|
Меню
|
|
Методика использования дидактических игр на уроках математики в начальной школе
Ноль становится рядом справа
с каждой цифрой и требовал ответить, чем она стала.
- Я увеличиваю каждую из
вас, а вы меня ничевочкой называли. Неблагодарные! Подумайте хорошенько, и вы
поймёте, что я для вас значу. Когда вас нет, я вас всегда заменяю. Можете ли вы
написать ответ в таких примерах: 5–5=… , 7-7=…? А ну-ка, попробуйте! Никого из
вас нельзя здесь поставить.
Задумались цифры и перестали
дразнить ноль. Но цифрам всё же захотелось поспорить, и они затеяли спор между
собой.
- Я больше всех значу, -
заявила девятка, - я не какая-то единица.
Единица засмеялась,
подскочила к девятке слева и закричала:
- Кто теперь больше, ты или
я? Отвечай! (получилось 19)
- Я десяток, а ты только
девять; десять ведь больше девяти. Что, молчишь?
Подбежала семёрка, прогнала
единицу и сама стала слева. Получилось (79).
- Я семь десятков, 70,
понимаешь?
Так все цифры
становились рядом с девяткой и все оказывались больше неё. Удивилась девятка,
смутилась…
Учитель спрашивает:
- Правильно ли спорят цифры?
Какой вывод можно сделать?
- Девятка больше всех, когда
цифры живут отдельно. Когда они становятся рядом друг с другом, дело меняется.
Самое главное – это место цифр в числе. На первом месте справа пишутся единицы,
на втором справа – десятки.
Цифры поняли и с тех пор
перестали спорить, кто из них больше.
Примечание: на уроке инсценировку “Спор
цифр” может прочитать учитель или ученик, а во внеклассной работе её можно и
драматизировать: за автора читает учитель, один ученик становится нулём, девять
детей изображают цифры. В этой игре дети усваивают зависимость значения цифры
от занимаемого его места.
Приведённые примеры далеко не
исчерпывают всего разнообразия игр. Учитель может придумывать свои игры,
используя местный материал, учитывая индивидуально-психологические особенности
своих детей.
При написании курсовой работы
использовался материал, накопленный при работе в подготовительном классе “А”
школы 121, на уроках математики в классе проводились различные дидактические
игры. Например, на уроке по теме “Состав числа 5” проводилась дидактическая
игра “Подарки Петрушки”:
Дидактическая цель: ознакомить с составом числа
5.
Средства обучения: иллюстрации Петрушки,
Незнайки и Веселого Карандаша; воздушные шары, вырезанные из цветного картона.
Содержание игры: учитель сообщает, что на
урок в гости пришёл Петрушка с воздушными шарами и с ним пришли его друзья.
Незнайка и Весёлый Карандаш (на доску крепятся иллюстрации с изображением
сказочных героев). Петрушка решил подарить шары Незнайке и Весёлому Карандашу.
Как он может подарить их?
Дети перечисляют возможные
варианты состава числа пять и иллюстрируют у доски и после записывают в
тетрадь. В конце игры наиболее активные дети поощряются.
При
изучении темы состав числа 10 была проведена игра
“Украсим
ёлку игрушками”:
Дидактическая цель: знакомство с составом числа
10.
Средства обучения: рисунок ёлки; маленькие
иллюстрации ёлочек для учащихся.
Содержание игры: учитель сообщает, что скоро
Новый год. И все будут наряжать ёлку. И нам с вами тоже надо нарядить ёлку.
Наша ёлка – математическая. На доску вывешивается плакат с ёлкой. На верхушке
- звезда с числом 10. Но не все ветки украшены игрушками, надо повесить ещё
недостающие шарики так, чтобы на каждом ярусе сумма чисел была равна 10. Дети
выходят к доске и наряжают ёлку. Учитель должен поощрять слабых детей.
Данные дидактические игры
помогли учащимся осмысленно усвоить состав числа. Дети чувствовали себя
свободно, непринуждённо, с интересом участвовали в играх.
2.3.
