бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра физико-математического образования профиль информатика бесплатно рефераты

p> Боковик и головка таблицы заполняются с прописных букв, а подзаголовки
– со строчных.

4. Написание и пояснение математических формул

Все имеющиеся в рукописи ВКР математические формулы и выражения необходимо пояснить. Формулы пишутся на компьютере вместе с текстом и графическим материалом с использованием символов, имеющихся в базе данных.
Если формулы заимствованы из литературы, то делаются ссылки на источник с раскрытием сущности символов, входящих в формулу. Оригинальные формулы подробно объясняются в ходе их обоснования в тексте ВКР. При этом можно приводить не все промежуточные результаты, а лишь основные этапы вывода формулы и окончательный результат. Промежуточные этапы можно поместить в приложение к ВКР.

Обозначения величин объясняются при их первой встрече в тексте.
Целесообразно объяснить все обозначения, входящие в заключительную формулу.

Все математические и логические выражения, а также знаки математических и лексических действий в тексте набираются шрифтом черного цвета. Формулы нумеруются по главам двойными цифрами, разделенными точкой или используется сквозная нумерация по всей работе.

При написании формул особое внимание следует обращать на четкое выделение индексов и показателей степени, расположение и длину дробной части.

Номер формулы в тексте указывается с правой стороны после окончания формулы с разделением от нее 5 знаков. Номер формулы записывается в круглых скобках. Например, … (2.1), формула номер один второй главы.

5. Составление списка использованных источников

Список использованных информационных источников охватывает литературу
(книги, учебники, брошюры, сборники, статьи и т.п.), на которую имеются ссылки в тексте ВКР, а также другие материалы, которые использованы при написании научной работы, включая информационные ресурсы портала
«образования» и других ведомств сети Интернет. При составлении списка литературных, нормативных и других информационных источников их необходимо нумеровать арабскими цифрами и разместить в алфавитном порядке, либо разместить в последовательности их использования в тексте ВКР.

При нумерации литературных источников, в тексте после упоминания источника ставятся квадратные скобки, внутри которых записывается номер арабской цифрой, которая указывает номер данного источника в списке литературы приведенном в ВКР.

При записи журнала указывается, кроме номера списка источника страниц, на которые имеются ссылки в тексте (3. стр. 61-90(.

При ссылках на стандарты, методические материалы, инструкции и другие нормативные документы или их разделы, необходимо приводить наименование раздела.

6. Правила оформления приложений

Приложение используется с целью освобождения ВКР от большого количества однообразных документов, их целесообразно оформлять в виде отдельных приложений. Текст, графики, формулы, и другие материалы приложений группируются по тематической направленности. В приложения выносятся из текста рукописи ВКР первичные документы, учебные программы, вспомогательные таблицы, графики, на которые имеются ссылки в тексте ВКР.
Приложения размещаются в конце ВКР. Нумерация приложения обычно сквозная арабскими цифрами.

4. Принципы подготовки презентации ВКР

4.5.1. Общие положения о презентации ВКР

Презентация это иллюстрированный материал (текст, рисунки, графики, фотографии), оформленный в виде мультимедийных гипертекстовых ссылок к докладу ВКР на защите в государственной аттестационной комиссии (ГАК).
Презентации разрабатываются в редакторе Power Point и представляются с помощью электронной проекционной системы.

Для разработки презентации обычно составляется доклад на 10-12 минут.
По содержанию доклада разрабатывается сценарий презентации. Наличие сценария сопровождения речевого доклада позволяет отобрать сжатый текстовый материал и иллюстративные схемы моделей, технологий, последовательности вывода формул, содержательные алгоритмы, таблицы, гистограммы и т.п.

Например, для темы ВКР «Разработка содержания дисциплины ДПП.04 – теоретические основы информатики ГОС третьего поколения…» и в соответствии с изложением настоящих методических рекомендаций для бакалавра физико- математического образования по профилю информатика иллюстративный текстовый и графический материал презентации ВКР может быть представлен следующими фрагментами к докладу на защите в ГАК, приведенными в п. 4.5.2.

