бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Методические особенности преподавания темы "Многообразие видов рыб" бесплатно рефераты

Методические особенности преподавания темы "Многообразие видов рыб"

ВВЕДЕНИЕ

Наиболее древние позвоночные животные, господствующие как в морских, так и в пресных водоемах, включая горячие источники и подземные пещерные озера. Одни рыбы обитают у поверхности, другие — в толще воды, третьи — у дна, что нашло отражение в форме их тела: она бывает обтекаемой или уплощенной, окраска также зависит от среды обитания: она может быть маскировочной или очень яркой — красной, золотистой, серебряной. Питаются рыбы растительными кормами, беспозвоночными и позвоночными животными. Хищные представители охотятся за более мелкими рыбами, нередко своего же вида, часто поедают икру. В пищевых цепях морей рыбы составляют главную кормовую базу для млекопитающих — моржей, тюленей, котиков, зубастых китов. Кроме того, в пресных водах ими кормятся выдра, норка, а также некоторые крупные хищники — волки, медведи. Рыбы служат пищей для медуз, головоногих моллюсков, ракообразных, иглокожих. Трупы рыб поедаются раками и разлагаются гнилостными бактериями. Рыб и их икру потребляют земноводные, пресмыкающиеся (змеи, ужи, крокодилы), водоплавающие птицы. Рыбы могут быть промежуточными хозяевами некоторых сосальщиков и ленточных паразитических червей. Такие рыбы, как акулы, скаты, бычки-подкаменщики, опасны для человека.



ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ: «ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ И РАЗМНОЖЕНИЕ РЫБ»


1.1 КЛАСС РЫБЫ


При изучении темы «Класс рыбы» учащиеся получают знания об особенностях строения и процессов жизнедеятельности низших позвоночных. На примере речного окуня раскрываются признаки организации рыб как типично водных позвоночных. Освещение многообразия рыб позволяет познакомить школьников с отрядами разных групп хрящевых, костных рыб, с приспособленностью основных видов к жизни в различных средах обитания, к питанию различными кормами. При изучении прикладного значения рыб учитель продолжает развитие политехнических понятий (основы прудоводства, рыборазведение).

На материале темы учитель развивает и совершенствует учебные приемы (умение наблюдать за живыми объектами, ставить опыты, работать с книгой, учебником). Богатое содержание темы позволяет учителю продолжить формирование научно-материалистического мировоззрения и атеистическое воспитание школьников.

Внутреннее строение рыбы (лабораторная работа)

Методические рекомендации

Урок следует начать с проверки знаний по вопросам: какое строение имеет скелет речного окуня? Каково его значение? Почему ланцетника и рыб относят к типу хордовых?

При изучении нового материала уместно вспомнить системы внутренних органов. Учитель предлагает школьникам ответить на вопросы: какие вы знаете системы внутренних органов ланцетника? Какое значение в жизни ланцетника имеют пищеварительная, кровеносная, дыхательная и выделительная системы?

Далее учитель сообщает, что аналогичные системы органов имеют и рыбы; расположение их можно показать на настенной таблице. На следующем этапе урока учитель организует лабораторную работу. В связи с большим объемом работы учащимся предлагают заранее вскрытых рыб: скумбрию, треску и др. Каждая группа учащихся из 2—3 человек получает одну рыбу, пинцет, ножницы, лупу и инструктивную карточку. В зависимости от подготовки семиклассников эта работа проводится фронтально либо с большей самостоятельностью учащихся согласно инструкции.

Лабораторная работа Внутреннее строение рыбы

Цель: выяснить особенности строения систем органов полости тела в связи с их значением в жизни рыбы.

Ход работы

1.  На вскрытой рыбе рассмотрите общее расположение внутренних органов: жабр, сердца, печени, желудка и кишечника.

Рассмотрите органы пищеварительной системы. Для этого осторожно ножницами подрежьте тонкую плёнку между петлями кишечника и расправьте его. Затем пальцами или пинцетом ощупайте челюсти рыбы и выясните, имеются ли зубы, найдите глотку, пищевод, желудок, кишечник, который оканчивается анальным отверстием, найдите темно окрашенную печень и желчный пузырь зеленоватой окраски.

3.  Отрежьте жаберную крышку и удалите ее, рассмотрите жабры, которые состоят из плотной дужки, жаберных лепестков и тычинок.

4.  Найдите сердце и рассмотрите заостренный нижний отдел— желудочек и верхний более темно окрашенный отдел — предсердие. Оттяните сердце пинцетом и посмотрите на кровеносные сосуды, с ним связанные.