Способы использования дидактических игр при закреплении материала
На уроках закрепления нового
материала важно применять игры на воспроизведение свойств, действий,
вычислительных приёмов и т.д. В этом случае использование средств наглядности
следует ограничить и направить внимание на проговаривание вслух правил,
свойств, вычислительных приёмов. При закрепление материала форма проведения
игры может быть разной: коллективной, групповой и индивидуальной. Целесообразно
проводить игры в группах и в виде соревнования. Для проведения соревнования
учитель в таблице на доске звёздочками отмечает дружную работу команд в
течение урока. Если активность и интерес детей какой-либо команды ослабевает
(например, из-за того, что команда набрала меньшее число очков, учитель должен
спросить такого ученика из этой команды, который ответит правильно и заработает
звезду. В конце урока учитель вместе с детьми подводя итоги соревнования,
обращает внимание на дружную работу участников команд, что способствует
формированию чувства коллективизма. Необходимо отнестись с большим тактом к
детям, допустившим ошибки. Ошибки учащихся надо анализировать не в ходе игры, а
в конце, чтобы не нарушать общего впечатления от игры.
Для закрепления устной
нумерации в пределах 100 используется игра “Цепочка”, при проведении которой
дети каждого ряда (команды) на основе иллюстративного материала образуют числа
в пределах 100, соревнуясь друг с другом.
“Цепочка”
Содержание игры: учитель выставляет для
каждого ряда (команды) на подставку доски карточки, изображающие числа вида:
|
Дес.
|
Ед.
|
|
Дес.
|
Ед.
|
|
Дес.
|
Ед.
|
l
|
l
|
|
l
|
l
|
|
|
l
|
|
l
|
|
l
|
|
|
|
|
|
l
|
|
l
|
|
|
|
|
|
l
|
|
|
|
|
|
|
|
l
|
|
|
|
|
|
|
Учащиеся каждого ряда
(команда) считают единицы каждого разряда и по цепочке называют
проиллюстрированные числа (сначала ученик первой, потом второй и третьей
команды). Потом учитель ставит другие карточки, иллюстрирующие числа второго
десятка и ученики по цепочке называют их. Игра продолжается аналогично.
Выигрывает команда, которая
допустит меньше ошибок в образовании двузначных чисел. Для подведения итогов
игры учитель отмечает в таблице звёздочками правильные ответы учащихся.
Для закрепления состава чисел
можно предложить следующие игры: “Арифметический лабиринт”, “Угадай-ка!”,
Эстафета”. Смысл этих игр заключается в том, что дети проговаривают все
случаи состава числа 10 и выигрывает тот, кто назовёт наибольшее число
комбинаций. Можно провести игру в виде соревнования по рядам. Также здесь можно
предложить игру “Контролёры”.
Дидактическая цель: закрепление знания состава
чисел первого десятка.
Содержание игры: учитель распределяет детей
на две команды. Два контролёра у доски следят за правильностью ответов: один –
первой команды, второй - другой команды. По сигналу учителя ученики первой
команды делают несколько ритмических наклонов вправо, влево и считают про себя.
По сигналу учителя они называют хором число наклонов первой команды до
заданного числа и ведут счёт про себя (например 6 – прибавил 1, 7 – прибавил 2,
8 – прибавил 3). Затем они называют число выполненных наклонов. По числу
наклонов, выполненных учениками 1 и 2 группы и называется состав числа. Учитель
говорит: “Восемь – это…”, ученики продолжают: “Пять и четыре”. Контролёры
показывают зелёные круги в правой руке, если согласны с ответом, красные – если
нет. В случае ошибки упражнение повторяется. Потом учитель предлагает детям
второй команды по сигналу сделать несколько приседаний, а ученики первой
команды дополняют приседания до заданного числа. Называется состав числа.
Аналогично анализируется состав чисел на основе хлопков.
Данная игра не только
систематизирует знания учеников, но и несёт элементы физической разгрузки, т.к.
использует физкультурные упражнения.
При закреплении состава
десятичного состава двузначных чисел используются игры “Сколько палочек в
другой руке?”, “Хлопки”.
“Сколько
палочек в другой руке?”
Дидактическая цель: закрепление знания десятичного
состава двузначного числа.
Средства обучения: набор отдельных палочек и
пучков палочек.
Содержание игры: вызванный ученик берёт пучок
палочек в одну руку, а отдельные палочки – в другую руку и показывает их
классу. Дети угадывают их количество и показывают карточку с соответствующим
числом.
Затем задание усложняется:
надо угадать, сколько отдельных палочек в руке, если в другой – пучок, и
составить пример на сложение. Например, ученик взял 15 палочек, положив пучок
из 10 палочек в правую руку и 5 отдельных палочек в левую. Дети составляют
пример на сложение 10+5=15.
