бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра физико-математического образования профиль информатика бесплатно рефераты

Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра физико-математического образования профиль информатика

Министерство образования Российской Федерации

Учебно-методическое объединение вузов России по педагогическому образованию

В.М.Васильев

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

БАКАЛАВРА ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФИЛЬ ИНФОРМАТИКА

Учебное пособие под редакцией доктора технических наук, профессора Румянцева И.А.

Рекомендовано учебно-методической комиссией

Санкт-Петербург

2003

РЕКОМЕНДОВАНО
Учебно-методическое объединение вузов России по педагогическому образованию в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по направлению
540200 Физико-математическое образование профиль Информатика

Васильев В.М. Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра физико-математического образования профиль Информатика.
Учебное пособие – Санкт-Петербург, издательство РГПУ им.А.И.Герцена, 2003.
102 с.

Методические рекомендации предназначены для студентов, научных руководителей выпускных квалификационных работ и государственных аттестационных комиссий педагогических вузов.

Научный редактор: председатель учебно-методической комиссии по информатике УМО по педагогическому образованию, доктор технических наук, профессор Румянцев И.А.

Научные рецензенты: доктор педагогических наук, профессор Стефанова
Н.Л.; доктор физико-математических наук, профессор Ханин С.Д., доктор технических наук, профессор Копыльцов А.В.

ISBN

( Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им.
А.И.Герцена»
( В.М. Васильев

АННОТАЦИЯ

Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы подготовлены автором по заданию учебно-методической комиссии по информатике в качестве руководства для бакалавров физико-математического образования по профилю информатика.

Методические рекомендации содержат:

- теоретический базис научных исследований, являющийся личностно- ориентированным тезаурусом бакалавра;

- практические рекомендации по выбору темы, информационному и научному поиску, формулированию научных результатов, оформлению работы и подготовки презентации.

Практические рекомендации разработаны с использованием научных методов для этапов выполнения выпускной квалификационной работы и содержат иллюстративные примеры.

Методическое руководство составлено в соответствии с требованиями
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и других нормативных документов, разработанных для регламентации оформления научных трудов. Квалификация бакалавр рассматривается как первая научная степень, а выпускная квалификационная работа (ВКР) классифицируется как научный труд исследователя.

Принятые сокращения

|ГОС | |Государственный образовательный стандарт высшего |
| | |образования |
|ВКР | |Выпускная квалификационная работа |
|РГПУ им.А.И.Герцена | |Государственное образовательное учреждение высшего|
| | |профессионального образования «Российский |
| | |государственный педагогический университет |
| | |им.А.И.Герцена» |
|ГАК | |Государственная аттестационная комиссия |
|УМО | |Учебно-методическое объединение вузов России по |
| | |педагогическому образованию |
|НИР | |Научно-исследовательская работа |
|ГЗ | |Главная задача научного исследования |
|ВЗ | |Вспомогательная задача научного исследования |
|НР | |Научный результат исследования |
|НП | |Научное положение |
|ИПТ | |Информационная педагогическая технология |
|ИКТ | |Информационно-коммуникационная технология |
|ИТ | |Информационная технология |
|ППС | |Педагогические программные средства |
|УБЗ | |Учебная база знаний |
|КТО | |Компьютерные технологии обучения |
|ПК | |Персональный компьютер |
|ОНИ | |Дисциплина «Основы научных исследований» |
|ТОИ | |Дисциплина «Теоретические основы информатики» |
|ДПП | |Дисциплины профильной подготовки в соответствии с |
| | |ГОС |

