Коррекция дисграфии у детей младшего школьного возраста путем компьютерных технологий
2. Работа на лексическом уровне.
Основная задача: развитие словаря,
развитие лексико-грамматического строя речи. Примерные виды заданий: подобрать
имена прилагательные к именам существительным; подобрать глагол к имени
существительному (составить предложение); образовать единственное и множественное
число имен существительных; образование имен существительных с помощью
уменьшительно-ласкательных суффиксов; найти синонимы (антонимы) и др.
3. Работа на уровне смешиваемых букв.
Основная задача: развитие фонематического
анализа и синтеза.
Примерные виды заданий: вставить
пропущенные буквы; исправить ошибки; вставить слоги; заменить букву и др.
Таким образом, компьютерные программы,
предназначенные для коррекционного обучения детей, в первую очередь учитывают
закономерности и особенности их развития, а также опираются на современные
методики преодоления и предупреждения отклонений в развитии. Многообразие
дефектов, их клинических и психолого-педагогических проявлений предполагает
применение разных методик коррекции, а следовательно, и использование разных
компьютерных технологий. Их применение способствует повышению результативности
коррекционно-образовательного процесса. Поэтому разработка новых приемов,
методов и средств коррекционного обучения детей представляется одним из
актуальных направлений развития специальной педагогики.
Глава
2. Эмпирическое исследование дисграфии у детей младшего школьного возраста
2.1 Методы и организация исследования
Экспериментальное изучение проводилось на базе МОУ НОШ № 1
пгт Эльбан, с учащимися 1-2 классов. В исследовании принимало участие 12 детей: 6 мальчиков, 6
девочек.
Целью нашего исследования явилось изучение нарушения письма у
младших школьников.
Для выявления исследования были выбраны занятия, которые
соответствовали целям и задачам нашей работы и дали возможность получить
значимые результаты.
Схема обследования детей с расстройствами письма включает следующие разделы. (см. приложение 1)
1.
Исследование
состояния ручной моторики
Первый этап состоит из комплекса двигательных
упражнений для выявления координаций движения рук, ног и глаза.
Мы определяли ведущую руку, ногу и
глаз у этих учащихся. Определение ведущей руки производится с использованием
следующих проб.
- Проба на переплетение пальцев (при
леворукости большой палец левой руки оказывается сверху);
- Проба на аплодирование (при
леворукости активное участие принимает левая рука);
- Проба «поза Наполеона»— скрещивание
рук на груди (у леворуких кисть правой руки оказывается сверху).
Предлагали следующие задания:
А) соединить 1-й и 2-й пальцы в виде
кольца, вытянуть 2-й и 3-й пальцы, затем 2-й и 5-й пальцы (остальные пальцы при
этом согнуты).
Б) Этот комплекс двигательных
упражнений направлен на развитие тонкой моторики пальцев рук, в которых
движения ладонями и пальца и выполняются одновременно, попеременно, с
одновременной сменой движений пальцами правой и левой руки.
Перебор пальцев (поочередное
прикосновение большого пальца к 2, 3, 4, 5-му пальцам, которое производится
одновременно двумя руками, сначала в медленном, затем в более быстром темпе; 2)
«игра на рояле» (поочередное прикосновение пальцев к столу, от большого пальца
к мизинцу и от мизинца к большому пальцу: 1, 2, 3, 4, 5; 5, 4, 3, 2, 1) сначала
правой рукой, затем левой и одновременно двумя руками.
В) Для определения ведущей ноги
ребенку предлагается встать на одно колено, сделать небольшой прыжок в длину.
Если ребенок левша, то он встанет на
правое колено, а отталкиваться будет левой ногой, т.к. она у него ведущая.
Г) Для определения ведущего глаза
предлагается посмотреть в дырочку, в калейдоскоп, в отверстие трубки;
используется проба с карандашом.
Если человек левша, то у него ведущий
левый глаз.
2.
Для обследования
предлагали «графо – моторные методики».
Методика «Срисовывание фигур».
Цель: Найти нарушения пространственного праксиса, неполноценности зрительно-моторной координации.
Инструкция: предложила набор фигур для копирования Е.Taylor(1959).(рис. приложение 2, 3)
Инструкция: «Я предлагаю тебе использовать набор десяти
фигур. Фигуры воспроизводятся тобой по памяти.»
В зависимости от степени погрешностей при воспроизведении
фигур каждая оценивается в 1, 0,5 или 0 баллов.
1балл – это правильно скопированные или нарисованные
предлагаемые фигуры.
0,5 балла – это небольшие погрешности.
0 баллов – это неправильный или не воспроизведенный по
памяти.
Затем оценки суммируются.
3.
Обследование
письма.
Обследование начинается с самых
простых заданий.
Наиболее доступно для детей задание
сложить слова из разрезной азбуки.
Инструкция: Мы показываем картинки с изображением предметом и складывает соответствующие
слова. Вначале для облегчения задания можно давать ребенку не все буквы азбуки,
а лишь те, из которых состоит то или иное слово. Мы предлагали детям картинки, где изображены кот и петух, и дали детям несколько букв. Это О, Т, К, П, Х, Е, У. Если задание будет
выполнено правильно, ребенку предоставляют все буквы азбуки и картинки по
сложней.