5.  Из полости тела удалите органы пищеварительной системы. Для этого перережьте пищевод и кишечник у анального отверстия. Затем у трески найдите светлый мешок, расположенный ближе к спинной стороне,— это плавательный пузырь (у скумбрии его нет).

6.  Удалите из полости тела трески плавательный пузырь и найдите по обеим сторонам позвоночника темные лентовидные почки, отходящие от них мочеточники и мочевой пузырь.

В заключение работы следует провести беседу, в процессе которой необходимо проверить качество выполнения работы и подвести школьников к выводу о взаимосвязи систем внутренних органов рыб и процессов их жизнедеятельности. Важно обратить внимание школьников на то, что эти процессы осуществляются в организме при условии постоянного поступления из окружающей среды необходимых веществ (кислород, пища), удаления из него продуктов жизнедеятельности (углекислый газ, вредные жидкие вещества) во внешнюю среду. Учителю нужно особо подчеркнуть взаимосвязь этих процессов и дать им название «обмен веществ». Следует также отметить, что интенсивность обмена веществ рыбы зависит от температуры среды, что с понижением ее процессы обмена замедляются.

Задание на дом: изучить § 38, рассмотреть рисунки 77, 78 и уметь использовать их в процессе рассказа.

Урок 4. Нервная система, органы чувств, поведение рыб

Цель: показать особенности строения нервной системы и органов чувств рыб в связи с их функциональным значением, углубить понятие о рефлексе на примере поведения рыб.

Оборудование: аквариум с рыбками, таблицы «Тип плоские черви. Класс ресничные», «Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые», «Тип членистоногие. Майский жук», «Тип хордовые. Класс рыбы», кинофильм «Особенности строения и жизненных отправлений рыб».

Методические рекомендации

В начале урока двух учеников следует вызвать к доске и предложить им выполнить задания.

Задание 1

Составить схему строения кровеносной системы речного окуня. На схеме указать основные органы кровеносной системы и направление движения крови в них. Объяснить значение кровеносной системы в жизни рыбы.

Задание 2

Зарисовать строение пищеварительной системы речного окуня и рассказать о ее значении.

Во время подготовки школьников у доски весь класс выполняет приведенное ниже задание.

Задание 3

Указать цифрами основные признаки, характерные для ланцетника (I) и речного окуня (II).

1. Места обитания — песчаное дно морей тропических и умеренных зон.

2. Места обитания — реки и озера.

3. Питание различными мелкими животными (водные насекомые, рыбы и др.).

4. Питание одноклеточными водорослями и простейшими.

5. Внутренний скелет — хорда.

6. Внутренний скелет состоит из черепа, позвоночника, скелета парных и непарных плавников.

7 Кровеносная система представлена разнообразными сосудами.

8.Сердце двухкамерное, один круг кровообращения.

9.Ротовая полость, глотка, печень, кишка, анальное отверстие.

10.Ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник, печень, поджелудочная железа, задняя кишка, анальное отверстие.

11.Жабры, покрытые жаберными крышками.

12.Стенки глотки пронизаны жаберными щелями.

13.Плавательный пузырь.

Перед изучением нового материала учитель сообщает, что системы внутренних органов работают согласованно, и предлагает учащимся подумать над вопросом: что регулирует работу органов в организме?

Далее следует восстановить в памяти учащихся особенности нервной системы и ее функциональное значение у разных представителей ранее изученных типов беспозвоночных. В итоге учащиеся под руководством учителя должны сделать обобщение, отметив следующее: нервная ^истема состоит из нервной ткани, способна воспринимать раздражения и проводить возбуждения, в основе нервной деятельности лежат рефлексы. В процессе исторического развития животного мира происходило усложнение нервной системы и рефлексов; наименее сложные рефлексы наблюдаются у гидры и белой планарии, более сложные — у дождевого червя, пчелы.

Учитель сообщает, что рыбы как активные водные животные имеют нервную систему и органы чувств, позволяющие им ориентироваться в водной среде и отвечать определенным образом на ее изменения, от нервной системы ланцетника она отличается рядом особенностей. Затем учитель предлагает школьникам самостоятельно прочитать из § 39 разделы «Спинной мозг», «Головной мозг», рассмотреть рисунок 80 и ответить на вопросив из каких отделов состоит нервная система рыб? Из каких отделов состоит головной мозг?

После проверки выполнения задания учитель обращает внимание школьников на строение органов чувств рыб: зрения, слуха, обоняния, боковой линии, отмечая их особенности, связанные с жизнью в водной среде.

