бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Методические особенности изучения темы "Бериллий и его соединения" посредством интегрированных уроков бесплатно рефераты

23.           Сокращенным ионным уравнением Fe2+ + 2OH- = Fe(OH)2¯ может быть выражено взаимодействие между:

24.            

25.            

1)                             Fe + NaOH;

2)                             FeO + KOH;

3)                             FeCl2 + NaOH;

4)                             FeSO4 + Cu(OH)2.

26.           Сокращенным ионным уравнением NH4+ + OH- Û NH3 + H2O можно выразить результат взаимодействия веществ:

1)                             хлорида аммония и гидроксида натрия;

2)                             хлорида аммония и нитрата серебра;

3)                             аммиака и соляной кислоты;

4)                             сульфата аммония и гидроксида меди (II).


Обсуждение результатов эксперимента


В эксперименте принимали участие ученики 9 классов МОУ СОШ-лицей № 14 г. Нальчик (выборочная совокупность составляла 45 школьников и 51 студент).

В экспериментальных классах при раскрытии темы «Бериллий» были проведены разработанные уроки, приведенные в главе III. Занятия проводились с акцентом на прикладные и экологические аспекты, которые закреплялись в процессе формулирования, анализа и последующего решения целей и задач занятий.

Для констатации результата после проведения разработанных занятий были проведены контрольные работы, состоящие из тестов, которые приведены в главе III. Результаты эксперимента в школе приведены в диаграммах, отражающих изменения качества знаний и успеваемости в контрольном (9 г) и экспериментальном (9 в) классах.


Диаграмма 1. Изменение успеваемости учащихся

Диаграмма 2. Динамика успеваемости и качества обучения

Таким образом, можно сделать вывод, что предложенная в работе гипотеза, что разработка и реализация новых методических подходов к изучению темы «Бериллий» позволят заметно повысить уровень знаний, научной культуры, уверенности в своих способностях школьников нашла свое подтверждение в результате наших исследований.


ЛИТЕРАТУРА


1.       О. В. Байдалина. О прикладном аспекте химических знании // Химия в школе, 2005, № 5, с. 45-47.

2.       Ахметов Н. С. Методика преподавания темы «Закономерности протекания химических реакций» // Химия в школе. 2002, № 3, с. 15 – 18.

3.       Ахметов Н. С. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1998 г.

4.       Рудзитис Г. Е., Фельдман Р. Г. Учебник для 8 класса средней школы. М.: Просвещение, 1992.

5.       Материалы сайта www.1september.ru

6.       О. С. Габриелян, Н. П. Воскобойникова, А. В. Ящукова. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс. М.: Дрофа, 2003 г.

7.       Малинин К. М. Технология серной кислоты и серы. М., Л., 1994.

8.       Васильев Б. Г., Отвагина М. И. Технология серной кислоты. М., 1985.

9.       Отвагина М. И., Явор В. И., Сретенская Н. С., Шарифов М. Ю. Промышленность минеральных удобрений и серной кислоты. М., НИИТЭХИМ. 1972. Выпуск № 4.

10.   Резницкий И. Г. Возможности использования нитрозного способа для переработки газов автогенных процессов на серную кислоту / Цветные металлы. 1991. № 4.

11.   Березина Л. Т., Борисова С. И. Утилизация фосфогипсов - важнейшая экологическая проблема // Химическая промышленность. 1999 г. № 12.

12.   Громов А. П. Экологические аспекты производства серной кислоты // Экология и промышленность России. 2001, № 12.

13.   Лидин Р. А. Химия: Руководство к экзаменам / Р. А. Лидин, В. Б. Маргулис. – М.: ООО Издательство «АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003. с. 64 – 70.

14.   Единый государственный экзамен 2002: Контрольные измерительные материалы: Химия / А. А. Каверина, Д. Ю. Добротин, М. Г. Снастина и др.; М.: Просвещение, 2002. – с. 39 – 51.

15.   Химия: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Е. А. Алферова, Н. С. Ахметов, Н. В. Богомолова и др. М.: Дрофа, 1999. с. 430-438

16.   Р. П. Суровцева, С. В. Сафронов. Задания для самостоятельной работы по химии. М.: Просвещение, 1993 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Вариант 1


1.Известно, что металлам соответствуют основные оксиды. Докажите, что оксид кальция – основной оксид, составив уравнения соответствующих реакций.