Наглядный иллюстративный материал оформляется в виде компьютерных слайдов, проектируемых на экран с помощью электронного проектора.
Количество слайдов демонстрационного наглядного материала доклада содержания ВКР рекомендуется в пределах 4-6 слайдов текстового и графического материала. Каждый лист (слайд) должен иметь соответствующий крупный заголовок, видный с большого расстояния аудитории (10-15 метров).

Перед разработкой презентации ВКР, бакалавр должен ознакомиться с принципами организации презентации, ее последовательным выполнением, а также с пакетом программного обеспечения презентации типа Power Point.

Презентация научных исследований обычно приводится в специальной литературе или учебных пособиях.

Основная технология процессов разработки иллюстративного материала презентации доклада включает следующие этапы:

. Планирование презентации (Определение целей и аудитории, содержание выступления и последовательность изложения, разработка сценария презентации).

. Подготовка презентации (Работа с текстом вступления, последовательность подачи материала, отбора основных видов визуальных вспомогательных средств и иллюстраций, порядок использования визуальных вспомогательных средств и иллюстраций по тексту доклада, способы обеспечения и требования к качеству аудио и видео средств иллюстрации).

. Репетиция презентации (Подготовка места проведения презентации, репетиция презентации, оценка консультантом качества доклада и презентации иллюстративного материала).

4.5.2. Пример подготовки слайдов презентации по теме ВКР «Разработка содержания дисциплины ДПП. 04 – теоретические основы информатики

Создание иллюстративных материалов (слайдов) презентации указанной темы ВКР начинается с формирования сценария, обеспечивающего доклад на защите работы бакалавра в государственной аттестационной комиссии. Это значит, что сценарий определяет последовательность изложения доклада.

Представим текст предлагаемого доклада.

Для выпускной квалификационной работы по направлению физико- математического образования, профиль информатика была выбрана тема
«Разработки и исследования содержания дисциплины «Теоретические основы информатики», изучаемой в нашем педагогическом университете на факультете математики в 5 и 6 семестре 3 курса студентами, обучающимися в бакалавриате по профилю информатика.

Проблема согласования содержания вузовского курса ТОИ с аналогичным разделом предмета школьной информатики является востребованной практикой, т.к. в процессе анализа ГОС по высшему профессиональному образованию, блок дисциплины профессиональной подготовки студентов) и содержания программы школьной информатики выявлено существенное расхождение разделов и тем.

В связи с подготовкой ГОС третьего поколения, совершенствование содержания базовой дисциплины ТОИ для бакалавров информатики, ориентированной на содержание школьного предмета информатики является актуальной и своевременной.

Была сформулирована гипотеза научных исследований: если разработать учебный курс ТОИ, ориентированный на подготовку бакалавров к будущей профессиональной деятельности в школе, то будет обеспечено повышение качества образования в педвузе по профилю информатика и методически совершенствуется ГОС по данной дисциплине.

Основными задачами исследования по теме ВКР являются:

1. Анализ содержания школьного предмета информатики по разделу

«теоретическая информатика».

2. Разработка содержания нового курса ТОИ для студентов педвуза на основе анализа дисциплины ДПП.04 ГОС второго поколения и выработка предложений по этой дисциплине для ГОС третьего поколения.

3. Проведение педагогического эксперимента по апробации программы учебной дисциплины ТОИ, разработанной в настоящей ВКР.

Научная новизна результатов состоит в том, что впервые предложен учебный курс ТОИ, ориентированный на процесс обучения школьников новому разделу, который ранее в программе школы не значился.

Научная методология, используемая при выполнении ВКР изложена в методических рекомендациях, разработанных учебно-методической комиссией УМО вузов России по педагогическому образованию. На основе указанных рекомендаций был сформирован теоретический базис ВКР, который позволил построить технологическую карту научных исследований по теме.

В результате теоретических (разработка содержания курса ТОИ) и экспериментальных (апробация курса в учебном процессе) исследований создано содержание нового учебного курса по дисциплине «Теоретические основы информатики», который, в большей степени, соответствует содержанию раздела «Теоретическая информатика» школьного предмета информатики.

Основными научными результатами по теме ВКР являются учебник дисциплины ТОИ для педагогических вузов по профилю подготовки бакалавров информатики и Программа дисциплины.

