Методическая разработка по курсовой работе: «Воспитание культуры поведения у дошкольников»
Руководя любым видом
деятельности, взрослые могут влиять на ребенка, на его нравственные проявления,
суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать к
него отношение к обществу, к людям, к труду, к своим обязанностям.
4.
Методика
формирования культуры поведения в разных возрастных группах
Первая младшая
группа
Одна из задач
воспитания детей I младшей группы - формирование у них предпосылок нравственного
поведения и культурно-гигиенических навыков. Дети 3-го жизни, пришедшие в детский
сад, отличаются друг от друга уровнем воспитанности, владеют различными
навыками и только начинают привыкать к новой для них обстановке. Отсюда –
особое значение в работе с малышами приобретает индивидуальный подход к каждому
ребенку.
Прежде всего,
педагогу необходимо добиться доверия ребенка, ибо решающим методом воспитания
малышей служит непосредственное общение с ними воспитателя.
Ребенок младшей
группы испытывает особенно большую потребность в постоянных контактах с
взрослыми. От того, как сложатся, и будут развиваться отношения малыша с
взрослыми, во многом зависит его взаимоотношения и культура поведения при контактах
с более широким кругом людей.
Создание предпосылок
культурного поведения маленького ребенка ведется по нескольким направлениям.
Одно из них - формирование умения играть и заниматься, гулять и принимать пищу,
спать во время тихого часа, одеваться и умываться вместе с группой сверстников,
рядом с товарищами, т.е. в коллективе. При этом у детей развивается чувство
коллективизма. Не менее важно привить интерес к трудовой деятельности взрослых,
желание помочь им, а позднее и самостоятельно выполнять несложные трудовые
действия по самообслуживанию.
Воспитание бережного
отношения к игрушкам и вещам, умение преодолевать небольшие трудности и
доводить дело до конца, чувство благодарности за заботу и уход, послушание и
чувство симпатии, дружелюбие к детям и взрослым - все это основополагающие
программные направления педагогической работы воспитателя в I
младшей группе детского сада.
Важной задачей в
работе с детьми I младшей группы детского сада является воспитание
культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков
культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения.
Чтобы облегчить
ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным,
интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво.
При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей 3-го года
жизни - стремление к самостоятельности.
На протяжении
младшего дошкольного возраста ребенок приобретает много навыков, овладение
которыми требует от него определенных усилий.
Повторяясь
многократно в различных режимах такие действия, как самостоятельное одевание,
причесывание и т.д. доставляют ребенку радость; дети осваивают, что и, как и в
какой последовательности надо делать.
Для более легкого
овладения определенными навыками связанных с его усвоением действия членят на
несколько операций.
Надо помнить еще одну
важную особенность формирования навыков культурного поведения у малышей: по
мере овладения новыми действиями детям хочется неоднократно их повторять. Иными
словами, малыши превращают эти действия в игру. Воспитатель, видя это, включается
в игру и направляет действия ребенка на закрепление навыка. Повторяя, таким
образом, приемы правильных действий, маленькие дети начинают более тщательно их
выполнять.
Прежде всего, следует
запомнить: на начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем случае
нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия.
Подобная обстановка позволит сохранить у них положительно-эмоциональный
настрой. Однако, необходимость укладываться в отведенное для режимных
процессов время, остается. Поэтому надо умело направить усилие детей на более
целеустремленные действия. Для этого эффективны, например, косвенные приемы
предупредительного поощрения.
Другой, также весьма
эффективный способ – использование игр. При удовлетворении появившегося
интереса ребенка к новым для него действиям, при неоднократном их выполнении,
навык становится прочным. Для укрепления навыка следует также использовать
поощрение малыша за удачно выполненное задание.
Характер оценки
действий и поступков меняется в соответствии с повышающимся уровнем закрепления
у детей навыков культуры поведения. Если в начале усилия детей постоянно
поощряются и оцениваются положительно, то в дальнейшем надо относиться, как
должному явлению, оценивать только качество действий.
