бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Лингвометодические основы изучения написания буквы "ерь" бесплатно рефераты

Давайте попробуем вместе составить самоинструкцию по нашему правилу.

- Итак, как звучит наше правило?

(Учащиеся формулируют правило) .

- Если четко следовать правилу, что мы должны сделать сначала?

(Узнать, оканчивается ли слово на шипящий) .

(На доске: оканчивается ли.. на шипящий) - Хорошо. Если да, идем дальше. (Учитель проговаривает "На конце существительных".) (Узнать, является ли слово существительным) . (На доске: проверяемое слово - существительное) .

-Если да, идем дальше (существительное женского рода) .

(Определяем род существительного) .

(На доске: определите род (м. р., ж. р., ср. р.) - Если да, идем дальше (Женский род, единственное число) .

(Узнать число) .

- Мы будем узнавать число для существительных любого рода?

(Нет, только женского рода) .

(На доске: ед. ч., мн. ч. под ж. р.) .

- И какой будет итог?

(В единственном числе Ь пишется, в множественном - не пишется, в мужском и среднем родах - не пишется) .

- Вот такая получилась самоинструкция. (Вывешивает плакат "Самоинструкция") (Самоинструкция прилагается) III. А теперь давайте проверим ее. Для проверки возьмем слова: "ночь", "нож", "задач", "училищ", "конь". (Пример разбора нами представлен в _3 главы 2) .

Комментированное письмо.

Пользуясь самоинструкцией запишите в два столбика слова: 1 столбик - с Ь, второй столбик - без Ь (1 учащийся около доски) : печь, мышь, камыш, задач, училищ, плащ, пляж, рожь, мяч, паж, ночь. Докажите, почему так.

IV. Упражнение в учебнике.

1) N 381.

2) А теперь составим с вами кроссворд.

Я буду загадывать отгадки, а вы впишите их в клеточки.

1. Ходит вдоль каравая, его разрезая. (нож) .

2. Утки в море, хвост на заборе (ковш) .

3. Зимой все ест, а летом спит (печь) .

4. Мала, а никому не мила (мышь) .

5. Тело теплое, а крови нет (печь) .

V. Итог урока.

VI. Д/з Упр. 383.

На следующих уроках учащиеся выполняют ряд тренировочных упражнений, в которые обязательно должны быть включены варианты орфограммы. Мы рекомендуем использовать на уроках упражнения из списка упражнений, представленных нами в _ 4 главы 2, т.к., как уже сказано выше, учебник для второго класса не охватывает всех вариантов данной орфограммы. Такие же упражнения помогают учащимся увидеть все случаи, на которые распространяется наше правило и потренироваться в их написании. а это, в свою очередь, будет способствовать формированию правильного, осознанного и, в конечном счете, автоматизированного навыка.

На каждом последующем уроке по изучению темы на доске должна висеть таблица, в которой представлены все варианты орфограммы.

Эта таблица является своеобразной памяткой для учащихся.

На третьем уроке изучения темы проводится свертывание алгоритма, как это было представлено в 4 главы 2. На этом же уроке проводится предупредительный диктант, для которого можно использовать упражнение 384 из учебника. При предупредительном диктанте с предварительной подготовкой перед записью отдельного предложения или целого текста устно проводится объяснение определенных орфограмм, имеющихся в словах, которые входят в данное предложение или текст. Чтобы учащиеся более внимательно относились к устному орфографическому разбору, учитель предлагает во время диктанта непосредственно перед написанием слов письменно объяснить соответствующие орфограммы.

По-прежнему полезно использовать комментированное письмо.

Эффективным видом упражнений являются и упражнения типа списывания, которые можно включать в середине и в конце урока.

Списывая текст без пропуска букв и давая письменное объяснение, ученик должен не только определить, когда нужно применить орфографическое правило, но и установить, какое правило, и объяснить соответствующее написание, производя в определенной последовательности разбор данного слова.

Особенностью данного упражнения, которое эффективнее, если учащимся предлагается выписать из текста определенные слова и письменно объяснить орфограмму, является то, что учащиеся звуковой образ слова воспринимают, проговаривая его про себя и то, что они запечатлевают зрительный образ слова, правильно написанного в тексте.

Для списывания можно использовать также текст, в котором пропущены буквы, но при этом учитель должен предложить детям проводить письменное объяснение орфограммы непосредственно перед написанием слов.

Из урока в урок возрастает значение творческих заданий, требующих от учащихся большей самостоятельности. В число таких заданий могут войти упражнения N 1, N 7, N 16, N 20, N 22, N 24 из _4 главы 2.

На четвертом уроке проводится подготовка к диктанту с объяснением трудных случаев, как было показано в _ 4 главы 2.

