Методические особенности изучения темы "Бериллий и его соединения" посредством интегрированных уроков
23.
Сокращенным
ионным уравнением Fe2+ + 2OH- = Fe(OH)2¯ может быть выражено взаимодействие
между:
24.
25.
1)
Fe +
NaOH;
2)
FeO +
KOH;
3)
FeCl2
+ NaOH;
4)
FeSO4
+ Cu(OH)2.
26.
Сокращенным
ионным уравнением NH4+ + OH- Û NH3 + H2O можно
выразить результат взаимодействия веществ:
1)
хлорида аммония и
гидроксида натрия;
2)
хлорида аммония и
нитрата серебра;
3)
аммиака и соляной
кислоты;
4)
сульфата аммония
и гидроксида меди (II).
Обсуждение
результатов эксперимента
В эксперименте принимали участие
ученики 9 классов МОУ СОШ-лицей № 14 г. Нальчик (выборочная совокупность
составляла 45 школьников и 51 студент).
В экспериментальных классах при
раскрытии темы «Бериллий» были проведены разработанные уроки, приведенные в
главе III. Занятия проводились с акцентом на
прикладные и экологические аспекты, которые закреплялись в процессе
формулирования, анализа и последующего решения целей и задач занятий.
Для констатации результата после
проведения разработанных занятий были проведены контрольные работы, состоящие
из тестов, которые приведены в главе III. Результаты эксперимента в школе приведены в диаграммах, отражающих
изменения качества знаний и успеваемости в контрольном (9 г) и экспериментальном (9 в) классах.
Диаграмма 1. Изменение успеваемости
учащихся
Диаграмма 2. Динамика успеваемости и
качества обучения
Таким образом, можно сделать вывод, что предложенная
в работе гипотеза, что разработка и реализация новых методических подходов к
изучению темы «Бериллий» позволят заметно повысить уровень знаний, научной
культуры, уверенности в своих способностях школьников нашла свое подтверждение
в результате наших исследований.
ЛИТЕРАТУРА
1.
О. В. Байдалина.
О прикладном аспекте химических знании // Химия в школе, 2005, № 5, с. 45-47.
2.
Ахметов Н. С.
Методика преподавания темы «Закономерности протекания химических реакций» //
Химия в школе. 2002, № 3, с. 15 – 18.
3.
Ахметов Н. С.
Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1998 г.
4.
Рудзитис Г. Е.,
Фельдман Р. Г. Учебник для 8 класса средней школы. М.: Просвещение, 1992.
5.
Материалы сайта www.1september.ru
6.
О. С. Габриелян,
Н. П. Воскобойникова, А. В. Ящукова. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс.
М.: Дрофа, 2003 г.
7.
Малинин К. М.
Технология серной кислоты и серы. М., Л., 1994.
8.
Васильев Б. Г.,
Отвагина М. И. Технология серной кислоты. М., 1985.
9.
Отвагина М. И.,
Явор В. И., Сретенская Н. С., Шарифов М. Ю. Промышленность минеральных
удобрений и серной кислоты. М., НИИТЭХИМ. 1972. Выпуск № 4.
10.
Резницкий И. Г.
Возможности использования нитрозного способа для переработки газов автогенных
процессов на серную кислоту / Цветные металлы. 1991. № 4.
11.
Березина Л. Т.,
Борисова С. И. Утилизация фосфогипсов - важнейшая экологическая проблема //
Химическая промышленность. 1999 г. № 12.
12.
Громов А. П.
Экологические аспекты производства серной кислоты // Экология и промышленность
России. 2001, № 12.
13.
Лидин Р. А.
Химия: Руководство к экзаменам / Р. А. Лидин, В. Б. Маргулис. – М.: ООО
Издательство «АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003. с. 64 – 70.
14.
Единый
государственный экзамен 2002: Контрольные измерительные материалы: Химия / А.
А. Каверина, Д. Ю. Добротин, М. Г. Снастина и др.; М.: Просвещение, 2002. – с.
39 – 51.
15.
Химия: Большой
справочник для школьников и поступающих в вузы / Е. А. Алферова, Н. С. Ахметов,
Н. В. Богомолова и др. М.: Дрофа, 1999. с. 430-438
16.
Р. П. Суровцева,
С. В. Сафронов. Задания для самостоятельной работы по химии. М.: Просвещение, 1993 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Вариант 1
1.Известно, что металлам
соответствуют основные оксиды. Докажите, что оксид кальция – основной оксид,
составив уравнения соответствующих реакций.
