бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Классный руководитель как организатор нравственного развития учащихся бесплатно рефераты

Есть существенные отличия в том, как влияют на поведение людей различные правовые нормы, законы, административные правила и указания, с одной стороны, и нравственность – с другой. Правовые и административные нормы и правила имеют обязательный характер, и за их нарушение личность несет юридическую или административную ответственность. Иное дело нравственность или мораль. Нормы и правила, которые относятся к её сфере, такого обязательного характера не имеют, и практически их соблюдение зависит от самой личности. Когда же тот или иной человек их нарушает, общество, знакомые и незнакомые люди имеют только одно средство воздействия на него – силу общественного мнения; упрёки, моральное порицание и, наконец, общественное осуждение, если аморальные действия и поступки приобретают уже более серьёзный характер. Таким образом соблюдение моральных норм и правил базируется не на принуждении, а главным образом на сознательности самой личности, на понимание ею этих норм и правил и необходимости их соблюдения. Соблюдение моральных требований, их поддержка личностью обычно ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как нравственное зло.

Понимание этого и побуждает личность вести себя в соответствии с моральными требованиями общества, совершенствовать свое поведение, что одновременно означает и её моральное развитие. Правда немаловажную роль здесь играет сам характер нравственности и ее содержание.

Моральные усовершенствования поддерживаются не только силой общественного мнения. Большую роль в этом играют нравственные обычаи, привычки и традиции, которые культивируются в обществе. Люди давно заметили, что нравственность личности не  может основываться только на её моральной сознательности, что она становиться более прочной, когда соблюдение нравственных норм и правил приобретает характер привычных способов поведения и деятельности. Поскольку соблюдение нравственных требований общества в конечном итоге зависит от самой личности, поскольку она выступает в качестве хранительницы и субъекта морального прогресса, вполне понятно, какое огромное значение приобретает нравственное воспитание, повышение его содержательности и педагогической действительности. Многие общественные деятели, писатели и педагоги с давних времен считали, что нравственное воспитание не только оказывает решающее влияние на формирование положительных качеств, но и является главной задачей школы и должно быть в центре её воспитательной деятельности. (20, с.340-342).

Одна из задач нравственного воспитания школы – правильно организовать деятельность ребёнка. Поэтому важно изучить способы организации нравственного воспитания (формы и методы).

4. Общее понятие о формах, методах нравственного воспитания.

Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. Понятие форма воспитания в педагогической литературе определяют так – это способ организации воспитательного процесса. Формы организации воспитательного процесса в самом общем виде отражают отношения, которые складываются между воспитателями и воспитанниками.

Классифицируют формы воспитания в зависимости от количества воспитанников, – охвачен весь класс, небольшие группы или отдельные ученики (фронтальная, групповая, индивидуальная работа). Это наиболее распространенная классификация. (13, с. 157).

Правомерна и классификация форм организации воспитательной деятельности в зависимости от методов воспитания: 1) словесные формы (собрания, сборы, лекции, доклады, диспуты, встречи и т.д.); 2) практические формы (походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады и конкурсы и т.п.); 3) наглядные формы (школьные музеи, выставки разных жанров, тематические стенды и др.). (5, с 143).

Приведенные классификации, разумеется, не раскрывают всего богатства воспитательного процесса. В сложном процессе нравственного воспитания возможны разные формы организации. Из приведенных классификаций форм воспитания наиболее универсальной нам представляется первая.

По мнению Н.И. Болдырева, в организации нравственного воспитания важна его инструментовка. Воспитатель может влиять на ученика непосредственно, с глазу на глаз, но может и через его товарищей, через ученический коллектив.

Под методами воспитания понимают способы воздействия воспитателей на воспитанников и организацию их деятельности. Методы нравственного воспитания выступают как пути и способы формирования нравственного сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек поведения.

Процесс нравственного воспитания двухсторонний: с одной стороны, организационное и целенаправленное воздействие воспитателей, с другой – организованная и целенаправленная деятельность воспитанников. Осуществлению процесса нравственного воспитания способствуют методы убеждения и методы упражнения.

Убеждение – это воздействие на сознание, чувства и волю воспитанников с целью формирования у них положительных качеств и преодоления отрицательных. Воспитатели разъясняют школьникам нормы и правила поведения. Однако убеждение не ограничивается лишь словесным разъяснением, беседами. Убеждают воспитанников и их собственный опыт, практика, конкретные дела, личный пример окружающих людей, и прежде  всего педагогов, родителей, общение с ними. В целях убеждения используются книги, кинофильмы, теле- и радиопередачи. Всё это содействует нравственному просвещению учащихся, вооружает их знаниями о морали, формирует нравственные понятия и убеждения.

Упражнение – это планомерно организованное выполнение различных действий, практических дел с целью формирования и развития личности. Функции упражнения не ограничиваются лишь приучением к правильному поведению. В процессе упражнения развивается сознание, формируются взгляды и убеждения, обогащаются чувства.

