Классный руководитель как организатор нравственного развития учащихся
Есть существенные отличия в том, как влияют на
поведение людей различные правовые нормы, законы, административные правила и
указания, с одной стороны, и нравственность – с другой. Правовые и
административные нормы и правила имеют обязательный характер, и за их нарушение
личность несет юридическую или административную ответственность. Иное дело
нравственность или мораль. Нормы и правила, которые относятся к её сфере,
такого обязательного характера не имеют, и практически их соблюдение зависит от
самой личности. Когда же тот или иной человек их нарушает, общество, знакомые и
незнакомые люди имеют только одно средство воздействия на него – силу
общественного мнения; упрёки, моральное порицание и, наконец, общественное
осуждение, если аморальные действия и поступки приобретают уже более серьёзный
характер. Таким образом соблюдение моральных норм и правил базируется не на принуждении,
а главным образом на сознательности самой личности, на понимание ею этих норм и
правил и необходимости их соблюдения. Соблюдение моральных требований, их
поддержка личностью обычно ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм
и правил, отступление от них характеризуется как нравственное зло.
Понимание этого и побуждает личность вести себя в
соответствии с моральными требованиями общества, совершенствовать свое
поведение, что одновременно означает и её моральное развитие. Правда
немаловажную роль здесь играет сам характер нравственности и ее содержание.
Моральные усовершенствования поддерживаются не только
силой общественного мнения. Большую роль в этом играют нравственные обычаи,
привычки и традиции, которые культивируются в обществе. Люди давно заметили,
что нравственность личности не может основываться только на её моральной
сознательности, что она становиться более прочной, когда соблюдение
нравственных норм и правил приобретает характер привычных способов поведения и
деятельности. Поскольку соблюдение нравственных требований общества в конечном
итоге зависит от самой личности, поскольку она выступает в качестве
хранительницы и субъекта морального прогресса, вполне понятно, какое огромное
значение приобретает нравственное воспитание, повышение его содержательности и
педагогической действительности. Многие общественные деятели, писатели и
педагоги с давних времен считали, что нравственное воспитание не только
оказывает решающее влияние на формирование положительных качеств, но и является
главной задачей школы и должно быть в центре её воспитательной деятельности.
(20, с.340-342).
Одна из задач нравственного воспитания школы –
правильно организовать деятельность ребёнка. Поэтому важно изучить способы
организации нравственного воспитания (формы и методы).
Процесс воспитания осуществляется в различных формах
при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. Понятие форма
воспитания в педагогической литературе определяют так – это способ
организации воспитательного процесса. Формы организации воспитательного
процесса в самом общем виде отражают отношения, которые складываются между
воспитателями и воспитанниками.
Классифицируют формы воспитания в зависимости от
количества воспитанников, – охвачен весь класс, небольшие группы или отдельные
ученики (фронтальная, групповая, индивидуальная работа). Это наиболее
распространенная классификация. (13, с. 157).
Правомерна и классификация форм организации
воспитательной деятельности в зависимости от методов воспитания: 1) словесные
формы (собрания, сборы, лекции, доклады, диспуты, встречи и т.д.); 2)
практические формы (походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады и конкурсы и
т.п.); 3) наглядные формы (школьные музеи, выставки разных жанров, тематические
стенды и др.). (5, с 143).
Приведенные классификации, разумеется, не раскрывают
всего богатства воспитательного процесса. В сложном процессе нравственного
воспитания возможны разные формы организации. Из приведенных классификаций форм
воспитания наиболее универсальной нам представляется первая.
По мнению Н.И. Болдырева, в организации нравственного
воспитания важна его инструментовка. Воспитатель может влиять на ученика
непосредственно, с глазу на глаз, но может и через его товарищей, через
ученический коллектив.
Под методами воспитания понимают способы
воздействия воспитателей на воспитанников и организацию их деятельности. Методы
нравственного воспитания выступают как пути и способы формирования
нравственного сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и
привычек поведения.
Процесс нравственного воспитания двухсторонний: с
одной стороны, организационное и целенаправленное воздействие воспитателей, с
другой – организованная и целенаправленная деятельность воспитанников. Осуществлению
процесса нравственного воспитания способствуют методы убеждения и методы
упражнения.
Убеждение – это воздействие на сознание, чувства и
волю воспитанников с целью формирования у них положительных качеств и
преодоления отрицательных. Воспитатели разъясняют школьникам нормы и правила
поведения. Однако убеждение не ограничивается лишь словесным разъяснением,
беседами. Убеждают воспитанников и их собственный опыт, практика, конкретные
дела, личный пример окружающих людей, и прежде всего педагогов, родителей,
общение с ними. В целях убеждения используются книги, кинофильмы, теле- и
радиопередачи. Всё это содействует нравственному просвещению учащихся,
вооружает их знаниями о морали, формирует нравственные понятия и убеждения.
Упражнение – это планомерно организованное выполнение
различных действий, практических дел с целью формирования и развития личности.
Функции упражнения не ограничиваются лишь приучением к правильному поведению. В
процессе упражнения развивается сознание, формируются взгляды и убеждения,
обогащаются чувства.