На уроках по изучению темы "Правописание Ь после шипящих на конце существительных", можно использовать различные формы работы: фронтальную, когда учитель работает со всем классом; групповую, когда класс разбивается на группы, в частности, каждому ряду дается свое задание, а по одному представителю от ряда работают у доски. После выполнения задания, обязательно провести проверку.

И, конечно же, необходимо использовать индивидуальную форму работы, в частности, работу по карточкам. Карточки составляются по дидактическим материалам, изложенным в _ 4, N 14, N 6, N 8, N 5 (у доски) , N 11, N 8.

На пятом уроке проводится диктант, в текст для которого должны быть включены те варианты орфограммы, которые были предметом специальной заботы учителя.

После диктанта проводится работа над ошибками по методике, описанной в 4 главы 2.

Мы провели следующий диктант: Диктант Шумит камыш, белый парус, зеленый дуб, колосистая рожь, верный друг, гремела картечь, вкусная конфета, яркое солнце, в городе много училищ, по широкому полю, холодная осень, маленький мальчик, душистая сирень, Коля решил пять задач, пушистый котенок. В диктант были включены пять представителей нашей орфограммы. Писали диктант 22 ученика, следовательно вероятность ошибок составляет 110. Однако, по данным проверки общее количество ошибок равно 11, что составляет 10% от возможного количества ошибок.

Процентное соотношение ошибок мы записали в таблицу:


N варианта

Представитель ошибок

Количество ошибок

Процент орфограммы

1.

рожь

0

-

2.

камыш

2

~1.8%

3.

картечь

3

~2.7%

4.

училищ

4

~3.6%

5.

задач

2

~1.8%

Возможное количество ошибок 110 = 100%

Допущено ошибок - 11 = 10%


Из данной таблицы видно, что тема усвоена на достаточно высоком уровне.

В Ы В О Д Ы по III главе Проведя анализ самостоятельных работ, индивидуальных работ учащихся по карточкам, анализ диктантов, мы сделали самый главный для нас вывод о том, что навык написания Ь после шипящих на конце существительных у учащихся сформировался на достаточно высоком уровне. В проверенных диктантах из 110 возможных ошибок учащиеся допустили только 11, и самым сложным оказался для ребят слово "училищ" с. р. мн. ч. В этом слове 4 ученика допустили ошибку.

Этот вариант оказался трудным для учащихся, хотя с ним мы неоднократно сталкивались на уроках.

Проводя изучение темы описанным выше образом, было интересно наблюдать за тем, как постепенно совершенствуется навык правописания у учащихся. Они уже не испытывали трудностей при выполнении упражнений на конструирование и творческих заданий.

При изучении этой темы ребята впервые столкнулись с алгоритмом и, кроме того, составили его сами. Ребята с большим интересом и желанием работали с ним и сами, не зная того, совершенствовали навык.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В нашей дипломной работе, посвященной теме "Формирование орфографического навыка в начальной школе (на примере изучения правописания буквы ерь после шипящих на конце существительных с учетом вариантов орфограммы) " в первой главе мы изучили психолого-педагогические основы формирования навыка. Учитель формируя орфографический навык должен прежде всего стремиться к тому, чтобы учащиеся ставили перед собой конкретную учебную задачу, т.к., как говорят психологи, "актуально осознается то, что находится в светлой точке сознания", т.е. является целью деятельности. Вырабатывается орфографический навык в результате выполнения определенной системы упражнений. В своей работе мы представляем эту систему упражнений, выработанную В. А. Онищук. Мы приводим описание каждого вида упражнений и последовательность их выполнения.

Во второй главе мы провели анализ формулировки правила, касательно нашей темы, в учебниках по русскому языку по программам 1-3 и 1-4 и дали свою формулировку этого правила для учащихся начальных классов, исходя из того, чтобы эта формулировка послужила руководством к действию, т.е. отразили в ней все необходимые и достаточные признаки орфограммы. На наш взгляд эта формулировка такова: После шипящих на конце существительных ь пишется только у существительных женского рода в единственном числе.

Она ориентирует учащихся на выяснение всех существенных признаков орфограммы, определяющих правильность написания (существительное с шипящим на конце, женский род, единственное число) , позволяет установить учащимся ту последовательность при анализе, которая фактически нужна ученику для определения написания.

Изучили варианты орфограммы правописания ь после шипящих на конце существительных, как разновидность одной и той же орфограммы, находящейся в своеобразных фонетических, семантических и грамматических условиях, в результате чего у учащихся возникают трудности в применении правила. На наш взгляд, варианты орфограммы необходимо учитывать при изучении той или иной орфограммы, т.к. учитывая варианты, мы учитываем те трудности с которыми могут встретиться учащиеся, а значит и предупреждаем ошибки, что в свою очередь сказываться на полноценности орфографического навыка.