2.Докажите основные свойства оксида
кальция, проводя соответствующие опыты
3.На воздухе кальций постепенно
превращается в порошок белого цвета. Каков состав этого порошка? Приведите
уравнения возможных реакций.
бериллий химический сплав
урок методический
Вариант 2
1.Известно что металлам соответствует
основной оксид и основание. Докажите, что гидроксид кальция – основание. Составьте
уравнения соответствующих реакций, объясните их.
2.Докажите данное утверждение
экспериментально, проведя не менее 2 опытов.
3.Для обнаружения углекислого газа
используют раствор гидроксида кальция – известковую воду. Почему для этих целей
не используют гидроксид натрия?
Приложение 2
Заполните пропуски в тексте, вставив
нужные слова:
1) Мел, мрамор и известняк – это
минералы в состав которых входит одно и тоже соединение ……..
2)BaSO4 – это………………………….каша
3)В какой минерал входит сульфат
кальция-………………………..
4)Какой карбонат применяют в
производстве цемента, стекла-…………
5)MgSO4 известен под названием ……………………соль
6)Фосфат кальция входит в состав
фосфоритов, апатитов, ……………..
7)Эти соли входят в состав светящихся
красок- фосфоров:…………….
Урок 2 Тема. Бериллий, магний и
щелочно-земельные металлы
Цель: повторить и обобщить сведения о свойствах, способах получения
и применении бериллия, магния и щелочно-земельных металлов и их соединений.
Оборудование: Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
(приведена в электронном учебном пособии).
Реактивы: металлический магний (лента), спиртовый раствор
фенолфталеина, раствор хлорида бериллия, разбавленный раствор соляной кислоты,
раствор гидроксида натрия.
Посуда и приборы: фарфоровая чашка, спиртовка, тигельные щипцы, большой
стакан, ложечка для сжигания, стаканы на 200 мл (2 шт.), стеклянные палочки,
магнитная мешалка.
Содержание урока соответствует части IV.3 электронного учебного пособия.
Знакомство с химией бериллия,
магния и щелочно-земельных металлов и их соединений следует начать с истории
открытия. Магний, кальций, стронций и барий были получены в 1808 г. английским ученым Г. Деви электролизом оксидов или гидроксидов. Бериллий был выделен в 1898 г. Лебо электролизом тетрафторбериллата натрия, хотя история его открытия насчитывает
практически столетие. Радиоактивный радий открыт супругами Пьером и Марией Кюри
в 1898 г. в минерале урановая смолка.
Обратить внимание, что групповое
название элементов – щелочно-земельные металлы – относится только к кальцию,
стронцию, барию и радию и связано с тем, что их оксиды раньше называли
«землями», а при взаимодействии с водой они образуют щелочи.
Охарактеризовать положение
бериллия, магния и щелочно-земельных металлов в Периодической системе
химических элементов Д.И. Менделеева. Бериллий, магний и щелочно-земельные
металлы относятся к s-элементам. На внешнем энергетическом уровне атомы
элементов имеют 2 электрона, их электронная конфигурация ns2. Они
легко отдают один электрон, проявляя степень окисления +2. Радиусы атомов
возрастают при переходе от бериллия к радию, значения потенциала ионизации и
относительной электроотрицательности уменьшаются. Все металлы в электрохимическом
ряду напряжений располагаются до водорода и являются довольно сильными
восстановителями, эта способность возрастает с увеличением заряда ядра атома.
Остановиться на распространенности
металлов в земной коре, отметить, что в свободном состоянии бериллий,
магний и щелочно-земельные металлы в природе не встречаются, наиболее
распространенными являются магний и кальций. Содержание бериллия, стронция и
бария значительно меньше. Все они входят в состав породообразующих минералов,
содержатся в морской воде. Кальций входит в состав скелетных тканей живых
организмов. Магний содержится в составе одного из важнейших веществ
растительного мира – хлорофилле.
Отметить физические свойства
металлов. Продемонстрировать образцы металлов: магния и кальция. В
свободном состоянии все металлы – серебристо-белые вещества. Магний и
щелочно-земельные металлы – ковкие и пластичные, довольно мягкие, хотя тверже
щелочных. Бериллий отличается значительной твердостью и хрупкостью, барий при
резком ударе раскалывается. Металлы имеют температуры плавления и кипения выше,
чем у щелочных металлов, причем с увеличением порядкового номера элемента
температура плавления металла изменяется немонотонно, что связано с изменением
типа кристаллической решетки. Бериллий и магний покрыты прочной оксидной
пленкой и не изменяются на воздухе. Щелочно-земельные металлы очень активны, их
хранят в запаянных ампулах, под слоем вазелинового масла или керосина.
