|
Меню
|
|
Методика использования дидактических игр на уроках математики в начальной школе
|
О
|
|
Щ
|
|
Е
|
|
Й
|
Иван-Царевич отправился в путь. Но
его уже поджидает Змей Горыныч, посланный Кощеем. Кто сразится со Змеем? Нужно
победить все три головы Змея.
2) Индивидуальное задание у доски(3
человека).
38+2 65+5 28+2
46-4 87-3 39-6
46+40 87+10 39+30
82+8 56+6 76+4
100-20 50+30 90-40
75-5 91-90 83-3
59-30 36-2 49-3
59-3 36-20 49-30
Поведет Ивана-Царевича волшебный
клубочек, но до него нужно добраться по лабиринту чисел (по возрастанию).
3) “Лабиринт”.
4) Волшебный клубочек привёл
Ивана-Царевича на распутье. На придорожном камне надпись: “Верная дорога та,
где ответ не самый большой и не самый маленький”. По какой дороге идти Ивану?
5) а) А на дороге числа
записаны рядами. Найдите закономерность, продолжите ряды чисел:
20, 17, 14, …, …, …, …
2, 4, 7, 11, …, …, …, …
б) Проверка индивидуального задания.
Ребята победили Змея Горыныча. Он
охранял сундук, в котором находился меч для Ивана-Царевича. Но сундук крепко
заперт тремя замками. А замки не простые - на каждом пример. Что скажете?
Замки откроются, если мы исправим
ошибки, сделаем их невидимками. Стирать ничего нельзя, можно дописывать числа и
знаки действия.
46=50 28+1=30
64>70
4+46=50 1+28+1=30
64>70-7 и др. числа до 70
46=50-4 28+1=30-1 любое число
>6+64>70
Итак, меч в руках Ивана, путь в царство
Кощея свободен!
1. Решение примеров на сложение
и вычитание. Работа в парах.
Замок Кощея находится на огромной
высокой скале. Поможем Ивану-Царевичу преодолеть скалу, решив примеры.
Работаем в парах, помогаем друг
другу. Результаты пишем поочерёдно карандашами разного цвета.
2. Решение задачи.
Ну вот и добрались до Кощея. Он
встретил Ивана-Царевича такими словами: “Раз ты смог до меня добраться, выполни
мои задания, и Василиса – твоя! Если не выполнишь голова с плеч! Вот первое
задание.
В моём саду растёт волшебная яблоня
с золотыми и серебряными яблоками. Золотых яблок было 12, серебряных 8. 9 яблок
я сорвал. Сколько осталось яблок?”
а) Запись краткого условия, разбор
задачи, составление графической схемы.
Было – 12 яблок и 8 яблок.
Сорвал – 9 яблок.
Осталось – ?.
б) Самостоятельное решение задачи
в) Проверка, вписывание чисел в схему.
7. Самостоятельная работа.
1) Решение примеров.
60 – 5 30 – 8 33 + 7 58 + 2 – 4
40 – 7 52 – 30 80 – 5 78 + 20 – 6
2) Фронтальная проверка.
55 22 40 56
33 22 75 92
В каком примере ответ – круглое число?
В каких ответах одинаковое количество десятков и единиц?
Какие ответы не назвали?
8.
“Ну,
Иван, забирай Василису, - сказал Кощей. – Только сначала догадайся, где она. У
меня четыре башни. Первая башня пустая. Василиса не в самой высокой башне. Где
она?”
9. Итоги урока.
Тема: Письменные
приёмы вычитания двузначных чисел вида 50-32.
Цель: Закреплять приёмы письменного вычитания
двузначных чисел вида 50-32; отрабатывать вычислительные навыки; повторение
устной и письменной нумерации чисел в пределах 100; развивать умение решать
задачи изученных видов; навыки логического мышления; воспитывать познавательную
активность.
План:
1.
Оргмомент.
2. Сообщение темы урока.
– Сегодня на уроке мы закрепляем приёмы письменного
вычитания, когда надо от круглого числа отнять двузначное число, отрабатывать
вычислительные навыки и решать задачи изученных видов.
В этом нам сегодня поможет
электронно-вычислительная машина – компьютер.
3. Устный счёт.
- уменьшаемое 40, вычитаемое 5. Найти разность.(35)
- увеличить 36 на 15.(51)
- уменьшить 70 на 14.(56)
- найти сумму чисел 26 и 16.(42)
- первое слагаемое 40, второе 21. Сумма.(61)
Задача: Маша гостила у бабушки 4 недели и 5
дней. Сколько дней гостила Маша у бабушки?(33)
Получился ряд чисел: 35 51 56
42 61 33 (числа выставлены на мониторе).
Тестирование. 35 51 56 42 61 33
1.
Отметьте число, в котором
5 ед. (35)
2.
Отметьте число, которое
стоит между числами. 35 и 56 (51)
3.
Отметьте число, которое
следует за числом 51 (56)
4.
Отметьте число, в котором
количество единиц на 2 меньше, чем десятков. (42)
5.
Отметьте число, в котором
6 дес. (61)
6.
