бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Методические особенности преподавания темы "Многообразие видов рыб" бесплатно рефераты

Органы чувств позволяют рыбам хорошо ориентироваться в окружающей среде. Важную роль при этом играют глаза. Окунь видит только на сравнительно близком расстоянии, он различает форму и цвет предметов.

Впереди каждого глаза окуня помещается по два отверстия — ноздри, ведущие в слепой мешок с чувствительными клетками. Это орган обоняния.

Органы слуха снаружи не видны, они помещаются справа и слева в костях задней части черепа. Благодаря плотности воды звуковые волны хорошо передаются через кости черепа и воспринимаются органами слуха рыбы. Опыты показали, что рыбы могут слышать шаги человека, идущего по берегу, звон колокольчика, выстрел.

Органы вкуса — чувствительные клетки — расположены у окуня, как и у других рыб, не только в ротовой полости, но и разбросаны по всей поверхности тела. Там же находятся и осязательные клетки. У некоторых рыб (например, у сома, сазана, трески) на голове есть осязательные усики.

Для рыб характерен особый орган чувства — боковая линия. Снаружи виден ряд отверстий. Эти отверстия связаны с каналом, расположенным в коже. В канале находятся чувствительные клетки, соединенные с нервом, идущим под кожей.

Боковая линия воспринимает направление и силу тока воды. Благодаря боковой линии даже ослепленная рыба не натыкается на препятствия и способна ловить движущуюся добычу.

Рефлексы рыб. Наблюдая поведение окуня в аквариуме, можно заметить, что ответы на раздражение у окуня могут проявляться двояко.

Если к окуню прикоснуться, он моментально метнется в сторону. Столь же быстр его ответ на вид пищи. Жадный хищник, он стремительно кидается на свою добычу (мелких рыб и различных беспозвоночных — ракообразных, червей). При виде добычи возбуждение идет по зрительному нерву в центральную нервную систему окуня и сейчас же по двигательным нервам возвращается от нее к мускулам. Окунь плывет к жертве и захватывает ее. Механизм подобных ответов организма на раздражение врожденный, а такие рефлексы называют безусловными. У всех животных одного вида безусловные рефлексы одинаковы. Они врожденны и передаются по наследству.

Если кормление рыб в аквариуме сопровождается какими-либо действиями (условиями), например зажиганием лампочки или постукиванием по стеклу, то через некоторое время такой сигнал начинает привлекать рыб сам по себе, без подкормки. На подобные сигналы у рыб вырабатываются условные рефлексы, то есть рефлексы, возникающие при определенных условиях.

В отличие от инстинктивных безусловных рефлексов условные рефлексы не передаются по наследству. Они индивидуальны и вырабатываются в течение жизни животного.



ГЛАВА 4. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЫБ


Органы размножения. Окуни, как и большинство рыб, раздельнополы. У самок в полости тела находится большой яичник, в котором развиваются яйцевые клетки (икринки), у самцов — пара длинных семенников. В период размножения семенники наполнены густой белой жидкостью — молоками. Молоки содержат миллионы сперматозоидов. Половые органы открываются наружу на брюшной стороне тела половым отверстием.

Нерест. При созревании половых клеток у рыб проявляется инстинкт размножения. В это время они перемещаются в места, более благоприятные для развития и потомства. Рыбы одних видов устремляются из моря в реки, а другие, наоборот, уходят из рек в море — это так называемые проходные рыбы. Для икрометания они проходят большие расстояния.

На Дальнем Востоке ход некоторых лососевых (кета, горбуша) представляет интересное зрелище: огромные косяки рыб продвигаются против течения, преодолевая все препятствия. На порогах рыбы выпрыгивают из воды, а на мелких местах буквально ползут по дну, выставляя спину на воздух. В верховьях рек рыбы откладывают икру и, совершенно обессиленные, скатываются вниз по течению, многие из них при этом погибают. К проходным рыбам, постоянно живущим в море, а для размножения заходящим в реки, относят также осетровых и некоторых других рыб.

Угри, имеющие длинное змеевидное тело, живут в пресных водоемах, а для размножения уходят из рек Европы и Северной Америки в Атлантический океан. Многие рыбы размножаются на мелководьях своих водоемов.