В процессе нравственного воспитания применяются и
такие методы, как поощрение и наказание. Их обычно используют для
одобрения положительных поступков и действий учащихся и для осуждения
отрицательных.
Выбор методов зависит от содержания воспитательной
деятельности, от её направленности. Так, в процессе нравственного просвещения
на первое место, естественно, выдвигается убеждение; в трудовом воспитании –
упражнение; в воспитании дисциплинированности и ответственности наряду с
основными методами применяются также поощрение и наказание. (5, с.144-149).
М.И. Рожков
и Л.В. Байбородова выделяют следующие бинарные методы нравственного
воспитания-самовоспитания: убеждение и самоубеждение (интеллектуальная сфера),
стимулирование и мотивация (мотивационная сфера), внушение и самовнушение
(эмоциональная сфера), требование и упражнение (волевая сфера), коррекция и
самокоррекция (сфера саморегуляции), воспитывающие ситуации и социальные
пробы-испытания (предметно-практическая сфера), метод дилемм и рефлексия
(экзистенциальная сфера). (17, 114).
Эти методы
нам кажутся наиболее эффективными в наше время в процессе нравственного
воспитания, которые рассмотрим конкретно во второй главе.
Итак,
рассматривая нравственное воспитание, мы пришли к выводу, что школе принадлежит
приоритетная роль в нравственном процессе. Узнали, что существуют различные
формы и методы нравственного воспитания.
Глава II: Деятельность
классного руководителя в процессе осуществления процесса нравственного
воспитания.
1. Нравственное воспитание учащихся как
важнейшая задача классного руководителя.
В первой
главе мы выяснили, что нравственное формирование учащихся является важнейшей
задачей школьного воспитания. В этой связи возникает вопрос о специфических
особенностях деятельности классного руководителя по нравственному воспитанию
учащихся.
И.Ф.
Харламов считает, что воспитательная деятельность классного руководителя в
школе охватывает множество проблем и является исключительно многогранной как по
содержанию, так и по разнообразию методов, форм и средств педагогического
воздействия на учащихся. Какую бы сторону учения и практической деятельности
школьника мы ни взяли, она так или иначе находит свое отражение в работе его
наставника, касается обязанностей педагога. Но поскольку любая область
поведения и жизни учащихся затрагивает сферу нравственности, постольку все
разнообразные виды педагогической деятельности классного руководителя так или
иначе связаны и направлены на моральное воспитание, на стимулирование нравственного
развития учащихся.
Основополагающее
значение этой стороны в работе классного руководителя состоит в том, что
ведущим направлением деятельности его является формирование у школьников основ
научного мировоззрения, воспитание их в духе общественной морали, работа по
идейно-нравственному убеждению учащихся.
Если учителя
осуществляют нравственное воспитание главным образом в процессе обучения,
используя для этого содержание изучаемого материала и различные методические
приемы, способствующие осмыслению и усвоению морально-политических идей, то
классные руководители проводят эту работу в системе внеурочных мероприятий,
то есть классный руководитель выступает как основной организатор нравственного
воспитания учащихся во внеурочное время. Вполне понятно, что деятельность
классного руководителя в этом направлении характеризуется большой сложностью,
широким методическим разнообразием и требует глубокого осмысления возлагаемых
на него воспитательных задач и педагогических функций.
Задачи, которые призван решать классный руководитель
по нравственному формированию учащихся в системе организации внеурочной
воспитательной работы, по мнению И.Ф. Харламова, следующие:
1. Вся многообразная внеурочная работа, её содержание
и формы должны иметь четкую нравственную направленность и способствовать
моральному развитию учащихся. Какое бы воспитательное мероприятие ни
проводилось в классе, классному руководителю необходимо всегда глубоко
продумывать его нравственно-формирующее значение и акцентировать внимание на
тех содержательных и методических сторонах, которые содействуют расширению
моральных знаний школьников, побуждают их к анализу собственного поведения и
обогащению нравственного опыта.
2. Существенным компонентом нравственного воспитания
является формирование и развитие морально-политического сознания учащихся. Эта
задача в значительной мере решается учителями в процессе обучения. Вместе с тем
работа по нравственному просвещению учащихся должна продолжаться во внеурочное
время классным руководителем. В его задачу входит согласование внеурочной
морально-разъяснительной работы с нравственным воспитанием учащихся в процессе
учебных занятий и придание ей необходимой системы и целенаправленности. Только
он, зная особенности своего класса и уровень его нравственной воспитанности,
сможет правильно определить содержание и логику проводимых мероприятий по
формированию морально-этического сознания и чувств школьников и способствовать
их интенсивному нравственному развитию.
3. Перед классным руководителем стоит важнейшая
задача по воспитанию у своих питомцев нравственных навыков и привычек,
формированию у них единства слова и поведения. В этом плане огромное значение
имеет вовлечение каждого школьника в практическую общественно-политическую,
трудовую и культурно-массовую деятельность
4. Весьма важной задачей классного руководителя
является подчинение всех сторон внеурочной воспитательной работы моральному
развитию школьников.
