Методическая разработка по курсовой работе: «Воспитание культуры поведения у дошкольников»
Воспитание
культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их
успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с
учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий
в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости
соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно
добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, из правильной
последовательности.
В младшем возрасте
необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально
направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей,
активизировать их инициативу и творчество. В старших группах большое значение
приобретают учебные мотивы. Однако для более успешного формирования и
закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно
сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов
по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки,
символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает
им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о
последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление
о пользе физкультурных упражнений. Гигиенические знания целесообразны и на
занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой.
Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны
детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе
можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения
по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных
видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный
момент для гигиенического воспитания.
Для эффективного
гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид
окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте
очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для
них образцом.
Для закрепления
знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения,
например, назначить санитаров для систематической проверки у сверстников
состояния ногтей, рук, одежды, содержания личных вещей в шкафу. Навыки и детей
быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях.
Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих
действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.).
Обязательным условием
формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому
образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного
учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья
детей, полноценного физического и гигиенического развития.
Следующее условие,
необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со
стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с
воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность
родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка
в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их
соблюдали.
б) Культура
общения со взрослыми и сверстниками
Человек, как
существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы
контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и
т.д. любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила
поведения, обусловленные нормами морали. Общение детей дошкольного возраста,
прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг
общения расширяется – добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и
другими работниками дошкольного учреждения.
Задача родителей и
педагогов – воспитывать у ребенка культуру общения.
Какие наиболее важные
нравственные качества хотим мы видеть в наших детях?
Вежливость - Она украшает человека, делает его
привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. «Ничто не стоит так
дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Без нее невозможно представить
взаимоотношения людей. Вежливость детей должна основываться на искренности,
доброжелательности, уважении к окружающим. Вежливость приобретает цену, если
она проявляется ребенком по велению сердца».
Деликатность - сестра вежливости. Человек, наделенный этим
качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать
собственное превосходство своими действиями. Задатки деликатности исходят из
глубокого детства.
Предупредительность
- Необходимо добиваться
от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у
них из добрых побуждений.
Скромность - Эта нравственная черта личности показатель
подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и
высокая требовательность к самому себе. Необходимо формировать у детей умение.
Общительность -
В ее основе лежат
элементы доброжелательности, приветливости к окружающим – непременные условия в
выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от
общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть
рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость,
резкость. В этих проявлениям – истоки уважения к людям. Общительный ребенок
быстрее находит место в детском саду.
Необходимым условием
для всестороннего развития ребенка является наличие детского общества, в
котором формируются черты нового человека: коллективизм, товарищество, взаимопомощь,
сдержанность, навыки общественного поведения. Общаясь со сверстниками, ребенок
научится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Ребенок
воспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения
детей. Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с его умения
строить свои отношения со сверстниками: с начала, в детском саду и в школе,
затем у отдельных детей и соответствующие проявления – отнять, толкнуть и т.д.
Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети как он, что
свои желания приходиться соизмерять с желаниями других, тогда в нем возникает
нравственная основа для усвоения необходимых форм общения.
Воспитание культуры
общения осуществляется в тесной связи с формированием у детей навыков
коллективизма. Формируя у ребенка стремление к общению, взрослые должны поощрять
даже самые незначительные попытки играть друг с другом.
Полезно объединять
детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать
чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность. В интересной, насыщенной
событиями жизни общение детей приобретает особую сдержанность. Педагог
использует различные приемы, которые помогают разнообразить повседневную жизнь
детей. Например: утром встретить их приветливой улыбкой, постараться увлечь
интересной игрушкой. Сегодня в его руках лохматый медвежонок, который
здоровается с ребятами. Утор началось жизнерадостно и этот настрой сохраняется
у детей в течение дня. Переполненные впечатлениями, дети не раз возвращаются к
разговору о том, что их удивило и взволновало. Общение между ними происходит в
атмосфере дружелюбия и приветливости.
У воспитанников
детского сада возникает много поводов для общения. Театр игрушек, песня, спетая
на прогулке, собранный по цветочку букет, побуждения к обмену впечатлениями,
заставляют тянуться к сверстникам. Главное общение - «ребенок-ребенок»,
«ребенок-дети» идет по собственному побуждению, т.к. жизнь в обществе
сверстников ставит воспитанника в условия делить что-то вместе: трудиться,
играть, заниматься, советоваться, помогать – словом, решать свои маленькие
дела.