2.Докажите основные свойства оксида кальция, проводя соответствующие опыты

3.На воздухе кальций постепенно превращается в порошок белого цвета. Каков состав этого порошка? Приведите уравнения возможных реакций.

бериллий химический сплав урок методический

Вариант 2


1.Известно что металлам соответствует основной оксид и основание. Докажите, что гидроксид кальция – основание. Составьте уравнения соответствующих реакций, объясните их.

2.Докажите данное утверждение экспериментально, проведя не менее 2 опытов.

3.Для обнаружения углекислого газа используют раствор гидроксида кальция – известковую воду. Почему для этих целей не используют гидроксид натрия?

Приложение 2

Заполните пропуски в тексте, вставив нужные слова:

1) Мел, мрамор и известняк – это минералы в состав которых входит одно и тоже соединение ……..

2)BaSO4 – это………………………….каша

3)В какой минерал входит сульфат кальция-………………………..

4)Какой карбонат применяют в производстве цемента, стекла-…………

5)MgSO4 известен под названием ……………………соль

6)Фосфат кальция входит в состав фосфоритов, апатитов, ……………..

7)Эти соли входят в состав светящихся красок- фосфоров:…………….

Урок 2 Тема. Бериллий, магний и щелочно-земельные металлы

Цель: повторить и обобщить сведения о свойствах, способах получения и применении бериллия, магния и щелочно-земельных металлов и их соединений.

Оборудование: Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева (приведена в электронном учебном пособии).

Реактивы: металлический магний (лента), спиртовый раствор фенолфталеина, раствор хлорида бериллия, разбавленный раствор соляной кислоты, раствор гидроксида натрия.

Посуда и приборы: фарфоровая чашка, спиртовка, тигельные щипцы, большой стакан, ложечка для сжигания, стаканы на 200 мл (2 шт.), стеклянные палочки, магнитная мешалка.

Содержание урока соответствует части IV.3 электронного учебного пособия.

Знакомство с химией бериллия, магния и щелочно-земельных металлов и их соединений следует начать с истории открытия. Магний, кальций, стронций и барий были получены в 1808 г. английским ученым Г. Деви электролизом оксидов или гидроксидов. Бериллий был выделен в 1898 г. Лебо электролизом тетрафторбериллата натрия, хотя история его открытия насчитывает практически столетие. Радиоактивный радий открыт супругами Пьером и Марией Кюри в 1898 г. в минерале урановая смолка.

Обратить внимание, что групповое название элементов – щелочно-земельные металлы – относится только к кальцию, стронцию, барию и радию и связано с тем, что их оксиды раньше называли «землями», а при взаимодействии с водой они образуют щелочи.

Охарактеризовать положение бериллия, магния и щелочно-земельных металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Бериллий, магний и щелочно-земельные металлы относятся к s-элементам. На внешнем энергетическом уровне атомы элементов имеют 2 электрона, их электронная конфигурация ns2. Они легко отдают один электрон, проявляя степень окисления +2. Радиусы атомов возрастают при переходе от бериллия к радию, значения потенциала ионизации и относительной электроотрицательности уменьшаются. Все металлы в электрохимическом ряду напряжений располагаются до водорода и являются довольно сильными восстановителями, эта способность возрастает с увеличением заряда ядра атома.

Остановиться на распространенности металлов в земной коре, отметить, что в свободном состоянии бериллий, магний и щелочно-земельные металлы в природе не встречаются, наиболее распространенными являются магний и кальций. Содержание бериллия, стронция и бария значительно меньше. Все они входят в состав породообразующих минералов, содержатся в морской воде. Кальций входит в состав скелетных тканей живых организмов. Магний содержится в составе одного из важнейших веществ растительного мира – хлорофилле.

Отметить физические свойства металлов. Продемонстрировать образцы металлов: магния и кальция. В свободном состоянии все металлы – серебристо-белые вещества. Магний и щелочно-земельные металлы – ковкие и пластичные, довольно мягкие, хотя тверже щелочных. Бериллий отличается значительной твердостью и хрупкостью, барий при резком ударе раскалывается. Металлы имеют температуры плавления и кипения выше, чем у щелочных металлов, причем с увеличением порядкового номера элемента температура плавления металла изменяется немонотонно, что связано с изменением типа кристаллической решетки. Бериллий и магний покрыты прочной оксидной пленкой и не изменяются на воздухе. Щелочно-земельные металлы очень активны, их хранят в запаянных ампулах, под слоем вазелинового масла или керосина.

