Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра физико-математического образования профиль информатика
Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра физико-математического образования профиль информатика
Министерство образования Российской Федерации Учебно-методическое объединение вузов России по педагогическому образованию В.М.Васильев МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ БАКАЛАВРА ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФИЛЬ ИНФОРМАТИКА Учебное пособие под редакцией доктора технических наук, профессора Румянцева И.А. Рекомендовано учебно-методической комиссией Санкт-Петербург 2003 РЕКОМЕНДОВАНО
Учебно-методическое объединение вузов России по педагогическому образованию
в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по направлению
540200 Физико-математическое образование профиль Информатика Васильев В.М. Методические рекомендации по выполнению выпускной
квалификационной работы бакалавра физико-математического образования
профиль Информатика.
Учебное пособие – Санкт-Петербург, издательство РГПУ им.А.И.Герцена, 2003.
102 с. Методические рекомендации предназначены для студентов, научных
руководителей выпускных квалификационных работ и государственных
аттестационных комиссий педагогических вузов. Научный редактор: председатель учебно-методической комиссии по
информатике УМО по педагогическому образованию, доктор технических наук,
профессор Румянцев И.А. Научные рецензенты: доктор педагогических наук, профессор Стефанова
Н.Л.; доктор физико-математических наук, профессор Ханин С.Д., доктор
технических наук, профессор Копыльцов А.В. ISBN ( Государственное образовательное учреждение высшего профессионального
образования «Российский государственный педагогический университет им.
А.И.Герцена»
( В.М. Васильев АННОТАЦИЯ Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной
работы подготовлены автором по заданию учебно-методической комиссии по
информатике в качестве руководства для бакалавров физико-математического
образования по профилю информатика. Методические рекомендации содержат: - теоретический базис научных исследований, являющийся личностно- ориентированным тезаурусом бакалавра; - практические рекомендации по выбору темы, информационному и научному поиску, формулированию научных результатов, оформлению работы и подготовки презентации. Практические рекомендации разработаны с использованием научных методов
для этапов выполнения выпускной квалификационной работы и содержат
иллюстративные примеры. Методическое руководство составлено в соответствии с требованиями
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального
образования и других нормативных документов, разработанных для
регламентации оформления научных трудов. Квалификация бакалавр
рассматривается как первая научная степень, а выпускная квалификационная
работа (ВКР) классифицируется как научный труд исследователя. Принятые сокращения |ГОС | |Государственный образовательный стандарт высшего |
| | |образования |
|ВКР | |Выпускная квалификационная работа |
|РГПУ им.А.И.Герцена | |Государственное образовательное учреждение высшего|
| | |профессионального образования «Российский |
| | |государственный педагогический университет |
| | |им.А.И.Герцена» |
|ГАК | |Государственная аттестационная комиссия |
|УМО | |Учебно-методическое объединение вузов России по |
| | |педагогическому образованию |
|НИР | |Научно-исследовательская работа |
|ГЗ | |Главная задача научного исследования |
|ВЗ | |Вспомогательная задача научного исследования |
|НР | |Научный результат исследования |
|НП | |Научное положение |
|ИПТ | |Информационная педагогическая технология |
|ИКТ | |Информационно-коммуникационная технология |
|ИТ | |Информационная технология |
|ППС | |Педагогические программные средства |
|УБЗ | |Учебная база знаний |
|КТО | |Компьютерные технологии обучения |
|ПК | |Персональный компьютер |
|ОНИ | |Дисциплина «Основы научных исследований» |
|ТОИ | |Дисциплина «Теоретические основы информатики» |
|ДПП | |Дисциплины профильной подготовки в соответствии с |
| | |ГОС | ОГЛАВЛЕНИЕ
|1. |Общие положения методических рекомендаций . . . . . . . . . . . . |8 |
| |. . . . . . . | |
|2. |Характеристика научной степени бакалавра образования и | |
| |квалификационные требования к ВКР . . . . . . . . . . . . . . . . |8 |