Воспитание
нравственных привычек осуществляется в процессе постоянно усложняющихся
взаимоотношений детей друг с другом, в процессе их роста и развития. Педагогу
важно видеть, как происходит нравственное развитие каждого ребенка, как меняется
проявления его отношения к сверстникам, к правилам общественного поведения. Для
этого он гибко и целенаправленно предлагает жизненные различные ситуации,
поощряет и доброжелательное отношение детей к сверстникам. Кроме того, создает
различные ситуации, как для выявления уровня нравственного развития, так и для
формирования опыта доброжелательных проявлений, которые охватывали бы различные
стороны жизни детей – игровую, трудовую, учебную.
Для усвоения детьми
более трудных правил культурного поведения целесообразно использовать
коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки. Они помогают
воспитателю выровнять уровень овладения навыками каждым ребенком группы.
Через игры-занятия
воспитатель может в увлекательной форме не только раскрыть содержание
требований в необходимой последовательности, но и связать эти требования с
конкретными поступками малыша, это дает возможность закрепить положительное отношение
к их выполнению в повседневной жизни.
Проводятся такие игры
в первой и во второй половине дня. Например, игру-занятие «Мы умываемся» можно
проводить после дневного сна, непосредственно перед умыванием.
Длительность
игр-занятий определяется их задачами и содержанием. Местом проведения занятия
могут быть групповая, умывальная, раздевальная комнаты.
Игры-занятия и
игры-упражнения целесообразней проводить с подгруппами детей 10-12 человек, так
как работа со всей группой не даст желательного результата: малыши отвлекаются,
они еще не умеют слушать речь воспитателя, обращенную ко всем.
Учитывая особенности
в работе с детьми младшего дошкольного возраста, занятиям следует придавать
максимальную значимость, что обеспечивает хорошую активность малышей. Интерес
их усиливается, когда в играх-занятиях принимает участие ребенок старшей
группы, показывает непосредственно само действие (одевание, умывание) или
примеры вежливого обращения.
В игры-занятия можно
включить разнообразные игрушки, предметы. Это способствует активизации
одновременно зрительного и двигательного анализаторов ребенка. Предмет, действие
воспитатель показывает каждому малышу, например, как следует держать ложку,
дети тут же упражняются в правильном действии ложкой. Такие имитирующие
действия с реальными предметами в воображаемой ситуации помогают малышам в
освоении практических действий в жизненно важных режимных процессов.
Показанные и
освоенные на занятиях действия в результате постоянных упражнений в
повседневной деятельности перерастают в устойчивые навыки культурного поведения.
В дальнейшем эти навыки дети начинают использовать в самых разнообразных
ситуациях. В игры-занятия можно включить содержание различных событий из жизни
детей и их поступков в этих событиях.
В конце года дети
принимают участие в подготовке к «переезду на новую квартиру» - в другую
группу. Они укладывают игрушки в коробки, усаживают кукол в различные транспортные
средства – коляски, автомашины. Опять-таки преднамеренно созданная воспитателем
ситуация, помогающая ему в формировании благожелательного отношения детей друг
к другу, навыков нравственного поведения.
Игровые приемы,
используемые воспитателем и вызывающие у малышей положительные эмоции,
обеспечивают более высокую восприимчивость ребенком нравственных правил поведения.
Педагог ненавязчиво вырабатывает интеллектуально-эмоциональное отношение детей
к конкретным правилам общественного поведения, закрепляет их в опыте, побуждает
малышей к доброжелательным действиям. При этом процесс воспитания получается
очень естественным, ребенок не ощущает себя его объектом.
Игровые приемы очень
эффективны в воспитании маленьких детей. Их можно рекомендовать для работы с
теми детьми, которые легко отвлекаются.
Для овладения
малышами приемов одевания в игру можно включить и кукол. В группе обязательно
должна быть крупная кукла с подбором одежды. Например, любимый малышами мишка.
Надевая на него рубашку и штанишки, шапку, дети быстрее научатся одеваться
сами.
