Классный руководитель как организатор нравственного развития учащихся
Классный руководитель как организатор нравственного развития учащихся
Министерство образования Российской Федерации
Соликамский Государственный Педагогический Институт
Кафедра теории и
истории педагогики
Лискина Екатерина Васильевна
студентка 140 группы естественно-математического
факультета
«Классный
руководитель как организатор нравственного развития учащихся».
Курсовая работа
Научный руководитель:
старший преподаватель
кафедры теории и истории
педагогики Добренко
Анастасия Юрьевна.
Соликамск
2002
Содержание:
Введение........................................................................................................ 3
Глава I:
Теоретические основы нравственного воспитания в школе.... 7
1.
Проблема ценностей в российском обществе................................. 7
2.
Сущность и природа нравственного воспитания.............................. 9
3.
Формирование нравственности учащихся – важнейшая задача школы. 12
4.
Общее понятие о формах, методах нравственного воспитания.. 14
Глава II:
Деятельность классного руководителя в процессе осуществления процесса
нравственного воспитания....................................................... 18
1.
Нравственное воспитание учащихся как важнейшая задача классного руководителя........................................................................................... 18
2.
Методы нравственного воспитания в работе классного руководителя. 23
Глава III:
Методические рекомендации для классного руководителя по организации
нравственного воспитания учащихся 5-6 классов.................................. 35
1.
Этические и психологические основы общения............................. 35
2.
Методические разработки этических воспитательных дел.......... 38
Заключение.................................................................................................. 43
Список литературы:.................................................................................... 45
В наше время перед любым педагогом, классным руководителем, воспитателем
встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания, причина этому лежит в
постоянной смене ценностей общества.
Анализируя это явление Л. Толкачёва говорит: проблемы
воспитания относятся сегодня к самым острым и актуальным не только в
педагогическом, но и социальном плане. Нравственный беспредел, с которым
встретилось наше общество в результате так называемых «реформ», оказывают
негативное воздействие прежде всего на детей, подростков и молодёжь, не
обладающих определенной культурой.(18, с.49). В
обоснование этого факта можно привести постоянно растущие цифры преступности,
особенно молодёжной, а также готовность многих людей действовать в достижении
материального благополучия на грани закона и беззакония. Да и то, что вполне
законно, далеко не всегда вдохновляет. Падение нравственности означает, по
существу, смену ценностных ориентаций людей под влиянием различных
обстоятельств, – в том числе и экономической неустроенности. (12, с.6-7).
Изменения, происшедшие за последние несколько лет, делают
настоятельно необходимым теоретический пересмотр системы ценностей. Вот почему нравственное воспитание
школьников обретает сегодня не меньшую, если не большую значимость, чем знания,
умения и навыки. Поэтому нельзя не согласиться с В. Г. Белинским « Есть много
родов воспитания, но всех выше должно стоять образование нравственное». (3,
с.220). Психолог А.З. Рахимов считает, что после школы все школьные науки, как
правило, забудутся, оставив в памяти лишь общие представления. Другое дело
этические нормы, законы и правила. Для дальнейшей жизни человек должен в
совершенстве владеть законами нравственности. (16, с.11-12).
Нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью
всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят
обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого
характера (например, телесного или этического) большего вреда обществу нанести
невозможно. В связи с этим главную роль в нравственном воспитании отводят
классному руководителю.
Педагогической наукой, практикой школы накоплен
значительный опыт по нравственному воспитанию. В педагогической литературе
исследуемая нами проблематика нашла отражение в фундаментальных исследованиях
Б.Т. Лихачёва, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, И.Ф. Свадковского, В.А.
Сухомлинского, в которых выявляется сущность основных понятий теории
нравственного воспитания, указываются пути дальнейшего развития принципов,
содержания, форм, методов нравственного воспитания.
Имеются работы, в которых дан анализ педагогического наследия писателей,
видных учёных-педагогов, внесших значительный вклад в разработку проблем
нравственного воспитания школьников (Н.И. Болдырев, М.И. Рожков, И.Ф. Харламов,
М.Г. Яновская.).