5. Наконец, важной задачей классного руководителя в
повышении эффективности внеурочной работы является обеспечение тесной
взаимосвязи и комплексное осуществление политического, нравственного и
трудового воспитания, способствующего формированию у учащихся активной
жизненной позиции. (19, с.5-18).
Мы считаем, что Харламовым не все указаны задачи.
Более точнее и шире раскрыл М.И. Рожков:
·
Обогащение эмоционального
мира детей нравственными переживаниями и формирование нравственных чувств;
·
Вооружение учащихся
знаниями о морали, раскрытие её сущности, социальной и психологической
целесообразности моральных норм; формирование культуры и организации
повседневного быта, навыков и привычек нравственного поведения;
·
Систематическое
накопление и обогащение опыта нравственного поведения учащихся путем
организации их практической деятельности;
·
Организация нравственного
самовоспитания детей. (8, с.20).
Следующие функции должен выполнять классный
руководитель по организации процесса нравственного воспитания и повышения его
педагогической действенности:
Одной из существенных функций классного руководителя
является систематическое и всестороннее изучение учащихся, особенностей
их характера, поведения и моральной воспитанности в целом.
Процесс нравственного воспитания в школе
характеризуется многоплановостью и разнообразием средств педагогического
воздействия на учащихся. Каждый школьник находится под постоянным влиянием
различных учителей, сверстников, общественных организаций, а также семьи.
Поэтому важной функцией классного руководителя является обеспечение единых
требований к учащимся со стороны школы и семьи.
В нравственном воспитании большую роль играет
разумное использование мер поощрения учащихся за добросовестное отношение к
выполнению своих обязанностей, ученического долга и проявление высокой
сознательности в работе. Опыт показывает, что кто бы ни прибегал к применению
мер стимулирования положительного поведения учащихся, в большинстве случаев
необходимо предварительно посоветоваться с классным руководителем, как лучше
использовать различные меры поощрения и общественного осуждения по отношению к
тем или иным школьникам, чтобы эти меры оказались педагогически эффективными.
Есть ещё одна немаловажная функция классного
руководителя, связанная с организацией нравственного воспитания учащихся. Речь
идёт о тех серьёзных отклонениях в моральном развитии отдельных школьников,
которые иногда имеют место в школе. (19, с.20-22).
Многообразие и сложность возлагаемых на классного
руководителя задач и функций по организации и осуществлению нравственного
воспитания учащихся требуют от него большой энергии, творчества и
организаторских способностей. «Воспитательная работа, - подчеркивал А.С.
Макаренко, - есть прежде всего работа организатора». (11, с.349). По отношению
к деятельности классного руководителя это положение приобретает буквальный
смысл. Только проявляя организаторские умения и вовлекая учащихся в
разнообразную практическую деятельность, он может закалять характер учащихся,
формировать у них устойчивые положительные нравственные качества и стремление к
борьбе против различных аморальных явлений в жизни и в быту. А для этого классный
руководитель должен знать технологию организации (методы и формы).
Классные
руководители отбирают такие формы организации воспитательного процесса, которые
содействуют всестороннему развитию личности, отвечают общим задачам воспитания.
Вместе с тем они учитывают и особенности учащихся того или иного возраста,
конкретные условия жизни классного коллектива. Рассмотрим основные формы и
методы нравственного просвещения и убеждения школьников, которые выделил
Болдырев.
Классный час. Это наиболее распространённая форма организации
воспитательной работы классного руководителя. Проведение классных часов заранее
предусматривается в плане воспитательной работы. При проведении классных часов
преобладает форма свободного общения учащихся с классным руководителем.
Классный час – это не обычное воспитательное мероприятие. К нему надо хорошо
готовиться, чтобы он запоминался школьниками, оставлял след в их сознании, влиял
на их поведение.
Тематика классных часов во многом зависит от возраста
учащихся, уровня их воспитанности, от конкретных условий жизни и деятельности
ученического коллектива. В V-VI классах обычно проводятся беседы о
трудолюбии и бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и
отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности и др. В VII-VIII
классах – о сознательной дисциплине, скромности, долге и чести, счастье и
достоинстве человека, целеустремленности, культуре общения и др. В старших
классах проводятся классные часы о нравственности, об активной жизненной
позиции и др. Старшеклассники обычно принимают активное участие в подготовке и
проведении классных часов.
Основное требование к классному часу – это активное
участие в нем всех учащихся; никто в классе не может оставаться пассивным
наблюдателем – всем можно найти дело при его подготовке и проведении. Классные
часы не следует использовать для поучений и наставлений, для разноса и нотации.
(4, с.77-79).
Беседы. В воспитательной деятельности классных руководителей
большое место занимают этические беседы. Они имеют целью обогатить моральными
представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и
действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается
оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей.
Повышению эффективности этических бесед способствуют высокий нравственный и
культурный уровень классного руководителя, их эмоциональность в подаче
материала, умение вызвать учащихся на откровенность, заставить проникнуться
доверием к воспитателям.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|