бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Методика использования дидактических игр на уроках математики в начальной школе бесплатно рефераты

О

 

Щ

 

Е

 

Й


Иван-Царевич отправился в путь. Но его уже поджидает Змей Горыныч, посланный Кощеем. Кто сразится со Змеем? Нужно победить все три головы Змея.

2) Индивидуальное задание у доски(3 человека).

                   38+2          65+5          28+2

                   46-4           87-3           39-6

46+40         87+10        39+30

82+8           56+6          76+4

100-20       50+30        90-40

75-5            91-90         83-3

59-30                   36-2           49-3

59-3            36-20         49-30

Поведет Ивана-Царевича волшебный клубочек, но до него нужно добраться по лабиринту чисел (по возрастанию).



3) “Лабиринт”.

 

4) Волшебный клубочек привёл Ивана-Царевича на распутье. На придорожном камне надпись: “Верная дорога та, где ответ не самый большой и не самый маленький”. По какой дороге идти Ивану?

5)    а) А на дороге числа записаны рядами. Найдите закономерность, продолжите ряды чисел:

20, 17, 14, …, …, …, …

2, 4, 7, 11, …, …, …, …

б) Проверка индивидуального задания.

Ребята победили Змея Горыныча. Он охранял сундук, в котором находился меч для Ивана-Царевича. Но сундук крепко заперт тремя замками. А замки не простые - на каждом пример. Что скажете?

Замки откроются, если мы исправим ошибки, сделаем их невидимками. Стирать ничего нельзя, можно дописывать числа и знаки действия.

46=50                  28+1=30        64>70

        4+46=50               1+28+1=30     64>70-7 и др. числа до 70

        46=50-4                28+1=30-1 любое число >6+64>70

          Итак, меч в руках  Ивана, путь в царство Кощея свободен!

1.    Решение примеров на сложение и вычитание. Работа в парах.

Замок Кощея находится на огромной высокой скале. Поможем Ивану-Царевичу преодолеть скалу, решив примеры.

Работаем в парах, помогаем друг другу. Результаты пишем поочерёдно карандашами разного цвета.

2.    Решение задачи.

Ну вот и добрались до Кощея. Он встретил Ивана-Царевича такими словами: “Раз ты смог до меня добраться, выполни мои задания, и Василиса – твоя! Если не выполнишь голова с плеч! Вот первое задание.

В моём саду растёт волшебная яблоня с золотыми и серебряными яблоками. Золотых яблок было 12, серебряных 8. 9 яблок я сорвал. Сколько осталось яблок?”

 а) Запись краткого условия, разбор задачи, составление графической схемы.




 

 

 

 

Было – 12 яблок и 8 яблок.

Сорвал – 9 яблок.

Осталось – ?.


 

 

 

 

б) Самостоятельное решение задачи

в) Проверка, вписывание чисел в схему.

7.  Самостоятельная работа.


1) Решение примеров.

60 – 5      30 – 8        33 + 7        58 + 2 – 4

40 – 7      52 – 30      80 – 5        78 + 20 – 6

      

2) Фронтальная проверка.

                 55   22   40   56

                 33   22   75   92

В каком примере ответ – круглое число?

В каких ответах одинаковое количество десятков и единиц?

Какие ответы не назвали?

8.    “Ну, Иван, забирай Василису, - сказал Кощей. – Только сначала догадайся, где она. У меня четыре башни. Первая башня пустая. Василиса не в самой высокой башне. Где она?”


          9. Итоги урока.













         




Тема: Письменные приёмы вычитания двузначных чисел вида 50-32.

          Цель:  Закреплять приёмы письменного вычитания двузначных чисел вида 50-32; отрабатывать вычислительные навыки; повторение устной и письменной нумерации чисел в пределах 100; развивать умение решать задачи изученных видов; навыки логического мышления; воспитывать познавательную активность.

          План:

1.    Оргмомент.

2. Сообщение темы урока.

– Сегодня на уроке мы закрепляем приёмы письменного вычитания, когда надо от круглого числа отнять двузначное число, отрабатывать вычислительные навыки и решать задачи изученных видов.

В этом нам сегодня поможет электронно-вычислительная машина – компьютер.

 3.  Устный счёт.