С первого дня
воспитатель предупреждает родителей, чтобы на одежде детей были пришиты
петельки, за которые он может вешать ее в свой шкаф. Это облегчит формирование
навыка аккуратно содержать одежду. Ну а для более быстрого запоминания ребенком
своего шкафа, своего места за столом и т.д. Также используются игровые приемы:
«Сейчас мы узнаем, кто хорошо запомнил картинку на своем шкафу». Дети,
возвращаясь с прогулки, находят картинки и безошибочно вешают одежду в свой
шкаф.
Игры – занятия,
проведенные с целью воспитания у детей культуры поведения, имеют свою
специфику. Они органично вписываются в такие разделы воспитательной работы как,
«Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи», «Ознакомление с окружающим
и развитие речи». Проводятся они раз в месяц.
Планируя содержание
нравственно направленных игр-занятий, воспитатель основывается на своих
наблюдениях за детьми. Прослеживая изменения в развитии поведения детей, он
корректирует содержание игр-занятий с учетом конкретных условий и возможностей
детей.
Вторая младшая
группа
С переходом в эту
группу программные требования к воспитанию у них навыков культуры поведения,
планирование воспитательного процесса, усложняется.
У детей на 4-ом году
жизни продолжают формировать самостоятельность, умение преодолевать небольшие
трудности. Предъявляется сложные требования к выполнению действий в ходе
режимных процессов, бережному отношению к игрушкам, к труду старших.
Воспитатель большое внимание должен уделять формированию у детей и выполнению
ими правил вежливого обращения, организованного поведения в детском саду, на
улице.
Планируя работу,
педагог особое внимание уделяет формированию таких качеств, как чуткость,
внимательность, предупредительность, тактичность, которые помогут ребенку
видеть и различать состояние человека, решив, как следует поступить в конкретном
случае, чтобы не причинить окружающим неприятность.
Большие возможности
для воспитания культуры поведения представляет вечер. Это время особенно
доверительного общения воспитателя с детьми, разговора по душам. Непосредственное
общение с воспитателем содействует укреплению привязанности, доверия к нему ребенка
– важнейшего условия нравственного воспитания. На вечерние час также могут быть
запланированы инсценировки несложных сюжетов с помощью игрушек. Содержание
таких сценок педагог черпает из наблюдений, дети с интересом воспринимают
сценки из своей жизни.
Уровень развития
детей 4-го года жизни позволяет несколько усложнить программные требования к
нравственно направленным играм-занятиям, играм-упражнениям, инсценировкам.
Теперь они строятся так, чтобы каждое последующее упражнение опиралось на
приобретенный ранее опыт детей. Тем самым обеспечивается более быстрое и
прочное усвоение навыка.
Принципом проведения
игр становится более широкое, комплексное воздействие на сознание и
нравственные чувства детей, а также предоставление им возможности упражняться в
совершении нужных действий, поступков. Постепенно детям предоставляется все
больше самостоятельность, минуя показ действий, создается возможность для
самостоятельных упражнений в культурном поведении.
Чтобы достичь
единства между представлениями о том, как надо себя вести, и конкретным
поведением ребенка, следует широко использовать упражнения игрового характера.
Детей очень увлекают, например, игры-упражнения на закрепление правил этикета в
общении с окружающими взрослыми и детьми, в которых используются кукольный театр,
игрушки, юмористические картинки, слайды, отрывки из диафильмов и т.п.
Упражнения в
выполнении действий по показу воспитателя – своеобразная и необходимая для
формирования навыка тренировка поведения детей. Например: на занятии «В гостях
у Матрешки» было наглядно показано, как надо вежливо здороваться, сделав поклон
головой. В последующие дни при встрече с детьми необходимо не только приветливо
здороваться, но в случае необходимости напомнить, как здороваться с Матрешкой
на занятии, т.е. последовательно и настойчиво добиваться, чтобы дети усвоили
необходимый навык.
Постепенно игровые
упражнения и задания усложняются, демонстрировать действия в комплексе. Такие
упражнения позволяют обобщить отдельные действия, показать детям в комплексе,
например, процесс умывания. У них возникает активный интерес, они называют
части, которые следует мыть и т.п.
