бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра физико-математического образования профиль информатика бесплатно рефераты

p> 1979.
17. Петрясь К.Д. Вопросы методологии исторической науки. Киев: высшая школа, 1976.
18. Философия и методология науки: учебник для вузов. 1994, 41, 2.
19. Суслов И.П. Методология экономического исследования. М: Экономика,

1983, 216 с.
20. Панчук М.Н., Дасман Б.Д. Квазиметрический метод оценки научно- технической статьи. Научно-техническая информация. Серия 2, 1974, № 4, с. 15-20.
21. Полонский Б.М. Методы определения новизны результатов педагогических исследований. Советская педагогика. 1981, № 1. с. 64 – 70.
22. Косолапов В.В. Информационно-лексический анализ научного исследования.

Киев: Наукова думка, 1976, 147 с.
23. Научная и научно-организационная деятельность. РАН ДВО. Владивосток:

Дальнаука, 1996, 96 с.
24. Энгельгард В. Еще раз о научном поиске – его эмоции и конфликты. Наука и жизнь. 1969. № 10.
25. Рудзит Р.Б. О некоторых методических принципах. Вестник высшей школы.

1981, вып. 1, с. 15.
26. Шульга З.П. О методике научно-исследовательской работы. Киев: Вища школа, 1978, 130 с.
27. Биографический поиск информации по учебным дисциплинам. Введение в специальность «Библиотековедение и библиография». М: 1983, 150 с.
28. Гриханов Ю.А. Что нужно знать каждому о библиотеке. М: Книга, 1997,

120 с.
29. Варшавский К.М. Организация труда научных работников. М: экономика,

1975.
30. Гецов Г. Как писать книги, журналы, газеты. М: Знание, 1989, 142 с.
31. Квиткина Л.Г. Научное творчество студентов. М.: МГУ, 1982, 108 с.
32. Основы научных исследований и техники экспериментов. Текст лекций.

Челябинск: ЧПИ, 1989, 125 с.
33. Приказ МО РФ о лицензировании РГПУ им. А.И. Герцена на право ведения образовательной деятельности по направлению 540100 Естественнонаучное образование профиль 540106 Информатика.
34. Проект национальной доктрины образования в РФ «Педагогические вести» №

1-2 январь 2000 года.
35. Колин К.К. На пути к новой системе образования. Институт фундаментальной и прикладной информатики. М: РАЕН, 1997, 32 с.
36. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М: ИОШ

РАО, 1998, 228 с.
37. Концепция информатизации сферы образования российской федерации

Министерства образования России. Гос. НИИ системных исследований.

Бюллетень № 3-4, 1998, 322 с.
38. Математика и информатика. Учебник для гуманитарных факультетов педагогических вузов. СПБ: РГПУ ИМ. А.И. Герцена, 2001, 392 с.
39. Симур Пейперт. Образование в просвещенном обществе. Новые технологии в школьном образовании в России. Компьютерные инструменты в образовании.

2001, № 2, с. 24-28.
40. Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: Социальная информатика.

Учебное пособие для высшей школы. М: Академический проект, 2000, 352 с.
41. Юсупов Р.М., Заболотский В.П. Научно-методические основы информатизации. РАН. Санкт-Петербургский институт информатики и автоматизации. СПб. «Наука», 2001 г.
42. Игнатьев Н.Б. Информатика устойчивого развития. СПб. Госуниверситет,

2000, 90 с.
43. Аналитический обзор по проблеме «Образование и информатика» (Понятия, состояния, перспективы). Москва: Институт проблем информатики. РАН,

1996).
44. Конференция информатизации сферы образования Российской Федерации.

Бюллетень «Проблемы информатизации высшей школы», № 3-4, 1998.
45. Кинелев В.Г. Политика в области образования и новые информационные технологии. Национальный доклад РФ на II Международном конгрессе

ЮНЕСКО «Образование и информатика». М.: Госкомвуз, 1996.
46. Колин К.К. Информационный подход как фундаментальный метод научного познания. Москва: РАЕН «Институт фундаментальной и прикладной информатики», 1998.
47. Румянцев И.А. и др. Физико-математическая школа высокой информационной культуры – педагогическая информатика. 2000, № 2, с. 10-15.
48. Васильева В.М., Иезуитов А.Н., Румянцев И.А. Информационное пространство информатики в парадигме «Наука, культура, образование»

(Методология информационного общества). Педагогическая информатика.