          - уменьшаемое 40, вычитаемое 5. Найти разность.(35)

          - увеличить 36 на 15.(51)

          - уменьшить 70 на 14.(56)

          - найти сумму чисел 26 и 16.(42)

          - первое слагаемое 40, второе 21. Сумма.(61)

          Задача: Маша гостила у бабушки 4 недели и 5 дней. Сколько дней гостила Маша у бабушки?(33)

          Получился ряд чисел:    35      51      56      42      61    33 (числа выставлены на мониторе).

          Тестирование.  35  51  56  42  61  33

1.     Отметьте число, в котором 5 ед. (35)

2.     Отметьте число, которое стоит между числами. 35 и 56 (51)

3.     Отметьте число, которое следует за числом 51 (56)

4.     Отметьте число, в котором количество единиц на 2 меньше, чем десятков. (42)

5.     Отметьте число, в котором 6 дес. (61)

6.     Отметьте число, наименьшее в данном ряду. (33)

7.     Отметьте число, наибольшее в данном ряду. (61)

8.     Отметьте число, в котором 4 дес. 2 ед. (42)

9.     Отметьте число, в котором 5 дес. 6 ед. (56)

10.    Отметьте число, в котором количество дес. равно количеству ед. (33)








 Уч-ся 1 “А” класса ___________________      



35

51

56

42

61

33

1







2







3







4







5







6







7







8







9







10







  

















4.    Работа по теме.

_80   (пример на мониторе)

  56   - Ребята, проверьте решение примера.

  34   - Что-то случилось с нашим компьютером, произошли сбои в системе.

 - Объяснить алгоритм решения и исправить ошибку (на мониторе выставляется правильно решённый пример). Ученик решает пример у доски.

     а) Решение примеров с комментированием.

              _60    _80    _90

                42      24      53

     б) Самостоятельно по вариантам.

              1 вариант

              _60    _40    _60    _70        - Назовите пример в ответе которого

                46      12      19      38           наименьшее число (14)

                14      28      41      32        - Наибольшее число (41)

              - Назовите пример, в ответе которого количество единиц на 6 больше, чем десятков. (28)

              - В каком примере в ответе 3 дес. 2 ед.? (32)


2 вариант

    _60    _80   _70    _90        - Назовите пример в ответе, которого

 21      47     25      23     одинаковое количество десятков и единиц (33)     39      33     45       67     - Назовите пример с наибольшим числом     в ответе. (67)

              - Назовите пример, в ответе которого 4 дес. 5 ед. (45)

5. Физкультминутка (для глаз)




6. Составление и решение задач.   

     I эт. – 30 чел.<---------------------------

                                                                 |        ?

     II эт. – ? на 12 чел. меньше, чем на |

а) Задача: На первом этаже живут 30 человек, а на втором на 12 человек            меньше. Сколько человек живут на двух этажах?

                                  1) 30 – 12 = 18 (ч)

                                  2) 30 + 18 = 48 (ч)

Анализ задачи.

- Можем ли сразу ответить на вопрос задачи? (нет)

- Почему? (не знаем сколько на II этаже)

- Что сказано про II этаж? (на 12 ч. <)

- Можем узнать сколько на II этаже? (да)

- Каким действием? (вычитанием)

- Почему? (находим меньшее число)

- Теперь можем ответить на вопрос задачи? (да)

- Каким действием? (сложением) – Почему?

- Какой вид задачи? (составная задача на нахождение суммы)

- Так сколько человек живут на 2-х этажах? (48)             

б) Самостоятельное решение задачи.

В одной корзине 37 лимонов, а в другой 33 лимона. Продали 24 лимона. Сколько лимонов осталось?

                   1) 37 + 33 = 70 (л)

                   2) 70 – 24 = 46 (л)

Проверка фронтально:

- Что узнали в 1-ом действии? Каким действием?

- Во втором? Каким действием?

в) Задача, которая будет на карточке.

     В парке 90 деревьев. Из них 37 лип, 36 клёнов, а остальные – дубы.

     Сколько дубов в парке?

1)     37 + 36 = 73 (лип и клёнов)

2)     90 – 73 = 17 (дубов)

- Проверка: один ученик рассказывает условие и решение задачи.

- Поднимите руку, кто так же решил задачу.

7. Геометрический материал.

На мониторе письмо:


Я долго смотрю на эти рисунки и не могу понять, сколько тут спряталось фигур. Помогите.               -  Поможем?  Да.