В процессе нравственного воспитания применяются и такие методы, как поощрение и наказание. Их обычно используют для одобрения положительных поступков и действий учащихся и для осуждения отрицательных.

Выбор методов зависит от содержания воспитательной деятельности, от её направленности. Так, в процессе нравственного просвещения на первое место, естественно, выдвигается убеждение; в трудовом воспитании – упражнение; в воспитании дисциплинированности и ответственности наряду с основными методами применяются также поощрение и наказание. (5, с.144-149).

М.И. Рожков и Л.В. Байбородова выделяют следующие бинарные методы нравственного воспитания-самовоспитания: убеждение и самоубеждение (интеллектуальная сфера), стимулирование и мотивация (мотивационная сфера), внушение и самовнушение (эмоциональная сфера), требование и упражнение (волевая сфера), коррекция и самокоррекция (сфера саморегуляции), воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания (предметно-практическая сфера), метод дилемм и рефлексия (экзистенциальная сфера). (17, 114).

Эти методы нам кажутся наиболее эффективными в наше время в процессе нравственного воспитания, которые  рассмотрим конкретно во второй главе.  

Итак, рассматривая нравственное воспитание, мы пришли к выводу, что школе принадлежит приоритетная роль в нравственном процессе. Узнали, что существуют различные формы и методы нравственного воспитания.

Глава II: Деятельность классного руководителя в процессе осуществления процесса нравственного воспитания.


1. Нравственное воспитание учащихся как важнейшая задача классного руководителя.

В первой главе мы выяснили, что нравственное формирование учащихся является важнейшей задачей школьного воспитания. В этой связи возникает вопрос о специфических особенностях деятельности классного руководителя по нравственному воспитанию учащихся.

И.Ф. Харламов считает, что воспитательная деятельность классного руководителя в школе охватывает множество проблем и является исключительно многогранной как по содержанию, так и по разнообразию методов, форм и средств педагогического воздействия на учащихся. Какую бы сторону учения и практической деятельности школьника мы ни взяли, она так или иначе находит свое отражение в работе его наставника, касается обязанностей педагога. Но поскольку любая область поведения и жизни учащихся затрагивает сферу нравственности, постольку все разнообразные виды педагогической деятельности классного руководителя так или иначе связаны и направлены на моральное воспитание, на стимулирование нравственного развития учащихся.

Основополагающее значение этой стороны в работе классного руководителя состоит в том, что ведущим направлением деятельности его является формирование у школьников основ научного мировоззрения, воспитание их в духе общественной морали, работа по идейно-нравственному убеждению учащихся.

Если учителя осуществляют нравственное воспитание главным образом в процессе обучения, используя для этого содержание изучаемого материала и различные методические приемы, способствующие осмыслению и усвоению морально-политических идей, то классные руководители проводят эту работу в системе внеурочных мероприятий, то есть классный руководитель выступает как основной организатор нравственного воспитания учащихся во внеурочное время. Вполне понятно, что деятельность классного руководителя в этом направлении характеризуется большой сложностью, широким методическим разнообразием и требует глубокого осмысления возлагаемых на него воспитательных задач и педагогических функций. 

Задачи, которые  призван решать классный руководитель по нравственному формированию учащихся в системе организации внеурочной воспитательной работы, по мнению И.Ф. Харламова, следующие:

1. Вся многообразная внеурочная работа, её содержание и формы должны иметь четкую нравственную направленность и способствовать моральному развитию учащихся. Какое бы воспитательное мероприятие ни проводилось в классе, классному руководителю необходимо всегда глубоко продумывать его нравственно-формирующее значение и акцентировать внимание на тех содержательных и методических сторонах, которые содействуют расширению моральных знаний школьников, побуждают их к анализу собственного поведения и обогащению нравственного опыта.

2. Существенным компонентом нравственного воспитания является формирование и развитие морально-политического сознания учащихся. Эта задача в значительной мере решается учителями в процессе обучения. Вместе с тем работа по нравственному просвещению учащихся должна продолжаться во внеурочное время классным руководителем. В его задачу входит согласование внеурочной морально-разъяснительной работы с нравственным воспитанием учащихся в процессе учебных занятий и придание ей необходимой системы и целенаправленности. Только он, зная особенности своего класса и уровень его нравственной воспитанности, сможет правильно определить содержание и логику проводимых мероприятий по формированию морально-этического сознания и чувств школьников и способствовать их интенсивному нравственному развитию.

3. Перед классным руководителем стоит важнейшая задача по воспитанию у своих питомцев нравственных навыков и привычек, формированию у них единства слова и поведения. В этом плане огромное значение имеет вовлечение каждого школьника в практическую общественно-политическую, трудовую и культурно-массовую деятельность

4. Весьма важной задачей классного руководителя является подчинение всех сторон внеурочной воспитательной работы моральному развитию школьников.