Рассмотреть химические свойства металлов. Металлы во всех химических реакциях проявляют восстановительные свойства, отдают два валентных электрона, превращаясь в положительно заряженный катион. В качестве окислителей могут выступать простые вещества – неметаллы, оксиды, кислоты, соли, органические вещества. Отметить, что бериллий и магний по свойствам значительно отличаются от щелочно-земельных металлов. При комнатной температуре они устойчивы к действию кислорода и воды благодаря наличию очень тонкой оксидной пленки.

Продемонстрировать горение магния на воздухе. Опыт провести следующим образом: предварительно очищенную наждачной бумагой магниевую ленту взять щипцами и поджечь в пламени спиртовки (опыт проводить в защитных очках), отметить яркую вспышку и большое выделение тепла. Горящую магниевую ленту держать над фарфоровой чашкой. Магний сгорает с образованием оксида:


2Mg + O2 = 2MgO.


Одновременно идет образование нитрида магния:


3Mg + N2 = Mg3N2.


Рассмотреть взаимодействие металлов с другими неметаллами (галогенами, водородом, азотом, углеродам и др.).

Обратить внимание на взаимодействие с водой. Продемонстрировать горение магния в воде. В ложку для сжигания веществ поместить магниевую пудру или мелко порезанную ленту, поджечь её в пламени спиртовки. Горящий магний опустить в стакан с водой, магний ярко вспыхивает, одновременно загорается водород:

Mg + 2H2O = Mg(OH)2 + H2.


Опыт демонстрирует химическую активность металлического магния.

Рассмотреть взаимодействие с кислотами и щелочами, отметить, что со щелочами реагирует только бериллий. Отметить восстановительные свойства магния и щелочно-земельных металлов: они могут быть использованы для получения менее активных металлов и некоторых неметаллов из их оксидов.

Рассмотреть особенности химии бериллия. Бериллий по своим свойствам значительно отличается от остальных элементов 2 группы Периодической системы химических элементов, ион Be2+ благодаря своему малому радиусу, высокой плотности заряда и большим значениям энергии ионизации устойчив только в газовой фазе. Поэтому химическая связь в бинарных соединениях бериллия обладает высокой долей ковалентности, поэтому соединения бериллия имеют довольно высокие температуры плавления и кипения. По многим свойствам бериллий похож на алюминий («диагональное сходство»). Металлический бериллий пассивируется концентрированной азотной кислотой и проявляет амфотерные свойства, реагирует с кислотами и щелочами, выделяя водород. Оксид и гидроксид бериллия также проявляют амфотерные свойства. Продемонстрировать амфотерные свойства гидроксида бериллия на примере его взаимодействия с кислотами и щелочами.

Опыт провести следующим образом. Стакан с раствором хлорида бериллия поставить на магнитную мешалку и включить перемешивание. Небольшими порциями осторожно прилить раствор гидроксида натрия до выпадения белого осадка:


BeCl2 + 2NaOH = Be(OH)2 + 2NaCl.


Прекратить перемешивание, гидроксид бериллия разделить на две части. К первой части прилить раствор соляной кислоты до растворения осадка:


Be(OH)2 + 2HCl = BeCl2 + 2H2O.


Ко второй части прилить раствор гидроксида натрия, также до растворения осадка:


Be(OH)2 + 2NaOH = Na2[Be(OH)4].


Обратить внимание учащихся, что амфотерный гидроксид бериллия реагирует и с щелочами, и с кислотами с образованием солей.

При изучении способов получения металлов особое внимание уделить получению бериллия в результате переработки берилла. Рассмотреть сернокислый, щелочной, хлоридный фторидный способы извлечения бериллия из берилла и электролиз солей бериллия. Обратить внимание, что магний и щелочно-земельные металлы очень активные и чаще всего их получают электролизом расплавов солей или алюмотермией.