Окунь достигает половозрелости на втором году. Его нерест начинается только после исчезновения льда на водоемах. За некоторое время до нереста окраска окуней становится особенно яркой. Они собираются стаями в заводях, старицах и других местах, мелких и без течения.

Самки выметывают икру, склеенную в виде лент, на водные растения. Самцы в это время извергают молоки. Подвижные сперматозоиды подплывают к икринкам и проникают в них. Сложное инстинктивное поведение рыб в период размножения называют нерестом.

Развитие. Оплодотворенная икринка начинает делиться. Образуется многоклеточный зародыш, у которого на брюшной стороне виден желточный мешок — остаток запаса питательных веществ икринок. У окуня через 9—14 суток после оплодотворения личинка покидает оболочку икринки и начинает самостоятельно питаться сперва микроорганизмами, а потом мелкими рачками и другими животными, взвешенными в толще воды. Через некоторое время личинка становится похожа на взрослого окуня — это малек. Он растет сравнительно быстро: примерно через два месяца длина его достигает 2 см, а через год молодой окунь имеет длину около 10 см.

Забота о потомстве. Икра окуня часто погибает от пересыхания водоемов, гибнут от врагов личинки и мальки. Только благодаря тому что при нересте самка окуня выметывает до (300 тыс. икринок, часть потомства доживает до взрослого состояния.

Количество икринок у рыб других видов может быть еще большим, чем у речного окуня. Например, треска выметывает их несколько миллионов.

Те виды рыб, для которых характерна забота о потомстве, откладывают обычно небольшое количество икринок, но их икра, личинки и мальки в большинстве не погибают.

Самец трехиглой колюшки строит из водорослей гнездо в форме муфты и сторожит икринки, отложенные в гнездо самками.

Растопырив колючки, самец яростно нападает на рыбок, приближающихся к гнезду, очищает его от мусора, ремонтирует и движением грудных плавников гонит туда свежую воду. Несколько суток он охраняет мальков и не даёт им расплываться далеко от Гнезда, сохраняя таким образом молодое потомство.

Самец морского конька гнезда не строит, а носит икринки в особой сумке на брюхе.

Еще удивительнее забота о потомстве африканской пресноводной рыбы тиляпии: самец вынашивает икринки в ротовой полости и даже мальки в случае опасности прячутся в рот отца.

 

ГЛАВА 5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПО ТЕМЕ: «ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ И РАЗМНОЖЕНИЕ РЫБ»

 

Урок 1. Внутреннее строение и особенности размножения рыб

Оборудование: плакаты «Внутреннее строение костистой рыбы»; «Развитие костистой рыбы»; муляж головного мозга рыбы; рабочие карты: № 5. «Внутренние строение костистой рыбы», № 6. «Размножение рыб» (см. Приложения); карточки-задания для «тихого» опроса; глобус с отметками путей миграции рыб.

ХОД УРОКА

I. Актуализация знаний

1. Фронтальная проверка (парами) содержания рабочих карт № 5, заполненных учащимися на предыдущем уроке.

2. Индивидуальный опрос.

Одновременно с фронтальной проверкой один ученик работает у доски по заданию: «Нарисуйте схему пищеварительной системы рыб и расскажите о значении основных органов этой системы».

Одновременно группа учащихся (3–4 человека) работает за отдельным столом с карточкой-заданием.


Карточка-задание

1. Обоснуйте утверждение: по сравнению с ланцетниками рыбы более высокоорганизованные животные, т.к.:

а) хорда у них ______________;

б) органы дыхания _______________;

в) кровеносная система __________и имеет_________;

г) органы выделения_________________;

д) центральная нервная система разделена на _________.

2. Поясните схему строения кровеносной системы рыб и направление движения крови в ней. Каково значение крови в жизни рыб?


II. Изучение нового материала

1. Общие сведения о строении нервной системы рыб (рассказ учителя): головной и спинной мозг; отделы головного мозга (демонстрация муляжа); головные и спинномозговые нервы.

2. Безусловные и условные рефлексы как основа поведения рыб (рассказ учителя с элементами беседы).

3. Самостоятельная работа учащихся по карточке-заданию.