2001, № 1.
49. Степанов С.А. Информатика. Методическое пособие по непрерывному компьютерному образованию. СПб. УКВЦ, 1999, 54 с.
50. Круподерова Е.П. Информационные технологии в средней школе. (ИЗ опыта экспериментальной работы СШ № 43 г. Мурманска). Мурманск. ГМЦИТ, 1995,

38 с.
51. Учебно-методический комплекс для подготовки преподавателей информатики. Отчет по НИП. 4.3.1. Министерства образования РФ. СПб:

РГПУ им. А.И. Герцена. 1992-1995.
52. Учебный план РГПУ им. А.И. Герцена по направлению 540200 Физико- математическое образование профиль 540203 – Информатика.
53. Кальнин С.М., Румянцев И.А., Соломин В.П., Степанов С.А.

Информационное проектирование учебного процесса (теория и практика анализа и синтеза педагогических макросистем НИТО). Учебное пособие под ред. профессора В.П. Соломина. СПБ: Образование, 1997, 234 с.
54. Рабочий учебный план кафедры информатики по физико-математическому образованию бакалавров профиль информатика.
55. Об экспериментальном преподавании курса информатики и информационных технологий в 2001/2002 учебном году. Ж-л «Информация и образование» №

6, 2001. с. 2 – 15.
56. Примерная программа по информатике для 11 – 12 классов общеобразовательной школы. Ж-л «Информация и образование» № 8, 2002. с. 14-18.
57. Статьи д.п.н. Кузнецова А.А. в журналах «Информатика и образование» №

1, 1997, с. 12-19, № 6, 1997, с. 13-21, № 1, 2002, с. 10-16, № 2,

2002, с. 12-17.
58. Бешенков С.А. Информатика: Единый курс от школы до вуза. Информатика и образование, № 7, 2002, с. 2-5.
59. Поршнев С.В. О государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности «Информатика» -

Педагогическая информатика, № 4, 2002, с. 62-67.
60. Научные студенческие работы. Общие требования к содержанию и оформлению. Под ред. Г.А. Коростеловой. Хабаровск: ХИНХ, 1989, 27 с.
61. Джей Э. Эффективная презентация. Пер. с англ. Минск: Амалфея, 1996,

208 с.
62. Соколов В.М. Стандарты в управлении качеством образования. Монография.

Нижний Новгород: ННГУ им. Лобачевского, 1993, 95 с.
63. Беспалько В.П. О критериях качества подготовки специалиста. Вестник высшей школы, 1998, № 1, с. 3-8.
64. Симонов В.П. Качество образования: что в основе: Как его определить?

Стандарты и качество. 1994, № 2, с. 55-58.

П Р И Л О Ж Е Н И Я к методическим рекомендациям по выполнению ВКР бакалавром физико- математического образования профиль информатика

Приложение 1.

Программа учебной дисциплины «Основы научных исследований»*

ВВЕДЕНИЕ

Учебный курс «Основы научных исследований» (ОНИ) относится к дисциплине, изучение которой предусмотрено государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 540200 Физико- математическое образование профиль 540203 Информатика

Данная дисциплина формирует у студентов знания, умения и навыки в области теории и практики основ научных исследований – основного направления деятельности бакалавра образования.

Важнейшими задачами курса «ОНИ» является:
- ознакомление студентов с общими сведениями о науке и научных исследованиях;
- обучение студентов методам и методологии научных исследований;
- обучение студентов формам и методам работы с литературой;
- обучение студентов методике оформления результатов научно- исследовательской работы;
- вооружение студентов необходимыми знаниями в области презентации научно-исследовательской работы.

Методика изучения курса «Основы научных исследований» предусматривает усвоение теоретических аспектов в форме лекционных занятий, практические занятия по методам научных исследований, самостоятельную работу студентов по изучению отдельных тем, подготовку сообщений и написание рефератов.

Условием успешного освоения данной дисциплины является выполнение индивидуальных заданий. По результатам обучения проводится зачет.

Методические указания содержат тематику практических занятий, темы рефератов, вопросы к зачету и список необходимой литературы.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Общие сведения о науке и научных исследованиях

Понятие науки, ее роль в информатике. Классификация наук. Потенциал российской науки. Научные исследования: понятие, формы организации, виды научных работ.
Тема 2. Выбор и обоснование темы научного исследования

Научные направления в информатике. Тема исследования как составная часть проблемы, охватывающая ряд вопросов конкретного исследования.