5. Наконец, важной задачей классного руководителя в повышении эффективности внеурочной работы является обеспечение тесной взаимосвязи и комплексное осуществление политического, нравственного и трудового воспитания, способствующего формированию у учащихся активной жизненной позиции. (19, с.5-18).

Мы считаем, что Харламовым не все указаны задачи. Более точнее и шире раскрыл М.И. Рожков:

·        Обогащение эмоционального мира детей нравственными переживаниями и формирование нравственных чувств;

·        Вооружение учащихся знаниями о морали, раскрытие её сущности, социальной и психологической целесообразности моральных норм; формирование культуры и организации повседневного быта, навыков и привычек нравственного поведения;

·        Систематическое накопление и обогащение опыта нравственного поведения учащихся путем организации их практической деятельности;

·        Организация нравственного самовоспитания детей. (8, с.20).

Следующие функции должен выполнять  классный руководитель по организации процесса нравственного воспитания и повышения его педагогической действенности:

Одной из существенных функций классного руководителя является систематическое и всестороннее изучение учащихся, особенностей их характера, поведения и моральной воспитанности в целом.

Процесс нравственного воспитания в школе характеризуется многоплановостью и разнообразием средств педагогического воздействия на учащихся. Каждый школьник находится под постоянным влиянием различных учителей, сверстников, общественных организаций, а также семьи. Поэтому важной функцией классного руководителя является обеспечение единых требований к учащимся со стороны школы и семьи.

В нравственном воспитании большую роль играет разумное использование мер поощрения учащихся за добросовестное отношение к выполнению своих обязанностей, ученического долга и проявление высокой сознательности в работе. Опыт показывает, что кто бы ни прибегал к применению мер стимулирования положительного поведения учащихся, в большинстве случаев необходимо предварительно посоветоваться с классным руководителем, как лучше использовать различные меры поощрения и общественного осуждения по отношению к тем или иным школьникам, чтобы эти меры оказались педагогически эффективными.

Есть ещё одна немаловажная функция классного руководителя, связанная с организацией нравственного воспитания учащихся. Речь идёт о тех серьёзных отклонениях в моральном развитии отдельных школьников, которые иногда имеют место в школе. (19, с.20-22). 

Многообразие и сложность возлагаемых на классного руководителя задач и функций по организации и осуществлению нравственного воспитания учащихся требуют от него большой энергии, творчества и организаторских способностей. «Воспитательная работа, - подчеркивал А.С. Макаренко, - есть прежде всего работа организатора». (11, с.349). По отношению к деятельности классного руководителя это положение приобретает буквальный смысл. Только проявляя организаторские умения и вовлекая учащихся в разнообразную практическую деятельность, он может закалять характер учащихся, формировать у них устойчивые положительные нравственные качества и стремление к борьбе против различных аморальных явлений в жизни и в быту. А для этого классный руководитель должен знать технологию организации (методы и формы).

2. Методы нравственного воспитания в работе классного руководителя.

2.1. Основные формы  метода убеждения.

Классные руководители отбирают такие формы организации воспитательного процесса, которые содействуют всестороннему развитию личности, отвечают общим задачам воспитания. Вместе с тем они учитывают и особенности учащихся того или иного возраста, конкретные условия жизни классного коллектива. Рассмотрим основные формы и методы нравственного просвещения и убеждения школьников, которые выделил Болдырев.

Классный час. Это наиболее распространённая форма организации воспитательной работы классного руководителя. Проведение классных часов заранее предусматривается в плане воспитательной работы. При проведении классных часов преобладает форма свободного общения учащихся с классным руководителем. Классный час – это не обычное воспитательное мероприятие. К нему надо хорошо готовиться, чтобы он запоминался школьниками, оставлял след в их сознании, влиял на их поведение.

Тематика классных часов во многом зависит от возраста учащихся, уровня их воспитанности, от конкретных условий жизни и деятельности ученического коллектива. В V-VI классах обычно проводятся беседы о трудолюбии и бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности и др. В VII-VIII классах – о сознательной дисциплине, скромности, долге и чести, счастье и достоинстве человека, целеустремленности, культуре общения и др. В старших классах проводятся классные часы о нравственности, об активной жизненной позиции и др. Старшеклассники обычно принимают активное участие в подготовке и проведении классных часов.

Основное требование к классному часу – это активное участие в нем всех учащихся; никто в классе не может оставаться пассивным наблюдателем – всем можно найти дело при его подготовке и проведении. Классные часы не следует использовать для поучений и наставлений, для разноса и нотации. (4, с.77-79).

Беседы. В воспитательной деятельности классных руководителей большое место занимают этические беседы. Они имеют целью обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей. Повышению эффективности этических бесед способствуют высокий нравственный и культурный уровень классного руководителя, их эмоциональность в подаче материала, умение вызвать учащихся на откровенность, заставить проникнуться доверием к воспитателям.

Страницы: 1, 2, 3, 4