Отметьте число, наименьшее
в данном ряду. (33)
7.
Отметьте число, наибольшее
в данном ряду. (61)
8.
Отметьте число, в котором
4 дес. 2 ед. (42)
9.
Отметьте число, в котором
5 дес. 6 ед. (56)
10.
Отметьте число, в котором
количество дес. равно количеству ед. (33)
Уч-ся 1 “А” класса
___________________
|
|
35
|
51
|
56
|
42
|
61
|
33
|
1
|
|
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
|
|
|
5
|
|
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
|
|
|
7
|
|
|
|
|
|
|
8
|
|
|
|
|
|
|
9
|
|
|
|
|
|
|
10
|
|
|
|
|
|
|
4.
Работа по теме.
_80
(пример на мониторе)
56
- Ребята, проверьте решение
примера.
34 - Что-то случилось с нашим компьютером, произошли сбои в
системе.
- Объяснить алгоритм решения и исправить ошибку (на
мониторе выставляется правильно решённый пример). Ученик решает пример у доски.
а) Решение примеров с комментированием.
_60 _80 _90
42 24 53
б) Самостоятельно по вариантам.
1 вариант
_60 _40 _60 _70 -
Назовите пример в ответе которого
46 12 19
38 наименьшее число (14)
14 28 41
32 - Наибольшее число (41)
- Назовите пример, в ответе которого количество единиц
на 6 больше, чем десятков. (28)
- В каком примере в ответе 3 дес. 2 ед.?
(32)
2 вариант
_60 _80 _70 _90 - Назовите пример в ответе, которого
21 47 25 23 одинаковое
количество десятков и единиц (33) 39 33 45
67 - Назовите пример с наибольшим числом в ответе. (67)
- Назовите пример, в ответе которого 4 дес. 5 ед. (45)
5. Физкультминутка (для глаз)
6. Составление и решение
задач.
I эт. –
30 чел.<---------------------------
| ?
II эт. – ? на 12 чел. меньше, чем на |
а) Задача: На первом
этаже живут 30 человек, а на втором на 12 человек меньше. Сколько
человек живут на двух этажах?
1)
30 – 12 = 18 (ч)
2)
30 + 18 = 48 (ч)
Анализ задачи.
- Можем ли сразу ответить на
вопрос задачи? (нет)
- Почему? (не знаем сколько на II
этаже)
- Что сказано про II этаж?
(на 12 ч. <)
- Можем узнать сколько на II
этаже? (да)
- Каким действием? (вычитанием)
- Почему? (находим меньшее
число)
- Теперь можем ответить на
вопрос задачи? (да)
- Каким действием? (сложением)
– Почему?
- Какой вид задачи? (составная
задача на нахождение суммы)
- Так сколько человек живут на
2-х этажах? (48)
б) Самостоятельное решение задачи.
В одной корзине 37 лимонов, а в другой 33 лимона.
Продали 24 лимона. Сколько лимонов осталось?
1) 37 + 33 = 70 (л)
2) 70 – 24 = 46 (л)
Проверка фронтально:
- Что узнали в 1-ом действии? Каким действием?
- Во втором? Каким действием?
в) Задача, которая будет на карточке.
В парке 90 деревьев. Из них 37 лип, 36 клёнов, а
остальные – дубы.
Сколько дубов в парке?
1)
37 + 36 = 73 (лип и клёнов)
2)
90 – 73 = 17 (дубов)
- Проверка: один ученик рассказывает условие и решение
задачи.
- Поднимите руку, кто так же решил задачу.
7. Геометрический материал.
На мониторе письмо:
Я долго смотрю на эти рисунки и не могу понять,
сколько тут спряталось фигур. Помогите. - Поможем? Да.
1 вариант. – Так сколько же здесь спряталось фигур?
(6)
- К доске выходит один ученик и показывает эти фигуры
(у каждого ученика на столе такой рисунок).
2 вариант. – Сколько треугольников спряталось в данной
фигуре?
12 треугольников.
- Один ученик показывает у доски.
8. Итог урока.
- Сначала вашу работу оценит компьютер. Для этого
вам надо выполнить следующие вычисления:
_30 _40 _50 _60 _70 _80
_90
11 22 33
44 55 66 77
19 18 17 16 15
14 13
м о л о д ц
ы
- Так оценил вашу работу компьютер.
- А сейчас вы сами оцените свою работу.
- На карточках, где проводился тест, с обратной
стороны нарисуйте маску настроения (карандашом).
работал хорошо работал
неплохо работал плохо
- Поднять карточки и показать.
9. Домашнее задание. Необычно.
- Вы сами его определите, решив следующие
числовые выражения.
60 + 40 = 100
Задача. 60 – 40 – 9 = 11
49 – 9 = 40 Примеры.
42 – (20 + 10) = 12
25 – 20 = 5 1
вариант. (столбики) 2 вариант.
Страница 145 26 – 25 = 1 37 – 35 = 2
20 – 17 =
3 30 – 26 = 4
Урок-путешествие в
страну занимательной арифметики
Тема: Путешествие
с Буратино в страну занимательной арифметики.