                             

1 вариант. – Так сколько же здесь спряталось                  фигур? (6)

- К доске выходит один ученик и показывает эти фигуры (у каждого ученика на столе такой рисунок).


2 вариант. – Сколько треугольников спряталось в данной фигуре?


                                                            

12 треугольников.


 - Один ученик показывает у доски.







8. Итог урока.

  - Сначала вашу работу оценит компьютер. Для этого вам надо выполнить следующие вычисления:

            _30    _40    _50    _60    _70    _80    _90

              11      22      33      44      55       66     77

              19      18      17      16      15       14     13

            м     о      л      о      д      ц     ы

- Так оценил вашу работу компьютер.

- А сейчас вы сами оцените свою работу.

- На карточках, где проводился тест, с обратной стороны нарисуйте маску настроения (карандашом).




        








       работал хорошо                      работал неплохо                      работал плохо


- Поднять карточки и показать.


9. Домашнее задание. Необычно.

- Вы сами его определите, решив следующие числовые выражения.

60 + 40 = 100                      Задача.     60 – 40 – 9 = 11

  49 – 9 =   40                  Примеры. 42 – (20 + 10) = 12

 25 – 20 =    5                1 вариант. (столбики)    2 вариант.

Страница 145                                  26 – 25 = 1                 37 – 35 = 2

                                                                  20 – 17 = 3             30 – 26 = 4


































Урок-путешествие в страну занимательной арифметики

Тема: Путешествие с Буратино в страну занимательной арифметики.

Цель: Закрепить у детей умения выделять сходства и различия в предметах; закрепить математические понятия “сумма”,  “разность”, а также понятия “большой”, “узкий” и  т.д., закрепить знания о свойствах геометрических фигур, о составе числа; совершенствовать навыки устного счёта, закрепить умения составлять и решать простые задачи; развивать внимание, наблюдательность, смекалку.

Игровой материал: игрушка Буратино, конверт с письмами, картинки героев сказки, плакаты Буратино, квадрат с цифрами, мяч, аквариум с рыбками, плакаты с задачами, плакат и геометрические фигуры, плакат с ключом и замками, карточки с числами и буквами; грамзапись сказки “Приключения Буратино”.



Ход урока

Учитель. Добрый день, ребята! Сегодня, когда я шла к вам на урок, мне повстречался один весёлый человек, которого, я надеюсь, вы очень хорошо знаете. Он–то и передал для вас большой конверт, но попросил вручить его только после того, как вы отгадаете загадку о нём

Он из полена вдруг возник

Весёлый, юный озорник,

Ребята, не сочтя за труд,

Скажите, как его зовут?

                                                (Дети отвечают хором: Буратино!)

Правильно, ребята! Молодцы! Действительно, этот весёлый человек и есть герой сказки “Золотой ключик” и зовут его Буратино. А вот и он сам! (учитель показывает игрушку Буратино). Ребята, а давайте вспомним, каких ещё героев этой сказки вы знаете? (ребята перечисляют оставшихся героев). Молодцы, ребята! Вы прекрасно знаете сказку “Золотой ключик”. А теперь самое время вскрыть конверт, который для вас прислал Буратино (на конверте: “ученикам 1 “А” класса СШ №121 от Буратино”). Письмо Буратино:


                                       “Дорогие мои друзья-школьники

Я очень рад, что вы знаете сказку “Золотой ключик” так хорошо, из неё я пришёл к вам. Большое вам спасибо! Пишу это письмо и хочу обратиться к вам за помощью. Герои сказки прислали мне свои задания по математике, которые мне нужно решить. А так, как я не пошёл в школу и умею считать только до 5, то прошу вас помочь мне решить эти задачи! Заранее вам благодарен! Желаю успеха! Буратино”.

Учитель. Ну, что, ребята, отправимся с вами в страну занимательной арифметики и выручим Буратино! А для того, чтобы ему помочь, вы должны быть ловкими, активными, внимательными и смекалистыми, помогать друг другу хорошо считать. Итак,…


I задание. Пудель Артемон.

Милый пёсик Артемон

Встал на задних лапах…

Перед ним два мальчика

В шортиках и шапках.

Пудель смотрит, он притих, даже кость не гложет,

Но что разного у них – он понять не может!