Карточка-задание

Выпишите в тетрадь буквенные обозначения примеров безусловных и условных рефлексов:

безусловные рефлексы ____________ условные рефлексы _______________

А. При кормлении аквариумных рыбок каждый раз включали свет. Через некоторое время рыбки стали подплывать к кормушке при каждом включении света.

Б. В зоомагазине одновременно купили рыбок две подруги. Одна из них содержала рыбок в аквариуме со светлым песчаным, а другая – в аквариуме с темным каменистым дном. Через какое-то время рыбки в первом аквариуме стали заметно светлее, а во втором «потемнели».

Г. В кормушку аквариумным рыбам вместо корма бросали окрашенные под цвет корма бусинки, и рыбы хватали их.

Д. Аквариум разделили мелкой сеткой на две части, в каждой из которых содержалась группа рыб. В каждую половину поместили кормушку. Обычно корм в обе кормушки клали одновременно. Но если рыб кормили только в одной части аквариума, то во второй рыбки тоже подплывали к своей кормушке.

4. Особенности размножения рыб (рассказ учителя по плану):

а) отличительные особенности внешнего и внутреннего строения самцов и самок рыб;

б) время и место размножения разных рыб;

в) наружное оплодотворение;

г) число икринок, откладываемых во время нереста;

д) развитие икринок;

е) забота о потомстве (с использованием дополнительного материала);

ж) миграции проходных рыб (с использованием отмеченных путей миграции на глобусе).

III. Закрепление знаний

1. Заполнить рабочую карту № 6 «Размножение рыб» с использованием знаний, полученных на уроке, и текста учебника.

2. Составить в тетради цепи питания, в которых отдельными звеньями были бы рыбы. За лучшую цепь, верно составленную и содержащую не менее 2–3 звеньев с названием рыб, ставится оценка.

3. Привести примеры сложного поведения рыб.

IV. Домашнее задание

1. Изучить § 33 учебника.

2. Ответить на вопрос 3 к § 32.

3. Творческое задание: составить короткий рассказ об удивительных формах тела у рыб.

Урок №2. Особенности размножения и развития рыб

Оборудование: таблицы «Особенности размножения рыб», «Морские рыбы», «Пресноводные рыбы», «Проходные рыбы», «Промысловые рыбы», «Внутреннее строение речного окуня»; географическая карта; книги В.Астафьева «Царь-рыба» и Ф.Абрамова «Жила-была семужка».

Ход урока

Ребята, послушайте шотландскую народную песню, которая называется «Форель».


Я семь недель ловил форель,

Не мог ее поймать я,

Я весь промок, и весь продрог,

И все порвал я платье,

Ловил в лесах, ловил в садах,

Ловил я даже в печке.

И что ж? Форель все семь недель

Скрывалась, братцы,

В речке! – заканчивают ученики.

Скажите, а где еще обитают рыбы? (Моря, озера, океаны, пруды.)

Тема нашего урока «Особенности размножения рыб». Мы поговорим об органах размножения рыб, узнаем, где рыбы предпочитают откладывать икру, как происходит процесс оплодотворения и дальнейшее развитие икринок.

Запишите в тетради тему урока и число.

На доске вы видите термины, которые нам помогут на уроке, и таблицу, где изображено внутреннее строение рыбы. Как называется эта рыба? (Речной окунь.)

Рыбы – раздельнополые животные. А как вы понимаете значение слова «раздельнополые»? (Есть особи мужского пола, есть женского.)

Наверное, все из вас ели сельдь. А можно сказать, какого пола была эта сельдь: мужского или женского? (Если в теле рыбы была икра, то это особь женского пола, а если нет – то мужского.)

Особи женского пола – самки. А как называются особи мужского пола? (Самцы.)

У самцов половые железы называются семенниками. В них образуется жидкость, которую называют молоками. Кто-нибудь знает, почему именно так? (Похожа на молоко, белого цвета.) Молоки содержат миллионы сперматозоидов. Сперматозоиды – это мужские половые клетки.

Итак, давайте повторим.

·                     Как называются половые железы самцов? (Семенники.)

·                     Какую жидкость они содержат? (Молоки.)

·                     Как называются мужские половые клетки? (Сперматозоиды.)