ОГЛАВЛЕНИЕ
|1. |Общие положения методических рекомендаций . . . . . . . . . . . . |8 |
| |. . . . . . . | |
|2. |Характеристика научной степени бакалавра образования и | |
| |квалификационные требования к ВКР . . . . . . . . . . . . . . . . |8 |
| |. . . . . . . . . . . . | |
|3. |Теоретический базис ВКР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .|9 |
| |. . . . . . . . . . . . . . . . . | |
|3.1. |Понятие научных основ ВКР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .|9 |
| |. . . . . . . . . . . . . . . | |
|3.2. |Общие сведения о науке и научных исследованиях . . . . . . . . . . |11 |
| |. . . . . . . | |
|3.2.1.| Наука . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |11 |
| |. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
|3.2.2.|Научное исследование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |11 |
| |. . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
|3.2.3.|Научная теория . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |12 |
| |. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
|3.2.4.|Научная методология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .|13 |
| |. . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
|3.2.5.|Научный метод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .|14 |
| |. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
|3.3. |Процессы научных исследований . . . . . . . . . . . . . . . . . . .|14 |
| |. . . . . . . . . . . . . | |
|3.3.1.|Общие понятия процесса научных исследований . . . . . . . . . . . .|14 |
| |. . . . . . . | |
|3.3.2.|Постановка проблемы научных исследований . . . . . . . . . . . . . |14 |
| |. . . . . . . . . | |
|3.3.3.|Выбор темы научных исследований . . . . . . . . . . . . . . . . . .|15 |
| |. . . . . . . . . . . . | |
|3.3.4.|Обобщенная информационно-технологическая модель процесса научных |15 |
| |исследований . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
| |. . . . . . . . . . . . . . | |
|3.4. |Методика научных исследований . . . . . . . . . . . . . . . . . . .|15 |
| |. . . . . . . . . . . . . | |
|3.4.1.|Общие понятия методики научных исследований . . . . . . . . . . . .|15 |
| |. . . . . . | |
|3.4.2.|Методическая система научных исследований . . . . . . . . . . . . .|16 |
| |. . . . . . . . | |
|3.4.3.|Методики теоретических исследований . . . . . . . . . . . . . . . .|17 |
| |. . . . . . . . . . . | |
|3.4.4.|Методики экспериментальных исследований . . . . . . . . . . . . . .|19 |
| |. . . . . . . . | |
|3.4.5.|Методика оформления научных результатов . . . . . . . . . . . . . .|21 |
| |. . . . . . . . . | |
|3.5. |Технология научных исследований . . . . . . . . . . . . . . . . . .|22 |
| |. . . . . . . . . . . . . | |
|3.5.1.|Определение и вид технологической карты научных исследований . . . |22 |
| |. | |
|3.5.2.|Принципы построения технологической карты научных исследований . |23 |
|3.5.3.|Обобщенная модель технологической карты научных исследований . . . |24 |
|3.5.4.|Главная и вспомогательная задачи, научный результат и научное |24 |
| |положение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . .| |
| |. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
|3.5.5.|Эффективность технологической карты в организации научных |25 |
| |исследований . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
| |. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
|4. |Практические рекомендации для выполнения выпускной квалификационной|28 |
| |работы бакалавра физико-математического образования профиль | |
| |информатика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .| |
| |. . | |
|4.1. |Положение о выпускной квалификационной работе бакалавра |28 |
| |физико-математического образования: цель и задание . . . . . . . . | |
| |. . . . . . . . . . . . . . | |
|4.2. |Тематическая ориентированность ВКР бакалавра физико-математического|30 |
| |образования профиль информатика . . . . . . . . . . . . . . . | |
|4.2.1.|Проблемные исследования в области информационных педагогических |30 |
| |технологий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