Задача взрослых –
направлять отношения детей так, чтобы эти отношения содействовали формированию
навыков коллективизма. Важно прививать ребенку элементарную культуру
общения, помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками: умение без
крика и ссоры договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то
уступать и ждать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры
шумным вторжением. Старший дошкольник должен уметь проявлять к товарищу
предупредительность и внимание, вежливость заботливость и т.д. Такие формы
общения легче усваиваются ребенком, если взрослые поддерживают, следят за тем,
как он ведет себя с товарищами по играм, с близкими и окружающими людьми. Дети
под руководством взрослого приобретают опыт положительного общения.
в) Культура
деятельности; бережное отношение к вещам, игрушкам, книгам, природе
Культура труда и
поведения – это качества, которые являются показателем отношения человека к
своему делу, людям, обществу и свидетельствуют о его социальной зрелости.
Основы их закладываются в детстве, а затем продолжают развиваться и совершенствоваться.
В дошкольный период ребенок овладевает навыками культуры действий с предметами
в играх, труде, на занятиях, т.е. в процессе деятельности. Играя, занимаясь,
выполняя посильные трудовые поручения дома и в детском саду в обществе сверстников,
ребенок усваивает положительный опыт отношений к людям, к труду, вещам.
Необходимо прививать
детям умение правильно обращаться с игрушками, книгами, пособиями, личными
вещами, бережно относиться к общественному имуществу; формировать навыки умения,
связанные с подготовкой к предстоящей деятельности (играм, занятиям, труду)
т.е. учить ребенка готовить рабочее место и все необходимые предметы и
материалы, с которыми он будет играть и заниматься; четко и последовательно
организовывать свою деятельность, планировать время в процессе деятельности,
доводить начатое до конца.
По завершении
деятельности привести в порядок свое рабочее место, аккуратно убрать после
себя, то чем пользовался, сложить игрушки, книги, учебные матерь ялы в таком
виде и в таком порядке, чтобы обеспечивать их сохранность и удобство использования
в следующий раз; привести в порядок свое рабочее место, помыть руки после
занятий с глиной или трудовых поручений.
Старшим дошкольникам
прививают элементарные навыки организации свободного времени в соответствии с
распорядком жизни дома и в детском саду, стремление быть занятым полезной
деятельностью.
Известно, что
маленький ребенок еще не может организовывать свою деятельность, поэтому
организаторами являются родители в семье и воспитатели в детском саду. Под их
руководством деятельность ребенка обретает целенаправленность, содержательность,
становится важным средством воспитания.
Важно учить
относиться детей к общественному имуществу, как к своей личной вещи. Воспитатель
объясняет детям: «Все, что имеется в детском саду – игрушки, посуда, мебель –
твое, мое, наше, общее, принадлежит нам всем. Вот это надо беречь, иначе будет
не с чем играть и заниматься, и в группе станет неуютно». Там, где эта мысль
внушается постоянно, дети быстро овладевают прочными навыками правильного обращения
со всеми окружающими их предметами. Формирование бережного отношения к
общественному имуществу тесно связано с воспитанием коллективистских черт.
Только тогда, когда в сознании ребенка понятия «я», «моё» постепенно в
результате взаимодействия со сверстниками, расширяются до понятий «мы», «наше»,
он начинает бережно относиться к вещам, принадлежащим другим.
Необходимо приучать
правильно, обращаться с учебными пособиями. Правильное обращение с материалами
и пособиями, которые необходимы для различных занятий – рисованием, лепкой,
аппликацией и др., важная задача в подготовке ребенка к школе. Необходимо современно
учить его экономно расходовать бумагу и клей, пользоваться простым и цветными
карандашами, кистью и красками и т.д., содержать все это в надлежащем порядке.
Также особому
вниманию следует уделять правильному обращению с книгой.
С первой встречи
ребенка с книгой важно вызвать уважительное отношение к ней. Книга – одно из
сокровищниц духовного богатства человека. Книги делают нас умнее и взрослее. Книги
нас учат, забавляют, радуют.
«Если хочешь
посмотреть книгу, проверь руки, - чистые ли они», - это должно стать правилом
для каждого маленького читателя. Дети должны знать, что книгой пользуются в
специально отведенном для этого месте за столом, а не на ковре или в игровом
уголке. Нельзя обращаться небрежно даже с ненужной книгой. На протяжении дошкольного
детства ребенок должен твердо усвоить правило обращения с книгой:
-
береги книгу: не пачкай
её, не заминай страницы, правильно их перелистывай, не смачивай палец слюной.