Написание слов по картинкам.
Детям предлагаются
картинки с изображениями хорошо знакомых ему предметов повседневного обихода.
Картинки следует подбирать так, чтобы слова были различной сложности (стечение
согласных, сложная слоговая структура, сочетание смешиваемых звуков), например:
сковорода, скворечник, карандаш, ножницы, телевизор, магнитофон, пирамида,
баранки, лыжи, коньки, шуба, старушка, бабушка, сушки, гриб, спички, зажигалка,
коробочка, щипцы, клещи, чулки, зубы.
Инструкция: Мы даем задание написать
названия предметов, изображенных на картинках.
4.
Для исследования
специфических ошибок использовались контрольные письменные работы школьников с
дисграфией. У каждого учащегося было проанализировано 7 диктантов и 4
списывания.
2.2
Выявление уровня сформированности навыка письма у младших школьников
1.
Исследование
ручной моторики показали:
Результаты исследования ведущей руки сведены нами в таблицу
1.
Таблица 1 Обследования детей на ведущий «глаз, руку, ногу»
Имя Ф.
|
кл.
|
Ведущая рука
|
Ведущая нога
|
Ведущий глаз
|
1.Екатерина П
|
1
|
Прав.
|
Прав.
|
Прав.
|
2.Василий Н.
|
1
|
Прав.
|
Прав.
|
Прав.
|
3.Светлана Л.
|
2
|
Левая
|
Левая
|
Левый
|
4.Андрей К.
|
1
|
Левая
|
Левая
|
Левый
|
5.Елена В.
|
2
|
Прав.
|
Прав.
|
Прав.
|
6.Анастасия М
|
2
|
Прав.
|
Прав.
|
Прав.
|
7.Стас Ю
|
1
|
Левая
|
Левая
|
Левая
|
8.Ульяна С
|
2
|
Прав.
|
Прав.
|
Прав.
|
9.Вика Б.
|
1
|
Прав.
|
Прав.
|
Прав.
|
10.Саша В.
|
1
|
Левая
|
Левая
|
Левая
|
11.Данил Д.
|
2
|
Прав.
|
Прав.
|
Прав.
|
12.Максим П.
|
1
|
Прав.
|
Прав.
|
Прав.
|
Таким образом, мы можем сделать следующие
выводы:
Светлана Л. и Андрей К., Стас Ю.,
Саша В. левши. У всех детей были сложности во время выполнения 2 и 3-ей
комбинаций (задание А). Светлана Л., Анастасия М. и Василий Н. пальцы считали, не начиная с большого, а с мизинца, поэтому
делали ошибки. При выполнении задания Б из всей группы 33% выполнили правильно, у других же возникли затруднения, особенно при
увеличении темпа выполнения задания.
2.
Срисовывание
фигур.
Без грубых погрешностей большинство детей справились с этим
заданием.
В этом задании дети затруднялись по рис. 6,7,9,10. По
остальным рисункам были не большие погрешности.
3.
Некоторые дети 1 классов писали печатными буквами и им было сложно, т.к. в слове сковорода были сделаны ошибки скоровода, вместо скворечник дети
писали как слышали скварешник, было много замен у – ю, б – п, о –
а, ж – ш и т.д. В этом пункте все дети делали ошибки. Из 100 % детей 10 % было
сделано верно. К этой категории относится ученица 2 – го класса, которая
неверно сделала из предлагаемых картинок, всего 2 картинки.
4.
Для исследования
специфических ошибок использовались контрольные письменные работы школьников с
дисграфией. У каждого учащегося было проанализировано 7 диктантов и 4
списывания. Фиксировались следующие ошибки: смешения графически сходных
рукописных букв, у Максима (и-у), у Андрея (т-п), у Вики (б-д) и др.; ошибки
обозначения границ предложения и слова; пропуски букв, обозначающих согласные и
гласные звуки; пропуски слогов; вставки, перестановки, антиципации,
персеверации букв и слогов; смешения букв, обозначающих близкие по
артикуляционно-акустическим признакам звуки; зеркальное написание букв;
аграмматизмы.
Приведем некоторые примеры ошибок
письма.
Пример 1. Ученица 1 – го класса
Екатерина П., 7 лет, имела на фоне других и зеркальные ошибки письма,
включавшие реверсию порядка. При воспроизведении слов различной слоговой
структуры нарушался порядок букв в слове с перестановкой их в зеркальной
последовательности (напри мер: окно — коно, дымок — дыком, труба — ртуба).
Пример 2. Ученик 1-го класса Василий Н., 7 лет,
демонстрировал стойкое написание слов-предлогов и приставок с изменённой
последовательностью букв в противоположном направлении. Например, предлоги за,
но, по, на писались как аз, оп, он, ан; аналогично написание приставок: нашёл — аншел, вырос — ыврос и др.
