Классный руководитель как организатор нравственного развития учащихся
Наряду с систематическими беседами проводятся и
эпизодические беседы, связанные с обсуждением поступков учащихся. Такой
разговор следует проводить сразу после совершения поступка.
В деятельности классных руководителей особенно
большое место занимает разъяснение «Правил для учащихся» как главных критериев
поведения школьников. Опытные классные руководители при проведении бесед о
дисциплине меньше говорят о том, чего нельзя делать, а рассказывают о том, что,
зачем и как нужно делать, как нужно поступать в том или ином случае.
Беседа проводится с классом или индивидуально с
учеником, совершившим недостойный поступок. Опытные классные руководители не
увлекаются коллективным осуждением недостатков в поведении школьников. В ряде
случаев более эффективна индивидуальная беседа с провинившимися учениками. При
этом важно создать атмосферу доброжелательности и доверительности. (5,
с.143-149).
Одна из форм нравственного убеждения – читательская
конференция. Она помогает не только расширить кругозор школьников, развить
у них художественный вкус, но и усвоить нормы и принципы нравственности.
Нередко в ходе читательских конференций обсуждение принимает дискуссионный
характер и конференция перерастает в диспут (особенно в старших классах).
Диспут по вопросам морали – сложная и вместе с тем действенная форма
убеждения. Она требует серьёзной подготовки учащихся. Готовясь высказать
самостоятельное мнение, они лучше уясняют и усваивают нравственные принципы.
Приобщение учащихся к искусству. Классные руководители привлекают учащихся к
участию в конкурсах на лучшего чтеца или рассказчика, к художественной
самодеятельности, обогащающая нравственный мир школьников. К подготовке и
проведению конкурсов привлекают учителей литературы и рисования.
Развитие эстетического вкуса школьников содействуют
также экскурсии в музеи, картинные галереи, на выставки, посещение кино и
театров. (4, с.89-94).
В целях убеждения используются и нравственные
требования к поведению школьников. Требуя, чтобы они хорошо вели себя на
уроке и вне школы, уважали старших, были правдивыми и искренними, классный
руководитель сообщает им знания о нормах и правилах поведения, обогащает их
нравственные представления и понятия. Требования воспитателя к поведению
достигают цели лишь при условии, если они понятны и доступны, связаны с
практикой повседневного поведения детей. (5, с.149).
Этот метод
направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребенок внесет изменения в
свое поведение, в отношения к людям. Такая коррекция может происходить на
основе сопоставления поступка учащихся с общепринятыми нормами, анализа
последствий поступка, уточнения целей деятельности. В качестве модификации
этого метода можно рассматривать пример. Его воздействие основывается на
известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда
запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни
перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Поэтому пример
- наиболее приемлемый путь к коррекции поведения учащихся. (17, с.115).
По мнению
Н.И. Болдырева, большое влияние на сознание и поведение учащихся оказывает
пример других людей. Воспитательная сила примера основана на склонности и
способности к подражанию. Не имея достаточных знаний и жизненного опыта,
школьники присматриваются к поступкам и действиям окружающих, подражают им,
стараются вести себя так, как ведут себя взрослые, товарищи. Пример поведения
других людей оказывает прямое и косвенное воздействие на воспитанников,
стимулирует их стремление к совершенствованию, самовоспитанию и изменению их
жизненной позиции.
Воспитательное воздействие при помощи примера – это
своеобразное использование наглядности в воспитании. Примеры поведения других людей
влияют не только на сознание, но и на чувства воспитанников; они затрагивают не
только их ум, но и нервную систему. Классные руководители широко используют
примеры из жизни и деятельности некоторых знаменитостей.
Жизнь дает не только положительные, но и
отрицательные примеры. Обращать внимание школьников на негативное в
жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных
поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и
необходимо. Вовремя к месту приведенный негативный пример помогает
удержать воспитанника от неправильного поступка, формирует понятие о
безнравственном. (15, с.543).
На формирование сознания и поведения школьников
серьёзноё влияние оказывает и личный пример воспитателей, родителей, близких
людей, товарищей. Никакие слова педагога не могут дать такого ясного
представления о правилах поведения, как его поступки и действия. Дети постоянно
наблюдают, как учитель держится на уроке и в жизни, как он одет, как обращается
с окружающими его людьми. Их интересует, как он откликается на то или иное
событие, как относятся к своим обязанностям. Особенно высоко ценится в
воспитателе цельность характера, требовательность к себе и другим, упорство и
настойчивость в достижении поставленной цели.
Методы использования примеров в процессе воспитания
разнообразны. Это, прежде всего подражание или воспроизведение образца
поведения других людей. Один из методов использования положительных примеров –
это заимствование. Оно предполагает сознательное и выборочное воспроизведение
качеств личности, приёмов и способов её деятельности, поведения. Иногда
заимствуют даже манеры, походку, одежду. В ряде случаев следование примеру
других людей проявляется в соревновании, в стремлении превзойти образец, которому
подражают, в желании достигнуть лучших результатов в труде, повседневном
поведении. (4, с.94-97).