Учитель. А сейчас, ребята, посмотрите на эти рисунки внимательно и помогите понять Артемону, что разного у этих мальчиков. (плакаты с изображением Буратино, у него ключ в разных руках).


II задание. Мальвина.

Раз, два, три, четыре, пять.

Научились вы считать.

Повнимательней сидите

И задачки вы решите.


Учитель. Ребята, Мальвина приготовила для вас занимательные задачки в стихотворениях. Слушайте их внимательно и считайте.


Вышла курочка гулять и взяла своих цыплят.

Семь бежало впереди, три осталось позади.

Беспокоится их мать и не может сосчитать.

Сосчитайте – ка, ребята, сколько было всех цыплят?                     (10)


Стоит коза, голосит коза: “ Ой, беда, беда, беда!

Разбежались кто куда семеро козлят!

Один в лесок, а второй за стог.

Третий спрятался в бочонок!”

А сколько козлят в избушке сидят?                                                   (4)


1, 2, 3, 4: кто живет у нас в квартире?

Мама, папа, брат, сестра, кошка Мурка,

Два котёнка, мой щегол, сверчок и я.

Вот и вся моя семья.                                                                            (10)


2 цыплёнка стоят, 2 в скорлупках сидят;

6 яиц под крылом у наседки лежат.

Сосчитай поверней, отвечай поскорей,

Сколько будет цыплят у наседки моей!                                            (10)


Сидят рыбаки, стерегут поплавки.

Рыбак корней поймал 10 окуней.

Рыбак Евсей – 7 карасей.

А рыбак Михаил трёх сомов изловил.

Сколько рыб из реки натаскали рыбаки?                                             (20)


Посадила бабка в печь пироги с капустой печь

Для Наташи, Вовы, Коли – пироги готовы.

Да ещё один пирог кот под лавку уволок.

Да в печи – четыре штуки – пироги считают внуки.

Если можешь – помоги, сосчитай-ка пироги!                                        (8)


III задание. Лиса Алиса.

На улице Бассейной

Жила одна лиса

И иногда рассеянной неделями была.


Учитель. Ребята! Лиса Алиса забыла, как нужно расставить в пустые клеточки числа так, чтобы в сумме по всем направлениям было 9.


2

6

 


2

6

1

 

3

 

2

3

4

 

4

 

5

0

4


IV задание. Кот Базилио.

Поспела новая игра,

Нелёгкое задание.

За дело взяться вам пора и проявить старание!


Учитель. Дети, кот Базилио предлагает вам игру “Наоборот”. Кому-то из вас я бросаю мяч и называю слово. А вы поймав мяч, говорите мне противоположное по значению слово и возвращаете мяч. Примеры: толстый-тонкий, утро-вечер, раньше-позже и т.д.


V задание. Черепаха Тортилла.

Вот ещё одна задача.

Ждёт смышлёного удача.

1, 2, 3, 4, 5 – задачу эту вам решать.


Учитель. Дети, внимательно посмотрите и скажите, есть ли среди этих рыбок в аквариуме одинаковые? (решение примеров).

Детям предлагаются следующие примеры (понятия “сумма” и “разность”):


13 + 6 = 19            14 + 3 = 17           19 – 9 =10

11 + 9 = 20            16 + 2 = 18           15 – 4 = 11

12 + 4 = 16            16 – 3 = 13            20 – 10 = 10

15 + 5 = 20            17 – 5 = 12            18 – 6 = 12


Физкультминутка “Лягушки”

 

Встанем, дети, скажем тихо: 1, 2, 3, 4, 5.

Приподнялись, чуть присели и соседа не задели.

А теперь придётся встать.

На болоте две лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали, ручками хлопали.

Вправо – влево наклонялись

И обратно возвращались

Вот здоровья в чём секрет.

Всем друзьям физкультпривет!


VI задание. Пьеро.

Пьеро – поэт рассеянный

Жил на улице Бассейной.

И такие вот задачки

Сочинял для вас, ребятки.


 



Ответ: на 4 больше?

 

 

 

 

Ответ: на 3 меньше?

 

Составление задач по рисунку проводится по следующей схеме. Учитель спрашивает, из каких частей состоит задача, что нам известно из задачи, что значит больше (меньше), каким действием будем решать задачу, почему; затем даётся решение задачи (ответ).