| |. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
|4.2.2.|Математические проблемы информатики . . . . . . . . . . . . . . . .|38 |
| |. . . . . . . . . . | |
|4.3. |Технология и содержание этапов выполнения выпускной |39 |
| |квалификационной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .| |
| |. . . . . . . . . . . . . . . . | |
|4.3.1.|Информационно-технологическая схема выполнения ВКР . . . . . . . . |39 |
| |. . . | |
|4.3.2.|Выбор темы ВКР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |42 |
| |. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
|4.3.3.|Пример выбора темы ВКР бакалавра физико-математического образования|44 |
| |профиль информатика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .| |
| |. . . . . . | |
|4.3.4.|Изучение и анализ литературы по теме ВКР (информационный поиск) . |49 |
|4.3.5.|Обоснование актуальности и научной новизны темы ВКР . . . . . . . .|52 |
| |. . . . | |
|4.3.6.|Пример технологической карты выполнения ВКР . . . . . . . . . . . .|57 |
| |. . . . . . . | |
|4.3.7 |Составление плана исследований и разработка методики научного |58 |
| |поиска (технологическая карта ВКР) . . . . . . . . . . . . . . . . | |
| |. . . . . . . . . . . . . | |
|4.3.8.|Организация исследований по теме ВКР . . . . . . . . . . . . . . . |60 |
| |. . . . . . . . . . . | |
|4.3.9.|Научные результаты ВКР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |60 |
| |. . . . . . . . . . . . . . . . . | |
|4.4. |Нормативные требования к оформлению ВКР . . . . . . . . . . . . . .|61 |
| |. . . . . . . . | |
|4.4.1.|Структура и содержание основных разделов ВКР . . . . . . . . . . . |61 |
| |. . . . . . . . | |
|4.4.2.|Изложение и оформление текстовой части ВКР . . . . . . . . . . . . |65 |
| |. . . . . . . . | |
|4.4.3.|Графическое представление иллюстрационного материала ВКР . . . . . |67 |
| |. . | |
|4.4.4.|Написание и пояснение математических формул . . . . . . . . . . . .|68 |
| |. . . . . . . | |
|4.4.5.|Составление списка использованных источников . . . . . . . . . . . |69 |
| |. . . . . . . . | |
|4.4.6.|Правила оформления приложений . . . . . . . . . . . . . . . . . . .|69 |
| |. . . . . . . . . . . . . | |
|4.5. |Принципы подготовки презентации ВКР . . . . . . . . . . . . . . . .|70 |
| |. . . . . . . . . . | |
|4.5.1.|Общие положение о презентации ВКР . . . . . . . . . . . . . . . . .|70 |
| |. . . . . . . . . . . | |
|4.5.2.|Пример подготовки слайдов презентации по теме ВКР «Разработка и |71 |
| |исследование содержания дисциплины ДПП.04. Теоретические основы | |
| |информатики» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
| |. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
|4.6. |Рекомендации по оценке качества ВКР и защите в ГАК . . . . . . . . |78 |
| |. . . . . | |
|4.7 |Литература и документы, рекомендованные бакалавру |80 |
| |физико-математического образования профиль информатика для | |
| |выполнения ВКР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
| |. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
| |Приложения к методическим рекомендациям по выполнению ВКР |86 |
| |бакалавром физико-математического образования профиль информатика .| |
| |. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .| |
| |. . . . . . . . . . . . . . . | |
| |Приложение 1. Программа учебной дисциплины «Основы научных |87 |
| |исследований» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .| |
| |. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
| |Приложение 2. Программа учебной дисциплины «Теоретические основы |97 |
| |информатики». (В сравнении с разделом 1 «Теоретическая информатика»| |
| |школьного предмета) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .| |
| |. . . . . | |
| |Приложение 3. Список основной и дополнительной литературы, |102 |
| |рекомендованной бакалавру для выполнения ВКР по направлению 540200 | |
| |Физико-математическое образование профиль информатика . . . | |
| |Приложение 4. Образец титульного листа ВКР бакалавра |108 |
| |физико-математического образования, профиль Информатика . . . . . .| |
| |. . . . . . . . . | |