Игры-упражнения
«Каждой вещи – свое место» - воспитывает аккуратность, навыки поддерживать
порядок. После проведения таких игр, занятий и упражнений на тему «Поддержания
порядка» дети быстрее замечают беспорядок.
Постепенно
воспитатель вносит в игровые уголки новые атрибуты, позволяющие развивать
содержание игр в соответствии с приобретенными навыками культурного поведения.
Например, в игре-упражнении «Кукла Таня простудилась» детям были показаны
способы правильного пользования носовым платком. Затем воспитатель вложил чистые
платочки куклам в карман. Дети с удовольствием играют с «больными» куклами и в
результате через 2-3 недели в большинстве своем овладевают навыки правильного
пользования носовым платком и т.д.
Средняя группа
Минул еще год. Дети
подросли, овладели рядом навыков культурного поведения, много узнали. А между
тем работа педагога по воспитанию у ребят навыков культурного поведения
значительно усложняется и расширяется.
Дети пятого года
жизни наблюдательны, любознательны, активны. Их интересы становятся
разносторонними. Увеличивается объем знаний, расширяются возможности
ознакомления детей с явлениями общественной жизни. Предметом детского внимания становится
труд взрослых, их взаимоотношения в процессе труда, яркие, заметные события в
ближайшем окружение, дома. И атмосфера жизни в детском саду приобретает для
формирования нравственных чувств и качеств особое значение.
Сочетание
руководства самостоятельной практической повседневной деятельности детей в
детском саду и дома с привлечением их внимания к труду взрослых, общественному
значению этого труда содействует успешному расширению задач воспитания уважения
к взрослым, культуры общения с ними. Эта область воспитательной деятельности
требует, организации внимания детей к взрослым, с которыми они ежедневно
общаются. Ведь именно по отношению к близким чаще всего проявляется жизнь
детей, они не замечают заботы взрослых о них. Чтобы это не произошло, нужно
научить детей видеть, понимать и оценивать труд взрослых, их положительные
действия и отношения. Хорошее средство для этого – правильное отображение таких
действий в занятиях и играх. Два-три нравственно направленных занятия можно
посвятить специально в течении года специально уважения к окружающим взрослым,
прежде всего к родителям, педагогам, няням.
Старшая группа
В старшем дошкольном
возрасте формирование нравственных качеств личности и привычек культурного
поведения активно продолжается. Содержание педагогического процесса на этом
этапе составляет воспитание уважения к родным и близким, привязанности уважения
к воспитателям, осознанного стремления порадовать старших хорошими поступками,
желание быть полезным окружающим. У детей старшей группы необходимо активно и
последовательно формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и
заниматься сообща, умение подчиняться требованиям, в своих поступках следовать
примеру хороших людей, положительным, героическим персонажем известных
художественных произведений.
В нравственном
воспитании старшего дошкольника продолжает занимать большое место воспитание
культуры общения. Формирования уважения к окружающим, доброжелательности,
волевых качеств, сдержанности происходит в коллективе сверстников. Коллектив
играет в жизни детей все большую роль, взаимоотношения детей усложняются.
В поведении старшего
дошкольника ярче выступает связь нравственных качеств и свойств личности с
интеллектом, познавательным и интересным, отношением к окружающему миру, к
деятельности, к взрослым и сверстникам, к себе. Ребенок в процессе общения уже
может быть сдержанным, умеет действовать в интересах партнера или группы
сверстников, проявляя при этом волевые достаточные усилия. Но, конечно же, это
только начало умения, которое надо развивать и закреплять.
Главным в
целенаправленной воспитательной деятельности педагога на ступени старшего
дошкольного возраста, продолжает оставаться организация жизни и деятельности
ребенка, соответствующая опыту содержательного общения, формированию доброжелательного
отношения к сверстникам и окружающим.
Эффективным методом
уточнения систематизации нравственных представлений старших дошкольников
является этическая беседа. Такие беседы должны органически быть включены
в систему многообразных методов воспитания.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|