“Хлопки”
Цель игры: закрепление знания
десятичного состава двузначного числа.
Средства обучения: набор определённых палочек и
пучков палочек.
Содержание игры: учитель вызывает двух детей
к доске. Ученик, стоящий справа, обозначает единицы, а стоящий справа –
десятки. Учитель называет двузначное число, правый ученик хлопками обозначает
число единиц в этом числе, а левый – число десятков. Все остальные ученики
выполняют роль контролёров. Они сигналят, если десятичный состав числа показан
учениками неверно.
Как уже упоминалось в п.2 при
изучении нумерации чисел в пределах 20 выделяют 4 этапа. Один из этапов – это
письменная нумерация чисел в пределах 20. Здесь можно предложить игру “Стук-стук”.
Дидактическая цель: закрепление знаний по
нумерации чисел в пределах 20.
Средства
обучения: на доске изображена таблица с двумя
разрядами:
|
Десятки
|
Единицы
|
|
|
Содержание игры: учитель молча стучит указкой
один раз в разряде десятков и несколько раз в разряде единиц. Дети внимательно
слушают и показывают учителю соответствующее число на карточке с цифрами.
Для закрепления навыков счёта
можно предложить игру “Слушай и считай”:
Содержание игры: у каждого из учеников набор
карточек с числами от 1 до 10. У учителя палочка, которой он ударяет по
какому-либо предмету, издающему громкий звук, определённое число раз. Все
учащиеся должны немедленно поднять и показать карточку с числом,
соответствующим количеству ударов.
Можно условиться, что
играющие, услышав удары, должны поднять карточку с числом, недостающим,
например, до десяти (ударов было три, поднять карточку с числом 7). Затем
устанавливается другое правило: показать надо не число, соответствующее числу
ударов, а два соседних числа – меньшее и большее. Можно предложить и другой
вариант игры: учитель сначала ударит палочкой по одному предмету 8 раз, а по
другому – 3 раза. Это значит, что учащиеся должны от восьми отнять три и
показать карточку с числом 5. Игра требует тишины и внимания, поэтому можно предложить
ребятам, прислушиваясь к числу ударов, закрывать глаза.
В теме “Нумерация чисел
первой сотни” для усвоения порядка следования чисел при счёте, порядковых и
количественных отношений между смежными числами можно использовать игры “Считай
дальше с любого числа”, “Назови соседей числа”,“Кто быстрей сосчитает? ”.
“Считай
дальше с любого числа”
Эта игра поможет избавиться
от ошибки, когда ученик называет число с переходом через круглый десяток,
например, 67, 68, 69, 70 (а не шестьдесят десять).
“Назови
соседей числа”
Эта игра даёт возможность
каждое число первой сотни рассматривать не изолированно, а в связи с
предыдущим и последующим числом.
Средства обучения: мяч или два мяча – большой и
маленький (или разного цвета).
Содержание игры: учитель бросает мяч то
одному, то другому участнику игры, а те, возвращая мяч, отвечают на вопрос
учителя. Бросая мяч, учитель называет какое-либо число, например двадцать один,
играющий должен назвать смежные числа – 20 и 22 (обязательно сначала меньшее,
потом большее).
Возможен и другой, более
сложный вариант игры. Возвращая мяч, играющий должен сначала отнять от
названного учителем числа единицу, потом прибавить к нему полученную разность.
Например, учитель назвал число 11, а играющий должен назвать числа
10 (11-1=10) и 21 (11+10=21).
Эту игру можно провести и с
двумя мячами: большим и маленьким (или разного цвета). Когда учитель бросает
большой мяч, то отвечающий должен, к примеру, прибавить 9 и вернуть мяч
обратно, а когда маленький – то отнять 3. Здесь дети не только считают, но и
развивают внимание, чтобы не перепутать действия.
“Кто быстрей сосчитает?”
Игра развивает зоркость,
внимание.
Содержание игры: на доске вывешиваются два
одинаковых плаката, на которых записаны в произвольном порядке числа. Например,
от 61 до 90 (от 11 до 30 и т.п.). Например, требуется назвать и указать на
таблице по порядку все числа от 61 до 90. Можно соревноваться и двумя
командами, по одному человеку от каждой. Затем победители соревнуются между
собой и определяется лучший счётчик.
Примерный вид плаката:
|