Затем учитель сообщает, что в основе поведения рыб лежат рефлексы, и предлагает вспомнить школьникам, что такое рефлекс, и привести примеры.

Размножение и развитие рыб

Цель: показать особенности размножения и развития рыб на примере речного окуня, раскрыть разнообразные формы заботы о потомстве.

Оборудование: влажный препарат «Развитие рыбы», таблица «Тип хордовые. Класс рыбы», телепередача «Особенности размножения и развития рыб».

Методические рекомендации

Вариант 1

В начале урока школьники кратко повторяют сведения о размножении животных, о значении этого процесса в их жизни. Затем учитель говорит, что с особенностями размножения и развития рыб учащиеся познакомятся при просмотре телепередачи. Лучшему восприятию ее содержания помогают предложенные перед просмотром вопросы: как размножаются рыбы? Каковы особенности развития рыб? В чем проявляется забота о потомстве у рыб? Какое значение она имеет в их жизни?

В заключение беседы учителю следует дополнить и обобщить ответы школьников, отметив существенное: 1. Рыбы —раздельнополые животные, они характеризуются наружным оплодотворением. 2. Самка речного окуня выметывает более 300 тыс. икринок на водные растения. 3. При благоприятных условиях из оплодотворенной икринки развивается многоклеточный зародыш. 4. Из зародыша развивается личинка, а затем малек. 5. Для некоторых видов рыб (колюшка, горчак и др.) характерна забота о потомстве, которая способствует их лучшей выживаемости. 6. Для охраны рыб необходимо знать особенности их размножения и развития.

Вариант 2

В начале урока проводится проверка знаний по вопросам, приведенным в конце § 39.

Перед изучением нового материала о размножении и развитии рыб целесообразно вспомнить о значении процесса размножения в жизни животных (например, гидры, майского жука). Далее учитель рассказывает об особенностях размножения рыб на примере речного окуня согласно плану: 1. Отличия самки от самца. 2. Время и место размножения. 3. Наружное оплодотворение. 4. Характер нереста, число откладываемых яиц. 5. Особенности развития. В процессе изучения нового материала целесообразно использовать рисунки 81, 82, 83 учебника.

Затем учителю следует рассказать, что окунь откладывает более 300 тыс. икринок, однако не из всех развиваются мальки. Много оплодотворенных икринок гибнет от неблагоприятных условий: низкой температуры, недостатка кислорода, хищных животных и т. д. Поэтому большое число выметанных икринок— приспособление, обеспечивающее сохранение потомства.

Другие рыбы выметывают сравнительно мало икры, например трехиглая колюшка и морской конек, у которых выражена забота о потомстве.

Учителю нужно обратить внимание школьников и на то, что в период размножения многие рыбы образуют большие стаи и мигрируют в наиболее благоприятные для нереста места. Осетр и лососевые из морей направляются в реки. Речной угорь, наоборот, живет в реках, а нерестится в Саргассовом море. Эти рыбы называются проходными, для них характерны длительные миграции к местам, благоприятным для размножения и развития молоди.



ГЛАВА 2. ВНУТРЕННИЕ ОРГАНЫ РЫБ


Полость тела. В туловищном отделе рыбы, под позвоночником, находится большая полость тела, в которой располагаются внутренние органы.

Пищеварительная система. Окунь — хищник. Он питается различными водными животными, в том числе рыбами других видов. Свою добычу окунь захватывает и удерживает острыми зубами, сидящими на челюстях. После заглатывания пища проходит через глотку и пищевод в желудок. Окунь глотает свою добычу целиком, и в связи с этим его желудок обладает способностью сильно растягиваться. Микроскопические железы стенок желудка выделяют желудочный сок. Под его действием пища начинает перевариваться. Частично измененная пища проходит затем в тонкую кишку, где на нее действует пищеварительный сок поджелудочной железы и желчь, поступающая из печени. Запас желчи накапливается в желчном пузыре.

Питательные вещества проникают через стенки в кровь, а непереваренные остатки поступают в заднюю кишку и выбрасываются наружу.

Плавательный пузырь. У окуня, как и у многих других рыб, кишечник имеет особый тонкостенный вырост, наполненный смесью газов, — плавательный пузырь. У взрослого окуня связь пузыря с кишечником утрачена, а у его личинки и у некоторых других рыб (например, у плотвы или карпа) между кишкой и пузырем на всю жизнь сохраняется небольшая трубочка. Когда рыба опускается в глубину, пузырь уменьшается в объеме и плотность рыбы увеличивается. Это способствует быстрому погружению.