Рассмотреть химические свойства
металлов. Металлы во всех химических реакциях проявляют восстановительные
свойства, отдают два валентных электрона, превращаясь в положительно заряженный
катион. В качестве окислителей могут выступать простые вещества – неметаллы,
оксиды, кислоты, соли, органические вещества. Отметить, что бериллий и магний
по свойствам значительно отличаются от щелочно-земельных металлов. При
комнатной температуре они устойчивы к действию кислорода и воды благодаря
наличию очень тонкой оксидной пленки.
Продемонстрировать горение магния
на воздухе. Опыт провести
следующим образом: предварительно очищенную наждачной бумагой магниевую ленту
взять щипцами и поджечь в пламени спиртовки (опыт проводить в защитных очках),
отметить яркую вспышку и большое выделение тепла. Горящую магниевую ленту
держать над фарфоровой чашкой. Магний сгорает с образованием оксида:
2Mg + O2 = 2MgO.
Одновременно идет образование
нитрида магния:
3Mg + N2 = Mg3N2.
Рассмотреть взаимодействие металлов
с другими неметаллами (галогенами, водородом, азотом, углеродам и др.).
Обратить внимание на взаимодействие
с водой. Продемонстрировать горение магния в воде. В ложку для сжигания
веществ поместить магниевую пудру или мелко порезанную ленту, поджечь её в
пламени спиртовки. Горящий магний опустить в стакан с водой, магний ярко
вспыхивает, одновременно загорается водород:
Mg + 2H2O = Mg(OH)2
+ H2.
Опыт демонстрирует химическую
активность металлического магния.
Рассмотреть взаимодействие с
кислотами и щелочами, отметить, что со щелочами реагирует только бериллий.
Отметить восстановительные свойства магния и щелочно-земельных металлов: они
могут быть использованы для получения менее активных металлов и некоторых
неметаллов из их оксидов.
Рассмотреть особенности химии
бериллия. Бериллий по своим свойствам значительно отличается от остальных
элементов 2 группы Периодической системы химических элементов, ион Be2+
благодаря своему малому радиусу, высокой плотности заряда и большим значениям
энергии ионизации устойчив только в газовой фазе. Поэтому химическая связь в
бинарных соединениях бериллия обладает высокой долей ковалентности, поэтому
соединения бериллия имеют довольно высокие температуры плавления и кипения. По
многим свойствам бериллий похож на алюминий («диагональное сходство»).
Металлический бериллий пассивируется концентрированной азотной кислотой и
проявляет амфотерные свойства, реагирует с кислотами и щелочами, выделяя
водород. Оксид и гидроксид бериллия также проявляют амфотерные свойства.
Продемонстрировать амфотерные свойства гидроксида бериллия на примере его
взаимодействия с кислотами и щелочами.
Опыт провести следующим образом. Стакан с раствором хлорида бериллия поставить на магнитную
мешалку и включить перемешивание. Небольшими порциями осторожно прилить раствор
гидроксида натрия до выпадения белого осадка:
BeCl2 +
2NaOH = Be(OH)2 + 2NaCl.
Прекратить перемешивание, гидроксид
бериллия разделить на две части. К первой части прилить раствор соляной кислоты
до растворения осадка:
Be(OH)2 +
2HCl = BeCl2 + 2H2O.
Ко второй части прилить раствор
гидроксида натрия, также до растворения осадка:
Be(OH)2 +
2NaOH = Na2[Be(OH)4].
Обратить внимание учащихся, что
амфотерный гидроксид бериллия реагирует и с щелочами, и с кислотами с
образованием солей.
При изучении способов получения
металлов особое внимание уделить получению бериллия в результате
переработки берилла. Рассмотреть сернокислый, щелочной, хлоридный фторидный
способы извлечения бериллия из берилла и электролиз солей бериллия. Обратить
внимание, что магний и щелочно-земельные металлы очень активные и чаще всего их
получают электролизом расплавов солей или алюмотермией.
