Методика использования дидактических игр на уроках математики в начальной школе
Учитель предлагает следующую
ситуацию: “Ребята, Медвежонок решил примеры на кленовых листочках. Подул ветер
и листочки разлетелись. Очень расстроился Медвежонок. Как же теперь быть? Надо
помочь ему.” Ребята по очереди выходят к доске, ищут листочки с правильными
ответами и заполняют ими пропуски. Данные игры помогают понять, насколько
хорошо учащиеся усвоили пройденный материал.
Заключение
В процессе работы над темой
на основе рассмотренной нами психолого-педагогической и методической литературы
по данному вопросу, а также в результате исследования, мы пришли к выводу, что
в педагогической работе большое внимание уделяется дидактической игре на уроке
и выявлено её существенное значение для получения, усвоения и закрепления новых
знаний у учащихся начальных классов.
Проведя и проанализировав
наши исследования, мы выявили, что дидактическая игра позволяет не только
активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать
познавательную деятельность детей. Игра помогает учителю донести до учащихся
трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что
использование игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста на
данном конкретном уроке.
В ходе
проделанной нами работы, мы сделали вывод, что дидактическая игра может быть
использована как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения
нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи
урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной
ступенью в развитии познавательных интересов учащихся.
Дидактические
игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего школьного
возраста. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес
даже у самых несобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые действия,
а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается
интерес и к самому предмету обучения.
Таким образом,
дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе
которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и
познают мир.
Литература
1.
Аникеева Н.Б. Воспитание
игрой. – М., 1987
2.
Амонашвили Ш.А. В школу –
с шести лет. – М., 1986
3.
Бочек Е.А.
Игра-соревнование “Если вместе, если дружно” //Начальная школа, 1999, №1.
4.
Выготский Л.С.
Педагогическая психология. – М., 1991
5.
Жикалкина Т.К. Система
игр на уроках математики в 1 и 2 классах. – М., 1996
6.
Карпова Е.В.
Дидактические игры в начальный период обучения. – Ярославль, 1997
7.
Коваленко В.Г.
Дидактические игры на уроках математики. – М., 1990
8.
Кружецкий В.А.
Психология. – М., 1986
9.
Кушнерук Е.Н.
Занимательность на уроках математики в начальных классах. – Минск, 1987
10.
Менджерицкая Д.В.
Воспитателю о детской игре. – М., 1982
11.
Минскин В.И, От игры к
знаниям. – М., 1988
12.
Перова М.Н. Дидактические
игры и упражнения по математике. – М., 1996
13.
Попова В.И. Игра помогает
учиться. //Начальная школа, 1987, №2.
14.
Перокова О.И., Сазанова
Л.И. Раз, два, три – отвечай. – М., 1993
15.
Психолого-педагогические
особенности проведения дидактических игр. Под.ред. Акшиной А., Акшиной Т.,
Жарковой Т. – М., 1990
16.
Сухомлинский В.А. О
воспитании. – М., 1985
17.
Чилинрова Л.А.,
Спиридонова Б.В. Играя, учимся математике. – М., 1993
18.
Щедровицкий Г.П.
Методические замечания к педагогическим исследованиям игры. // Психология и
педагогика игры дошкольников. Под.ред.Запорожца – М.,1996
19.
Эльконин Д.Б. Психология
игры – М., 1978
20.
Новосёлова С.Л. Игра
дошкольника. – М., 1989
Приложения
Приложение 1
Анкета №1
Проводится с целью выявления
отношения учителя к игре
1.
Какое место, по Вашему мнению, занимает игра в развитии личности ребёнка в
современных условиях?
- главное,
- не самое главное,
- второстепенное,
- никакого места не занимает,
- не задумывалась над этим,
- не знаю.
2.
Сколько времени Вы в своей педагогической деятельности отводите дидактическим
играм в учебном процессе?
- очень много,
- не очень много,
- только на уроках математики,
- сегодня это не нужно,
- не задумывалась над этим,
- не знаю.
3.
Какие трудности в проведении дидактических игр Вам мешают больше всего?
- отсутствие необходимых условий,
- равнодушие детей,
- не задумывалась над этим,
- не знаю,
- нет.
Приложение 2
Анкета №2
Проводится с целью выявления
отношения детей к игре на уроке
1.
Какие уроки ты больше всего любишь?
- с использованием таблиц, схем, рисунков,
- главное, чтобы было интересно,
- с использованием игры,
- урок он и есть урок, хоть что, всё равно скучно,
- не люблю любые уроки,
- не знаю, мне всё равно.
2.
Если бы ты был учителем, чего бы у тебя было больше на уроке?
- таблиц, схем, рисунков,
- разных игр,
- самостоятельных работ,
- работ с учебником,
- индивидуальной работы по карточкам.
3.
Как часто в вашем классе на уроках бывают игры?
- очень часто,
- часто,
- не очень часто,
- изредка,
- никогда.
4.
Как ты относишься к игре на уроке?
- очень хочется участвовать,
- нет большого желания поддерживать игру,
- игра на уроке - пустая трата времени.
5.
Как ты думаешь, какая польза от игры на уроке?
- очень большая,
- большая,
- не очень большая,
- небольшая,
- никакой пользы,
- не знаю.
Приложение 3
Конспекты уроков математики в 1 классе
Тема: “Числа от 21 до 100 (закрепление)”.
Цель: закрепить умение считать десятками, продолжить
формирование понятия о поместном значении цифры, закрепить умение считать в
пределах 100; развивать умение анализировать, грамотную математическую речь;
поддерживать интерес детей к урокам математики.
Оборудование: карточки с числами (у каждого ученика), таблица
чисел.
Содержание урока:
|