Из соединений магния и кальция охарактеризовать их оксиды, гидроксиды и соли. Рассмотреть физические и химические свойства, способы получения. Оксиды магния и кальция являются основными. Гидроксид кальция малорастворим в воде, является довольно сильным основанием. Растворимость гидроксида магния еще ниже, он является основанием средней силы. Фториды, сульфаты, сульфиды, сульфиты, фосфаты и карбонаты металлов 2 группы плохо растворимы в воде, остальные соли – хорошо растворимы, проявляют все свойства солей.

Рассмотреть жесткость воды. Природная вода, содержащая ионы Ca2+, Mg2+, Sr2+ и Fe2+, называется жесткой, причем жесткость воды обуславливается главным образом ионами Ca2+ и Mg2+. Карбонатная (временная) жесткость связана с присутствием в воде гидрокарбонатов кальция и магния, некарбонатная (постоянная) жесткость – хлоридов и сульфатов. Общая жесткость воды рассматривается как сумма карбонатной и некарбонатной. Отметить способы устранения жесткости воды.

Остановиться на обнаружении щелочно-земельных металлов. Щелочно-земельные металлы и их соединения можно обнаружить по характерной окраске пламени: кальций окрашивает пламя в кирпично-красный цвет; стронций – в карминово-красный; барий – в желто-зеленый (яблочный).

Рассмотреть важнейшие области применения бериллия, магния, щелочно-земельных металлов и их соединений.

После изучения материала предложить учащимся самостоятельно познакомиться с примерами решения задач и выполнить задания для самостоятельного решения (приведены в электронном учебном пособии).


Урок 3. Роль химических элементов в организме человека


Задачи:

·                     Развивать ловкость, смелость.

·                     Воспитывать любовь к своей земле, к национальным традициям.

Инвентарь: 2 удочки, 2 ведра, рыбки, 2 обруча, карточки с примерами (20шт), кубики, грибы 20 шт., гимнастические палки, 4 одеяла, грамоты 20 шт., скакалки(20шт.), 2 стула.

На спортивную площадку приглашаем, дети, вас! Праздник спорта и здоровья начинаем мы сейчас!

Учитель:

Сегодня вам предстоит участвовать в различных конкурсах, показать ловкость, силу, быстроту и смекалку.

Каждые 4 года проводятся олимпийские игры - самые важные спортивные соревнования. За все годы участия в олимпийских играх наши советские и российские спортсмены завоевали наибольшее кол-во золотых, серебряных и бронзовых медалей. А ведь все спортсмены -герои учились в школе, ходили на уроки физической культуры и в школе получили свои первые спортивные награды. Представим, что сильнейшие спортсмены прислали вам, новым физкультурникам, свой наказ, свои советы.

-Учиться трудно, еще труднее переучиваться. Старайся сразу все делать хорошо. Чем труднее тебе в учебе, тем легче будет на соревнованиях.

- Старайся победить, но не бойся проиграть.

- Если ты проиграл, но отдал победе все силы, нет в этом ничего постыдного; стыдись победы, для которой ты старался меньше товарищей.

- Борись за победу до последней секунды, не жалея сил, но честно.

- Не хвались, если у тебя что-то получается хорошо, помоги товарищу справиться с заданием.

- Мужество спортсмена не в том, чтобы ввязаться в драку, а в том, чтобы победить соперника в честном бою.

- Не кори товарища за ошибку, посочувствуй - он же не хотел этого.

- Будь опрятен, подтянут, ведь спортсмены всегда у всех на глазах.

-Запомни: легко ничего не дается. Чтобы добиться успеха, нужно много трудиться.

- Всегда внимательно учись, каждое слово учителя полезно - он стремится научить тебя.

Представление жюри.

За победу команда получает 3 очка, за поражение - 1.

Разминка.

Представление команд. Название. Приветствие.

Приветствие.

Команда "Спутник":

Мы приветствуем команду "Ракета"

И желаем слетать на другую планету,

Захватить с собой храбрость и смелость

И в игре показать умелость.

Приветствие.

Команда "Ракета":

А вам, наш "Спутник" дорогой,

Желаем от души,

Чтоб результаты ваши

Все были хороши.

Конкурсы.

1-й конкурс. Разминка. Карточки с примерами. Решить и передать эстафету. Листки брать с собой. Сдать карточку. Капитан передает жюри. За неправильный ответ 3 сек. штрафного времени. Одно очко тем, у кого меньше ошибок.

Объявить результаты.