Не играй с книгой, она от этого портится;
-
после того как посмотрел и
почитал книгу, не забудь положить её на место;
-
правильно храни книгу, в
специально отведенном для неё месте – в книжном шкафу ил на полке;
-
если заметил, что книга не
в порядке, почини её сам или с помощь взрослого.
На пятом году жизни
дети приобретают навыки, помогающие им организовать свою деятельность, готовить
всё необходимое для игры, труда ил занятия; определять свое место, чтобы было
удобно, не мешать другим. Если ребенок не приучен к этому, то его деятельность
утрачивает целенаправленность и зависит от случайности.
Если мы вовремя не
воспитаем у ребенка умение готовиться к предстоящим делам, то отсутствие этого
ценного навыка скажется и в дальнейшем, когда он станет школьником. Полезно
разъяснить, что любая деятельность – требует определенной подготовки: надо
предвидеть, какие игрушки или пособия потребуются. Лишний раз напомнить, чтобы
ребенок не начинал дело, пока не убедится, что все необходимое приготовлено.
Старших детей надо
приучать предвидеть, что и как они намереваются делать, мысленно представляя
план своих действий. Будущий школьник должен знать правила, помогающие организовать
предстоящую деятельность, её ход и завершение:
-
прежде чем начать игру,
любое дело, прикинь, что для этого потребуется;
-
определи заранее, где
удобнее играть или заниматься, чтобы ты не мешал другим, и тебя не отвлекали;
-
подготовь заранее место,
расположи на нем все необходимое так, чтобы все было под рукой;
-
проверь свой внешний вид,
не приступай к делу, пока не приведешь себя в порядок;
-
твои дела не должны
вносить беспорядок в комнату;
-
не оставляй дело
незаконченным;
-
не берись за новое дело,
не завершив старое;
-
убери за собой все, чем ты
играл и занимался, каждой веще свое место, чем ты пользовался, оставляй в
полном порядке, пусть все игрушки, книги, пособия будут в состоянии готовности;
-
кисти промытыми, а
карандаши – отточенными, рисунки, лепка, альбомы – сложенные в определенном
месте, игрушки – ожидающими встречи со своим хозяином;
-
не забудь привести и себя
в порядок – вымыть руки, снять фартук, аккуратно сложив его, на место.
Знание указанных
правил и умение руководствоваться ими помогает старшим дошкольникам приобрести
навыки организации свободного времени. При целенаправленном воспитании у
ребенка образуется привычка быть занятым; умение самостоятельно организовать
свои дела по интересу, способность заниматься тем, чем необходимо, расходовать
свою энергию на разумную деятельность. Эти привычки являются основой для
дошкольного развития организованности будущего школьника.
Но главное -
воспитывающее значение детской деятельности, которая заключается в том, каково
её содержание, устойчивость и длительность, чему она учит, какие нравственные
качества развивает в ребенке. Как он себя проявляет: умеет ли применить
имеющиеся знания и умения, моральные представления в действии? Если играет вместе
с товарищем, то, как себя проявляет: обходителен или дерзок, вежлив или груб,
щедр или жаден и т.д. Соответствует ли содержание деятельности уровню его возрастных
возможностей? Взрослые должны руководить детской деятельностью: уметь создать
условия для разнообразных игр, труда, занятий, учить ребенка умению организовывать
свою деятельность; содействовать вовлечению его в игры, занятия, труд; при
необходимости оказывать ему помощь в выборе и формировании различной деятельности,
в расширении её содержания, достижения поставленной цели.
Каждый вид детской
деятельности (игры, труд, занятие) создает благоприятные возможности для
осуществления определенных задач воспитания, связанных с формированием культуры
поведения дошкольников.
В игре формировать
нравственные чувства, нравственное сознание и моральные поступки,
коллективистские навыки, дружеские отношения, умение следовать игровым
правилам, общему замыслу; на занятиях – культуру учебной деятельности, умение
вести себя в соответствии с правилами, дисциплинированность, организованность,
уважение к слову воспитателя, к общему заданию; в процессе трудовой деятельности
– трудолюбие, бережливость, аккуратность, чувство ответственности, умение
действовать сообща, рационально применять орудие труда и те умения и навыки,
которые обеспечивают наибольшую результативность. В процессе любого вида
деятельности нужно осуществлять широкий круг задач воспитания, связанных с
формированием морального сознания, нравственных чувств и привычек, являющихся
основой культурного поведения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|
|