Цель: Закрепить у детей умения выделять сходства и различия
в предметах; закрепить математические понятия “сумма”, “разность”, а также
понятия “большой”, “узкий” и т.д., закрепить знания о свойствах геометрических
фигур, о составе числа; совершенствовать навыки устного счёта, закрепить умения
составлять и решать простые задачи; развивать внимание, наблюдательность,
смекалку.
Игровой материал: игрушка Буратино, конверт с письмами, картинки героев
сказки, плакаты Буратино, квадрат с цифрами, мяч, аквариум с рыбками, плакаты с
задачами, плакат и геометрические фигуры, плакат с ключом и замками, карточки с
числами и буквами; грамзапись сказки “Приключения Буратино”.
Ход урока
Учитель. Добрый день, ребята! Сегодня, когда я шла к вам на урок,
мне повстречался один весёлый человек, которого, я надеюсь, вы очень хорошо
знаете. Он–то и передал для вас большой конверт, но попросил вручить его только
после того, как вы отгадаете загадку о нём
Он из полена вдруг возник
Весёлый, юный озорник,
Ребята, не сочтя за труд,
Скажите, как его зовут?
(Дети
отвечают хором: Буратино!)
Правильно, ребята! Молодцы! Действительно, этот
весёлый человек и есть герой сказки “Золотой ключик” и зовут его Буратино. А
вот и он сам! (учитель показывает игрушку Буратино). Ребята, а давайте
вспомним, каких ещё героев этой сказки вы знаете? (ребята перечисляют
оставшихся героев). Молодцы, ребята! Вы прекрасно знаете сказку “Золотой
ключик”. А теперь самое время вскрыть конверт, который для вас прислал Буратино
(на конверте: “ученикам 1 “А” класса СШ №121 от Буратино”). Письмо Буратино:
“Дорогие мои
друзья-школьники
Я очень рад, что вы знаете сказку “Золотой ключик” так
хорошо, из неё я пришёл к вам. Большое вам спасибо! Пишу это письмо и хочу
обратиться к вам за помощью. Герои сказки прислали мне свои задания по
математике, которые мне нужно решить. А так, как я не пошёл в школу и умею
считать только до 5, то прошу вас помочь мне решить эти задачи! Заранее вам
благодарен! Желаю успеха! Буратино”.
Учитель. Ну, что, ребята, отправимся с вами в страну
занимательной арифметики и выручим Буратино! А для того, чтобы ему помочь, вы
должны быть ловкими, активными, внимательными и смекалистыми, помогать друг
другу хорошо считать. Итак,…
I
задание. Пудель Артемон.
Милый пёсик Артемон
Встал на задних лапах…
Перед ним два мальчика
В шортиках и шапках.
Пудель смотрит, он притих, даже кость не гложет,
Но что разного у них – он понять не может!
Учитель. А сейчас, ребята, посмотрите на эти рисунки
внимательно и помогите понять Артемону, что разного у этих мальчиков. (плакаты
с изображением Буратино, у него ключ в разных руках).
II
задание. Мальвина.
Раз, два, три, четыре, пять.
Научились вы считать.
Повнимательней сидите
И задачки вы решите.
Учитель. Ребята, Мальвина приготовила для вас занимательные
задачки в стихотворениях. Слушайте их внимательно и считайте.
Вышла курочка гулять и взяла своих цыплят.
Семь бежало впереди, три осталось позади.
Беспокоится их мать и не может сосчитать.
Сосчитайте – ка, ребята, сколько было всех
цыплят? (10)
Стоит коза, голосит коза: “ Ой, беда, беда, беда!
Разбежались кто куда семеро козлят!
Один в лесок, а второй за стог.
Третий спрятался в бочонок!”
А сколько козлят в избушке
сидят? (4)
1, 2, 3, 4: кто живет у нас в квартире?
Мама, папа, брат, сестра, кошка Мурка,
Два котёнка, мой щегол, сверчок и я.
Вот и вся моя
семья.
(10)
2 цыплёнка стоят, 2 в скорлупках сидят;
6 яиц под крылом у наседки лежат.
Сосчитай поверней, отвечай поскорей,
Сколько будет цыплят у наседки
моей! (10)
Сидят рыбаки, стерегут поплавки.
Рыбак корней поймал 10 окуней.
Рыбак Евсей – 7 карасей.
А рыбак Михаил трёх сомов изловил.
Сколько рыб из реки натаскали
рыбаки? (20)
Посадила бабка в печь пироги с капустой печь
Для Наташи, Вовы, Коли – пироги готовы.
Да ещё один пирог кот под лавку уволок.
Да в печи – четыре штуки – пироги считают внуки.
Если можешь – помоги, сосчитай-ка
пироги! (8)
III
задание. Лиса Алиса.
На улице Бассейной
Жила одна лиса
И иногда рассеянной неделями была.
Учитель. Ребята! Лиса Алиса забыла, как нужно расставить в
пустые клеточки числа так, чтобы в сумме по всем направлениям было 9.
|