| |. . . . . . . . . . . . | |
|3. |Теоретический базис ВКР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .|9 |
| |. . . . . . . . . . . . . . . . . | |
|3.1. |Понятие научных основ ВКР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .|9 |
| |. . . . . . . . . . . . . . . | |
|3.2. |Общие сведения о науке и научных исследованиях . . . . . . . . . . |11 |
| |. . . . . . . | |
|3.2.1.| Наука . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |11 |
| |. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
|3.2.2.|Научное исследование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |11 |
| |. . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
|3.2.3.|Научная теория . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |12 |
| |. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
|3.2.4.|Научная методология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .|13 |
| |. . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
|3.2.5.|Научный метод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .|14 |
| |. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
|3.3. |Процессы научных исследований . . . . . . . . . . . . . . . . . . .|14 |
| |. . . . . . . . . . . . . | |
|3.3.1.|Общие понятия процесса научных исследований . . . . . . . . . . . .|14 |
| |. . . . . . . | |
|3.3.2.|Постановка проблемы научных исследований . . . . . . . . . . . . . |14 |
| |. . . . . . . . . | |
|3.3.3.|Выбор темы научных исследований . . . . . . . . . . . . . . . . . .|15 |
| |. . . . . . . . . . . . | |
|3.3.4.|Обобщенная информационно-технологическая модель процесса научных |15 |
| |исследований . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
| |. . . . . . . . . . . . . . | |
|3.4. |Методика научных исследований . . . . . . . . . . . . . . . . . . .|15 |
| |. . . . . . . . . . . . . | |
|3.4.1.|Общие понятия методики научных исследований . . . . . . . . . . . .|15 |
| |. . . . . . | |
|3.4.2.|Методическая система научных исследований . . . . . . . . . . . . .|16 |
| |. . . . . . . . | |
|3.4.3.|Методики теоретических исследований . . . . . . . . . . . . . . . .|17 |
| |. . . . . . . . . . . | |
|3.4.4.|Методики экспериментальных исследований . . . . . . . . . . . . . .|19 |
| |. . . . . . . . | |
|3.4.5.|Методика оформления научных результатов . . . . . . . . . . . . . .|21 |
| |. . . . . . . . . | |
|3.5. |Технология научных исследований . . . . . . . . . . . . . . . . . .|22 |
| |. . . . . . . . . . . . . | |
|3.5.1.|Определение и вид технологической карты научных исследований . . . |22 |
| |. | |
|3.5.2.|Принципы построения технологической карты научных исследований . |23 |
|3.5.3.|Обобщенная модель технологической карты научных исследований . . . |24 |
|3.5.4.|Главная и вспомогательная задачи, научный результат и научное |24 |
| |положение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . .| |
| |. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
|3.5.5.|Эффективность технологической карты в организации научных |25 |
| |исследований . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
| |. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
|4. |Практические рекомендации для выполнения выпускной квалификационной|28 |
| |работы бакалавра физико-математического образования профиль | |
| |информатика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .| |
| |. . | |
|4.1. |Положение о выпускной квалификационной работе бакалавра |28 |
| |физико-математического образования: цель и задание . . . . . . . . | |
| |. . . . . . . . . . . . . . | |
|4.2. |Тематическая ориентированность ВКР бакалавра физико-математического|30 |
| |образования профиль информатика . . . . . . . . . . . . . . . | |
|4.2.1.|Проблемные исследования в области информационных педагогических |30 |
| |технологий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
| |. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
|4.2.2.|Математические проблемы информатики . . . . . . . . . . . . . . . .|38 |
| |. . . . . . . . . . | |
|4.3. |Технология и содержание этапов выполнения выпускной |39 |
| |квалификационной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .| |
| |. . . . . . . . . . . . . . . . | |
|4.3.1.|Информационно-технологическая схема выполнения ВКР . . . . . . . . |39 |
| |. . . | |
