовательной школе; усилить политехническую, практическую
направленность преподавания; значительно расширить подготовку квалифицированных
рабочих кадров в системе профессионально-технического обучения; осуществить
переход ко всеобщему профессиональному образованию молодежи..." [7].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|