2-й конкурс. "Насорил - убери". Конкурс аккуратных и прилежных. Добежать до обруча, высыпать из ведра мусор(кубики), добежать до поворотной сойки, на обратном пути "мусор" в ведро и передать эстафету.

3-й конкурс. "У медведя во бору грибы, ягоды беру". Лес-это не только место для прогулок, укрепления здоровья, но и добрая кладовая. В лесу растет много грибов и ягод. Какие грибы и ягоды растут в наших северных лесах? Собрать грибы в корзину.

Побеждает команда, закончившая раньше.

Загадка: Кто по снегу, по траве, носит лес на голове? (олень)

4-й конкурс: "Оленья упряжка" .Коренные жители Севера передвигаются по тундре на оленьих упряжках. А какие народы еще живут на Севере?

Бег в паре. Один олень - другой каюр(погонщик)

5-й конкурс: Викторина. После физической нагрузки следует отдохнуть и показать свои знания. Вопросы связаны с физической культурой и гигиеной человека.

Куда обычно ходят 1 раз в неделю, хорошо там погреются, моются и освежаются? И, конечно, помогают закаливанию организма? (баня)

Какая очень вредная привычка ухудшает здоровье и мешает хорошо учиться?(курение)

Как называется специальная спортивная обувь с резиновой подошвой? (кеды, кроссовки)

Какие зимние "друзья" помогают ребятам отдыхать и играть на горках? (лыжи, санки. А как называются сани у северных народов - нарты)

Что образуется на коже, делает её красивой если время от времени бываешь на солнце весной и летом? (загар)

Что необходимо сделать после учебы, работы, чтобы накопились новые силы? (отдохнуть)

Без чего невозможно обойтись ни человеку, ни животному, чтобы отдохнули мышцы, головной мозг и другие органы (без сна)

Как называется физ.упражнения, которые помогают перейти от сна к бодрствованию и получать заряд энергии на целый день? (зарядка)

Что считается самыми полезными продуктами, содержащими много витаминов? (овощи, фрукты).

Что считают ребята самым веселым временем, когда нет учебы в школе?(каникулы)

6-й конкурс. "Охотник". Жители Севера ходят на охоту, чтобы добыть себе пищу. Охотники ставят капканы, в которые попадается различная дичь. Одна команда - олени, другая - волки. Все участники встают в круг. Охотник в середине круга, крутит скакалку "волки" перепрыгивают, не задев ее. Кто коснулся ее - выходит. Побеждает команда, оставшаяся в большинстве. Затем меняются ролями. Каждая команда крутит скакалку 1,5 мин.

Итог конкурса.

7-й конкурс. "Ловись, рыбка, большая и маленькая"

В нашей области много озер и рек, в которых водится различная рыба, и , наверно, многие из вас уже помогали родителям ловить рыбу. И сейчас предоставляется возможность поймать ее. Осторожно бежать с удочкой. 1участник с удочкой и ведром, бежит до скамейки разматывает удочку и ловит рыбку(рыбка в обруче, скрепка во рту у рыбки, на удочке магнит),кладет ее в ведро , бежит обратно. Последний игрок сматывает удочку и возвращается обратно.

Насобирали мы грибов, наловили рыбы. Куда мы все это понесем? (домой)

В доме лишь одна стена,

Очень круглая она

До того она кругла,

Не единого угла

(Чум).

Правильно жители Севера живут в чуме.

8-й конкурс. С помощью подручных средств(одеяла, гимн.палок, скакалки)построить чум.

Хорошо мы сегодня посоревновались. И в заключении споем.

Игра "Веселый концерт"

"Спутник" поет: "В бане веники мочены"

"Ракета" поет: "Веретена не точены"

Хором: "Барыня, барыня, сударыня барыня"

Попробуем! Когда я подниму правую руку - поет 1-я команда. Если левую -2, если обе, то поем хором.

Молодцы! И петь вы умеете.

Соревновались все на славу,

Победители по праву

Похвал достойны и награды,

И мы призы, вручить вам рады.

Благодарим вас, за участье -

Вот сувениры вам на счастье! (Вручение наград и грамот)

Всем спасибо за вниманье,

За задор, за звонкий смех,

За огонь соревнований,

Обеспечивший успех.

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь.

Говорим вам: "До свиданья,

До счастливых, новых встреч"

 


Страницы: 1, 2, 3