Из соединений магния и кальция
охарактеризовать их оксиды, гидроксиды и соли. Рассмотреть физические и
химические свойства, способы получения. Оксиды магния и кальция являются
основными. Гидроксид кальция малорастворим в воде, является довольно сильным
основанием. Растворимость гидроксида магния еще ниже, он является основанием
средней силы. Фториды, сульфаты, сульфиды, сульфиты, фосфаты и карбонаты
металлов 2 группы плохо растворимы в воде, остальные соли – хорошо растворимы,
проявляют все свойства солей.
Рассмотреть жесткость воды.
Природная вода, содержащая ионы Ca2+, Mg2+, Sr2+
и Fe2+, называется жесткой, причем жесткость воды обуславливается
главным образом ионами Ca2+ и Mg2+. Карбонатная
(временная) жесткость связана с присутствием в воде гидрокарбонатов кальция и
магния, некарбонатная (постоянная) жесткость – хлоридов и сульфатов. Общая
жесткость воды рассматривается как сумма карбонатной и некарбонатной. Отметить
способы устранения жесткости воды.
Остановиться на обнаружении
щелочно-земельных металлов. Щелочно-земельные металлы и их соединения можно
обнаружить по характерной окраске пламени: кальций окрашивает пламя в
кирпично-красный цвет; стронций – в карминово-красный; барий – в желто-зеленый
(яблочный).
Рассмотреть важнейшие области
применения бериллия, магния, щелочно-земельных металлов и их соединений.
После изучения материала предложить
учащимся самостоятельно познакомиться с примерами решения задач и выполнить
задания для самостоятельного решения (приведены в электронном учебном пособии).
Урок 3. Роль химических
элементов в организме человека
Задачи:
·
Развивать
ловкость, смелость.
·
Воспитывать
любовь к своей земле, к национальным традициям.
Инвентарь: 2 удочки, 2 ведра, рыбки, 2 обруча, карточки с примерами
(20шт), кубики, грибы 20 шт., гимнастические палки, 4 одеяла, грамоты 20 шт.,
скакалки(20шт.), 2 стула.
На спортивную площадку приглашаем,
дети, вас! Праздник спорта и здоровья начинаем мы сейчас!
Учитель:
Сегодня вам предстоит участвовать в
различных конкурсах, показать ловкость, силу, быстроту и смекалку.
Каждые 4 года проводятся
олимпийские игры - самые важные спортивные соревнования. За все годы участия в
олимпийских играх наши советские и российские спортсмены завоевали наибольшее
кол-во золотых, серебряных и бронзовых медалей. А ведь все спортсмены -герои
учились в школе, ходили на уроки физической культуры и в школе получили свои
первые спортивные награды. Представим, что сильнейшие спортсмены прислали вам,
новым физкультурникам, свой наказ, свои советы.
-Учиться трудно, еще труднее
переучиваться. Старайся сразу все делать хорошо. Чем труднее тебе в учебе, тем
легче будет на соревнованиях.
- Старайся победить, но не бойся
проиграть.
- Если ты проиграл, но отдал победе
все силы, нет в этом ничего постыдного; стыдись победы, для которой ты старался
меньше товарищей.
- Борись за победу до последней
секунды, не жалея сил, но честно.
- Не хвались, если у тебя что-то
получается хорошо, помоги товарищу справиться с заданием.
- Мужество спортсмена не в том,
чтобы ввязаться в драку, а в том, чтобы победить соперника в честном бою.
- Не кори товарища за ошибку,
посочувствуй - он же не хотел этого.
- Будь опрятен, подтянут, ведь
спортсмены всегда у всех на глазах.
-Запомни: легко ничего не дается.
Чтобы добиться успеха, нужно много трудиться.
- Всегда внимательно учись, каждое
слово учителя полезно - он стремится научить тебя.
Представление жюри.
За победу команда получает 3 очка,
за поражение - 1.
Разминка.
Представление команд. Название.
Приветствие.
Приветствие.
Команда "Спутник":
Мы приветствуем команду
"Ракета"
И желаем слетать на другую планету,
Захватить с собой храбрость и
смелость
И в игре показать умелость.
Приветствие.
Команда "Ракета":
А вам, наш "Спутник"
дорогой,
Желаем от души,
Чтоб результаты ваши
Все были хороши.
Конкурсы.
1-й конкурс. Разминка. Карточки с примерами. Решить и передать эстафету.
Листки брать с собой. Сдать карточку. Капитан передает жюри. За неправильный
ответ 3 сек. штрафного времени. Одно очко тем, у кого меньше ошибок.
Объявить результаты.