Слайды иллюстративного материала презентации ВКР по теме «Разработка исследования содержания дисциплины ДПП.04 «Теоретические основы информатики», ориентированной на школы».

|Слайд № 1 (пл. 1). |
|Проблема: Согласование содержания школьной и педвузовской предметной |
|области «информатика». |
|Тема ВКР: разработка и исследование содержания дисциплины ДПП.04 – |
|теоретические основы информатики ГОС по высшему профессиональному |
|образованию, ориентированного на школьный предмет. |
|Гипотеза: Если включить в ГОС содержания дисциплины ДПП.04 – ТОИ темы в |
|большей степени ориентированные на содержание школьного предмета |
|«информатика», то будет обеспечен профессионализм бакалавров информатики.|
| |
|Задачи исследования по теме ВКР: |
|Анализ содержания раздела «Теоретическая информатика». |
|Разработка нового содержания курса ТОИ, изучаемого в бакалавриате |
|педвуза. |
|Проведение педагогического эксперимента по апробации нового учебного |
|курса ТОИ. |
|Научная новизна: |
|Впервые разработано новое содержание дисциплины ТОИ для педвузов и |
|предложены рекомендации для включения ее содержания в ГОС третьего |
|поколения. |

Слайд № 2. (график)

Научно – педагогическая проблема

(согласования содержательных линий школьного и вузовского курса информатики по разделу
”теоретическая информатика”)

Требуется

решить

проблему

Результаты

решения

проблемы

HP-3

НР-2

HP-1

Рис. 9 Технология выполнения ВКР по теме “Разработка учебного курса Теоретические основы информатики ”

|Слайд № 3. |
|Программа информатики для X-XII |Существующий ГОС второго поколения|
|классов, рекомендованная Министерством |по профилю 540203 – информатика |
|образования РФ в 2001/2002 учебном году| |
|Содержание раздела «Теоретическая |Содержание дисциплины ДПП.04 |
|информатика» школьного предмета |«Теоретические основы информатики»|
|«Информатика» |ГОС высшего профессионального |
| |образования направления |
| |физико-математическое образование |
| |профиль информатика |
|1.Информация и информационные процессы |1.Теория формальных языков |
|2.Моделирование и формализация | |
| |2.Теория алгоритмов вычислительной|
|3.Математические и логические основы |математики |
|информатики |3.Теория информации |
|4.Алгоритмизация и программирование | |
| |4.Дискретная математика |


|Слайд № 4 |
|Учебный курс нового содержания дисциплин ДПП.04 – Теоретические основы|
|информатики, ориентированные на школу |
| |
|Информатика: предмет и методы. |
|Информатика научная и учебная дисциплина. |
|Методы информатики. |
|Информация и информационные процессы. |
|Элементы теории информации |
|теоретические основы информационных процессов. |
|Введение в вычислительный эксперимент. |
|Формализация и моделирование. |
|Информационные модели описательных и точных наук. |
|Алгоритмы и методы алгоритмизации. |
|4.1. Общая теория алгоритмов. |
|4.2. Прикладная теория алгоритмов. |
|4.3. Типовые исполнители алгоритмов. |
|Теория преобразователей информации (школьная тема: Алгоритмизация и |
|программирование). |
|Логические автоматы. |
|Конечные автоматы. |
|Компьютер как универсальный автомат с программным управлением. |
|Теоретическое программирование: от алгоритма к программе. |

4.6. Рекомендации по оценке качества ВКР и защите в ГАК [62-64]

Законченная и соответствующим образом оформленная ВКР, подписанная бакалавром и консультантом (если был назначен), передается научному руководителю, который после проверки содержания и качества оформления, подписывает титульный лист и сдает развернутый письменный отзыв объемом 1-2 страницы заведующему кафедрой информатики. В отзыве отмечается актуальность темы, теоретический уровень и практическое значение ВКР, ее новизна, а также недостатки.

Заведующий кафедрой информатики, где выполнялась ВКР по направлению физико-математическое образование бакалавра профиль информатика рассматривает работу и знакомится с отзывом научного руководителя. При положительной оценке качества ВКР, заведующий кафедрой назначает дату и время заседания преподавателей для предварительной защиты ВКР на кафедре и решает вопрос о допуске бакалавра к защите ВКР в государственной аттестационной комиссии.