На правило вычитания можно дать такие задачи:

          Четыре воробушка спустились на грядки,

          Скачут и что-то клюют без оглядки.

          Котик-хитрюга внезапно подкрался,

          Мигом схватил одного и умчался.

          Вот как опасно клевать без оглядки.

          Сколько теперь их осталось на грядке?


          1, 2, 3, 4, 5 – кошка учится считать

          Потихоньку, понемножку приближаем к мышке кошку.

          Получаем мы ответ: кошка есть, а мышки нет.


VII задание. Папа Карло.

Очень трудное задание

Ожидает мальчиков.

1,2,3,4,5-

Задачу эту вам решать!


          Учитель. Ребята! Вы все знаете, что в каморке у папы Карло на стене висел старый холст с изображением огня и чана, где варилась похлёбка. Вот однажды, когда Буратино ушёл в театр, крыса Шушара прогрызла холст. Сосчитайте, сколько дыр она сделала в холсте? Возьмите фигуры и помогите Буратино заштопать холст. Но будьте внимательны! (какими свойствами обладает геометрическая фигура?)

Учитель предлагает детям рассмотреть фигуры, расположенные по рядам, и ответить на вопросы, какая фигура есть в каждом ряду, как она называется и почему.



?

?

?



VIII задание. Карабас Барабас.

Кто в соревнованьи победит

Конечно, лучший эрудит!

У меня сомнений нет –

Вы дадите мне ответ.

Учитель. Ребята, осталось самое последнее, самое трудное и ответственное задание – освободить Буратино, которого закрыл в домике Карабас Барабас. Посмотрите внимательно на ключ и подумайте, к какой замочной скважине он подойдёт?


IХ задание. Буратино.

Учитель (от имени Буратино). Молодцы, ребята! Вы спасли меня и выполнили все задания героев сказки. Вы очень хорошо играли, поэтому я вам приготовил небольшой сюрприз.

                   Вам числа выданы не зря, несложен их ответ.

                   Из них узнаете, друзья, мой небольшой секрет.

          (Какие числа называются чётными, нечётными).


6

11

13

4

7

8

1

лод        ти          но           мо           ра          цы           Бу

(Открыть в порядке возрастания: сначала чётные, затем нечётные).

Читаем вместе: Молодцы, Буратино. Письмо Буратино:

                   “Дорогие мои друзья-школьники!

Большое спасибо за помощь, которую вы мне оказали в решении сложных математических задач. Следующей осенью я тоже пойду в школу, чтобы стать таким умным, как вы.

          Знаю – кто уроки учит,

          Ключик золотой получит.

          С ним в мир знаний, мне поверь,

          Ты всегда откроешь дверь!                                Буратино.


[1] Сухомлинский В.А. О воспитании.  М., 1985  стр.93

[2] Эльконин Д.Б.  Психология игры.  М., 1978  стр.277

[3] Амонашвили Ш.А.  В школу – с шести лет.  М., 1986  стр.160

[4] Щедровицкий Г.П.  Методические замечания к педагогическим исследованиям игры.  // Психология и педагогика игры дошкольников. Под.ред.Запорожца  М.,1996  с.24

[5] Эльконин Д.Б.  Психология игры  М., 1978  стр.57

[6] Чилинрова Л., Спиридонова Б.  Играя, учимся математике.  М., 1993  стр.6

[7] Коваленко В.Г.  Дидактические игры на уроках математики.  М., 1990  стр.12-13

[8] Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр.  Под.ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т.  М., 1990

[9] Кружецкий В.А.  Психология.  М., 1986  стр.241

[10] Кружецкий В.А.  Психология.  М., 1986  стр.242

[11] Менджерицкая Д.В.  Воспитателю о детской игре.  М., 1982  стр.114

[12] Менджерицкая Д.В.  Воспитателю о детской игре.  М., 1982  стр.125


[13] Кушнерук Е.Н.  Занимательность на уроках математики в начальных классах. 

[14] Жикалкина Т.К.  Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах.  М., 1996  стр.46

[15] Попова В.И.  Игра помогает учиться. //Начальная школа №2, 1987  стр.39

[16] Бочек Е.А.  Игра-соревнование “Если вместе, если дружно” 1 класс  //Начальная школа  №1, 1999  стр.106-107


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


 © 2010 Все права защищены.