Факторы, определяющие выбор темы научного исследования. Приемы и способы выбора темы научного исследования.

Критерии выбора и обоснования темы научного исследования: актуальность темы, научная новизна, практическая значимость.

Формулирование целей научного исследования, определение задач, объекта и предмета исследования
Тема 3. Информационное обеспечение научных исследований

Источники информации: вторичные, первичные.

Сбор вторичных данных. Организация работы в вузовской библиотеке при информационном поиске, ее фонды и их структура. Правила пользования библиотекой [27, 28].

Справочно-поисковый аппарат библиотеки: алфавитный, систематический, электронный каталог. Систематическая картотека статей. Тематические картотеки. Фонд справочных библиографических и информационных изданий.

Межбиблиотечный абонемент.

Другие организации, предоставляющие вторичную информацию: государственное статистическое управление, научно-исследовательские институты, коммерческие фирмы.

Последовательность ознакомления с источниками литературы.

Рабочий каталог исследователя: назначение, порядок составления.

Приемы ознакомления с книгами, периодическими изданиями. Записи.

Сбор, первичных данных. План сбора первичных данных: определение методов исследования с использованием информационных ресурсов Интернет. Требования к организации информационного поиска с использованием литературных источников и ресурсов Интернет.
Тема 4. План научного исследования

Виды планов научного исследования: перспективный, рабочий.

Требования, предъявляемые к плану научной работы.

Общая архитектоника научной работы: аннотация (реферат на 1 стр., отражающий основное содержание); введение (обоснование темы, формулировка целей исследования); изложение, основное содержание научного исследования
(несколько глав или разделов); заключение (выводы); список использованных источников.

Формы плана научного исследования (простой план, сложный план), целесообразность применения.
Тема 5. Выполнение научного исследования и техника оформления его результатов

Аналитико-критическая обработка собранной информации: приемы, результаты
(аналитический обзор по теме, формирование гипотезы, уточнение плана научного исследования).

Содержание собственно исследовательского этапа научного исследования: доказательство гипотезы; формирование выводов и рекомендаций; научный эксперимент; корректировка выводов и рекомендаций.

Оформление результатов научного исследования. Виды научных документов: реферат, статья, монография, отчет о НИР.
Тема 6. Презентация научного исследования

Основные понятия темы: презентация, ведущий, аудитория, визуальные вспомогательные средства и иллюстрации.

Планирование презентации. Определение целей и аудитории, подготовка состава доклада, анализ его содержания, репетиция выступления, определение времени выступления и последовательности. Разработка сценария презентации.
Подготовка презентации. Работа с текстом выступления. Подача материала.
Основные виды визуальных вспомогательных средств и иллюстрации. Разработка визуальных средств: способы и требования к качеству.
Этапы презентации.
Репетиция презентации.
Подготовка места проведения презентации.
Проведение презентации.

ТЕМАТИКА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Общие сведения о науке и научных исследованиях
1. Понятие науки, ее роль в информатике
2. Сущность и организация научных исследований, их виды.
3. Организация НИРС в вузе.
Задания:

1. Составить личный тезаурус «Наука и научные исследования»

Литература

1. Научные студенческие работы: методические рекомендации для преподавателей и студентов. -Хабаровск: ХИНХ, 1989.

2. Основы научных исследований /Под ред. В.И. Крутова, В.В. Попова. -М.:

Высшая школа, 1989.

3. Философия и методология науки: Учебник для высших учебных заведений. Ч 1, 2. -М.: SVR, 1994.
Тема 2. Выбор и обоснование темы научного исследования

1. Основные направления научных исследований в информатике

2. Выбор темы исследования, факторы, способы.

3. Критерии обоснования темы научного исследования.

4. Определение целей и задач научного исследования.

Задание

1. Выбрать и обосновать тему научного исследования.

2. Определить цели и задачи выбранной темы научного исследования.

Литература

1. Аканов Б.А., Карамзин Н.А. Основы научных исследований: Учебное пособие. -Алма-Ата: Ментен, 1989. -133 с.

2. Грушко И.М., Сидоренко В.М. Основы научных исследований: Учебное пособие для вузов. -Харьков: Вища школа, 1989. -223 с.

3. Шульга З.П. О методике научно-исследовательской работы. -Киев: Вища школа, 1978. —130 с.
Тема 3. Информационное обеспечение научных исследований

1. Виды источников информации.