В процессе подготовки к защите ВКР бакалавр должен ознакомиться с отзывом научного руководителя и заключением кафедры информатики, продумать ответы по существу сделанных замечаний научного руководителя, преподавателей, заведующего кафедрой, принимавших участие в предварительной защите ВКР.

Тезисы доклада и иллюстративный материал презентации следует согласовать с научным руководителем.

Защита ВКР в ГАК проводится публично в сроки, установленные в приказе по университету, на открытом заседании Государственной аттестационной комиссии. К защите допускается работа, которая соответствует требованиям государственного образовательного стандарта по высшему профессиональному образованию по направлению Физико-математическое образование профиль
Информатика и методическим рекомендациям учебно-методического объединения
(УМО) высших учебных заведений России по педагогическому образованию
(Учебно-методический совет физико-математического образования, Учебно- методическая комиссия по информатике).

Цель защиты ВКР – определить уровень знаний выпускника бакалавриата педагогического университета по определенной проблеме физико- математического образования профиля Информатика, степень владения теоретическими знаниями и практическими умениями решать вопросы по теме
ВКР, определяющими уровень профессиональной подготовленности бакалавра.

Во время защиты ВКР бакалавр должен сделать краткий доклад (до 10-12 мин.) о содержании проведенных научных исследований по актуальной теме, о состоянии проблемы по теме, о характеристике объекта и предмета исследования и кратко изложить содержание результатов теоретических и экспериментальных исследований. Главное внимание необходимо уделить полученным научным результатам, разработанным предложениям и сделать выводы по работе в целом.

После окончания доклада бакалавр должен кратко, но исчерпывающе ответить на вопросы членов ГАК и присутствующих в аудитории. на основе отзыва научного руководителя, доклада бакалавра и его ответов на поставленные вопросы при защите ВКР, членами ГАК выставляется общая оценка о качестве выполненной работы и уровне профессионализма защищающегося.

После защиты ВКР Председатель ГАК объявляет решение, которое затем оформляется приказом по педагогическому университету о присвоении научной степени бакалавр физико-математического образования профиль Информатика.

7. Литература и документы, рекомендованные бакалавру физико- математического образования профиль информатики для выполнения ВКР

1. Научные студенческие работы: методические рекомендации для преподавателей и студентов. Хабаровск: ХИНХ, 1989.

2. Ашеров А.Т., Губинский А.И. Методические указания по работе над кандидатской диссертацией по техническим наукам. Харьков. УЗПИ, 1988,

64 с.

3. Гитис Э.И. работа над кандидатской диссертацией – Приборы и системы управления, 1984, № 1, с. 39 – 41.

4. Как писать выпускную квалификационную работу на физико-математическом факультете. Рязань: РГПУ им. С.А. Есенина, 1999.

5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление: 540200 Физико-математическое образование степень (квалификация) – бакалавр физико-математического образования.

Министерство образования российской Федерации. Москва. 2000.

6. Государственный образовательный стандарт специальность: 030100 –

Информатика квалификация: учитель информатики.

7. Крейг А., Росни К. Наука: энциклопедия. Пер. с англ. М.: РОСМЭН, 1996,

125 с.

8. Марценюк-Кухарук Л.О. Основы науковедения: Учебно-методическое пособие. Киев: Укр. НИИНТИ. 1990, 72 с.

9. Глушко И.М., Сидоренко В.М. Основы научных исследований. Учебное пособие для вузов. Харьков: Вища школа, 1989, 223 с.
10. Фрумкин Р.А. Михеев О.В. Основы научных исследований. Учебное пособие для студентов. М: МГИ, 1990, 144 с.
11. Писарева Т.Е., Писарев В.Е. Поговорим о терминах. Вестник высшей школы. 1980. Вып. 6, с. 19021.
12. Роберт И.В. Совершенные информационные технологии: Дидактические проблемы. Перспективы использования. М: «Школа-пресс», 1994, 206 с.
13. Наука, образование и технологии в России. Сб. научно-аналитических обзоров. М: ИНИОН, 1996.
14. Харченко В.К. Как заниматься наукой? Белгород: БГПУ, 1996.
15. Максименко А.Н. Лекции по методике научно-исследовательской и научно- литературной работы. Л: Военно-медицинская академия. 1972.
16. Андреев Н.Д. Теория как форма организации научного знания. М: Наука,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9