И.Ф. Харламов считает, что многие вопросы, связанные с методической
основой, т.е. важнейшие приемы и методы, овладеть которыми необходимо для
осуществления нравственного воспитания, требуют нового осмысления. В
педагогической теории в должной мере не изучена технология реализации
нравственного воспитания учащихся в работе классного руководителя и вполне по
конкретным причинам. Важнейшая из них – недостаточная научная разработанность
многих вопросов нравственного воспитания. Например, его содержание в
большинстве педагогических работах раскрывается главным образом лишь с точки
зрения социально-этических требований к поведению и формированию личности. Что
касается возрастного аспекта содержания нравственного воспитания, то о нем во
многих научно-методических работах говориться лишь в общем плане. Нет должной
глубины в раскрытии процессуальной стороны нравственного воспитания и его
движущих сил. Наконец, в педагогической литературе до сих пор не определился
достаточно четкий подход к раскрытию методических основ нравственного
воспитания как целостного процесса, в котором все стороны морального облика
личности школьника развиваются и формируются комплексно, в органической
взаимосвязи. Но ведь на практике классные руководители не занимаются
воспитанием каждого из этих нравственных качеств в отдельности. (19, с.3).
Учитывая все это, нужно раскрыть не только методические, но и
теоретические вопросы нравственного воспитания.
Всё выше изложенное позволило выбрать следующую тему для настоящего
исследования: «Классный руководитель как организатор нравственного развития
учащихся».
Объект исследования – процесс нравственного воспитания школьников.
Предмет исследования – формы и методы организации нравственного воспитания
школьников 5-6 классов.
Цель работы – выявить условия эффективного формирования
нравственности школьников.
Гипотеза исследования – процесс нравственного воспитания будет эффективным и
будет способствовать развитию нравственности у школьников, если:
·
Будут выделены принципы:
целостность, последовательность, систематичность и другие.
·
Будут использованы
динамичные, тренинговые формы работы и методы упражнения, методы проблемных
ситуаций, связанных с жизнью и другие.
Задачи исследования:
1.
Проанализировать
состояние проблемы в современной педагогической теории.
2.
Рассмотреть различные
формы и методы организации нравственного воспитания.
3.
Разработать этические
воспитательные дела (классный час, беседу, игру, обсуждение и другие), с
использованием различных методов организации нравственного воспитания.
4.
Определить
методические рекомендации взаимодействия учителя и учащихся в процессе
нравственного воспитания.
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач были
использованы такие методы исследования: теоретические (изучение
состояния исследуемого вопроса по литературным источникам, анализ и синтез) и
эмпирические (обобщение опыта).
Глава I: Теоретические основы
нравственного
воспитания в школе.
Прежде чем рассматривать вопросы нравственного воспитания,
нужно знать ценности общества в современном мире.
Положение
ценностей в России в начале XXI века:
Нельзя не
согласиться с Н.Д. Никандровым, что изучение таких групп ценностей, как жизнь и
природа, любовь и семья, эротика и секс, культура и образование, досуг, труд,
карьера, собственность, богатство, идеология, политика, свобода, власть
приводит к выводу о кризисном состоянии общества в этом аспекте.
Так, ценность
жизни, казалось бы не может подвергаться сомнению. Однако если посмотреть
на устрашающую статистику роста преступлений, добавить к этому ухудшающуюся
экологию, проблему питания, цен, совершенно не соответствующих зарплатам
подавляющего большинства российских граждан, ухудшение здоровья, резко
понижающуюся продолжительность жизни и рост смертности, - наивысший рейтинг
жизни как естественного права человека не соответствует реально понизившемуся
отношению общества к ценности жизни.
Определенный
оптимизм внушает отношение к группе ценностей, связанных с семьёй,
сексуальностью. Семья по-прежнему остается важнейшей ценностью человека,
по-прежнему любовь считается естественной основой создания семьи. К сожалению,
и здесь тяжелое материальное положение россиян вносит поправки. Растет число
разводов, основной становится однодетная семья. Как и во всем мире, половая
мораль стала в России достаточно свободной. Фактически все более
распространяется и проституция.