2. Основные отделы библиотеки: их функции и услуги, предоставляемые читателям.

3. Правила пользования библиотекой.

4. Организация поиска вторичных данных в библиотеке вуза.

5. Организация работы исследователя при сборе вторичной информации.

6. Сбор первичных данных.

Задание

Составить библиографию по выбранной теме научного исследования (в форме списка источников литературы).

Литература

1. Библиографический поиск информации по учебным дисциплинам //Введение в специальность «Библиотековедение и библиография». -М., 1983.-150 с.
2. Гриханов Ю.А. Что нужно знать каждому о библиотеке. -М.: Книга, ' 1997.-

120 с.
3. Первокурснику о правилах работы в библиотеке вуза: Методические рекомендации для студентов I курса всех факультетов. -Новосибирский электротехнический институт, 1988.
Тема 4. План научного исследования
1. Виды планов научного исследования, требования к их составлению.
2. Формы планов научного исследования.
3. Структура научно-исследовательской работы.

Задание

1. Составить рабочий план по выбранной теме.
2. Определить примерную структуру выбранной темы научного исследования.

Литература

1. Варшавский К.М. Организация труда научных исследований. -М.: Экономика,

1975. -109 с.
2. Наумченко И.Л. Самостоятельный учебный труд студентов. - Саратов, 1984.-

148 с.
3. Пискунов М.У. Организация учебного труда студентов. -Минск, 1982. -142с.
Тема 5. Выполнение научного исследования и техника оформления его результатов
1. Анализ собранной информации.
2. Содержание научного поиска этапов. Организация собственно теоретического и экспериментального научного исследования.
3. Оформление результатов научного исследования.

Задание

1. Выполнить оформление текста научного исследования в соответствии с требованиями (см. параграф 4.4. настоящих методических рекомендаций).
2. Написать текст аннотации по выбранной теме (см. прил. 2).

Литература
1. Косолапов В.В. Информационно-логический анализ научного исследования.

-Киев: Наукова думка, 1986. -147 с.
2. Научные студенческие работы. Общие требования к содержанию и оформлению

/Под ред. Г.А. Коростелевой. -Хабаровск: ХИНХ, 1989. -27с.
Тема 6. Презентация научного исследования
1. Планирование презентации.
2. Подготовка презентации.
3. Использование на презентации визуальных вспомогательных средств и иллюстраций.
4. Проведение презентации.

Задание
1. Подготовить вспомогательные визуальные средства (иллюстрацию) к выступлению.
2. Подготовить доклад о проведенном научном исследовании.

Литература
1. Джей Э. Эффективная презентация /Пер. с англ. -Минск: Амалфея, 1996.-208 с.
2. Квиткина Л.Г. Научное творчество студентов. -М.: МГУ, 1982. -108 с.

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

1. Особенности науки, ее роль в современном обществе.

2. Организация науки в России: проблемы и перспективы.

3. Виды научных исследований, их основные направления.

4. Организация НИРС в вузах.

5. Организация и методика самостоятельной работы студентов.

6. Пути совершенствования умений и навыков самостоятельной работы студентов.

7. Формы и методы работы с книгой.

8. Правила проведения презентации.

9. Роль НТП в решении глобальных проблем человечества.
10. Творческий подход к научно-исследовательской деятельности.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ»
1. Понятие «наука», ее роль в информатике.
2. Классификация наук.
3. Научные исследования: определение, виды.
4. Организация НИРС в вузе.
5. Основные направления научных исследований в информатике.
6. Факторы, определяющие выбор темы научного исследования.
7. Критерии обоснования темы научного исследования.
8. Формирование целей и задач научного исследования.
9. Виды источников информации.
10. Характеристика основных отделов библиотеки, их функции и услуги, предоставляемые читателям.
11. Организация поиска вторичных данных в библиотеке вуза.
12. Организация сбора вторичной информации.
13. Способы сбора первичных данных.
14. Виды планов научного исследования.
15. Требования, предъявляемые к плану научной работы.
16. Формы планов научного исследования.
17. Структура научно-исследовательской работы.
18. Анализ собранной информации.
19. Содержание теоретического и экспериментального (исследовательского) этапа научного исследования.
20. Техника оформления результатов научно-исследовательской работы.
21. Планирование презентации научного исследования.
22. Подготовка презентации научного исследования.
23. Характеристика визуальных вспомогательных средств и иллюстраций.
24. Проведение презентации научного исследования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9