Процесс нравственного воспитания обязательно включает
в себя приучение воспитанников к выполнению норм и правил общественной морали,
выработку и закрепление у них устойчивых привычек поведения. Достигается это
прежде всего упражнением, организацией практической деятельности воспитанников.
В процессе нравственного воспитания классным
руководителем применяются в основном два типа упражнений: организация
нравственного опыта воспитанников путём вовлечения их в разнообразную
деятельность и специальные упражнения для детей.
Особенно велико значение упражнений, связанных с организацией
нравственного опыта. Личный опыт, приобретаемый в процессе целенаправленной
деятельности, - основное условие приучения. Упражнения в разнообразной
деятельности имеют целью выработать привычки в труде и в общественной работе,
во взаимоотношениях с друг с другом. Они содействуют приучению к коллективной
деятельности.
Воспитание в труде – это наиболее действенное
воспитание. Если школьник занят трудом, он обычно любознателен и
дисциплинирован, требователен к себе и честен, он надёжный помощник в семье. У
него больше развито чувство ответственности. К сожалению, из стен школы выходят
юноши и девушки, для которых труд не стал делом жизни. Они не прочь
порассуждать о долге, чести, о высоких принципах морали. Но слова их не
подкрепляются делами.
Серьёзное влияние на формирование поведения
оказывает выполнение различных общественных поручений. Они тесно связаны прежде
всего с организационной деятельностью. Ещё Н.Г. Чернышевский утверждал, что
«…занятия важными общественными делами есть наилучшая школа для развития в
человеке всех истинно человеческих достоинств». (21, с.149).
В воспитании большое значение имеет и обдуманная
организация материальной среды. Классный руководитель должен организовать
дежурство по классу и школьным коридорам. Это подтягивает школьников, обязывает
лучше вести себя, поддерживать порядок.
В целях выработки необходимых навыков и привычек
поведения иногда проводятся специальные упражнения в нравственных поступках.
Классный руководитель и другие учителя показывают учащимся, какие действия и
как нужно выполнять, предлагают их повторять и таким образом упражняют в
определенных делах. Например, путём упражнений они приучаются к соблюдению
тишины и порядка на уроке.
Целесообразны также упражнения в форме организации
положительных поступков. Например, ученику поручается навести больного
товарища, помочь отстающему в учении, собрать цветы для украшения школы и т.п.
Успех применения упражнений, их эффективность зависят
от соблюдения ряда требований. Это - осознание учащимися важности и
необходимости проведения упражнений; их систематичность и последовательность;
общественно полезную направленность; взаимосвязь упражнений с различными
формами убеждения.(5, с. 149-167).
Для младших школьников отражением и воспроизведением
общественной жизни является игра. Игровые ситуации позволяют легко,
увлекательно, без назойливого дидактизма взрослых усваивать на практике правила
поведения. «Игра, - говорил А.С. Макаренко, - имеет важное значение в жизни
ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа,
служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда
вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в
игре».(11, с.373). Игра учит быть деятельными, проявлять инициативу,
действовать в интересах коллектива, подчиняться и руководить. (14, с. 126).
Игровые ситуации проблемно-поискового
характера. Уже в самом
названии этого метода органично сочетаются два эмоциональных стимула – игровой
и проблемно-поисковый. Игра с элементами поиска – занятие, чрезвычайно
увлекательное для школьников. Методы убеждения и упражнения максимально
сближаются, взаимопроникают; создаётся атмосфера естественного «вхождения» в
конкретную ситуацию нравственного содержания. В группу этих методов входят
разыгрывание ситуаций разного уровня сложности, в которых школьники должны
заметить ошибку или найти выход из сложившегося положения. (24, с.54).
В основе этих методов лежит формирование у
учащихся осознанных побуждений их жизнедеятельности. В педагогике в качестве
стимулирования распространены поощрение и наказание. Поощрение
применяется в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность,
предоставление почетных прав, награждение. Наказание состоит в наложении
дополнительных обязанностей; лишении или ограничении определенных прав; в
выражении морального порицания, осуждения. Если побуждение заключается в
одобрении действий воспитанников, то наказание должно предупреждать у них
нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство дискомфортности перед
собой и другими людьми.
Методы стимулирования помогают человеку формировать умение правильно
оценивать свое поведение, что способствует осознанию им своих потребностей -
пониманию смысла своей жизнедеятельности, выбору соответствующих мотивов и соответствующих
им целей, то есть тому, что составляет суть мотивации. (17, с.116).