2-й конкурс. "Насорил - убери". Конкурс аккуратных и прилежных.
Добежать до обруча, высыпать из ведра мусор(кубики), добежать до поворотной
сойки, на обратном пути "мусор" в ведро и передать эстафету.
3-й конкурс. "У медведя во бору грибы, ягоды беру". Лес-это не
только место для прогулок, укрепления здоровья, но и добрая кладовая. В лесу
растет много грибов и ягод. Какие грибы и ягоды растут в наших северных лесах?
Собрать грибы в корзину.
Побеждает команда, закончившая
раньше.
Загадка: Кто по снегу, по траве,
носит лес на голове? (олень)
4-й конкурс: "Оленья упряжка" .Коренные жители Севера
передвигаются по тундре на оленьих упряжках. А какие народы еще живут на
Севере?
Бег в паре. Один олень - другой
каюр(погонщик)
5-й конкурс: Викторина. После физической нагрузки следует отдохнуть и
показать свои знания. Вопросы связаны с физической культурой и гигиеной
человека.
Куда обычно ходят 1 раз в неделю,
хорошо там погреются, моются и освежаются? И, конечно, помогают закаливанию
организма? (баня)
Какая очень вредная привычка ухудшает
здоровье и мешает хорошо учиться?(курение)
Как называется специальная
спортивная обувь с резиновой подошвой? (кеды, кроссовки)
Какие зимние "друзья"
помогают ребятам отдыхать и играть на горках? (лыжи, санки. А как
называются сани у северных народов - нарты)
Что образуется на коже, делает её
красивой если время от времени бываешь на солнце весной и летом? (загар)
Что необходимо сделать после учебы,
работы, чтобы накопились новые силы? (отдохнуть)
Без чего невозможно обойтись ни
человеку, ни животному, чтобы отдохнули мышцы, головной мозг и другие органы (без
сна)
Как называется физ.упражнения,
которые помогают перейти от сна к бодрствованию и получать заряд энергии на
целый день? (зарядка)
Что считается самыми полезными
продуктами, содержащими много витаминов? (овощи, фрукты).
Что считают ребята самым веселым
временем, когда нет учебы в школе?(каникулы)
6-й конкурс. "Охотник". Жители Севера ходят на охоту, чтобы
добыть себе пищу. Охотники ставят капканы, в которые попадается различная дичь.
Одна команда - олени, другая - волки. Все участники встают в круг. Охотник в
середине круга, крутит скакалку "волки" перепрыгивают, не задев ее.
Кто коснулся ее - выходит. Побеждает команда, оставшаяся в большинстве. Затем
меняются ролями. Каждая команда крутит скакалку 1,5 мин.
Итог конкурса.
7-й конкурс. "Ловись, рыбка, большая и маленькая"
В нашей области много озер и рек, в
которых водится различная рыба, и , наверно, многие из вас уже помогали
родителям ловить рыбу. И сейчас предоставляется возможность поймать ее.
Осторожно бежать с удочкой. 1участник с удочкой и ведром, бежит до скамейки
разматывает удочку и ловит рыбку(рыбка в обруче, скрепка во рту у рыбки, на
удочке магнит),кладет ее в ведро , бежит обратно. Последний игрок сматывает
удочку и возвращается обратно.
Насобирали мы грибов, наловили
рыбы. Куда мы все это понесем? (домой)
В доме лишь одна стена,
Очень круглая она
До того она кругла,
Не единого угла
(Чум).
Правильно жители Севера живут в чуме.
8-й конкурс. С помощью подручных средств(одеяла, гимн.палок,
скакалки)построить чум.
Хорошо мы сегодня посоревновались.
И в заключении споем.
Игра "Веселый концерт"
"Спутник" поет: "В
бане веники мочены"
"Ракета" поет:
"Веретена не точены"
Хором: "Барыня, барыня,
сударыня барыня"
Попробуем! Когда я подниму правую
руку - поет 1-я команда. Если левую -2, если обе, то поем хором.
Молодцы! И петь вы умеете.
Соревновались все на славу,
Победители по праву
Похвал достойны и награды,
И мы призы, вручить вам рады.
Благодарим вас, за участье -
Вот сувениры вам на счастье!
(Вручение наград и грамот)
Всем спасибо за вниманье,
За задор, за звонкий смех,
За огонь соревнований,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим вам: "До свиданья,
До счастливых, новых встреч"
Страницы: 1, 2, 3
|