Меняется
отношение к образованию. Образование мало вознаграждается реальной
жизнью. Если мальчишка, моющий машину на набережных Москвы, получает много
больше университетского профессора, это вряд ли будет его мотивировать к
продолжению учебы. Если же молодёжь все же идет на продолжение учебы, то выбор
часто диктуется доходностью будущей работы. Отсюда и изменяется отношение к труду
и собственности. Для того чтобы обеспечить будущую жизнь, молодые люди
очень часто переступают черту и входят в криминальный мир, а честный труд
утратил свою популярность.
Что касается
свободы, нельзя не согласиться с изречением П.Н. Столыпина: «Бедность –
худшее из рабств». Всего 3% населения относятся к категории богатых, примерно
20% живут сносно, а остальные едва могут или даже практически не могут
позволить себе самое необходимое. (12, с.8-9).
Поэтому
изучение ценностных ориентаций участников педагогического процесса является
первым и необходимым шагом обновления воспитательной работы школы.
По
результатам общественного опроса, общими ценностями учителей и учащихся
выступают здоровье, семья, справедливость, преданность в дружбе, надёжность,
образование.
Дети отдают
предпочтение свободе, любви и прагматическим ценностям: карьере, собственности,
общительности, возможности развития и способности к самосовершенствованию,
тогда как для педагога карьера и собственность малозначимы. Для учителей более
значимы ценности гуманистической направленности: сострадание, доброта,
уважительное отношение к окружающим, вежливость, природа, Земля, мир. Наименее
популярными оказались христианские ценности. Незначимыми сегодня оказываются и
гражданские ценности, такие как интернационализм, политика, идеология,
патриотизм. (22, с.30-31).
В связи
сменой ценностей в обществе нужно проанализировать процесс нравственного
воспитания.
В кратком
словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. Мораль
(латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же
само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности),
чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг
с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом).(9,
с.191-192).
В.И. Даль
толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести
человека».(6, с.345) Он считал: «Нравственный — противоположный телесному, плотскому,
духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного».
«Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но
сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и
ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный,
благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека
с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный,
чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок
нравственный, доброй нравственности, доблести». (6, с. 558).
Мыслители разных веков трактовали понятие
нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о
нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека
совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу
добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного,
благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека». (1, с.
360).
Я.А. Коменский цитировал: «Кто успевает в
науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».
Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н.
Толстой: «Из всех наук, которые должны знать человек, главнейшая есть наука о
том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра». (20,
с.345).
В педагогической энциклопедии нравственное
воспитание определяют так:
Нравственное
воспитание – целенаправленное формирование морального сознания, развитие
нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения.
Нравственное
воспитание – двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии воспитателей
на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных
понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в
поступках и во всем поведении. Нравственные понятия становятся руководством к
действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и
превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек
нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном
отношении, его нравственной зрелости. Единство нравственного сознания,
воплощенное в устойчивых нравственных качествах, - важнейший показатель
соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием личности. (14,
с.153-159).
Нравственное
воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической,
соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни
школьников: деятельности, отношений, общения с учётом их возрастных и
индивидуальных особенностей. (10, с.265).
Специфической особенностью процесса
нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен,
а результаты его отсрочены во времени.
Существенным признаком процесса нравственного
воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных
задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для
достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип
последовательности реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся.
(2, с.386).
Если во все времена признавали
огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, тем больше
значение имеет эта проблема в системе современного воспитания. На нравственное
формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и
биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические,
как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода
отношений.
В процессе
воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование её
нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и
находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть
определенным образом организованы и в той или иной мере согласовать свою
деятельность с другими членами сообщества, подчиняться определенным норма,
правилам и требованиям. Вот почему в каждом обществе вырабатывается множество
разнообразных средств, функций которых является регуляция поведения человека во
всех сферах его жизни и деятельности. Такую регулирующую функцию, в частности,
выполняют правовые нормы и различные постановления государственных органов,
производственно-административные правила на предприятиях и в учреждениях,
уставы и инструкции, указания и приказы служебных лиц и, наконец,
нравственность.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|