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ.

Методические рекомендации разработаны для бакалавров физико- математического образования по профилю информатика и преподавателей, которые осуществляют научное руководство выполнением выпускных квалификационных работ (ВКР) по направлению 540200 Физико-математическое образование и указанной степени – бакалавр физико-математического образования профиль Информатика [1-4].

Целью методических рекомендаций является предоставление бакалаврам необходимой методической помощи по научному сопровождению при организации и проведении рациональной и эффективной научно-исследовательской работы, обобщении и представлении научных результатов, изложении и написании научного труда, соблюдении нормативных требований к содержанию, объему и оформлению ВКР, подготовке презентации и защите научных положений в
Государственной аттестационной комиссии.

Методические рекомендации уточняют форму задания ВКР, предлагают примерные направления для выбора темы, анализа литературы и использования различных информационных ресурсов, проведения исследований, ориентированных на научно-методическую профессиональную деятельность по направлению физико- математическое образование в предметной области информатика.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА НАУЧНОЙ СТЕПЕНИ БАКАЛАВРА ОБРАЗОВАНИЯ И

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВКР.

Степень бакалавра в соответствии с Государственным образовательным стандартом (ГОС), ориентирована на научно-исследовательский вид профессиональной деятельности и соответствует первой научной степени в структуре непрерывной многоуровневой подготовки высококвалифицированных педагогических кадров.

Научная степень бакалавра образования присваивается выпускнику педагогического вуза, проходящему подготовку по соответствующему научному направлению и выбранному квалификационному профилю на основании успешной защиты выпускной квалификационной работы (ВКР) в Государственной аттестационной комиссии.

Квалификационная характеристика бакалавра по соответствующему направлению педагогического образования и выбранному профилю подготовки определена Государственным образовательным стандартом (ГОС) высшего профессионального образования [5, 6].

Основным требованием к квалификационной характеристике выпускника является научно-педагогический уровень выпускной квалификационной работы.

Выпускная квалификационная работа в настоящих методических рекомендациях оценивается как научный труд, полученный в результате проведенной бакалавром научно-исследовательской работы на завершающем этапе обучения.

3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БАЗИС ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ [7-31]

3.1. Научные основы ВКР.

Под теоретическим базисом ВКР, выполняемой бакалавром физико- математического образования понимается знание основ научных исследований для качественной разработки ВКР, оформленной как научный труд выпускника педагогического вуза, по которому оценивается его готовность к будущей профессиональной деятельности в образовательном учреждении, в других отраслевых организациях системы образования (научно-исследовательских институтах, административных образования и т.п.) или в подразделения
Российской академии образования (научно-исследовательских лабораториях, опытно-экспериментальных центрах, вычислительных центрах и т.п.).

При изучении дисциплины «Основы научных исследований» происходит систематизация знаний о принципах научной работы, которые были получены бакалаврами в процессе освоения профессионально-образовательной программы и формирование теоретического базиса научного подхода необходимого для качественного выполнении ВКР [9, 10].

Целью дисциплины «Основы научных исследований» является формирование личностно-ориентированного тезауруса «Общие сведения о науке и научных исследованиях». Этот курс формирует у бакалавров физико-математического образования профиля информатика знания, умения и навыки в области теории и практики основ научных исследований, т.е. науковедческих аспектов, необходимых для научного сопровождения технологических этапов исследований в процессе разработки ВКР.

Важнейшими задачами курса являются:

- ознакомление бакалавров с общими сведениями о науке и научных исследованиях;

- обучение бакалавров методам и методологии научных исследований;

- ознакомление бакалавров с формами и методами работы с литературой;

- усвоение бакалаврами методики оформления результатов научно- исследовательской работы;

- приобретение бакалаврами необходимых знаний в области презентации научно-исследовательской работы.

Методика изучения курса «Основы научных исследований» предусматривает усвоение теоретических аспектов в форме лекционных занятий, приобретение навыков в форме практических занятий по методам научных исследований, а также выполнение заданий по самостоятельной работе бакалавра при изучении отдельных тем, подготовке докладов, научных статей, написании курсовых работ и рефератов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9