При всплывании объем пузыря увеличивается и рыба становится относительно легче. Пока рыба находится на одной и той же глубине, объем пузыря не меняется. Это позволяет рыбе удерживаться без движения, как бы висеть в толще воды.

Дыхательная система. Рыбы дышат кислородом, растворенным в воде.

Рыба постоянно заглатывает воду. Из ротовой полости вода проходит через жаберные щели, которыми пронизаны стенки глотки, и омывает органы дыхания — жабры. У окуня они состоят из жаберных дуг, на каждой из которых с одной стороны сидят ярко-красные жаберные лепестки, а с другой — беловатые жаберные тычинки. Жаберные тычинки — это цедильный аппарат: они препятствуют выскальзыванию добычи через жаберные щели. Жаберные лепестки пронизаны мельчайшими кровеносными сосудами — капиллярами. Через тонкие стенки жаберных лепестков в кровь проникает кислород, растворенный в воде, а из крови в воду удаляется углекислый газ.

Если кислорода мало, то рыбы поднимаются к поверхности и начинают захватывать воздух ртом. Длительное пребывание в воде, содержащей мало кислорода, может вызвать гибель рыб. Зимой подо льдом в водоемах иной раз бывает недостаток кислорода. Тогда наступает замор рыбы. Для предотвращения замора полезно делать во льду проруби/

Высохшие жаберные лепестки не могут пропускать кислород и углекислый газ. Поэтому вынутая из воды рыба быстро погибает. Снаружи нежные жабры прикрыты защитными жаберными крышками.

Кровеносная система рыб замкнутая. Она состоит из сердца и сосудов. Сосуды, отходящие от сердца, называют артериями; сосуды, приносящие кровь к сердцу, — венами. Сердце рыбы двухкамерное. Оно состоит из предсердия и желудочка, мускульные стенки которых поочередно сокращаются. Из предсердия кровь выталкивается в желудочек, а из него в крупную артерию — брюшную аорту. Обратному движению крови препятствуют клапаны. Брюшная аорта направляется к жабрам, от нее вправо и влево отходят более мелкие сосуды. Текущая в них кровь имеет темный цвет, насыщена углекислым/азом и называется венозной. В жабрах сосуды разветвляются на капилляры. Протекающая в них кровь освобождается от углекислого газа и насыщается кислородом.

В сосудах, отходящих от жабр, течет уже алая, насыщенная кислородом артериальная кровь. Она собирается в спинную аорту, которая тянется вдоль тела под позвоночником. В хвостовом отделе спинная аорта проходит сквозь нижние дуги позвонков.

От спинной аорты отходят более мелкие артерии, которые разветвляются в различных органах до капилляров. Через стенки этих капилляров в ткани поступают кислород и питательные вещества, а из них в кровь — углекислый газ и другие продукты жизнедеятельности.

Постепенно алая артериальная кровь темнеет, "превращается в венозную, содержащую много углекислого газа и мало кислорода. Венозная кровь собирается в вены и по ним попадает в предсердие.

Таким образом, кровь непрерывно циркулирует по одному замкнутому кругу кровообращения.

Выделительная система. В верхней части полости тела лежат две лентовидные красно-бурые почки. В капиллярах почек из крови отфильтровываются продукты распада, образующие мочу. По двум мочеточникам она проходит в мочевой пузырь, открывающийся наружу позади анального отверстия.



ГЛАВА 3. НЕРВНАЯ СИСТЕМА, ОРГАНЫ ЧУВСТВ И ПОВЕДЕНИЕ РЫБ


Спинной мозг. Центральная нервная система рыб, как и у ланцетника, имеет вид трубки. Ее задний отдел — спинной мозг — расположен в канале позвоночника, образованном верхними дугами позвонков. От спинного мозга между каждой парой позвонков вправо и влево отходят нервы, управляющие работой мышц тела и плавников.

По нервам от чувствительных клеток на теле рыбы в спинной мозг поступают сигналы о раздражении.

Головной мозг. Передняя часть нервной трубки рыбы и других позвоночных животных видоизменена в головной мозг, защищенный костями черепной коробки. В головном мозге позвоночных различают отделы: передний мозг, промежуточный мозг, средний мозг, мозжечок и продолговатый мозг. Все отделы головного мозга имеют большое значение в жизнедеятельности рыбы. Например, мозжечок управляет координацией движений и равновесием животного. Продолговатый мозг постепенно переходит в спинной мозг. Он играет большую роль в управлении Дыханием, кровообращением, пищеварением и другими важнейшими функциями организма.

Страницы: 1, 2, 3