У самок тоже есть парные половые железы. Они называются яичниками, в них созревают женские половые клетки – яйцеклетки. Кто-нибудь знает, как по-другому называют яйцеклетки рыб? (Икринки.)

Итак, давайте повторим.

·                     Как называются половые железы самок? (Яичники.)

·                     Какие клетки в них созревают? (Женские половые клетки – яйцеклетки.)

На нижней стороне брюшка у рыбы есть половое отверстие. Через это отверстие самки откладывают икру, а самцы изливают на икру семенную жидкость. Сперматозоиды, которые находятся в жидкости, сливаются с яйцеклетками, и происходит процесс оплодотворения.

Итак: оплодотворение – это процесс слияния сперматозоидов и яйцеклеток.

·                     Как теперь можно назвать яйцеклетку? (Оплодотворенная яйцеклетка, оплодотворенная икринка.)

Оплодотворенная яйцеклетка многократно делится, и под ее оболочкой формируется зародыш. У зародыша есть желточный мешок. Это запас питательных веществ. За счет желтка зародыш растет и развивается, потом сбрасывает покровы икринки и превращается в личинку. Личинка уже питается самостоятельно и вскоре становится маленькой рыбкой. Как она называется? (Малек.) На кого похож малек? (На взрослую рыбу.)

По мере рассказа на доске учитель составляет схему:

оплодотворенная икринка ––> зародыш ––> личинка ––> малек ––> взрослая особь.

·                     Как можно назвать эту схему? (Схема развития рыбы.)

Запишите заголовок схемы в тетради.

Еще раз внимательно рассмотрите схему. Сейчас я сотру в ней два слова (стираю слова «зародыш» и «малек»). Теперь запишите схему в тетради, постаравшись вставить эти пропущенные слова.

(После выполнения задания один из учеников выходит к доске и восстанавливает пропущенные слова в схеме.)

Итак, мы с вами можем сделать вывод: из каждой икринки может вырасти взрослая рыба! Но большинство икринок, личинок, мальков гибнет гораздо раньше. Ведь у рыб много врагов – хищников. Среди них и человек.

В наше время рыбам живется очень трудно. И не потому, что люди их ловят и едят, а потому, что человек нарушает среду обитания рыб. Поэтому именно люди самые опасные враги рыб.

А вы знаете, как человек нарушает среду обитания рыб?

Ответы учащихся

– Загрязнение водоемов промышленными отходами: нефть и нефтепродукты (нефть образует на поверхности воды пленку, которая не пропускает воздух, и рыбам становится нечем дышать);

– загрязнение удобрениями, которые стекают с полей;

– загрязнение бытовыми отходами и мусором.

Наше Правительство заботится об охране природы. Существует Федеральный закон об охране окружающей среды, а в нем есть статьи об охране водных богатств и рыб.

·                     Как вы думаете в какое время можно ловить рыбу, а в какое время лов ограничен? (Лов ограничен во время нереста.) Почему? (Потому что рыба должна отложить икру.)

Вывод

Сегодня мало не убить животное. Надо сохранять среду, где животное обитает, где оно может производить потомство. Мы должны научиться существовать с природой и быть ее защитниками.

·                     Так какая же у нас с вами задача? (Оберегать и охранять, а если необходимо, и защищать природу.)

Рыбам посвятили свои произведения многие писатели. Например, Виктор Астафьев написал рассказ «Царь-рыба» (показать книгу). В этом рассказе автор описывает очень большую и очень сильную рыбу. Это русский осетр, который чуть-чуть не утопил рыбака, хотевшего ее поймать.

Другой замечательный писатель, Федор Абрамов, написал северную сказку «Жила-была семужка». Автор описывает историю жизни рыбы – семги. Авторская позиция проявляется уже в названии самого произведения. Он ласково называет рыбу сёмужкой. И имя у рыбки было – Красавка. Вот как описывает автор жизнь этой рыбки: «С утра она ловила букашек и пауков, которых приносило течением, а затем, если было солнечно, играла: то подталкивала носиком искрометные камешки на дне, то прыгала за изумрудными стрекозами, снующими над самой водой, а иногда, ради забавы, даже кидалась на какого-нибудь зазевавшегося малька».

Страницы: 1, 2, 3