Пример 3. Ученик 1-го класса Андрей К. 7 лет, и Света Л., 8
лет со 2 класса целые слова и предложения писали левой рукой в направлении
справа налево, с зеркальным изменением порядка и форм букв, тем самым
демонстрируя смешанные типы зеркальных ошибок письма.
Ошибки детьми не замечались и
самостоятельно не исправлялись.
Исследование учащихся 2-го класса
выявило тенденцию к снижению количества зеркальных ошибок письма в процессе
обучения
Пример 4. Ученица 2 -го класса Елена
В., 8 лет, испытывала трудности при написании коротких слов слов-предлогов, изменяя последовательность слогов слове и форму отдельных букв на зеркальные эквиваленты. Слова типа
кот, рот, мак писались ею как ток, тор, кам буквы к, р заменялись на зеркальные:
Ошибки учениками самостоятельно не
узнавались и не исправлялись.
Обобщенные результаты исследования
динамики зеркальных ошибок письма у школьников 7—8 лет представлены в таблице 2.
Таблица 2 Наличие зеркальных
ошибок письма, %
Класс
|
Возраст, лет
|
Наличие зеркальных ошибок письма, %
|
1- й
|
7 – 8
|
80%
|
2- й
|
8 – 9
|
57,5%
|
Результаты педагогического изучения письма под диктовку и
списывания учеников с дисграфией показали, что их специфические ошибки были
стойкими и частотными. В среднем в одной письменной работе обнаружено 3,6 таких
ошибок.
Наиболее распространенными ошибками
оказались:
- пропуски букв: дрожит – «дожит»,
низко – «изко», склеил – «клил», карандашей – «карндашей» (20,5% от общего
количества дисграфических ошибок);
- смешения графически сходных букв
и-у, т-п, б-д, х-ж, е-ё, ш-щ, т-н, к-т, Р-Г, т-р, п-к, к-н, п-р, К-Н, к-р, п-н
и др.: щипали – «щитали», лиса – «луса», белый – «делый» (20,1% от общего
количества дисграфических ошибок);
- нарушения обозначения границ
предложений – отсутствие в предложении точки и/или заглавной буквы, неуместное
написание заглавной буквы или точки в середине предложения (13,4% от общего
количества дисграфических ошибок);
В 1 классе наблюдалось большое количество нарушений
обозначения границ предложений. Во 2 классе число этих ошибок было значительно
меньшим.
- ошибки обозначения границ слов –
слитное написание слов или раздельное написание частей слова (10,1% от общего
числа ошибок).(рис.1)
Рисунок 1. Наиболее распространенные ошибки, допущенные детьми 1-2 класса при
обследовании письма
При анализе письменных работ детей с
дисграфией была отмечена неоднородность нарушений письма. Для разных учащихся
было характерно сочетание тех или иных видов специфических ошибок, что
подтверждало необходимость исследования состояния у них других ВПФ, тесным
образом связанных с процессом письма.
Особое внимание следует обращать на
специфические ошибки.
К специфическим дисграфическим
ошибкам относятся следующие:
1 . Специфические фонетические замены.
Это ошибки, указывающие на
недостаточность различения звуков, принадлежащих к одной группе или к разным
группам, различающимся тонкими акустико-артикуляционными признаками. Сюда
относится замена и смешение букв, обозначающих свистящие и
шипящие звуки, звонкие и глухие, мягкие и твердые, р и л; замена букв,
обозначающих гласные звуки. Эти ошибки встречались у таких детей как Екатерина
П., Василий Н., Светлана Л.
2. Нарушение слоговой структуры слова.
Сюда относятся ошибки,
свидетельствующие о недостаточной четкости звукового анализа, о
неумении не только уточнять и выделять звуки и слова, но и устанавливать их
последовательность. Это пропуск отдельных букв и целых слогов, перестановка букв или слогов, раздельное написание частей одного
слова и слитное написание двух слов. К таким ученикам мы отнесем Андрея К.
3 . Грамматические ошибки.
Эти ошибки указывают на не
законченность процесса формирования грамматического
оформления письменной речи. К ним относится, пропуск или неверное употребление предлогов, служебных слов, падежных окончаний, неверное
согласования слов, ошибки в управлении. Именно
описанные выше категории специфических ошибок позволяют установить у ребенка дисграфию, поэтому они считаются диагностическими. Екатерина П., Василий
Н., Светлана Л., Андрея К., Елена В., Анастасия М. Грамматические ошибки
сделали все дети.(рис. 2)
Рисунок 2. Количество детей 1-2 класса допустивших
специфические дисграфические ошибки
У школьников 1 класса обнаружено наибольшее количество
смешений согласных (особенно парных глухих и звонких согласных), во 2 классе их
число было значительно меньшим.
В письме школьников обоих классов наблюдались смешения букв,
обозначающих гласные звуки [а] - [о], [о] - [у], [а] - [э] в сильной позиции.
Из анализа письменных работ видно, что в 1 классе количество
пропусков и смешений гласных (14% от общего числа ошибок) равнялось количеству
пропусков и смешений согласных (16% от общего числа ошибок). У школьников 2
класса преобладали пропуски и смешения согласных над пропусками и смешениями
гласных (25% и 10% соответственно). (рис. 3)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|