Они предполагают формирование необходимых навыков в
управлении своими эмоциями, обучение его управлению конкретными чувствами,
пониманию своих эмоциональных состояний и причин их порождающих. Методом,
оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребенка, является внушение и
связанные с ним приемы аттракции. Внушение может осуществляться как
вербальными, так и невербальными средствами. Внушать - это, значит
воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека. Использование
этого метода способствует переживанию детьми своих поступков и связанных с ними
эмоциональных состояний. (17, с.116-117).
Методы организации деятельности и поведения
воспитанников в специально созданных условиях сокращенно называют методами
воспитывающих ситуаций. Это те ситуации, в процессе которых ребенок ставится
перед необходимостью решить какую-либо проблему. Это может быть проблема
нравственного выбора, проблема способа организации деятельности, проблема
выбора социальной роли и другие. Классный руководитель специально создает лишь
условия для возникновения ситуации. Когда в ситуации возникает проблема для
ребенка, и существуют условия для самостоятельного ее решения, создается
возможность социальной пробы (испытания) как метода самовоспитания. Социальные
пробы охватывают все сферы жизни человека и большинство его социальных связей.
В процессе включения в эти ситуации у детей формируется определенная социальная
позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их
дальнейшего вхождения в социальную среду. Модификацией метода воспитывающих
ситуаций является соревнование, оно способствует формированию качеств
конкурентоспособной личности. Этот метод опирается на естественные склонности
ребенка к лидерству, к соперничеству. В процессе соревнования ребенок достигает
определенного успеха в отношениях с товарищами, приобретает новый социальный
статус. Соревнование вызывает не только активность ребенка, но и формирует у
него способность к самоактуализации. (17, с.118).
Создание воображаемых ситуаций нравственного
выбора, близких жизненному опыту школьников. Этот приём ценен тем, что позволяет вести заинтересованный
разговор на актуальные для школьников темы, связанные с их собственным опытом,
их переживаниями. Коллективный анализ ситуации-аналога помогает ребятам сделать
правильный нравственный выбор в затруднительных, противоречивых жизненных
обстоятельствах. (24, с.48).
Они направлены на включение учащихся в
систему новых для них отношений. У каждого ребенка должен накапливаться опыт
социально полезного поведения, опыт жизни в условиях, формирующих элементы
плодотворной ориентации, высоконравственные установки, которые позже не
позволят ему вести себя непорядочно, бесчестно. Для этого необходима
организация работы над собой - "труд души" (В.А. Сухомлинский). В
условиях школы полезно рассматривать упражнения по формированию у детей способности
к суждениям на основе принципа справедливости, еще лучше - решать так
называемые дилеммы.
Метод дилемм
заключается в совместном обсуждении школьниками моральных дилемм. К каждой
дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение.
По каждому вопросу дети приводят убедительные доводы "за" и
"против". Анализ ответов полезно провести по следующим признакам:
выбор, ценность, социальные роли и справедливость.
Использование
моральных дилемм как средства развития экзистенциальной сферы, безусловно,
продуктивно. По каждой дилемме можно определить ценностные ориентации человека.
Дилеммы может создать любой учитель при условии, что каждая дилемма должна:
1) иметь отношение к реальной жизни школьников;
2) быть по возможности простой для понимания;
3) быть незаконченной;
4) включать два или более вопроса, наполненных нравственным содержанием;
5) предлагать на выбор учащимся варианты ответов, акцентируя внимание на
главном вопросе: "Как должен вести себя центральный герой?" Такие дилеммы
всегда порождают спор в классе, где каждый приводит свои доказательства, а это
дает возможность в будущем сделать правильный выбор в жизненных ситуациях. (17, с.119-120). Обычно
метод дилемм используется классным руководителем в старших классах.
Итак, мы проанализировали методы формирования
нравственного поведения школьников. Нужно отметить, что в реальных
условиях педагогического процесса методы воспитания выступают в сложном
и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных
«уединенных» средств, а гармонично организованная их система.
Разумеется, на каком-то определенном этапе воспитательного процесса тот или
иной метод может применяться в более или менее изолированном виде. Но
без соответственного подкрепления другими методами, без взаимодействия
с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение
воспитательного процесса к намеченной цели. И ещё нравственность формируется не на словесных или
деятельностных мероприятиях, а в повседневных отношениях и сложностях жизни, в
которых ребёнку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения и
совершать поступки. Поэтому методы нравственного воспитания должны быть
взаимосвязаны с жизнью.
Таким образом, теоретический анализ состояния
проблемы нравственного воспитания школьников позволяет сделать вывод о том, что
учеными наработаны интересные подходы к данному вопросу, которые можно взять на
вооружение при повышении нравственного воспитания школьников.
Глава III: Методические
рекомендации для классного руководителя по организации нравственного воспитания
учащихся 5-6 классов.
Для того чтобы применить указанные ниже методы
необходимо рассмотреть общение в процессе нравственного воспитания.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|