|4.3.2.|Выбор темы ВКР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |42 |
| |. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
|4.3.3.|Пример выбора темы ВКР бакалавра физико-математического образования|44 |
| |профиль информатика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .| |
| |. . . . . . | |
|4.3.4.|Изучение и анализ литературы по теме ВКР (информационный поиск) . |49 |
|4.3.5.|Обоснование актуальности и научной новизны темы ВКР . . . . . . . .|52 |
| |. . . . | |
|4.3.6.|Пример технологической карты выполнения ВКР . . . . . . . . . . . .|57 |
| |. . . . . . . | |
|4.3.7 |Составление плана исследований и разработка методики научного |58 |
| |поиска (технологическая карта ВКР) . . . . . . . . . . . . . . . . | |
| |. . . . . . . . . . . . . | |
|4.3.8.|Организация исследований по теме ВКР . . . . . . . . . . . . . . . |60 |
| |. . . . . . . . . . . | |
|4.3.9.|Научные результаты ВКР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |60 |
| |. . . . . . . . . . . . . . . . . | |
|4.4. |Нормативные требования к оформлению ВКР . . . . . . . . . . . . . .|61 |
| |. . . . . . . . | |
|4.4.1.|Структура и содержание основных разделов ВКР . . . . . . . . . . . |61 |
| |. . . . . . . . | |
|4.4.2.|Изложение и оформление текстовой части ВКР . . . . . . . . . . . . |65 |
| |. . . . . . . . | |
|4.4.3.|Графическое представление иллюстрационного материала ВКР . . . . . |67 |
| |. . | |
|4.4.4.|Написание и пояснение математических формул . . . . . . . . . . . .|68 |
| |. . . . . . . | |
|4.4.5.|Составление списка использованных источников . . . . . . . . . . . |69 |
| |. . . . . . . . | |
|4.4.6.|Правила оформления приложений . . . . . . . . . . . . . . . . . . .|69 |
| |. . . . . . . . . . . . . | |
|4.5. |Принципы подготовки презентации ВКР . . . . . . . . . . . . . . . .|70 |
| |. . . . . . . . . . | |
|4.5.1.|Общие положение о презентации ВКР . . . . . . . . . . . . . . . . .|70 |
| |. . . . . . . . . . . | |
|4.5.2.|Пример подготовки слайдов презентации по теме ВКР «Разработка и |71 |
| |исследование содержания дисциплины ДПП.04. Теоретические основы | |
| |информатики» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
| |. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
|4.6. |Рекомендации по оценке качества ВКР и защите в ГАК . . . . . . . . |78 |
| |. . . . . | |
|4.7 |Литература и документы, рекомендованные бакалавру |80 |
| |физико-математического образования профиль информатика для | |
| |выполнения ВКР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
| |. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
| |Приложения к методическим рекомендациям по выполнению ВКР |86 |
| |бакалавром физико-математического образования профиль информатика .| |
| |. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .| |
| |. . . . . . . . . . . . . . . | |
| |Приложение 1. Программа учебной дисциплины «Основы научных |87 |
| |исследований» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .| |
| |. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
| |Приложение 2. Программа учебной дисциплины «Теоретические основы |97 |
| |информатики». (В сравнении с разделом 1 «Теоретическая информатика»| |
| |школьного предмета) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .| |
| |. . . . . | |
| |Приложение 3. Список основной и дополнительной литературы, |102 |
| |рекомендованной бакалавру для выполнения ВКР по направлению 540200 | |
| |Физико-математическое образование профиль информатика . . . | |
| |Приложение 4. Образец титульного листа ВКР бакалавра |108 |
| |физико-математического образования, профиль Информатика . . . . . .| |
| |. . . . . . . . . | | 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ. Методические рекомендации разработаны для бакалавров физико-
математического образования по профилю информатика и преподавателей,
которые осуществляют научное руководство выполнением выпускных
квалификационных работ (ВКР) по направлению 540200 Физико-математическое
образование и указанной степени – бакалавр физико-математического
образования профиль Информатика [1-4]. Целью методических рекомендаций является предоставление бакалаврам
необходимой методической помощи по научному сопровождению при организации
и проведении рациональной и эффективной научно-исследовательской работы,