Провели анализ учебников на наличие вариантов орфограммы, который показал, что не все варианты представлены в учебниках.

Выделили варианты орфограммы, необходимые для изучения в школе и определили степень их трудности. Самым трудным для учащихся оказался третий вариант орфограммы (сущ. 2 скл. мн. ч. с основой на мягкий шипящий) .

И, наконец, на основе изученной нами литературы и проведенного анализа учебников мы составили методику изучения темы "Правописание ь после шипящих на конце существительных с учетом вариантов орфограммы" в которую вошли: подбор дидактического материала, подбор упражнений с учетом вариантов орфограммы и с учетом вопроса о количественном соотношении вариантов; описание подготовки к проверочной работе, работы над трудными вариантами и работы над ошибками.

Третья глава посвящена описанию опытного обучения, проведенного в 3"А" классе Краснянской средней школы по той методике, которая была разработана и описана нами во второй главе. Мы привели конспекты двух первых уроков по изучению темы и описали работу, проводимую на последующих уроках.

На последнем уроке мы провели контрольный диктант, в который были включены пять представителей изучаемой орфограммы. Проверка диктантов показала, что процент ошибок на нашу орфограмму составил всего лишь 10%, что говорит о хорошем усвоении учащимися данной темы.

Мы считаем, что если будет проводиться работа по этой методике, то это благотворно повлияет на формирование полноценного навыка. Это подтверждают результаты нашего эксперимента, который показал, что у учащихся навык написания ь после шипящих на конце существительных сформировался на достаточно высоком уровне.

ЛИТЕРАТУРА


1. Алгазина Н. Н. Обучение орфографии с учетом вариантов орфограмм. - М., 1981.

2. Алгазина Н. Н. Вариантность дидактического материала по орфографии (V, VI кл.) - М., 1981.

3. Алгазина Н. Н. Формирование орфографических навыков. - М., "Просвещение", 1987.

4. Алгазина Н. Н. Предупреждение орфографических ошибок учащихся V-VIII классов. - М., "Просвещение", 1965.

5. Баранов М. Т. Ознакомление учащихся IV класса с орфограммой и первоначальный этап формирования орфографического навыка. -М., 1970.

6. Богоявленский Д. Н. Психология усвоения орфограмм. - М., 2-е изд., 1966.

7. Ветвицкий, Иванова, Моисеева. Современное русское письмо. - М., 1977.

8. Власенков А. И. Развивающее обучение русскому языку. - М., 1983.

9. Гранин, Бондаренко, Концевая. Секреты орфографии. -М., 1991.

10. Жедек П. С. Усвоение фонемного принципа письма и формирование орфографического действия. - Харьков, 1974.

11. Жуйков С. Ф. Формирование орфографических действий. - М., "Просвещение", 1965.

12. Журжина Ш. В., Костромина Н. В. Дидактический материал по русскому языку. - М., "Просвещение", 1990.

13. Иванова В. Ф. Принципы русской орфографии. -Л., 1977.

14. Кайдалова А. И., Калинина И. К. Современная русская орфография. -М., 1971.

15. Кузьмина С. М. Теория русской орфографии. - М., 1987.

16. Львов М. Р. Основы обучения правописанию в начальной школе. - М., 1988.

17. Львов М. Р. Правописание в начальных классах. -М., 1990.

18. Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника. - М., "Просвещение", 1977.

19. Матюхина М. В. Психология младшего школьника. - М., "Просвещение", 1976.

20. Обучение орфографии в восьмилетней школе. Составитель М. М. Разумовская. -М., 1974.

21. Онищук В. А. Урок в современной школе. Пособие для учителя. - М., "Просвещение", 1981.

22. Орфография и русский язык. - М., 1966.

23. Панов В. М. И все-таки она хорошая. Рассказы о русской орфографии, ее достоинствах и недостатках. - М., 1964.

24. Петерсон М. Н. Система русского правописания. - М., 1955.

25. Правила русской орфографии и пунктуации. - М., 1956.

26. Разумовская М. М. Методика обучения орфографии в школе. - М., 1992.

27. Разумовская М. М. Грамматический анализ при обучении орфографии. - М., 1962.

28. Рождественский Н. С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания. - М., 1960.

29. Селезнева Л. Б. Современное русское письмо (системный анализ) . - Томск, 1984.

30. Сергиевский А. С. Сопоставление при повторении орфограмм. - М., 1966.

31. Современная русская орфография. - М., 1964.

32. Текучев А. В. Основы методики орфографии в условиях местного диалекта. - М., 1953.

33. Чибухашвили В. А. Формирование у учащихся пунктуационных навыков с применением ЭВМ. М., 1994.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7