обобщении и представлении научных результатов, изложении и написании
научного труда, соблюдении нормативных требований к содержанию, объему и
оформлению ВКР, подготовке презентации и защите научных положений в
Государственной аттестационной комиссии. Методические рекомендации уточняют форму задания ВКР, предлагают
примерные направления для выбора темы, анализа литературы и использования
различных информационных ресурсов, проведения исследований, ориентированных
на научно-методическую профессиональную деятельность по направлению физико-
математическое образование в предметной области информатика. 2. ХАРАКТЕРИСТИКА НАУЧНОЙ СТЕПЕНИ БАКАЛАВРА ОБРАЗОВАНИЯ И КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВКР. Степень бакалавра в соответствии с Государственным образовательным
стандартом (ГОС), ориентирована на научно-исследовательский вид
профессиональной деятельности и соответствует первой научной степени в
структуре непрерывной многоуровневой подготовки высококвалифицированных
педагогических кадров. Научная степень бакалавра образования присваивается выпускнику
педагогического вуза, проходящему подготовку по соответствующему научному
направлению и выбранному квалификационному профилю на основании успешной
защиты выпускной квалификационной работы (ВКР) в Государственной
аттестационной комиссии. Квалификационная характеристика бакалавра по соответствующему
направлению педагогического образования и выбранному профилю подготовки
определена Государственным образовательным стандартом (ГОС) высшего
профессионального образования [5, 6]. Основным требованием к квалификационной характеристике выпускника
является научно-педагогический уровень выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа в настоящих методических
рекомендациях оценивается как научный труд, полученный в результате
проведенной бакалавром научно-исследовательской работы на завершающем этапе
обучения. 3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БАЗИС ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ [7-31] 3.1. Научные основы ВКР. Под теоретическим базисом ВКР, выполняемой бакалавром физико-
математического образования понимается знание основ научных исследований
для качественной разработки ВКР, оформленной как научный труд выпускника
педагогического вуза, по которому оценивается его готовность к будущей
профессиональной деятельности в образовательном учреждении, в других
отраслевых организациях системы образования (научно-исследовательских
институтах, административных образования и т.п.) или в подразделения
Российской академии образования (научно-исследовательских лабораториях,
опытно-экспериментальных центрах, вычислительных центрах и т.п.). При изучении дисциплины «Основы научных исследований» происходит
систематизация знаний о принципах научной работы, которые были получены
бакалаврами в процессе освоения профессионально-образовательной программы и
формирование теоретического базиса научного подхода необходимого для
качественного выполнении ВКР [9, 10]. Целью дисциплины «Основы научных исследований» является формирование
личностно-ориентированного тезауруса «Общие сведения о науке и научных
исследованиях». Этот курс формирует у бакалавров физико-математического
образования профиля информатика знания, умения и навыки в области теории и
практики основ научных исследований, т.е. науковедческих аспектов,
необходимых для научного сопровождения технологических этапов исследований
в процессе разработки ВКР. Важнейшими задачами курса являются: - ознакомление бакалавров с общими сведениями о науке и научных исследованиях; - обучение бакалавров методам и методологии научных исследований; - ознакомление бакалавров с формами и методами работы с литературой; - усвоение бакалаврами методики оформления результатов научно- исследовательской работы; - приобретение бакалаврами необходимых знаний в области презентации научно-исследовательской работы. Методика изучения курса «Основы научных исследований» предусматривает
усвоение теоретических аспектов в форме лекционных занятий, приобретение
навыков в форме практических занятий по методам научных исследований, а
также выполнение заданий по самостоятельной работе бакалавра при изучении
отдельных тем, подготовке докладов, научных статей, написании курсовых
работ и рефератов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|